Идеальный человек. Идеалы в жизни человека. Темная ночь души

ПРАГА---На этот раз у «Эхо Кавказа» два «гостя недели» - прославленные грузинские футболисты Александр Чивадзе и Владимир Гуцаев. Они вспоминают своего друга и одноклубника, заслуженного мастера спорта, победителя Кубка обладателей кубков УЭФА 1982 года, дважды признанного лучшим футболистом года в советском футболе Рамаза Шенгелия. Футболист скончался вчера утром, по предварительным данным, от сердечного приступа. Интервью с Чивадзе и Гуцаевым записал Олег Кусов.

Олег Кусов: Александр Чивадзе был капитаном и тбилисского «Динамо», и советской сборной, в составе которой он выступал вместе с Рамазом Шенгелия.

Александр Чивадзе: Рамаз Шенгелия - одна из тех легенд, которые вошли в историю советского, грузинского футбола и «Динамо» Тбилиси. Он был совершенным футболистом. Дважды лучшим футболистом Советского Союза, а чемпионат Советского Союза был одним из сильнейших во всем мире, и в любой команде играли звезды. Это очень большая потеря.

Олег Кусов: Владимир Гуцаев играл с Рамазом Шенгелия в нападении.

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00

В отдельном окне

Владимир Гуцаев: Он не только для грузинского футбола, но для всего постсоветского пространства был величайшей фигурой. Ведь не просто он стал дважды лучшим футболистом Советского Союза в свое время, так просто это звание не дается. Поэтому, я считаю, что он не то что много, а очень много значит и для грузинского, и для советского футбола.

Олег Кусов: Партнером он, конечно, был идеальным на поле, а вот в жизни каким вы его знали?

Владимир Гуцаев: В жизни это был идеальный человек, который никогда не повышал голоса. И вот, кстати, сегодня, когда я пришел в его семью, мне удалось побеседовать с его супругой. Она прямо сказала: «я была столько лет за ним замужем, и не помню, чтобы в семье он повысил голос». Этот человек, конечно, очень положительный.

Александр Чивадзе: Добродушный, отличный семьянин, он оставил двоих детей, внуки есть.

Олег Кусов: Я слышал, что он очень серьезно относился к спортивному режиму, никогда его не нарушал.

Александр Чивадзе: Да, я бы сказал, что он был эталоном, и очень много трудился.

Олег Кусов: А после того, как он окончил играть, чем он занимался? Его знания были использованы?

Александр Чивадзе: Да, когда мы закончили играть, когда грузинский футбол стал самостоятельным, я был первым тренером национальной сборной Грузии, и он был у меня в составе тренеров. А в последнее время был почетным вице-президентом Федерации футбола Грузии.

Олег Кусов: Если вспомнить звездный состав вашей команды «Динамо» 80-х годов, ваш опыт как-то сегодня востребован грузинским футболом, который находится не в лучшем сейчас положении?

Александр Чивадзе: Я сейчас работаю вице-президентом Федерации футбола, и одновременно являюсь старшим тренером молодежной сборной. У Сулаквелидзе есть академия, Габелия тоже работает в футболе, Костава работает в футболе, Копалеишвили… Ребята работают.

Олег Кусов: Вы играли вместе с Рамазом в сборной страны, вы были капитаном на первенстве мира в Испании. К Рамазу и к вам интерес проявляли зарубежные клубы?

Александр Чивадзе: Не только к Рамазу, у половины игроков было очень много предложений из Европы. К сожалению, тогда была такая ситуация, что не было возможности сыграть за рубежом. Из Испании, из Италии, из Англии у него всегда были предложения.

Олег Кусов: А от того, что, допустим, вы или Рамаз, или Гуцаев не могли поехать играть за рубеж, проиграл грузинский футбол?

Александр Чивадзе: В Советском Союзе не было такой рекламы футболистов, как за границей. А кроме того, играть в лучших командах мира, конечно, и с финансовой точки зрения тоже не последний аргумент. Ты заканчиваешь футбол, ты должен заслужить… Каждый должен жить по своему дарованию. А Рамаз был великим футболистом.

Олег Кусов: Владимир, играя в одной команде, вы – осетин, Дараселия был абхазом, Рамаз… Как Рамаз потом переживали распад футбольного пространства?

Владимир Гуцаев: Во-первых, я по сей день считаю, что распад такого чемпионата, как чемпионат Советского Союза, где был огромный масштаб, и играли сильнейшие команды Европы, скажем так, очень печальный факт. И я считаю, то, что до сих пор команды не могут влиться в элиту европейского футбола, и долго еще не вольются, - это как раз результат распада футбольного чемпионата Советского Союза. И ребята, и Рамаз это очень переживали; переживали, что грузинский футбол не может встать на ноги как следует. Это, конечно, последствия всего того, что случилось.

Наброски о Со-Вершенстве

Татьяна Гинзбург

Кто такой Совершенный Человек?

Существует ли он, или это только миф?

Миф о Герое или Полубоге?

Где – вершина человеческого развития?

Эти редкие вопросы, возможно, и возникают в головах людей, но как правило, если эту тему спустили на занятиях по философии в каком-нибудь ВУЗе, уж слишком эта тема сложна и далека от обыденности.

Если все-таки задуматься, то ответы на эти вопросы упираются в ответ на вопрос о цели и смысле человеческого бытия. Зачем Человек рождается в этом мире? Какова его миссия? Каков смысл его жизни? И что вообще такое смысл в данном контексте – это нечто, что каждый индивид может сам себе придумать, или есть какой-то «общий, идеальный» смысл жизни человека, к которому каждый из нас может стремиться?

Если считать, что человек случайное порождение природы, и его психика лишь «высшая нервная деятельность», то получается что Совершенство, как качество человека - невозможно, поскольку отсутствие смысла жизни также порождает отсутствие идеи о Вершине человеческой жизни. Конечно, некоторые люди, находят щели в этом мировоззрении, и совершают подвиги в науке, или в культуре.

И, может быть, это признак того, что в психическом мире человека все-таки есть представление и о Вершине и о Смысле бытия, и даже умом признавая первичность материи, и случайность своего существования, человек целостно превосходит эту ограниченность и ищет способы достичь Вершины Бытия.

Попробуем рассмотреть теистическую версию жизни человека. Человек – продукт Бога, сын Его. Отсюда – понятие о совершенстве проистекает легко – реализовать замысел Творца – значит достичь Совершенства. И в мифологии человечества есть истории о таких людях, например, Иисус Христос.

Но, к сожалению, или может быть к счастью, мы живем в более сложную эпоху, чем жили наши предки скажем в средние века, или даже при коммунизме. И сейчас, при том потоке информации, в том числе о духовных и эзотерических традициях мира, о Вселенной, о Большом Взрыве, поверить в ситуацию порождения человека Богом становится все сложнее. Еще Лаплас сказал о Боге - «Сир, я не нуждался в этой гипотезе». И возвращаться к ней в нашу эпоху – это проявлять слабость.

Что же тогда остается?

Я, как человек, вдруг обнаруживаю себя существующим в этом мире. Мир вокруг очень сложен, и постоянно отвлекает, занимает мое внимание. И если вдруг случайно, я все-таки обращаюсь к вопросу «Кто Я» - то найти ответ на этот вопрос, как правило, не получается…

Или потому, что его просто не существует (смотри предыдущие рассуждения и довольствуйся эрзацем).

Или для этого необходимы – навыки, концентрация, настоящее намерение, благоприятные внешние условия и, может быть, что-то еще.

И, возможно, такое состояние человеческого существа, при котором он может найти ответы на вопросы о смысле своей жизни, и о смысле бытия и реализовать их, и есть – ВЕРШИНА.

А человек, достигший этой Вершины – является Совершенным.

Идеальный человек, каков он? Многие люди стремятся к некому стандарту, пытаются стать теми, кем они не являются. Хорошим примером является современное помешательство на стандартах красоты. У женщин есть даже точные размеры до сантиметра (90 — 60 — 90), а мужчины непременно должны быть подкачаны и брутальны.

Стандарты кругом. Есть стандарты заработка, стандарты профессионального успеха, стандарты красоты, стандарты юмора и так далее. Эти стандарты задают тон всей нашей жизни. Существует не так много людей, которые могут на все это наплевать, ведь мы социальные существа.

Многие люди бросаются из крайности в крайность, то пытаясь соответствовать стандартам на 100%, то совсем отрицая их.

Идеальный человек, он существует?

Мне вспомнилась одна история, к сожалению не помню где ее читал. Суть в следующем. После второй мировой войны американцы заказали исследование, какая эргономика должна быть в кабине самолета: расстояние до штурвала, высота кресла, расположение приборов и т.д.

Ученые тут же провели исследование, провели замеры у сотен летчиков и составили список усредненных размеров человеческого тела, такой “средний летчик”.. Казалось бы, задача выполнена. Однако нашелся один ученый, который решил проверить, какой процент летчиков подходит под описание этого “среднего”. И знаете, что получилось? Он не нашел ни одного. После этого кабины настраиваются только под конкретного пилота.

Этот пример хорошо иллюстрирует, что никакой нормы не существует. Причем ее не существует не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном, в социальном и так далее. Каждый из нас представляет собой некую уникальную единицу, с совершенно индивидуальным набором свойств.

Идеального человека не существует, но существуют стандарты и ими не следует пренебрегать.

Стандарты

У каждого человека свой набор индивидуальных качеств. Но это не значит, что мы должны этими качествами пренебрегать, раз все-равно нет двух одинаковых людей.

Наоборот, следует на эти качества ориентироваться. Но в каких случаях? Только в случаях, когда это целесообразно и оправдано.

Например, не имеет смысла набирать в ученые-ядерщики людей с низким интеллектом. В данном случае должна быть проведена некая граница интеллектуальных способностей, некий стандарт, ниже которого нельзя опускаться при отборе в эту профессию.

Тоже касается и стандартов красоты. Например, целесообразно и оправдано, что в модели набирают худых и высоких женщин с определенными чертами лица. Но нужно помнить, что модельеры выбирают именно таких женщин по причине того, что на них хорошо смотрится одежда, а не потому, что они идеальны.

Однако, из-за того, что наш мир стал сильно информационно связан, получился странный эффект. Люди имеют доступ практически к любой информации. Если человек узнает, что в модельном бизнесе наблюдаются высокие стандарты на внешность моделей, человек начинает воспринимать внешность эти стандарты, как идеальные. А иначе зачем отбор? Хотя на самом деле они такими не являются, а просто отвечают стандартам профессии.

Так же происходит и со стандартами заработка. Возьмем к примеру бизнес. Чтобы быть в нем успешным, необходимо обладать определенным набором личностных свойств. Однако, необходимо помнить, что эти бизнес-стандарты тоже не являются идеальными, а просто отвечают параметрам, которые задает профессия бизнесмена. Нам же кажется, что раз они зарабатывают больше, то они чем-то лучше нас. Это не так. Они больше зарабатывают только потому, что их профессия подразумевает операции с деньгами.

Может показаться, что я пытаюсь обесценить идеалы. На самом деле это не так, они нужны, но не для того, чтобы им соответствовать, а чтобы задать нам систему координат, чтобы мы могли ориентироваться в том, какие качества необходимы для определенной деятельности.

Сильные и слабые стороны

У каждого из нас свой набор качеств. У каждого человека есть качества, благодаря которым, он или она превосходит остальных. Также есть качества, которые у нас недостаточно развиты.

Идеальный же человек — это тот, у кого все качества развиты в максимальной степени. Конечно же такого человека нет.

Что же делать нам? Если мы хотим быть наиболее эффективными(а не идеальными), необходимо определить наши сильные и слабые качества. Делается это только опытным путем. После чего перед каждым человеком встает творческая задача, которая должна ответить на следующие вопросы. Какая деятельность наиболее полно задействует наши сильные качества и не затрагивает слабые? Какая стратегия поведения наиболее успешна в моей деятельности?

Если человек сумеет найти ответы на два этих вопроса, то он сможет быть успешным. Если же он начнет реализовывать себя без оглядки на свои качества, а ориентируясь на идеал, то скорее-всего его ждет разочарование.

То же касается и наших ожиданий. Ожидать, что другой человек будет соответствовать идеалу несколько неразумно.

В эволюции человека имеется стадия, которая непосредственно предшествует цели человеческих усилий, и когда эта стадия пройдена, к человеку, как к таковому, уже нечего добавить. Он стал совершенным; его человеческая карьера окончена. Великие религии присваивают совершенному человеку различные имена, но каково бы не было это имя, за ним лежит та же самая идея - он и Митра, Кришна, Осирис, Будда, Христос – но это просто символизирует человека, сделавшегося совершенным. Он не принадлежит к какой-то одной религии, нации, человечесткому сообществу, он не органичен рамками одной веры – повсюду это наиболее благородный, совершенный идеал.

Всякая религия провозглашает его, все вероисповедания имеют в нем свое оправдание, он тот идеал, к которому стремится каждая вера, и каждая религия выполняет свою миссию с той эффективностью, с каковой ясностью она этот идеал освещает, и точностью, с какой она указывает путь его достижения. Имя Христа, используемое для совершенного человека в христианстве, это более, чем имя человека – это наименование его состояния. "Христос в вас – надежда славы" – вот идея христианских учителей. Человек по мере долгого течения эволюции достигает состояния Христа, чтобы завершить свой путь, длившийся долгие столетия; он тот, чье имя в западных странах связано с одним из "сыновей бога", который достиг окончательной цели человеческого существования. Слово, обычно употребляемое для обозначения этого состояния – "помазанник". Каждый может достичь этого состояния: "Посмотри внутрь себя, ты Будда", "Пока Христос не сформируется в вас". (*1)

Как всякий желающий стать музыкантом должен слушать шедевры и погружаться в мелодии мастеров музыки, также должны и мы, дети человечества, поднять свои глаза и свои сердца в постоянно возобновляющемся созерцании к вершинам, на которых пребывают совершенные люди нашей расы. Чем мы являемся, они были; чем они являются, мы будем. Все сыны человеческие могут сделать то, что совершил Сын Человеческий, и мы видим в них залог своего собственного триумфа – развитие божественности в нас есть только вопрос эволюции.

Команды: внешние и внутренние

Я иногда подразделяла внутреннюю эволюцию на субморальную, моральную и суперморальную – субморальную, где различие между правильным и неправильным незамечаемо и человек следует своим желаниям без сомнений, не задаваясь вопросом; моральную, где правильное и неправильное различается, становясь более определ нным и содержательным, и происходит борьба за соблюдение закона; и суперморальная, где внешний закон превосходится, поскольку божественная природа управляет своими телами. На моральной стадии закон познается как барьер, ограничение во благо: "Делай это", "Избегай того"; человек борется за повиновение, идет постоянная борьба между высшей и низшей природами. В суперморальном состоянии божественная жизнь в человеке находит свое естественное выражение без внешнего руководства; он любит не потому, что он должен любить, но потому что он сам есть любовь. Цитируя благородные слова христианского посвященного, он действует "не по закону плотских побуждений, но силой вечной жизни". Мораль превзойдена, когда все силы человека направляются к богу как намагниченная иголка поворачивается на север, когда божественность в человеке ищет наилучшее для всех (*2). Борьбы больше нет, поскольку достигнута победа; Христос достиг своего совершенства только когда он стал победителем, мастером жизни и смерти.

Первое посвящение

В эту стадию жизни Христа или жизни Будды вступают посредством первого посвящения, в котором посвящяемый – "малое дитя", иногда "маленький ребенок, трех лет". Человек должен "возвратить детство – состояние, которое он потерял", "стать маленьким ребенком", чтобы "войти в царство". Пройдя через эти врата, он рождается к жизни Христа, и проходя "крестный путь", он проходит через следующие друг за другом врата на этом пути, и в конце его он определенно освобождается от жизненных уз и органичений, умирает ко времени чтобы жить в вечности, и начинает осознавать себя как жизнь, а не как форму.

Нет сомнения, что в раннем христианстве эта стадия эволюции определенно признавалась присущей каждому индивидуальному христианину. Беспокойство св. Павла о том, что Христос мог быть рожден в его обращенных, может служить достаточным свидетельством этому факту, оставляя другие высказывания которые тоже могут быть процитированы; даже этот отдельно взятый стих достаточен, чтобы показать, что в христианском идеале "стадия Христа" понималась как внутреннее состояние, финальный период эволюции каждого верующего (*3). И хорошо, что христиане могут распознать это, а не относить жизнь ученика, оканчивающуюся совершенным человеком, к экзотике, пересаженной в западную почву, но родной только для восточных стран. Этот идеал есть часть истинного и духовного христианства, и рождение Христа в душе каждого христианина есть цель христианского учения. Главная цель религии – это вызвать это рождение, и если бы это мистическое учение выпало из христианства, эта вера не смогла бы поднять к божественности тех, кто ее практикует.

Первое из великих посвящений – это рождение Христа, или Будды, в человеческом сознании, превосхождение сознания "Я", выпадение из ограничений. Как хорошо известно всем ученикам, есть 4 степени, включаемых стадией Христа, между весьма хорошим человеком и мастером-триумфатором. В каждую из этих степеней вступают посредством посвящения, и в течение этих периодов эволюции сознание должно расширяться и расти с целью достигнуть пределов ограничений, налагаемых человеческим телом. В первой из них ощущаемое изменение – это пробуждение сознания в духовном мире, в мире, где сознание идентифицирует себя с жизнью и прекращает отождествлять себя с формами, в которые жизнь в данный момент заключена. Характерная особенность этого пробуждения – это чувство внезапного расширения, распространения за пределы привычных рамок жизни, узнавание Себя, как божественна и могуча жизнь, а не форма, радость, а не печаль, чувство восхитительного мира, прохождение через то, о чем мир может только мечтать. С выходом за рамки ограничений приходит усиленная интенсивность жизни, и когда жизнь течет со всех сторон, радуясь уничтожению барьеров, чувство реальности так живо, что всякая жизнь в форме кажется смертью, а земной свет - темнотой. Это расширение столь изумительное по своей природе, что сознание чувствует, что оно никогда не знало себя раньше, поскольку все, что оно понимало как сознание, есть несознание в присутствии этой бьющей фонтаном жизни. Самосознание, которое начинает зарождаться в ребенке – человечестве, которое развилось, выросло, расширилось за пределы ограничений формы, думающей о себе как об отдельной, говорящей "я", "мне" и "мое", – это самосознание внезапно ощущает все "я" как Себя, все формы – как общее достояние. Оно видит, что ограничения были необходимы для построения центра самости, в котором может существовать самоидентификация, и в то же время оно чувствует, что форма – это только инструмент, который оно использует, в то время как оно само, живое сознание, есть одно из всех живущих. Оно знает полный смысл часто употребляемой фразы о "единстве человечества", и чувствует, что значит жить во всем, что живет и движется (*4), и это сознание сопровождается огромным чувством радости, радости жизни, которая даже в своих слабых отражениях на земле – один из острейших экстазов, известных человеку. Единство не только видимо при помощи интеллекта, но оно чувствуется как удовлетворение стремления к объединению, которое знакомо всем, кто любил; это единство, ощущаемое изнутри, невидимое снаружи; это не концепция, но жизнь.

Во многих страницах старых, но тех же самых строк представлена идея рождения Христа в человеке. Но все же эти слова мира форм не способны показать и четвертой части мира жизни!

Но ребенок должен вырасти в совершенного человека, и многое предстоит сделать, встретиться с усталостью, вытерпеть многие страдания, провести многие битвы, преодолеть многие препятствия, пока Христос, рожденный слабым ребенком, сможет достигнуть состояния совершенного человека. Это жизнь, полная работы среди его братьев – людей; это встреча с насмешкой и подозрением; это доставка вести презрения; это боль покинутости, страсти креста и тьма могилы. Все это лежит перед ним на пути, на который он вступил.

При помощи непрерывной практики ученик должен научиться вбирать сознание других, и фокусировать свое собственное сознание в жизни, а не форме; так он сможет покинуть "ересь разобщения", которая заставляет его воспринимать других как нечто отличное от себя. Он должен расширять свое сознание ежедневной практикой, пока его нормальным состоянием не станет то, что он кртаковременно пережил во время своего первого посвящения. С этой целью он будет пытаться в своей повседневной жизни отождествлять свое сознание с сознанием тех, с кем он входит в контакт день за днем; он будет стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, как они думают, радоваться, как они радуются и страдать, как они страдают. Постепенно он должен развить совершенное сопереживание, симпатию, которая может вибрировать в гармонии с каждой струной человеческой лиры. Постепенно он должен научиться отвечать на любое чувство другого, будь оно низким или высоким, как если бы это было его собственное. Постепенно, при помощи постоянной практики, он должен идентифицировать себя с другими во всех разнообразных условиях их различных жизней. Он должен получить урок радости и урок слез, и это возможно только когда он превзойдет отдельную самость, когда он более не просит чего-либо для себя, но понимает, что он должен жить в жизни один.

Его первая насыщенная борьба будет за то, чтобы отбросить все то, что было для него жизнью, сознанием, реальностью и идти вперед в одиночестве, голым, более не отождествляя себя с какой-либо формой. Он должен изучить закон жизни, лишь при помощи которого может проявиться внутренняя божественность, закон который является антитезисом его прошлого. Закон формы забирает, закон жизни – да т. Жизнь растет, изливая себе через форму, питаемая неистощимым источником жизни в сердце вселенной; и чем больше жизнь изливается наружу, тем огромнее приток изнутри. В начале молодому Христу кажется, что вся его жизнь покидает его, поскольку его руки остаются пустыми после излияния своих даров неблагодарному миру; и только когда низшая природа определенно пожертвована, ощущается вечная жизнь, и то, что казалось смертью существа, оказывается рождением к более полной жизни (*5).

Второе посвящение

Сознание развивается, пока первая стадия пути не пройдена, и ученик не увидит перед собой вторые врата посвящения, символизируемые в христианском писании крещением Христа. В то время как он опускается в воды мировых печалей, реку, в которой должен быть крещен каждый спаситель людей, новый поток божественной жизни проистекает на него; его сознание осозна т себя Сыном, в котором жизнь Отца находит соответствующее выражение. Он чувствует жизнь Монады, его Отца Небесного, проистекающую в его сознание, он осознает, что един, не только с людьми, но и со своим небесным Отцом, и то, что он живет на земле есть только выражение воли его Отца, его проявленный организм. С этих пор его служение людям – наиболее явный факт его жизни. Он Сын, которого люди должны слушать, потому что из него проистекает скрытая жизнь, и он стал каналом, через который эта скрытая жизнь может достичь внешнего мира. Он священник таинственного Бога, который вошел в покрывале, а выступает со славой, сияющей от его лица, которая есть отражение света в святилище.

Это здесь он начинает ту работу любви, которая символизирована в его внешнем служении его стремлением исцелять и облегчать страдания; вокруг него толпятся души, ищущие света и жизни, привлеч нные его внутренней силой и божественной жизнью, проявленной в уполномоченном Сыне Отца. Голодные души приходят к нему, и он дает им хлеб; души, страдающие от болезни греха приходят, и он исцеляет их своим живым словом; души, ослепленные невежеством приходят, и он освещает их мудростью. Это один из знаков Христа в его служении, что отверженные и бедные, отчаявшиеся и униженные приходят к нему без чувства разобщения. Они чувствуют привлекающее их сочувствие, а не отталкивание, поскольку он излучает доброту, и понимающая любовь проистекает из него. Конечно, они не знают, что он – развивающийся Христос, но они чувствуют силу, которая возносит, жизнь, которая оживляет, и в его атмосфере они вдыхают новую силу и новую надежду.

Третье посвящение

Третьи врата перед ним, которые допускают его к следующей стадии его прогресса, и он переживает короткий момент мира, великолепия и сияния, символизируемый в христианских писаниях Преображением. Это пауза в его жизни, краткий перерыв в его активном служении, путешествие на гору, где пребывает небесный покой, и здесь – рядом с немногими, кто распознал его развивающуюся божественность – эта божественность на краткий миг сияет в своей трансцедентальной красоте. Во время этого затишья в битве он видит сво будущее; серия картин разворачивается перед его глазами; он наблюдает страдания, которые лежат перед ним – одиночество Гефсиманского сада, агонию Голгофы. С этого времени его лицо обращено к Иерусалиму, к тьме, в которую он должен войти ради любви к человечеству. Он понимает, что здесь он может достигнуть совершенной реализации единства, но для этого он должен пережить квинтэссенцию одиночества. Прежде, осознание растущей жизни, казалось приходило к нему извне, теперь он должен осознать, что центр ее внутри него; в одиночестве сердца он должен испытать настоящее единство Отца и Сына, внутреннее, а не внешнее единство, потерю даже лика отца; и для этого все внешние контакты с людьми, и даже с Богом, должны быть отсечены, потому что внутри собственного Духа он может найти Единого.

Темная ночь души

По мере того как приближается темный час, он все более и более ужасается потерей людского сочувствия, на которое он мог полагаться в течении прошедших лет его жизни и служения, и когда, в критический момент его нужды, он оглядывается вокруг в поисках утешения и видит своих друзей погруж нными в безразличную дремоту, ему кажется, что все человеческие связи разорваны, что вся людская любовь есть насмешка, а вся человеческая вера – предательство; он бросается обратно к себе, чтобы убедиться, что остается только одна связь с Отцом Небесным, что всякая телесная помощь бесполезна. Сказано, что в этот час одиночества душа наполнена горечью, и что редкая душа переходит через эту пропасть пустоты без крика боли; это тогда вырывается мучительный упрек: "не могли ли вы один час бодрствовать со мною?" – но ни одна человеческая рука не может пожать другую в этом Гефсиманском саду отчуждения.

Когда эта тьма людского отвержения проходит, тогда надвигаясь чашей гнева человеческой природы, приходит еще более глубокая тьма того часа, когда разверзлась пропасть между Отцом и Сыном, между жизнью, заключенной в тело и жизнью вечной. Отец, который был осознан в Гефсиманском саду, когда все человеческие друзья дремали, скрывается в страстях креста. Это самое горькое из всех тяжких испытаний посвящаемого, когда потеряно даже сознание его жизни как Сына, и час надеющихся, поскольку триумф приходит из глубочайшего позора. Он видит своих врагов, ликующих вокруг него; он видит себя покинутым друзьями и любившими его; он чувствует, что божественная опора рассыпается под его ногами; и он выпивает последнюю каплю из чаши одиночества, изоляции, отсутствия контакта с людьми или Богом, пересекая пустоту, в которой висит его беспомощная душа. Тогда из сердца, которое чувствует себя отвергнутым даже Отцом, звучит крик: "Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?". Для чего эта последняя проверка, последнее испытание, наиболее жестокая из всех иллюзий? Иллюзия, для умирающего Христа ближайшая из всех к божественному Сердцу.

Потому что Сын должен знать себя, чтобы быть единым с Отцом, которого он ищет, он должен найти Бога не просто внутри себя, но как свою сокровенную сущность; только когда он знает, что Вечное – это он, и он – Вечное, тогда он не будет подвержен чувству разделения. Тогда, и только тогда он сможет совершенно помогать своей расе и станет сознательной частью поднимающейся энергии.

Слава совершенства

Христос-триумфатор, Христос воскресший и вознесшийся пережил горечь смерти, узнал все человеческие страдания и поднялся над ними силой своей собственной божественности. Что сможет теперь побеспокоить его мир, или удержать его протянутую руку помощи? В течение своей эволюции он научился принимать в себя потоки людских бед и отсылать их обратно потоками мира и радости. В цикле его тогдашней деятельности это было его работой – трансмутировать силы диссонанса в силы гармонии. Теперь он может делать это для мира, для человечества, из которого он расцвел. Христы и их ученики, каждый в мере своей эволюции, таким образом защищают мир и помогают ему, и борьба была бы значительно горше, и отчаяннее были бы битвы человечества, не будь присутствия среди них тех, чьи руки несут "тяж лую карму мира".

Даже те, кто находится на ранних стадиях пути, становятся возвышающими силами эволюции, как и в действительности все, бескорыстно работающие для других, хотя работают они более неторопливо и постепенно. Но Христос-триумфатор делает окончательно то, что делают другие на различных стадиях несовершества, и потому он называется Спаситель, и эта характеристика в нем совершенна. Он спасает, не подменяя собой нас, но разделяя с нами свою жизнь. Он мудр, и все люди становятся мудрее от его мудрости, потому что его жизнь теч т в жилы всех людей, во все людские сердца. Он не скован формой, и не отдел н ни от какой. Он идеальный человек, совершенный человек; каждое человеческое существо – клетка его тела, и каждая клетка питается его жизнью.

Конечно, не стоило бы страдать на кресте и проходить путь, ведущий к нему, только для того, чтобы просто выиграть время и немного приблизить сво собственное освобождение. Цена была бы слишком дорогой для такого приобретения, борьба - слишком тяжкой для такой награды. Но нет, через его победу возвысилось человечество, и путь, по которому ступили его ноги, стал немного короче. Эволюция всей расы ускорилась и паломничество каждого сделалось не таким длинным. Это было той мыслью, которая воодушевляла его в натиске битвы, которая поддерживала его силы и смягчала боль потерь. Нет такого существа, даже слабого, даже униженного, даже безразличного, даже грешного, которое не стало бы немного ближе к свету, когда Сын Всевышнего окончил свой путь. Как же ускорится эволюция по мере того, как вс больше и больше этих Сынов поднимутся победителями и войдут в сознание жизни вечной! Как быстро будет вращаться лебедка, которая поднимает человека в божественность, когда все больше людей станут сознательно божественными!

Вдохновляющий идеал

В этом лежит стимул для каждого из нас, кто в самые благородные минуты чувствовал притяжение жизни, проистекающей для любви к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не знает, почему страдает; о нужде, горе и отчаянии людей, не знающих, почему они живут и почему умирают; которые день за днем, год за годом, видят страдания, обрушивающиеся на них и на других, и не понимают, в ч м тут резон; которые сражаются с отчаянной храбростью или свирепо восстают против условий, которых они не могут понять и объяснить. Давайте думать о боли, рожденной слепотой, о темноте, в которой они пробираются ощупью, без надежды, без стремления, без знания настоящей жизни и красоты, скрывающейся за завесой. Давайте думать о миллионах наших братьев во тьме, а потом о поднимающихся энергиях, рожденных в наших страданиях, наших битвах и наших жертвах. Мы можем поднять их на один шаг к свету, облегчить их боли, уменьшить их невежество, сократить их путешествие к знанию, которое есть свет и жизнь. Кто из нас, знающий даже немного, не отдаст себя за тех, кто не знает ничего?

Мы знаем посредством Закона неизменного, Истины неуклонной, вечной Жизни и Бога, что вся божественность – внутри нас, и хотя она сейчас развита лишь немного, все имеется для бесконечной способности, открытой для поднятия мира. Ведь определенно есть еще не один, способный почувствовать пульсацию Божественной Жизни, кто еще не притянут надеждой к помощи и благословению. И если эта жизнь будет почувствована, пусть слабо, пусть на короткое время, то это по причине того, что в сердце начался первый трепет, который развернется как жизнь Христа, ибо приближается время рождения Христа-младенца, потому что в нем человечество стремится расцвести.

Примечания

  1. Нетрудно заметить, что излагаемая здесь концепция радикально расходится с пониманием Христа в Православии, как единственного Сына Божего. Приведенные далее слова св. Павла однако свидетельствуют в ее поддержку. Почему же в позднем христианстве возобладала другая концепция? Просто потому, что людям очень лестно слышать, что сам Бог приходил спасать их, и вовсе нелестно слышать, что в то время как они предавались греху, один из них возвысился до Бога. (Здесь и далее - прим. пер.)
  2. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не подзаконом, но под благодатью. (посл. Римлянам, 6.14)
  3. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Там же, 8.29)
  4. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (Там же, 8.10)
  5. Подробнее об этом состоянии см. Ч. Лидбитер, "Сознание Буддхи".
  6. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то жив т для Бога. (Там же, 6.10)

Все мы хотим быть лучше, поэтому, так или иначе, стремимся к совершенству. Вот только в большинстве случаев довольно трудно объяснить, что означает это слово. О том, какой он - совершенный человек, можно будет узнать из этой статьи.

Признаки совершенного человека

Как правило, совершенный человек старается приносить пользу обществу, поэтому он помогает окружающим и стремится сделать все возможное, чтобы всем было хорошо. Часто он забывает о собственном благе, лишь бы окружающие были счастливы. Однако это не означает, что он все время проводит, помогая другим; он старается преуспеть во всем. Это значит, что он постоянно развивается, у него прекрасные отношения с родными и близкими людьми.

В обществе совершенного человека люди чувствуют себя комфортно, поскольку он умеет подать себя, а также внимателен к окружающим. Он может справиться о делах, здоровье, подбодрить человека, подарить ему улыбку. Все эти мелочи делают его притягательным для других, люди хотят с ним общаться, поэтому у совершенного человека много друзей.

Совершенный человек - профессионал во многих вопросах, поскольку многое в мире интересует его. Он добивается своих целей легко, решая одну проблему за другой. Неприятности не вводят его в ступор, наоборот, они позволяют ему развиваться дальше и расти над собой.