Хитрый ход, помогающий улучшить успеваемость в школе. Консультация для родителей «Плохая успеваемость в школе: причины, пути решения Какая успеваемость в школе

Неуспеваемость в школе — это не окончательный диагноз. Все можно исправить. Но начинать нужно с внутреннего побуждения, мотива. А не из-за страха перед родительским ремнем или грозного вида учительницы.

⇒ Что такое IQ?

Это коэффициент интеллекта (от англ. intelligence quotient), то есть количественная оценка уровня мыслительных способностей человека (относительно людей одного возраста). Определяют IQ с помощью специальных тестов. Средний уровень умственных способностей — 100 баллов. Те, у кого 200 — называются гениями!

Как повысить успеваемость? Пошаговая инструкция

Начни с простого. С тех предметов, к которым у тебя есть хоть малейший интерес. Может, это уроки истории? Или сочинения по литературе? Существует золотое правило: укрепляй свои сильные стороны. А с другой стороны, если у тебя, к примеру, по гуманитарным предметам высшие баллы, а по точным «слабенько», то захочется подтянуться для общей картины успешности.

Мы говорим о психологических моментах в учебе. Они очень важны! Но какие конкретно шаги предпринять?

Очень часто проблемы неуспеваемости связаны с тем, что школьник не умеет рационально использовать свое время! Его вечно не хватает. Заведи ежедневник. Планируй свое время. И записывай в нем свои маленькие и большие победы в учебе!

Дополнительные занятия с учителем или с репетитором дадут хороший результат. Главное, чтобы это не было из-под палки.

Многие вещи ты можешь осилить самостоятельно. Пробуй! Если один раз у тебя получится решить задачу по физике, ты захочешь это сделать еще раз. Эврика! у меня получается!

Иногда случается, что предмет не идет из-за учителя. Ну... скучно! А перешла в другую школу, и литература вдруг стала любимым предметом. Многое зависит и от личности учителя.

А бывает так, что элементарно нужно снизить планку. Просто выбрать школу с менее сложной программой, которая тебе по зубам. Тогда успеваемость повысится автоматически .

Позитивный настрой в учебе очень важен. Доказано, что в хорошем эмоциональном состоянии легче усваиваются знания и запоминается новый материал!

Упражнения для развития мышления с ловушкой

Ответь на вопросы. На размышления пять минут!

1. Что всем нужно?

2. Какой месяц короче всех?

3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

4. Что человеку не лень всегда делать?

5. В каком месяце человек меньше всего ест?

6. Каких камней в море нет?

7. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя товарищами, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

8. Какое слово пишется всегда неправильно?

9. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев?

10. Кто может прыгнуть выше дома?

11. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет?

12. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?

14. Ты — пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?

15. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

16. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?

17. Ты входишь в темную малознакомую комнату. В ней две лампы — газовая и керосиновая. Что ты зажжешь в первую очередь?

18. Какие местоимения портят мостовые?

19. Действительно ли композитором надо родиться?

20. Перед кем люди снимают шляпы?

Зарядка для мозгов

Выполняются эти упражнения утром, сидя или лежа, через 5—10 минут после пробуждения.

1. Сосчитай в обратном порядке от 100 до 1.

2. На каждую букву алфавита называй слово (а — арбуз, б — бекон и т. д.) Если в течение 30 секунд не нашла нужное слово, пропускай букву.

3. Произнеси 20 мужских имен, нумеруя каждое из них (1 — Игорь, 2 — Костя...), потом 20 женских имен. Помни о быстроте выполнения!

Как учиться легко?

Кто твои первые помощники в учебе? Может, сосед по парте? Учебники? Решебники? Учителя? Родители? Лучше всего, конечно, надеяться не на кого - то и не на «шару», а на себя. Память и внимание в этом случае — лучшие помощники!

⇒ Феноменальная память

Есть люди, которые обладают феноменальной памятью. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Моцарту было достаточно один раз услышать музыкальное произведение, чтобы его исполнить. Уинстон Черчилль наизусть знал почти всего Шекспира. А Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им языка программирования.

У каждого человека память индивидуальна. Один лучше запоминает то, что записывает или видит. Другой — то, что слышит. Третий — то, к чему прикасается руками. Самой стойкой считается память на запахи.

Как улучшить свою память?

Старайся расширять свой кругозор, концентрируйся на полезной информации.

Память любит позитивные эмоции. Знаешь, наверное, из собственного опыта: если тема урока интересна, то запоминается все легко и быстро, прямо на уроке. У безразличия и апатии — плохая память!

Понятия и термины, которых в школе очень много, рекомендуют не «зазубривать», а объяснять своими словами и формулировками. Известно, что «зазубренное» быстро вылетает из головы.

Память наиболее острая утром с 8.00 до 12.00. Потом она начинает снижаться до 17.00. И где-то с 19.00 (если не было сильного переутомления) снова растет. Поэтому полезно учить вечером, а утром повторять!

Цитаты, выписки, тезисы, подача информации в виде схем, чтение вслух способствуют лучшему запоминанию материала.

Полезным для запоминания считается метод сравнивания и ассоциаций. Новую информацию связывают с какой-то уже знакомой ситуацией, предметом, событием.

Большой материал лучше разбивать на части и учить по «кускам». Всегда лучше запоминается начало и конец.

Упражнения на концентрацию внимания

Школьникам нередко делают замечания типа: «Не лови ворон! Не летай в облаках!» Дело в том, что мозг человека терпеть не может однообразной работы. Поэтому когда твой мозг устал, он автоматически переключается на движущиеся предметы за окном: ворон, машины, людей...

И все-таки нужно уметь концентрироваться на том, чем ты занимаешься «здесь и сейчас». Вот несколько упражнений, которые тебе помогут развить эту способность.

Упражнение 1. Концентрация на движении.

Мысленно считай от 1 до 10 и сконцентрируйся на медленном счете. Если в какой-то момент мысли улетают, начни сначала. Повтори счет в течение нескольких минут.

Упражнение 2. Концентрация на слове.

Выбери короткое слово. Пусть оно вызывает у тебя положительные эмоции. Пусть, например, это будет слово «школа» или «мама». Мысленно произноси первый слог «ма» на вдохе и второй слог «ма» на выдохе. Сконцентрируйся на этом слове.

Упражнение 3. Концентрация на предмете.

Представь себе, что в твоей голове фонарик. Он может осветить любую вещь. На протяжении нескольких минут ищи «фонариком» предмет в своей комнате. Потом освети его вниманием, найди все малейшие детали в нем.

Упражнение 4. Концентрация на звуке.

Прислушайся к звукам за окном. Для лучшей концентрации закрой глаза. Выдели из всего многообразия какой-то один звук. Вслушайся в него и удерживай свое внимание на нем несколько минут.

⇒ Ответы на вопросы c ловушкой:

1 — название,

4 — дышать,

6 — сухих,

7 — одно яблоко оставить в корзине,

8 — на карте,

9 — неправильно,

10 — любой, дома ведь не прыгают,

11 — 12 лет,

12 — когда смотришь на минутную стрелку,

13 — есть,

14 — сколько и тебе,

16 — во всех,

17 — спички,

20 — перед парикмахером.

Как справиться с домашними заданиями

Чтобы хорошо учиться необходимо правильно организовать и обустроить своё рабочее место

Организация рабочего места школьника

Как выглядит типичное рабочее место школьника? Это «гнездо» в углу и есть твое рабочее место? Стол завален тетрадями и учебниками, из-под них выглядывают кусочки прошлогодней булочки, обрывки черновиков... Не исключено, что хозяин этого рабочего места — личность невероятно творческая! Хаос на столе ему не мешает.

⇒ Возьми на заметку!

Бережно относись не только к своему времени, но и к чужому. Приходи всегда вовремя! Не только на личную аудиенцию к директору, но и в кино, театр, в гости, на самые обыкновенные дружеские встречи. Уважай чужое время.

А между тем, ученые доказали, что порядок на столе наводит порядок и в голове, раскладывая информацию по полочкам. Так что начни с «уборки территории», освободи плацдарм для получения знаний! Как поддерживать порядок на рабочем столе? Элементарно! Класть все на свои места: в ящики и на полки. Зато потом не придется разгребать завалы и искать тетрадь по биологии полгода.

Что еще предпринять?

Правильно подбирай освещение. Это очень важный момент для профилактики зрения. Желательно, чтобы письменный стол стоял возле окна, а свет падал слева (если ты левша, то справа). Не рекомендуется включать одну настольную лампу в темноте. Дополнительно включай верхний свет или бра.

Чтобы каждый год не покупать рабочий стул, нужно подбирать кресло с регулированием высоты. Если ты сидишь, скрючившись, чувствуешь какой-то дискомфорт в положении тела, необходимо отрегулировать высоту.

Хорошо иметь книжные полки. Все учебники, справочники, словари под рукой! Тетрадки можно складывать в ящики стола. Карандаши, краски, линейки, все остальные канцелярские принадлежности тоже лучше класть в отдельный ящик.

Можно повесить на стене календарь и отмечать на нем важные события своей школьной и внешкольной жизни.

Планируй свой день

«Всегда можно найти достаточно много времени, если использовать его хорошо». Гете

Жизнь по расписанию — такая скукотища! Но можно внести хотя бы небольшой план действий и набросать какой-то сценарий своей жизни. Зачем? Чтобы жизненные дела не превращались в снежный ком! Потому что потом будет аврал, паника, неуспеваемость, плохое настроение. Жизнь вносит свои поправки. Но ты все-таки придерживайся заданного курса.

Итак, с чего начать?

С записывания. Это может быть блокнот, ежедневник, календарик.

Начнем с того, что большая часть твоего дня уже определена школьным расписанием. Как провести другую половину дня? Ведь нужно успеть погулять, сделать уроки, посидеть в Интернете, поболтать с друзьями, пойти на английский, волейбол и прочее.

Не нагружай себя «сразу и всем». Знаешь, что бывает с тем, кто побежит за двумя зайцами сразу? Распределяй время и дни. Сегодня — это, завтра — то, послезавтра — туда. А в чем-то нужно себе отказать или между чем-то сделать выбор.

Следи за тем, сколько ты болтаешь по телефону и сидишь в сети. Реально на эти вещи уходит уйма времени! А толку мало.

Будь внимательна, когда даешь кому-то обещания! А потом у тебя элементарно не хватило времени помочь однокласснику с задачей, маме с уборкой, бабушке с приготовлением обеда и т. д.

Старайся не нагружать выходные дни. Это твое заслуженное время для отдыха. Занимайся делами, которые тебя увлекают: это может быть твое хобби, чтение книг, прогулки на свежем воздухе. Получи максимум положительных эмоций.

⇒ Это интересно

Оказывается, что рабочее место школьника и школьницы могут отличаться. Мальчишки любят более яркое освещение, у них больше беспорядка на столе, им нужно больше простора для учебной деятельности. У девочек обычно все аккуратно лежит на своих местах. Их рабочее место может быть маленьким, но уютным.

Мамы школьников нередко обеспокоены вопросом успеваемости собственных чад. Иногда даже приходит мысль, что слова «школа» и «родительское собрание» не звучали так пугающе в то время, когда они сами являлись ученицами.

Теперь приходится держать руку на пульсе успеваемости сына или дочери. Вопрос, что делать, если ребёнок не успевает в школе, считается актуальным для каждой третьей мамы. Только сейчас многие родительницы начинают понимать своих старших, которых волновали их оценки и невыполненные уроки.

Конечно, многое зависит и от учителей, но без влияния родителей сегодня ни один даже опытный преподаватель не справится. Домашние задания, может быть, к сожалению, а может быть, и к счастью, никто пока не отменял. А значит, ответственность учителей и родителей в вопросе успеваемости детей разделяется примерно поровну.

Как повысить успеваемость подростка в школе

Если ребёнок начинает «хватать» плохие отметки, то логичным встаёт вопрос, как улучшить успеваемость ребёнка в школе. А гораздо важнее понять причину подобной ситуации. Внимательно присмотревшись к своему чаду и погрузившись в учебный процесс целиком, как правило, любая мама сможет точно определить, почему так происходит. Иногда причин неуспеваемости бывает сразу несколько:

  1. Непонятная тема. Бывает так, что пока сын или дочь болели гриппом, класс ушёл вперед, и тема осталась не проработанной. И хотя, казалось бы, прошло уже достаточно много времени, слабое звено всё равно имеется, и если это математика, то подобная проблема может нарастать как снежный ком, ведь в этой науке одно цепляется за другое.
  2. Конфликт с учителем и предвзятое отношение. Случается, что учитель и ваш ребёнок никак не могут найти общий язык. Есть дети, к которым нужен особый подход, есть те, кто не любит «ходить строем», есть такие, которые требуют большего внимания, чем их сверстники. Опытный педагог, конечно, не допустит такой ситуации. Но все люди разные, и учителя, увы, тоже. Поэтому заниженные оценки из-за личного предвзятого отношения к ученику не такая уж и редкость.
  3. Влияние одноклассников. Узнайте, с кем сидит ваш ребёнок на уроке. Вдруг его, и так не особенно внимательного и вдумчивого, отвлекают? Видно ли ему то, что пишет учитель на доске?

Обратив на это внимание, проблема, как повысить успеваемость ребенка в школе, не покажется такой уж трудноразрешимой.

Как повысить интерес ребёнка к учебе

Естественно, главным моментом в обучении является заинтересованность ученика. Кому-то покажется, что вопрос, как повысить мотивацию к учебе у подростка, например, или даже ученика младших классов, это целиком проблема учителей. Это они должны задаваться подобным вопросом, тогда и двоечников будет меньше.

Но и родители могут внести свою лепту. Узнайте, какие предметы ему действительно интересны. Кто-то тянется к гуманитарным наукам, другим ближе точные предметы. Но многие скажут, «мой тянется гулять и играть в компьютерные игры». Здесь необходимо договариваться. Тогда, сделав все уроки, пересказав вам устные предметы, и выучив стихотворение, ваше чадо сможет пойти к друзьям, отправится на каток, немного посидеть за компьютером.

Главное, не пускать все на самотёк, а контролировать данный процесс. Помните, что маленькие дети, и даже большинство подростков пока не обладают ответственностью. Эту ответственность необходимо воспитывать, кстати, и своим примером, в том числе.

Как повысить внимательность у школьника

Проблема того, как повысить внимание и концентрацию у школьника, тоже решаема.Достаточно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Режим ученика. Ваш ребёнок должен хорошо высыпаться, в меру гулять и отдыхать. Не злоупотреблять телевизором и гаджетами.
  2. Полноценное питание, как ни странно, тоже влияет на внимательность и память. При йододефиците, например, рассеянное внимание - обычная история, которая решается дополнительным употреблением этого препарата.
  3. Сосед по парте. Проконтролируйте, чтобы одноклассник, который сидит с вашим ребенком на уроке не отвлекал его. Это трудно, но возможно. Если ваш ребёнок ведомый, то сидеть с двоечником, болтуном или хулиганом ему не рекомендуется. Попросите учителя пересадить его.

Когда ребенок идет в школу, родители изо всех сил стараются помочь ему в учебе и способствовать его успеваемости. Однако часто они не знают, как это сделать. Это вызывает у них стресс и чувство тревоги.

Казалось бы, и родители, и учителя прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребенку успешно учиться. Почему же в результате ученики все равно испытывают трудности в обучении, а родители чувствуют разочарование и тревогу?

Часто проблема заключается в том, что родители неправильно определяют свою роль в этом процессе. В то время, как учителя четко знают, какие педагогические методы нужно применять в тех или иных ситуациях, родители нередко просто не знают, что им делать.

Многие учителя согласятся с тем, что им легче работать с детьми, которые готовы к школе. Этот факт кажется очевидным, но здесь есть несколько нюансов, которые родители иногда неправильно понимают.

Если спросить у родителей, что они понимают под фразой «ребенок готов к школе», большинство из них ответит, что ребенок должен овладеть всеми необходимыми навыками до того, как пойдет в школу (т. е. уметь писать, читать, считать, обладать достаточным словарным запасом и т. д.).

К сожалению, иногда этого бывает недостаточно.

Готовность ко школе больше касается психологических качеств и навыков, таких как развитое мышление, устойчивость психики, позитивное отношение к учебе, смелость и уверенность в себе.

Правда заключается в том, что, если ребенок будет уверен в себе и готов рисковать и учиться на своих ошибках, учитель быстрее сможет привести его к успеху. Вероятность того, что у такого ребенка будет высокая успеваемость, изначально выше.

При таких условиях учителю будет легче управлять учебным процессом, оказывать ребенку поддержку и исправлять его ошибки.

И, заметьте, все эти качества связаны не с интеллектуальными способностями ребенка, а с его мышлением и отношением к учебе.

Для детей учеба в школе может быть сложной и утомительной. Ситуация усугубляется тем, что с каждым годом дети вынуждены обрабатывать все большие объемы информации. В течение дня ребенок взаимодействует с большим количеством людей – как взрослых, так и сверстников.

С первых дней учебы в школе к ребенку сразу выдвигаются большие ожидания. Учителя, родители, друзья – все ожидают от него определенного поведения или учебных достижений. Для ребенка это может быть утомительно, и он не всегда может понимать, чего от него ждут. Особенно, если он учится в школе совсем недавно.

Когда ребенок приходит домой после учебы, ему нужно место, чтобы выпустить пар. Ему нужно безопасное пространство, где окружающие знают и понимают его поведение и особенности характера.

Замечали ли вы когда-нибудь, что ребенок, возвращаясь домой, бывает недовольным, раздраженным и даже агрессивным? Возможно, это не так плохо, как вам кажется?

Не забывайте, что ребенок весь день старался вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих. И, если он считает дом безопасным и комфортным местом, он может расслабиться и не скрывать свои эмоции. Задача родителей в таких ситуациях заключается в том, чтобы научить его справляться со своей эмоциональной нагрузкой, не причиняя никому вреда.

Наши дети испытывают потребность в любви и понимании. В школе ребенок не может полностью удовлетворить эти потребности. Поэтому, когда он приходит из школы, ему не нужен наставник или кто-то, кто будет напоминать ему о невыученных уроках.

Чтобы понять, что на самом деле нужно ребенку, вспомните себя после трудного рабочего дня. Вероятно, вам нужно:

  • удобное место, где вы сможете присесть;
  • комфортная обстановка, в которой вы сможете поговорить с кем-то или выразить свои эмоции;
  • близкий человек, который будет вас любить и принимать такими, как есть.

Опять же, это не имеет ничего общего с тем, что обычно делают родители. Вместо того, чтобы позволить ребенку расслабиться, они постоянно напоминают ему, что пора учить уроки, и контролируют его. Когда речь идет об успеваемости ребенка в школе, родители, прежде всего, должны создать ему любящую атмосферу дома и развивать его любопытство.

Когда ребенок не хочет учить уроки, обычно он возражает: «Как это мне пригодится в будущем?» Родители должны запастись терпением и пробудить интерес ребенка ко всему, что он учит в школе.

Учителю трудно научить чему-то ребенка, если он не готов к школе. Это связано не столько с отсутствием необходимых навыков, сколько с психологической готовностью. Если ребенок готов психологически, учитель может помочь ему развить навыки.

В свою очередь, родители испытывают трудности, когда ребенок возвращается из школы уставший и больше не хочет ничего учить до конца дня.

Чтобы такое разочарование не нарастало, родители должны изменить свой подход к учебе ребенка. На учебный процесс нужно посмотреть, как на увлекательное приключение и возможность качественно провести время вместе с ребенком. Любая неудача в учебе ребенка должна восприниматься как стимул к дальнейшим исследованиям. Учителя тоже играют в этом процессе важную роль, поддерживая родителей в таком начинании. Кроме того, учителя должны давать ровно столько домашних заданий, чтобы ребенок возвращался в школу отдохнувшим и полным сил для дальнейшей учебы.

Чтобы обеспечить это, вам, возможно, потребуется время. Но если вам это удастся, вы сможете пробудить интерес ребенка к учебе. В будущем он сам будет стремиться узнавать новое.

Чтобы достичь этого, запомните одно простое правило: не стремитесь, чтобы ребенок учился идеально.

Если все это кажется вам неразрешимой задачей, помните, что даже маленькие шаги в этом направлении – это уже хорошо. Даже лучше, если ребенок видит, как мы постепенно меняем свое отношение к его учебе. Это значит, что мы признаем перед ребенком право каждого испытывать трудности.

Если вы сорвались на своего ребенка из-за того, что у вас был трудный день, вы должны извиниться перед ним. И поверьте – ребенок начнет поступать так же, ведь он берет с вас пример. Главное, что мы используем весь свой опыт для того, чтобы укрепить свою связь с ребенком, а не авторитет или власть в семье.

Вы не должны быть для ребенка еще одним учителем. И вам не нужно быть идеальными.

Дети не нуждаются в идеальных вас. Им просто нужны вы – такие, как есть.

Оцените публикацию