Эмоциональный интеллект: что такое, применение и развитие. Расшифровка выражения лица. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Вы, вероятно, встречали людей, превосходно владеющих эмоциями и понимающих эмоции других. Когда всё идёт к чертям, они каким-то образом остаются спокойными. Они знают, что нужно сказать или сделать, когда их босс не в настроении, или когда их любимый человек расстроен. Неудивительно, что эмоциональный интеллект начали превозносить как новую величайшую парадигму в бизнес-школах, возможно, более важную, чем IQ – после того, как в 1995 году вышла книга Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», ставшая бестселлером. И действительно, с кем бы вы предпочли работать – с человеком, способным понять и ответить на ваши чувства, или с тем, кто понятия об этом не имеет? И с кем бы вы пошли на свидание?

Традиционная основа эмоционального восприятия зиждется на двух предположениях уровня здравого смысла. Первое – возможность точного определения эмоций другого человека. То есть, лицо и тело человека передаёт счастье, грусть, злость, страх и другие эмоции, и если наблюдать за этим достаточно внимательно, можно прочесть их, как слова на странице. Второе – эмоции автоматически вызываются событиями в окружающем мире, и можно научиться управлять ими при помощи разума. Это одна из самых лелеемых идей западной цивилизации. К примеру, во множестве законодательных систем существует различие между преступлением на почве страсти, когда эмоции человека якобы затмили его разум, и предумышленном преступлении, включавшем разумное планирование. В экономике почти все популярные модели поведения инвесторов разделяют эмоции и рассуждения.

Два этих основных предположения хорошо согласуются с нашим повседневным опытом. Тем не менее, в эпоху нейробиологии ни одно из них не выдерживает научной проверки. Обширный набор исследований, как в моей лаборатории, так и в других, показывает, что только лишь лица и тела не передают какие-то определённые эмоции точным образом. Кроме того, теперь мы знаем, что у мозга нет отдельных процессов для эмоций и рассуждений, и, следовательно, одно другое контролировать не может. Если эти заявления противоречат вашему здравому смыслу – я с вами соглашусь. Но наше ощущение эмоций, вне зависимости от того, насколько оно убедительное, не отражает биологию происходящего внутри нас. Наше общепринятое понимание и использование эмоционального восприятия срочно нужно подстроить.

Начнём с предположения о возможности точно определять эмоции другого человека. С первого взгляда это разумно. Внешний вид лица и язык тела открывают чувства человека, не так ли? Разве не говорят, что улыбка рассказывает одну историю, а нахмуренные брови – другую? Поднятые руки и выпяченная грудь говорят о гордости, а поникшая поза говорит о том, что человек грустит.

Основная проблема с этими предположениями в том, что в реальной жизни лица и тела не двигаются так нарочито-мультяшно. Счастливые люди иногда улыбаются, а иногда нет. Иногда они даже плачут от счастья (допустим, на свадьбе) и улыбаются, когда им грустно (скучая о любимом человеке, покинувшем этот мир). Точно так же хмурый человек может злиться или же просто усиленно думать, а может, у него кишечник шалит. На самом деле нет ни одной эмоции, у которой было бы единственное, конкретное и стойкое выражение.

Множество исследований подкрепляют эти наблюдения. Размещая электроды на лице человека, записывающие движение его мускулов, мы видим, что они двигаются по-разному, а не одинаково, в присутствии одной и той же эмоции. По поводу тела сотни исследований показывают, что при одной и той же эмоции регистрируется разная частота сердцебиения, дыхание, кровяное давление, потливость и другие факторы – и нет никакой одной чёткой реакции. Даже в мозге проявление одной эмоции, допустим, страха, вызывает активацию разных нейронных схем в разное время – как у одного человека, так и у разных людей. Это разнообразие не случайно, оно привязано к текущей ситуации.

Короче говоря, при определении эмоций других людей надо понимать, что лицо и тело не говорят сами за себя. Нормальным будет разнообразие. Ваш мозг может автоматически наделять смыслом движения другого человека в данном контексте, позволяя вам понимать его чувства, но вы всегда только догадываетесь, и никогда не определяете это точно. Я могу хорошо знать своего мужа, чтобы понимать, когда его нахмуренный вид означает раздумье над каким-то вопросом, а когда мне нужно срочно покидать дом – но это оттого, что я годами изучала значение его мимики в разных ситуациях. А в целом движения людей удивительно разнятся. Чтобы учить эмоциональному восприятию на современный лад нам необходимо принять это разнообразие и убедиться в том, что ваш мозг может автоматически наделять его смыслом.

Второе некорректное предположение состоит в том, что мы контролируем эмоции при помощи разума. Эмоции часто кажутся внутренним зверем, требующим приручения с помощью рассуждений. Эта идея основана на фиктивной идее эволюции мозга. В книгах и статьях по эмоциональному интеллекту пишут, что у мозга есть внутреннее ядро, унаследованное от рептилий, завёрнутое в дикий, эмоциональный слой, унаследованный от млекопитающих, и всё это обёрнуто – и контролируется – логическим слоем, имеющимся лишь у людей. Эта трёхуровневая картинка, именуемая триединым мозгом , набирала популярность с 1950-х годов [судя по источникам Вики, с 1960-х – прим. перев.], но она не имеет под собой оснований. Мозг не эволюционировал слоями. Мозг похож на компанию – реорганизуется в процессе роста. Различие между вашим мозгом и, допустим, мозгом шимпанзе или обезьяны заключается не в слоях, а в микроскопических связях. Десятилетия исследований в области нейробиологии показывают, что ни одна из частей мозга не выделяется эксклюзивно для работы с мыслями или эмоциями. Оба этих явления связаны с работой мозга целиком, с совместной активацией миллиардов нейронов.

И хотя триединый мозг – выдумка целиком и полностью, у него была выдающаяся PR-кампания. Сегодня, спустя десятилетия после того, как эту идею отмели эксперты по эволюции мозга, люди всё ещё используют такие понятия, как «мозг ящерицы» и считают, что эмоции – это такие крохотные контуры мозга, бесконтрольно активирующиеся при появлении нужного триггера, и что на каком-то глубоком биологическом уровне разум и эмоции воюют друг с другом. Ведь именно так многие представители западной культуры воспринимают нашу эмоциональную жизнь – будто бы наша эмоциональная сущность хочет делать импульсивные вещи, а наша разумная сущность подавляет порывы. Эти интересные ощущения – бесконтрольной эмоциональности и контролирующего разума – не отражают происходящих в мозге процессов. Чтобы улучшить наше понимание эмоционального интеллекта, мы должны отказаться от идеи мозга как поля битвы.

Разумный и научно обоснованный метод оценки и использования эмоционального восприятия можно выработать на основе современного, научного взгляда на работу мозга под названием конструкция: это наблюдение, говорящее о том, что мозг создаёт все мысли, эмоции и ощущения автоматически и на лету, при необходимости. Этот процесс абсолютно бессознательный. Вам может казаться, что у вас есть рефлексоподобные эмоциональные реакции, и вы легко можете распознавать эмоции других людей, но «под капотом» ваш мозг делает нечто совсем другое.

Самая важная задача вашего мозга – не думать, не чувствовать и не видеть, а поддерживать ваше тело в жизнеспособном состоянии так, чтобы вы могли выживать и процветать (и в итоге воспроизводиться). Как он это делает? Он постоянно предугадывает события, будто сложно устроенная гадалка. Его предсказания в итоге и становятся испытываемыми вами эмоциями и выражениями эмоций других людей, которые вы воспринимаете.

Ваш мозг всю свою жизнь проводит в тёмной тихой коробке, черепе. Он принимает только ощущения того, что происходит в окружающем мире – виды, звуки, запахи, прикосновения, вкусы, поступающие от органов чувств – и должен догадываться о том, что послужило их причиной, поскольку любой звук, вспышка света, аромат или укол могут произойти по разным причинам. Для этого мозг полагается на прошлый опыт: что приводило к таким ощущениям ранее в похожем контексте? Что сработало и помогло вам остаться живым и здравствующим, и что может понадобиться снова? У вашего мозга есть удивительная возможность комбинировать кусочки прошлых переживаний, чтобы создавать наиболее похожую на текущие ощущения картину, учитывая определённую ситуацию, в которой вы оказались. Этот прошлый опыт и есть предсказания. Ваш мозг постоянно предсказывает каждое появляющееся у вас ощущение, каждое ваше действие, чтобы догадаться, что происходит в мире и что вам с этим нужно будет делать.

С точки зрения вашего мозга, ваше тело – ещё один источник информации, которую нужно осмысливать – биение сердца, давление расширяющихся лёгких, тепло воспаления, и т.п. У этих изменений в теле нет объективного эмоционального смысла. Тупая боль в желудке может быть признаком отвращения, волнения или голодом. Так что ваш мозг большую часть времени совершает тысячи микроскопических предсказаний о нуждах вашего тела (вода, глюкоза, соль), и пытается удовлетворить эти нужды до их появления. В процессе мозг также предсказывает ощущения, к которым приведут эти физические изменения, например, чувство сердцебиения, и то, какие действия вам нужно совершить. Этот постоянный поток предсказаний – происходящих автоматически и без участия сознания – формирует основу всего, что вы думаете, чувствуете, видите, обоняете или как-то ещё ощущаете. Именно так возникают эмоции, мысли и ощущения.

Следовательно, для эмоционального интеллекта нужен мозг, который может использовать предсказания, чтобы создавать огромный гибкий массив различных эмоций. Если вы попали в сложную ситуацию, требовавшую эмоций в прошлом, ваш мозг сделает одолжение и сконструирует эмоцию, работающую лучше всего. Вы будете более эффективно функционировать, если у вашего мозга будет большой набор вариантов для выбора. Если ваш мозг способен лишь на стереотипные проявления, счастливо улыбаться и обиженно надувать губы, тогда это будет всё, что вы будете ощущать и видеть в других людях. Но если у вашего мозга в арсенале есть хмурый вид для злости, улыбка для злости, расширенные глаза для злости, прищур для злости, крик для злости, молчаливое закипание для злости и даже сближение с другими людьми в момент злости, тогда ваш мозг сможет более тонко подстраивать ваши эмоции и поведение к ситуации. Иначе говоря, у вас будут более качественные инструменты для того, чтобы быть эмоционально восприимчивым.

Эта способность называется эмоциональной зернистостью , и мы с моими студентами обнаружили её примерно 20 лет назад. Мы просили сотни испытуемых записывать свои эмоции в течение дня при помощи наладонных компьютеров (это было ещё в эпоху до появления смартфонов). На основе данных мы обнаружили, что люди используют одни и те же слова для описания эмоций, но они не обязательно будут означать одно и то же. К примеру, некоторые люди используют слова типа «злой», «испуганный» и «грустный», описывая совершенно разный опыт, а другие используют все эти три слова для выражения одного и того же ощущения «плохого самочувствия».

Эмоциональная зернистость немного похожа на дегустацию вина. Винные эксперты ощущают очень тонкие вариации запаха, возможно, даже среди различных партий вина одного виноградника. Менее искушённые люди могут не ощутить этой разницы, но, возможно, хотя бы отличить пино-нуар от мерло или каберне-совиньон. Новичок в виноделии гораздо хуже проводит эти различия – возможно, он сможет отличить сухое от сладкого, или, возможно, для него они оба будут иметь алкогольный вкус.

Точно так же люди с высокой эмоциональной зернистостью хорошо распознают эмоции других. Их мозг автоматически конструирует эмоциональные переживания с тонкими отличиями – например, поражён, удивлён, изумлён, ошарашен и шокирован. Для человека с меньшей зернистостью эмоций все эти слова могут принадлежать к одной концепции «удивление». А для человека с низкой зернистостью все эти слова могут означать взвинченность.

Эмоциональная зернистость – ключ к эмоциональному интеллекту. Если ваш мозг может автоматически конструировать множество различных эмоций и делать тонкие различия между ними, он сможет лучше приспособить эмоции к текущей ситуации. А ещё вы будете лучше оснащены для предугадывания и распознавания эмоций других людей. Чем больше эмоций вам известно, тем точнее ваш мозг способен конструировать эмоциональное значение на основе действий других людей. Даже несмотря на то, что ваш мозг постоянно строит догадки, когда у него есть больше вариантов для выбора, выше шансы, что догадка окажется правильной.

Как позволить своему мозгу создавать более широкий спектр эмоций и улучшать эмоциональный интеллект? Один из подходов – изучать новые слова для эмоций. Каждое новое слово открывает в мозге способность создавать новые эмоциональные предсказания, которые он может применять как инструмент для построения ваших будущих ощущений и восприятий, а также для направления ваших действий. Вместо того, чтобы считать кого-либо просто «радостным», научитесь различать тонкости. Может, человек вне себя от радости, или удовлетворён, или благодарен? Он зол, или негодует, или обижен, или огорчён? Более мелкая зернистость эмоций позволяет вашему мозгу подготовить целый набор различных действий, а более общие эмоции (злой, радостный) передают меньше информации и ограничивают вашу гибкость.

Идея о повышении эмоционального интеллекта через расширение эмоционального словаря – это твёрдая нейробиология. Ваш мозг не статичен; он перезаписывает себя новым опытом. Когда вы заставляете себя учить новые слова – связанные с эмоциями, или любые другие – вы формируете микроскопические схемы вашего мозга, и облегчаете ему возможность создавать эмоциональный опыт и ваше восприятие чужих эмоций в будущем. Короче говоря, каждое новое эмоциональное слово – это новый инструмент для будущего эмоционального интеллекта.

Люди, способные конструировать мелкозернистые эмоциональные ощущения, обладают не только социальными преимуществами. Дети, расширяющие свои знания эмоциональных слов, улучшают академические успехи и социальное поведение, согласно исследователям из Йельского центра эмоционального интеллекта. Взрослые с большей эмоциональной зернистостью склонны меньше болеть, реже ходить к доктору, меньше принимать лекарства и меньше времени проводить на больничной койке.

Иностранные языки – отличный источник новых эмоциональных слов для увеличения эмоционального репертуара вашего мозга. Вам может быть известно слово schadenfreude, пришедшее [в английский язык] из немецкого, и означающее «получать удовольствие от неудач других» [злорадство – прим. перев.]. Другие языки полны эмоциональных слов, не имеющих прямого эквивалента в английском. Например, филиппинское gigil – стремление сжать что-либо невыносимо милое, или iktsuarpok у эксимосов – ощущение предвкушения и нетерпения от ожидания встречи с кем-либо. Изучая иностранные термины и концепции, которые они обозначают, вы можете научиться распознавать эти эмоции в других людях и даже ощущать их самостоятельно.

По иронии, эмоциональный интеллект – это ещё и знание того, когда эмоцию проявлять не нужно. Если вы чувствуете, что перегружены эмоционально, отвлекитесь и попробуйте дать не связанные с эмоциями объяснения вашего ощущения. Возможно, это нервное ощущение у вас в животе – не волнение, а целеустремлённость. Возможно, неприятно ведущий себя коллега просто проголодался. Ощущение душевных страданий при разговоре с матерью не обязательно означает, что она сказала что-то не то. Помните, что ваш мозг всегда только строит догадки, и иногда эти догадки оказываются неверны.

Два десятилетия назад, когда книга «Эмоциональный интеллект» попала в списке бестселлеров, учёные не знали о предсказывающем мозге, или о том, что слышимые вами слова влияют на устройство вашего мозга, и эмоциональную зернистость открыли совсем недавно. Наука – это всего лишь наилучшее понимание того, как всё работает, на основе имеющихся свидетельств. Ввиду новых открытий объяснения меняются, иногда сильно. Так работает наука. Многие факторы, традиционно размещавшиеся вне области эмоций – например, словарный запас – чрезвычайно сильно влияют на то, что вы чувствуете, что видите и что делаете. Чтобы ввести эмоциональный интеллект в современность, нам нужно узнать эти факторы – даже если это противоречит здравому смыслу – и благоразумно использовать их для того, чтобы понимать друг друга и самих себя.

Лиза Фельдман Баррет (@LFeldmanBarrett) – профессор психологии из Северовосточного университета, автор книги «Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга» [

Про эмоциональный интеллект говорят давно, так что для 60% руководителей уже очевидно, что ЭИ - очень важный показатель при выборе кандидатов на открытую должность. Чтобы оставаться востребованным на изменчивом рынке труда и конкурировать с искусственным интеллектом, сотрудникам придется развивать навыки, непосильные компьютеру и ИИ. Согласно докладу Всемирного экономического форума «The Future of Jobs», к 2020 году эмоциональный интеллект станет одним из самых востребованных качеств при устройстве на работу.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – умение человека распознавать эмоции, намерения, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Другими словами, чем лучше развит ЭИ, тем более точно человек сможет истолковать ситуацию и будет меньше подвержен стрессу.

Довольно сложно одновременно воспринимать, использовать и понимать эмоции, а также управлять ими. Обычно у человека хорошо развиты 1-3 составляющих эмоционального интеллекта.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Пожалуй, самая простая для понимания - смешанная модель. Она состоит из 5 характеристик, объясняющих ЭИ.

  • Самопознание - изучение самого себя, своих психических и физических особенностей
  • Самоконтроль - способность управлять своими эмоциями для достижения поставленных целей
  • Социальные навыки - способность успешно взаимодействовать с другими людьми
  • Эмпатия - способность определять чувства других людей
  • Мотивация - стимулы, побуждающие человека к действию

Признаки человека с низким эмоциональным интеллектом:

  • Склонны к обидам
  • Не умеют прощать
  • Не умеют сочувствовать и сострадать
  • Не умеют понимать эмоции и чувства как свои, так и чужие
  • Думают, что другие слишком чувствительны
  • Сосредоточены только на себе
  • Постоянно спорят
  • Плохо контролируют свои эмоции
  • Неспособны учиться на своих ошибках
  • Не умеют слушать и слышать

Мифы вокруг эмоционального интеллекта

Вокруг понятия «эмоциональный интеллект» накопилось уже немало мифов, теперь стало сложно разобраться, что же это такое и как его применять в жизни. Попробуем разобраться, где правда.

  1. ЭИ – это для манипуляции

Да, эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих, что дает возможность управления взаимоотношениями. Но не стоит путать это с манипулированием. Согласно определению, психологическая манипуляция - социальное и психологическое воздействие, стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. А развитый ЭИ – это ровно противоположное. Никакого сокрытия, обмана или манипуляции, более того, ЭИ позволяет понять, когда манипуляция направлена на тебя.

2. Человек с развитым эмоциональным интеллектом постоянно сдерживает эмоции

На самом деле, человек с развитым ЭИ может игнорировать бессмысленное эмоционирование окружающих и включать внутреннего наблюдателя при необходимости. Это помогает сохранять спокойствие, не вестись на эмоцию, а видеть суть, которая за этим скрывается. EQ помогает понять, что за любым неконструктивным действием на самом деле может стоять позитивное намерение.

3. Эмпатия наше все

Эмпатия – это способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Но одного понимания, что происходит с другими, совсем не дает понимания об этом мире. Дюди с развитой эмпатией и другими недоразвитыми навыками EQ готовы сопереживать, но они совершенно не понимают, что делать дальше с этими переживаниями и эмоциями. Эмпатия без осознанности, без достаточно развитой стрессоусточивости и целеполагания может принести только вред, а не пользу.

Какие вопросы задавать кандидатам, чтобы лучше оценить их уровень эмоционального интеллекта:

Во время собеседования с потенциальным работником старайтесь задавать больше вопросов, о том, как он повёл (бы) себя в той или иной ситуации. Например:

Когда был последний раз, когда вы потерпели неудачу? Что случилось? Как вы себя чувствовали, что предпринимали?

Когда был последний раз, когда вы получали критику в свой адрес? Что вы чувствовали?

Было такое, что вы чувствовали разочарование на работе? Что вы делали в таких случаях?

Подмечайте, как кандидат описывает свои чувства и эмоции. Важно понять, способен ли он правильно интерпретировать эмоции других, анализировать свое поведение, делать из этого выводы, не обвиняя в неудачах окружающих.

Вот еще пять вопросов, которые помогут выявить кандидатов с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Также они хороши тем, что скорее всего на них вы получите максимально честные ответы.

  1. Кто вас вдохновляет? Почему?

Вы сможете понять, какие виды поведенческих отношений уважает ваш кандидат.

  1. Представьте, что вы открываете свою собственную компанию. Какие будут три её основные ценности?

Скорее всего ответ кандидата будет отражать его собственные истинные ценности.

  1. Каких навыков и опыта в какой сфере вам не хватает?

Помните, любопытство и рвение к постоянному самосовершенствованию - важные признаки того, что у сотрудника все ок с ЭИ. Если кандидат затрудняется ответить на вопрос или долго думает, скорее всего он считает, что и так уже все знает.

  1. Научите меня чему-то, в чем вы хорошо разбираетесь. Представьте, что я никогда ранее ничего не слышал об этом.

Благодаря этому вопросу вы сможете проверить несколько качеств. Умеет ли кандидат объяснить что-то простыми словами, насколько он внимателен к своему учебнику, как много времени ему надо, чтобы придумать ответ на неординарный вопрос.

  1. Назовите 3 фактора, которые больше всего повлияли на ваш успех.

Чтобы найти командного игрока, который принесет что-то положительное в компанию, очень важно подобрать человека, сосредоточенного не только на собственном успехе, но и на успехе компании. Поэтому обращайте внимание, как часто кандидат употребляет «я» или «мы» в своем рассказе об успехе. Это поможет определить, является человек бескорыстным или эгоистичным.

Тесты для измерения эмоционального интеллекта

Существует немало вариантов тестов для оценки эмоционального интеллекта кандидата. Но не надо забывать, что это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. Принимать конечное решение только на основании тестов не совсем корректно, лучше использовать их для перепроверки своих предположений.

  1. Тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) - один из первых тестов, оценивающих ЭИ. Этот тест выявляет способности понимать эмоции свои и других людей, а также использовать их для решения проблем.
  2. Тест Гоулмана показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию. Он основан на проверке наличия у человека 5 основных характеристик ЭИ. Тест состоит из 10 вопросов.
  3. Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации.
  4. Тест Аспергера помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства. Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии. Среднее значение EQ для контрольной группы - 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом - 20.

Эмоциональный интеллект это не только то, что надо искать в кандидатах. Развитый ЭИ также поможет рекрутерам добиться успеха. Поэтому рассмотрим подробнее, как его можно развить

Хорошая новость - в отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развить в любой период своей жизни. Если вы испытываете неловкость или дискомфорт при общении с близкими и коллегами, то при определенных усилиях и желании, его можно преодолеть, занявшись развитием эмоционального интеллекта.

  • Старайтесь анализировать свои эмоции и осознавать себя. Записывайте, что вы ощущаете, почему у вас возникло то или иное чувство и как вы себя ведёте в различных ситуациях (в состоянии покоя, наслаждения, радости, гнева и т.д.).
  • При возникновении отрицательных эмоций, ищите способ нейтрализовать их. Музыка, прогулка на свежем воздухе или чай с ромашкой - важно найти свое «лекарство» и обращаться к нему в случае чего.
  • Если спора и встречи с оппонентом не избежать, всегда старайтесь примерять на себя противоположную точку зрения, понимать, что он чувствует и озвучивать это. Интересуйте мнением других, только так можно развить эмпатию.
  • Во время общении будьте спокойны, старайтесь оставаться максимально открытым и не давите.
  • Не забывайте, что контролировать эмоции невозможно, но вы можете управлять реакцией на них. Старайтесь реагировать более сдержанно на раздражители, и всегда смотрите на причину их возникновения.

Как развивать эмоциональный интеллект внутри компании?

Уровень ЭИ внутри команды влияет на способность услышать друг-друга, нейтрализовать конфликты, ясно доносить свою точку зрения, мотивировать себя и коллег. В общем, эффективно работать. Чтобы поднять уровень эмоционального интеллекта среди сотрудников компании:

  • Убедитесь, что сотрудники чувствуют себя ценными

Если у сотрудника есть право голоса и возможность влиять на внутренние процессы компании, он чувствует себя важной и ценной частичкой компании и коллектива. Регулярно говорите с работниками о том, что они чувствуют по поводу каких-то изменений в компании. Сделайте так, чтобы они могли спокойно вам сообщить о том, что они расстроены, злы или напуганы. Не забывайте почаще благодарить коллег и напоминать о том, какой вклад в компанию они приносят.

  • Сделайте обратную связь регулярной и основанной на реальных фактах

Давать, также как и получать, позитивную и негативную обратную связь помогает работать над собой и становиться лучше. Но будьте открыты также принимать критику в свой адрес. Подвести сотрудника к оценке вашей деятельности можно с помощью вопроса: «Если ли бы ты был на моем месте, чтобы ты поменял?». Вы должны контролировать свою реакцию на все, что вы услышите в ответ. Если вам не понравилось услышанное, сперва проанализируйте, почему это вызывает у вас такую реакцию, и только потом отвечайте.

  • Сделайте тренинги по контролю эмоций доступными для всех сотрудников

Вспышки гнева, негодование и разочарование от работы часто являются результатом сдерживаемых ранее эмоций. Тренинги должны научить выражать свои эмоции словесно, спокойно решать сложные ситуации и предотвращать эмоциональные взрывы.

И в заключение

Ищите кандидатов, которые страстно любят то, что делают и сохраняют спокойствие, когда вокруг бушуют страсти. Способствуйте развитию и поощряйте рост ЭИ у уже существующих сотрудников. Не забывайте о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта поможет вам добиться успеха в роли рекрутера, потому что именно самосознание, эмпатия и хорошие коммуникативные навыки могут помочь вам укрепить отношения с кандидатами.

И помните, что не стоит опираться исключительно на этот показатель, в одной компании совершенно спокойно могут вместе работать люди с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта.

Не обратите свои достоинства в недостатки
Фешенебельный пароход «Титаник» имел в корпусе 16 водонепроницаемых отсеков и считался непотопляемым. Во время первого плавания в 1912 году на борту парохода было лишь около половины от необходимого числа спасательных шлюпок. Судно столкнулось с айсбергом и затонуло. Погибло более 1 500 человек.
ПРАВИВШИЙ в древнем Иерусалиме богобоязненный царь Озия был великолепным военачальником. С помощью Иеговы он побеждал одного врага за другим. «И пронеслось имя его [Озии] далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен». Но затем «возгордилось сердце его... и он сделался преступником пред Господом, Богом своим». За свою гордость Озия был поражен проказой (2 Паралипоменон 26:15-21; Притчи 16:18).
Из этих двух случаев можно научиться тому, что, если не уравновешивать достоинства мудростью, скромностью и смирением, они легко могут обратиться в слабости или недостатки. Это очень серьезно, ведь так или иначе у каждого из нас есть свои достоинства, или дарования, и мы хотим, чтобы они приносили пользу и радость как нам самим, так и другим, особенно нашему Творцу. Конечно, нам нужно в полной мере использовать любой дар, которым нас наделил Бог, но в то же время необходимо следить за тем, чтобы этот дар всегда оставался ценным достоянием.
Например, человек, который любит свою работу, может легко превратить этот дар в недостаток: он может стать трудоголиком. Осторожного человека не так легко одурачить или обмануть, но осторожность может перерасти в боязнь принимать решения. Деловитость - прекрасное качество, но если думать только о ней и не принимать в расчет, что нас окружают живые люди, то атмосфера на работе может стать холодной и суровой, не приносящей никакой радости. Поэтому найдите минутку, чтобы подумать над тем, какие достоинства есть у вас. Хорошо ли вы ими пользуетесь? Радуют ли они других? И, что важнее всего, чтите ли вы ими Иегову, Источник «всякого даяния доброго»? (Иакова 1:17). Давайте для этого рассмотрим еще несколько примеров дарований, которые, если их не контролировать, могут обратиться в слабости, и даже в недостатки.
Мудро пользуйтесь своими умственными способностями
Высокий интеллект - превосходное достояние. И все же оно может обратиться в слабость, если мы становимся самоуверенными или развиваем самомнение, особенно когда нас чрезмерно хвалят или нам льстят. Или мы можем развить в себе умозрительное отношение к Слову Бога и к основанным на Библии публикациям для изучения.
Самоуверенность может проявляться по-разному. Например, получив задание выступить в христианском собрании - с публичной речью или с речью на Школе теократического служения,- способный человек может тянуть с подготовкой до последней минуты и, возможно, даже не станет молиться Иегове о благословении. Он полагается на свои знания и умение выступать экспромтом. Природные способности могут на какое-то время скрыть нерадивость этого человека, но без благословения Иеговы его духовный рост замедлится, а может быть, и остановится. Какое пренебрежение прекрасным даром! (Притчи 3:5, 6; Иакова 3:1).
Человек с острым умом может также развить умозрительное отношение к Библии и к пособиям для ее изучения. Но умозрение только «надмевает», или раздувает самолюбие, как мыльный пузырь. Оно не «назидает», не создает любящих христианских взаимоотношений (1 Коринфянам 8:1; Галатам 5:26). Духовный же человек, каким бы способным он ни был, всегда молится о духе Бога и доверяет его руководству. По мере того как такой человек одинаково успешно возрастает в любви, смирении, знаниях и мудрости, его сильные стороны становятся все более ценными (Колоссянам 1:9, 10).
Способность также обратится в слабость, если из-за нее у нас разовьется самомнение, отражающее недостаток скромности. Возможно, одаренный человек и те, кто ему льстят, забывают, что Иегова «не любит гордецов, считающих себя мудрее всех» (Иов 37:24, СоП). «Со смиренными - мудрость»,- говорится в Слове Бога (Притчи 11:2). Апостол Павел - хотя и был очень умным и высокообразованным человеком - говорил коринфянам: «Когда я приходил к вам, братия, приходил.

Способность распознавать эмоции других людей и правильно реагировать на них называется эмоциональным интеллектом. Если вы разовьете свой эмоциональный интеллект, то сможете лучше понимать собственные чувства и эмоции окружающих вас людей.

Шаги

Анализ эмоций других людей

    Научитесь распознавать положительные и отрицательные эмоции. У людей существует 6 базовых эмоций: радость, удивление, гнев, страх, печаль и отвращение. Эти эмоции делятся на две категории: положительные (радость, удивление) и отрицательные (гнев, страх, печаль, отвращение) эмоции. Чтобы различать эмоции других людей, необходимо знать, с какими действиями и поведением они связаны. Это следующие особенности:

    Обратите внимание на глаза и рот. Как правило, люди выражают свои эмоции глазами и ртом. Участок лица, на котором проявляются эмоции, зависит от культурной среды. Например, в Японии люди обращают основное внимание на глаза, в то время как в США эмоции угадывают главным образом по губам и рту. Чтобы распознать эмоции, обращайте внимание на выражение всего лица, а не только глаз.

    Прислушайтесь к интонациям голоса. После выражения лица вторым важным признаком эмоций является интонация речи. С помощью голоса люди могут как проявлять свои эмоции, так и пытаться скрыть их. Однако некоторые эмоции сложно передать голосом. Например, по голосу можно достаточно легко определить расслабленность, напряженность, скуку, удовлетворение и доверие. Хуже передаются голосом такие эмоции, как страх, дружелюбие, радость и печаль.

    • Схожие интонации могут выражать различные эмоции. К примеру, напряженный или резкий голос может означать как гнев и враждебность, так и доверие и интерес.
    • Шепот или тихий голос также могут свидетельствовать о самых разных эмоциях. Это может быть проявлением расслабленности, удовлетворенности, близости, дружелюбия, печали или скуки.
    • Тихий голос с придыханием (громким дыханием во время речи) свидетельствует о страхе, скромности или нервозности.
  1. Проследите за общим поведением и манерами. Проявляет ли ваш собеседник дружелюбие или сдержанность, когда вы смотрите на него? Эмоции могут выражаться подсознательно и непроизвольно. Нередко эмоции других людей лучше всего распознаются на интуитивном уровне.

    Оцените самочувствие собеседника. Эмоции способны как положительно, так и отрицательно влиять на здоровье. Если ваш друг или член семьи болен или постоянно чувствует себя уставшим, возможно, он испытывает стресс или депрессию.

    Развейте и повысьте свой эмоциональный интеллект. Уделяйте больше внимания другим людям и научитесь распознавать их эмоции. Эмоциональный интеллект характеризуется четырьмя аспектами: (1) способностью распознавать свои чувства и эмоции других людей; (2) использованием эмоций при мышлении; (3) пониманием важности эмоций и (4) способностью контролировать эмоции. Улучшить эмоциональный интеллект можно следующими способами:

    Расшифровка выражения лица

    1. Присмотритесь к выражению лица собеседника. Наши чувства проявляются в глазах и на лице. Умение догадаться по выражению лица о чувствах человека позволяет читать эмоции других людей.

      • Не позволяйте обмануть себя! Люди могут намеренно изменять выражение своего лица, чтобы казаться радостными, в то время как они испытывают гнев или печаль - особенно удается это актерам. Обращайте внимание и на другие признаки, которые свидетельствуют об истинных чувствах. Присмотритесь к языку тела и прислушайтесь к интонациям голоса. Установите прямой зрительный контакт - пронизывающий “холодный” взгляд свидетельствует о совсем других чувствах, нежели “теплая” улыбка.
    2. Научитесь распознавать искреннюю улыбку. При ней задействовано больше лицевых мышц, чем при фальшивой или вынужденной улыбке. Во время искренней улыбки приподнимаются уголки рта и щеки. Если сокращаются мышцы вокруг глаз, а у их внешних уголков появляются морщинки, это служит надежным признаком искренней улыбки.

      Научитесь различать печаль и радость. Хотя это и может показаться очевидным, но люди нередко стараются скрыть свои истинные эмоции и улыбаются, когда им грустно. Однако настоящие и спонтанные эмоции сложно подделать. Когда люди испытывают печаль, они хмурятся (опускают уголки рта) и приподнимают внутренние (обращенные к носу) уголки бровей. Кроме того, о грусти свидетельствуют опущенные веки, которые частично прикрывают глаза.

      Научитесь распознавать гнев и недовольство. Эти эмоции часто сопутствуют друг другу и сопровождаются схожим выражением лица. В состоянии недовольства, гнева или раздражения мы морщим нос.

      Научитесь распознавать страх и удивление. Несмотря на то что страх является отрицательной, а удивление - положительной эмоцией, обе они активируют симпатическую нервную систему и запускают реакцию “бей или беги”. Когда случается что-либо неожиданное, хорошее или плохое, это стимулирует ту часть мозга, которая не поддается прямому контролю. При этом мы приподнимаем брови и веки и широко раскрываем глаза.

    Распознавание эмоций другими методами

      Присмотритесь к невербальным признакам. Помимо выражения лица и интонации голоса, люди выражают свои эмоции и другими способами. Хотя невербальные знаки бывают обманчивы, умение читать их поможет вам распознавать эмоции. К невербальным признакам, позволяющим распознать эмоции, относятся движения тела, поза, а также наличие или отсутствие зрительного контакта. Человек может проявлять возбуждение и активно двигаться, либо оставаться неподвижным и напряженным. Кроме того, обратите внимание на то, стоит ли он прямо и смотрит ли вам в глаза, сутулится или нет, беспокойно двигает руками или держит их скрещенными.

      Обратите внимание на движения тела и позу собеседника. Следите не только за лицом, но и за всем телом человека, чтобы правильно распознать и истолковать его эмоции. Поза и движения тела не только отражают сами эмоции, но и позволяют судить об их интенсивности. Существуют различные степени положительных и отрицательных эмоций. Например, положительные эмоции могут варьироваться от небольшой заинтересованности до восторженного ликования, а отрицательные - от легкой грусти до неистового гнева.

      Присмотритесь к признакам поведения “бей или беги”. Когда происходит что-то неожиданное, хорошее или плохое, стимулируется область мозга, которая не поддается нашему прямому контролю. Это приводит к такой физиологической реакции, как расширение зрачков, учащенное дыхание, повышенное потоотделение и учащенное сердцебиение. И наоборот, если ваш собеседник возбужден или расстроен, он может говорить быстрее и на повышенных тонах.

    • Попробуйте рассмотреть выражение эмоций человека, когда вы знаете, что он огорчен, счастлив, взволнован или испытывает другие чувства. Так вам будет легче заметить аналогичные проявления эмоций у других людей.
    • Всегда старайтесь практиковать и совершенствовать свое умение, пробуя угадать эмоции окружающих людей. Если вы думаете, что кто-то испытывает радость, проверьте свое предположение и поинтересуйтесь у этого человека, случилось ли с ним что-то хорошее.
    • Сначала потренируйтесь на друзьях, и только затем на других людях. Делитесь своими эмоциями с друзьями и членами семьи за обедом или ужином.
    • Попробуйте задавать собеседнику различные вопросы. Начните с общих или элементарных вопросов: “как дела?”, “чем вы занимались вчера?” и так далее. Затем плавно перейдите к более личным вопросам: например, “как дела у такого-то (члена семьи или друга)?” или “как чувствует себя ваш супруг?”. Наблюдайте реакцию на вопросы и старайтесь при этом не перейти допустимую границу.
    • Некоторые люди не любят делиться своими эмоциями. Не пытайтесь выведать у таких людей подробности их личной жизни.

    Предупреждения

    • Учтите, что ваш собеседник может намеренно скрывать свои чувства. Человек может подавлять свои эмоции, если чувствует психологическую или эмоциональную боль, или попал в сложную жизненную ситуацию. Будьте тактичны и уважайте нежелание других раскрывать свои эмоции.
    • Соблюдайте осторожность при попытке угадать чувства абсолютно незнакомого человека. Воздерживайтесь от пристальных взглядов и ведите себя вежливо.
    • Чтение чужих эмоций не является точной наукой. Помните, что люди по-разному проявляют свои эмоции, и не делайте поспешных заключений о том, что чувствуют окружающие.
    • Не ведите себя навязчиво и не требуйте от людей не всегда уместной искренности. Уважайте частную жизнь других людей.

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами. Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект , а не умственные способности. Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других , пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Вы знаете свои слабые и сильные стороны

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми , не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Когда вы расстроены, вы точно знаете причину

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций. Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу. Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное .

Вы хорошо читаете эмоции других людей

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Вы находите способ придти в себя после неудачи

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно. То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и .

Вы доверяете интуиции

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Вы умеете отказывать

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу. Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь. Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе , если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. , потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Вы не боитесь ошибок

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину . В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Вы бескорыстны

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах .

Вы нейтрализуете ядовитых людей

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно. Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию. Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла .

Вы не стремитесь к совершенству

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь. Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью . Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться. Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Вы отключаетесь

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха. Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Вы слушаете и слышите

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией .

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.