Что такое образовательная робототехника? Мнение экспертов комиссии Совета Федерации. Курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике. VIII. Методы обучения

Робототехника в школе – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями. Это необходимо, так как наша жизнь просто изобилует различной высокотехнологичной техникой. Ее знание открывает перед подрастающим поколением массу возможностей и сделает дальнейшее развитие технологий более быстрым.

Еще в 1980 году Лого Сеймур Пейпер, который является основоположником языка программирования, в своей книге предложил применять компьютеры для обучения детей. Пейпер в своем предложении основывался на естественной любознательности детей и средствах для ее удовлетворения. Ведь каждый ребенок – это архитектор, самостоятельно строящий структуру собственного интеллекта, а как вы уже догадались, любому архитектору необходим материал, при помощи которого все возводится. И именно окружающая среда и является тем самым материалом. И чем больше этих материалов, тем больше сможет достичь ребенок.

1. Зачем нужны курсы робототехники для детей?

Стоит обратить внимание на тот факт, что в повседневной жизни дома, в школе, в общественных учреждениях детей окружают самые разнообразные технические приспособления и устройства:

  • Компьютер;
  • Телевизор;
  • Автоматическая стиральная машинка;
  • Планшетные ПК;
  • Смартфоны, телефоны и многое другое.

Для детей, как и для многих взрослых, все эти устройства являются абсолютно неизведанными объектами, то есть каждый знает для чего нужно то или иное устройство, а также как им пользоваться, но принцип работы известен лишь немногим. Отсюда выходит вопрос, а нужно ли это вообще знать? Ответ – конечно же, и в первую очередь для того, чтобы обезопасить себя, а также продлить срок действия используемого устройства.

Также у многих может возникнуть вопрос, а причем здесь робототехника? Для того чтобы получить ответ, стоит понять, что такое робот. Это автоматизированный механизм, который имеет программу для выполнения той или иной функции. Другими словами обычную стиральную машинку автомат можно назвать роботом, который запрограммирован для стирки, полоскания и выжимания белья, причем для этого предусмотрены различные режимы.

Программа робототехники в школе позволяет детям ближе узнать о принципах работы таких устройств. Это позволит сделать детей более мобильными, подготовленными к внедрению различных инноваций в повседневную жизнь. При этом они смогут быть технически более грамотными. В теоретическом аспекте данного вопроса детям помогают такие предметы как физика, математика, информатика, химия и биология. А вот синтезатором таких наук, который способен развивать технический уровень грамотности подрастающего поколения, путем научно-практических исследований и творческих проектов является рабочая программа по робототехнике в школе.

1.1. Интерес детей к обучению

Стоит отметить, что благодаря любознательности детей курсы робототехники в школах вполне способны превратиться в наиболее интересный метод познания и изучения не только цифровых технологий и программирования, но также и всего окружающего мира, и даже самого себя.

При этом особенность данного предмета заключается в том, что дети постоянно сталкиваются с различной техникой не только в школе, но и дома, а также в повседневной жизни. Это существенно усиливает интерес к получению знаний и позволяет легче и быстрее усваивать информацию.

1.2. Основные проблемы программы робототехники в школе

При введении в школьную программу курсов робототехники в учебном процессе мы сталкиваемся с двумя главными проблемами:

  • Недостаточный уровень методических материалов;
  • Высокая стоимость одной единицы робототехнического конструктора. При этом стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев используются иностранные разработки.

На данный момент в программах робототехники в школе могут применяться различные специальные робототехнические комплексы, такие как Mechatronics Соntrol Kit, Festo Didасtiс, LEGO Мindstоrms и так далее. Однако можно выделить комплексы, пользующиеся наибольшим распространением в России. К ним относится следующее:

  • LEGO Мindstоrms. Это специальный конструктор нового поколения, который был представлен компанией Лего в 2006 году. Мозгом робототехнического конструктора является микрокомпьютер Лего. К его портам подключаются различные датчики, а также исполнительные устройства (механизмы). В зависимости от фантазии конструктора робота можно собрать в виде человека, машины, животного и так далее. При этом построенный механизм способен выполнять различные функции. Для того чтобы задать роботу поведение необходимо написать программу. Сделать это можно как при помощи самого микрокомпьютера, на котором предусмотрены клавиши, либо по средствам специального программного обеспечения на ПК.
  • Конструктор Fischertechnik. Данный конструктор является развивающим. Он подходит как для детей, так и для подростков и студентов. Такой конструктор позволяет создавать самых разнообразных роботов и задавать им программы при помощи компьютера.
  • Scratch Board.
  • Arduino.
  • Конструкторы УМКИ. Такие модули оснащены микропроцессором, а также наборами датчиков.

Все эти модули имеют достаточно высокую стоимость, что делает их менее доступными. Однако при этом они способны активно развивать детей во всех направлениях связанных робототехникой – мышление, логика, алгоритмические и вычислительные способности, а также исследовательские навыки и, самое главное, техническую грамотность.

2. Образовательная робототехника в начальной школе

Учитывая вышеуказанные проблемы, на данный момент программа робототехники в школе доступна все еще не везде. Однако даже без использования специальной техники, конструкторов и настоящих роботов в школьных программах по информатике и ИКТ стоит начать изучение введения в робототехнику. Это позволит ближе познакомить учеников с предметом, а также поможет в дальнейших шагах в данной сфере знаний. При этом достаточно провести всего лишь два занятия, после чего дети смогут самостоятельно заниматься робототехникой.

Основы робототехники для детей в начальной школе позволит понять ученикам, что такое робот и принцип его работы. Также детям будет интересно знать, что понятие «робот» было придумано писателем фантастом Карелом Чапеком в далеком 1920 году. Это основы робототехники, позволяющие окунуться в мир полный удивительных изобретений и высоких технологий, которые моментально возбуждают в детях огромный интерес к данной науке.

Кроме этого, основы робототехники помогут детям, выбравшим путь изучения роботов, в дальнейшем обучении.

Технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, и вполне возможно, что именно ваш ребенок или ученик сконструирует наноробота, который сможет лечить сложнейшие заболевания. Программа робототехники в школе – это огромный шаг к технологиям будущего, к развитию и совершенству технологий.

3. Мастер-класс по робототехнике: Видео

Данный материал написан Халамовым Владиславом Николаевичем, по его просьбе публикую данный пост.

Уважаемые коллеги!
К вам обращается директор учебно-методического центра образовательной робототехники. Наш центр объединяет преподавателей дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, руководителей ресурсных центров по робототехнике, которые ведут научно-методические разработки в области применения образовательной робототехники в предметной среде.
Как специалист, стоящий у истоков образовательной робототехники в ноябре 2015 года я был приглашен на заседание комиссии по развитию информационного общества в Совет Федерации. Одной из рассматриваемых на заседании тем стало развитие образовательной робототехники. Несмотря на популярность этого направления, оказалось много вопросов, которые еще предстоит решить. В своей статье я сделал попытку рассмотреть их с точки зрения профессионального сообщества педагогов.

Мы хотим узнать мнение педагогов, ученых и всех, кому интересна образовательная робототехника по поводу обсуждаемых на заседании комитета Совета Федерации вопросов, и приглашаем их к диалогу и обмену опытом.

С уважением, Владислав Николаевич Халамов
Тел: +79823419526

Что такое образовательная робототехника? Мнения экспертов комиссии Совета Федерации

В СоветеФедераций состоялось заседание комиссии по развитию информационного общества.
На заседание комиссии были приглашены представители регионов, вузов, Министерства образования и науки РФ, Программы «Робототехника» Фонда «Вольное дело», других заинтересованных структур.
На повестку дня были поставлены три вопроса:

Так что же такое «образовательная робототехника»?
Чем она отличается от обычной робототехники?

Этот вопрос полностью раскрыл Аркадий Семенович Ющенко - доктор технических наук, профессор, зав.кафедрой Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Он рассказал, что робототехникой занимается много лет.

Для меня робот состоит из нескольких частей, каждую из которых обслуживают соответствующие специалисты, которых мы готовили всегда. Например, механическую часть – механики, силовую часть – электрики, компьютерную часть – электронщики и программисты. А робототехник – это тот, кто может соединить все эти части (и работу этих специалистов) воедино. Но когда я сталкиваюсь с робототехникой в школе, то для меня это просто вид развивающего учебного оборудования, которое используется для того, чтобы школьнику лучше усвоить знания школьной программы и получить необходимые дополнительные навыки.
-

Как специалист, стоящий у истоков образовательной робототехники, знающий этот вопрос изнутри, не могу не согласиться с этой точкой зрения.
От себя хочу отметить, что робототехника – это не некий абстрактный объект из категории «высочайших» технологий, доступный для понимания и освоения лишь избранным, как часто нам пытаются это представить. Напротив, это – универсальный инструмент для общего образования. Робототехника идеально вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов.

А использование робототехнического оборудования на уроках – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами конструкторской деятельности до 7-8 лет – в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Однако, реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.

Мой многолетний опыт практической работы с коллективами профессионалов в области дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования позволил выстроить целостную образовательную систему, базирующуюся на принципах преемственности и развивающего обучения.

Для дошкольников – это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.

Работа в школе направлена на формирование заинтересованности школьника в исследовании физических свойств предметов, разнообразных явлений окружающего мира, в получении технического образования.

Объединить теорию и практику возможно, если использовать образовательную робототехнику при изучении различных предметов.
В начальных классах образовательную робототехнику с успехом можно применять на уроках окружающего мира, математики, технологии, что, обеспечит существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

В средней и старшей школе учащиеся не только и не столько занимаются робототехникой, сколько используют ее, как некий интерактивный элемент, с помощью которого теоретические знания легко закрепляются на практике. Образовательную робототехнику можно использовать как на уроках математики, информатики, физики и технологии, так и химии, астрономии, биологии, экологии.

Учебно-методическим центром РАОР разработаны лабораторные практикумы по физике, информатике, технологии для учащихся 6-9 классов, которые позволят закрепить пройденный материал по естественным дисциплинам и получить дополнительные знания по определенным темам.
В лабораторный практикум входят сборник практических заданий и методические рекомендации для педагогов.

Переходя на ступень профессионального образования, школьник благодаря образовательной робототехнике, как правило, уже сделал свой профессиональный выбор. Встраивание робототехники в образовательный процесс учреждений профессионального образования помогает подростку не просто развивать в себе технические наклонности, на этом этапе происходит понимание сути выбранной профессии. Робототехника позволяет реализовать уже профессиональные знания через моделирование, конструирование и программирование, примеры подобной практики представлены на портале образовательной робототехники www.фгос-игра.рф .

Для ряда специальностей Учебно-методическим центром РАОР разработаны типовые модули: «Цифровые технологии», «Робототехника», «Радиоэлектроника».

Главной целью на ступени профессионального образования становится обеспечение взаимодействия образования, науки и производства.
Что касается организации внешкольного или, так называемого, неформального образования, то и здесь образовательная робототехника занимает достойное место. Школьники могут заниматься в творческих объединениях, на факультативах, посещать занятия на базе учреждений дополнительного образования. Формы работы могут быть разнообразными: общеразвивающие занятия для ребят начального и среднего звена; проектно-исследовательская деятельность в научных обществах для старшеклассников, и многое другое.

Организация объединений по робототехнике позволяет решить целый спектр задач, в том числе привлечение детей группы риска, создание условий для самовыражения подростка, создание для всех детей ситуации успеха, ведь робототехника - это еще и способ организации досуга детей и подростков с использованием современных информационных технологий.

Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

Одним из важных аспектов стимулирования детей к самостоятельному развитию творческой мыслительной деятельности и поддержанию интереса к техническому творчеству является их участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и фестивалях технической направленности.
Существует целая система соревнований по робототехнике разного уровня: региональные, межрегиональные, всероссийские, международные.
Для ориентации детей на реальный сектор экономики, в целях воспитания будущих рабочих кадров, создана уникальная линейка соревнований ИКаР (Инженерные кадры России) для детей и подростков. Самым маленьким участникам соревнований – 4-5 лет.
Такие соревнования отличаются от других конкурсных мероприятий по нескольким параметрам:

Зрелищность: ребенок видит положительную работу своих сверстников, передовые инженерно-технические достижения, новые решения в области робототехники. Причем не достижения вообще, а связанные с конкретным производством.
Состязательность: позволяет выявить наиболее подготовленную команду, способную оперативно решить поставленную тренером (организатором) задачу.
Азартность: стремление детей к лидерству, быстрому решению поставленной задачи как нельзя лучше проявляется во время соревнований по робототехнике.

А самое главное – они не привязаны к конкретному конструктору или производителю. На наших соревнованиях можно использовать роботы, собранные из любых конструкторов или из отдельных деталей.
Заседание комиссии в Совете Федерации подтвердило, что пора ставить новые задачи, позволяющие развивать робототехнику не точечно, а системно. Только так можно воспитать подготовленные инженерные кадры, начиная от знакомства с кубиками «Лего» в детском саду до получения профессии и необходимых компетенций.

Учебно-методический центр образовательной робототехники РАОР имеет большой опыт работы в сфере развития образовательной робототехники. Центром уже сегодня подготовлены уникальные методические пособия, рассчитанные на детей разных возрастов. В них учитывается взаимосвязь детского сада и начальной школы, общего и дополнительного образования, программ средней, старшей школы и среднего и высшего профобразования.

В помощь педагогам разработан комплект учебно-методической литературы, в который вошли: программы, конспекты занятий, раздаточный материал. Педагоги охотно делятся наработанным опытом по внедрению «образовательной робототехники».
Уважаемые коллеги и единомышленники! Все, кому интересна образовательная робототехника, и обсуждаемые на заседании комитета Совета Федерации вопросы - приглашаю к обсуждению и обмену опытом. Моя личная почта.

Робототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах, учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Робототехнику можно использовать в начальном, основном общем и среднем (полном) общем образовании, в области начального профессионального образования, а также специального (коррекционного) обучения.

Одной из важных особенностей работы с образовательной робототехникой должно стать создание непрерывной системы - робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера, начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство.

Дошкольное образование

Впервые из рук ребенка выйдет продукт, способный реально выполнить задуманные действия, решить поставленные задачи. Создав свои первые модели, дети впервые освоят основные принципы конструирования и программирования.

Конструкторы «Первые конструкции», «Первые механизмы»

Начальная школа

Предмет «Окружающий мир»

Социальный заказ общества диктует, что современный школьник должен знакомиться с окружающим миром не только на теоретическом уровне, но и постигать его тайны непосредственно на практике. Объединить теорию и практику возможно, если использовать образовательную робототехнику на уроках окружающего мира (более 25 тем) в начальных класса, что, обеспечит существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Например, в программе Плешакова А.А. «Зеленый дом» образовательная робототехника позволит создавать на уроках динамические схемы, отражающие те или иные явления, сделает демонстрацию опытов яркой, красочной и более наглядной.

Основная и старшая школа

В ходе занятий ребята не только и не столько занимаются робототехникой, сколько используют ее, как некий интерактивный элемент, с помощью которого некие теоретические знания закрепляются на практике. Теоретические знания могут быть, как по точным наукам: математике и физике, так и по естественным: химии, астрономии, биологии, экологии.

Коммерческие компании, активно поддерживающие образовательную робототехнику, поняли необходимость подготовки обучающих материалов для таких программ, и, таким образом, появились образовательные наборы «Green City» и «Space Challange».

Предмет «Физика»

На уроках физики робототехнику можно применять для лабораторных, практических работ и опытов, а также для исследовательской проектной деятельности при изучении разделов: «Физика и физические методы изучения природы», «Механические явления», «Тепловые явления», «Электрические и магнитные явления», «Электромагнитные колебания и волны».

Предмет «Информатика»

Образовательные конструкторы позволят более интенсивно формировать ключевые компетенции учащихся на уроках информатики при изучении разделов: «Информационные основы процессов управления», «Представление об объектах окружающего мира», «Представление о системе объектов», «Основные этапы моделирования», «Алгоритмы. Исполнитель алгоритма», «Среда программирования», «Архитектура ПК. Взаимодействие устройств компьютера».

Предмет «Технология»

Наиболее гармонично образовательная робототехника встраивается в такие разделы предмета «Технологии» как «Машины и механизмы», «Графическое представление и моделирование», «Электротехнические работы».

Предмет «Математика»

Одним из ярких и простых примеров закрепления знаний из школьного курса математики является расчет траектории движения робота. В зависимости от уровня знаний здесь могут использоваться как и обычный метод проб и ошибок, так и научный подход: здесь им могут понадобиться и свойства пропорции (6-7 класс), и знание формулы длины окружности (8-9ый) и даже тригонометрия (10-11 класс).

Внеурочная деятельность

Проектно-ориентированная работа с конструктором позволяет организовать факультативное, домашнее и дистанционное обучение.

В школе ребята могут заниматься в кружках, на факультативах, посещать занятия на базе учреждений дополнительного образования. Формы работы могут быть разнообразными: общеразвивающие кружки для ребят начального и среднего звена; проектно-исследовательские кружки для старшеклассников, включение исследований на базе образовательных конструкторов в деятельность научного общества учащихся и многое другое.

Организация кружков по робототехнике позволяет решить целый спектр задач, в том числе привлечение детей группы риска, создание условий для самовыражения подростка, создание для всех детей ситуации успеха, ведь робототехника - это еще и способ организации досуга детей и подростков с использованием современных информационных технологий.

Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

Профессиональное образование

Подходя к моменту перехода на ступень профессионального образования, школьник благодаря образовательной робототехнике, как правило, уже сделал свой профессиональный выбор. Встраивание робототехники в образовательный процесс в учреждениях профессионального образования, будь то учреждение НПО, СПО, ВУЗ, помогает подростку не просто развивать в себе технические наклонности, происходит понимание сути выбранной профессии. Робототехника позволяет реализовать уже профессиональные знания через моделирование, конструирование и программирование. Главная цель на этапе встраивания робототехники на ступени профессионального образования - обеспечить взаимодействие образования, науки и производства.

Конструкторы для создания роботов

Инженерно-техническая направленность использования образовательной робототехники служит блестящей возможностью ребенку проявить свои знания в области инженерно-технической мысли путем быстрого (мобильного) создания конструкторов с использованием простых и сложных инженерных механизмов и технических решений.

В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, например, LEGO Education, FischerTechnik, Mechatronics Control Kit, Festo Didactic и другие.

Серия Lego Education

В серию Lego Education входят конструкторы Lego WeDo и Lego Mindstorms.

Lego WeDo

Конструктор предназначен для дошкольников и школьников младших классов. Хотя элементная база этого конструктора сильно упрощена, но в нём те же идеи, практически та же электроника и ПО, что и в Lego Mindstorms. При желании с этим набором можно использовать старые детали Lego и совместимые с ними. С Lego WeDo даже дошкольники могут работать практически самостоятельно или с минимальной помощью взрослых.

Количество деталей в наборе Lego WeDo: 158. В наборе есть 4 инструкции, в каждой по 3 модели. В итоге вы получаете 12 занятий – 12 моделей для 4-х тем.

Программное обеспечение: ПервоРобот LEGO® WeDo™

Lego Mindstorms

Это – самый известный и разработанный программируемый конструктор на рынке игрового роботостроения и электронных конструкторов, который позволит любому школьнику собрать настоящего робота. Вся электроника «встроена» в детали Lego, что делает сборку простой. Фантастический монстр, промышленный автомат или миролюбивый андроид – любые фантазии оживают вместе с Lego Mindstorms. Бесконечные возможности конструктора и гибкость программного обеспечения увлекают на долгие часы даже взрослых.

Среда для программирования (NXT G – это упрощенный вариант программы LabVIEW) максимально простая: действия робота обозначены иконками, которые нужно собирать в нужной последовательности.

Изучаются базовые принципы конструирования и программирования роботов различных типов: мобильных, шагающих, балансирующих, манипуляторов и др.

Комплектуются набором стандартных деталей LEGO (палки, оси, колеса, шестерни) и набором, состоящим из сенсоров, двигателей и программируемого блока. Наборы делятся на базовый и ресурсный.

Базовый набор NXT поставляется в трех версиях:

  • 8527 LEGO MINDSTORMS NXT – первая версия коммерческого набора, 577 деталей;
  • 9797 LEGO MINDSTORMS Education NXT Base Set – образовательный набор для обучения, 431 деталь;
  • 8547 LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 – вторая версия коммерческого набора, 619 деталей.

Состав робонабора EV3

Все три набора содержат в себе одну и ту же версию интеллектуального блока NXT, отличаются только версии прошивки, но это не принципиально, так как прошивку можно легко обновить. Так что в этом плане все три набора совершенно равноценны.

Базовый набор EV3 3.0 поставляется в одной версии 31313. Комплект конструктора LEGO EV3 изменился. Стало больше шестерёнок, ажурных элементов. Убрали часть не нужных маленьких штифтов. Но самое главное, «мозг» компьютера наконецто претерпел значительные изменения и обещает стать любопытной игрушкой не только для детей, но и для взрослых робототехников.

Комплект поставки EV3 3.0

  • центральный блок управления
  • 3 сервомотора (два больших и один маленький)
  • датчик нажатия (Touch Sensor, попросту - кнопка)
  • цветовой сенсор
  • датчик расстояния

Так же есть ресурсные наборы : 9648 и 9695 LEGO MINDSTORMS Education Resource Set - набор средний ресурсный, 817 деталей. Ресурсный набор содержит больше видов и количество деталей. Оба набора могут быть использованы для участия в соревнованиях робототехники (например, во Всемирной олимпиаде роботов World Robot Olympiad).

Роботы, которые можно построить с использованием EV3

  • Встроенное программное обеспечение EV3 (EV3 Firmware V1.03H.bin)
  • Программное обеспечение EV3 (LMS-EV3-WIN32-RU-01-01-full-setup.exe)
  • Интернет-магазин компании SMARTBRICKS - единственной российской компании производящей комплектующие для робототехнических наборов LEGO

Конструктор FischerTechnik

Наборы для конструирования FischerTechnik выпускает немецкая фирма fischertechnik GmbH.

Надо отметить, что хотя в России марка FischerTechnik не известна так широко, как Lego, в Европе это не только широко распространенная марка детских пластмассовых конструкторов, но и ведущий поставщик учебных конструкторов и моделей для школ и технических училищ. В последнее время линейка конструкторов FischerTechnik расширилась до нескольких десятков моделей разного уровня, для детей начиная от 5 лет.

Основным элементом конструктора является блок с пазами и выступом типа «ласточкин хвост». Такая форма дает возможность соединять элементы практически в любых комбинациях. Также в комплекты конструкторов входят программируемые контроллеры, двигатели, различные датчики и блоки питания, что позволяет приводить механические конструкции в движение, создавать роботов и программировать их с помощью компьютера.

ROBO TX Учебная лаборатория - набор для конструирования мобильных роботов и автоматических устройств. Состоит из более 310 компонентов, из которых можно собрать 11 различных моделей роботов, например, робота-футболиста, стиральную машину, робота-погрузчика и других.

Как и Lego, FischerTechnik может быть удобен, если у вас уже есть такие конструкторы, и вы будете использовать для строительства моделей старые детали.

Среда программирования: ROBO Pro.

Конструктор Arduino

Проект Arduino позволит войти в мир робототехники с минимальными затратами. Единственное «но» – программы для используемых в Arduino микропроцессоров пишутся на ассемблере или с использованием специальных трансляторов с других языков. Это уровень учащихся старших классов и студентов вуза. Среда Arduino IDE требует знания языков уровня C или Java. И как правило платы Arduino поставляются как набор для самостоятельной сборки, что подразумевает необходимость выполнять паяльные работы с последующей отладкой и перепайкой собранных компонентов.

Андроидные роботы конструктора Bioloid

Bioloid Comprehensive Kit - набор, позволяющий собрать до 26 вариантов конструкции робота. От простого шлагбаума с 1 степенью свободы, до паука или гуманоида с 18 степенями свободы. Помимо этого, данный набор предоставляет Вам возможность создать Вашего уникального робота, спроектировав, собрав и запрограммировав его самостоятельно.

Набор Bioloid Premium Kit похож на конструкторы LEGO Mindstorms, но является более профессиональным и продвинутым экземпляром. Набор используется в Военно-морской академии США как учебное оборудование в курсе машиностроения. Так же набор Bioloid часто используют участники международных соревнований RoboCup.

BEAM-роботы

BEAM - Biolоgy (Биология), Electronics (Электроника), Aesthetics (Эстетика), Mechanics (Механика). Роботы создаются из базовых элементов с применением пайки.

BEAM-роботы, в отличие от обычных роботов, основанных на цифровой технологии и микропроцессорах, создаются по аналоговым схемам. Вместо дискретной программы поведение роботов задается аналоговыми нейронными цепями, способными гибко выбирать путь обхода препятствий и реагировать на окружающий мир.

Соревнования по робототехнике

Одним из важных аспектов стимулирования детей к самостоятельному развитию творческой мыслительной деятельности и поддержанию интереса к техническому обучению является их участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и фестивалях технической направленности.

Существует целая система соревнований по робототехнике разного уровня: региональные, межрегиональные, всероссийские, международные.

В Самарской области ежегодно проводится областной фестиваль по робототехнике на основе правил всемирной олимпиады. Это состязание является первой ступенью к участию таких соревнованиях как «Робофест», «Евробот», «Робомир», спартакиада «Robojam», «World Robot Olympia».

Соревнования по робототехнике отличаются от других конкурсных мероприятий по нескольким параметрам:

  • Зрелищность : ребенок видит положительную работу своих сверстников, передовые инженерно-технические достижения, новые решения в области робототехники.
  • Состязательность : позволяет выявить наиболее подготовленную команду, способную оперативно решить поставленную тренером (организатором) задачу.
  • Азартность : стремление детей к лидерству, опережению своих сверстников, быстрому и бескомпромиссному решению поставленной задачи как нельзя лучше проявляется во время соревнований по робототехнике.
  • Робототехника: конструирование и программирование , Титульный лист
  • Методика преподавания робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT
  • Рабочая программа «Образовательная робототехника» с учетом ФГОС
  • Образовательная программа по робототехнике в начальной школе Lego WeDo (внеурочная деятельность, 1-3 класс)
  • Рабочая программа курса «технология» для 5-7 классов с применением образовательной робототехники

Курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике

Курс "RoboEd - Основы робототехники" ()

Курс "RoboEd - Основы робототехники" содержит обобщенный опыт многолетнего преподавания робототехники на уроках и дополнительных занятиях в школах Санкт-Петербурга, а также базовые сведения из области механики, кибернетики и программирования. На примере простых практических заданий с использованием конструктора Lego Mindstorms NXT и графической среды Robolab раскрывается ряд тем из области теории автоматического управления. Курс предназначен для учащихся 5 классов и старше, а также их учителей и родителей. Результаты обучения по курсу неоднократно проверены на многочисленных соревнованиях и олимпиадах.

Трудоемкость курса 100 часов . После успешного завершения курса выдаётся сертификат за подписью автора курса. Чтобы получить сертификат нужно выполнить не менее 80% опросов и упражнений не позже двух недель от назначенного срока. Чтобы получить сертификат с отличием нужно выполнить все опросы и пройти все упражнения не позже двух недель от назначенного срока.


Городские педагогические чтения

«Дополнительное образование: инновационный вектор развития»,

посвященные 95-летию государственной системы дополнительного

(внешкольного) образования детей.





Образовательная робототехника


Подлесных Елена Викторовна

учитель информатики

МБОУ СОШ №17

г. Новый Уренгой

2013г.

I . Введение.

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.

Введение новых государственных стандартов общего образования

предполагает разработку инновационных педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

В российских образовательных программах робототехника приобретает все большее значение. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специальных роботов для МЧС России.

II. Актуальность. Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Появилась необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Поэтому, образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.

III . Проблема.

Передо мной открылась проблема : как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение в образовательном процессе?

IV . Цели:

    Привлечение внимания одаренных детей к сфере высоких технологий и инновационной деятельности;

    Популяризация научно-технического творчества и робототехники;

    Формирование компетенций в области технического производства с применением робототехнических систем;

V . Задачи:

    Создание кружка по робототехнике и научно-техническому творчеству.

    Разработка методики обучения основам робототехники и научно-технического творчества.

    Разработка образовательно-соревновательной площадки.

    Внедрение робототехники в уроки образовательной программы.

Конечно же, в своих рабочих программах я обязательно выделяю воспитательный аспект в преподавании курса. Стараюсь при подготовке к каждому занятию продумывать воспитательные задачи.

VI . Новизна.

Новизна концепции состоит в том, что Конструктор и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

VII. Теоретические аспекты.

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Конструкторы LEGO Mindstorms позволяют организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные и метапредметные занятия. С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению. А педагог может создать такие условия, чтобы ученику захотелось поставить свой собственный эксперимент.

Большие возможности дают Лего-роботы для проведения уроков информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики. Конструирование роботов остается за рамками урока информатики: дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных необходимыми датчиками и приборами. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в курсе информатики.

VIII . Методы обучения:

В своей работе я применяю объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, программированный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый методы обучения, а также метод проблемного изложения.

И все-таки, главным при изучении робототехники - это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

    Обозначение темы проекта.

    Цель и задачи представляемого проекта.

    Разработка механизма на основе конструктора Лего-модели NXT .

    Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms.

    Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность учащихся. Таким образом, можно убедиться в том, что Лего позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, – умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

IX. Результаты внедрения курса робототехники в образовательный процесс .

    Lego позволяет учащимся:

    • совместно обучаться в рамках одной бригады;

      распределять обязанности в своей бригаде;

      проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

      проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

      создавать модели реальных объектов и процессов;

      видеть реальный результат своей работы.

    Создана рабочая программа кружка «Лего-конструирование и основы робототехники Mindstorms NXT » на год обучения. Разрабатывается методическое обеспечение занятий: конспекты занятий и презентации к ним.

    Определены темы курса «Информатика и ИКТ», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс. Скорректировано тематическое планирование тем. Разрабатываются методические материалы для их преподавания.

    В результате обучения учащиеся смогли показать свои достижения на городском, региональном и всероссийском уровне. Пугач Никита стал призером городской конференции «Шаг в будущее», а Репка Артем ее победителем. Команда Альфа- X (Черникова Ярослава и Пишненко Николай) заняла 1 место в городском конкурсе по робототехнике в номинации «Кегельринг». А команда NXT . exe (Воловатов Роман и Рязанов Владислав) заняли 1 место в номинации «Следование по линии» и 2 место в номинации «Кегельринг». Репка Артем и Пугач Никита стали участниками окружного конкурса юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению». В 2012-2013 учебном году команда NXT . exe (Рязанов Владислав, Татарчук Юрий, Репка Артем, Моргунов Андрей) приняла участие в работе окружной Ассамблеи юных изобретателей в г. Надым. По результатам работы команда NXT . exe получила гранд третьей степени. На всероссийском уровне тоже имеются награды: Репка Артем занял 2 место во всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Юные техники – будущее инновационной России». Достигнутые результаты показывают, что ребятам нравится заниматься конструированием, программированием, и они готовы продолжать осваивать столь новое, современное, востребованное направление, как робототехника.

    Подводя итоги внедрения курса в образовательное пространство школы можно сказать, что повлекло за собой:

    Повышение качества образования и заинтересованности предметом у учащихся;

    Сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих ИКТ;

    Сформированность информационной компетентности;

    Новые формы работы с одаренными детьми;

    Инновационное профильное обучение;

    Применение игровых технологий в обучении;

    Современные ИКТ технологии в дополнительном образовании;

    Эффективная форма работы проблемными детьми;

    Развитие творческого потенциала учащихся;

    Популяризация профессии инженер (проектировщик).

    Создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы учащихся;

Заключение.

Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.

Поводя итог, можно сказать, что направление «Образовательная робототехника» имеет большие перспективы развития.

Образовательная робототехника

Подлесных Елена Викторовна

учитель информатики

МБОУ СОШ №17

Г. Новый Уренгой

I. Введение.

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.

Введение новых государственных стандартов общего образования

предполагает разработку инновационных педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

В российских образовательных программах робототехника приобретает все большее значение. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование робототехнических устройств, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специальных роботов для МЧС России.

II. Актуальность. Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Появилась необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Поэтому, образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.

III. Проблема.

Передо мной открылась проблема: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение в образовательном процессе?

IV. Цели:

  1. Привлечение внимания одаренных детей к сфере высоких технологий и инновационной деятельности;
  2. Популяризация научно-технического творчества и робототехники;
  3. Формирование компетенций в области технического производства с применением робототехнических систем;

V. Задачи:

  1. Создание кружка по робототехнике и научно-техническому творчеству.
  2. Разработка методики обучения основам робототехники и научно-технического творчества.
  3. Разработка образовательно-соревновательной площадки.
  4. Внедрение робототехники в уроки образовательной программы.

Конечно же, в своих рабочих программах я обязательно выделяю воспитательный аспект в преподавании курса. Стараюсь при подготовке к каждому занятию продумывать воспитательные задачи.

VI. Новизна.

Новизна концепции состоит в том, что Конструктор и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

VII. Теоретические аспекты.

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Конструкторы LEGO Mindstorms позволяют организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные и метапредметные занятия. С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению. А педагог может создать такие условия, чтобы ученику захотелось поставить свой собственный эксперимент.

Большие возможности дают Лего-роботы для проведения уроков информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики. Конструирование роботов остается за рамками урока информатики: дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных необходимыми датчиками и приборами. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в курсе информатики.

VIII. Методы обучения:

В своей работе я применяю объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, программированный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый методы обучения, а также метод проблемного изложения.

И все-таки, главным при изучении робототехники - это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

  1. Обозначение темы проекта.
  2. Цель и задачи представляемого проекта.
  3. Разработка механизма на основе конструктора Лего-модели NXT .
  4. Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms.
  5. Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность учащихся. Таким образом, можно убедиться в том, что Лего позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, – умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

IX. Результаты внедрения курса робототехники в образовательный процесс .

  1. Lego позволяет учащимся:
  • совместно обучаться в рамках одной бригады;
  • распределять обязанности в своей бригаде;
  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • создавать модели реальных объектов и процессов;
  • видеть реальный результат своей работы.
  1. Создана рабочая программа кружка «Лего-конструирование и основы робототехники Mindstorms NXT» на год обучения. Разрабатывается методическое обеспечение занятий: конспекты занятий и презентации к ним.
  2. Определены темы курса «Информатика и ИКТ», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс. Скорректировано тематическое планирование тем. Разрабатываются методические материалы для их преподавания.
  3. В результате обучения учащиеся смогли показать свои достижения на городском, региональном и всероссийском уровне. Пугач Никита стал призером городской конференции «Шаг в будущее», а Репка Артем ее победителем. Команда Альфа-X (Черникова Ярослава и Пишненко Николай) заняла 1 место в городском конкурсе по робототехнике в номинации «Кегельринг». А команда NXT.exe (Воловатов Роман и Рязанов Владислав) заняли 1 место в номинации «Следование по линии» и 2 место в номинации «Кегельринг». Репка Артем и Пугач Никита стали участниками окружного конкурса юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению». В 2012-2013 учебном году команда NXT.exe (Рязанов Владислав, Татарчук Юрий, Репка Артем, Моргунов Андрей) приняла участие в работе окружной Ассамблеи юных изобретателей в г. Надым. По результатам работы команда NXT.exe получила гранд третьей степени. На всероссийском уровне тоже имеются награды: Репка Артем занял 2 место во всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Юные техники – будущее инновационной России». Достигнутые результаты показывают, что ребятам нравится заниматься конструированием, программированием, и они готовы продолжать осваивать столь новое, современное, востребованное направление, как робототехника.
  4. Подводя итоги внедрения курса в образовательное пространство школы можно сказать, что повлекло за собой:
  • Повышение качества образования и заинтересованности предметом у учащихся;
  • Сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих ИКТ;
  • Сформированность информационной компетентности;
  • Новые формы работы с одаренными детьми;
  • Инновационное профильное обучение;
  • Применение игровых технологий в обучении;
  • Современные ИКТ технологии в дополнительном образовании;
  • Эффективная форма работы проблемными детьми;
  • Развитие творческого потенциала учащихся;
  • Популяризация профессии инженер (проектировщик).
  • Создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы учащихся;

Заключение.

Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.

Поводя итог, можно сказать, что направление «Образовательная робототехника» имеет большие перспективы развития.