Что такое нравственные основы жизни. Орксе нравственные основы семейной жизни. Основы нравственной жизни
В последнее время значительно увеличилось количество негативных из-лучений (мыслей, чувств, действий) человека. Они вызывают кризисы в обще-стве и природе, проникают в Космос, заражая его. Это угрожает человечеству глобальной катастрофой.
Знание этого должно повысить экологическую ответственность человека перед Богом, природой и обществом.
Спасение планеты Земля возможно путём применения человеком новых знаний психологической культуры в повседневной жизни. В пособии даны советы и рекомендации по воспитанию в семье, общественных институтах и ин-дивидуальной работе над собой. Изложена новая духовно-нравственная программа самосовершенствования
Следуя законам Всевышнего и делам его
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-психологическое пособие « Основы нравственной жизни» – синтез духовных, психологических и медицинских знаний, которое включает двадцать разделов по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей и взрослых, новый моральный семейный кодекс, схему генеалогического древа рода и методику самосовершенствования.
Цель данного пособия: раскрыть причины мирового кризиса с духовно-психологической точки зрения, показать возможные последствия его для эволюции Земли и человечества и наметить пути выхода из кризиса.
Задачи методического издания.
Раскрыть новые психологические знания о структуре личности и индивидуальности и их взаимодействии.
Показать экологическую и эволюционную ответственность человека за свою Душу перед Богом, природой, обществом.
Выявить влияние положительных и отрицательных качеств Души человека на его здоровье.
Показать духовно-психологические особенности воспитания детей в семье и нравственно-психологические аспекты взаимоотношений в семье
Вскрыть духовно-нравственные проблемы молодёжи, пороки и порочные наклонности, показать пути коррекции и профилактики их безнравственного поведения.
Ознакомить с некоторыми законами Космической морали.
Показать взаимосвязь жизни Душ на Небе и на Земле по ро-дословному кармическому дереву.
Научить людей регулярно пользоваться новой методикой самосовершенствования в повседневной жизни.
Кризис, взаимосвязь духовного и материального и смысл жизни
Кризисы и кризисные явления поразили все стороны жизни общества, как материальные, так и духовные. Все проблемы по-родил кризис нравственности.
Безнравственность сделала общество духовно ущербным, что отразилось на материальной жизни, вызвало кризис материальный, экономический и экологический. Согласно Космическому закону равновесия материальное и духовное должны быть уравновешены в соотношении 1:1.
Но в настоящее время это со-отношение смещено в сторону материального и составляет 1:0. Ожидания, что кризис скоро закончится, неоправданны, пока не будет устранена главная причина его породившая – бездуховность (безнравственность).
Чрезмерные усилия государства: финансовые вливания в производства, какие-либо модернизации, технические усовершенствования не приведут к преодолению кризиса, пока большинство людей смыслом жизни будет считать накопление материальных благ, удовлетворение пищевых и сексуальных потребностей.
К чему может привести глобальный кризис? Каковы его последствия?
В последнее время люди всё больше стали проявлять отрицательные качества Души, что вызывает заражение планеты Земля и Космоса. Создаётся угрожающая ситуация, когда планета Земля может быть устранена из Солнечной системы разумными силами Космоса. Человечеству было дано множество предупреждений от духовных Учителей и пророков. Но человечество продолжает их игнорировать.
Как противодействовать гибели планеты Земля?
Нам представляется, что нужно начинать с конкретного, от-дельного человека, с семьи, со всех институтов воспитания, начиная с детского сада. Повернуть всю государственную политику навстречу человеку, его духовному миру. Заниматься семьей, семейным воспитанием.
Развивать и укреплять патриотические традиции, культуру, спорт, так как именно патриотизм, культура и спорт напрямую связаны с духовностью. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекательность семейной жизни.
Смыслом жизни люди должны принять веру в Бога, знание и выполнение нравственных законов Космоса, устранение отрицательных качеств своей Души и замены их положительными.
Изгнать с телеэкранов пошлость, разврат, насилие, так как эта зараза распространяется через телеэфир и интернет в виде электромагнитных волн так же, как при непосредственном кон-такте. Телевизор, компьютер и даже мобильный телефон теми же электромагнитными волнами заражают телезрителей, интернетчиков и абонентов телефонной мобильной связи пошлостью, развратом, насилием и тому подобным, непосредственно через Душу, усиливая её отрицательные качества.
Новые психологические знания о структуре человека
Каждый человек должен знать, что он представляет собой личность и индивидуальность.
Личность – это тело, разум, характер, эмоции, чувства, по-ведение, поступки, мышление, речь.
Индивидуальность – скрытая духовная единица человека, имеющая электромагнитную природу. Состоит из Духа, Души и Зерна Духа. Личность обладает физическим телом и разумом, здоровыми или больными, и проявляет себя в общественной жизни как нравственная или безнравственная. Индивидуальность (Душа) может быть здоровой или больной. В жизни про-являет себя духовной или бездуховной.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 9
Итоговая работа слушателя ОРКСЭ на тему:
« Нравственные основы семейной жизни »
(Родительское собрание)
Работу выполнила: Петровичева О.А.
учитель начальных классов
С.п. Мулино2015 год
Родительское собрание
«Нравственные основы семейной жизни»
Цель: Обсуждение с родителями темы « Нравственные основы семейной жизни»и правил нравственного воспитания ребенка в семье.
Задачи:
1 .Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
2. .Расширять область знаний у родителей по теме « Нравственные основы семейной жизни».
3 . Воспитывать положительное отношение к традициям семьи.
Оборудование: Интерактивная доска с презентацией,
на доске вывешиваются семейные плакаты, выставка книг.
I. Организационный момент.
Сегодня на родительском собрании мы будем говорить о нравственных основах семейной жизни, о ценностях, узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.
Семья – это то, что всегда с тобой.
Семья – это счастье и любовь в доме.
Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять. Семья – это самое значимое в жизни человека.
Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это самое дорогое, что есть не у каждого из нас.
«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,
не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой,
которая царит в семье»
Д. С. Лихачев.
Основной этап
I. Вступительное слово учителя по теме.
II. Ценность семьи, как одна из основ нравственного воспитания»
III. Работа с ситуациями.
IV. Семейный плакат
VI. Решение и постановление родительского собрания.
Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей».
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
Нравственные основы семейной жизни неразрывно связаны с окружающим миром,то есть миром в котором мы живем.Таких ценностей очень много.Наше внимание мы обратим именно на ценность семьи и что она значит для человека. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...
Учитель : Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой?
Родители : Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Учитель: Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение.
Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций .
В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей.
Иногда на нас нападает ностальгия и нам хочется открыть семейные альбомы и вспомнить о каких-то важных событиях или традициях для этого мы открываем семейные альбомы и фотографии возвращают нас в прошлое.
Готовясь к данному собранию наши дети для вас выполняли мини-проект на тему: «Семья глазами детей ».Обратите внимание на плакат.
6. Какие пословицы о семье вы знаете и какие подходят к этому проекту?
Объясните смысл пословицы: На что и клад, коли в семье лад. Дружная семья гору сдвинет. Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
II. НРАВСТВЕННОЕ ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.
Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
III. СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мамапожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН: Всемье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
Наш класс - тоже семья . И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.
Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.
VI. РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...
Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Используемая литература:
1. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.
2. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.
3. РГПУ им.Герцена. Религия Санкт-Петербурга. СПб.: Союз.
4. Электронное приложение к учебному пособию.
5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии
7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 8. Энциклопедическая и справочная литература, словари.
8. Учебник: Р. Н. Бунеев, Д. Д.Данилов, И. И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;
Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности – не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив повеления. Лишь на этом нравственном базисе может утверждаться личностная независимость индивидуума, развиваться его умение направлять свою деятельность, строить свою жизнь осмысленно и ответственно.
Безответственность наиболее чужда индивидуальной независимости. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.
Тягчайшие испытания, выпавшие на долю людей в XX столетии, подтвердили справедливость этих утверждений. В 1938 г. венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концентрационный лагерь. В течение двух лет, проведенных в Дахау и Бухенвальде, он в уме сочинял книгу, где анализировалось состояние и поведение людей в условиях чудовищных массовых экспериментов, затеянных фашизмом. В 1960 г. она вышла в свет под названием «Просвещенное сердце».
Целью гитлеровского концлагеря, свидетельствовал Беттельгейм, была «ампутация личности в человеке» – формирование «идеального заключенного», которой реагировал бы на команды надсмотрщика мгновенно, не рассуждая, наподобие автомата или запуганного ребенка. Содержа людей в условиях хронического недоедания и стадной барачной скученности, применяя унизительные наказания, поддерживая с помощью произвольных казней «общий фон террора», фашисты в основном достигли того, к чему стремились.
Однако оказалось, что «идеальный заключенный», как правило, становился совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества индивидуальности и индивидуума: атрофировались способности, затухала память, притуплялся даже инстинкт самосохранения. «Идеальный заключенный» был истощен, но не испытывал голода, пока надзиратель не крикнет «ешь», он двигался машинально, безропотно слабел и, наконец, что называется, «весь вымирал». По наблюдению Беттельгейма, в «идеальных заключенных» быстрее всего превращались либо расчетливые циники, либо люди с чиновничье-клерковской психологией, которые никогда не ведали долга, выходящего за рамки инструкций, и привыкли бездумно говорить: «У меня был приказ». И, наоборот, дольше и успешнее других разрушению личности сопротивлялись те, кого принято называть ригористами: «людьми долга», «людьми принципа».
Общечеловеческие нравственные нормы образуют фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм.
Можно выделить такие характеристики человека, которыми он обладает, живя в обществе:
1. Человек изначально деятелен, все его специфические свойства формируются в ходе развития предметной деятельности, то есть исторически.
2. Человек не может существовать без других людей, ибо специфически человеческий способ жизнеобеспечения – труд уже по своему происхождению является коллективной совместной деятельностью.
3. Особое значение, которое человек получает внутри общества, в конечном итоге определяется его местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся относительно общественного труда. Все особые роли и достоинства, отличающие одного индивидуума от другого, являются общественными отношениями. Каждое из качеств, присущих отдельному индивидууму, представляет собой нечто действительное лишь постольку, поскольку реализуется как отношение данного индивидуума к другим людям.
Нравственность не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это еще и средство духовно-персонального выживания самого индивидуума. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека. Хочется согласиться с мнением восточного поэта Анвари:
Для человека мысль – венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет, не мысля и не веря,
То этот человек не отличим от зверя.
Французский социолог Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» обратил внимание на то, что расчету с жизнью, как правило, предшествует «аномалия» (беззаконность), ценностно-нормативный кризис, состояние, когда для человека ничто не свято и не обязательно.
«Пошел и удавился», – так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота, отрекшегося от принципов и предавшего врагам учителя своего. Даже тридцать сребреников, назначенных за предательство, потеряли в глазах Иуды всякую ценность и интерес: перед смертью он бросил их в лицо жрецам-плательщикам. Аномалия, полная апатия и бегство в смерть.
Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособностьчеловека основана на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Смысл жизни по сути своей «сверхпрагматичен», главный вопрос: «ради чего жить?». Один из героев В. М. Шукшина высказывается так: «Ну, живешь, ну, жрешь, ну, детей родишь, – а зачем?.. Родиться бы мне ишо разок! А? Пусть это не считается, что прожил».
Поиск смысла жизни – одна из сложнейших задач, стоящих перед личностью. Самореализоваться, развернуть свой талант можно только в обществе. Человеку заданы не таланты, а предпосылки, задатки. Для самореализации личности нужен принцип высокого гуманизма, здоровый коллектив, доброжелательность, доброта – в общем, объективные условия, способные поднять человеческий дух. Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом жизни и смерти, конечности индивидуального существования.
Реакция на осознание своей смертности различна. Человек живет, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти, хотя таится это знание в скрытых глубинах сознания. И наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.
Человек, осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.
И тема эта занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть, например «Нет, весь я не умру» у А.С. Пушкина.
Поиском ответа на этот вопрос занимаются многочисленные науки, каждая из которых пытается предложить человеку определенные решения.
Философия обращается к разуму человека и исходит из того, что человек сам ищет ответ, прилагая собственные духовные усилия.
Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а обобщение обоснованных ими моральных ценностей подкреплялось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти.
Философская концепция смысла человеческой жизни исходит прежде всего из ее самоценности и самоцельности, но важно при этом не только видеть смысл жизни человека в самой жизни, но и отвечать на вопрос: «Для чего жить?». Такое научное понимание жизни человека органически соединяется с ценностным подходом. Человеческая жизнь оказывается не случайной и не бессмысленной, поскольку личность рассматривается как часть целого – человеческого общества.
Проблема смысла жизни имеет другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса широко обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества (выход в будущем в бесконечные просторы Вселенной) изменит во многом наши представления о времени, что будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее деятельности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества.
И. Кант писал, что самая действительно нужная человеку наука – это та, которая поможет занять человеку указанное место в мире и научит его быть человеком. Он провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) самой высокой ценностью и высшей целью. Понятие высших целей человеческого разума, сформулированное Кантом, проникнуто гуманизмом.
Гуманизм – это совокупность взглядов, выражающих уважение к достоинству и правам человека, его ценности как личности; заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании достойных человека условий жизни. Как идейное течение гуманизм складывается в эпоху Возрождения (IV–VI вв.). В этот период гуманизм является идеологией прогрессивной буржуазии, боровшейся против феодализма и геологических взглядов Средневековья.
Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, право человека на наслаждения и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения – Ф. Петрарка, А. Данте, Д. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Д. Бруно, Ф. Рабле, М. Монтень, Н. Коперник, В. Шекспир, Ф. Бэкон и другие – сыграли важную роль в формировании нового гражданского мировоззрения.
Человек – главная фигура общества и его истории. Из этого мы и должны исходить, когда рассматриваем гуманистические традиции в истории общества. Человек имеет много измерений, но самое главное – это осознание свободы. Свобода человека означает его независимость и раскрепощенность, с одной стороны, от природной, с другой стороны, от социальной зависимости. Именно потребность в сохранении свободы заставляет человека объединяться, потому что только объединенные усилия людей позволяют им противостоять царству слепой необходимости, природе. Воздействуя на природу, человек начинает использовать ее для себя, расширяя свой крохотный островок свободы.
Проблема свободы тесно связана с проблемой справедливости. Справедливость – морально-нравственная категория, связанная с исторически меняющимися представлениями о правах человека.
Идеи гуманизма были заложены в систему традиций человеческого общения и имеют свою многовековую историю. На Руси издавна были фамильные династии ученых, политиков, военных деятелей, промышленников. От старшего поколения к младшему передавалось не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения, определенные нравственные установки. Содержанием общечеловеческих ценностей является знание языка, литературы, умение разбираться в живописи, искусстве. Это способствует развитию гуманизма.
Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.
Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда истинно человеческой сущностью признается не только одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.
Образ человека нового типа, несомненно, является идеалом, но идеалом жизненным, в определенной степени обусловливающим диалектику объективных и субъективных личностных сил общественного развития. Этот идеал целостного человека в определенной степени объективирован в результатах материальной и культурной деятельности.
Похожая информация.
Тема урока | ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ» |
||
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
||
Цель урока | Создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Нравственные основы жизни» |
||
План урока | 1. Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. 2. Письменные задания по теме урока 3. Представление мини-проектов. |
||
м
етоды и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная |
||
Основные понятия | Человечность, гуманизм, страх, смелость, бесстрашие |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
|
Научатся: анализировать свои поступки и отношение к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Просмотр видеопритчи «Яма» | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||
II. Актуализация знаний | Организовывает беседу по вопросам: – Как вы понимаете слово «добродетель»? Работа с пословицами (приложение 1) | Отвечают на вопросы, | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
||
III. Обобщение | 1. Чтение анализ стихотворения «В жизни по-разному можно жить…» (Приложение 2). 2. Работа по дидактическому материалу к уроку (Приложение 3 3. Индивидуальное задание 4. Представление своих видеороликов о добрых делах | 1. Организует работу по прочтению и обсуждению стихотворения: – Что означает слово «добродетель»? – Что значит быть добродетельным? – Что символизируют последние строки стихотворения? – А какое слово мы противопоставим слову «добродетель»? 2. Организует работу в группах по дидактическому материалу, определяет правила работы с дифференцированными заданиями. 3. Формулирует задание, проводит его проверку и обсуждение «Мои пять самых…». Необходимо записать пять самых: 1) презираемых качеств личности человека; 2) близких людей; 3) веселых и смешных событий в жизни; 4) ненавистных вам явлений в жизни; 5) главных дел, которые мечтаешь совершить 6) самых больших ценностей 4. Организует демонстрацию результатов своей проектной деятельности | 1. Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы. 2. Самостоятельно выполняют задания. 3. Выполняют задания, зачитывают, обсуждают, сравнивают различные мнения, приходят к общему выводу 4. Представляют результаты своей проектной деятельности | 1. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная | Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные:
ставят Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | 1. Устные ответы. 2. Письменная работа, устные ответы. 3. Устные ответы 4. Представление мини-проектов |
|
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение | Организует работу по определению правил терпимого отношения друг к другу Приложение 4 | Составляют Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
|
Домашнее за-дание | Подготовка | Конкретизирует домашнее задание Индивидуальные задания по темам: «Что значит относиться к людям по-человечески»; « «Что такое сострадание» | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Работа с пословицами
Существует множество пословиц и поговорок о добре.
Собери пословицу и объясни значение.
Добро помни, а | |
Что посеешь, то и | Зло забывай |
Добра не делает никому |
|
Худо тому, кто | Добром плати |
А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Приложение 2
В жизни по-разному можно жить…
В жизни по-разному можно жить – А можно так:
Можно в беде, На рассвете встать –
а можно – в радости, И, помышляя о чуде,
Вовремя есть, вовремя пить, Рукой обожженной солнце достать
Вовремя делать гадости. И подарить его людям.
С. Островой
Приложение 3
Дидактический материал по обществознанию для обобщения знаний обучающихся
6класс по разделу «Нравственные основы жизни»
Задание №1: используя учебник стр. 86-105 , разгадайте кроссворд.
1.Правила доброго поведения.
2.Короткий поучительный рассказ.
3.Горы, которые покорил А.В.Суворов и его солдаты.
4.Выдающийся защитник прав человека.
5.Птица, которая помогла Счастливому Принцу сделать доброе дело.
6.Качество человека, которое помогает ему побеждать страх.
7.Одно из добрых чувств.
8.Богиня красоты и любви в древнегреческих мифах.
9.То, в чем больше всего нуждаются пожилые люди.
10.То, что может быстро избавить человека от страха.
Задание № 2: составьте и запишите предложение с каждым из предложенных понятий.
1) Золотое правило нравственности
1.Золотое правило нравственности требует от нас хорошего отношения только к тем людям,
которые этого достойны.
2.Доброта начинается с заботы о близких.
3.Добрыми бывают не слова, а дела.
4.Чувство страза знакомо только людям.
5.Страх является врожденной защитной реакцией живого организма.
6.Смелость – это врожденное качество человека.
7.Смелому человеку незнаком страх.
8.Гуманизм – это ценное человеческое качество.
9.Гуманный человек способен на любую жестокость.
10.Отношение к старым людям – показатель доброты и человечности.
Задание №4: запишите свое выступление на тему «Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?»
Приложение 4
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
«Нравственные основы жизни человека».
Урок по обществознанию в 8 классе
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.
Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.
Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.
Тип урока: сообщение новых знаний.Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: «Нравственные основы жизни человека».
3. Изучение нового материала.
Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:
Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.
Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.
Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):
В каких значениях используется понятие любовь?
Задание
Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.
Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.
До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:
Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.
Вопрос после просмотра:
Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?
3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.
К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.
У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.
Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.
Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.
Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.
Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.
Вопрос:
Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?
Задание
Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?
Дальнейшая работа с текстом.
Стр. 31, 3-й абзац:
На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)
Почему любовь – это стремление к идеалу?
4-й абзац:
В чем заключается нравственная сила любви?
Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.
Почему любовь является высшей ценностью морали?
Т.е. мы можем сказать, что любовь – это высшая ценность морали.
5-6-й абзац:
Что еще такое любовь?
Без чего не может существовать любовь?
Что обязательно должно быть у влюбленных?
Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.
Таким образом, любовь – духовный союз влюбленных.
7-й абзац:
Назовите черную тень любви.
Почему возникает ревность?
А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.
Ученики слушают отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.
Вопрос:
Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?
Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.
История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.
Просмотр видеофайла «Любовь в живописи».
Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).
Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к …… (Родине, жизни, своему делу и т.д.). Так же мы выяснили, что любовь – это … (высшая ценность морали) и … (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась … (в музыке, живописи, литературе).
4. Первичное закрепление изученного материала.
Какую тему изучили на уроке?
- Почему любовь – это стремление к идеалу?
Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.
Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?
Как мораль помогает человеку победить ревность?
5. Подведение итогов.