Борьба чувств и разума катерины. Гроза островский аргументы к сочинению. «Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве

ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
Любовь покрывает множество грехов.
Ев. от Петра, IV, 8

«Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского - Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.
Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но... Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее - сердце.
Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей...
Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» То же подтверждает и Кулигин: «...а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство - любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее - «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, - трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает - о его, не о своем бесчестии - о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один - смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось...». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной».
Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете - полете вниз, но полете...

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность - это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам - «уму-разуму». Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова - те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего». Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия. Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», - гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» - та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться. Да и не хочет «выть» на крыльце - «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» - это неиз­бежно.

Молодое поколение - это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших - это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», - говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля - это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, - лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Слесаренко Яна

Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать, как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше: дать верх своим чувствам или послушать разум.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Когда возникает конфликт между разумом и чувствами?

Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать, как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше: дать верх своим чувствам или послушать разум.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается вышесказанная мною точка зрения. Так в повести И.С.Тургенева «Ася» главный герой господин Н влюбляется в Асю и, спустя время, понимает, что очень любит эту героиню. Ася отвечает ему взаимностью и вроде все должно быть прекрасно у двух влюбленных. Однако Господин Н на протяжении всего общения испытывает борьбу между своими чувствами и разумом. Он понимает, что жить не сможет без своей возлюбленной, но разум ему твердит, что нужно будет нести большую ответственность за Асю. В итоге разум Господина Н побеждает чувства, и молодой человек бросает Асю и уезжает из города. Таким образом, И.С.Тургенев изображает своего главного героя как человека, у которого идет внутренняя борьба между разумом и чувствами.

Другим примером может послужить пьеса А.Н.Островского «Гроза». Конфликт между чувством и разумом испытывает главная героиня Катерина. Она понимает, что должна быть верна своему мужу Тихону, но сердцем Катерина принадлежит Борису. Главная героиня изображена как очень светлый и любвеобильный человек, она лучик света в этом темном царстве Кабановых. Этот же лучик Катерина видит в Борисе. Из-за новой любви у главной героини возникает конфликт между чувствами и разумом. Катерина не может терпеть эту борьбу и решает умереть, чтобы завершить внутреннее разногласие между чувствами и разумом.

Подводя итог сказанному, хочется выразить надежду на то, что большинство людей живут в гармонии между чувствами и разумом. А гармония это и есть счастье человека.

Продолжаем разбирать часто встречающиеся ошибки в тренировочных итоговых сочинениях. Сегодня мы разберём недочёты в работе, которая заслуживает «зачёта» по всем пяти критериям. Текст приводится с незначительными правками. Обратите внимание на примечания к выделенным словам: после сочинения приводятся мои краткие разъяснения.

«В своей жизни человек часто переживает внутренний конфликт, когда сердце говорит одно, а разум — совсем другое. Чаще всего такие ситуации происходят тогда, когда человеку нужно сделать выбор, например спасти жизнь, свою или товарища, помочь людям. Иногда мы забываем о разуме и поддаёмся влиянию чувств, а потом жалеем об ошибках, которые совершили. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого, но и себя . 1

Так, например, в рассказе Александра Ивановича Куприна , Верочка, жена офицера Алмазова, не жалея своих драгоценностей, немедленно пошла закладывать их в ломбард. Именно она придумала план, как помочь любимому человеку, и поддержала мужа в трудную минуту. В данной истории сильное чувство — искренняя любовь к своему супругу — помогло Верочке не сидеть сложа руки, а сделать всё для Николая Евграфовича и помочь ему любым способом.

Другим примером преобладания чувств над разумом может послужить сюжет повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, второй сын Тараса Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что польская принцесса 2 находится в городе, где идёт война. Андрий не смог противостоять своим чувствам и перешёл на сторону врага. Сильная любовь заставила его отказаться от отца, брата, Родины – совершить большую ошибку, предать своё отечество. В этом случае чувства превзошли 3 разум, в результате чего получились 4 трагические последствия.

Итак, каждый из нас подвержен влиянию эмоций. Но главное — это понимать то, что какими бы сильными ни были чувства, нужно всё равно осознавать, какие последствия они несут и что из этого выйдет.»

Примечания:

1. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого, но и себя.

Ошибка при употреблении однородных членов предложения, союз не только, но и должен присоединять одни и те же однородные члены. В данном случае первая часть ошибочно присоединяет конструкцию «не только (во что?) во благо, но и (кого?) себя». Правильно: Не только во благо другого, но и во благо себя.

2. Андрий, второй сын Тараса Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что польская принцесса находится в городе, где идёт война.

Фактическая ошибка. Дочь панна — не принцесса, а только панночка. Возможно, эту фактическую ошибку автор совершает, потому что знаком с экранизацией. Сам Гоголь нигде так не называет возлюбленную Андрия. Отец девушки — пан, просто богатый польский или помещик, но не король. Так как ошибка негрубая, литературный аргумент засчитан.

3/4. В этом случае чувства превзошли 3 разум, в результате чего получились 4 трагические последствия.

Лексическая несочетаемость. Не совсем уместное использование лексической единицы «превзошли» и «получились». Исправить можно, например, так: «В этом случае чувство оказалось сильнее разума, что привело к трагическим последствиям.

Материал подготовила