Армия национальной обороны мьянмы. Нарушения со стороны вооружённых формирований. Почему пошло обострение

ВС Мьянмы

Армия Мьянмы (бывшей Бирмы) до последнего времени характеризовалась сочетанием огромной численности личного состав с крайне незначительным количеством техники при очень низком ее качестве. Соответственно, ВС страны были практически полностью ориентированы на ведение противопартизанских войн с этническими повстанческими группировками и наркомафией. Лишь в последнее время ситуация начала отчасти меняться. Приобретается некоторое количество современной техники, создается собственный ВПК, в первую очередь – кораблестроение.

Главным продавцом оружия и боевой техники в Мьянму традиционно является Китай. Имеется некоторое количество российской, украинской, северо- и южнокорейской, а также старой британской и американской техники.

Сухопутные войска очень велики по размерам и имеют очень сложную организационную структуру. Ее основу составляют региональные военные командования. Их имеется 14 – Северное (в его составе 33 пехотных батальона), Северо-Восточное (30), Восточное (42), Юго-Восточное (36), Южное (27), Юго-Западное (11), Западное (33), Северо-Западное (25), Янгонское (11), Береговое (43), Треугольник (23), Центральное (31), Восточно-Центральное (в стадии формирование), Нейпьидо (в стадии формирования). Региональные военные командования объединены в структуры высшего уровня - Бюро специальных операций. Их имеется 6 – 1-е (включает Северное, Северо-Западное, Центральное командования), 2-е (Северо-Восточное, Восточное, Восточно-Центральное, Треугольник), 3-е (Южное, Западное, Юго-Западное), 4-е (Береговое, Юго-Восточное), 5-е (Янгон), 6-е (Нейпьидо).

Кроме того, имеется 20 военных оперативных командований (эквивалентны пехотным дивизиям) – 1-е – 10-е, 12-е – 21-е (по 10 механизированных батальонов в каждом). 4-е командование считается дивизией ВДВ. Также имеется 10 легких пехотных дивизий (11-я, 22-я, 33-я, 44-я, 55-я, 66-я, 77-я, 88-я, 99-я, 101-я; по 10 батальонов в каждой) и 7 региональных оперативных командований (эквивалентны пехотным бригадам) – Лойко, Локай, Калемьо, Ситуэ, Пьи, Танаин, Ванхсен (по 4 пехотных батальона в каждом). Наконец, имеется 5 бронетанковых оперативных командований (дивизий) – 71-я, 72-я, 73-я, 74-я, 75-я (по 6 танковых и 4 мотопехотных батальона).

В состав сухопутных войск также входят сектора (дивизии) ПВО – Северный, Южный, Западный, Восточный, Юго-Восточный, Центральный (в каждом по 9 батальонов ПВО – 3 ЗРК средней дальности, 3 ЗРК малой дальности, 3 зенитной артиллерии).

Имеется 10 артиллерийских оперативных командований – 505-е, 606-е, 707-е, 808-е, 901-е, 902-е, 903-е, 904-е, 905-е, 909-е (всего 113 артиллерийских батальонов).

Кроме того, имеются отдельные батальоны – 10 ракетных, 45 связи, 58 инженерных.

На вооружении имеется 11 северокорейских ОТР «Хвасон-6» (дальность полета - 700 км).

Танковый парк включает 14 относительно современных советских Т-72 (куплены на Украине) и 50 новых китайских МВТ-2000 (экспортный вариант Туре 96). Имеется также значительное количество старых танков - 10 советских Т-55, а также китайские - не менее 25 Туре 59D, 80 Туре 69-II, 105 легких Туре 62 и Туре 63.

На вооружении состоит 85 старых английских БРМ (45 «Феррет», 40 «Хамбер») и 120 бразильских ЕЕ-9. БТР – 26 советских МТЛБ, 250 китайских Type 85, 55 Type 90, 52 Туре 92, 10 ZFB-05, 10 украинских БТР-3У, 10 индийских MPV, 10 французских М3.

Имеется 30 югославских САУ В-52 «Нора» и 12 китайских SН-1 (155 мм), а также 100 противотанковых китайских САУ PTL-02 (105 мм). Буксируемые орудия – 100 югославских горных М-48 (76 мм), 10 английских LG, 54 итальянских M-56, 126 американских M101 (105 мм), 100 советских Д-30 (122 мм) и 16 Туре 59-1 (130 мм), 16 израильских М-71 (155 мм). Минометы – китайские Туре 53 (82 и 120 мм), 80 израильских «Солтам», 25 югославских UBM-52 (120 мм). Имеется 30 старых китайских буксируемых РСЗО Туре 63 (107 мм), по 20 современных Туре 81 и Туре 90 (122 мм).

Каренская национально-освободительная армия, представляющая собой ветвь Каренского Национального союза, ведёт борьбу за создание независимого государства Котхолей (Kawthoolei, «Зелёная страна», другой вариант перевода - «Отвоёванная земля») на территории бирманского штата Карен и в других районах Бирмы с большой численностью каренского населения.

Начавшаяся в 1947-м году Гражданская война в Бирме как конфликт между каренами и бирманцами продолжается до сих пор. Война ведётся как национально-освободительная, так и за контроль и сбыт опиумной продукции.

(Всего 16 фото)

Спонсор поста: Отдых в Карелии : Для вас экскурсионные туры по Карелии на Кижи, Валаам, Соловки, наполненные историческим прошлым, организация активного отдыха в Карелии, аренда коттеджей и турбаз на берегах озер.

1. Напряжённость между бирманцами и каренами имеет давние корни. Ещё во время Второй мировой войны Армия независимости Бирмы (англ. Burma Independence Army - BIA), оказывавшая поддержку японской армии, отличилась такой жестокостью в борьбе с пособниками англичан из числа каренов, что пришлось вмешаться японскому командующему BIA полковнику Судзуки Кейджи

На фото: Снайпер 101-го батальона армии НОАК на позиции на линии фронта, находящейся под контролем НОАК возле тайско-бирманской границы.

2. Во время объявления независимости Бирмы от британцев в 1948 года возникла значительная напряженность в отношениях между каренами и новыми властями страны, а также внутри каренской общины.

На фото: Солдаты из повстанческих армий ДБАК и НОАК готовятся к битве в лагере повстанцев около тайско-бирманской границы.

3. Некоторые карены стремились к независимости, обещанной им британцами за помощь в отражении японской агрессии, в то время как другие старались сосуществовать в пределах границ Бирмы.

На фото: Повстанцы из пятой бригады Демократической буддийской армии каренов (ДБАК) внутри грузовика в лагере боевиков, неподалеку от тайско-бирманской границы.

5. В начале 1949 года части социалистической политической милиции, сформированные центральным правительством, стали подавлять волнения в областях где проживают карены.

На фото: Минометы, которые используют повстанцы.

6. Тогда же начальник штаба армии генерал Дан Смит, карен по национальности, был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Новым начальником штаба стал бирманский националист У Не Вин, занимавший ряд командных постов в BIA.

На фото: Солдаты 101-го батальона КНОА на передовой.

7. После этого Каренская национальная оборонная организация, созданная в июле 1947 года, подняла восстание, к которому присоединились многие карены служившие в армии. Так началась гражданская война, которая не закончилась до сих пор.

На фото: Подростки-солдаты 101-го батальона КНОА на своем посту на линии фронта неподалеку от тайско-бирманской границы.

8. В начале боевых действий, каренские войска сумели вторгнуться в Северную Бирму и даже закрепиться в Инсейне, в 9 км от Рангуна.

9. После 112-дневной осады в конце мая карены были вынуждены отступить от столицы Бирмы.

На фото: Этот повстанец КНОА потерял ногу, подорвавшись на мине, когда совершал патрулирование в джунглях.

10. На фото: Солдат из армии Студенческого демократического фронта Бирмы (ABSDF) ослепший после взрыва фугаса в джунглях.

11. КНОА была крупнейшней группировкой ведущей борьбу против военной диктатуры в Бирме. В 1970-80-х годах КНОА насчитывала более 20 тысяч бойцов.

На фото: Партизаны спецбатальона из штаб-квартиры КНОА патрулируют деревни, расположенные в пределах территории на юге Бирмы, находящейся под контролем повстанцев.

12. В 90-х могущество каренских вооружённых сил было подорвано несколькими тяжёлыми поражениями, нанесёнными войсками центрального правительства Бирмы. Ситуация осложнилась конфликтом внутри КНОА, из-за которого в 1994-95 годах буддийское меньшинство образовало группу под названием Демократическая каренская буддистская армия и перешли на сторону военной хунты.

На фото: Партизан из штаб-квартиры Каренской национальной освободительной армии демонстрирует свое оружие. Он является главой одной из организаций, обеспечивающих поставки оружия повстанцам.

13. Как полагают, именно раскол привёл к падению штаба КНс в Манепло в январе 1995 года. К тому же изменилась и позиция властей соседнего Таиланда, которые перестали оказывать КНС и КНОА поддержку.

На фото: из 101-го батальона Каренской национально-освободительной армии на своем посту на линии фронта около тайско-бирманской границы.

14. Снизилась популярность партизан и среди карен, уставших от многолетней войны. В результате к 2006 году численность КНОА сократилась до менее чем 4 000 бойцов.

15. Каренскую национально-освободительную армию не раз обвиняли в вербовке солдат из числа несовершеннолетних.

На фото: Дети, принадлежащие к этническому меньшинству карен играют в бамбуковой хижине, в то время как солдаты спецбатальона партизанской армии НОАК отдыхают.

16. События гражданской войны в Бирме отражены в художественном фильме Рэмбо 4, который хоть и не является серьезным и достоверным источником, но дает представление о положении дел в стране, где с 1947-го года продолжается война.

На фото: Бойцу партизанского специального батальона делают татуировку в штаб-квартире Каренской национально-освободительной армии.

Объявлено о предстоящем визите в Мьянму 17 ноября 2012 г. президента США Барака Обамы. Ожидается вполне предсказуемое пропагандистское шоу американцев и их западных союзников по сценарию *урока* демократии и *прав человека*…Одновременно пройдут и серьезные переговоры возможного развития двусторонних отношений, имеющие в том числе и геополитическое значение.

В очередной раз и для российско-мьянманских отношений появляется возможность их осмысления и анализа нынешнего состояния и перспектив кардинального улучшения. Происходит замена послов, причем и российских в Нейпьидо и мьянманский в Москве являются прекрасно подготовленными карьерными дипломатами. Проводится планомерная подготовка к созданию Межправительственных комиссий с обеих сторон, готовятся официальные и рабочие визиты на высоком и высшем политическом уровне. В Мьянме приступил к своей деятельности вновь избранный Парламент, активизировалась деятельность политических партий, профсоюзов и различных общественных объединений, в том числе и Общества мьянмано-российской дружбы.

По данным из иностранной печати, в системе противовоздушной обороны Мьянмы абсолютно доминируют советские и российские комплексы: Двина, Ангара/Печора, Ангара, Куб, Бук, Тор М-1, Тунгуска М -1 и Игла. В то же время по другим вооружениям в стране присутствуют: Израиль, Сербия, КНДР, Великобритания, Корея, КНР, Индия, Вьетнам, Франция, ФРГ, Украина и Финляндия.

Армия Мьянмы

Армия Мьянмы – это крупнейшая составляющая вооруженных сил Мьянмы и играет главную роль при проведении наземных военных операций. Она является второй по численности военной структурой Юго-Восточной Азии, вслед за Вьетнамской Народной Армией.

Армия Мьянмы насчитывает приблизительно 500 000 человек личного состава. У неё есть обширный опыт ведения боевых действий против повстанцев в условиях пересеченной местности. Это обусловлено безостановочным проведением операций против этнических и политических инсургентов, начиная со своего создания в 1948 году.

Армию возглавляет главнокомандующий. В настоящее время командует генерал-лейтенант Со Вин (Soe Win) совместно с генералом Мин Аун Хлайном (Min Aung Hlaing) - начальником Генерального штаба. Высшим званием Мьянмской Армии является старший генерал (Senior General).

В 2011 году после перехода от военного режима к гражданскому парламентскому строю, Мьянма ввела всеобщую воинскую повинность для мужчин в возрасте от 18 до 35 и женщин в возрасте от 18 до 27. В случае возникновения чрезвычайного положения граждане могут быть призваны в армию на срок в 2 года.

Официальные источники раскрывают, что почти четверть национального бюджета будет в 2012 году направлена на нужды обороны. В Правительственной газете (“The Government Gazette”) опубликовано, что 1.8 триллионов кьят (почти 2 миллиарда долларов США по официальному курсу валюты) или 23.6 процентов бюджета 2011 года уйдут в оборонную сферу.

Во времена достижения независимости Мьянмы, в 1948 году, Тамадо (местное название Армии Мьянмы) была слабой, малочисленной и разобщенной. Возникали стычки на почве этнического происхождения, политических приверженностей, истоков организации различных ветвей вооруженных сил. Единство и эффективность были ослаблены вмешательством гражданских и политических лиц в военные дела, а также разногласиями во взглядах между ними. Главной проблемой были стычки между исповедовавшими христианство этническими офицерами каренами, пришедшими из Британской Бирманской Армии (British Burma Army) и буддистами-бирманскими офицерами, пришедшими из Патриотических Войск Бирмы (Patriotic Burmese Force (PBF)).

Согласно договоренности, достигнутой на конференции в г.Канди в сентябре 1945 года, Тамадо переформировывался посредством слияния Британской Бирманской Армии и Патриотических Войск Бирмы. Офицерский состав включал в себя выходцев, как из этих организаций, так и из Организации Резерва Бирманской Армии (Army of Burma Reserve Organization (ARBO)). Британцы в свое время сформировали так называемые этнические батальоны. В те времена существовало в целом 15 стрелковых батальонов, но 4 из них состояли из бывших членов Патриотических Войск Бирмы. Все важные посты в главном штабе занимались людьми без связей с ПВБ. То же касалось и командиров. Все службы, включая военных инженеров, провианта и транспорта, артиллерии и медицинской службы, воздушного и морского флота находились под командованием бывших офицеров Британской Бирманской Армии и Организации Резерва Бирманской Армии. В настоящее время, продолжая сохранять в стране реальные рычаги власти, вооруженные силы демонстрируют готовность к демократическим переменам, к модернизации, как политической системы, так и собственного имиджа в стране и за рубежом.

Противовоздушная оборона Республики Союз Мьянма

Командование войск ПВО Мьянмы было создано в 1990-1995-х годах, но не приступило к своей деятельности ранее 1999 года. Оно было переименовано в Бюро Противовоздушной Обороны в начале 2000-х. Руководство страны создало Интегрированную Мьянманскую систему противовоздушной обороны (Myanmar Integrated Air Defence System (MIADS)) при содействии России, Украины и Китая. Это Бюро обеспечивает нужды и включает в себя представителей всех 3 видов вооруженных сил Мьянмы. Все технические средства за исключением противовоздушной артиллерии в арсенале вооруженных сил страны интегрированы в MIADS. ПВО в основном не имеет автоматического наведения, и функционируют по принципу создания зенитного заграждения для вражеской авиации. MIADS в настоящее время напрямую подчинено Бюро Воздушной Обороны и Министерству Обороны.

В 2010 году Командование воздушной обороны Мьянмы завершило внедрение оптико-волоконных систем военной коммуникации по всей стране. Эти сети должны использоваться в противовоздушных операциях для связи между базой командования, находящейся в столице, и несколькими воздушными базами, радарами раннего предупреждения и мобильными противовоздушными ракетными и артиллерийскими комплексами. После завершения проекта внедрения оптико-волоконных сетей и радаров MIADS, по оценкам западных военных обозревателей, станет самой передовой системой противовоздушной обороны в Юго- Восточной Азии.

Секторное командование операциями .

С созданием MIADS страна была разделена на 6 секторов ПВО, каждый из которых контролировался секторным командованием операциями (Sector Operations Center (SOC)), подчиняющимся напрямую национальному центру противовоздушных операций (National Air Defense Operations Center (ADOC)) в Янгоне. Каждый SOC передает информацию в центр перехватов (Operations Centers (IOC)), который в свою очередь управляет ракетами класса земля-воздух и звеньями перехватчиков, расположенных на разных воздушных базах. Каждый IOC был оптимизирован для использования одного из этих средств поражения приближающихся вражеских самолетов и ракет, поскольку был соединен c наблюдателем и постом раннего оповещения через подземные военные оптико-волоконные сети. Развернуто около 100 радарных станций, расположенных в 40 местах по всей стране. Новые радары противовоздушной обороны, такие как 1L117, Galaxy Early Warning Radar и радары системы P были установлены на всех радарных станциях.

Каждый SOC возглавляет генерал-майор, командующий батальоном ПВО и подразделением перехватчиков из ВВС Мьянмы. Фрегаты ВМС Мьянмы также оперативно подчиняются SOC.

Каждый дивизион противовоздушной обороны находится под командованием бригадного генерала и включает 3 тактических командных центра противовоздушной обороны (Air Defense Tactical Operations Command (TOC)) и единиц поддержки. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух средней дальности (Medium Range Surface to Air Missile Tactical Operations Command (MRSAM-TOC)) с 3 дивизионами, вооруженными ракетными комплексами Бук M-1 или Kуб, используется в качестве кольца защиты территории. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух малой дальности (Short Range Air Defense Tactical Operations Command (SHORAD-TOC)) с 3 дивизионами ракетных комплексов Toр M-1 используется в роли охраны стратегически важных объектов, таких как радарные установки, аэродромы и базы SOC. Тактический центр электронной разведки с 6-8 радарами и коммуникационными подразделениями предназначен для раннего предупреждения.

Каждое звено перехватчиков подчинено бригадному генералу и состоит из 3 эскадрилий MiG-29 или F-7M Airguard (по 10 самолетов на эскадрилью) и поддержкой с земли.

Военная авиация Мьянмы не имеет боевого опыта воздушных сражений с противником, но в составе задуманной мьянманскими руководителями глубоко эшелонированной и современной ПВО, в том числе и перенесенной для этих целей вглубь страны столицы Нейпьидо, она может и должна иметь хорошие перспективы, в том числе и в области военно-технического и научно-производственного сотрудничества с Россией.


© Daniel Quinlan
15/6/2017

Военные преступления в Мьянме: Армия ведёт карательные операции против этнических меньшинств

Армия Мьянмы в штате Качин и на севере штата Шан совершают военные преступления, в том числе внесудебные казни, неизбирательные обстрелы населённых пунктов, блокируют доступ гуманитарной помощи и прибегают к пыткам. К таким выводам Amnesty International приходит в новом докладе «Страдают все: Конфликт, принудительные перемещения и насилие на севере Мьянмы» , подготовленном по итогам трёх недавних поездок в зону конфликта.

Этнические вооружённые группировки, ведущие войну с правительственными силами, в свою очередь, периодически похищают гражданских лиц и принудительно вербуют в свои ряды мужчин, женщин и детей, а также облагают «налогами» доведенных до нищеты сельских жителей.

«Почти 100 000 человек были вынуждены бросить свои дома и фермы из-за вооружённого конфликта и нарушений прав человека на севере Мьянмы. Все стороны конфликта должны защищать гражданское население в условиях конфликта, а власти Мьянмы должны незамедлительно снять ограничения на доставку гуманитарной помощи, которые наносят ещё больший вред и без того пострадавшему населению», – заявил Мэтью Уэллс, старший эксперт Amnesty International по реагированию на кризисные ситуации.

«Международное сообщество знает о насилии, которому подвергается народность рохинджа в штате Ракхайн в Мьянме, но в Качине и на севере штата Шан мы обнаружили столь же шокирующую картину – армия занимается преследованием этнических меньшинств», – добавил он.

Бои в этом граничащем с с Китаем регионе в августе 2016 года. Эксперты Amnesty International взяли с марта по май 2017 года более 140 интервью. Представители организации посетили районы боёв, а также 10 лагерей для внутренне перемещенных лиц, и провели беседы с пострадавшими гражданскими лицами и очевидцами, лидерами общин и представителями гуманитарных организаций.

Кризисная ситуации с перемещенными лицами

Более 98 тысяч мирных жителей покинули свои дома вследствие ожесточенных столкновений на севере страны между армией и этническими вооружёнными группировками. С правительственными силами борьбу ведут в том числе Армия независимости Качина (АНК), Освободительная национальная армия Таанг (ОНАТ), Армия Аракана (АА), а также Армия национального демократического союза Мьянмы (АНДСМ).

Правительство Мьянмы усугубляет трудное положение, в котором оказались многие перемещенные лица, ограничивая доступ гуманитарной помощи в некоторые районы в зоне конфликта, в первую очередь в те, что контролируются вооруженными группировками. Представители гуманитарных организаций заявили, что это сводит на нет их готовность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации и оказывать помощь с доступом к воде и санитарным услугам.

Нарушения со стороны армии Мьянмы

После эскалации боевых действий в ноябре 2016 года армия Мьянмы совершила вопиющие нарушения в отношении гражданского населения, иногда граничащие с военными преступлениями, и продолжила их совершать и на момент последней исследовательской миссии Amnesty International в мае 2017 года.

В докладе документально зафиксировано девять инцидентов на севере штата Шан, когда военнослужащие армии Мьянмы произвольно задерживали и пытали гражданских лиц из числа представителей этнических меньшинств.

В городе Монико в конце ноября 2016 года армия произвольно задержала 150 мужчин, женщин и детей, занимавшихся подготовкой к свадьбе. Отпустив женщин и детей, а также мужчин из некоторых этнических групп, армия использовала оставшихся мужчин в качестве живого щита, расставив их по внутреннему периметру расположенной на возвышенности военной базы. Некоторые из них были убиты, а другие получили серьёзные осколочные и огнестрельные ранения.

В докладе также зафиксировано два случая насильственного исчезновения представителей этнических меньшинств и четыре инцидента с внесудебными казнями, проведенными армией Мьянмы с середины 2016 года, в ходе которых были убиты не менее 25 человек.

Восемнадцать молодых мужчин были убиты во время бойни в деревне Нам Чжи Хо в конце ноября 2016 года. Amnesty International взяла интервью у двух очевидцев, которые рассказали, что после произошедшего поблизости боя с отрядами АНДСМ в деревню вошло около 100 солдат армии Мьянмы. Большая часть жителей деревни, в том числе женщины и дети, бежали после начала боя. Солдаты позволили покинуть деревню пожилым мужчинам, а потом, угрожая оружием, увели молодых мужчин. Вскоре после этого убежавшие жители деревни услышали звуки выстрелов с той стороны, куда ушли солдаты.

Выжившие жители деревни бежали через границу в Китай, а когда они через несколько недель вернулись, то нашли лишь тела, сваленные в две общие могилы.

«Мы увидели обугленные останки. [Там были] кости, но в основном пепел. Мы увидели какие-то [личные вещи]… Мы уже тогда знали, что пропало 18 человек», – рассказал Amnesty International пожилой житель деревни.

В докладе рассказывается о том, что армия Мьянмы неоднократно нарушала международное гуманитарное право, не делая различий между гражданскими и военными целями в ходе миномётных обстрелов.

В одном из случаев, 12 января 2017 года, из миномётов были обстреляны десятки жителей деревни, собравшиеся на праздник в деревне Хол Шон, на севере штата Шан. В результате обстрела погибли двое гражданских лиц, в том числе маленький мальчик, ещё семеро были ранены. Несмотря на то что армия Мьянмы отказывается взять на себя ответственность за этот обстрел, в её вине практически нет никаких сомнений, учитывая показания свидетелей и осколки миномётных снарядов, изученные представителями Amnesty International.

Армия по-прежнему заставляет сельских жителей выполнять роль носильщиков и проводников, такая практика часто связана с другими нарушениями, в том числе пытками. В ноябре 2016 года на армейское подразделение, которому под принуждением показывали дорогу четверо мужчин из народности качин, напали отряды ОНАТ. Солдаты обвинили этих четверых в том, что они выдали их позиции, жестоко их избили и бритвой порезали лица троим из них. Мирное население неоднократно обвиняло военнослужащих 33-й и 99-й лёгких пехотных дивизий в многочисленных нарушениях, но в отношении солдат и командиров практически никогда не проводились расследования, ещё реже они привлекались к ответственности, даже за военные преступления.

«Десятилетиями армия Мьянмы действует практически с полной безнаказанностью. Эту ситуацию необходимо немедленно изменить и привлечь к ответственности виновных в чудовищных преступлениях. Правительство Мьянмы должно также обеспечить беспрепятственный доступ учреждённой ООН Независимой международной миссии по установлению фактов», – заявил Мэтью Уелс

Нарушения со стороны вооружённых формирований

Несмотря на то что многие представители этнических меньшинств видят в вооружённых формированиях своих защитников, они всё равно страдают от насилия со стороны этих группировок. Различные военные формирования принудительно вербуют в свои ряды людей, в том числе детей, и облагают «налогами» сельских жителей и торговцев на рынках, вымогают деньги и товары у общин, которые и без того пострадали в ходе конфликта.

Amnesty International зафиксировала 45 похищений гражданских лиц, совершённые двумя этническими вооружёнными формированиями в ходе боевых действий на севере штата Шан. Людей обычно забирают целыми группами. Родственники месяцами не получают никаких сведений об их местонахождении, что даёт повод предполагать проведение суммарных казней.

Мины и СВУ

Как армия Мьянмы, так и этнические вооружённые формирования используют мины. Они устанавливают противопехотные мины или самодельные взрывные устройства (СВУ), которые часто причиняют вред мирным жителям, в том числе детям. Армия Мьянмы – одна из немногих правительственных армий в мире, наравне с Северной Кореей и Сирией, которая до сих пор использует противопехотные мины. Amnesty International призывает все стороны конфликта прекратить их использование, провести разминирование, а Мьянму – присоединиться к всемирному Договору о запрещении мин.

Все стороны конфликта должны прекратить регулярные нарушения и насилие в отношении мирного населения, а власти Мьянмы должны положить конец безнаказанности – расследовать нарушения и привлечь к ответственности виновных в них участников конфликта.

Совет ООН по правам человека должен проследить, чтобы недавно созданная Независимая международная миссия по установлению фактов была полностью обеспечена ресурсами, необходимыми для проведения расследований нарушений, совершённых в ходе текущего конфликта в штате Качин и на севере штата Шан. Учреждения ООН на местах и страны-международные доноры должны призвать к прекращению ограничений на доступ гуманитарной помощи и увеличить свою помощь для пострадавших в ходе конфликта.

«Госпожа Аун Сан Су Чжи указала, что процесс национального примирения имеет первостепенную важность, но чтобы примирение было успешным, оно должно сопровождаться привлечением виновных к ответственности и соблюдением прав всех гражданских лиц, в том числе представителей этнических меньшинств», – подчеркнул Мэттью Уэллс.

Полный текст доклада

Представители Amnesty International и местных гуманитарных организаций в Мьянме готовы дать интервью.

Чтобы получить фотографии и видеоматериалы из последних исследовательских миссий Amnesty Inernational в штат Качин и на север штата Шан, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected]

Провозглашение государственного суверенитета Бирмы (ныне- Мьянма) повлекло за собой рост серьезных противоречий внутри пришедшей к власти Антифашистской лиги народной свободы. Результатом обострения отношений между представителями социалистического и коммунистического крыла АЛНС стала гражданская война между правительственными войсками и вооруженными формированиями Коммунистической партии Бирмы, точнее двух ее фракций – «Красного флага», действовавшего в штате Аракан, и «Белого флага», действовавшего на севере и востоке страны. Но если инициированная коммунистами гражданская война пошла на спад после либерализации политического курса Китая, то куда более серьезной проблемой для страны оказался сепаратизм национальных меньшинств.


Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.

Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

Один из очагов сопротивления центральной власти возник на Юго-Востоке Бирмы, на территории штата Карен. Основное население этой территории – карены – народ, а точнее – конгломерат народностей и племен, относящихся к каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. В современной Мьянме каренское население насчитывает до 7 миллионов человек и лишь около полумиллиона каренов проживает в соседнем Таиланде. В знаменитом фильме «Рэмбо – 4», события которого разворачиваются на территории Бирмы, главный герой оказывает помощь именно каренам, которые представлены угнетаемым центральными властями национальным меньшинством.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Британская колониальная администрация, следуя принципу «разделяй и властвуй», увидела в подвергшихся монскому влиянию южных каренах надежных помощников. Сотрудничеству с колонизаторами были рады и сами каренские вожди, которым не терпелось взять исторический реванш у бирманцев. К тому же, в отличие от бирманцев – убежденных последователей буддизма Хинаяны («малой колесницы»), карены охотно христианизировались, принимая веру британских миссионеров. Сегодня до 25 % каренов, преимущественно в дельте Иравади, идентифицируют себя как христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, католики. При этом христианство у них причудливо сочетается с сохранением традиционных племенных верований.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Для защиты своих интересов каренами был создан Каренский национальный союз. Возглавивший его генерал Бо Мя (1927-2006), баптист по вероисповеданию, начал свою политическую карьеру с участия в антияпонском сопротивлении на стороне британцев. Несмотря на молодые годы, ему удалось быстро занять руководящие позиции в каренском национальном движении. После того, как в 1949 году Каренский национальный союз провозгласил независимость Каренского государства от Бирмы, под непосредственным руководством Бо Мя была создана Каренская национально-освободительная армия (КНОА), на протяжении полувека остававшаяся серьезнейшим актором бирманской гражданской войны. Целью этих структур стало создание независимого государства Котхолей («Отвоеванная земля») на территории штата Карен и других районов компактного проживания каренских этнических групп.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Серьезность намерений Каренского национального союза в отношении создания собственного национального государства подтверждалась и тем фактом, что карены боролись с наркоторговлей и культивированием наркотических культур. Для Бирмы и вообще Индокитая это было на грани нонсенса – дело в том, что практически все вооруженные группировки, участвовавшие в гражданских войнах на территории региона знаменитного «золотого треугольника» (стык границ Бирмы, Таиланда и Лаоса) черпали значительную часть своих бюджетов именно за счет наркоторговли. Даже коммунистические отряды не брезговали контролем за плантациями опийного мака.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей историей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

Двадцатитысячная каренская армия, контролировавшая юго-восточные территории Бирмы, получала от Таиланда всестороннюю помощь, включая и вооружение. На территории Таиланда существовали военные лагеря каренских повстанцев. С помощью затяжной гражданской войны Таиланд серьезно нейтрализовал Бирму в качестве соперника в регионе, однако ничто не может продолжаться вечно. После того, как «Холодная война» пошла на спад, Таиланд существенно снизил и поддержку каренских сепаратистов. Бирма, переименованная в Мьянму, нормализовала отношения с ближайшим соседом и королевскому правительству ничего не оставалось, как постепенно вытеснить каренские формирования со своей территории.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Одним из них стала Армия Бога, прославившаяся на весь мир детским и подростковым возрастом не только большинства своих боевиков (обычное дело для Индокитая – и среди «красных кхмеров», и среди других повстанческих групп дети и подростки всегда встречались в изобилии), но и лидеров. Братья Джон и Лютер Хту, присвоившие сами себе звания полковников, начали командовать «Армией Бога» в двенадцатилетнем возрасте, что было слишком юно даже по местным меркам. В центр внимания мировой общественности армия малолетних братьев попала в январе 2000 года, когда десять ее боевиков захватили госпиталь в таиландском городке Ратчабури. В заложниках у «солдат Бога» оказалось 700, а затем (после частичного освобождения) 200 сотрудников и пациентов госпиталя. Впрочем, подготовка таиландских спецподразделений оказалась более серьезным делом, нежели вера в харизматических братьев – террористы были уничтожены в результате спецоперации. Спустя год уже в Мьянме были захвачены в плен и сами братья Хту.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Однако, вооруженное сопротивление каренских повстанцев с некоторой интенсивностью продолжается и в настоящее время. В 2012 году между центральным руководством Мьянмы – Бирмы и Каренским национальным союзом было заключено перемирие, но далеко не все каренские вооруженные группы, как это бывает в периоды гражданской войны, согласились с «оппортунистической» линией своего руководства. Поэтому территории штата Карен и пограничных с ним районов Таиланда до сих пор считаются одной из неспокойных зон региона.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Изменения в политической ситуации в мире и регионе показали, что карены были лишь пешками в игре более крупных акторов мировой и региональной политики, когда же время использования их в качестве инструмента подошло к концу, они оказались предоставлены самим себе. И теперь перспективы независимого или автономного существования территорий, населенных каренами, зависят исключительно от них самих. Гораздо подлее американцы и англичане поступили с теми национальными движениями Бирмы, которые оказались вовлечены в производство и торговлю наркотиками. Об «опиумных войнах» в «Золотом треугольнике» - в следующем материале.