А1-А6. Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. Орфоэпические нормы: ударение в слове. язык нормированный, кодифицированный, закрепленный в письменной форме, имеющий систему функциональных стилей, приспособленный не тол

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

    Укажите правильный вариант постановки ударения.

    А) Диспа нсер

    Б) Сто ляр

    В) Зави дно

    Г) Ходата йствовать

    В каком слове ударение стоит на первом слоге?

    А) Начать

    Б) Звонить

    А) Красиве е

    Б) Завсегда тай

    В) Инко гнито

    Г) Кварта л

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на втором слоге?

    А) шасси, агент, туфля, алфавит

    В) призыв, коклюш, таможня, партер

    Б) процент, щавель, тотчас, эпиграф

    Г) средства, намерение, корысть, дремота

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся твёрдо?

    А) коф е, диспанс ер, шосс е, свит ер

    В) р ельсы, т ермин, кашн е, ат елье

    Б) каф е, парт ер, т еннис, мод ель

    Г) тек ст, тир е, д ефис, инт ерьер

А) Новая повесть писательницы сразу же вызвала громкие споры.

Б) Роман производит неоднозначное впечатление.

В) Портрету Жуковского Пушкин посвятил своё известное стихотворение.

Г) В этом стихотворении всего в пяти строках поэт передал настроение светлой грустности.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) вместо меня

А) светлая тюль

Б) травяной шампунь

В) мой день рождения

Г) больная мозоль

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) две тысячи сто сорок седьмой номер

    В) к миллиону читателей

    Б) восьмьюстами граммами

    Г) трёхстами рублями

    Укажите вариант с ошибкой.

    А) обоими девушками

    В) пятерыми школьниками

    Б) около полутора недель

    Г) тысяча четыреста восемьдесят третий год

    Укажите неправильный вариант (нарушение управления).

    А) Он прибудет завтра, согласно приказу.

    В) Я поражаюсь твоему мужеству.

    Б) Граждане, оплатите за проезд.

    Г) Я не могу подтвердить то, что он сказал.

Б) Множество людей пришло на митинг.

В) На постановку фильма ушло много времени.

Г) До конца полёта остались два часа.

Читая учебник, …

А) настроение испортилось.

Б) страница оказалась вырванной.

В) будьте предельно внимательны.

Г) мне не нравятся длинные объяснения.

14 Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Решившись отправиться в путешествие,

А) у нас есть потребность в одиночестве.

Б) пришлось уволиться с работы.

В) мне хотелось отдохнуть.

Г) я был готов ко всевозможным трудностям.

А) По свидетельству людей, близких поэту, Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его.

Б) Он не стремился быть любезным и часто отталкивал людей, не умеющих прощать его недостатки, не видящие его прекрасных качеств.

В) Выросший в высшем обществе, где лицемерие и ложь считаются признаками хорошего тона, Лермонтов остался чужд всякой лжи и притворства.

Г) Насмешливая улыбка, появившаяся на его лице, тут же исчезла.

А) Серое низкое небо, мрачные тёмные облака, холодный пронизывающий ветер, голые зябкие деревья - вот типичная картина поздней осени.

Б) Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль за свою жизнь записал огромное количество слов и словосочетаний, пословиц и поговорок, песен и частушек, сказок и загадок.

В) Будучи восемнадцатилетним мичманом, Даль начал записывать непонятные и неизвестные ему слова и выражения и постепенно собрал и объяснил значение более 80 тысяч слов.

Г) Он любил путешествия, знакомство с бытом и нравами разных людей и собирать слова.

А) Пушкин подарил Гоголю сюжет, на основе которого была создана поэма «Мёртвые души».

Б) Гоголь писал, что его произведение не похоже ни на повесть, ни на роман.

Г) В первой главе романа «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным его героем, который создавался в течение семи лет.

18. В каком предложении нарушены речевые нормы?

А) Утром я пью горячий кофе со сливками.

Б) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.

В) Постепенно я более хорошо изучил его характер.

Г) В городской олимпиаде по русскому языку участвовал восемьдесят один ученик.

А) Когда читаешь книгу, старайся обращаться с ней аккуратно.

Б) Если не знаешь правильный ответ, лучше промолчи.

В) Хоть экспедиция работала в трудных условиях, намеченные планы были выполнены.

Г) Мы опоздали на поезд, так как простояли в пробке.

20.

А) Нечаянно я нажал на кнопку компьютера, которая вдруг уничтожила все данные.

Б) Странный гул, который быстро приближался к нам, издавал, оказывается, пчелиный рой.

В) В XVIII веке появились книги, которые погружали читателя во внутренний мир автора.

Г) Ни в одном из справочников, в которых я рылся несколько дней, нужной информации не оказалось.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять.

Б) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно закрывала небо, заставила нас отказаться от прогулки.

В) Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен.

Г) Остановились на берегу шумной реки, которая размыла край горной дороги.

обсуждать нужно употребить слово осуждать ?

А) После дискуссии мы ещё долго обсуждали нерешённые вопросы.

Б) Вряд ли стоит обсуждать героя повести за нерешительность.

В) Свои проблемы я редко обсуждаю с родителями.

Г) Вы всё ещё обсуждаете новую книгу?

А) у башкир

В) самый красивейший

Б) с пятьюстами рублями

Г) беги домой

Тема: «Языковые нормы»

2 вариант

    Укажите неправильный вариант постановки ударения.

    А) Диспансе р

    Б) Столя р

    В) За видно

    Г) Хода тайствовать

    В каком слове ударение стоит на втором слоге?

    А) каталог

    Б) боязнь

    В) форзац

    Г) километр

    Укажите ошибочный вариант постановки ударения.

    А) по нял

    Б) передала

    В) танцо вщик

    Г) средства

    В каком ряду ударение во всех словах стоит на третьем слоге?

    А) диалог, позвоните, танцовщица, языки

    В) псевдоним, диспансер, медикамент, сантиметр

    Б) договор, документ, валовой, свободнее

    Г) украинский, углубить, инструмент, воспринять

    В каком ряду в каждом слове выделенные согласные произносятся мягко?

    А) акад емия, д екада, д ефект, муз ей

    В) т ермин, р емень, с ессия, д ет ектор

    Б) конт екст, пион ер, р ейд, шимпанз е

    Г) спортсм ен, фан ера, р ейс, д е-факто

    Укажите вариант с ошибкой в образовании слова.

А) Романтическая баллада - это поэтический рассказ о загадочных, часто страшных, непреодолимых событиях в жизни человека.

Б) Баллада «Людмила» воспринимается и как детская сказка, и как страшная фантастика.

В) Художественный мир баллад Жуковского - это мир ужасов, безысходства жизни.

Г) Элегия настраивает читателя на меланхолический лад, создаёт атмосферу грусти и печали.

7. Укажите вариант с ошибкой.

А) поскользнулся

Б) компроментировать

В) насмешка

Г) разонравился

8. Укажите неправильный вариант.

А) светлый тюль

Б) травяной шампунь

В) моё день рождение

Г) больная мозоль

9. Укажите вариант с ошибкой.

А) сорока девятью секундами

В) на четырёх пятых сада

Б) в одиннадцатом классе

Г) в тысяче девятисот двадцать пятом году

10. Укажите вариант с ошибкой.

А) около семьдесят тонн

В) пятистам страницам

Б) к двадцати двум килограммам

Г) шестьсот семьдесят девятый номер

    Укажите правильный вариант.

    А) Согласно закона, вы должны это сделать.

    В) Тот, кто не оплатит проезд, заплатит штраф.

    Б) Все поражались его силой.

    Г) Он подтверждает о том, что обещал раньше.

    Укажите примеры с ошибкой (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

А) Прошло несколько веков.

Б) Миллион рублей были использованы на ремонт нашего дома.

В) Семеро бойцов отправились на выполнение приказа.

Г) Казалось, тысяча разных товаров была представлена в магазине.

13. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Собираясь в театр, …

Б) платье оказалось неподходящим.

В) сделалось холодно.

Г) не забудьте взять с собой веер и перчатки.

14. Укажите вариант с грамматически правильным продолжением предложения.

Распахнув окно, …

А) солнце ворвалось в дом.

Б) я окончательно проснулся.

В) на улице оказалась дождливая погода.

Г) мне стало холодно.

15. Укажите вариант с ошибкой (употребление причастного оборота)

А) Роман Лермонтова «Герой нашего времени», опубликованный в 1940 году, вызвал множество разноречивых откликов.

Б) Лермонтов, много читавший и любивший поэзию, часто наизусть в подлиннике цитировал Байрона и Гёте.

В) Я впервые встретил человека, думающего так же, как и я.

Г) Лермонтов принадлежал к высшему обществу и был знаком только с литераторами, принадлежавших к этому свету.

16. Укажите вариант с ошибкой (употребление однородных членов)

А) Любители птиц иногда устраивают для них деревянные скворечники в форме маленьких домиков и укрепляли их под крышами домов.

Б) Благодаря освоению космоса, наша речь пополнилась новыми словами: космонавт, прилуниться, лунник, луноход.

В) Слово «космонавт» состоит из двух корней и в переводе с греческого означает «моряк Вселенной».

Г) Возникновение новых слов в языке часто свидетельствует о необыкновенных научных открытиях: о появлении новых машин, создании новых технологий.

17. Укажите вариант с ошибкой (построение сложного предложения)

А) Державин, который «не умел притворяться… на святого походить», не стал властителем ни при Екатерине II , ни при Павле I , ни при Александре I .

Б) Державин написал стихотворение «Властителям и судиям», жанр которого сам определил как гневную оду.

В) Денис Иванович Фонвизин, которого мы знаем как создателя комедии «Недоросль», служил в иностранной коллегии, был дипломатом.

Г) Начав с переводов, Фонвизин пишет свою первую комедию «Бригадир», которому было в ту пору двадцать пять лет.

18. В каком предложении не нарушены речевые нормы?

А) Ты позвони шь мне завтра?

Б) Кто из учеников читали эту книгу?

В) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Г) Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?

А) Когда будете гулять по парку, старайтесь обращать внимание на деревья.

Б) Если ты не уверен в своих товарищах, мы найдём тебе новых друзей.

В) Я долго болела, поэтому пропустила много занятий по аэробике.

Г) Мы сможем отдохнуть, когда закончим, наконец, эту нудную работу.

20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Хотя лес пугающе темнел, мы решили не останавливаться на полпути.

Б) Из кустов доносился странный шорох, который всё более усиливался.

В) Тела, которые погружают в ёмкость с водой, вытесняют жидкость.

Г) В книге, которая попалась мне на глаза, я нашёл именно то, что искал.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Мы с друзьями любим фильмы, которые насыщены фантастическими событиями.

Б) У дома, который стоял около самой реки, крылечко совсем покосилось.

В) Не было ещё такого лыжника, которого бы наш чемпион не смог обогнать.

Г) Врачи, которые занимаются профилактикой заболеваний, придают большое значение прививкам.

22. В каком предложении вместо слова прогрессивный нужно употребить слово прогрессирующий ?

А) Человек с прогрессивными взглядами никогда не будет ратовать за ужесточение наказания.

Б) Близорукость, которая усиливается в течение жизни, - прогрессивная близорукость.

В) Его идеи были прогрессивными для того времени.

Г) Прогрессивным является развитие новых технологий.

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) у грузин

В) пять статей

Б) клади быстрее

Г) с шестистами зрителями

Подготовка к ЕГЭ

Тема: «Языковые нормы»

1 вариант

2 вариант

Владение языковыми нормами проверяет ЕГЭ. Языковым нормам посвящего 6 из 30 заданий части А. 6 баллов, или 9,4% первичных баллов, вы сможете набрать, выполняя задания А1 - А6. К ним добавляются 4 балла, или 6,3%, за соблюдение языковых и речевых норм в сочинении. Всего, таким образом, за владение нормами литературного языка и отсутствие речевых ошибок вам может быть начислено 10 баллов, что составляет 15,7% всех возможных первичных баллов.

Чтобы оценить свой уровень языковой культуры, пройти входное тестирование онлайн перед изучением материалов раздела ЕГЭ: "А, В, С" - всё для подготовки.

4 больших теста для проверки уровня культуры речи для 5-11 классов.

  • Орфоэпические нормы: ударение в слове

    Многие ошибаются, произнося слова с неправильным ударением. Проблемы связаны с тем, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Оно может быть на разных слогах, а также может выделять разные морфемы, перемещаясь с одного гласного на другой в различных формах одного слова

  • Лексические нормы

    Большие затруднения и у ребят, и взрослых вызывает употребление слов-паронимов. Это однокоренные слова. Они близки по звучанию и по значению. Близки, но не тождественны. И лексическая сочетаемость у них разная

  • Морфологические нормы

    Существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, причастия изменяются по определённым правилам. Если человек не знает, как образуется та или иная форма, или не умеет её правильно употреблять, то нарушаются морфологические нормы языка. Морфологические ошибки носят системный характер: не усвоив ту или иную норму, говорящий делает ошибку не в одном слове, а во многих словах, стоящих в данной форме. Например, многие люди не знают, как образуются формы Р.п. мн. ч. у существительных. В результате они делают ошибки: (нет) чулков, (нет) носок, (нет) ботинков, (нет) тапочков, (много) баклажан, (много) помидор, (много) яблоков и т.д.

  • Синтаксические нормы

    Синтаксические нормы предписывают не нарушать синтаксические связи в словосочетании и в предложении, строить предложения по определённым моделям. Ошибки в выборе предлогов и падежей существительных (числительных, местоимений), в употреблении союзов, причастных и деепричастных оборотов, в построении предложений с косвенной речью и многие другие - это нарушения синтаксических норм языка

Проверочная работа по теме «Языковые нормы» (ЕГЭ, задания 4-7)
1 вариант
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
бантЫ досУг жалюзИ намЕрение бралАОтвет: ___________________________.
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
гналА некролОг квартАл закупОрить донЕльзя

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
оклЕить з анЯл диспансЕр зАгнутый добелАОтвет: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
позвонИм экспЕрт искрА пОнял прожИвшийОтвет: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
знАмение приговОр началА укрАинец прибЫвОтвет: ___________________________.
6 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Ответ: ___________________________.
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет свое убежище.
Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕВАТЬ значительные изменения.
Чем больше мы узнаем о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаем самих себя.
Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.
Ответ: ___________________________.
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер – это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.
Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложения денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
Курс культурологи, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введен с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.
Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.
Ответ: ___________________________.
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые документы для приём в выбранное учебное заведение.
Адресат должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.
На летние месяцы школьников отправляют в ЯЗЫКОВОЙ лагерь.
Ответ: ___________________________.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А.Н.Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл свое завершение в произведениях А.С.Пушкина.
По требованию акционеров, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки ПРЕДСТАВИТЬ им возможность ознакомиться с уставом общества.
После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о вручении.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
Ответ: ___________________________.
11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
Ответ: ___________________________.
12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСОТ предметов
килограмм ПОМИДОР
новые ЛИФТЫ
много БЛЮДЕЦ
СМОТРЯ вперед
Ответ: ___________________________.
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
лучшие парикмахеры
о трёхстах участниках
около двух килограммов
озеро БОЛЕЕ ГЛУБЖЕопытные РЕДАКТОРЫ
Ответ: ___________________________.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
яркие ПРОЖЕКТОРА
опытные ДИСПЕТЧЕРЫ
по ОБЕИМ сторонам дороги
ДВОЕ саней
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
Ответ: ___________________________.
15. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КОЛЕНА водосточной трубы
литературные ОБРАЗЫ
сельские ФЕЛЬДШЕРЫ
морские ПОРТЫ
новые КИТЕЛЯ
Ответ: ___________________________.
16.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Обдумав план, композиция не должна быть 1. Нарушение согласования междунарушена. подлежащим и сказуемым.
2.Занятия шли согласно расписания. 2. Ошибка в употреблении сочинительного3.Ученики, принимающие участие в олимпиаде союза.
и которые пройдут два тура, получат грамоты. 3. Нарушение в построении предложения
4. В пьесе «Вишневом саде» Чехов показал с деепричастном оборотом. представителей нового поколения России. 4 . Нарушение управления.
5.Шекспир, Гоголь, Достоевский создавали не 5. Ошибка в построении предложения столько типы человека, а также типы эпохи. однородными членами.
6. Нарушение согласования приложения
с определяемым словом.
7. Ошибка в построении предложения
с однородными причастными оборотами.



17. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Те, кто настойчиво стремится к своей 1.Ощибка в построении предложения с
цели, достоин уважения. косвенной речью.
2. По окончанию конференции все были 2.Нарушение согласования между подлежащим
приглашены в зал. и сказуемым в сложном предложении.
3. На больших плакатах, прикрепленные 3. Нарушение согласования между подлежащим
к двум стендам, были изображены и сказуемым в простом предложении.
известные все зрителям условные знаки. 4. Нарушения управления.
4.На картине «Алёнушке» В.М.Васнецов 5. Нарушение согласования определяемого
изобразил девушку-крестьянку, пришедшую слова и приложения.
к лесному озеру. 6. Нарушение согласования определяемого
5. Древнегреческий философ Сократ когда-то слова и причастного оборота.
произнес, что «я знаю, что ничего не 7. Ошибка в построении предложения сзнаю». причастным оборотом.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
18. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Никто, даже лучшие специалисты, не 1.Нарушение управления существительным,
могли вначале поставить правильный диагноз. употребленным с производным предлогом.
2.Это произведение Василя Быкова я прочитал 2.Нарушение построения предложения с
летом, посвященное Великой отечественной причастным оборотом.
войне. 3.Нарушение управлением существительными
3.По окончанию института наши выпускники при однородных сказуемых
могут рассчитывать на трудоустройство в 4. Ошибки в построении предложения спрофильных компаниях. деепричастным оборотом.
4. Большинство ученых знакомо с новейшими 5. Нарушение согласования между подлежащим
космическими разработками. и сказуемым в зависимости от одушевленности/
5Многие любят и интересуются классическими неодушевленности.произведениями. 6. Нарушение согласования между подлежащим
и сказуемым при наличии у подлежащего
уточняющих слов.
7. Нарушение построения простого предложения
с присоединительной конструкцией.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
19. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Одним из русских прозаиков начала ХХ века, 1. Нарушение согласования в предложении
детально описавший быт русского народа, со сложносокращенным словом.
был Иван Шмелев. 2. Ошибка в построении предложения с2.Оплатив счет, ваш заказ будет укомплектован причастным оборотом.
издательством. 3. Нарушение управления существительным,
3. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо употребленным с производным предлогом.
пела, запомнилась всем. 4. Неправильное построение предложения с
4. Благодаря трудолюбии абитуриенту удалось деепричастным оборотом.
справиться с заданием. 5. Нарушение согласования между подлежащим
5.ОНН представил данные о расследовании и сказуемым в простом предложении.
преступлений в Ливии. 6. Нарушение согласования между подлежащим
и сказуемым в сложном предложении.
7.Нарушение согласования между
определяемым словом и причастием.
Запишите ответ соответствиями
______________________________________________
20. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.Женщины, в том числе и Анна Сергеевна, 1.Нарушение построения предложения с
выразила свое возмущение. однородными членами.
2.Петя познакомил меня со своей девушкой и 2. Ошибка в построении предложения с
сказал, что я скоро женюсь. косвенной речью.
3.На съезде было решено ряд вопросов. 3.Нарушение управления существительным.
4.Все, кто видел море, не забывает его. 4. Нарушение согласования между5.Заведующий склада отдал распоряжение подлежащим и сказуемым в простом
никого туда не пускать. предложении.
5. Нарушение согласования со сказуемым
при наличии у подлежащего присоедини-
тельной конструкции. 6. Ошибка в построении сложного предложения
7. Ошибка в нарушении согласования между подлежащим и сказуемым в главной части
сложноподчиненного предложения.

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Устная и письменная речь культурного, грамотного человека должна подчиняться определённым правилам, или нормам. Норма литературного языка - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм - их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски. Другое важное свойство нормы --устойчивость, благодаря чему сохраняется языковая связь между поколениями, обеспечивается преемственность культурных традиций народа. Вместе с тем нормы медленно, но непрерывно изменяются (под влиянием разговорной речи, лексики различных социальных и профессиональных групп, заимствований).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Различают три типа языковых норм.

1. Нормы письменной и устной форм речи:

Лексические нормы (нормы словоупотребления) - это нормы, определяющие правильность выбора слова. а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина). Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.) Нарушение этих норм приводит к грамматическим ошибкам: Жизнь сейчас трудная, происходит катаклизма за катаклизмой (слово катаклизм мужского рода). Это платье более красивее (вместо просто красивее ). Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений и включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения. Нарушение синтаксических норм часто встречается, например, в предложениях с деепричастным оборотом: Читая текст, у меня возник вопрос. (Вместо: Читая текст, я задаюсь вопросом. Или: Когда я читал текст, у меня возник вопрос.)

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями стиля и условиями общения. Так, в предложении На Кавказе Печорин неплохо проводил время, например, умыкнул Бэлу следует считать ошибкой употребление слова умыкнул, которое не соответствует стилю и жанру школьного сочинения.

2. Специальные нормы письменной речи:

Нормы орфографии (правописание) включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.

Правила орфографии и пунктуации можно найти в соответствующих справочниках, наиболее авторитетным из которых считается "Справочник по орфографии и пунктуации" Д.Э. Розенталя.

3. Только к устной речи применимы орфоэпические нормы (орфоэпия от греч. слов orthos - правильный и epos - речь). Они включают нормы произношения, ударения и интонации (наро[ш]но, каталОг, включИт ). Соблюдение этих правил способствует более быстрому и более лёгкому взаимопониманию говорящих, тогда как нарушение орфоэпических норм отвлекает от восприятия содержания речи и создаёт у слушателей неприятное впечатление о говорящем. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка, во всех формах речи. Возникает закономерный вопрос, кто же устанавливает нормы? языковые нормы не выдумываются учёными. Они отражают те процессы и явления, которые происходят в языке и поддерживаются говорящими. Основными источниками языковой нормы принято считать произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление, данные опросов и исследований.

Нормы помогают сохранять целостность и общепонятность языка, защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять основную функцию - культурную.