Вопросы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии. Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап

Задание 2. Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него». Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

Задание 3. Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли… О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Задание 4. На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?

Задание 5. Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства? Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Задание 6. Люди издавна селились вблизи источников подземных вод, или в местах, где эти воды находятся вблизи земной поверхности. К каким формам рельефа обычно приурочены родники? Какие формы рельефа типичны для поселений, жителям которых приходится копать колодцы? Почему родниковая и колодезная вода, как правило, чистая, прозрачная и холодная? Из-за чего могут иссякнуть запасы подземных (грунтовых) вод?

Вопросы школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии

2011-2012 учебный год

8 класс
1 задание

Этот российский мореплаватель побывал в водах всех четырех океанов нашей планеты и удостоился чести возглавить величайшую в истории Земли по количеству участников и исследуемой территории географическую экспедицию. Но известность ему принесло последнее плавание, хотя он даже не вступил на берег, который увидел одним из первых европейцев, и не смог доложить о своих открытиях.

Как звали мореплавателя? Как называется экспедиция, которую он возглавлял? Какие открытия им сделаны? Какие географические объекты названы в честь этого выдающегося мореплавателя?

2 задание

Найдите соответствия между названиями горных систем и их высочайшими вершинами. Ответ оформите в виде таблицы.

Горная система Вершина


  1. Алтай А. Аконкагуа

  2. Альпы Б. Ането

  3. Анды В. Белуха

  4. Аппалачи Г. Герлаховски-Штит

  5. Каракорум Д. Пик Ленина

  6. Карпаты Е. Мак-Кинли

  7. Кордильеры Ж. Митчел

  8. Пиренеи З. Монблан

  9. Тянь-Шань И. Народная

  10. Урал К. Чогори

3 задание

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

«Из-под тонкой коры земли доносились глухой рев и свист пламени. Вскоре появилось несколько трещин, из которых выбивались горячие пары…. Тонкий слой земли в ту же минуту прорвался. Из прорвавшегося отверстия с шумом вырвался огнестрельный столб, а за ним хлынул кипящий поток. Воздух наполнился запахом бульона, потом резко запахло серой…. Местные жители с воплями вскочили на ноги; те, кого не настиг огненный поток, бросились бежать и взобрались на соседние холмы. Вся эта клокочущая огненная масса до тех пор сдерживалась поверхностью вершины, потому что располагала достаточным выходным клапаном… а теперь, когда ей представился новый выход, она со страшной силой устремилась в него…»

Подобное же явление в разное время послужило причиной гибели нескольких городов. Их координаты: 41 0 с.ш. и 14 0 в.д., 35 0 с.ш. и 25 0 в.д., 5 0 с.ш. и 76 0 з.д..

Как называются и почему погибли эти города? Укажите другие территории и страны, где крупные города могут разделить их участь. Какие еще причины исчезновения с карты мира городов, имевшие место в истории человечества, вы можете назвать? Приведите примеры.

4 задание

Автору приключенческих романов о путешествиях, действия которых происходит во второй половине Xв., потребовались описания хозяйства и быта населения районов с примерными координатами: 30 0 ю.ш. и 167 0 в.д.; 7 0 ю.ш. и 52 0 з.д.; 23 0 ю.ш. и 120 0 в.д.; 32 0 с.ш. и 9 0 в.д.; 66 0 с.ш. и 74 0 з.д.

^ Помогите писателю и напишите: чем занимались ипитались, какие жилища строили коренные обитатели каждого из указанных мест. Ответ оформите в виде таблицы.

5 задание

Определите географические координаты пункта , если известно, что в дни равноденствия полуденное Солнце стоит над горизонтом на высоте 34 0 (тень от предметов при этом падает на север), а местное время опережает время Гринвичского меридиана на 2 часа 30 минут. Ход Ваших рассуждений запишите.

6 задание

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

«Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупнозернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…»

7 задание

Совершите «кругосветное путешествие» по столицам больших государств. Начальным пунктом выберите Москву и двигайтесь от города к городу на запад. Меридианы перечисленных столиц дважды пересекать нельзя.

Города, по которым должен пройти маршрут, следующие:


  1. Аддис-Абеба

  2. Анкара

  3. Багдад

  4. Бразилия

  5. Будапешт

  6. Буэнос-Айрес

  7. Вашингтон

  8. Гавана

  9. Дакка

  10. Джакарта

  11. Кабул

  12. Канберра

  13. Лиссабон

  14. Мехико

  15. Пекин

  16. Пхеньян

  17. Сантьяго

  18. София

  19. Тегеран

Школьная олимпиада 20015г.

Вопросы олимпиады по географии для 7 класс

Теоретические задания

1. Какое утверждение, относящееся к Земле как планете, неверное?

а) экваториальный радиус больше полярного

б) длина всех меридианов одинакова

в) период ее оборота вокруг Солнца составляет 24 часа

г) ее естественным спутником является Луна

2. Масштаб, нанесенный в форме выражения «в 1 см 30 км», называется:

а) именованным, б) численным, в) линейным, г) горизонтальным

3. Определите, на каком расстоянии друг от друга на карте масштаба 1:10 000 будут располагаться деревни Ивановское и Сосенки, если расстояние между ними на местности составляет 2 км.

а) 30 см, б) 5см, в) 20 см, г) 2 м.

4. Вычислите, чему равна годовая амплитуда температур, если температура января равняется 28 С, а температура июля +10 С.

5.Выберите утверждение, правильно характеризующее географическое положение Евразии:

а) материк омывается водами всех океанов планеты

б) крайняя южная точка материка располагается в южном полушарии

в) материк целиком расположен в восточном полушарии

г) крайняя северная точка материка лежит южнее Северного полярного круга

6. Выберите единственное неверное утверждение из перечисленных и исправьте его:

а) Земля является третьей по счету планетой от Солнца

б) Наиболее близкой к Земле планетной Солнечной системы является Меркурий

в) Смена времен года на Земле является следствием ее вращения вокруг Солнца

г) Единственный естественный спутник Земли - Луна

д) Наиболее близкой к Земле планетой Солнечной системы является Венера

Аналитические задания

1.Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него». Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

.2 . Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Вопросы олимпиады по географии для 8 класса

1.

2.Сколько часов будет в Магадане (10-й часовой пояс), если в Москве (2-й часовой пояс) 12 часов?

а) 4 утра б) 8 утра в) 16 часов г) 20 часов.

3.С какими странами у России нет сухопутной границы:

а) Норвегия. Финляндия б) КНДР, Китай в) Грузия. Азербайджан

г) Япония, США.

4.Жители каких городов России встречают Новый год первыми, а каких - последними?

5.Прочитайте стихотворение поэта М. Пляцковского:

Треплет вьюга белой лапой по плечу,

Я живу на половину суток раньше,

И когда домой со льдины прилечу,

Это значит – возвращусь я в день вчерашний.

Где в таком случае должны находиться льдина и дом полярника?

6.Сгруппируйте географические объекты по материкам:

Триполи, Муррей, Калахари, Большая песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Руб-Эль-Хали, Долина смерти, Мехико, Лима, Юкон, Сидней, Токио.

7. Какой древний российский город считается родиной деда мороза?

8.С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством 10 рублей?

9.Найдите единственную ошибку в описании России:

а) она граничит по суше с 14-ю странами4

б) самые протяженные границы – с Казахстаном, Монголией, Китаем, Украиной;

в) омывается морями трех океанов;

г) население России составляет около половины населения бывшего СССР;

д) в составе России 16 республик

10.Установи соответствие:

А. Тихий океан 1.Баренцево море

Б. Атлантический океан 2. Берингово море

В. Северный Ледовитый океан 3.Аравийское море

Г. Индийский океан 4. Азовское море.

Вопросы олимпиады по географии для 9класса

1 . Какой из России городов расположен в пределах главной полосы расселения? 1) Красноярск; 2) Норильск; 3) Якутск; 4) Магадан?

2. Представьте, что Вам поступило предложение от одного известного автоконцерна мира о размещении сборочного производства автомобилей в России. В каком из предложенных центров Вы бы разместили такое производство: 1) Владивосток; 2) Саратов; 3) Новороссийск; 4) Сыктывкар.

3 . Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик:

1) Европейский Север; 2) Волго-Вятский район; 3) Поволжье; 4) Северный Кавказ.

4. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу: 1) Литва и Польша; 2) Казахстан и Китай; 3) КНДР и Норвегия; 4) Грузия и Азербайджан.

5. Найдите исключение из предложенных вариантов, в которых перечислены города-«миллионеры» России: 1) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород; 2) Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск; 3) Пермь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону; 4) Москва, Новгород, Екатеринбург, Казань.

6. Вам необходимо разместить промышленное предприятие, основным фактором размещения которого является только наличие трудовых ресурсов. В каком из предложенных городов Вы это сделаете не сомневаясь: 1) Москва; 2) Нальчик; 3) Санкт-Петербург; 4) Ханты-Мансийск.

7. Перед Вами стоит задача, где разместить новое предприятие по выплавке алюминия. Известно, что в данном месте сырьевым фактором можно пренебречь. В каком из предложенных регионов России Вы бы это сделали: 1) Рязанская обл.; 2 ) Ставропольский край; 3) Калининградская обл.; 4) Иркутская обл.?

8. Составьте пары правильных ответов “прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина”. Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.

Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

9. Укажите названия географических объектов или фамилии географов, исследователей и землепроходцев в соответствии с указаниями, перечисленными в таблице.

1. Тобольский боярин, составитель “Чертежной книги Сибири”

3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин

4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций

5. Острова, место гибели Магеллана

6. Руководитель экспедиции, которая достигла Южного полюса второй после экспедиции Р. Амундсена

7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного

8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке

9. Море, названное по фамилии двух участников Великой Северной экспедиции

Вопросы олимпиады по географии для 10класса

1. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:

1) Красноярский край; 2) город Москва; 3) Республика Саха (Якутия); 4) Новосибирская область?

2. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Каспийское море; 4) Прикаспийская низменность?

3. Выберите субъект РФ, лидирующий по добыче угля:

1) Кемеровская обл.; 2) Красноярский край; 3) Республика Коми; 4) Ростовская обл.

4. На границе какого государства и региона России находится крайняя южная точка страны:

1) Грузия – Республика Карачаево-Черкесия; 2) Азербайджан – Республика Дагестан; 3) Монголия – Республика Тува; 4) Северная Корея – Приморский край?

5. Укажите ошибку в составе «Большой восьмерки»:

1) США; 2) Япония; 3) Испания; 4) Великобритания; 5) Германия; 6) Франция; 7) Италия; 8) Канада.

6. Выберите вариант, в котором все страны имеют низкую плотность населения:

1) Монголия, Австралия, Мавритания; 2) Саудовская Аравия, Уругвай, Великобритания; 3) Индия, Вьетнам, Ирак; 4) Казахстан, Япония, Китай; 5) Норвегия, Исландия, ФРГ.

7. Какая электростанция из предложенного списка имеет самую большую мощность и не использует минеральное топливо

1) Курская; 2) Саяно-Шушенская; 3) Костромская; 4) Билибинская; 5) Кольская; 6) Саратовская.

8 .“Галопом по Европе”

1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

2. “Молочная ферма” Европы.

3. Страна банкир.

4. Страна тюльпанов.

5. Страна розового масла.

6. Государство – теократическая монархия.

7. Страна, непрерывно воюющая с морем.

8. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове.

9. В стране работает фабрика “Кох и Нор”, выпускающая 1 млн. карандашей в день.

10. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 7 класса

1. в 6.б 11.г

2. 2а 7.г 12.в

4.38 0 9.в 14.В полнолуние наибольший прилив. « Капитан Немо»

5.а 10.б 15 .Лучи солнца отвесно падают на экваторе в полдень. Снег может лежать на вершине горы Кения, что находится так близко к экватору. Здесь проходит зона Великих Африканских разломов.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 8 класса

2.Австралию пересекает посередине южный тропик, где высокое давление воздуха и нисходящие потоки, поэтому мало осадков. Южную Америку в ее широкой части пересекает экватор. Там низкое атмосферное давление, восходящие потоки воздуха приводят к образованию обильных осадков.

4.Магадан, Владивосток,…,Калининград,…

5.Речь идет о разнице в 12 часов, а в России только11 часовых поясов т.е. льдина может находиться в Северном Ледовитом океане в 14 часовом поясе, а дом полярника во 2 часовом поясе, т.к. территория России лежит от 2 до 12 пояса

6.Африка –Триполи, Калахари, Замбези,

Южная Америка - Парана, Атакама, Лима

Австралия – Муррей, Большая песчаная, Сидней

Северная Америка - Долина смерти, Мехико, Юкон

Евразия- Руб-Эль-Хали, Токио.

7.Великий Устюг.

10.А2, Б4, В1, Г3

13.На Северном полюсе.

14.Большая часть населения нашей страны проживает в европейской части, там находится наша столица, возникла Русь на Восточно-европейской равнине, а Сибирь присоединена в17 веке,…

16.озеро Виктория и водопад Виктория в Африке, штат Виктория в Австралии. Пустыня Виктория, река Виктория в Австралии и др.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 9 класса

8.барометр- миллиметр ртутного столба, гигрометр- процент, осадкомер – миллиметр, сейсмограф – балл, термометр – градус, флюгер – балл.

9.1.Ремезов 2-Обручев 3-Тверь 4 –Чириков 5- Филиппинские 6 – Роберт Скотт 7 – Из варяг в греки 8 – Е.П. Хабаров 9 – Лаптевых 10 –В. В. Докучаев

10. гора Базардюзю.

11. г. Тайшет, БАМ, Транссиб, Тайшет – Абакан

15.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 10 класса

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 11 класса

8. 1 –Греция 2 – Дания 3 – Швейцария 4 –Нидерланды 5 –Болгария 6 – Ватикан 7- Нидерланды 8 – Дания 9 – Чехия 10 –Нидерланды.

9. Бельгия, Болгария, Литва, Португалия, Ирландия, Финляндия.

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

16. Иркутская область, Ангара, Транссибирская, Сухой Лог

Олимпиадные задания по географии 7 класс

Задание 1.

Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него».

Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

Задание 2.

Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Задание 3.

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.

Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?

Задание 4.

Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства?

Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Ответы:

Задание 1.

Во время полнолуния (а также и новолуния) солнечный и лунный приливы совпадают, вследствие чего высота прилива в это время достигает наибольшей величины. Так как деятельность приливной волны главным образом интенсивна в проливах, Немо имел все основания надеяться, что поднявшаяся вода снимет его корабль с мели. Как известно читателям «20 тысяч лье под водой», это и случилось.

Задание 2.

Снег в районе экватора может оказаться только на вершинах довольно высоких гор, т.е. в тех районах, где снеговая линия находится на высоте около 5000 м над уровнем моря. Таких гор в непосредственной близости от экватора немного: это или Анды в Южной Америке, или гора Кения в Африке.

В задаче упоминается еще и «величайший шрам на лике Земли». Несомненно, речь идет о полосе Великих Восточно-Африканских разломов.

Следовательно, путешественник находился на покрытой снегом вершине Кения.

Задание 3.

Этот материк Антарктида. Ее положение позволяет пересечь Тихий, Атлантический, Индийский океаны при сохранении одного и того же пути следования вдоль ее берегов – с запада на восток или наоборот.

Для путешественника, проходящего через Южный полюс, север и юг действительно меняются местами: до полюса у путешественника север находится за спиной, юг впереди, после полюса наоборот.

В Антарктиде из-за мощных ледяных покровов, переходящих в прибрежный лед, трудно установить, где кончается суша и начинается море.

Задание 4.

Ответ: Берингов пролив.

Два океана – Тихий и Северный Ледовитый;

два моря – Чукотское и Берингово;

два материка – Евразия и Северная Америка;

две части света – Азия и Америка;

два полуострова – Чукотский и Сьюард

два государства – Россия и США

Олимпиадные задания по географии 7 класс

Задание 1.

Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него».

Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

Задание 2.

Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Задание 3.

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.

Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?

Задание 4.

Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства?

Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Ответы:

Задание 1.

Во время полнолуния (а также и новолуния) солнечный и лунный приливы совпадают, вследствие чего высота прилива в это время достигает наибольшей величины. Так как деятельность приливной волны главным образом интенсивна в проливах, Немо имел все основания надеяться, что поднявшаяся вода снимет его корабль с мели. Как известно читателям «20 тысяч лье под водой», это и случилось.

Задание 2.

Снег в районе экватора может оказаться только на вершинах довольно высоких гор, т.е. в тех районах, где снеговая линия находится на высоте около 5000 м над уровнем моря. Таких гор в непосредственной близости от экватора немного: это или Анды в Южной Америке, или гора Кения в Африке.

В задаче упоминается еще и «величайший шрам на лике Земли». Несомненно, речь идет о полосе Великих Восточно-Африканских разломов.

Следовательно, путешественник находился на покрытой снегом вершине Кения.

Задание 3.

Этот материк Антарктида. Ее положение позволяет пересечь Тихий, Атлантический, Индийский океаны при сохранении одного и того же пути следования вдоль ее берегов – с запада на восток или наоборот.

Для путешественника, проходящего через Южный полюс, север и юг действительно меняются местами: до полюса у путешественника север находится за спиной, юг впереди, после полюса наоборот.

В Антарктиде из-за мощных ледяных покровов, переходящих в прибрежный лед, трудно установить, где кончается суша и начинается море.

Задание 4.

Ответ: Берингов пролив.

Два океана – Тихий и Северный Ледовитый;

два моря – Чукотское и Берингово;

два материка – Евразия и Северная Америка;

две части света – Азия и Америка;

два полуострова – Чукотский и Сьюард

два государства – Россия и США