Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике. Японская методика обучения детей

Отношение японцев к образованию отличается от привычного россиянам ровно настолько, насколько разнится менталитет японский и русский. На всех этапах обучения, начиная с дошкольного периода, образование рассматривается, как один из приоритетов, который обеспечит в будущем достойный уровень жизни. Отправляясь на учёбу в Японию, наш соотечественник должен быть готов принять непривычные правила существования и постараться не ошибиться с выбором учебного заведения.

Особенности и структура образовательной системы Японии

Традиции и современность, тесно переплетённые во всём укладе жизни японцев, находят отражение и в структуре системы образования государства. Формирование образовательной системы Японии происходило по образцу американской и западноевропейской, но с сохранением традиционных национальных ценностей.

Образовательная система в Японии состоит из нескольких этапов

Дошкольное образование

Приобщаться к знаниям и адаптироваться к социуму дети начинают, как правило, с 3 лет - именно в этом возрасте ребёнок приходит в детский сад, который является первой ступенью образовательной системы в Японии. При наличии достаточно веских причин можно устроить ребёнка в садик и с трёхмесячного возраста, одним из оснований может быть более чем 4-часовая продолжительность рабочего дня обоих родителей. Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет существенные отличия от большинства западных программ и методик. Японцы одними из первых начали говорить о важности раннего развития. Масару Ибука - известный директор организации «Обучение талантов» и создатель компании «Сони» - в своей книге «После трёх уже поздно» более 50 лет назад утверждал, что основы личности закладываются в первые три года жизни. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобщается к коллективному времяпрепровождению, при котором проявления индивидуализма не приветствуются. Одной из главных задач воспитания является обучение ребёнка чувствовать себя членом группы, проявлять внимание к другим участникам, уметь слушать окружающих и отвечать на их вопросы, т. е. научиться переживать эмпатию. Обучение счёту и письму не является первостепенной задачей: принято считать, что гораздо важнее развивать у ребёнка такие качества, как усердие в достижении поставленных целей, самостоятельность в принятии решений, любознательность к окружающему миру. Детские сады в Японии бывают как государственными, так и частными.

Школьный этап очень важен для японских детей

Уровень среднего образования

Начало апреля в Японии отмечается цветением сакуры и стартом учебного года в школах, куда идут дети начиная с 6-летнего возраста. Среднее образование в Японии, как и в большинстве стран во всём мире, делится на три ступени: начальную школу в течение 6 лет, среднюю - 3 года и старшую (тоже 3 года). Учебный год складывается из трёх триместров:

  • первый длится с 6 апреля по 20 июля,
  • второй начинается 1 сентября и заканчивается 26 декабря,
  • третий - с 7 января по 25 марта.

Бесплатное обучение предусмотрено только в начальной и средней школе, старшая школа платная. Начиная со средней школы, в программу обучения обязательно вводятся английский язык и специальные предметы, если учреждение имеет какую-либо профессиональную направленность или привязано к определённому вузу. В старшей школе усиленный акцент делается на изучении спецпредметов. Важный факт: учащиеся 7 - 12 классов пять раз в году сдают экзамены, которые в японских школах достаточно сложны и требуют большого количества времени на подготовку. Сама процедура сдачи экзаменов может занимать несколько часов. Результаты, как правило, влияют на то, где учащийся продолжит обучение - в престижной школе с хорошей перспективой поступить в вуз или в школе, по окончании которой дальнейшее обучение будет проблематичным. Около 75% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Попав в Японию, я не знал ни катаканы ни хираганы, через три месяца я уже мог спокойно общаться с японцами на японском. Но из школы я вынес не только отличные знания японского языка и японской культуры, но и своеобразное воспитание. Школа научила ставить перед собой цели и борясь достигать их….и, приучила к общности тёплой заботой учителей.

Владислав Криворотько

http://yula.jp/ru/channel/graduate-ru/

Специальное и инклюзивное образование в Японии

Помимо обычных школ, в Японии существуют так называемые школы Дзюку - частные учебные заведения, в которых школьники могут пройти специальный дополнительный курс изучения общеобразовательной программы для успешного поступления в высшие учебные заведения. Иными словами, такие школы представляют собой особую форму репетиторства, но в некоторых случаях здесь также предусмотрены занятия музыкой, спортом, различными видами традиционных японских искусств.

Проблемами детей с ограниченными возможностями в Японии занимается специально созданная Национальная ассоциация, кроме того, существует штаб по проведению реформ в системе обучения таких детей. Штаб возглавляют наиболее влиятельные лица государства. Такой подход к решению вопросов инклюзивного образования позволяет принимать на законодательном уровне меры по обеспечению гарантированных Конституцией равных прав для всех в отношении выбора места и способа прохождения обучения. Кроме того, есть возможность эффективно контролировать соблюдение таких прав.

В процессе обучения школьники сдают сложные экзамены, к которым долго и упорно готовятся

Высшее образование

Чтобы в будущем успешно трудоустроиться, японская молодёжь стремится поступить в престижные вузы, среди которых наиболее популярными являются Токийский, Киотский университеты, а также университеты в Осаке, Саппоро (Хоккайдо), Сендаи (Тохоку)и другие. Структура учебного процесса в японских высших учебных заведениях близка по организационным и административным аспектам с системой высшего образования стран Западной Европы и США, но в силу особенностей менталитета и культурных традиций имеет и отличия. Вузовская подготовка отличается высоким уровнем преподавания. Как в частных, так и в государственных вузах обучение платное и может составлять от 4 до 7 тыс. долларов США в год. Для получения степени бакалавра студенты обучаются 4 года, магистра - ещё 2 года. В технических вузах обучение длится 5 лет, медицинское или ветеринарное образование получается в течение 12 лет. Существует ускоренный курс обучения в университетах, рассчитанный на два года - для педагогов, социологов, филологов и др. Учебный год разделён на два семестра: с апреля по сентябрь и с октября по март. Проживание в общежитии обойдётся студенту в 600–800 долларов в месяц.

Недостаточно богат? Выход есть - учебный грант!

Желание получить образование в Японии совпадает с возможностями далеко не всегда. Отсутствие необходимого количества средств подталкивает к поиску альтернативных способов решения проблемы. Один из них - получение гранта на учёбу в одном из вузов Японии. Такой грант ежегодно предоставляет правительство Японии в лице Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники (Monbukagakusho.Mext) по программе «Студент». Для участия в конкурсе на получение гранта кандидат должен соответствовать определённым требованиям, среди которых - гражданство страны, поддерживающей дипотношения с Японией, возраст, как правило, от 17 до 22 лет, полное среднее образование. Кроме того, претендент должен быть готов к активному изучению языка и культуры Японии, не иметь проблем с физическим и психическим здоровьем.

Обучение - интенсивнее не придумать, и языковая школа - лишь одна из составляющих процесса. Мы все здесь учимся каждый день: находим новых знакомых, читаем книжки, листаем журналы, смотрим телевизор и слушаем радио. Свою порцию новой лексики я стабильно получаю от друзей, из японских блогов и книг. Не проходит и дня, чтобы словарный запас не пополнился хотя бы на пару пунктов.

Дарья Печорина

http://gaku.ru/students/1_year_in_japan.html

Гарантированно не смогут участвовать в программе лица, являющиеся военнослужащими ВС к моменту приезда в Японию, не прибывшие на место в срок, указанный принимающим университетом, получавшие ранее грант правительства Японии, уже проходящие учёбу в Японии, имеющие стипендии от других организаций, имеющие двойное гражданство (от японского нужно отказаться). Для прохождения отбора кандидат подаёт заявление установленного образца в диппредставительство Японии и сдаёт письменные тесты по математике, английскому и японскому языкам, а также по физике, химии и биологии в зависимости от специализации.

Грант на руках, что дальше?

В случае успешного прохождения отбора будущему студенту начисляется стипендия в размере 117 тыс. йен; оплату за обучение, а также расходы, связанные со вступительными экзаменами, берёт на себя правительство Японии. До начала обучения студенты проходят подготовительный курс в течение одного года, включающий интенсивное изучение японского языка, введение в специальность и другие дисциплины. Обучение в японских университетах ведётся только на японском языке. Более детально ознакомиться с порядком подачи документов и условиями отбора можно на официальном сайте Посольства Японии в России.

Видео: впечатления студентки после первого года учёбы в японском университете

Помимо правительственных программ существует множество частных и некоммерческих фондов, которые могут выделить стипендию для обучения в Японии, существуют стипендии Японской ассоциации международного образования, программы «Международного взаимопонимания», Министерства образования по программам стажировок и др. Ещё один способ продолжить учёбу в Японии - участие в программе по обмену студентами между вузами, имеющими партнёрские отношения. Требования для абитуриентов из стран СНГ мало отличаются от российских, детали участия в правительственных программах можно уточнить в посольствах Японии в своих странах.

Обучение в Японии помогло мне не только получить академические знания японского языка (Норёку Сикэн N3), но и расширить кругозор (здесь каждый день узнаёшь что-то новое), укрепить своё терпение и силу воли (так как на самостоятельные занятия требуется немало времени), а также познакомиться с замечательными людьми и найти новых друзей.

Елена Коршунова

http://gaku.ru/blog/Elena/chego_ojidat_ot_obucheniya/

Жильё, подработка, виза и другие нюансы

Пополнить бюджет студенты (в том числе русские, украинцы, казахстанцы) могут с помощью подработок, в качестве которых возможна работа в кафе, ресторанах, других заведениях из сферы обслуживания, или же с помощью преподавания русского языка, например. Для получения работы потребуется сертификат-разрешение, который можно получить в иммиграционном офисе после предоставления письма из учебного заведения. Студенты в Японии имеют право работать не более 4 часов в день. Многие пользуются такой возможностью, несмотря на то, что стоимость обучения здесь ниже, чем в наиболее престижных вузах США, Европы и даже России.

Видео: работа в Японии для иностранных студентов

Проблематичным может оказаться поиск жилья: несмотря на то, что университеты предоставляют иностранным студентам комнаты в общежитии, мест хватает не всем, поэтому многие вынуждены снимать помещения в частном секторе. Стоимость проживания в съёмном жилье может составить от 500 до 800 долларов в месяц.

Студенческая виза оформляется, как правило, в течение 3–4 месяцев, и гарантом при её получении является принимающий университет. Для получения визы потребуются:

  • копия диплома или справка с последнего места учёбы,
  • свидетельство о владении японским языком,
  • справка с места работы родителей,
  • копия свидетельства о рождении,
  • справка из банка о наличии 14–15 тысяч долларов на счету,
  • загранпаспорт,
  • 8 фото 3х4.

Весь пакет документов должен быть переведён на японский язык.

Таблица: преимущества и недостатки обучения в Японии

Молодой специалист с дипломом об окончании японского университета на руках имеет невероятно высокий шанс на получение места работы в одной из престижнейших компаний с мировым именем вследствие того, что уровень преподавания в японских вузах один из лучших в мире. Правительство и частные компании не жалеют инвестиций на развитие науки и образования. Все университеты и колледжи в Японии оборудованы ультрасовременными лабораториями и имеют в штате высокопрофессиональных преподавателей, благодаря чему обучение предоставляет глубокие теоретические знания и практические навыки. Кроме того, по ходу учёбы студенты приобщаются к таким национальным качествам японцев, как невероятное упорство и дисциплинированность, которые не будут лишними в дальнейшей жизни.

Японский «Соробан», или ментальная арифметика – уникальная методика дошкольного развития, которая представляет собой обученин счету и помогает развить мышление ребенка.

Занятия гармонично развивают оба полушария мозга, благодаря чему даже ярко выраженные гуманитарии в мгновение ока «щелкают» задачки и уравнения.
Метод Соробан получил название от наименования японских счет. Это необычное устройство редко можно увидеть в наших краях. Оно представляет собой «калькулятор», на котором возможно только однозначное представление чисел. Это позволяет избежать путаницы, как в обычных счетах.
В соробане нечетное количество спиц, расположенных вертикально, которые обозначают одну цифру. На каждую спицу нанизано по пять костяшек. Четыре костяшки внизу – это единицы, а верхняя обозначает пятерку.

Преимущества метода «Соробан»

Малыши очень быстро осваивают японские механические счеты. Нужно отметить, что это устройство удивительным образом влияет на развитие мышления у детей.
1. Занятия по методике «Сорабан» заставляют образное правое полушарие мозга решать математические задачки. Это позволяет одновременно задействовать два полушария, а значит, мозг работает вдвое эффективнее, практикуя ментальный устный счет.
2. Люди, которые учились считать на соробане, с легкостью могут проводить сложнейшие вычисления в уме за кратчайший отрезок времени. Мастера могут делать это легко, даже не имея соробана перед глазами. Даже ребенок может за пару секунд сложить трехзначные числа в начале обучения. А по мере практики научатся оперировать числами с пятью нулями.
3. Не только успехи в математике, но и в обучении в целом показывают дети, которые осваивают методику устного счета. Педагоги и психологи отмечают: «Соробан» улучшает концентрацию и внимание ребенка, тренирует наблюдательность, память и воображение, а также творческое, нестандартное мышление малыша. Ребенок буквально схватывает информацию на лету, с легкостью ее анализирует.

Обучение по методике устного счета

В учебную программу начальных школ Японии даже введен предмет – ментальная математика. Благодаря этой методике, эрудированные дети ежегодно в числе призеров математических олимпиад. Также образовательные программы с применением сорбана предусмотрены в Китае и Малайзии.
У нас также открываются школы по изучению японского устного счета. Начинать обучение рекомендуется в возрасте 4-11 лет. Именно в этот период мозг ребенка активно «набирает обороты» и развивается. А значит, добиться активной работы обоих полушарий достаточно легко. Во взрослом возрасте ментальная арифметика служит методов для предотвращения атеросклероза и Альцгеймера. Но таких феноменальных результатов, какие демонстрируют малыши, добиться уже нельзя.
Многие родители переживают о том, что смешивание обычной и японской математики может запутать ребенка – и он отстанет от базовой программы в школе. На самом деле, практика показывает то, что дети, которые раньше в точных науках звезд не хватали, уже через пару месяцев обучения показывали хорошие результаты и шли на опережение сверстников.
Японская методика устного счета «Сорабан» – оригинальный подход к обучению, который в нашей стране только начинает развиваться. Эта методика не только учит малышей мгновенному сложению и вычитанию чисел. Ее главный плюс в том, что она развивает умственные способности ребенка, открывая перед ним новые интеллектуальные возможности.
Катерина Василенкова

Что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Основной вид деятельности на ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

Кратко о главном

В стране Восходящего солнца образование - это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

Учебный год разделен на три семестра:

  • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
  • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
  • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

Дошкольные заведения

Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

  • 保育園 (Hoikuen) - государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
  • 幼稚園 (Youchien) - частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

Начальная школа

Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений - государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Старшая школа

Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

Дзюку

Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

  • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
  • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать - самообучение.

Высшее образование

Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

  • Государственные и частные университеты.
  • Колледжи.
  • Школы специальной профессиональной подготовки.
  • Технологические колледжи.
  • Учреждения дальнейшего высшего образования.

В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

Языковые школы

Система образования в Японии - культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом - это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом - это пропуск в светлое будущее.

Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы - им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

МАКОТО ШИЧИДА: «ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ ГЕНИЯМИ»

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичида убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В настоящее время по методике раннего развития Макото Шичида в Японии уже действует около 500 развивающих детских центров, из них более 400 основал сам Шичида.

В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов и в странах постсоветского пространства.

В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Согласно методике раннего развития Макото Шичида, те дети, которых с детства развивают интеллектуально и физически, в будущем могут стать или известными учеными, или спортсменами. Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие — полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.

По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.

К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.

Из всего вышесказанного можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА

Все дети рождаются гениями;

Крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;

Доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;