Сообщение о осетино ингушском конфликте. Пригородный район. Территория зла. Урегулирование конфликта в период правления Путина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Профилактика стоматологических заболеваний. Понятие рационального питания с точки зрения стоматологии. Система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний полости рта.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Главные цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний. Причины кариеса у детей. Индивидуальная гигиена полости рта. Пять степеней жесткости зубных щеток. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Статистический анализ стоматологических заболеваний у беременных женщин. Основные задачи профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у беременных. Рассмотрение комплекса общих профилактических мероприятий. Содержание стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 28.02.2018

    Определение первичной профилактики и ее методы. Стоматологическое просвещение населения. Обучение правилам рационального питания. Индивидуальная гигиена полости рта. Эндогенное использование препаратов фтора. Герметики для запечатывания фиссур зубов.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Рациональное питание с позиции стоматологии. Задачи, цели и виды профилактики заболеваний. Обучение маленьких детей гигиеническому уходу за полостью рта. Эндогенные и экзогенные методы применения фторидов. Организация стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Особенности технологии "AirFlow" как комплексной чистки зубов от снятия зубных отложений с целью профилактики заболеваний до укрепления и отбеливания эмали зубов. Показания и противопоказания к применению процедуры, ее этапы. Принцип действия аппарата.

    презентация , добавлен 04.10.2016

Образованная без границ и не имевшая еще органов государственной власти Ингушская Республика буквально через пять месяцев после своего провозглашения вынуждена была решать проблемы, связанные с наплывом десятков тысяч беженцев, изгнанных по этническому признаку в основном из Пригородного района и г. Владикавказа и других населенных пунктов Северной Осетии.

В ряду межнациональных конфликтов постсоветского периода осетино-ингушский конфликт октября-ноября 1992 года был первым по времени его возникновения на территории России. И в течение всего этого времени он продолжает оставаться неликвидированным и имеет в своём активе нерешенные проблемы.

В Северной Осетии эти события назвали «вооружённой агрессией ингушских национал – экстремистов», в Ингушетии – «этнической чисткой», в официальной российской прессе называют «осетино-ингушским конфликтом». Но, как бы ни назывались эти события, их результаты носят трагический характер.

Основная часть ингушей Северной Осетии к 1992 году проживала в Пригородном районе и г. Владикавказе в местах своего прежнего исторического проживания. Как известно, после восстановления в 1957 г. ликвидированной 13 годами ранее Чечено-Ингушской АССР, Пригородный район и административно позже вошедшие в г. Орджоникидзе (Владикавказ) исторически ингушские населённые пункты остались в составе Северо-Осетинской Республики.

Вернувшиеся в часть населённых пунктов уже Северной Осетии ингуши в течение 35 лет обустроились и в немалой степени интегрировались в местную общественно-политическую и социально-экономическую жизнь. Были и определённые проблемы, но союзный центр, как известно, тогда жёстко регулировал и национальные отношения. Отсюда и стабильность общественно-политической жизни в регионе, хотя она иногда и проявляла свои негативные стороны.

Новая, объявившая себя демократической, федеральная власть, в 1991-1992 годах приняла ряд популистских и декларативных документов, не подкрепленных механизмом их реализации. Это, в первую очередь, Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов » от 26 апреля 1991 г. и Закон Российской Федерации «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации » от 4 июня 1992 года.

Даже через пять месяцев со дня образования Ингушской Республики здесь не были сформированы органы государственной власти. Органы местной власти носили анклавный характер, и не были связаны деятельностью, регулирующей созидательный и правовой процесс. Федеральный центр занимался своим собственным обустройством и был в прямом и переносном смысле опьянён доставшейся ей безраздельной властью, особенно в её материальной части. И в этих условиях ей было просто не до Ингушетии.

На этом фоне и случилась трагедия ингушского и осетинского народов.

В результате трагических событий осени 1992 г. в Северной Осетии более 60 тысяч граждан ингушской национальности были изгнаны из мест постоянного проживания в РСО-А, из которых около 40 тыс. человек имели официальную прописку. Более 20 тысяч ингушей проживало в Северной Осетии, не имея возможности прописаться, в силу действия закрытых постановлений: Совета Министров СССР №183 от 5 марта 1982 года «Об ограничении прописки граждан в СОАССР » и Указа Президиума Верховного Совета Северной Осетии от 14 сентября 1990 г. «Об ограничении механического прироста населения Пригородного района ».

В течение нескольких дней – с 31 октября по 5 ноября – в Северной Осетии была проведена этническая чистка, в результате которой погибло 405 и пропали без вести 198 ингушей. Осетинские потери составили 102 человека убитыми и 12 пропавшими без вести. Около 10 тысяч ингушей побывали в заложниках, часть из которых была убита или пропала без вести. Наиболее известные места содержания заложников: Дворец культуры с. Сунжа Пригородного района, здание ДОСААФ по ул.Гадиева, общежитие по ул.Павленко и подвалы медицинского института в г.Владикавказе, овощехранилище в с.Майрамадаг, спортивный зал школы №1 г.Беслана и другие.

Ингуши были изгнаны из 19 населенных пунктов республики. Разграблено, сожжено и разрушено более 3,5 тысяч домовладений граждан ингушской национальности. Села с преимущественным ингушским населением были практически стерты с лица земли.

Прибывшие в основном в Ингушетию вынужденные переселенцы из Северной Осетии были размещены на первое время в неприспособленных для этого зданиях учреждений и организаций, детских садах, школах, спешно построенных временных сооружениях, городках, состоящих из вагончиков. Значительное количество разместилось по частным домам местного населения. Республика искала и находила возможность обеспечить их едой, одеждой, элементарной бытовой утварью и т. п.

Часть вынужденных переселенцев выехала в Грозный, страны СНГ, в основном в Казахстан. На Ингушскую Республику пришлась большая часть вынужденных переселенцев.

Ни принятые нормативные правовые акты, ни многочисленные обращения ингушей в высокие инстанции Российской Федерации не восстанавливали их конституционных прав. Лишь в августе 1994 года, почти через два года с этнической чистки, начался вялотекущий процесс возвращения вынужденных переселенцев.

Более 160 документов принято федеральными органами государственной власти для восстановления конституционных прав жертв конфликта за более чем 20 постконфликтных лет, подписаны сотни двух- и трехсторонних соглашений, а проблема ликвидации последствий трагедии 1992 года не решена. Главами обеих республик подписаны десятки договоров и соглашений по восстановлению конституционных прав граждан, республиканскими (Ингушетии и Северной Осетии) органами государственной власти изданы около 200 нормативных актов.

Только Президентом Российской Федерации принято более 90 указов, распоряжений и поручений по вопросам ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

Первый межнациональный конфликт на территории Российской Федерации до сих пор продолжает оставаться неразрешенным.

Полностью неофициально закрытыми для возвращения вынужденных переселенцев ингушской национальности остаются 7 населенных пунктов их прежнего постоянного проживания, частично закрыты 6 сёл. С целью недопущения возвращения ингушей в Северной Осетии был принят ряд постановлений республиканского правительства по так называемой водоохранной зоне, по которому территории населенных пунктов Чернореченское, Терк, Южный, Балта, Чми и Редант не могут быть вновь заселены жильцами. До сих пор остаются «закрытыми» для возвращения вынужденных переселенцев ингушской национальности город Владикавказ, села: Ир, Октябрьское, Терк, Чернореченское, хутор Попов, п. Южный, в которых они ранее компактно проживали, и частично «закрыты» села Чермен, Камбилеевское, Тарское.

По н. п. Чернореченское, Терк и Южный действуют Постановления Правительства РСО-А от 25 июля 1996 г. № 186 «О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения » и от 18 мая 1998 г. № 89 «Об отселении граждан, проживающих в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (сс.Южный, Чернореченское, Терк, Балта, Редант-2) », в связи с чем вынужденным переселенцам ингушской национальности из них отказано в возвращении в места прежнего проживания.

30 ноября 2007 г. Законом Северной Осетии села Терк и Чернореченское, вопреки мнению граждан ингушской национальности, проживавших в них и составлявших до 95 процентов их населения, были упразднены.

Во многие сохранившиеся ингушские дома и квартиры ингушских населенных пунктов незаконно заселились выходцы из Южной Осетии, большинство из которых по решению местных судебных органов передано им во владение.

При помощи многочисленных искусственных и противоправных условий для возвращения, значительная часть ингушей не смогла вернуться в места своего прежнего постоянного проживания в Пригородный район и г. Владикавказ и вынуждена была разместиться в Ингушетии и других регионах России и стран СНГ.

Хотя официальная пресса Северной Осетии и утверждает, что в места своего прежнего постоянного проживания вернулось большинство ингушей, фактически вернулись только 12-13 тысяч ингушей из 60 тысяч. Это без учета демографического роста, который, как известно, у ингушей один из самых высоких в стране.

Деструктивные силы, в лучшем случае препятствующие реализации конституционных прав граждан, продолжают свою деятельность.

В настоящее время основным документом, определяющим меры по ликвидации последствий конфликта и вектор развития межреспубликанского сотрудничества, является Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1285 «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Ингушетия ».

По результатам рассмотрения обращения руководства Республики Ингушетия Президент Российской Федерации Д.А.Медведев дал поручение от 28.01.2009 г. № Пр-164 о разработке комплексной программы социально-экономического развития населенных пунктов Пригородного района и г. Владикавказа в местах совместного проживания граждан ингушской и осетинской национальности на 2010-2012 годы.

Действовала утвержденная руководством обеих республик 17 декабря 2009 г. «Программа совместных действий органов государственной власти, общественных и политических организаций Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия по развитию добрососедских отношений между Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Ингушетия на 2010 год ».

Искусственно создаваемые барьеры возвращению в места прежнего проживания, вынудили многих переселенцев из Северной Осетии обустраиваться в Республике Ингушетия или в других регионах. Результаты неоднократных опросов вынужденных переселенцев, проведенные ФМС России в 2005-2006 гг., свидетельствуют о желании 95% из них вернуться исключительно к прежним местам проживания на территории РСО-А.

ФМС России, которой Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1285 было поручено обеспечить законные права граждан, пострадавших в результате конфликта, так и не выполнило возложенные на нее функции.

Несмотря на неоднократные обращения руководства Республики Ингушетия, остаётся нерешенным вопрос отмены пункта 5 Приказа ФМС России от 07.04.2008г. № 83, в соответствии с которым права граждан ингушской национальности на возвращение к своим подворьям ставятся в прямую зависимость от желания и мнения соседей осетинской национальности, что в корне противоречит ст.27 Конституции Российской Федерации. Согласно этому пункту приказа ФМС России основанием для отказа ингушской семье в возвращении в родные места служит реальное или виртуальное нежелание местного населения. Это называется отсутствием морально-психологического климата для совместного проживания ингушей и осетин. Таким образом, в завуалированной форме действует принятый в 1994 году парламентом Северной Осетии тезис о невозможности совместного проживания ингушей и осетин. Официально он отменён, но действует уже на основе федерального документа.

Медленно идет процесс интеграции ингушского населения в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь Северной Осетии. Ни в одном республиканском органе государственной власти РСО-Алания не работает ни один ингуш. Это при том, что иностранные граждане –соплеменники титульной нации, работают во всех учреждениях в большом количестве.

В Парламенте республики также нет представителя третьей по численности нации. Более того, чтобы исключить подобное явление, избирательные округа в Пригородном районе искусственно образованы таким образом, чтобы они не прошли в высшее законодательное собрание республики.

Один единственный ингуш работает в Пригородной районной администрации, двое возглавляют администрации населённых пунктов района, ингушское население которых составляет 80-90 %.

Граждане ингушской национальности, проживающие в РСО-А, испытывают трудности в реализации своих законных прав.

Продолжается раздельное обучение детей в с. Чермен. В школах населенных пунктов возвращения вынужденных переселенцев РСО-А обучается около 1500 учащихся ингушской национальности. Из них только в СШ №37 п. Карца и с. Куртат ингушские дети обучаются совместно с детьми осетинской и других национальностей. Остальные ингушские дети обучаются отдельно или вовсе не обучаются в своих н. п. и вынуждены учиться в школах Ингушетии.

Политика сегрегации проводится в школах н. п. Куртат, Донгарон, Тарское, Чермен и Тарское Пригородного района.

У ингушей нет возможности устроиться на работу, заниматься бизнесом. Как правило, их не принимают на работу в правоохранительные органы, кроме как в с. Майское. По имеющимся данным, постоянную работу в различных учреждениях Пригородного района имеют лишь чуть более 200 жителей ингушской национальности, что составляет 2,3 процента от экономически активной части ингушского населения.

Если упоминание об ингушском народе, как агрессоре, уже ушло из официальной прессы Северной Осетии, оно упоминается в фундаментальных источниках с явной целью сохранить этот образ в душах не только взрослых, но и подрастающего поколения этой республики.

Достаточно упомянуть об учебниках истории Северной Осетии для всех возрастных категорий школьников.

Последние новости Ингушетии по теме:
​1992. Осетино-ингушский конфликт

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь,
05.04.2019 Сердало

Осетино-ингушский конфликт

Корни конфликта между осетинами и ингушами уходят в 1924 год, когда была упразднена Горская автономная социалистическая республика. В этой части Северного Кавказа из нее образовались три области - Чеченская, Ингушская и Северо-Осетинская. Пригородный район считался ингушским. Тем временем Чечня и Ингушетия снова стали единой республикой (с 1936 года), а в 1944 году эта республика была упразднена в связи с депортацией чеченцев и ингушей. С территории Пригородного района ингуши были также вывезены, а район официально отошел к Северной Осетии.

Свои территориальные претензии к Северной Осетии, истоки которых лежали в депортации 1944 года и последующих заселениях опустевших земель осетинами и другими народами, ингуши официально предъявили в ноябре 1990 года. Тогда Верховный Совет Чечено-Ингушетии принял декларацию, в которой предъявлялся ультиматум: Чечено-Ингушетия подпишет Союзный договор, если ингуши получат Пригородный район Северной Осетии. Горбачевское окружение начало вести с Чечено-Ингушетией тайные переговоры, пытаясь сделать эту автономную республику одной из союзниц руководства СССР.

В 1990 году Верховный Совет СССР принял Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», согласно которому субъектами СССР стали и автономные республики.

Этот закон расшатывал почву под ногами Бориса Ельцина. Власть переходила в руки союзного руководства. Поэтому Ельцин был вынужден заявить, что и он в свою очередь также гарантирует автономным республикам суверенитет, и ровно столько, сколько они смогут взять.

В июне 1991 года руководимый Ельциным Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», предусматривавший восстановление территориальной целостности ряда бывших автономий. По этому закону ингуши могли претендовать на Пригородный район Северной Осетии, но каким образом - в законе прописано не было. Более того, реабилитации подлежали и репрессированные казаки, которые до 1920-х годов жили на землях, в частности, и Пригородного района. Провокационную роль сыграла поездка Б. Ельцина по Северному Кавказу в ходе избирательной президентской кампании (июнь 1991 года), когда он пообещал осетинам и ингушам взаимоисключающие пути разрешения территориальной проблемы.

Популистский закон Верховного Совета РСФСР только усугубил ситуацию.

Среди факторов осетино-ингушского конфликта наиболее мощными были исторические и территориальные: они эффективно используются для дальнейшей интенсификации конфликта. Кроме того, существуют и экономические причины кризиса: размещение основных производств в Северной Осетии, высокая изношенность промышленности, отрицательный баланс вывоза-ввоза продукции; резкое различие доходов у различных групп населения, высокая плотность населения при недостатке ресурсов, значительная доля лиц трудоспособного возраста, не занятых в общественном производстве, растущая нехватка продуктов и товаров широкого потребления.

После реабилитации чеченцев и ингушей в 1957 году Пригородный район не вошел в состав воссозданной Чечено-Ингушетии - в качестве компенсации она получила три района Ставрополья, расположенные вдоль ее северной границы. Однако после распада СССР Ингушетия и Чечня разделились, и ставропольские районы остались в составе Чечни. Тогда ингуши опять поставили вопрос о возвращении Пригородного района, тем более что за прошедшие со времен депортации десятилетия ингушское население на этой территории снова выросло. Пока Верховный Совет РСФСР медлил с пересмотром параграфов закона о реабилитации репрессированных народов в части территориальной реабилитации, некоторые ингушские лидеры решили сами разобраться с проблемой Пригородного района. Тем более что в октябре 1992 года Ингушетию ожидали первые выборы региональных органов власти.

Между тем начались военные приготовления сторон. Ингуши в основном вооружались стихийно, кто чем мог, тем более что после распада СССР и его единых Вооруженных Сил такие возможности появились. Часть оружия закупалась в Чечне.

С осетинской стороны еще в ноябре 1991 года начали создаваться вооруженные формирования: «Республиканская гвардия» и «Народное ополчение». Активную помощь в организации и вооружении этих формирований оказали представители советского командования. В мае 1992 года Верховный Совет Северной Осетии принял постановление о форсировании производства оружия на предприятиях Владикавказа для вооружения гвардии и ополченцев, а в августе российские военные передали Северной Осетии большое количество автоматического оружия, бронетехнику, установки «Град» и «Алазань».

К маю 1992 года были дополнительно приняты на службу 610 сотрудников милиции, в том числе 445 милиционеров патрульно-постовой службы и 165 участковых инспекторов. Кроме того, республиканское МВД пополнило свое вооружение на сумму 1303,5 тысячи рублей. Была достигнута договоренность с коллективами предприятий, организаций, колхозов и совхозов об их добровольном участии в содержании дополнительной численности органов внутренних дел и повышении их технической оснащенности на сумму 6,3 млн рублей.

Эти меры оказались нелишними. С 24 по 30 октября 1992 года ингушские вооруженные формирования предприняли ряд операций по взятию власти ингушами в селах с их компактным проживанием. Поначалу этот процесс не сопровождался массовыми убийствами, поджогами и грабежами осетинского населения этих сел. Однако вскоре подобные факты начали появляться все чаще.

Осетины не остались в долгу. Все это сопровождалось взаимными захватами, а затем и расстрелами заложников. Буквально за несколько дней из Владикавказа и 14 сел Пригородного района были полностью выселены все ингуши. Российский вице-премьер Георгий Хижа заявил о том, что «Россия не оставит осетинский народ» перед лицом ингушской агрессии. Уже 31 октября Хижа распорядился выделить осетинским формированиям 18 бронемашин БМП-2, 642 автомата с боеприпасами, а также гранаты. На следующий день осетинская сторона получила 57 танков Т-72. Распоряжение о передаче оружия подписал тогдашний премьер-министр РФ Егор Гайдар. Руководил передачей оружия сам вице-премьер Георгий Хижа.

28 октября 1992 года на заседании Совета безопасности России было принято решение о создании объединенного командования федеральных войск и республиканских «сил самообороны» на территории Северной Осетии. 31 октября секретарь Совета безопасности Юрий Скоков подписал документ, озаглавленный «О срочных мерах по урегулированию конфликта на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики».

2 ноября 1992 года президент Ельцин ввел на территории Пригородного района чрезвычайное положение. В тексте его указа содержалась сентенция о «прямой вооруженной атаке на конституционный строй России, ее безопасность и территориальную целостность» со стороны «воинствующих националистов». В район вошли федеральные войска, которые к 6 ноября разделили противоборствующие стороны. Но к этому моменту примерно 38,7 тысячи ингушей, постоянно живших в Пригородном районе, уже подверглись этнической чистке и были вынуждены покинуть его территорию.

В результате столкновений погибло 546 человек - из них 105 осетин и 407 ингушей. Уголовные дела по фактам гибели и похищения мирных граждан были позднее сведены в одно производство и прекращены.

Согласно данным ингушской стороны российская бронетехника и артиллерийские подразделения шли в первом эшелоне (выдвигаясь от Владикавказа к границе с Ингушетией). За российскими войсками следовали отряды «республиканской гвардии» и «народного ополчения» Северной Осетии, которые блокировали села и изгоняли ингушское население. Третьим эшелоном двигались югоосетинские добровольцы из бригады «Ир»

В общей сложности в этой операции участвовало с российско-осетинской стороны около 68 тысяч человек. В числе российских войск находились части и подразделения дивизии им. Дзержинского внутренних войск МВД России (в том числе спецназ), два полка псковской дивизии ВДВ, подразделения гарнизона и курсанты военных училищ Владикавказа. Кроме «республиканской гвардии» и «народного ополчения», осетинская сторона была представлена ОМОНом республиканского МВД Северной Осетии. Помимо этого, в событиях на осетинской стороне участвовали два казачьих полка и югоосетинские добровольцы.

В зоне ликвидации последствий конфликта погибло 66 и ранено почти 130 российских военнослужащих, принимавших участие в разведении воюющих сторон и последующем обеспечении режима безопасности. По разным оценкам, от 30 до 60 тысяч жителей ингушской национальности были вынуждены покинуть территорию Пригородного района и г. Владикавказ и в большинстве своем осели в соседней Ингушетии.

В последующий период в ходе имевших место вооруженных столкновений между осетинами и ингушами, обстрелов и подрывов, в том числе воинских и милицейских постов и нарядов, а также в результате найденных единичных и массовых захоронений периода вооруженного конфликта численность убитых в зоне конфликта увеличилась на несколько сот человек.

В силу того, что конфликт в значительной мере развивался на этнической основе, противостояние происходило также между осетинским и ингушским населением внутри Северной Осетии.

Федеральный центр проводит политику на нахождение компромисса между Осетией и Ингушетией, который затруднен различной интерпретацией сторонами закона «О репрессированных народах», наличием в законодательстве обеих республик норм, ограничивающих возможные компромиссы. После избрания президентом Республики Ингушетия М. Зязикова определилась тенденция к большему взаимопониманию со стороны руководства обеих республик.

20 октября 2006 года российский премьер М. Фрадков подписал постановление, которое установило окончательные сроки урегулирования осетино-ингушского конфликта. Согласно документу вынужденные переселенцы, претендующие на государственную поддержку, должны были до 1 декабря 2006 года представить в Федеральную миграционную службу соответствующее заявление, а прием всех сопутствующих документов ФМС прекратил с 1 июля 2007 года.

Решение ограничить сроки осетино-ингушского урегулирования объяснялись политическими причинами. Переселение стало разменной монетой в спорах между ингушскими властями и федеральным центром: до тех пор, пока оставалась неурегулированной проблема беженцев, ингушское руководство объясняло бедственное положение экономики республики именно этим.

По согласованию с североосетинской стороной под поселки для ингушских беженцев (Новый-1 и Новый-2) на территории Северной Осетии в 200 м от границы с Ингушетией были выделены плодородные земли, однако сами беженцы настаивали на возвращении в закрытые населенные пункты.

Постановление Фрадкова было инициировано полпредом Д. Козаком, который занимался урегулированием последствий осетино-ингушского конфликта с 2004 года, когда Владимир Путин расформировал спецпредставительство по вопросам урегулирования, передав его функции полпредству в Южном округе, а вопросы обустройства беженцев - Федеральной миграционной службе. Совместно с ФМС полпредство в начале 2005 года подготовило «Первоочередные совместные действия по урегулированию осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года». В этом документе подробно расписывалось, кто, куда и как должен вернуться, а также ответственные за процесс ведомства.

С этим документом по разным причинам не согласились обе стороны конфликта. Северную Осетию не устроило то, что план не подкреплен финансово. Кроме того, как заявлял бывший глава республики Александр Дзасохов, жители после теракта в Беслане сначала должны получить гарантии безопасности. Ингушей больше всего возмутило, что беженцам предлагалось вернуться не в собственные дома, а в специально отстроенные для этого на территории Северной Осетии поселки. Кроме того, ингуши не раз указывали, что ФМС как минимум вдвое занижает реальные цифры. Всего на учете в ФМС состояло 9438 потенциальных переселенцев (2769 семей, пострадавших от конфликта). Между тем ингушская сторона начиная с 1992 года упорно настаивала на том, что господдержку должны получить от 18 до 19 тысяч человек.

Однако, несмотря на сохраняющиеся разногласия между сторонами, правительство России решило ограничить процесс урегулирования конфликта четкими временными рамками.

Хотя федеральные власти поспешили заявить о том, что конфликт исчерпан, до мира в этом регионе еще очень далеко. Более того, обстановка постоянно накаляется, что связано в первую очередь с активизацией исламского подполья. Ни местные, ни федеральные правоохранительные органы не способны урегулировать обстановку.

Целью деструктивных сил является не допустить урегулирования конфликта между осетинами и ингушами. Кроме того, в задачи исламистов входит помешать возвращению русских в Ингушетию. В 2004 году в республике была принята программа по возвращению русских жителей, покинувших Ингушетию в 1990-х годах. Однако, как только в республику начали возвращаться русские, полевые командиры приняли свою «программу» по их вытеснению: дома возвращенцев и тех русских, кто оставался в Ингушетии, стали обстреливать и поджигать. Затем начались и расправы над их владельцами.

Таким образом, определенные силы стремятся к разрастанию конфликта между осетинами и ингушами для ослабления влияния обоих народов в регионе. Осетино-ингушский конфликт 1992 года до сих пор дает о себе знать.

Из книги Историческое подготовление Октября. Часть I: От Февраля до Октября автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. НАРАСТАЮЩИЙ КОНФЛИКТ (Внутренние силы русской революции)Открытый конфликт между силами революции, во главе которой стоит городской пролетариат, и антиреволюционной либеральной буржуазией, временно вставшей у власти, совершенно неизбежен. Можно, конечно, – и

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Конфликт духовности и материальности Представим, что у человека есть два часа свободного времени, он должен выбрать, на что их потратить. Он может потратить их на духовное совершенствование или на материальное. Неверно было бы представлять, что конфликт духовности и

Из книги Основы научного антисемитизма автора Баландин Сергей

Конфликт поколений? Не отрицая кризисных явлений, некоторые пытаются спрятаться за формулировкой «извечный конфликт поколений». Родители всегда не понимают детей. Так было всегда.Когда мы сталкиваемся с данным типом аргументаций, мы, как правило, имеем дело с

Из книги Как уничтожили «Торпедо». История предательства автора Тимошкин Иван

Религиозный конфликт Для нас это прежде всего конфликт человеческий, обусловленный противоречиями интересов различных эго, однако особенность сего конфликта в том, что каждое отдельное эго пытается представить субъектом конфликта не себя, а некое третье лицо, которое

Из книги Главная военная тайна США. Сетевые войны автора Коровин Валерий

Культурный конфликт Если в религиозном конфликте яблоком раздора являются определенные религиозные догмы, якобы повелевающие своим адептам ненавидеть друг друга, то конфликт, основанный на неприятии тех или иных традиций, обычаев, неписаных этических норм, стихийно

Из книги Войны на руинах СССР автора Жуков Дмитрий Александрович

Из книги Завтра будет война автора Буровский Андрей Михайлович

Ингушский «рейд» Классический пример сетевой операцииОдним из ярких примеров, ставших подтверждением того, что на территории Северного Кавказа действуют именно исламистские сети, а не разрозненные группы боевиков, стал в свое время эпизод с нападением на здания

Из книги Заключенный №1. Несломленный Ходорковский автора Челищева Вера

Конфликт в Приднестровье Главными причинами конфликта, зревшего еще до распада СССР, явился, с одной стороны, рост националистических настроений в Молдове, с другой стороны - сепаратистские устремления руководства находящегося на территории Молдовы никем не

Из книги Погоня за "Энигмой". Как был взломан немецкий шифр автора Лайнер Лев

Грузино-абхазский конфликт В 1810 году Абхазия - вне прямой связи с грузинскими княжествами - приняла самостоятельное решение о вхождении в Российскую империю. Грузии и Абхазии как административных единиц империи тогда не существовало, а было две губернии - Кутаисская и

Из книги Бросая вызов автора Медведев Юлий Эммануилович

Вильнюсский конфликт Город Вильно сложился как немецко-польско-еврейский. Литовцы считали его своим… Но в ночь на 2 января 1919 г. польские легионеры-ополченцы захватили власть в Вильнюсе. 5 января 1919 г. части Красной Армии отбили у них город. Но 21 апреля уже не повстанцы, а

Из книги Публикации в газете "Завтра" (1989-2000) автора Иванович Стрелков Игорь

Глава 13 Конфликт 2003-й год. Год падения с обрыва в пропасть. Год, когда он перестанет быть заложником своей мечты, только вот с мечтой этой порвет не сам…Конфликт назревал постепенно. Если в течение 2001–2002 годов произошедшие в нем изменения лишь накапливались, то в 2003-м не

Из книги Евразийский реванш России автора Дугин Александр Гельевич

Конфликт между союзниками Разногласия между Соединенными Штатами и Англией по поводу «Энигмы» впервые возникли в конце 1940 года, когда между ними начались переговоры об обмене разведывательными данными, полученными путем дешифрования. 15 ноября Аластер Деннистон,

Из книги Разрыв шаблона автора Соловьев Владимир Рудольфович

Утешительный конфликт Земля живет игрою нескольких могучих партнеров - Атмосферы, Вод, Животного и Растительного мира, Рельефа. Правила игры и взаимоотношения партнеров порядком запутаны, однако кое-что подсмотрено. Известно, например, что до того, как сделает

Из книги автора

Осетино-ингушский конфликт Следующим по степени напряженности регионом является осетино-ингушская граница. Напомню, в октябре 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии-Алании произошел вооруженный конфликт, в результате которого сотни людей погибли, а десятки тысяч

Из книги автора

Арабо-израильский конфликт Геополитика арабо-израильского конфликта - отдельная большая тема. Самым общим образом она описывается так. Израиль был задуман как антибританское образование с опорой на евреев, выходцев из России. Это национал-социалистическое расистское

Из книги автора

Конфликт цивилизаций В последнее время я перестал понимать, что американцы имеют в виду, говоря о демократических ценностях. Ну хотя бы потому, что главной демократической ценностью для человека является право на жизнь. А если посмотреть, какое количество граждан других

Введение

Осети́но-ингу́шский конфли́кт - этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии (Российская Федерация), приведший к вооружённым столкновениям 31 октября - 4 ноября 1992 года, многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения. По состоянию на 2010 год не урегулирован.

1. Предыстория

Ингушские и осетинские поселения на территории равнинной и предгорной части современных Северной Осетии и Ингушетии известны уже с конца XVII века . С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши, были переданы казакам. На принадлежавших ранее ингушам землях была создана чересполосица, представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию. Ингуши, однако, не смирились с таким положением дел. Противостояние с казаками продолжалось постоянно, при том, что царская власть поддерживала казаков. К началу революции на территории современного Пригородного района, а также части пограничных территорий совместно проживали терские казаки и ингуши. Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве, в основном заняли нейтральную сторону, казаки в основном заняли сторону белых, ингуши - красных. Поддержка власти Советов ингушами была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселённые казаками земли.

После окончания гражданской войны, ингуши потребовали от советской власти выполнения данного обещания. В связи с последним, при образовании Горской АССР, ингушам были возвращены значительное количество заселённых казаками земель , при этом терские казаки были выселены. До 1924 года территория Северной Осетии и Ингушетии входила в состав Горской АССР. В 1924 году Горская АССР была упразднена и разделена на автономные области по национальному признаку. Территория нынешнего Пригородного района к востоку от Владикавказа входила в состав Ингушской автономной области (ещё во времена Горской АССР, с 1922 года) и была заселена в основном, ингушами. С 15 января 1934 года Чеченская автономная область и Ингушская автономная область были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, в 1937 году преобразованную в Чечено-Ингушскую АССР (ЧИАССР).

7 марта 1944 года, после депортации чеченцев и ингушей в Казахстан и Сибирь, район был передан Северо-Осетинской АССР и заселён осетинами. В значительной степени это были осетины, насильно выселенные из Казбегкского района , переданного Грузии. 24 ноября 1956 году президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, но в несколько иных границах - Пригородный район остался в составе Северной Осетии. В качестве «компенсации» в состав ЧИАССР были включены два района Ставропольского края - Наурский и Шелковской, которые ныне входят в состав Чеченской Республики.

В 1963 году руководство Северо-Осетинской АССР частично изменило границы района, исключив из него часть посёлков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека (ныне бо́льшая часть района к западу от Владикавказа, бывший Орджоникидзевский район). Идеи «возвращения земель» и «восстановления исторической справедливости» были популярны среди ингушей со времён возвращения из депортации. В 1972 году группа активистов ингушского национального движения направила в ЦК КПСС письмо “О судьбе ингушского народа”, в котором поставила вопрос о возвращении Пригородного района и о восстановлении ингушской автономии . Однако открыто требования вернуть Пригородный район впервые прозвучали 16-19 января 1973 года, во время открытых выступлений ингушской интеллигенции в городе Грозном .

В октябре 1981 года в Пригородном районе произошли столкновения между ингушами и осетинами, наиболее серьёзный из которых произошёл во Владикавказе . В 1982 году Совет Министров СССР издал постановление (№ 183) «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР». Это постановление применялось фактически только в отношении ингушей .

19 апреля 1991 года в одном из сёл Пригородного района между ингушами и североосетинской милицией вспыхнули столкновения, в результате чего погиб один человек и ещё несколько получили ранения . На следующий день Верховный Совет Северо-Осетинской АССР ввёл в Пригородном районе и Владикавказе чрезвычайное положение, которое регулярно продлевалось Верховным Советом России вплоть до осени 1992 года . Спустя несколько дней 26 апреля Верховный совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов» , предусматривавший, среди прочего, территориальную реабилитацию ингушей.

После распада СССР в 1991 году Чечено-Ингушская АССР прекратила своё существование - Чечня провозгласила независимость, а Ингушетия изъявила желания остаться в составе Российской Федерации. 4 июня 1992 года Верховный совет Российской Федерации принял закон «Об образовании Ингушской республики в составе РФ» без демаркации границ (границы до сих пор не определены).

2. Вооружённый конфликт

2.1. Предшествующие события

24 октября 1992 года в столице Ингушетии Назрани объединённая сессия трёх райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района Северной Осетии «выражая волю ингушского народа и в целях защиты своих родственников, проживающих в Северной Осетии» приняла противоречащее законодательству России решение

Это постановление возлагало руководство отрядами на отделы внутренних дел трёх районов Ингушетии; для обеспечения безопасности добровольцам и ингушам, проживающим в Пригородном районе, разрешалось «использование личного огнестрельного и другого оружия…» . В ответ Верховный Совет Северо-Осетинской ССР обратился с ультимативным требованием о разоружении ингушских отрядов и разблокировании всех населённых пунктов, угрожая в противном случае провести боевую операцию с использованием республиканской гвардии и отрядов народного ополчения.

26 октября 1992 года после ряда обсуждений Президиум Верховного Совета России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско осетинских вопросов. На следующий день в 12 часов по местному времени около 150 вооружённых ингушей блокировали пост внутренних войск у селения Карца в Северной Осетии, потребовав вывода российских военных с территории республики . В тот же день Верховный Совет Северной Осетии выдвинул ингушам ультиматум с требования снять до 12.00 29 октября блокаду с нескольких ведущих во Владикавказ дорог, иначе парламент введёт в республике чрезвычайное положение .

2.2. Боевые действия

Вечером 30 октября начался обстрел из крупнокалиберных пулемётов ингушских кварталов в сёлах Камбилеевка и Октябрьское . В ночь с 30 на 31 октября 1992 года в сёлах Дачное, Октябрьское, Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооружёнными формированиями. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции . В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские и югоосетинские добровольцы с одной стороны - и ингушские вооружённые формирования (в том числе - пришедшие сюда из Ингушетии) с другой стороны, а затем - подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ.

1 ноября президент России Борис Ельцин ввёл в зону конфликта войска. В Северной Осетии и в Ингушетии была создана временная администрация. 2 ноября президент России издал указ «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики» . После того, как российские военные развели противоборствующие стороны, в Пригородном районе и Владикавказе начались массовые убийства и захват в заложники ингушей .

Обе стороны по-разному трактуют вооружённые столкновения 1992 года. В материалах XVIII сессии Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от ноября 1992 года и II съезда осетинского народа от мая 1993 года вооружённые столкновения были преподнесены как «заранее подготовленная, тщательно спланированная, технически оснащённая, поддержанная большей частью ингушского населения Северной Осетии вероломная агрессия бандитских формирований ингушей против суверенной Северо Осетинской ССР» . В своей книге «Рассказы по истории Северной Осетии» доктор исторических наук Р. Бзарова пишет:

«Ночью 31 октября 1992 года ингушские отряды вторглись на землю Северной Осетии. Ингуши начали войну, чтобы захватить часть Пригородного района. Пять дней продолжались бои в Пригородном районе и на окраинах Владикавказа. На защиту Осетии встали тысячи добровольцев. Люди разных национальностей вышли защищать свои дома, свою общую родину. Через перевал бросились на помощь закалённые в боях югоосетинские отряды. Враг был разбит и отброшен на свою территорию. Осетинский народ доказал всему миру своё единство и готовность защищать свою родину. Год Отечественной войны на Юге и Севере ещё раз показал, что главная цель самая короткая дорога к миру - объединение Осетии» .

В материалах Чрезвычайного Съезда ингушского народа, прошедшего в феврале 1993 года, и Постановлении Народного Собрания Республики Ингушетия конфликт был представлен как «насильственная депортация ингушского населения с территории Северной Осетии, этническая чистка Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии» .

2.3. Последствия

По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) . Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши, ещё более 64 тысяч ингушей покинули территорию Пригородного района , бежав от боевых действий в соседнюю Ингушетию. Спецкорреспонденты газеты Коммерсантъ, побывавшие в Северной Осетии, писали об увиденном:

Результатом же "разъединения" стал полностью вымерший и выжженный Пригородный район, из которого депортировано всё 30-тысячное ингушское население. Неподалеку от посёлка Алкун на горных тропах в Ингушетии мы видели поток ингушских беженцев из Северной Осетии, не прекращающийся со 2 ноября. Люди шли днями и ночами под снегопадом и дождём. Многие раздеты, лишь маленьких детей заворачивают в одеяла. Эту тропинку ингуши назвали "тропой смерти", на ней уже погибли, сорвавшись в ущелье, десятки женщин и детей, несколько десятков мирных жителей погибли от переохлаждения. Были случаи родов и выкидышей в горах. Помощь беженцам осуществляли на голом энтузиазме ингуши-соплеменники по другую сторону границы .

3. Ситуация после конфликта

За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Последнее из них было подписано после избрания Мурата Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году. Подписанные соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики». Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально-психологического климата для совместного проживания представителей двух народов.конфликты. Смешанные конфликты - таджикский, грузино-мингрельский... вооруженных конфликтов и их последствий (чеченский конфликт , осетино -ингушский конфликт )6. Нынешние конфликты имеют...

  • Межнациональный конфликт

    Реферат >> Социология

    Возникновения межнациональных конфликтов в России 2.2 Способы решения межнациональных конфликтов 1.1 Понятие межнационального конфликта . Конфликт - это... шагов российских властей по разрешению осетино -ингушского конфликта было создание властных структур в...

  • 14:28 — REGNUM В Ингушетии в эти дни вспоминают скорбную дату в истории народа — 25-летие осетино-ингушского конфликта. На мемориале памяти жертв осени 1992 года в Назрани утром, 30 октября, прошел митинг. В нем приняли участие представители органов власти, общественных и молодежных организаций, студенты и школьники, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе главы региона.

    Митинг завершился коллективной молитвой по погибшим. На мемориале установлены плиты с именами около 500 погибших во время вооруженного конфликта и более 190 пропавших без вести. Сегодня же в Пригородном районе в память о жертвах этих трагических событий будет открыт памятник «Дорога жизни», автором которого является народный художник России Мурат Полонкоев .

    Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров обратился к жителям республики с призывом не забывать горькие уроки истории и сделать все, чтобы у ингушского народа больше не было таких трагедий.

    «Мы понимаем, что этот конфликт не был нужен ни ингушскому, ни осетинскому народам, мы всегда жили в атмосфере взаимопонимания и дружбы. И сегодня мы отдаем дань глубокой памяти погибшим в трагические дни осени 1992 года, скорбим о тех, кто вопреки здравому смыслу стал жертвами бессмысленного вооруженного насилия», — написал ингушский лидер в обращении.

    Он отметил, что одна из самых скорбных дат в современной истории народа Ингушетии затронула судьбы многих тысяч людей. По словам Евкурова, «конфликт не нужен был в первую очередь простому народу, но непродуманная политика сделала свое грязное дело».

    Памятник, который открывается сегодня в Пригородном районе, будет напоминать всем ингушам о тех скорбных днях и о том, как удалось спасти большую часть населения от большой беды. Сунженскому району пришлось, по словам главы районной администрации Иссы Хашагульгова , принимать и размещать людей, бежавших через горы из зоны конфликта.

    «Длинной вереницей через Ассинское ущелье, по нехоженым тропам жители сёл Пригородного района спустились на равнинную часть Сунженского района. Для тысяч людей этот сложный и опасный путь оказался настоящей дорогой жизни», — приводит слова Хашагульгова интернет-газета «Ингушетия».

    Всего из мест постоянного проживания в Пригородном районе и столице Северной Осетии вынуждены были бежать более 60 тыс. человек. Для них в окрестностях предгорного села Алкун был разбит специальный лагерь. Беженцам помогали одеждой, продуктами питания, оказывали медицинскую помощь.

    Напомним, в октябре-ноябре 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии разразился осетино-ингушский конфликт. В течение октября 1992 года на территории района были убиты несколько представителей ингушей. На сессии трёх районных советов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района был принято решение о создании отрядов самообороны. Они должны были осуществлять охрану населённых пунктов Пригородного района Северной Осетии, где проживали ингуши, до тех пор, пока Ингушетии не будут переданы все отторгнутые во время репрессии ингушей в 1944 году земли.

    Однако Верховный Совет Северо-Осетинской ССР потребовал разоружения ингушских отрядов и разблокирования всех населённых пунктов. В противном случае депутаты пригрозили провести боевую операцию с использованием республиканской гвардии и отрядов народного ополчения. Противостояние накалялось, ни одна из сторон не хотела уступать, считая свои притязания на Пригородный район справедливыми.

    В результате вечером 30 октября начался обстрел из крупнокалиберных пулемётов ингушских кварталов в сёлах Камбилеевка и Октябрьское. В ночь на 31 октября столкновения между осетинскими и ингушскими вооружёнными формированиями произошли в этих селениях, а также в селах Дачное и Куртат.

    Активная фаза вооруженного конфликта происходила пять дней — до четвёртого ноября. 1 ноября в зону конфликта были введены войска. Президент РФ Борис Ельцин ввел на территории обеих республик чрезвычайное положение. В ходе противостояния погибло 608 человек (490 ингушей и 118 осетин), несколько десятков тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Большие разрушения были нанесены жилым строениям и предприятиям.