Расцвет Римской империи во II-м веке. Расцвет империи во II веке


2 в. называют «золотым веком» Римской империи. Это было время высшего расцвета рабовладельческой формации и в то же время начало общего кризиса. Италия постепенно теряет свое преимущественное положение, и, наоборот, многие провинции переживают расцвет. Восстанавливаются старые промышленные центры Вифинии, Пергама, Сирии. На новый уровень поднимается виноградарство в Эгейском бассейне, Галин и Западной Германии. В западных провинциях возникают новые центры производства металлических и керамических изделий. Паннония и Мезия становятся житницами империи, Испания - центром металлургии. Строятся новые города, возрастает их роль в экономической и культурной жизни римских провинций. Значительно расширяется район римской торговли. Устанавливаются торговые связи с Китаем, Индией, Цейлоном, Прибалтикой. Однако в сердце империи - Италии - продолжается спад экономики, обнаружившийся еще в 1 в. Пассивный баланс италийской торговли, кризис сельского хозяйства, обусловленный разорением мелких землевладельцев и низкой производительностью рабского труда, развитие колоната характеризуют не только упадок италийского хозяйства, но и начало общего кризиса рабовладельческого способа производства.
Во 2 в. Римской империей правит династия Антонинов (96-192 гг.). Императоры этой династии - Нерва (96-98 гг.), Траян (98-117 гг.), Адриан (117- 138 гг.), Антонин Пий (138-161 гг.), Марк Аврелий (161-180 гг.) - представляли интересы рабовладельческой верхушки всей империи и пользовались активной поддержкой сената. Рецидив террористического режима имел место только при Коммоде (180-192 гг.), который правил уже в обстановке кризиса и глубоких внутренних потрясений. Антонины проводят политику поддержки средних и мелких землевладельцев путем организации дешевого кредита, создания алиментарного фонда и т. д. Законами Траяна и Марка Аврелия сенаторская знать обязывалась часть своих средств вкладывать в сельское хозяйство. Все эти меры имели паллиативный характер, и Траян для смягчения кризиса становится на путь активной завоевательной политики. Завоевание Дакии, превращение Армении в римскую провинцию, успешная война с Парфией привели к максимальному территориальному развитию империи. Однако преемнику Траяна Адриану пришлось отказаться от некоторых завоеваний Траяна и обратить все внимание на укрепление границ, ибо сохранение огромной римской державы требовало колоссального напряжения сил, на которое империя была уже неспособна. Адриан вынужден был провести частичное сложение недоимок и значительно расширить алиментарную систему. Одновременно шло дальнейшее формирование бюрократического аппарата и упорядочение судопроизводства. Адриан уделял большое внимание управлению провинциями. Он щедро субсидировал городское строительство в провинциях, представляя отдельным городам римские гражданские права, что способствовало оживлению их экономической и культурной жизни. Особой милостью пользовались греческие города. Адриан называл себя поклонником греческой культуры. При нем в среде эллинской аристократии распространяется движение «панэллинизма», которое император использовал для сближения с эллинизованными элементами восточных провинций. Политика Антонинов отвечала интересам рабовладельческой верхушки, способствовала укреплению империи и развитию провинций. При Антонине Пие еще наблюдается процветание провинций, но в правление последних Антонинов - Марка Аврелия и Коммода - внешнеполитическое и внутреннее положение империи резко ухудшается. Причиной этого послужили неудачная война с Парфией, эпидемия чумы, неурожай, восстания в провинциях, натиск на границы Римской империи соседних народов. К концу 2 в., когда во внутренней жизни империи уже явственно ощущается кризис рабовладельческой системы, начинается новый этап во взаимоотношениях Рима с соседними племенами. Ценой тяжелых жертв империя сдержала напор германских, фракийских, сарматских племен, но в то же время она вынуждена была пойти на уступки. Все больше «варваров» становится солдатами и земледельцами империи. Общая участь сближает их с римскими рабами, колонами, мелкими земледельцами, поднимающимися против имперской знати и рабовладельческого государства.
Культурная жизнь империи во 2 в. отмечена чертами, характерными и для экономического и политического развития. По мере объединения рабовладельческой верхушки Средиземноморья складывается единая эллинистическо-римская культура, впитавшая в себя элементы провинциальных культур. Творчество поздних стоиков (Марка Аврелия, Эпиктета) проникнуто духом пессимизма и безнадежности. Все большее распространение получает христианство, особенно в восточных провинциях. Во многих областях культуры наблюдаются архаизирующие тенденции, стремление подражать старым образцам в искусстве и литературе.
Римское искусство 2 в. н. э. проходит в своем развитии два этапа: один, связанный с подъемом империи в первой половине столетия, другой, обусловленный надвигающимся кризисом рабовладельческого общества.
В первом этапе при императорах Траяне и Адриане в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, во втором этапе строительство в столице резко сокращается; мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде. Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи во 2 в. н. э.

Форум Траяна. Во времена Траяна в Риме работает крупнейший архитектор Аполлодор Дамасский - наиболее значительный представитель римской архитектуры. Аполлодором Дамасским был воздвигнут самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима - форум Траяна. В отличие от более ранних форумов, форум Траяна состоял из нескольких частей. Входом в него служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор. По сторонам его за сквозными колоннадами находились два мощные полукружия. К правому от входа полукружию площади примыкал рынок с пятиэтажными торговыми зданиями, руины которых сохранились до нашего времени.
Следующим компонентом форума Траяна была пятинефная базилика Ульпия - крупнейшая базилика Древнего Рима.
За базиликой, по главной оси форума, располагался небольшой перистильный двор, в центре которого находилась мемориальная колонна Траяна, построенная из мрамора, с рельефной лентой, идущей по спирали. По сторонам колонны располагались две библиотеки - греческой и латинской литературы, с крыш которых можно было рассматривать рельефы на верху колонны. За двором с колонной Траяна находился другой двор, завершавшийся храмом Траяна. Форум Траяна выделялся не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки.

План форумов в Риме:
1 – форум Юлия Цезаря; 2 – форум Августа; 3 – форум Нервы; 4 – форум Траяна

Пантеон. К 125 г. н. э. относится связанное с именем Аполлодора Дамасского крупнейшее сооружение римского зодчества - Пантеон (храм всех богов). Пантеон был перестроен из круглого нимфеума-бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический корпус перекрыт большим сферическим куполом. Диаметр ротонды (43 м) почти равен высоте храма, так что купол представляет собой точную полусферу. Благодаря таким пропорциям достигнута особая гармония архитектурного образа. Пантеон так же, как и другие римские сооружения, был построен из обожженного кирпича и бетона. Внутри Пантеон был украшен полихромными мраморами. Купол Пантеона по своим размерам не имеет себе равных в античной архитектуре.

Пантеон. План

Аполлодор Дамасский построил также мост через Дунай и большую гавань Траяна в городе Остии, служившем морским портом города Рима.
Храм Венеры и Ромы. В период правления Адриана создается также значительное количество крупных сооружений. В ряде зданий этого времени обнаруживается сильное воздействие греко-эллинистической архитектуры, связанное с именем самого императора Адриана, пытавшегося выступать в качестве архитектора. По его проекту, в частности, был сооружен один из крупнейших храмов Рима - храм Венеры и Ромы, находящийся рядом с Колизеем. Композиция этого храма, построенного по типу периптера и окруженного с четырех сторон колонными портиками, напоминает аналогичные композиции эпохи эллинизма.
Интересным архитектурным комплексом является вилла Адриана в Тиволи. Большой парк, включавший многочисленные декоративные парковые сооружения, расположен на плоских холмах. Планировка была асимметрична, она отличалась исключительной живописностью и своеобразием построения.
Крупнейшим надгробным сооружением Рима является мавзолей Адриана - грандиозный, круглый в плане, стоявший на высоком прямоугольном основании. Здание имело конусообразное завершение и было увенчано скульптурной группой.
Инсулы. На протяжении 2 в. Рим заполнился сотнями многочисленных жилых домов доходного типа (инсулами). Дома эти отличались крайне упрощенной планировкой. Они состояли из многочисленных, совершенно одинаковых жилых помещений, объединенных длинными коридорами. Примитивной и весьма непрочной была также конструкция этих зданий.

Иллюстрации к разделу

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…

Христовы апостолы



Иудейская война (68-72 гг.)

В последние годы жизни Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Это восстание описано иудейским историком Иосифом Флавием, бывшим очевидцем всех событий и назвавшим это восстание "Иудейской войной". Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного Нероном римским прокуратором Иудеи. Большую роль в возникновении этого восстания сыграли так называемые "зилоты". Слово "Зилот" буквально означает "ревнитель". Зилоты - это иудейская религиозно-политическая партия, которая уничтожала всех отступников от веры. Во времена римского владычества зилоты убивали из-за угла римских солдат и офицеров. Этими своими действиями они снискали себе сочувствие многих евреев, которые видели в них людей, борющихся против ненавистного римского ига.



Во главе восстания встал первосвященник Анна. Римские войска в Иудее были бессильны подавить восстание. Нерон поручил римскому представителю в Сирии Цестию Галлу двинуться с военным отрядом к Иерусалиму для подавления восстания, но, не доходя до Иерусалима, отряд Галла был разбит еврейскими повстанцами. В то же время зилоты убили первосвященника Анну, обвинив его в мягкости по отношению к римлянам, и установили в Иерусалиме террористическое управление. Жертвами террора зилотов становились не столько римляне, сколько евреи, обвиняемые в расположении к римлянам.

Нерон поручил Веспасиану из Антиохии с римскими войсками идти в Иудею для подавления восстания. Отец Веспасиана был сборщиком податей в Азии. При императоре Калигуле Веспасиан был римским представителем во Фракии, при императоре Клавдии служил в Британии, а при Нероне был назначен наместником в Африке. И вот теперь Нерон поручает ему отправиться в Антиохию, собрать там войска и двинуться на возмутившуюся Иудею. В течение двух лет Веспасиан покорил всю Иудею, разбив повстанческие отряды. Но Иерусалим, из которого изгнаны были все римляне, он взять не смог.

В это время в нескольких местах Римской империи представители Рима организовали заговор против Нерона. Узнав, что сенат и гвардия его больше не поддерживают и что над ним готовится расправа, Нерон покончил жизнь самоубийством. Императором был провозглашен Гальба, бывший до этого римским представителем в Испании. Однако Гальба так и не успел занять престол в Риме, он был убит. Престол захватил один из приближенных Нерона - Отон. Но и Отон, едва став императором, подозрительно быстро умер. Веспасиан, находясь в Иудее, присягнул сначала Гальбе, а затем и Отону. После смерти Отона римские войска в Египте провозгласили Веспасиана императором.

Поручив осаду Иерусалима своему сыну Титу, Веспасиан торжественно вошёл в Рим, а в это время его сын Тит в Иудее расправлялся с Иерусалимом. Это было в 70 году.

Несколько слов скажем о Тите. Тит воспитывался при дворе императоров Клавдия и Нерона. Военную карьеру начал в Германии, а затем продолжал ее в Британии. Когда Веспасиан отправился на подавление восстания в Иудее, он взял сына своего Тита, поручив ему командование легионом. С отъездом Веспасиана из Иудеи Тит стал главнокомандующим римскими войсками в Иудее. Восставший Иерусалим упорно защищался. Тит начал блокаду города. Все дороги из Иерусалима были перерезаны, он решил взять город измором.

Личная переписка тиранов

Очень интересна переписка императора Траяна с римским писателем Плинием-младшим. Было два писателя с именем Плиний: Плиний-старший и его племянник Плиний-младший. В ПО году многие христиане были представлены на суд Плинию-младшему, который был в то время римским наместником Вифинии и Понта.

Остановим наше внимание на письме Плиния Траяну и на ответе Траяна. Плиний пишет: "Будь здоров! Я приобрел обыкновение обо всех вещах, которые мне кажутся почему-либо сомнительными, излагать тебе, ибо кто может лучше направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом... Между тем с такими, которых ко мне приводили, как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их - христиане ли они? Если они признавали себя виновными, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и третий раз. В случае, если они упорно держались своего первого ответа, то предавал их казни... Недавно мне было доставлено анонимное обвинительное письмо, которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал, и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа - ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за лучшее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, а потом снова отрекались. О своей прежней религии - преступление ли она или заблуждение они сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу, как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога. Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они участвуют сообща, без всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более на наблюдается. После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследования применить пытку к двум женщинам, о которых было сказано, что они диакониссы; но, кроме злого и преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом. Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обвиняться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; несмотря на это, мне кажется, его можно прекратить".

На это письмо Плиния Траян ответил так: "Что касается твоего поступка относительно христиан, ты действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло бы быть применено ко всем случаям. Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако с тем условием, что каждому, кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, давать помилование ради его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в каком случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался бы с основными правилами нашего века".

Эти два письма красноречиво говорят о положении христиан в конце апостольского века и начале второго века.

Апостольские ученики

Кто же из христиан в это время были столпами христианской церкви? После смерти апостолов руководящее положение в христианстве заняли их преемники, их непосредственные ученики. Таковыми были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они лично слышали наставления апостолов, с ними вместе трудились и были с ними в близких дружеских отношениях. Именно им надлежало после смерти апостолов высоко поднять христианское знамя, обагренное Голгофской Кровью Иисуса Христа, Вкратце познакомимся с каждым из них в отдельности.

Климент был по происхождению римлянин. Ко Христу он был обращен апостолом Петром, затем сотрудничал в деле проповеди Евангелия с апостолом Павлом. Обращаясь к служителю Филиппийской церкви, апостол Павел упоминает о Клименте: "Прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни" (Филип. 4,3). С 92 года Климент стоял во главе римской общины, являясь в то же время и епископом, то есть наблюдателем за рядом общин. Императором Траяном он был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где и умерщвлен в 103 году. Перу Климента принадлежит ряд посланий. По примеру апостола Павла, он писал послания к Коринфянам. Известны его два послания к Коринфянам. Клименту приписывается ещё ряд произведений, однако точно не установлено, что они написаны именно им.

Поликарп родился около 80 года. Юношей он обратился ко Христу через свидетельство апостола Иоанна и в последние два года жизни апостола неотлучно находился при нём. Перед самой своей смертью апостол Иоанн поставил Поликарпа во главе Смирнской общины. Но деятельность Поликарпа не ограничивалась только Смирной: он писал свои послания во все соседние церкви, утверждая их в вере. Его считали вождём всей Азии в христианстве. Умер он мученической смертью примерно в 166 году.

Игнатий был учеником апостолов, трудился в основном в Антиохии. Мученически умер за Христа в 107 году. Перед казнью с ним лично беседовал император Траян. Перу Игнатия принадлежит ряд посланий, направленных главным образом против иудействующих христиан.

Варнава - еврей по национальности, родом с острова Кипра. До своего обращения ко Христу был левитом (служителем Иерусалимского храма). Вместе с апостолом Павлом совершал благовестническое путешествие, но впоследствии разошёлся с ним. Много трудился на острове Кипре в деле проповеди Евангелия, где и был побит камнями иудейскими фанатиками.

Гонения в Галлии

Во втором веке сильное гонение на христиан было в Галлии (Франции). Оно началось в 177 году и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин; который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов.

Исключительную стойкость проявила девушка-рабыня по имени Бландина. Она уверовала во Христа через свою хозяйку. Бландина была завернута в красную сеть и брошена быку, который бодал ее рогами. Затем один солдат добил ее копьем.

Языческий Философ Цельс

Во втором веке в борьбе с христианством подвизался языческий философ Цельс. Он решил своим пером нанести сокрушительный удар по христианству. Цельс по своим философским воззрениям был эпикурейцем, то есть последователем Эпикура, который учил, что не следует сдерживать своих желаний и что от жизни надо брать все, что только возможно взять.

В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанное около 150 года, Цельс собрал все, что говорили язычники в опровержение христианства. Но он пошел еще дальше, утверждая, что Христос научился чародейству в Египте, и Своим волшебством сумел привлечь к Себе много людей, которым внушил, что Он рожден от девы. По словам Цельса, Христос со своими учениками вел жалкую, беглую жизнь и, наконец, будучи преданным одним из Своих последователей, принял постыдную смерть. Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как произведение иудейства.

Цельс старался опровергнуть и все основные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он также не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, ибо не видел себя грешником.

Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса.

Несмотря ни на гонения, ни на старания Цельса, христианство во втором веке продолжало распространяться. Многие люди осознали себя грешниками и верой приняли Христа как Спасителя.

И Христос давал таким людям радость спасения и утешения в скорбях.

Лжеучения во II веке

Необходимо остановиться также и на лжеучениях, которые имели место среди христиан во втором веке. Ещё в апостольский период среди учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею: "Слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2,17-18).

Гностицизм

В конце апостольского века, ещё при жизни апостола Иоанна появилось учение гностиков. Слово "гностики" означает "знающие". Гностики уверяли, что только они имеют истинное знание. Против гностицизма было направлено первое послание апостола Иоанна. Во втором веке количество гностиков умножилось, и они усиленно пытались сеять свое лжеучение во всех христианских общинах.

Гностики были настолько далеки от христианства, что о них не следует говорить, как о каком-то течении в христианстве. Это было совершенно чуждое Евангелию учение. Мы говорим о гностиках лишь потому, что они в свое лжеучение вводили имя Христа, и потому, что они свое лжеучение усиленно пытались сеять в христианских общинах. Гностицизм - это, пожалуй, даже не извращение христианства, а введение некоторых христианских элементов в совершенно чуждое учение.

Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был воплощенным Богом, а лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Причем, здесь гностики расходились во мнениях. Одни из них говорили, что Иисус был простым смертным человеком; другие говорили, что Иисус Христос не был человеком; тело, которым Он был облечен, было лишь призраком, и все Его действия были только кажущиеся.

Культ Симона-волхва

Предшественником гностицизма считается Симон-волхв, о котором мы читаем в Священном Писании: "Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самаринский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря:дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8,9-23). Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики.

Иустин-философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (где раньше жил Симон) поклонялись ему, как богу. Культ Симона вскоре пал, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго ещё пыталось вторгаться в христианские общины.

Керинф - вождь гностицизма

Одним из вождей гностицизма был некий Керинф, родом из Иудеи, получивший образование в Александрии, живший в Ефесе, где он виделся с апостолом Иоанном в последние годы его жизни. Учение Керинфа представляло из себя одну из разновидностей гностицизма. Христос изображался им как обыкновенный человек, родившийся, как рождаются все люди. От прочих гностиков Керинф отличался лишь тем, что не считал материю злой силой и допускал мысль о воскресении тел.

Лекция 2. Христиане в конце первого века и во втором веке

Святое Евангелие - первоисточник жизнедеятельности Христа и Его последователей.

Мы, христиане, являемся последователями Христа, мы верим в Него как в Бога, приходившего в мир в человеческом образе; во Христе мы видим фундамент, на котором зиждется церковь Христова, в Нем мы видим божественного Основателя и Строителя Церкви. Евангелия дают нам яркий образ Христа, в них запечатлены Его слова и дела.

Христовы апостолы

Христа во время Его проповеди Евангелия окружали двенадцать ближайших учеников: Петр (Симон), его брат Андрей, Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы), Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот (Мр.3,14-19; Деян. 1,13-14). После предательства Иуды Искариота, вместо него в число апостолов, т.е. посланников Христа, был доизбран Матфий. Задача апостолов состояла в том, чтобы после смерти, воскресения и вознесения с земли Христа под водительством Духа Святого продолжить дело проповеди Евангелия.

Но помимо этих двенадцати апостолов у Христа есть еще совершенно особый апостол, который уверовал во Христа уже после Его вознесения с земли. Это Савл, бывший до своего обращения ко Христу страшным гонителем христиан. В историю христианства он вошел под именем апостола Павла. Руководимый Духом Святым, он с проповедью Евангелия обошел почти весь тогдашний человеческий мир. От его проповеди о Христе возникли первые христианские общины во многих частях древнего мира.

Апостолы Христовы, в том числе и апостол Павел, жизнью своей и смертью своей засвидетельствовали свою верность Христу. Поскольку земная жизнь Христа и деяния Его апостолов запечатлены на страницах Нового Завета и поскольку в программу наших Библейских курсов Новый Завет входит отдельными предметом, мы при изучении истории христианства не будем останавливаться на земной жизни Христа и деянии Его апостолов, а прямо начнем с конца апостольского века.

Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей

Нелегко жилось христианам в 60-х годах первого века на всей территории Римской империи, то есть во всем тогдашнем мире. В Иудее, входившей в состав Римской империи, христиан притесняли иудейские фанатики, которые никак не могли допустить мысль, что Иисус, так позорно распятый римлянами на кресте, был тем Самым Мессией, о Котором писали все пророки.

Последователи Христа в Иерусалиме и других местах иудеи испытывали на себе ненависть ревнителей иудейской религии. Для христиан из евреев уже потеряли значение жертвоприношения, совершавшиеся в Иерусалимском храме, ибо они уверовали во Христа, прообразом Голгофской жертвы Которого и были все эти жертвоприношения. Христиане уже не нуждались в прообразах, поскольку явился Сам Образ. Ревнители иудейской религии смотрели на христиан, как на отступников от веры отцов.

В языческих странах, то есть во всех остальных частях Римской империи, христиане также были у всех бельмом на глазу. Их ненавидели за то, что они не чтили языческих богов. В этом отношении язычники одинаково смотрели и на христиан и на евреев - представителей иудейской религии, которые тоже не чтили языческих богов, а поклонялись единому Богу. Но чем дальше, тем язычники все больше и больше видели разницу между христианами и иудеями. Иудейскую религию исповедовали главным образом евреи, а в христианских общинах были и римляне, и греки, и евреи, и представители многих народностей. В этом римские власти усматривали большую опасность, ибо они стремились не к соединению, а к разобщению покоренных народов. Да кроме того, христиане считали Богом Иисуса, распятого римлянами.

с большим количеством мелких деталей. Материал расположен в силу этого не хронологически, а по «категориям явлений», т. е. по определенной схеме, охватывающей различные стороны государственной деятельности и частной жизни изображаемого лица. Историко-антикварный интерес преобладает у Светония над художественным. Оба названные произведения составлены по-латыни, но Светоний писал трактаты и на греческом языке.

Правление Адриана было поворотным! и в том отношении, что империя отказывается от политики систематических завоеваний и переходит на состояние обороны. Наступает период относительного внутреннего спокойствия, отсутствия больших задач, бюрократической тишины в управлении; общественная самодеятельность ограничивается благотворительностью и взаимопомощью в местных масштабах. Возрастает уважение к частной добропорядочности и семейным привязанностям, но культурные интересы при этом мельчают. Немногочисленные остатки поэзии II в. свидетельствуют о тяге к простому и безыскусственному содержанию, к выражению обыденных чувств и описанию обыденных предметов. Патетического тона, характерного для I в., здесь уже нет, но наблюдается искание вычурной формы, с усложненными размерами, напоминающими неотериков, и стиховыми кунстштюками.

Как и в греческой литературе этого времени, в Риме развивается архаизм, любование стариной, антикварный и стилистический интерес к памятникам ранней римской литературы доцицероновского периода. Архаистические вкусы спорадически встречались и в I в., но со II в. они входят в моду. Император Адриан предпочитал Катона и Энния Цицерону и Вергилию. Лидер архаистов II в. - ретор Фронтон (около 100 - 175 гг.), учитель Марка Аврелия. Малосодержательность творчества этого автора, пользовавшегося высоким уважением у современников, показательна для культурного уровня римской верхушки. Подобно греческим «софистам», он сочиняет речи на всевозможные темы, серьезные и шутливые, вплоть до похвалы дыму и пыли. Среди его произведений сохранилась довольно обширная переписка с Марком Аврелием. Учитель и ученик обмениваются заверениями в привязанности, сообщают друг другу о мелких событиях дня и беседуют по вопросам стиля. Других общих интересов у них нет. Когда воспитанник увлекся философией, учитель не может скрыть своего глубокого огорчения. Стиль, реторическое искусство превыше всего для Фронтона. В поисках силы и конкретности выражения он обращается к лексическому богатству еще не фиксированного литературного языка старинных писателей. У Катона, Энния, Плавта, в ателланах, у архаистов Лукреция и Саллюстия он находит те «неожиданные», «народные и забытые» слова, которые придают речи «архаический колорит». Цицерон удовлетворяет его уже в гораздо меньшей мере; к Сенеке и Лукану он относится резко отрицательно. Вводя в литературный язык старинные слова, Фронтон создает вычурное смешение стилей разных эпох, которым он чрезвычайно гордится.

Любопытный памятник архаизма II в. - «Аттические ночи» Авла Геллия. В этот период иссякания творческих сил античного общества мы все чаще начинаем встречаться со всевозможными «сокращениями» более ранних трудов и с сборниками выписок. Такой сборник выписок на разные темы из греческих и римских писа-

101
Траян начинает войну против даков (с 101 по 106 г.), с дакским царем Децебалом. Дакия завоевана и превращена в римскую провинцию.

102.01.
Децебал сдается Траяну (январь).

105
Возобновление войны против Децебала.

106
Захват Сармизегетузы в Дакии. Самоубийство Децебала. Дакия объявляется римской провинцией.

106
Рим завоевал Набатейское царство (домусульманское арабское государство, занимавшее территорию совр. Иордании). Присоединение Аравии. В этом районе образованы провинции Аравия, Адиабены и Ктесифона (территория совр. Ирака).

109
Траян посвящает памятник Марсу Мстителю в Адам-Клисси, символизирующий окончательную победу над даками.

111
Плиний Младший послан управлять Вифинией.

112
Открытие Форума Траяна (январь).

114
Присоединение Армении и Месопотамии. Образована римская провинция Армения

114
Началась война с Парфией (с 114 по 117 г.).

115
Образованы римские провинции Месопотамия и Ассирия.

115
Захват Ктесифона.

116
Восстание иудеев против Рима в Киренаике и во вновь образованных провинциях. Восстание иудеев распространяется на Египет и на Кипр

117
Смерть Траяна в Киликии; Началось правление императора Адриана (с 117 по 138 г.). Введены законы, ограничивающие власть господ над рабами.

117
Родился Элий Аристид, философ-софист.

122
Адриан в Британии. Второе восстание мооров.

124
Адриан в Малой Азии.

129
Адриан в Афинах. В Пергаме родился Гален.

130
Элия Капитолийская основана на месте Иерусалима.

132
Началось иудейское восстание против римского владычества (с 132 по 135 г.). восстание Бар-Кохбы. Подавлено римским полководцем Юнием Севером.

134
Вторжение аланов в Парфию.

135
Окончательная победа Адриана над иудеями и последовавшая реорганизация Сирии Палестинской.

136
Адриан усыновляет Л. Элия под именем Цезаря.

138.07.10
Умер Адриан (10 июля). Восшествие на престол Антонина Пия (с 138 по 161 г.).

138
Введены законы, карающие господ за убийство рабов, предписывающие принудительную продажу рабов чрезмерно жестоких хозяев. Император единодушен с сенатом.

138\9
Лоллий Урбик наносит поражение бригантам.

139
Освящение мавзолея Адриана.

140
Первое консульство Марка Аврелия.

143
Герод Аттик и Фронтон, воспитатели Марка,- консулы.

145
Освящение храма Божественного Адриана. М. Аврелий сочетается браком с Фаустиной, дочерью Пия.

148
900-летняя годовщина основания г, Рима.

152
Восстановление мира в Мавритании Цезарейской и Тингитане.

157\8
Военные действия против племен даков.

159
Дакия разделена на три провинции.

160
Марк Аврелий и Л. Вер назначены на должности консулов. Подавление восстаний в Африке.

161
Началось правление императора Марка Аврелия (с 161 по 180 г.), писателя и философа. Первоначально правил совместно с Луцием Вером.

161
Л. Веру пожалован титул августа.

162
Парфия объявляет войну Риму и вторгается в Армению. Началась война с Парфией (с 161 по 166 г.). Восстановлен протекторат над Арменией.

162
Л. Вер спешно отправляется из Рима на Восток.

163
Отвоевание Армении.

164
Поражение парфян и разрушение Селевкии и Ктесифона.

165
Чума распространяется из Селевкии в Малую Азию, Египет, Италию и на Рейн.

166
Победы римлян в Мидии. Л. Вер возвращается в Се- верную Италию. Марк Аврелий и Л Вер празднуют совместный триумф (12 октября).

167
Чума в Риме.

167
Начало войны в Верхней Паннонии - Маркоманские войны (с 167 по 180 г.). Вторжение в Северную Италию. Вторжения в северные провинции соседних племен.

168
Марк Аврелий и Л. Вер одерживают победы над германцами.

169
Умер Л. Вер (январь). Война против германцев и сарматов (продолжается до 175 г.).

172
Восстание крестьян ("буколов" - подневольных пастухов) в Египте.

173
Восстание в Египте.

174
Марк Аврелий начинает сочинять "Размышления".

175.04.
Восстания Авидия Кассия, наместника в Сирии (апрель).

175.07.
Кассий убит (июль). М. Аврелий и его сын Коммод отправляются на Восток.

177
Консульство Коммода, который получает имя Августа. Победа римлян над мавританцами.

178
Волнения маркоманнов и других племен на Дунае. Марк Аврелий и Коммод отправляются на север (3 августа).

180
Восшествие на престол Коммода, Умиротворение даков, квадов, язигов, вандалов.

180
Переннис - префект преторианской гвардии.

182
Заговор Луциллы, сестры Коммода; казнь Луциллы и Криспины.

182
Мятеж британских легионов.

185
Начались волнения в Северной Италии (с 185 по 187 г.), Галлии, Испании, Дунайских областях, Африке, Египте.

185
Переннис казнен; Клеандр - префект преторианцев.

186
Пертинакс подавляет бунты армий в Британии.

186
Началось правление императора Коммода (с 186 по 192 г.), старшего сына Марка Аврелия и его соправителя со 176 г. Политика Коммода вызвала недовольство сената.

188
Римляне наносят поражение восставшим в Германии,

190
Отстранение и казнь Клеандра. Пертинакс подавляет волнения в Африке.

192
После убийства Коммода началась (с 192 по 197 г.) гражданская война между ставленниками западной армии - Клодием Альбином, иллирийской армии - Септием Севером, восточной армии - Песценнием Нигером.

193.01.01
Пертинакс провозглашен императором (1 января). В ходе гражданской войны в 193 году императорами провозглашались Гельвий Пертикс (в 193 г), Дидий Юлиан (в 193 г.), Клодий Альбин (с 193 по 197 г.), Песцений Нигер (с 193 по 194 г.).

193.06.01
Восшествие на престол Септимия Севера(с 193 по 211 г.), основавший династию Северов (с 193 по 235 г.), создавший военно-бюрократическую монархию. Борьба с сенатом.;

193
Север возводит Д. Клодия Альбина, наместника в Британии, в ранг цезаря и выступает против Р. Песцения Нигера, наместника в Сирии, провозглашенного императором сирийскими легионами.

193
Начало осады Византия.

194
Север побеждает Нигера на равнине у Исса; Нигер умирает в Антиохии. Север форсирует Евфрат.

194
Началась война с Парфией (с 194 по 198 г.).

195
Каракалла, сын. Севера, провозглашен цезарем. Падение Византии.

197
Каракалла провозглашен августом вместе с Севером. Поражение Альбина около Лиона (19 февраля) и его последовавшее самоубийство. Раздел Британии на две провинции. Север возвращается в Рим (июнь). Возобновление Севером войны на Востоке, которая завершается через два года. "Апологетик" Тертуллиана.

197
Репрессии против сенаторов, массовые земельные конфискации в провинциях, реформа в армии.

199-200
Север в Египте.