Петр 1 личность воспитание образование. Петр первый как личность и государственный деятель

В истории Российского государства было много самых разных правителей: великих дипломатов, замечательных стратегов и гениальных полководцев. Но только один из них сочетал в себе все эти качества - Петр Великий. Его называли гениальным реформатором, сумасшедшим, хулиганом и Антихристом. Как формировалась личность царя Петра, какие факторы повлияли на это?

Необычный царь

Петр Алексеевич Романов сильно отличался от своих предшественников. Несомненно, между ними была глубокая наследственная связь. Но все правители России были хозяевами, которые трепетно оберегали богатство страны для себя и использовали для работы чужие руки. А сын Алексея Михайловича был царем-тружеником в прямом смысле этого слова. Четырнадцать профессий, которыми владел царь Петр Великий - это не красивая сказка, а правда.

Характер первого русского императора

Петр Первый обладал сложным и противоречивым характером. Живость, неуемную любознательность и бойкость мысли он унаследовал по материнской линии. В детстве он был смышленым и красивым мальчиком, сильно отличавшимся от своего соправителя, брата Ивана.

Главными чертами характера Петра были вспыльчивость, порывистость, впечатлительность и недоверчивость. Когда он не мог доходчиво что-то объяснить, то легко впадал в ярость. В таком состоянии он нередко хватался за трость. К слову сказать, отходил царь быстро и уже через несколько минут мог простить провинившегося. Но его простота была обманчивой. Петр Первый просил обращаться к нему без титула, но в случае явного неповиновения приговор был скорым и жестоким.

Как формировалась личность царя Петра Великого? Благодаря чему он так сильно отличался от остальных правителей России? Ответ надо искать в самых ранних годах маленького царевича.

Детство Петра Первого

О том, где родился будущий первый русский император, неизвестно. Называют несколько предполагаемых мест, но точных данных у исследователей нет.

Пытаясь понять, как формировалась личность царя Петра Великого, нужно обратиться сначала к его родителям - тем, кто оказывал непосредственное влияние на него с самого рождения.

В 4 года он лишился отца, который его очень любил. Алексей Михайлович, одаривая сына игрушечными солдатиками и пистолями, зародил в ребенке первый интерес к оружию и военному делу. По свидетельству современников царя, в детстве он не интересовался никакими другими игрушками и забавами, кроме военных.

Отец, желая дать малолетнему сыну правильное военное обучение, приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. Так и вышло, что военному делу Петр Первый начал обучаться раньше, чем грамоте. Было малолетнему наследнику тогда 4 года. Знакомство с грамотой началось для него в пятилетнем возрасте.

Обучение по церковным книгам для живого и непоседливого ребенка было настоящей мукой, поэтому Никита Зотов, учитель малолетнего царя, обучал его и по популярным тогда «потешным» книгам с картинками. Много внимания наставник Петра уделял изучению военной истории России, рассказывая о князя Владимира и

До десяти лет царевич спокойно и беззаботно жил с матерью под Москвой, в селе Преображенском. Здесь для него было построено земляное укрепление с пушками, где он со своим «потешным» войском, набранным из сверстников, мог заниматься военным делом, играя во взятие крепости.

Детство Петра Первого не было безоблачным. свидетелем которого был малолетний Петр, не мог не оставить отпечатка на психике ребенка, став причиной нервного расстройства будущего императора. Из-за этого лицо царя в минуты сильного волнения искажали судороги.

После прихода к власти сестры Софьи его вновь отправили в Преображенское. Зотова от него удалили, и молодой наследник был предоставлен сам себе. Другого праздный образ жизни бы испортил, но цельная и деятельная натура Петра не дала убить любознательность и желание узнавать новое. Сам он впоследствии говорил, что ему очень не хватает знаний, не полученных в детстве.

Царь Петр Алексеевич учился до самой смерти. В 14 лет он узнал об астролябии и поручил привезти ему ее из Франции. Затем он нашел голландца, который смог в общих чертах показать, как обращаться с прибором. Талантливому юноше этого было достаточно, чтобы дальше разобраться самому. Так было всегда. Увидев или узнав о чем-то неизвестном для него, царь тут же загорался идеей изучить новое дело и не успокаивался, пока не становился его знатоком. Так, увидев заброшенный бот, он выучился плавать на нем и даже заложил собственную верфь.

Окружение

Как формировалась личность царя Петра Алексеевича? Вопрос этот крайне интересен, учитывая тот факт, насколько сильно он отличался от своих предшественников. Окружение юного наследника сыграло огромную роль в воспитании тех качеств, которые были присущи Петру Великому. Ему повезло - сначала отец, а после его смерти старший брат Федор уделял много внимания воспитанию и обучению наследника престола. Учителя, Менезиус и позже приставленный к Петру дьяк Никита Моисеевич Зотов, зародили в нем тягу к знаниям и поддерживали интерес ко всему новому.

Сподвижниками и наиболее близкими для царя людьми были Франц Яковлевич Лефорт, Александр Данилович Меншиков, Павел Ягужинский, Яков Брюс.

Первый русский император - гениальный реформатор или самодур?

Судить о личности Петра Первого сложно. В нем тесно переплелись противоположные черты характера. Вспыльчивость, жестокость, мстительность соседствовали с трудолюбием, любознательностью, неуемной жаждой жизни, веселым нравом. Уникальность личности Петра Алексеевича заключалась в том, что он обладал сильной тягой к знаниям и огромной работоспособностью, при помощи которых стремился преобразить отсталую во всех отношениях Россию и сделать ее великой державой.

Детство Петра

Венчание Петра на царство

- "Хованщина"

Петр в Преображенском

Нововведения Петра

Петр – дипломат

    Заключение

1. Введение.

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

Огромную роль в российской истории сыграл царь Пётр I.

2. Личность Петра Великого.

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года Москва огласилась колокольными переливами, которые перемежались пушечными залпами с кремлевских башен - у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны, урожденной Нарышкиной, родился сын Петр. Бояре с опаской осмотрели младенца и, подивившись его длинному телу, вздохнули с облегчением: ребенок выглядел здоровым и жизнерадостным. Это особенно бросалось в глаза после взгляда на его сводных братьев Федора и Ивана, сыновей царя и первой жены Марии Милославской, которые с детства страдали тяжелыми врожденными недугами. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве.

Царь-отец, верный заветам Домостроя, никак особенно не выделял

младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери. Будущая царица Наталия Кирилловна воспитывалась в доме Артамона Матвеева, который являлся горячим сторонником реформ и поощрял всяческие новшества в быту. Достаточно сказать, что женой Матвеева стала Мария Гамильтон, бежавшая от преследований Кромвеля в Москву и принесшая традиции туманного Альбиона в свою русскую семью. Гости из Немецкой слободы, иноземные офицеры из полков "нового строя" и дьяки Посольского приказа с удовольствием посещали гостеприимных хозяев, где велись неторопливые разговоры о делах иностранных и военных. Только здесь можно было постоянно видеть театральные спектакли немецкой труппы, лишь тут женщины присутствовали за столом вместе с мужчинами. Неудивительно, что и после рождения сына царица постоянно бывала у Матвеевых. По ее просьбе Петру привозились иностранные игрушки - барабаны, оловянные пушки, сабли, булавы, а сама царица, заказывая ребенку одежду, старалась следовать западноевропейской моде. Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.

Однако, когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше. Если Федора и Софью Милославских воспитывал высоко образованный иеромонах Симеон Полоцкий, то "дядькой", учителем по русской словесности и закону Божьему, к Петру был назначен по требованию царя Федора Алексеевича не очень грамотный, но терпеливый и ласковый подъячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов, который не только не стремился подавлять природное остроумие и непоседливость царственного отпрыска, но сумел стать другом Петра.

Зотову вменялость в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, все делая "на глазок". Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, и ошибался нечасто. Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя с иностранными послами он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцену пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить верительные грамоты царю - настолько он был увлечен оснасткой первого лично им изобретенного линкора "Предестинация". Его руки постоянно требовали занятий и находили их.

Никита Моисеевич постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствие бегло писал по -старославянски, правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам", заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три года он уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре, чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его сестры, царевны Софьи.

Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Матвеев отправился в ссылку в далекий Пустозeрск, а семья Нарышкиных - в родовое имение, село Преображенское. Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед за воспитанником в подмосковную глушь, но его приказали изловить и казнить. Опальному подъячему пришлось бежать из Москвы в Крым и долгие годы скрываться. Теперь Петру учиться было не у кого, и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Всеми забытый, кроме изредка наезжавших немногочисленных родственников, он постепенно превращался в дитя заброшенной боярской усадьбы, окруженной лопухами и покосившимися посадскими избами. Целыми днями он пропадал, где угодно, прибегая только к обедне. Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная подозрительность Милославских, он при встречах с патриархом, привозившим опальной царице небольшие суммы денег, делал вид, что не научен читать, писать и считать. Владыка Иоаким всегда сокрушался по этому поводу в беседах с боярами, которые в свою очередь судачили о невежестве заброшенного всеми царевича в Кремле. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Когда 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра, а красный цвет вызывал раздражение.

Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи - стрельцов можно было только противопоставив им военную силу, способную одолеть их. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка, на уме у которого, как и у Ивана, только детские забавы. Зная, что Софья просматривает все письма и распоряжения, исходившие из Преображенского, он, подобно мальчишкам во все времена, затеял играть в войну. Для этого он потребовал присылки в село детей своих конюших, сокольников, стольников, спальников, которые исстари приписывались к обязательной почетной свите царя. В Преображенском оказались представители самых разных сословий: от князя Михаила Голицына до "сына конюха" Алексашки Меншикова. Но вместо монотонной службы "по чину" они превратились в солдат Семеновского и Преображенского "потешных" полков.

Сам замысел принадлежал молодому царю, который придумал простую и удобную темно-зеленую форму с цветными галунами для солдат разных полков и даже впервые в истории ввел в практику обмундирования погоны. Они делались из меди и пришивались на левое плечо, чтобы защитить его от удара тяжелым палашом, и украшались серебряным или золотым витым шнуром соответственно воинскому званию. Это стало модой всех европейских офицеров XVIII, первыми погоны заимствовали поляки. Но дальше этого Петр самостоятельно не мог ничего предпринять без знания принципов организации западноевропейской армии. Тут помощи ожидать было не от кого. И тогда он, вероятно, вспомнил о своем опыте "командования" иностранными рейтарами в трехлетнем возрасте и отправился в Кукуй, Немецкую слободу, где своим замкнутым мирком посередине патриархальной широко раскинувшейся на холмах Москвы проживали иностранцы, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами, немыми. Здесь он нашел знакомого ему с памятного смотра отставного начальника Бутырского шотландского полка Патрика Гордона.

К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди этих плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Тот стал наставником Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы". Она не была ни английской, германской, ни французской, ни голландской, хотя выходцы из этих стран обрели второе отечество в Москве; она воплотила все оттенки народной культуры Западной Европы. Говорили и писали здесь на невероятной смеси диалектов, которую усвоил Петр, и впоследствии его с трудом понимали в европейских столицах. Иначе и быть не могло. Носители рафинированной культуры - иноземные дворяне в России оседали редко. Сюда приезжали отчаянные смельчаки в поисках счастья, люди сложной судьбы, по политическим или религиозным причинам покинувшие родину, авантюристы с темным прошлым. За благопристойными фасадами причудливо украшенных домиков дремали привычки пиратов, "рыцарей удачи", выброшенных жизненным штормом на пустынный берег. Не случайно постоянное и неумеренное потребление пива и водки было главным занятием российских "немцев" в часы досуга. Подобный стиль жизни был наивно заимствован Петром и перенесен сначала в среду "потешных", а затем распространен среди дворянства.

Такое знакомство "с Европой" для Петра во многом предопределило все мировоззрение дальнейших реформ: он станет обустраивать Россию как огромную Немецкую слободу, заимствуя целиком что-то из Швеции, что-то из Англии, что-то из Бранденбурга. Участвуя, например, в традиционных торжествах по случаю Рождества Христова, он решил перенести этот веселый праздник на российскую почву. Указ о новом летоисчислении он со свойственной ему лаконичностью закончил следующими словами: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с его числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с Первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".

С появлением Гордона и Лефорта в Преображенском полки были разделены на взводы и роты, все получили соответствующие должностям воинские звания. Впрочем, и с ними поначалу была полная неразбериха. Так, наряду с казачьим званием "урядник" существовало польское "поручик" и шведское "лейтенант". Князь Федор Ромодановский стал генералиссимусом Преображенского, а Иван Бутурлин - Семеновского полков. Петр, по-детски неистово влюбленный в артиллерию, присвоил себе чин "капитана-бомбардира". Он самостоятельно чистил старую медную пушку "воробьиного калибру" и сам парил боеприпасы - репу для стрельбы в потешных штурмах деревянной крепости Плесбург. После боя ее куски собирали и ели уставшие и голодные солдаты.

Для того, чтобы сражения происходили "взаправду" Петр постоянно ссорил Ромодановского и Бутурлина и в конце концов добился желаемого: они потом всю жизнь откровенно ненавидели друг друга. Семеновцев он стравливал с преображенцами до кровавых драк. Военные учения иногда не прекращались много дней, солдаты подчас засыпали на ходу, а несколько человек даже умерло от переутомления. Такая жестокость не была личным качеством царя. Он считал, что иными средствами нельзя поддерживать постоянной боеготовности войск. В действительности, если кого и любил Петр, так это своих соратников по отроческим играм, которых знал по именам. Оставив нескольких преображенцев в Германии для получения офицерского чина, царь постоянно интересовался в письмах сержанту Корчмину их успехами. Когда же однажды тот бодро рапортовал, что все уже изучают тригонометрию, Петр удивился, как же это удается неграмотному Степану Буженинову - "не иначе Бог и слепых просвещает". Однажды Александр Васильевич Суворов сделал блестящее наблюдение: "Только Петру Великому предоставлена была великая тайна выбирать людей: взглянул на семеновского солдата Румянцева, и он - офицер, посол, вельможа; а тот за это отблагодарил Россию сыном своим, Задунайским". Со временем "потешные" превратились благодаря своим смелости, преданности и уму в графов, фельдмаршалов и канцлеров. Не случайно их мнение для него всегда становилось решающим. 22 октября 1721 года подгулявшие по случаю празднования Ништадского мира сподвижники Петра преподнесли ему памятный адрес с просьбой впредь именоваться "императором Всероссийским Петром Великим", причем канцлер Головкин обратился к нему с весьма примечательными и трогательными словами: "Мы, твои верные подданные, из тьмы неведения на театр славы всего света, из небытия в бытие произведены, и в общество политических народов присовокуплены". От нахлынувших воспоминаний о трудном начале славных дел глаза Петра подернулись влагой и, приняв адрес, он расцеловал своих верных друзей.

В Преображенское из Оружейной палаты привозили по просьбе Петра то сломанный немецкий карабин, то глобус, то механические часы. Разобраться с ними ему было невозможно без помощи специалиста. В Немецкой слободе юный царь нашел голландского инженера Франца Тиммермана, который занимался с ним арифметикой, алгеброй, геометрией и обучал правилами применения астролябии. Учителем голландец был посредственным, сам путался в формулах, но горячее стремление Петра к знаниям компенсировало методические просчеты. За исключением князя Василия Голицына и погибшего Артамона Матвеева в России мало кто знал о форме Земли, а за беседы по астрономии человек мог быть сожжен на костре.

Инженерные интересы Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества. К удивлению Гордона он в 1680 году открыл в Преображенском специальное "ракетное заведение", в котором он изготовлял сначала "художественные огни", а позже - осветительные снаряды, которые оставались в русской армии до 1874 года. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерийской позиции - редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве. Нарвская катастрофа заставила царя критически взглянуть на вооружение солдат: и он находит простейшее решение для привинчивания трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца, сделав атаку русской пехоты задолго до Суворова основным тактическим приемом. Прибывших из Голландии морских офицеров он сам экзаменовал в кораблевождении и управлении пушечным огнем. Наконец, он пробовал свои силы в лечении зубов, постоянно имея при себе набор необходимых инструментов. И горе тому, кто в его присутствии жаловался на боль: Петр немедленно усаживал больного и рвал зуб, иногда, впрочем, и здоровый.

Детская привычка копаться в старых вещах на чердаках в Преображенском сослужила Петру добрую службу. В предисловии к Морскому Уставу он позже записал историю его увлечения кораблями:"Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе и, гуляя по амбарам...увидел я судно иностранное, спросил у Франца Тиммермана, что это за судно? Он сказал, что это бот английский...И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания морских людей на Каспийском море, который починил оный бот и сделал машт и парусы и зело любо стало". Благодаря такой случайности царь стал приобщаться к корабельному мастерству, которое превратилось в главное дело всей жизни. Все модели морских судов из тех, что делались для выбора прототипа единственного построенного при Алексее Михайловиче многопарусного фрегата "Орел", перекочевали из пыльных кремлевских чуланов в Преображенское. Даже после посещения таких морских держав как Голландия, Англия и Дания Петр никогда не забывал "дедушку русского флота". Пышное чествование петровского ботика состоялось 11 августа 1723 года, когда ему салютовали 20 линейных кораблей Балтийского флота на Крондштадском рейде. Принимали первый в России военно-морской парад "капитан" ботика генерал-адмирал Федор Апраксин, "рулевой" император Петр I и "лотовый матрос" фельдмаршал Александр Меншиков.

Во время первого одиннадцатимесячного пребывания за границей в составе Великого посольства Петр сам работал на голландских кораблестроительных верфях сначала в Саардаме, а затем в Амстердаме; посещал занятия по медицине и даже, забравшись на крышу Вестминстерского аббатства, "учился демократии", слушая прения в английском парламенте. Выдающийся российский историк Ключевский считал, что Петр I в результате овладел 14 различными специальностями. Любопытное впечатление от встречи с молодым русским царем оставили принцессы Ганноверская и Бранденбургская:"У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно видеть в нем меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной; в нравственном отношении он - полный представитель своей страны. Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум."

Петр I, надев европейского покроя преображенский сюртук, всегда оставался насквозь русским самодержцем по мышлению. Узнав, что во время его пребывания за границей вновь восстали стрельцы, он срочно возвратился в Россию. 30 сентября 1698 года на Красной площади было казнено 200 стрельцов, причем в качестве палачей должны были выступать сановники из царской свиты. Лефорт смог увильнуть от этой милости, сославшись на религиозные убеждения. Меншиков, наоборот, хвастался тем, что лично отрубил головы двадцати бунтовщикам. Все сподвижники Петра оказались связанными страшной кровавой порукой.

Когда Петру I напоминали об этой бессмысленной жестокости в отношении людей, вина которых вряд ли могла быть доказана судебным порядком, он заявлял:"С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если бы я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда бы не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей". Грубость выражений, свойственная Петру, всегда связывалась с недостатками его воспитания. Но это ничего не объясняет. Властитель по династическому праву, Петр искренне считал себя ниспосланным России Божественным провидением, истиной в последней инстанции, не способным на ошибки. Меряя Россию на свой аршин, он чувствовал, что начинать преобразования необходимо с ломки старозаветных обычаев. Поэтому по возвращении из европейского вояжа Петр I категорически запретил боярам носить бороды, дворянам повелел пить водку и кофе, а солдатам приказал по "Воинскому Артикулу" курить. Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив; не умея терпеливо объяснить того, что для него было очевидным, Петр в случае непонимания легко впадал в состояние крайнего гнева и часто "вколачивал" истину сенаторам и генералам своими огромными кулаками или посохом. Правда, царь был очень отходчив, и через несколько минут уже хохотал над удачной шуткой провинившегося.

Петр был безразличен к нарядам и не любил официальных приемов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без титулов и званий, пили водку из банных ушатов, зачерпывая глиняными кружками, курили, играли в шахматы и танцевали. Даже собственных выездных экипажей в каретной царя не было: если требовалось организовать торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных придворных щеголей - Меншикова или Ягужинского.

Петру до конца дней приходилось заниматься самообразованием, потому что новые задачи требовали от него вновь и вновь искать учителей вне России. После поражения под Нарвой, когда русская армия лишилась всей артиллерии, Петр не потерял пристутствия духа и сказал Меншикову:"Вот Карл XII - достойный учитель; без него я остался бы плохим работником в делах ратных". Была отлита специальная памятная медаль в честь "Нарвской конфузии" с девизом "Учителю - от достойного ученика".

Царь собирался вручить ее шведскому королю тогда, когда одержит над ним победу. После Полтавского сражения, хотя Карлу и Мазепе удалось бежать в Турцию, он устроил пир и поднял тост в честь "учителей шведов", на что генерал Реншильд буркнул:"Хорошо же отблагодарили вы своих учителей!" Зато чтобы опозорить изменника Мазепу Петр прибегнул к поистине языческому ритуалу. Перед собранием казачьих старшин "над персоною (чучелом - Ред.) бывшего гетмана Мазепы следующим образом уничтожение учинено,- писал вице-канцлер Гаврила Головкин.- Вначале его диплом от его царского величества изодран; от его светлости князя Меншикова и от меня, кавалеров ордена Святого Андрея, с персоны сей орден снят. Герб его от ката (Карла XII - Ред.) изодран и истоптан, его сабля...переломлена,...и напоследи помянутая его персона на виселицу повешена". Только Петр мог так унизить своих противников, чеканя в честь шведского короля медаль, чтобы произвести впечатление в европейских столицах, и вешая чучело запорожского князька Мазепы для назидания суеверным русским.

Дипломатом Петр I был выдающимся. В его арсенале средств были все классические приемы, которые Петр легко в нужный момент забывал и перевоплощался в загадочного восточного царя, неожиданно начинавшего целовать в лоб ошеломленного собеседника, сыпать народными присловьями, ставившими в тупик переводчиков, или внезапно прекратить аудиенцию, как персидский шах, сославшись на то, что его ожидает жена! Внешне искренний и доброжелательный, Петр, по мнению европейских дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого.

Петр никогда не преувеличивал своих полководческих способностей, после Нарвы предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам. Он, в совершенстве зная основы кораблевождения, не брался командовать всей эскадрой, поручая это Апракину, Голицыну и даже Меншикову. Страха в бою он никогда не показывал. Когда адмирал Крюйс во время похода на Гельсингфорс в 1713 году упрашивал Петра I сойти на берег ввиду опасности встретить там шведский флот, царь с улыбкой ответил:"Бояться пульки - не идти в солдаты" и остался на флагманском корабле. На упрек Меншикова, что царь не бережет себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время наводнения в Петербурге, он сказал, что "за мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею".

3. Заключение.

По масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру I трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

ЛИТЕРАТУРА

1. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1975.

2. Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во “Правда”, 1989.

3. Ключевский В.О. “Исторические портреты”, М., Изд-во “Правда”, 1991.

4. Сыров С.Н. “Страницы истории”, М., Изд-во “Русский язык”, 1983.

5. Павленко Н.И. “Пётр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989.

Личность Петра Великого стоит в истории России особняком, так как ни среди современников, ни среди приемников и потомков не нашлось человека, который смог бы произвести такие глубокие изменения в государстве, настолько внедриться в историческую память русского народа, став при этом полулегендарной, но наиболее яркой ее страницей. В результате деятельности Петра Россия стала империей и заняла место среди ведущих европейских держав.

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 г. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина — вторая жена царя. В возрасте 4 лет Петр потерял отца, который умер в 47 лет. Воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным. Петр был младшим в большой семье Алексея Михайловича (13 детей). В 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича при дворе обострилась борьба двух боярских кланов — Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. В результате стрелецких волнений был выбран нулевой вариант: царями становились оба царевича, а регентом при них назначалась их старшая сестра — Софья.

Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками — Семеновским и Преображенским.

В 1689 году между Петром и Софьей происходит разрыв. Петр требует от сестры удаления в Новодевичий монастырь, потому что к этому времени Петр и Иван уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать свои внешнеполитические планы, а также стабильно развиваться внутренне. Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге, однако, начало терять смысл — Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

В 1697-1698 годах Петр инкогнито путешествует по Европе в составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова. Тогда он заводит личные знакомства с монархами ведущих европейских стран. За границей Петр получил обширные знания в навигации, артиллерийском деле, кораблестроении. После встречи с Августом II, саксонским курфюрстом и польским королём, Петр решает перенести центр внешнеполитической активности с юга на север и выйти на берега Балтийского моря, которые предстояло отвоевать у Швеции, самого мощного государства в тогдашней Балтике.

Стремясь сделать государство более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях - в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-23 годов.

7 Комментариев

Валуев Антон Вадимович

8 февраля отмечается День Российской науки, основателем которой стал Петр I Великий, выдающийся государственный и общественный деятель, Царь - реформатор, создатель Российской Империи. Именно его трудами в Санкт - Петербурге была учреждена Академия наук, в которой на благо России из поколения в поколение трудились выдающиеся представители отечественной и зарубежной науки. Позвольте поздравить коллег с профессиональным праздником и пожелать интересной работы, постоянно совершенствуя знания и опыт, при этом всегда оставась верным своим убеждениям, стремясь преумножить вековые традиции российской науки.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Указом Петра Великого в Санкт - Петербурге учрежден Сенат, высший орган государственной исполнительной власти. Сенат просуществовал с 1711 по 1917 годы. Один из самых важных и влиятельных институтов в системе светской государственной власти Российской Империи.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Поворотным пунктом в истории европейской модернизации общественно - политического строя России считается Великое Посольство молодого государя Петра Алексеевича. В ходе Посольства будуший император своими глазами увидел Западную Европу и оценил ее большой потенциал. После возвращения на родину процессы обновления многократно ускорились. Быстро развивались дипломатические и торгово - экономические отношения, промышленное производство, науки, культура и военное дело. В некотором смысле, это и было настоящее " окно в Европу ", которое для России открыл царь Петр.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Талант государственного деятеля виден в его отношении к развитию человеческого фактора, личности, социального потенциала страны. И здесь Петр I сделал многое для укрепления и общественных связей, и внутренней стабильности, и, в итоге, позиций Российской Империи на мировой арене. Кадровая политика Петровской эпохи базировалась на двух основах: таланте каждого человека - вне зависимости от его социального происхождения - и его стремления быть полезным Отечеству. В 1714 году Указом Петра было запрещено производство дворян в офицерское звание, если до этого они не прошли службу простыми солдатами. Спустя шесть лет в новом указе Петр закрепил право каждого старшего офицера на получение дворянского патента и передачи дворянского титула по наследству. На практике это означало, что благодаря своим талантам и проявленному в реальных условиях мужеству и героизму человек честно зарабатывал право на переход в иное, более высокое сословие. Это был важный шаг в обновлении сословной иерархии Российской Империи.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

18 мая - вдвойне важная дата в военной истории нашего Отечества. В 1703 году в устье Невы тридцать русских лодок под командованием Петра l в ходе дерзкого рейда захватили два шведских военных фрегата, "Астрильд" и "Гедан". Это событие считают началом героической истории Балтийского флота. Год спустя, для укрепления военных позиций на Балтике, по указу Петра I заложен Кроншлот, форт Кронштадта. С тех пор прошло три столетия, и всегда Балтийский флот и Кронштадт защищали и защищают интересы России. Торжественные мероприятия в этот день проходят в Санкт - Петербурге и Кронштадте, городах военно - морской славы России. Основателю Российской Империи, Балтийскому флоту, Кронштадту - виват!!!

Смышленый Иван Михайлович

Хорошая, информативная статья. Хотя стоит заметить, что в курсе прозападной официальной истории, "совершенствуемом" в деле искажения Истины со времен первых Романовых-западников, Петр Романов выглядит благодетелем Отечества, "отцом народов" России-Евразии.
Но вот в народе русском сохранились-таки сведения, что "подменили немцы царя" - то ли в малолетстве еще, то ли уже в юности (А.А. Гордеев). А скорей всего, правда в том, что завербовали Петра 1-го иезуиты-католики, неустанно ведущую свою работу по осуществлению "Дранг нах Остен" - "Натиска на Восток” (Б.П. Кутузов).
Ибо "... надо сказать, что при Петре I колонизаторы уже не стеснялись вволю «расходовать людские ресурсы» захваченной ими страны - «в эпоху Петра Великого» убыль населения
Московской Руси составила, по оценкам разных историков-исследователей, примерно от 20 до 40% всего населения.
Впрочем, население Московской Руси сокращалось и вследствие бегства народа от деспотизма колонизаторов. А бежал народ от них в основном в Татарию (см. ниже).
Вообще-то, надо сказать, «европеизацию» Руси-Московии Петр Романов начал со своей семьи. Первым делом, жену свою из исконно русского рода, Евдокию Лопухину, заключил в монастырь - в тюрьму, то есть. Посмела возражать против издевательств мужа и его западноевропейского окружения над Отечеством - тем, видимо, зело мешала «внедрению западной культуры и прогресса».)
А вот девка Монс из немецкой слободы всемерно помогала Петру в том внедрении. На нее и поменял Петр русскую жену - красавицу и умницу. А сына Алексея, поскольку тот тоже с возрастом упорно не желал «европеизоваться», предал казни. Но перед тем Петр, используя все навыки, перенятые им у учителей-иезуитов, долго и упорно «вел розыск» в отношении Алексея. То есть, под пытками допрашивал сына - почему противится сей «европеизации», да кто у него сообщники в этом «темном» да злодейском, по мнению «царя-просветителя», деле (7)...."

(Из книги "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" (Москва, Алгоритм, 2012). Автор Г.Р. Еникеев).

Также об этом всем и еще о многом сокрытом от нас из подлинной истории Отечества читайте в книге “Великая Орда: друзья, враги и наследники. (Московско-татарская коалиция: XIV–XVII вв.)”.– (Москва,Алгоритм, 2011). Автор тот же.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Петру Великому Россия обязана многими преобразованиями. Так, именно согласно его указу от 15 декабря 1699 года в России утверждалось юлианское летоисчисление и юлианский календарь. С тех пор Новый Год в нашей стране стали отмечать не с 1 сентября, а с 1 января. При Петре Первом были заложены и многие важнейшие культурные атрибуты этого народного празднования - украшенные ели, фейерверки, новогодние карнавалы и многие другие зимние увеселения. Накануне Новогодних праздников, по традиции, принято подводить итоги прошедшего года и с надеждой строить планы на будущее. Хочется пожелать всем коллегам и участникам проекта приятных предновогодних хлопот, побольше радости, семейного тепла, уюта, счастья. Пусть в Новом, 2016 - м Году нас ждут новые творческие планы, удачные и интересные идеи, пусть они обязательно исполнятся!

Современников поражал сам облик Петра. Его рост был 2 метра 4 сантиметра. Он обладал огромной физической силой: мог разо-гнуть руками подкову.

У молодого царя Петра I были «нецарские манеры». Он не выступал ве-личаво, как это делали все цари до него, а ходил стремительной по-ходкой, делал резкие движения, говорил громким голосом. Он не любил медлительности не только в жестах, но и в делах.

В Немецкой слободе царь знакомился с европейскими обычаями и бытом.

Русские цари почти никогда не покидали пределы столицы, а тем более страны. А если и покидали, то только в связи с военны-ми делами или выездами на богомолье.

Пётр, по выражению В. О. Ключевского, «вырос и возмужал на дороге». На полтора года он отправился за границу учиться и знако-миться с Европой.

Памятники Петру I

Как великий правитель, монарх, полководец, ведущий за собой страну, Пётр I запечатлён в двух памятниках в Петербурге. Материал с сайта

Картина «Пётр I» (В. Серов)

Художник начала XX в. В. Серов на картине «Пётр I» изобразил реши-тельно и быстро шагающего царя на фоне полупустынного строящегося го-рода Петербурга. Фигура царя внушает уверенность, что все задуманное им осуществится. Он не оглядывается, но знает, что не один. За ним, едва по-спевая за его размашистой походкой, преодолевая порывы ветра, почти бе-жит его окружение. Картина демонстрирует порыв, нетерпение и убеждён-ность царя в правоте своего дела, своих поступков.

Картина «Пётр I допрашивает царевича Алек-сея» (Н. Н. Ге)

Полна драматизма картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алек-сея». Действие происходит в Петергофе, загородной резиденции царя. Кар-тина передаёт трагедию взаимного непонимания двух самых близких лю-дей — отца и сына. По разные стороны стола находятся они. И не соеди-ниться им. Угрюм и упрям потупленный взгляд царевича Алексея, который очень боялся своего отца-монарха. Тосклив и гневен взгляд Петра — его сын, его наследник, его надежда на продолжение начатого не принимает дело отца, не его соратник и преемник!


Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля. Отец – царь Алексей Михайлович – имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет он проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, Россия переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям – ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь.

В 1703 году Пётр I встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Скавронскую. В 1704 Катерина рожает первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741–1761). Катерина одна могла совладать с царём в его припадках гнева, умела лаской и терпеливым вниманием успокоить приступы судорожной головной боли Петра. Звук ее голоса успокаивал Петра. Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712. Она родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:

«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

В последние годы царствования Петра Великого встал вопрос о престолонаследии. Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца. Боясь Петра, он бежал из России в Австрию в 1716 г. Но вскоре был возвращен на Родину. В 1718 г. началось следствие. Алексей признался в заговоре и выдал всех сообщников, которые вскоре были казнены. 24 июня 1718 г. Верховный суд, составленный из высших сановников – «министров Тайной канцелярии», вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости, при невыясненных обстоятельствах. Дело царевича Алексея послужило причиной издания в качестве законодательного акта «Правды воли монаршей», в которой обосновывалось право монарха назначать преемника престола по своему усмотрению. 5 февраля 1722 г. Петр подписал указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет). Многие полагали, что престол займёт или Анна, или Елизавета, дочери Петра от брака с Екатериной Алексеевной. Но в 1724 году Анна отказалась от каких-либо притязаний на российский престол после того, как обручилась с герцогом Голштинским Карлом-Фридрихом.

Если бы престол заняла младшая дочь Елизавета, которой было 15 лет (в 1724), то вместо неё правил бы герцог Голштинский, который мечтал с помощью России вернуть земли, завоёванные датчанами. Не устраивали Петра и его племянницы, дочери старшего брата Ивана: Анна Курляндская, Екатерина Мекленбургская и Прасковья Иоанновна. Оставался только один кандидат – жена Екатерина Алексеевна. Петру нужен был человек, который бы продолжил начатое им дело, его преобразования. 7 мая 1724 Пётр короновал Екатерину императрицей и соправительницей, но спустя короткое время заподозрил в супружеской измене (дело Монса). Указ 1722 года нарушил привычный уклад престолонаследия, наследника же Пётр перед смертью назначить не успел. Когда стало очевидно, что император умирает, возник вопрос, кто займёт место Петра. Сенат, Синод и генералитет – все учреждения, не имевшие формального права распоряжаться судьбой престола, ещё до смерти Петра собрались в ночь с 27 на 28 января 1725, чтобы решить вопрос о преемнике Петра Великого. В зал заседаний проникли гвардейские офицеры, на площадь вышли два гвардейских полка, и под барабанный бой войск, выведенных партией Екатерины Алексеевны и Меншикова, Сенат принял единогласное решение, трон наследовала Екатерина Алексеевна, ставшая 28 января (8 февраля) 1725 года первой российской императрицей под именем Екатерина I.

В начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 года Пётр Великий скончался. Похоронен он был в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Стрелецкое восстание 1698 г.

Петровские преобразования производились за счет колоссального напряжения сил практически всех сословий Российского государства и сопровождались нарастанием крепостнического гнета. Это вызывало протест эксплуатируемых слоев общества. Правление Петра Великого сопровождалось многочисленными выступлениями народных масс. В первые годы царствования Петра консервативные силы группировались вокруг царевны Софьи и Милославских и в своих целях использовали недовольство стрельцов. В условиях перехода к регулярной армии стрельцы как категория служивых людей стали не нужны абсолютизму. Лишенные былых прав и средств существования, они все зло видели в Петре и его преобразованиях и поэтому не раз восставали. Наиболее опасным оказался мятеж 1968 г., вспыхнувший в отсутствие Петра. 4 стрелецких полка двинулись с польской границы на Москву, но были встречены около Нового Иерусалима двумя гвардейскими и Бутырским полками под начальством боярина А. Шеина и генерала П. Гордона. Не выдержав натиска верных Петру войск, стрельцы были вынуждены сдаться. После проведенного «розыска» на восставших были обрушены казни и экзекуции: 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом, а остальные отправлены в ссылку. Срочно вернувшийся из-за границы Петр потребовал пересмотра стрелецкого «розыска». По его приказу более тысячи стрельцов было возвращено из ссылки и подверглось публичной казни. Царевна Софья, поддерживавшая восставших, была пострижена в монахини. Стрелецкое войско было фактически ликвидировано.

Астраханское восстание 1705 – 170б гг.

Крупным выступлением посадского населения стало Астраханское восстание 1705 – 170б гг., вызванное усилением налогового гнета и насильственным введением иноземных обычаев. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие посадские, солдаты и работные люди ворвались в Астраханский кремль и расправились с воеводой Т. Ржевским, в городе было казнено 300 «начальных» людей и дворян. Их имущество повстанцы разделили между собой. Восставшие создали систему выборных органов (старшину) во главе с ярославским купцом Я. Носовым. Отряды повстанцев вскоре направились в соседние города Прикаспия, тысячный отряд двинулся для захвата Царицына. Однако правительство привлекло к борьбе с восстанием донскую казачью старшину и калмыцкого тайшу (князя) Аюку. Эти меры позволили локализовать восстание. Вскоре для подавления Астраханского восстания был отправлен отряд правительственных войск во главе с фельдмаршалом В. П. Шереметевым, который с боем взял город в марте 1706 г. Несколько сот астраханских повстанцев было отправлено в Москву. В течение двух лет в Преображенском приказе производились пытки, многие из участников восстания умерли во время следствия. Оставшиеся в живых были казнены в 1707 г.

Восстание под руководством К. Булавина 1707–1709 гг.

В 1707–1708 гг. началось мощное народное движение, охватившее Дон, Слободскую Украину и Поволжье. Причиной для выступления стала отправка карательной экспедиции во главе с князем Ж. В. Долгоруким, в кратчайшее время вернувшим из верховых городков Дона свыше 3 000 беглых крепостных. Жестокость, с которой проводился сыск, возмутила казацкое население. Во главе восставших встал бывший атаман бахмутских казаков из Трехизбяной станицы К. Булавин. В сентябре 1707 г. восставшие наголову разбили отряд Долгорукого и стали собирать войско из беглых, рассылая всюду «прелестные письма» с призывами идти против бояр и прибыльщиков. Царское правительство потребовало, чтобы атаман Войска Донского Л. Максимов с низовыми казаками (зажиточными слоями) усмирил «казачью голытьбу». После поражения под Шульгиным городком булавинцы были вынуждены бежать в Запорожскую Сечь.

Весной 1708 г., вернувшись на Дон, Булавин продолжил борьбу. Центром ее стал Пристанский городок на Хопре. В это же время восстание охватывало прилегавшие к Дону южные уезды России (Козловский, Тамбовский, Воронежский и другие). На состоявшемся совете повстанцев 22 – 23 марта было решено идти походом на Черкасск, а затем к Азову. В конце апреля 7-тысячный отряд Булавина подошел к столице Дона; при поддержке рядового казачества, выдавшего ему старшину, К. Булавин 1 мая захватил город и казнил казачью верхушку. На общевойсковом кругу 9 мая он был избран атаманом Войска Донского. Отряды соратников Булавина И. Павлова, И. Некрасова и других овладели рядом городов на юге России, захватили Камышин и Царицын, осадили Саратов, активно действовали на Северном Донце, а сам Булавин осадил Азов, но вскоре был вынужден отступить. В это время на Дон было двинуто 32-тысячное правительственное войско под началом князя В. В. Долгорукого. Известие об этом усилило уже имевшиеся разногласия среди казачества. В результате заговора К. Вулавин был убит 7 июля 1708 г. Но народное восстание не затихало. Отряд атаманов-булавинцев Н. Голого, С. Беспалого, Г. Старченко и других продолжали вооруженную борьбу в Поволжье и на Украине. Народное движение охватило около 60 уездов, и лишь в конце 1708 г. властям удалось подавить основные его очаги.

В первом десятилетии ХVIII в. среди населения Поволжья и Приуралья – башкир, марийцев, татар, чувашей – восстания, вызванные неслыханным произволом петровской администрации и местных феодалов, а также насильственным введением православия, были непрерывными (например, вооруженная борьба, развернутая башкирским народом с 1705 по 1711 г.) Нередки были в петровскую эпоху и возмущения работных людей на мануфактурах и иных заводских промыслах (например, на уральских металлургических заводах).