О мнимой перегрузке детей. Как уберечь школьника от перегрузки? К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка

Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность и (или) структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения. Например, объясняются причины возникно­вения государства и права, причины правонарушений, определя­ется сущность права, правовой нормы, структура, содержание, функции, цели конкретных правовых институтов.

Объяснение состоит из трех частей: эксплананса, эксплананду- ма и логической формы, - дедукции и индукции, обеспечиваю­щих получение нового достоверного знания.

Эксплананс (объясняющий) содержит научно обоснованные по­ложения, из которых с необходимостью или вероятностью следует заключение (экспланандум). Эксплананс имеет два вида посы­лок - бблыиую и меньшую.

Бблыпую посылку составляют теоретические законы, принци­пы и иные общие положения правовой науки, философии, поли­тологии, иных специальных неюридических наук либо эмпириче­ские законы, полученные индуктивным путем. Меньшую посылку образуют положения, свидетельствующие о наличии у исследуемо­го явления совокупности признаков, связей, характерных для дей­ствия закона, принципа, общей связи, обозначенной в большей посылке. Наличие таких признаков должно подтвердить право­мерность распространения на исследуемое явление, процесс этих общих положений, законов, составляющих ббльшую посылку.

Экспланандум содержит заключение, которое с необходимо­стью или определенной вероятностью вытекает из эксплананса и в котором утверждается или отрицается наличие соответствующих свойства, связи у исследуемого явления, процесса, словом, содер­жится ответ на вопросы «почему?», «что?» или «каким образом?».

Объяснение может быть дедуктивным или индуктивным.

Если ббльшую посылку эксплананса образуют научно обосно­ванные теоретические положения в форме закономерностей, принципов права, иные общие положения, такое объяснение на­зывают дедуктивным. В этом случае логическая природа объясне­ния сходна с юридической квалификацией, при которой ббльшая посылка содержит соответствующую норму права, а в меньшей посылке описывается совокупность юридически значимых при­знаков, свойств квалифицируемого деяния, отношения или собы­тия. В заключении делается вывод о том, что это деяние, отноше­ние или событие подпадает под признаки нормы права, содержа­щейся в большей посылке, и на него могут быть распространены положения этой нормы права.

Дедукция может применяться и для объяснения конкретных фактов, событий. В этом случае меньшая посылка представляет собой утверждение о каких-либо свойствах, признаках, присущих исследуемым фактам. Это так называемое фактуальное объясне­ние, суть которого сводится к правомерности признания факта, его свойств частным случаем проявления общих признаков, отра­жаемых большей посылкой эксплананса.

Например, нужно установить, являются отдельные предписа­ния нормативного правового акта нормативными или индивиду­альными. С этой целью малую посылку образует конкретное пред­писание, а ббльшую посылку - теоретические положения о том, какими признаками обладает нормативное правовое предписание. Посредством сравнения большей и меньшей посылок экспланан­са делается вывод о юридической природе этого предписания. Предписание является нормативным, если обладает всеми при­знаками, названными в большей посылке, либо индивидуальным, если у него отсутствует хотя бы один из признаков нормативного предписания.

Индуктивная модель объяснения характеризуется тем, что ббльшая посылка эксплананса содержит статистический закон, выраженный в форме вероятностного суждения. Такой закон ха- растеризует определенную устойчивую связь, присущую группе или классу однородных массовых явлений, и представляет собой вероятностное суждение. Таковыми являются, например, эмпири­ческие зависимости между материальным положением населения и состоянием преступности, между незаконной торговлей оружи­ем, наркотиками и уровнем насильственных преступлений, между служебной загрузкой судей и качеством судебного разбирательства и др. Меньшая посылка эксплананса содержит перечень условий действия эмпирического закона, которые наблюдаются в иссле­дуемом процессе, явлении. Соответственно, в экспланандуме да­ется вероятностное заключение о возможности наступления како­го-либо отдельного события, исходя из эмпирического закона и наличных условий для его проявления. При этом считается, что достоверный вывод может даваться при условии, когда вероят­ность проявления эмпирического закона приближается к 1 (100%) и в любом случае не может быть меньше 0,5 (50%).

В современных исследованиях проблем теории права, отрасле­вых юридических наук, проводимых российскими правоведами, используется по преимуществу дедуктивный способ объяснения. Индуктивная модель объяснения применяется главным образом в науках, связанных с изучением массовых явлений (в судебной ста­тистике, криминологии).

В конкретном исследовании объяснение ведется по правилам дедуктивного вывода. Если по правилам этой логической формы из эксплананса выводится экспланандум, то в реальном процессе познания первым появляется меньшая посылка. Исследователь обнаруживает какое-либо новое явление, его свойства, связи, компоненты и фиксирует полученные результаты в виде малой посылки эксплананса. Далее в системе наличного знания ему предстоит найти соответствующие теоретические положения, принципы и лишь затем осуществить вывод, обеспечивая при этом логическую правильность перехода от общих положений к положению, содержащемуся в заключении.

Виды объяснения

В правовых исследованиях наиболее широкое применение на­ходят нормативно-правовой (догматический), целевой (телеоло­гический) и функциональный виды объяснений.

Нормативно-правовой (догматический) вид объяснения характе­ризуется тем, что ббльшую посылку эксплананса составляют не теоретические положения, выводы, а нормативные предписания действующего законодательства. Это могут быть принципы права, отдельной отрасли права, иные общие нормативно-правовые по­ложения либо конкретные нормы права. Правомерность исполь­зования нормативных предписаний в этом качестве основывается на всеобщности и обязательности их действия. Как всеобщий кри­терий, масштаб оценки социальных правовых реалий нормы права выступают абстрактной основой, с которой необходимо последо­вательно согласовывать содержание конкретных правовых отно­шений, определять правовую природу иных явлений и событий, подпадающих под действие нормы права.

Экспланандум составляет вывод о том, какую юридическую природу имеют явления, их компоненты, входящие в малую по­сылку, либо вывод о том, в какой мере и каким образом надлежит применять общие нормативные предписания к условиям, преду­смотренным меньшей посылкой эксплананса. Эти положения не являются простым повторением действующих норм права, а со­держат элемент новизны, поскольку вносят ясность в юридиче­скую природу исследуемых явлений, либо признают правомерным (невозможным) распространение общих нормативные установле­ний на частный случай.

Например, обосновывая специфику отступного как нового основания прекращения обязательства, М. И. Брагинский и В. В. Витрянский руководствуются ст. 409-411 ГК РФ. В резуль­тате они приходят к выводу о том, что отступное нельзя призна­вать в качестве разновидности обычной замены обязательства. От­ступное, как это следует из положений названных статей, от обыч­ной замены обязательства отличается двумя признаками: замена обязательства происходит до его нарушения, тогда как отступное применяется после; при использовании отступного обязательство прекращается без его превращения в другое. Подобные авторские комментарии, логически вытекающие из смысла ст. 409, 414 ГК РФ, тем не менее являются новыми, поскольку в тексте закона прямо не отражены".

В правовых исследованиях широкое применение находит целе­вой (телеологический) вид объяснения. В процессе такого объясне­ния ставится задача установить, насколько используемые средства либо полученные результаты соответствуют поставленным целям.

В правоведении телеологическое объяснение находит примене­ние прежде всего в толковании норм права, а телеологический способ является ведущим в системе методов толкования норм права и в исследованиях эффективности действующих норм права. Эф­фективность, понимаемая как соотношение целей правовой дея­тельности и полученных результатов, может быть выявлена и над­лежащим образом оценена только с учетом целей, поставленных субъектом правовой деятельности. В современных исследованиях наблюдается устойчивая тенденция к применению целевого объяс­нения в познании и иных правовых институтов и учреждений.

Особенность телеологического объяснения состоит в том, что его основанием выступает не совокупность достоверных теоретиче­ских или эмпирических положений, а такой важнейший компонент политико-правовой практики, как цели. В обществе, где действует множество субъектов, существует необычайное разнообразие це­лей. Это цели общества, государства, отдельных социальных общ­ностей, групп, личностей. Множественностью целей характеризу­ется и система права, в которой выделяются цели права, отдельной отрасли права, правового института и отдельной нормы права. По­этому для получения достоверного вывода следует весьма тщатель­но выбирать цели в качестве большей посылки эксплананса.

Если ставится задача раскрыть уровень согласованности ком­понентов целого, их способности обеспечивать реализацию целей, то телеологическое объяснение следует вести с учетом внутренних целей исследуемого. Например, в исследованиях эффективности норм права рекомендуется брать непосредственные цели этих норм, а не более высокие цели, присущие правовым институтам или отрасли в целом. Чтобы раскрыть результативность воздейст­вия предмета исследования на другие правовые и социальные яв­ления, образующие внешнюю среду, следует прежде всего опреде­лить степень соответствия этого явления целям, характерным для среды в целом.

Так, право как одно из действенных средств государственного управления обществом всегда используется для реализации каких- либо социальных целей - повышения благосостояния населения, обеспечения условий для активной деятельности личности, для вовлечения всех в управление делами общества, обеспечение об­щественного порядка, государственной безопасности. Поэтому телеологическое объяснение необходимо проводить в два этапа: первоначально устанавливать соответствие исследуемого собст­венно правовым целям, а затем уже социальным. Правовые иссле­дования, в которых телеологическое объяснение ограничивается собственно правовыми целями, является неполным и недостаточ­но обоснованным.

Вполне возможны ситуации, когда собственно правовые цели могут резко расходиться с социальными целями. То, что с точки зрения права, правового регулирования признается действенным, эффективным, может оказаться социально вредным и недопусти­мым. Например, Советское государство признавало раскулачива­ние высокоэффективной политико-правовой мерой, позволившей ему в короткий срок перевести сельское хозяйство на социалисти­ческие рельсы. Однако в социальном плане, с точки зрения целей развития сельского хозяйства и обеспечения населения продукта­ми питания, данная мера имела только негативные последствия. Поэтому в интересах получения достоверных и обоснованных зна­ний телеологическое объяснение права, иных правовых институ­тов и учреждений, как правило, надлежит завершать анализом их социальных целей и социальных результатов, которых удалось достичь благодаря применению этих институтов и учреждений.

Один из недостатков телеологических объяснений видится в том, что за основу объяснений и оценок в них чаще всего берутся цели, которые были поставлены действующим субъектом: госу­дарством, правотворческим или правоприменительным органом либо гражданином. Вместе с тем реальные цели могут быть не­правильно понятыми, субъективными и не соответствовать объ­ективным процессам развития общества, государства и права. Поэтому и результаты телеологического объяснения, в котором степень объективности целей имеет вероятностный, проблема­тичный характер, не могут претендовать на высокую степень на­учной обоснованности.

Чтобы отделить субъективные цели от объективных и придать телеологическому объяснению необходимый уровень объективно­сти, требуется специальный теоретический анализ. Объективность целей может быть обоснована в ходе их сопоставления с законами, принципами правовой науки, отдельной отрасли права, с научно обоснованными целями, преследуемыми обществом или государ­ством, международными сообществами, нормами международно­го права. Руководствуясь объективными целями, возможно не только оценить степень соответствия им средств и результатов действия, но и убедиться в том, насколько действующие правовые средства и результаты их применения соответствуют магистраль­ному развитию общества и государства, а также понять, что нужно сделать, чтобы привести сущее в соответствие с должным - объ­ективными, научно обоснованными целями.

Современные российские правоведы зачастую используют функциональный вид объяснения. В этом случае ббльшую посылку составляют положения о функциях, присущих тому или иному яв­лению как целостной системе, а экспланандум - выводы о степе­ни соответствия деятельности отдельного компонента функциям этой системы, его способности усиливать или препятствовать реа­лизации данных функций.

Примером удачного применения функционального объясне­ния в правовой науке может служить система нормативных пра­вовых актов в Российской Федерации. Каждый компонент этой системы призван обеспечивать реализацию функций Конститу­ции РФ, и оценка его деятельности дается с позиций того, как он реализует эти функции. Так, федеральные законы как акты выс­шей юридической силы конкретизируют положения Конститу­ции РФ, устанавливая первичные нормы во всех отраслях права и законодательства. Иными предстают функции подзаконных нор­мативных правовых актов, в том числе указов Президента РФ, призванных конкретизировать и развивать положения федераль­ных законов и Конституции РФ. Таким образом, сопоставляя конкретные результаты деятельности отдельного правотворческо­го органа с тем, как он реализует свои функции, ориентирован­ные на реализацию Конституции РФ, можно сделать достоверный вывод о его результативности в обеспечении эффективного нор­мативного правового регулирования общественных отношений.

Широкому применению функционального объяснения в пра­вовых исследованиях препятствует одно обстоятельство: отсутст­вие четкого понимания функций правовых явлений. Общее пони­мание функций является настолько широким и неопределенным, что, руководствуясь им, весьма сложно, а скорее и невозможно, отличить функцию от иного свойства, признака исследуемого. В результате исследователь признает функцией все, что пожелает. Несмотря на многолетние и интенсивные исследования проблем функций государства, российские правоведы так и не имеют чет­ких представлений о критериях, руководствуясь которыми следует отличать основное направление деятельности государства от неос­новного, а также о том, какой должна быть действительная систе­ма функций Российской Федерации. Трудно найти два учебника теории государства и права, которые бы одинаково понимали и интерпретировали систему функций государства. Еще больший произвол царит в представлениях о функциях правовых явлений, которые стали исследоваться с применением функционального подхода сравнительно недавно.

Конечный результат объяснения эмпирической информации достоверных фактов может выражаться в двух формах: 1) непо­средственная сущность исследуемых явлений полностью объясня­ется с помощью наличных теоретических знаний; 2) непосредст­венная сущность явлений остается необъясненной с позиций имеющегося теоретико-понятийного аппарата.

В тех случаях, когда эмпирические данные полностью соответ­ствуют имеющимся теоретическим знаниям правовой науки, соци­альное правовое исследование не содержит новых теоретических знаний. Но это обстоятельство не означает того, что подобные ис­следования не имеют научной ценности. Сложный, диалектически противоречивый процесс познания закономерностей функциони­рования и развития правовых явлений невозможен без знания со­циальной обусловленности правовых норм и их влияния на разви­тие общественных отношений. Это один из основополагающих принципов материалистической теории права, реализация которо­го положила начало превращению юриспруденции в подлинно на­учную теорию права. Социальные правовые исследования, рас­крывающие социальную обусловленность права, правовых инсти­тутов, механизмов их функционирования, дают материал, который составляет эмпирический базис науки как одного из ее необходи­мых компонентов.

Новые теоретические знания не могут быть получены в ходе социальных правовых исследований и в случаях, когда факты, свидетельствующие о новых свойствах, сторонах, отношениях яв­лений и процессов, не получают объяснения с позиции наличных теоретических знаний. Тем самым в правовой науке обнаружива­ется пробел, который может быть преодолен только на уровне тео­ретического познания и соответствующими этому уровню методо­логическими средствами. Сущность и необходимость, будучи внутренними, глубинными сторонами явлений и процессов, не совпадающими с их внешней формой, непосредственному наблю­дению недоступны и в процессе эмпирических исследований ос­таются нераскрытыми.

Теоретический анализ эмпирического материала, направлен­ный на установление сущности и необходимых элементов, - само­стоятельный этап научного исследования, качественно отличаю­щийся целями и способами познания от социального правового исследования. В теоретической области, считал Ф. Энгельс, эмпи­рические методы «оказываются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление». Применительно к пра­вовым исследованиям это означает, что для успешного развития юридической науки важны совершенствование, разработка не только приемов сбора, изучения и обобщения эмпирических фак­тов, но и методов теоретического исследования. Однако исследова­ние, основанное на применении этих методов, будет иным по срав­нению с социальным правовым явлением как по целям, так и по конечным результатам.

Для этого мы должны подготовить специалиста способного принимать нестандартные решения в нестандартных условиях главный итог реализации так называемого инновационного образования. Модно выгодно но это не панацея. Вообразим себе на минуту что все это работает и даже эффективно. Дальшето что Получим то что уже имеем в продвинутых школах ВУЗах разумеется не естественнонаучного профиля впрочем и до них уже это дошло.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11707. СОВРЕМЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КУБГУ И УНИВЕРСИТЕТА БОРДО-III ИМ. МИШЕЛЯ МОНТЕНЬ) 170.85 KB
Испытывая на себе влияние современных тенденций общественного развития сфера высшего образования становится одновременно их активным участником движущей силой и катализатором. В обстановке нарастающей глобализации на передний план по качеству и престижу образования давно вышли Соединенные Штаты Америки. И решающим фактором в преодолении второстепенного положения Европы на рынке образовательных услуг признается объединение усилий всех стран континента направленных на достижение конкурентоспособности высшего образования.
16988. РОССИЯ НА ПУТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: МИФОЛОГЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 36.47 KB
Однако возникают вопросы: за счет чего это удалось сделать каковы составляющие экономического роста На сколько быстро развивается новая экономика и удалось ли преодолеть монокультурную специализацию страны Как сделать этот экономический рост устойчивым и необратимым Все ли сделано для того чтобы повысился научно-технический потенциал Российской Федерации Что в этих рассуждениях идёт от мифологемы1 о том что Россия – лучшая в мире страна а что отражает реальные тенденции развития Что способствует и что препятствует перерастанию России...
6297. Новая социальная реальность - необходимость инновационного управления 23.6 KB
Под влиянием управленческой революции многие современные цивилизации добились известных социальных результатов. Эти методы научного управления направлены на более полное использование социальных ресурсов ресурсов человеческого фактора. В мире наконец происходит осознание того факта что его стабильность не может быть достигнута за счет разрушения природных социальных и духовных факторов.
16745. Академическая автономия: образы и реальность современного университета 30.39 KB
В статье рассматривается понятие академической автономии в трех измерениях. Во-вторых предлагается исторический экскурс посвященный трансформациям академической автономии в СССР и России. В-третьих дается характеристика институциональных и глобальных угроз академической автономии в описании исследователей университета. Предназначение этой статьи – с одной стороны показать символическое значение рассуждений об академической автономии как способа...
20391. Дополнительное образование 35.93 KB
Задачи практики: изучение специфики деятельности учреждений дополнительного образования структура режимом работы выявление особенностей работы руководителей кружков секций клубов; наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников различных образовательных учреждений. Дом Пионеров становится центром пионерской и комсомольской работы и совместно со школой решает задачу воспитания детей их всестороннего развития. По звонку на урок учительница раздала учащимся тетради для контрольных работи они приступили к выполнению...
4901. Муниципальное образование 36.25 KB
На данный момент общепризнанна необходимость местного самоуправления составляющего одну из основ любого демократического строя оно получило развитие и в России. Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. В итоге прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных органов местного самоуправления образований и местной администрации а так же ее подразделений...
16246. Рынок, наука и образование 28.62 KB
В числе последних можно выделить как позитивные так и негативные как поверхностные так и фундаментальные – воздействие формирующихся рыночных отношений на эти две взаимосвязанные между собой сферы общественной жизни безусловно имеет многоплановый характер. Сам по себе рынок как социально-экономический феномен обязан по крайней мере с позиций зарубежной теории economics выступать институтом ‘справедливой’ мены. При этом он может быть определён как область в рамках которой потенциальные продавцы и покупатели договариваются об обмене...
13526. ДРОБЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ БЛАСТУЛЫ 2.07 MB
После того, как произойдет оплодотворения яйцеклетки, последняя получает возможность перейти к процессам многократных клеточных делений, получившим название – дробление. Дробление осуществляется с помощью митоза, слагаемого из кариокенеза (деление ядра) и цитокенеза (деление цитоплазмы). Однако митотическое деление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) имеет определенные особенности по сравнению с митотическим делением тканевых клеток
5531. Современное представление об устройстве памяти 11.98 KB
Устройство памяти. Физическая основа памяти. Виды памяти. Благодаря памяти в сознании субъекта его прошлое связано с настоящим и доступно понимание категории будущего.
3921. Образование на территории Московской области 36.47 KB
Изучение состояния сферы общего образования в Р.Ф. Изучение состояния сферы общего образования на территории Московской области. Рассмотрение государственных программ в сфере общего образования. Разработка мероприятий для улучшения сферы общего образования на территории Московской области.

 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ГИЛЬДИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Основная и неоспоримая задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Вне обучения развитие невозможно. Через что и как может школа реализовать эту непростую задачу?
Сегодня многие сходятся в том, что только индивидуализация позволит решить эту проблему. Причем не просто индивидуализация, а «индивидуализация интеллектуального развития личности на основе учета своеобразия познавательного опыта».
«Почему именно через интеллект?» М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор РАО, отвечает на этот вопрос так: «Интеллект - один из базовых психологических ресурсов человека... Психологической основой разумности является интеллект... Умный человек контролирует ситуацию... Интеллект - это механизм, порождающий новое знание, механизм, позволяющий хаос приводить в порядок... Интеллект - основа внутренней психотерапии...
Таким образом, занимаясь развитием интеллекта, мы тем самым занимаемся личностью целостно».
При этом она выделяет две основные задачи.
«Создание условий для актуализации наличного познавательного опыта данного ребенка».
«Создание условий для усложнения (но не перегруженности), обогащения и наращивания индивидуального опыта этого ребенка в максимально возможном диапазоне».
В каждом человеке заложена способность, толкающая его на реализацию своих возможностей. Изменение «Я-пространства» происходит через опыт во взаимоотношениях, эффективность обучения зависит от встречи двух индивидуальностей: учитель - ученик, учащийся - его сверстник. Чем гармоничнее они будут взаимодействовать, тем больше будет эффективность.
Насколько же востребован в школах индивидуальный опыт педагога и учащихся?
Сегодня школьное образование в основном строится на знаковой системе, на линейном мышлении, а не на пространственном, на запоминании, а не на понимании, на вербализации материала, а не на языке чувств – то есть обучение левополушарное. А ведь общеизвестен факт: чем больше загружаем что-то одно в психике или в физиологии, тем больше угнетаем другое, то есть чем больше однообразия, тем больше давления.
Мы соотнесли эту ситуацию с данными по изучению индивидуального познавательного опыта учителей и восьмиклассников и увидели, что...

    По типу ума в школе доминируют учителя-аналитики с логическим мышлением и школьники с художественным складом мышления, с действенно-практическим умом.

    Значимым каналом восприятия и переработки информации у педагогов и учащихся оказался кинестетический (телесный). И те и другие могут быть эффективными в обучении, общении, если будут видеть, слышать, думать, чувствовать, запоминать... телом. Но столь же равноценным зарекомендовал себя сформированный «думающий» канал, все контролирующий и реагирующий не на свои ощущения, а на обозначения, «ярлыки», словесные трафареты, шаблоны. Тело как бы говорит: «Хочу!», а «внутренний компьютер»: «Нельзя!».

    Если ребенок, воспринимая и перерабатывая информацию, находит свои образы, метафоры, сюжеты, символы и т.д., то информация сохраняется и воспроизводится достоверно. Искажение или незапоминание происходит из-за частоты использования одних и тех же чужих законов, конкретных (формальных, нормативных) образов, из-за отсутствия в них разнообразия.

    Нет разнообразия, нет и проживания чувств на уроках: высоко тревожны и педагоги и школьники. Лишь на 60% учителя проявляют уверенность в общении с детьми. Четырехлетнее изучение агрессивности у подростков показывает устойчивую тенденцию формирования таких чувств, как вина (100%), обида, раздражительность (от 60% до 80%).

О расхождении в мотивационной сфере педагогов и детей я писала в предыдущей статье (см. «ШП», № 8, 2000 г.).
Из сказанного видно, что оба субъекта образовательного процесса, не желая того, становятся заложниками внутреннего конфликта.
Не учитывая индивидуального познавательного опыта ребенка и опыта собственного, непродуктивно их используя, мы в лучшем случае занижаем планку развития личности, в худшем - блокируем его, программируем неуспешность в обучении и воспитании, порождаем разного рода комплексы и конфликты.
Что же является важным для интеллектуального развития?

1. Знание условий и механизмов развития человека, его закономерностей и динамики является основополагающим.
2. Преемственность, но не ступенчатая, как переход от звена к звену (детский сад - начальная школа - средняя школа), а возрастная. Преемственность в развитии мышления, восприятия, памяти, ведущей деятельности.
3. Учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы позволяют научить стратегиям освоения любого содержания и быстро научить ребенка, как самому учить себя.
4. Проживание знаний, умений, навыков.

Создать условия для проживания - значит наполнить жизнь ребенка событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт, проверяется приобретенный навык, идет поиск лучшего способа деятельности. Способности, которые позволяют ребенку найти свой путь в образовании и двигаться с осознанием своих предыдущих и последующих шагов, не формируются через общение с единственной областью знания или по четко поставленной взрослым цели, а возникают в результате встречи и отношения с чем-либо важным для него на данном этапе жизни.
Следует перейти от педагогического метода к социальной организации жизни в системе образования.

5. Инициирование творческого процесса.

В мире превалирует грамотность функциональная. Школьники фиксируют факты, запоминают чужие образы, отвечают на вопросы, которые не задавали... В результате ребенок становится субъектом культуры только в собственных авторских или соавторских произведениях. Вычленение кода текста, правила, формулы, наполнение его собственными смыслами позволяют создать свое произведение культуры. Врагом творчества являются страх, тревожность. Психологически комфортный режим обучения обогащает, расширяет палитру чувств и эмоций, через которые расширяется индивидуальный познавательный опыт.

6. Использование субъективных методов работы: сравнение учащегося с ним самим, а не с другими, мониторинг развития, освоения материала, осведомленности, внутренний контроль, а внешний только как помощь, - разворачивает ребенка к самому себе, актуализирует его значимость и неповторимость.

Конечно, описать все условия невозможно, тем более что индивидуализация зависит от возможностей конкретного региона, конкретной школы, конкретного учителя.
Что исключает интеллектуальное развитие? Насилие над умом, элитарность и чувство равнодушия.
Человеческое существо инстинктивно открывается навстречу тому, что его развивает или формирует, так как это органично природе (природосообразно), и противится воздействиям, не попадающим в логику развития.
«Безусловно, все дети разные, но все они равны с точки зрения права на развитие собственных интеллектуальных сил и учет уникальности склада своего ума» (М.А. Холодная).

Людмила ЕВЛАНОВА,
психолог информационно-методического центра,
г. Белов Кемеровской обл.

Спонсор публикации статьи: компания «РемБытТех» предоставляет услуги по ремонту и установке бытовой техники в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать ремонт холодильников Электролюкс и многих других производителей, по выгодным ценам. Высокопрофессиональные специалисты проведут работы в удобное Вам время, с использованием оригинальных запчастей, проведя все работы в короткие сроки и в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предложением компании, и оставить онлайн заявку, можно на сайте http://rembitteh.ru

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Школу сегодня безжалостно критикуют, и многие родители, провожая детей учиться, испытывают беспокойство. Вполне понятное, если учесть то множество слухов и мифов, которые окружают школьную жизнь. Пора уточнить смысл некоторых из этих расхожих суждений.
Тысячи мальчишек и девчонок совсем скоро переступят порог школы. Вместе с ними в школу войдут и родители. Современные люди, они активно обсуждают вопросы образования, знают, какова роль семьи в обучении, имеют четкое представление о хорошей школе и об идеальном учителе. Но хотя представления эти давно сформировались и передаются от одного поколения пап и мам к следующему, порой они – лишь миф. Причем миф довольно опасный: ведь во власти заблуждений могут оказаться и наши дети-школьники. А к чему нам лишние проблемы?
Итак, родительские заблуждения и комментарии к ним…

Миф № 1: «Школа – второй дом»

По количеству времени, которое ученик проводит в школе (полдня, а порой и весь день, то есть часто даже больше, чем дома!), это так. Но что мы вкладываем в понятие «второй дом»? Это место, где понимают и принимают любым. То есть самое безопасное на свете. Да, всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребенку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало.
Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение – достаточно жесткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Надо ли кому-то объяснять, что так называемая «классно-урочная» форма не позволяет создать комфортные условия для каждого? Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. Прибавьте к этому, что не каждый учитель – педагог с большой буквы, уроки порой неинтересные, дети, случается, шумят, а учителя (что уж скрывать!) повышают голос…
А уж если при всем этом ваш ребенок не такой, как все – не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре, – тут и самая комфортная среда бессильна.

Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребенка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?

1. Поиграть с ребенком «в школу» – это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.
2. Установить возможно тесный контакт с учителем, познакомиться с родителями одноклассников.
3. Помогать учителю в проведении классных мероприятий: так дети увидят, что маме с папой важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция – это хорошо и верно.
4. Рассказать, что к учителю можно обращаться по всем вопросам.
5. Объяснить, как познакомиться и общаться с другими детьми.
6. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации, при которых могут произойти ссоры с одноклассниками).
7. Показать игры, в которые можно поиграть на перемене.
8. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у малыша без помощи родителей формируются трудно и долго.
9. Повторять дома то, что пройдено в школе, в нестандартной, игровой форме, чтобы ребенку самому была интересна эта работа.
10. Не ругать за ошибки, не сравнивать с другими, не требовать от малыша больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая сильно мешает успешности.
11. Соблюдать режим дня.
12. Хвалить даже за самые маленькие достижения.
13. Установить традицию: возвращаясь из школы, рассказывать, что там происходило, чему научился, что не получилось и т. д.
14. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.
15. При необходимости (если самостоятельно решить проблему вы затрудняетесь) обращаться за помощью к психологу.

Миф № 2: «Он обязательно будет отличником, ведь я сама прекрасно училась»

С одной стороны, социологи видят связь между успеваемостью ребенка и уровнем образования родителей: тем лучше, чем выше. С другой, ребенок не рождается клоном мамы и папы – он «свой». У него индивидуальные особенности развития, склонности, интересы. И совсем не факт, что он будет так же красиво писать, как мама, или так же быстро считать, как отец. Очень часто у родителей-математиков дети учатся на тройки именно по математике, у детей музыкантов отсутствует слух, и т. д. Никакой паники – это нормально!
Ненормально другое: когда мама чуть ли не с садика ждет от ребенка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звезд с неба не хватает. И вот оно, это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребенка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски и т. п.
Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость еще понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребенка.
Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени» – это сигналы о проблемах, с которым ребенку хорошо бы справиться. Так что, увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.
Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребенок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полетов» важно проводить в доброжелательном тоне.
Ребенок должен чувствовать, что его принимают любым – двоечником ли, отличником, что окружающие готовы помочь разобраться. Тогда мы, возможно, увидим и успехи.

Миф № 3: «Мы весь день работаем, а тут еще и учитель от нас чего-то хочет»

Действительно – хочет, и с этим ничего не поделаешь! Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников.
Но ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придется соблюдать определенные условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учебы – это посерьезнее мобильника. Почему же, отдавая ребенка в 1-й класс, мы уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придется признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. И если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.

Итак, родители должны:

1. Следить, чтобы ребенок пришел в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.
2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.
4. Обучить ребенка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.
5. Объяснить важность и значимость учения. Потому что если бы ребенок был «чистой доской» или «полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения – наш общий труд.

Миф № 4: «За то, как учится ребенок, отвечают учителя. Им за это деньги платят»

Точно, платят. Но обязанностей у учителей очень много, и главная из них – качественное обучение. Учитель обязан дать знания, а родитель – проконтролировать, чтобы у ребенка были все возможности (и, конечно, желание) их получить и усвоить. Поэтому правило первое: если вашему школьнику хочется поделиться радостями и трудностями, показать тетради, поддерживайте это желание! Важно каждый день находить время на то, чтобы выслушать его рассказы, вникнуть, помочь. Чтобы не было формальных расспросов, приготовьтесь рассказать малышу о том, что происходило на работе у вас (в доступной форме, конечно). А вот ваше безразличие, ссылки на усталость и отсутствие времени могут привести к выводу о том, что учеба – дело не такое уж важное, и можно не напрягаться. В честных рассказах ребенка о школе есть и еще один плюс: вы своевременно узнаете о проблемах и сможете вовремя и адекватно отреагировать на происходящее.
И правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!
Порой родители искренне не понимают, почему ребенок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: «Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не мое». И как главный аргумент:
«Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно, так и было, особенно в начальной школе. А с учетом того, что современные программы усложнились и времени на их усвоение дается меньше, помогать необходимо каждому ребенку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определенная цель: научить его работать самостоятельно. Как?

Учим выполнять домашние задания самостоятельно

1. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребенок понял, зачем все это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать все самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.
2. Следующий шаг – совместно-разделенная работа. Пусть малыш посильную часть домашнего задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.
3. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребенку готовить домашние задания без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания.на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Помните:

все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то – на протяжении 11 лет обучения. И оказывать ее необходимо ровно столько, сколько требуется.

Главная ошибка родителей – делать домашнее задание за детей.

А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.

Миф № 5: «Учитель всегда прав»

Не всегда, конечно, он тоже человек и тоже допускает ошибки. Или не всегда может посмотреть на ситуацию объективно и отнестись к детям непредвзято.
Вот простой пример. На прием приходит мама с девочкой-второклассницей. Повод – школьный дневник, испещренный записями типа «Бегала на перемене. Примите меры». Мама полагается на учителя и регулярно «воспитывает» дочку, но без толку – замечания не прекращаются. А что говорит девочка?
- Все бегают на перемене, я не больше всех, всем пишут, мне не больше других.
Значит, проблема не у девочки, а у учителя, это ему надо помочь и как-то по-другому организовать перемены.

Вывод:

родители должны доверять ребенку, стараться в любой конфликтной ситуации выслушать обе стороны и не принимать поспешных решений. И сходу никого не обвинять.
Что скрывать, есть и такие родители, которые, что бы ни случилось, ругают учителя. Они и не пытаются разобраться: плохой – и все. Но подумайте о ребенке: получается, он учится у плохого учителя? Убивая веру ученика в педагога, обсуждая недостатки последнего при малыше, вы создаете проблему: не уважая учителя, ребенок и ко всему, что он говорит, будет относиться без уважения. И в итоге образуются пробелы в образовании.

Миф № 6: «Если ребенка обижают в школе, лучше смолчать»

Очень часто родители думают, что идти и разбираться в ситуациях по поводу обид и жалоб ребенка – это некрасиво, унизительно: «Подумаешь, обидели – и ты обидь. Сам разбирайся!»
Подход не совсем верный. Конечно, нет необходимости по каждому поводу бежать к директору или писать жалобы на сайт Министерства образования, но важно понимать, что ваш ребенок – несовершеннолетний, и его интересы представляете вы. Кто, если не вы, поможет ему в ситуациях несправедливости? И если все делать правильно, хуже
от участия родителей не будет.
Если любимое дитя, например, один раз дернули за косу или сбросили вещи с парты, ребенок вполне может разобраться сам.

Главное – научить, как действовать в конфликтных ситуациях. То есть:

  • не выступать в роли провокатора, сохранять самообладание;
  • не плакать и не бегать за обидчиком: ведь в большинстве случаев, дергая за косы и обзывая, он как раз и пытается привлечь внимание, и чем ярче ответная реакция, тем вероятнее он поступит так снова;
  • попытаться решать конфликтные ситуации словом: посоветуйте ребенку в ответ на действия обидчика… пошутить. Что-нибудь вроде: «У нас сегодня что – турнир по сбрасыванию вещей с парты? Я в нем не участвую!» или «Правда, у меня красивая коса?» Шутка поставит обидчика в тупик;
  • обращаться за помощью к учителю только тогда, когда ясно: собственными силами не справиться.
Вмешательство родителей совершенно необходимо, если ребенок жалуется на несправедливые действия учителя или на травлю со стороны одноклассников и любые жестокие действия в отношении него.

Что предпринять в данных случаях?

  • Пообщайтесь с учителем и выясните суть происходящего (в доброжелательной форме, что бы ни произошло!).
  • Если ситуация требует участия другого родителя и его ребенка, то позвоните или встретьтесь лично. Главное – сохранять самообладание, демонстрировать установку на сотрудничество и стремление разрешить ситуацию, в противовес желанию тут же наказать обидчика.
  • Порой полезна встреча двух сторон (родители + дети) – это дает возможность понять точки зрения каждого и прийти к единому решению.

Чего делать нельзя?

  • Приходить в класс и устраивать разборки с детьми, не выяснив суть конфликта и без согласования с учителем.
  • Скандалить, грубить, оскорблять.
  • Общаться с чужим ребенком без участия хотя бы одного из его родителей.

Миф № 7: «Образование у нас бесплатное, и никаких сборов денег быть не должно»

Формально да: бесплатную школу никто не отменял, уроки у нас бесплатные, школьные кружки в рамках дополнительного образования и отдельные учебники – тоже. Однако за что-то придется и доплатить.
Питание в школьной столовой, форма, канцтовары, учебники и тетради одноразового пользования, учебники не из федерального перечня, походы класса в кино, театр, цирк – все это оплачивается родителями. Плюс нужды класса. Они обычно зависят от представления родителей о комфорте и целесообразности: кто-то ставит в класс кулер, кто-то – диван, а кто-то вводит традицию отмечать всем классом дни рождения – с угощением, с подарками и т. д.
Кроме того, школа (при наличии соответствующей лицензии) может предлагать платные дополнительные услуги. Так что учеба – далеко не дешевое удовольствие.

Миф № 8: «Хорошая школа – та, где дети хорошо сдают ЕГЭ»

Высокие результаты ЕГЭ, количество отличников – все это, бесспорно, демонстрирует качество образовательного процесса. Но, к сожалению, абсолютно не является гарантией того, что вашему ребенку в данной конкретной школе будет комфортно.
На что действительно надо обращать внимание при выборе учебного заведения?
  • Другие дети ходят туда с желанием.
  • В школе много кружков и секций.
  • Администрация заботится о сохранении здоровья учеников…
  • …а также не экономит на обеспечении безопасности учебного заведения.
  • Стабильный педагогический состав, полный комплект учителей-предметников.
Все это не менее важно, чем результаты ЕГЭ – ведь, как уже было сказано выше, ребенок в школе не просто получает знания и пишет контрольные, но и проживает полноценную жизнь. И если школа ориентирована исключительно на передачу знаний, а оценки и успешность ставятся во главу угла, полноценного детства вашему чаду не видать. А разве
этого мы хотим для своих детей?
Понять, насколько порядки в школе соответствуют характеру вашего ребенка (именно ему, а не вашим родительским амбициям!), несложно. Почитайте отзывы в Интернете, поговорите с мамами и бабушками, которые поджидают детей после уроков, а также с самими детьми (причем желательно, чтобы дети были разных возрастов), изучите школьный сайт. И, разумеется, не постесняйтесь задать все интересующие вас вопросы директору при записи в школу.