Методы обучения чтению в начальной школе. Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов. Методика Ольги Соболевой

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 - 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 - 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы .

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте .

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 - 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с . Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Введение

I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников

1.1 Особенности обучения в начальных классах

1.2 Психологический подход к пониманию сущности чтения

1.3 Психофизиологическая характеристика процесса чтения

II. Теоретические основы обучения чтению детей младшего школьного возраста

2.1 Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте в истории педагогики

2.2 Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

2.3 Обзор методов и принципов обучения чтению

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном и др.

Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий является основным. Как отмечает психолог Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагог заботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается. Между тем современная мировая практика ориентирована на критерий понимания текста. Так, регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии грамотности чтения, который формулируется как « способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».

Проведенное в 2000 году по этой системе международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) зафиксировало очень печальный результат: по уровню грамотности чтения российские школьники заняли 27 место. В частности, читать на «высшем уровне» - т.е. «понимать сложные тексты, оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы», смогли только 3% обследованных российских школьников. Учащихся, показавших уровень ниже первого (включает в себя базовые умения: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста с целью определения основной темы), в России оказалось 9%, в среднем же по странам - 6%.

Это обстоятельство заставляет вновь вернуться к разработке критериев оценки сформированности навыка чтения.

В качестве «рабочего» мы предлагаем использовать критерий «качество чтения». Под качеством чтения мы понимаем умение осмысленно читать.

Из вышесказанного была сформулирована проблема дальнейшего исследования: какие приемы и методы обучения будут способствовать повышению качества чтения детей младшего школьного возраста.

Объектом изучения является процесс обучения чтению младших школьников.

Предмет : особенности обучения чтению младших школьников.

Цель работы: осуществление целенаправленной работы по обучению чтению детей младшего школьного возраста с применением разнообразных приемов и методов.

Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи :

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста;

2) Определить роль чтения в развитии детей младших классов;

3) Изучить влияние различных приемов и методов на качество обучения чтению младших школьников

4) Выявить уровень

Гипотеза : мы предположили, что качество чтения детей младшего школьного возраста будет зависеть от применения учителем в работе по обучению чтению разнообразных приемов и методов.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами применяются следующие методы исследования:

· изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· индивидуальные беседы с детьми;

· психолого-педагогический эксперимент (констатирующий);

· качественный и количественный анализ полученных результатов.

Данная работа не является глубоким научным исследованием, но, тем не менее, претендует быть небольшим пособие по обучению детей младшего школьного возраста чтению.


Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников

1. 1 Особенности обучения в начальных классах

"Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах" . "В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек" . В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. "Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др" .

Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. Для учащихся первых-четвертых классов характерным является стремление к положению школьника. . В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же "уникальные и единственные". Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.

Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. "Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода" . Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости .

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается" . В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность.

Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться). . Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем.

Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников . Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале, как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствие педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. .

Чтение как цель обучения

Целью обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является формирование у учащихся умений извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной коммуникативной задачи. Это предполагает овладение определенными видами чтения и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Еще академик Л. В. Щерба отмечал, что ведущим началом усвоения языка (речи ) должен быть смысл , понимаемый разными категориями слушающих именно так , как задумал говорящий.

Важно знать

С формированием осмысленного восприятия связаны следующие базовые умения , лежащие в основе чтения:

  • прогнозировать содержание информации но структуре и смыслу;
  • определить тему, основную мысль;
  • делить текст на смысловые куски;
  • отделять главное от второстепенного;
  • оценивать содержание текста;
  • интерпретировать текст.

Обучение чтению в начальной школе

делением их на смысловые группы. Процесс обучения чтению начинается с формирования навыков чтения, т.е. технической стороны чтения.

Мнение специалиста

С. Ф. Шатилов под навыками чтения понимает автоматизированные зрител ьно - речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением .

Таким образом, навыки чтения обеспечивают способность:

  • устанавливать графемно-фонемные соответствия;
  • устанавливать соответствие между графическим образом слова и его слухо-речемоторным образом;
  • правильно артикуляционно оформлять читаемые единицы;
  • соотносить лексический образ слова, словосочетания с их значением;
  • соотносить грамматическую форму слова, словосочетания с их значением.

Характерной чертой начального этапа обучения является то, что процесс понимания происходит не одновременно с процессом восприятия, иначе говоря, понимание отделено от процесса восприятия. Обусловлен такой процесс недостаточным уровнем автоматизированное™ навыков чтения, вследствие чего учащиеся концентрируют свое внимание на установлении связи между графическим образом читаемой единицы и ее слухо-речемоторным образом, смысловое же значение вследствие этого отодвигается на второй план и осознается позднее. Автоматизированное™ технических навыков у опытного чтеца позволяет ему сосредоточить внимание на смысловой стороне содержания иноязычного текста. Задача обучения, таким образом, заключается в установлении непосредственной связи между графическим образом и его смысловым значением.

Итак, навыки чтения являются той основой, которая обеспечивает понимание информации, заложенной в письменном сообщении.

Обучение технической стороне чтения сопряжено с целым рядом трудностей лингвистического и психологического характера, обусловленных как спецификой перцептивной и смысловой обработки информации в процессе чтения, так и особенностями изучаемого языка.

Лингвистические трудности зависят от особенностей осваиваемого иностранного языка и обусловлены неустойчивостью между графемно- фонемными связями, которые вызваны различиями между орфографической и фонетической системами иностранного языка. В качестве примера можно привести расхождение произнесения одной и той же буквы в различных буквосочетаниях.

Неустойчивость связей может вызвать межъязыковую и внутриязыковую интерференцию. Так, при чтении учащимся приходится преодолевать трудности, связанные с совпадением начертания некоторых букв, которые передают разные звуки в родном и изучаемом языке: х, т, п , р> у с необходимостью различать сходные по начертанию буквы алфавита, например b и d.

В свою очередь, психологические трудности вызваны:

  • отсутствием в речевой памяти учащихся достаточно прочных слухо- речемоторных образов, которые имеются у младших школьников при обучении чтению на родном языке ;
  • неустойчивостью и ситуативностью учебно-познавательных мотивов;
  • малым полем зрения;
  • недостаточным уровнем развития психических процессов (памяти, внимания и др.). Так, большое значение для чтения имеет оперативная память, способствующая удержанию в течение небольшого промежутка времени тех частей предложения (или синтагмы), которые при дальнейшем их объединении приводят к пониманию читаемого;
  • неоправданными регрессивными движениями глаз.

Минимальной единицей обучения чтению является слово, которое

и позволяет учащимся овладевать техникой чтения - озвучиванием графического образа слова - по правилам чтения или путем запоминания самого образа слова и соотнесения его со значением.

В отечественной методике существуют различные подходы к решению проблемы обучения чтению на начальном этапе и используются различные методы обучения, в основу деления которых положены следующие критерии:

  • 1) исходная языковая единица, положенная в основу обучения (буква, звук, целое слово, предложение, текст);
  • 2) вид ведущей деятельности учащихся (анализ, синтез).

Объединение данных критериев позволяет получить следующую классификацию методов обучения чтению:

  • 1) аналитические: звуковой, звуко-буквенный метод, слоговой;
  • 2) синтетические: метод целых слов, метод целых предложений;
  • 3) аналитико-синтетические (смешанные).

Рассмотрим в качестве примера использование смешанного метода обучения чтению слов, организованных по определенному правилу чтения.

Первый способ включает чтение слов по образцу (по обучающей карточке) с использованием звуко-буквенного анализа, позволяющего учащимся самостоятельно вывести правило чтения. Обучающая карточка включает ключевое слово с выделенными в нем с помощью цвета изучаемой буквы или буквосочетания и картинку, иллюстрирующую ключевое слово, звуковая форма которого была усвоена предварительно. Таким образом, устное опережение формирует навык чтения на знакомом лексическом материале. После прочтения слова вслед за учителем (диктором) либо самостоятельно следует звуко-буквенный анализ, который может осуществляться с использованием разрезной азбуки. Например, учитель произносит слово и спрашивает, сколько звуков в данном слове, затем показывает (пишет) ключевое слово и просит соотнести количество букв с количеством звуков. После этого с помощью разрезной азбуки буквы, соответствующие звукам, размещаются в пустых ячейках. В процессе данной работы учащиеся самостоятельно либо с помощью учителя выводят правило чтения буквосочетания.

Далее учащиеся учатся читать однотипные слова, содержащие изучаемое правило. При этом самостоятельному чтению учащихся предшествует прослушивание образцового чтения слов и чтение за диктором. Известные отечественные ученые-методисты Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, Н. В. Языкова особо подчеркивают, что речь должна идти именно о чтении, а не имитировании речи диктора 1 .

Второй способ предполагает чтение слов, организованных по правилу чтения, представленному звуком, буквой и ключевым словом. На первом этапе учитель в игровой форме знакомит учащихся с правилом чтения. Приведем в качестве примера варианты введения правил чтения.

  • Сегодня наши с вами друзья решили отправиться в долину букв. Каждая гласная буква там была красивым цветком, а каждая согласная - узором, выложенным из драгоценных камней. Вдруг Микки заметил, что когда два цветка распускаются вокруг камня в форме буквы S, камень превращается в пчелку и начинает жужжать... Z-Z-Z.
  • На поляне возле озера растут необычные цветы. Они удивительны тем, что на каждом из них написано слово. Все слова, как и цветы, очень похожи - в них есть одинаковый звук [аи]. Этот звук ты узнаешь по двум буквам - ow или ои - в начале или середине слова. Обведи эти буквы и прочитай: [аи]. Прочитай теперь все слово .

Интересным представляется способ ознакомления учащихся с правилами чтения, представленный в пособии «Английский через ситуации» , в котором в доступной и увлекательной форме школьников знакомят с правилами чтения. Например: «Ребята, вы заметили, что все буквы “говорят”, кроме буквы “е”. Она молчит, но эта буква - командир. Командир молчит, но за буквой “i” всегда следит. Следит, чтобы буква “Г правильно называла свое имя».

  • Найди, сколько раз встречается слово_.
  • Судоку. Найди пропущенное слово в каждой строчке, напиши его и прочитай затем слова по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Составь из букв, изображенных на рисунке, слово и прочитай его.
  • Вставь пропущенную букву и прочитай слово.
  • Поставь галочку, когда услышишь звук_в слове.
  • Микки сейчас прочитает слова. Повтори за ним и укажи, в каком порядке они были произнесены.
  • «Собери ромашку». Выбери лепестки, в которых буква_

читается как звук_, и собери как можно быстрее ромашку. Прочитай слова, написанные на лепестках.

Микки с Минни решили посоревноваться и вспомнить как можно

больше слов, в которых буква_читается как звук_.

Прочитай слова, которые вспомнил Микки (выделены зеленым цветом) и Минни (выделены красным цветом). Кто победил?

Найди слова в строке, опираясь на выделенное слово, обведи и прочитай их.

«Фотоглаз»: посмотри на слова в столбике и определи, есть ли в нем лишнее слово. Прочитай слова.

Использование игр при обучении технической стороне речи.

Приведем в качестве примера несколько игр, которые успешно могут быть использованы при формировании навыков чтения.

«Монстр Глутон». Прочитай слова и заполни ячейки.

Комментарий. Подготовьте набор карточек со словами или предложениями. Учащиеся по очереди вытягивают карточку со словом или предложением и читают его. Если слово (предложение) прочитано правильно, они размещают его в пустой ячейке, если слово или предложение прочитано неправильно, то возвращают его в стопку с карточками. Выигрывает тот, кто первым заполнит пустые ячейки.



  • Кубик. Каждый из учащихся бросает кубик и берет из коробки соответствующее количество карточек. Если ученик правильно прочитал слово, то оставляет карточку себе, если сделал ошибку, то карточка возвращается в коробку. При этом один из учеников напоминает правило чтения (можно прочитать слово хором). Выигрывает тот, у кого больше карточек со словами.
  • Bourn, Bam, chipe et chance. Для организации этой игры необходимо подготовить карточки со словами и карточки, на которых напечатаны следующие слова: «BOUM», «ВАМ», «СН1РЕ», «CHANCE». Учащиеся по очереди вытягивают карточки и читают слова. Если слово прочитано правильно, учащийся оставляет карточку у себя, если слово прочитано неправильно, то карточка возвращается в коробку. Если учащийся вытягивает карточку со словом «ВАМ», то он возвращает ее в коробку и пропускает ход, если учащийся вытягивает карточку со словом «BOUM», то возвращает в коробку две карточки со словами, если учащийся вытягивает карточку со словом «СН1РЕ», то берет себе карточку со словом у другого ученика, и, наконец, если учащийся вытягивает карточку со словом «CHANCE», то он ее оставляет у себя для того, чтобы можно было заменить ею карточки «BOUM» и «ВАМ» и иметь право при этом вытянуть дополнительную карточку. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
  • 2. Задания на расширение вертикального и горизонтального поля зрения и увеличение скорости чтения. Данные задания предполагают увеличение количества элементов (букв в слове, слов в предложении) и могут иметь либо форму прямоугольника, вытянутого вертикально, либо форму ромба.

На уровне слова:

  • Обведи буквосочетания au/eau и прочитай слова.
  • На пути наших путешественников оказалась небольшая преграда. Помоги им спуститься по ступенькам лестницы как можно быстрее.
  • Прочитай как можно быстрее слова сверху вниз, сфокусировав взгляд на прямой линии.

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.
Минусы метода
  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода
  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.
Минусы методики
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Доклад на тему: «Методы и приёмы по совершенствованию навыков продуктивного чтения в начальной школе».

Комплекс упражнений.

Методика оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко – Пальченко предлагает наиболее эффективные резервы обучения чтению. Они отработаны учителями творческих групп, учителями базовых школ, были экспериментально проверены на применимость в массовых условиях и на полезность.

Не длительность, а частота тренировочных упражнений . Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Например, если первоклассника, который плохо читает, дома заставить читать сказку целиком. Это час-полтора очень трудной работы. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки с течение часа-полтора за один приём.

Жужжащее чтение один из основных элементов при обучении чтению. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 120 минут.

Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких методических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно, будет положительный эффект.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Пример этой закономерности.

Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения . В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.…Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения.

Хорошо бы совместить просмотр диафильмов перед сном.

Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов , тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из восьми- девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча и это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На 6 предложений из набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут. Только после того как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Это главное условие надо соблюдать непременно.

В системе И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три упражнения. Это: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Для развития артикуляционного аппарата предназначены следующие упражнения системы Федоренко-Пальченко – чтение в темпе скороговорки . При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительность чтения, но зато необходимо повысить требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем необходимо остановить учеников и начать третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Это чудо состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две – три недели чтение ребёнка заметно улучшится.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. Динамическое чтение – это чтение глазами. Начинать работу можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день. С чего начать? Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:

    Регрессия – возвратные движения глаз.

    Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.

    Неумение найти главное в тексте (пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное).

    Недостаточное использование смысловой догадки.

    Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли. Значит, это тоже замедляет чтение.

Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности. Но как это сделать, с помощью каких приёмов и методов?

Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 секунду запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Затем после команд «Приготовься! Внимание!» даётся команда «Фотографируем!».

Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова, а также создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребёнок не замечает ошибки; теперь же, «прощупав своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и чётко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребёнок допускать их уже не будет).

Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мыслительная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной . Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю часть. Ребёнку предлагается, несмотря на такую деформацию, все-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней части четверти строки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребёнок уже немного знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые.

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т. д.

Открою секрет: это упражнение – с хитринкой! Дело в том, что любой сколько-нибудь смышлёный ребёнок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат! Если при этом ребёнок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придётся восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то, что нужно.

Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать во что бы то ни стало, пока строчка открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задаёт внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочитанное слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (её объёма, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, её прочности, так как удержанное надо сохранять несколько секунд, и её устойчивости к интерференции – такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый замечает, что ребёнок пытается действовать именно так, то этому надо незаметно для ребёнка всячески способствовать: несколько медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребёнок привносит из нижней строчки в верхнюю, и т.п.

Перечисленные достоинства этого упражнения (при его крайней простоте) дают основание полагать, что оно одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать времени больше, чем на другие.

Классификация слов на группы . Даётся 8-16 карточек, на каждой из которых напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится, например, что левая часть стола – это кухня и туда должны быть положены предметы, которым место на кухне (кастрюля, вилка), а правая часть – детский сад и там должны быть размещены малыши (Нина, Петя). Просматривая карточки, ребёнок должен разложить их на группы. В зависимости от уровня подготовки ребёнка можно предлагать ему раскладку на 2, 3 или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать, либо нет. Разумеется, слова заранее должны быть подобраны так, чтобы они легко классифицировались.

Это упражнение чрезвычайно важно для развития навыка чтения, так как в нём едва ли не впервые в жизни ребёнка чтение выступает не как самоцель (прочитал – и всё, цель достигнута), а как средство для достижения другой цели (правильно разложить карточки). Это приводит к тому, что ребёнок в ходе своих собственных действий начинает чётко осознавать один из основных смыслов чтения – получение информации для регуляции своих действий – и убеждается в недопустимости ошибок (ошибка здесь выступает не просто как нежелательная неточность, а как непосредственная причина абсурдных действий, нелепых поступков, когда, например, предмет кухонной утвари оказывается приведённым вместо ребёнка в детский сад!). Это упражнение также снимает напряжённость, связанную с фиксацией ребёнка на чтении, возникшей ранее из-за многократных упрёков за ошибки, - ведь здесь ребёнку не надо читать, т.е. совершать неприятную ему деятельность, а надо лишь раскладывать карточки, и чтение в этом случае является процессом незаметным, мимолётным, лишь одним из многих специально никак не акцентируемых моментов процесса раскладки.

Особую ценность это упражнение приобретает тогда, когда в него вводится необходимость строго побуквенного анализа слов. Это достигается тем, что в классифицируемый материал вводятся пары слов, сходных по написанию, но разных по значению (например, при раскладке на две группы: транспорт и ягоды-фрукты – это пары: машина-малина, автобус-абрикос; на группы: мальчики и девочки – это пары имён: Маша-Миша, Тоня-Толя, Витя-Вика и др.), а также очень длинных слов (типа велосипед).

Двукратное произнесение каждого слова . Предложение (сначала короткое – из двух-трёх слов, потом постепенно длина увеличивается) следует читать так, чтобы каждое его слово произносилось по два раза, например: Двукратное двукратное произнесение произнесение… . Это упражнение помогает ребёнку проникнуть в смысл воспринимаемого и озвучиваемого текста. Дело в том, что слово, прочитанное медленно, по слогам (особенно если оно длинное), не является словом живой речи. Это лишь некоторое звуковое образование, мало похожее на слитно произносимое слово живой речи, и потому ребёнку трудно его узнать и тем более извлечь из него смысл. Для того чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам слово было узнано как естественное, живое слово, его следует повторить слитно. За счёт таких двукратных произнесений каждого слова ребёнок формирует их естественные слуховые образы, что и способствует проникновению в их смысл.

Применение метода «ведение диалога с текстом».

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявляется по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Методические приемы Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Использование таблицы Шульте.

(упражнения на увеличение поля зрения)

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до

30, при этом

показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет

можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.