Методика анализа воспитательной работы. Анализ учебно – воспитательной работы. Анализ воспитательной работы – это

Анализ воспитательной работы

за … учебный год

классного руководителя …класса

На начало учебного года в классе обучалось … человека: … мальчиков и … девочек. Прибыли в течение года - … Выбыли в течение года - …

На конец учебного года в классе обучается … человека.

Переведены в … класс … учащихся, из них … учеников переведены условно, так как имеют по одной неудовлетворительной оценке в году:

ФИО ученика – предмет, по которому неудовл.оценка

Эти учащиеся имеют крайне слабые знания по большинству предметов учебного плана, но особенно по русскому языку, алгебре и геометрии. В течение учебного года они имели «2» по разным предметам в нескольких четвертях.

С учащимися и их родителями велась постоянная профилактическая работа, проводились неоднократные беседы с участием социального педагога, завуча по воспитательной работе, 2 раза проводились малые педсоветы по успеваемости, учащиеся приглашались на Совет профилактики и к директору школы.

Родители систематически извещались об успеваемости их детей. На каникулах с этими учениками проводились дополнительные занятия, однако из-за слабой усидчивости и недисциплинированности вышеперечисленных учащихся занятия имели лишь кратковременный эффект и не улучшили общую картину успеваемости к концу года. Именно поэтому было принято решение перевести этих учащихся в следующий класс условно: в августе они должны будут написать повторные итоговые контрольные работы и при условии получения удовлетворительной оценки будут переведены в 9 класс. Если же учащиеся не смогут получить «3», они будут оставлены на повторный курс обучения в 8 классе.

Родители извещены об итогах года.

В течение года более половины учащихся (15 человек) занимались в кружках и секциях (6 человек в школе, 9 – вне школы), некоторые учащиеся посещают несколько кружков.

Уровень сплочённости коллектива – средний, взаимоотношения между мальчиками и девочками несколько улучшились, однако единичные конфликты случались, хотя в этом направлении велась постоянная воспитательная работа.

Самоуправление в классе всё ещё отсутствует, дети не могут организовать что-то самостоятельно, явных лидеров, обладающих организаторскими способностями и авторитетом у большинства одноклассников, нет, поэтому во всём требуется помощь классного руководителя.

Большинство детей очень пассивны: мероприятия не вызывают их интереса, они отказываются принимать в них участие. Желания заниматься чем-то дополнительным - выходящим за рамки учебной программы – нет. Многие вообще ничем не увлекаются и дополнительно не занимаются, сфера же интересов остальных лежит вне школы: спорт (Фамилии учащихся), иностранный язык (…), другое.

В течение года класс принимал участие во всех школьных мероприятиях.

Наибольший интерес у ребят вызвали 3 мероприятия:

    Новогодний КВН с учащимися параллельного класса (принимали участие 14 человек).

    Подготовка и участие в общешкольном мероприятии «Идеальная пара» (участники –…)

    Подготовка к фестивалю патриотической песни «Виват, Россия!», посвящённому 68-й годовщине Великой Победы (принимали участие 16 человек, класс занял 2 место среди 8-11 классов).

За прошедший учебный год получили поощрения

За активное участие в общественной жизни класса: … фамилии учащихся

Работа с «трудными» детьми

Ф.И. ребёнка

Причина беспокойства

Удалось ли вовлечь в работу

Какие поручения давались

Какие дела для него были наиболее интересными

Систематические прогулы и опоздания, низкая успеваемость, отсутствие культуры поведения, ложь.

Поручения берётся выполнять, но никогда не доводит до конца, лжёт, выкручивается, пытаясь объяснить, почему ничего не сделал.

Безответственен, ни в чём на него нельзя положиться.

Нежелание трудиться на уроке, дисциплина на уроке и перемене

От всех поручений отказывается

Ничто в школьной жизни не вызывает интереса

Работа с родителями

За прошедший учебный год проведено 6 родительских собраний и 2 заседания родительского комитета.

Тема родительского собрания

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств подростка. Жизненные цели подростков».

«Как помочь подростку обрести уверенность в себе».

«О трудностях учения».

«Здоровый образ жизни – основа успешности в современном мире».

«Нравственные приоритеты семьи и их значение в формировании личности подростка».

Посещаемость родительских собраний по сравнению с прошлым учебным годом несколько улучшилась, но постоянно посещают школу практически одни и те же родители - как правило, это родители детей, у которых наименьшее количество проблем, остальные появляются в школе периодически или тогда, когда у ребёнка возникают серьёзные проблемы.

Ни разу не были на родительских собраниях родители … учащихся. Общение с этими родителями происходило только по телефону. Один раз посещали собрания родители … учащихся.

За прошедший учебный год родителей интересовали прежде всего вопросы успеваемости и дисциплины, а также подготовка детей к предстоящим экзаменам, которая велась уже в текущем учебном году.

Группа «проблемных» учащихся, наметившихся в прошлом учебном году, - … – к сожалению, не уменьшилась, а увеличилась: к ней добавились …, которые значительно снизили уровень успеваемости в этом году и получали «двойки» в четвертях по разным предметам.

Все перечисленные учащиеся имеют крайне низкую мотивацию к учению и уровень сформированности учебных навыков. В конце года со всеми учащимися и их родителями проведены индивидуальные беседы, родители поставлены в известность о проблемах детей и о возможных трудностях при сдаче экзаменов в будущем учебном году (уведомления переданы всем родителям).

Уважаемые родители!

Администрация МБОУ СОШ № … доводит до вашего сведения, что ваш сын (дочь), _______________________, ученик(ца) 8 «б» класса имеет неудовлетворительные оценки по итоговым контрольным работам за курс 8 класса по русскому языку и математике (алгебра, геометрия).

В 9 класс по данным предметам (они являются обязательными) ребёнок должен будет сдавать экзамен.

Аттестат выдается только при успешной сдаче экзаменов!

Администрация школы выражает обеспокоенность уровнем знаний вашего ребёнка и рекомендуем обратить особое внимание в будущем учебном году на успеваемость по вышеперечисленным предметам.

Администрация школы напоминает, что если в 9 классе ребёнок имеет неудовлетворительные оценки в двух и более четвертях, то он может быть не допущен к итоговой аттестации и вместо аттестата получит справку о том, что он «прослушал» курс 9-летней школы.

Надеемся на ваше понимание и сотрудничество!

Воспитательные мероприятия по всем направлениям, беседы по ПДД и охране жизни и здоровья учащихся проводились согласно составленному в начале учебного года плану.

Тема воспитательной работы в.. классе в … учебном году:

«Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей» В.А.Сухомлинский.

Цель: - создание в классном коллективе максимально комфортных условий для личностного роста и развития каждого ребенка.

Задачи:

    Создание условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

    Освоение и реализация на практике инновационной технологии формирования классного коллектива через взаимодействие творческих групп.

    Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, родителями и т.д.).

    Совершенствование условий для развития потребности в самопознании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.

    Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.

    Организовать проведение КТД для развития творческой инициативы учащихся.

    Формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

    Вести психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Применять «Метод социальных проб» для социализации и адаптации учащихся в обществе.

    Изменить систему самоуправления в классе.

Задачи, поставленные на учебный год

Методы, способы их реализации

Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения)

1. Создать творческие группы для реализации способностей каждого члена коллектива и повышения самооценки.

Анкетирование с целью выявления творческих наклонностей и увлечений детей.

Создание условий для разнообразных видов групповой творческой

деятельности, развитие навыков группового взаимодействия

и личностного общения в группе сверстников.

Работа продолжается

2. Создать благоприятные условия для развития личности обучающихся,

свободного и полного раскрытия их индивидуальных способностей;

Формирование у школьников потребности в самообразовании, воспитание и развитие их морально-волевых качеств через систему классных часов и поручений.

Работа продолжается

3. Развивать моральные чувства и качества, умение сочувствовать и

сопереживать другим людям.

Классные часы, создание воспитывающих ситуаций, вовлечение в активную деятельность

Работа продолжается

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Осмысливание своего труда

ведет к его совершенствованию,

к более эффективной работе в дальнейшем

Цель воспитания: ______________________________________________________

Задачи воспитательной работы:________________________________________ _

Методическая тема:____________________________________________________

Анализ работы способствует повышению качества воспитания. Повышать качество можно:

    совершенствуя положительное;

    развивая достигнутое;

    преодолевая недостатки;

    предупреждая ошибки.

Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделано, что-то не успели сделать…

Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведенных к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.

Анализ воспитательной работы состоит из 3 х частей:

    Анализ результатов в воспитании и развитии детского классного коллектива, эффективности конкретных мероприятий, повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, а также мировоззренческое развития.

    Самоанализ своей педагогической деятельности (успехи или неудачи в методической работе с классным коллективом, родителями, в организации своего труда и т.п.).

    Анализ уровня воспитанности класса.

Анализ воспитательной работы

(20 __ -20 __ учебный год)

Класс ______________________________________________________________

Классный руководитель ______________________________________________

Социальный паспорт класса

    количество учащихся;

    количество девочек/мальчиков;

    возраст: год рождения.

Состав семьи

    многодетные семьи (количество и фамилии);

    неполные семьи (количество и фамилии);

    дети, находящиеся на опеке (количество и фамилии);

    проживающие вместе с бабушками и дедушками (количество и фамилии)

    единственные дети в семье (количество и фамилии);

    имеют братьев и сестер (количество).

Жилищные условия

    проживают в коммунальных квартирах (количество);

    в отдельных квартирах _________________________;

    арендуют жилье _______________________________;

    в своих (загородных) домах _____________________.

Образовательный уровень родителей мать отец

    имеют высшее образование

    среднее специальное

  • неполное среднее

    имеют ученую степень

Количество учащихся, входящих в группу «риска»,

склонных к правонарушениям

(количество и фамилии) ______________________________________

Национальный состав класса

Национальность

Количество

Состояние здоровья учащихся

Внешкольная деятельность учащихся

в системе дополнительного образования

    обучаются в ДШИ _______________________________________________

    в спортивных секциях и клубах ____________________________________

    в театральных студиях ___________________________________________

    в танцевальных объединениях _____________________________________

    в художественных кружках _______________________________________

    другие виды деятельности ________________________________________

Назовите цели и задачи развития коллектива в этом учебном году

Были они решены?

    ДА (назовите положительные моменты) ____________________________

    Нет (почему? назовите причину) __________________________________

Какие проблемы в работе по содержанию классного коллектива?______ _________________________________________________________________

Какие мероприятия планируете в новом учебном году по повышению уровня развития коллектива? _____________________________________

_________________________________________________________________

Уровень и особенности развития детского коллектива

(Использовать «Программа развития детского коллектива» в сборнике «Настольная книга классного руководителя»)

Провести анкету «Развитие коллектива»

    Степень сформированности ценностных ориентаций (1,2,3,4,5)

    Рост личностных достижений (1,2,3,4,5)

    Деятельное участие в преобразовании окружающей действительности (1,2,3,4,5)

    Поведенческий аспект (1,2,3,4,5)

    Повышение общей культуры (1,2,3,4,5)

    Имеются ли в классе лидеры среди детей? ДА / НЕТ

Назовите их имена ______________________________________________

Каково влияние их ценностных ориентаций на ребят, на

жизнедеятельность класса?

а) положительное;

б) отрицательное.

    Назовите имена детей, которые наиболее активно участвовали в общественной жизни класса, школы.

    Дайте оценку активности и «включенности» родителей в жизнедеятельность класса, в чем конкретно участвовали родители, какую помощь они вам оказали в воспитательной деятельности? Назовите родителей «неравнодушных», самых активных.

    Назовите членов родительского комитета класса и направления их работы.

    Какие формы самоуправления существуют в классе? Какова их роль в жизни класса и влияние на развитие личности детей?

    Планируете ли вы работу по развитию самоуправления в классе на следующий учебный год? Перспективные направления в данной работе.

    Имеется ли методическое обеспечение по данному вопросу? Укажите какое (литература, разработки, другое).

    Каким образом осуществляется контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной? Какие формы, виды, методы работы используются для развития познавательных интересов, для положительной мотивации учения? Работа с учителями-предметниками по координации деятельности и организации учебы.

    Какие направления в работе с детьми вам особенно удаются? Что у вас не получается в работе с детьми? Почему, по – вашему, не получается?

Проанализируйте план воспитательной работы за год

Нашли ли отражение в плане:

    общешкольные цели воспитания;

    основные темы года.

    Как решался на практике детский комплекс воспитательных задач в работе с детьми?

Какие приоритетные цели и задачи были поставлены в начале учебного года при планировании воспитательной работы с классом? Выполнены они? Какие основные мероприятия способствовали этому? Если не выполнены, то укажите причины.

    Назовите самые интересные дела с классом. Перечислите все формы воспитательной работы, которые Вы использовали (классные часы, собрания, экскурсии, КТД и т.д.). перечислите использованные методы работы (личный пример, убеждение, разъяснение, игра, соревнования, постановка перспективы, упражнения и т.п.).

    Ваша индивидуальная тема самообразования на этот учебный год? Основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа по теме самообразования? Какая именно? Была ли она проведена в течение учебного года? Каковы результаты или выводы?

    Назовите основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный год в работе:

    с детьми;

    по развитию детского коллектива;

    с родителями.

    Ваша тема самообразования. Основные вопросы, взятые для обучения.

    Каков уровень воспитанности учащихся? «Сводный лист уровня воспитанности класса». Есть ли изменения по сравнению с предыдущими годами? Какие?

    Меру развития школьного коллектива (1,2,3,4,5)

    Удовлетворенность всех участников воспитательного процесса жизнедеятельностью школы (1,2,3,4,5)

    Деятельную активность всех участников воспитательного процесса (1,2,3,4,5)

    Рост научно-методического обеспечения (1,2,3,4,5)

    Качество воспитательных мероприятий (средний балл)

    Работу с трудными детьми (1,2,3,4,5)

    Состояние школьного самоуправления (1,2,3,4,5)

    Ваши задачи по воспитательной работе школы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к протоколу № 1 педагогического совета от 28.08.13

Анализ учебно-воспитательной работы

за 2012 – 2013 учебный год
I . ЦЕЛЬ АНАЛИЗА

Основной целью анализа работы МБОУ лицея № 12 является аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2012-13 учебном году.

II . ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА


  • Статистические данные (ОШ, РИК)

  • Документация школы

  • Систематизированные данные внутришкольного контроля

  • Результаты мониторинга, промежуточной и итоговой аттестации учащихся

  • Результаты независимых контрольных работ и срезов

  • Результаты олимпиад, конкурсов различных уровней

  • Результаты работы с педагогическими кадрами

  • Результаты опросов, анкетирования и исследований, проведённых с учащимися
III . СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие администрации лицея и всех участников педагогического процесса по достижению поставленных целей.

Регулярно работающими коллегиальными органами являются педагогический совет и методический совет, который в свою очередь опирается на работу методических объединений. Педагогический совет рассматривает вопросы, освещающие стратегические и тактические проблемы развития лицея и организации учебно-воспитательного процесса. Методический совет решает задачи научно-методического обеспечения.

Управление лицеем осуществляется на нескольких уровнях.

На стратегическом уровне лицеем руководит Управляющий совет, в который входят педагоги, родители учеников, способные внести вклад в развитие образовательного учреждения.

На оперативном уровне - директор и Педагогический совет.

На уровне самоуправления учащихся ведущая роль принадлежит Совету коллектива, включающему представителей всех параллелей классов.

В 2012-2013 учебном году МБОУ лицей № 12 работал в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и науки РФ, документами органов управления образования г. Краснодара, Уставом лицея, учебным планом, составленным на основе федерального учебного плана. Перед педагогическим коллективом стояли цели и задачи, вытекающие из единой методической темы школы: «ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОЦЕНКЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ТРУДА, РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» , работа над которой велась в течение года.

Целью работы лицея было создание условий для получения всеми обучающимися доступного качественного образования, воспитания и развития, обеспечения личностно ориентированного подхода и сохранения здоровья школьников в условиях развивающего и предпрофильного обучения к профильному через профессионализм, мастерство и творчество каждого педагога.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи и выбраны соответствующие средства для успешного их решения.

I. Создание условий для обеспечения предпрофильной подготовки и перехода к профильному обучению через:

1. Введение курса информатики в 5-7 информационно-математических и общеобразовательных классах.

2. Введение предметных курсов: по математике, информатике, химии, биологии

3. Усиление прикладного назначения ЗУН, практической направленности всех учебных дисциплин.

4. Активизацию экскурсионного образования и проектной деятельности во всех классах.

5. Создание условий для открытия в 2013-2014 учебном году профильных химико-биологических классов.

6. Внедрение и освоение электронных образовательных ресурсов.

7. Осуществление мониторинга качества образования.

II. Осуществление личностно ориентированной педагогики через:

1. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

2. Организацию учебно-воспитательного процесса на диагностической основе.

3. Подготовку учащихся к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, творческих конкурсах.

4. Развитие творческих возможностей и формирование стремлений обучающихся к самообразованию через активное использование метода самостоятельной и проектно- исследовательской работы.

5. Создание условий для обучения школьников на старшей ступени по выбранному профилю или индивидуальным планам в соответствии с социальным запросом.

6. Продолжение работы по программе «Одаренные дети».

III. Повышение методического, профессионального уровня педколлектива через:

1. Сотрудничество с различными методическими службами округа и города;

2. Работу методических объединений, системность ВШК;

3. Активное внедрение метода учебных проектов; изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании;

4. Планомерную работу с молодыми специалистами;

5. Аттестацию педагогических кадров;

6. Учебу на курсах повышения квалификации учителей;

7. Участие в профессиональных конкурсах;

8. Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения семьи и школы, условий для саморазвития и самообразования.

9. Подготовку педколлектива к работе в условиях профильного обучения или (и) по индивидуальным планам обучающихся;

10. Регулярное обеспечение информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на сайте школы, в публичном отчете;

11. Создание портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;

12. Активное использование в своей деятельности возможности компьютера, Интернета.

Особое внимание уделялось решению здоровьесберегающих задач :

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в организации УВП.

2. Культивирование в сознании учащихся понимания и принятия необходимости вести здоровый образ жизни.

3. Усиление работы по преемственности в системе: начальная школа – среднее звено для предупреждения и профилактики проявлений дезадаптации школьников в учебном процессе.

4. Развитие спортивно-оздоровительной системы, организация спортивных мероприятий.

5. Осуществление полноценной диспансеризации школьников и всех работников школы.

6. Обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников школы.

9. Конструирование уроков с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий.

Были решены задачи по воспитательной работе :

1. Включение учащихся в активную деятельность как способ и средство саморазвития, самовоспитания, самовыражения.

2. Развитие ученического самоуправления.

3. Создание условий для духовно-нравственного, гражданско-патриотического становления личности обучающегося.

4. Продолжение работы по предупреждению правонарушения, бродяжничества, усиление контроля за посещаемостью обучающими школы.

5. Сплочение школьного коллектива посредством организации коллективных творческих дел

Решались общепедагогические задачи:

1. Формирование и поддержание положительной мотивации учения школьников как основы достижения высокого уровня обученности и воспитанности.

2. Развитие у обучающихся устойчивого интереса к учению и любознательности, потребности к образованию.

3. Оказание помощи педагогически запущенным детям, предупреждение их неуспеваемости.

4. Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности в УВП, интеграция основного и дополнительного образования.

5. Повышение качества обученности и эффективности образования.

6. Сохранение контингента школьников, создание условий для доступного образования.

В соответствии с поставленными задачами были разработаны планы работы методических объединений, внутришкольного управления, определено методическое обеспечение, подготовлена необходимая материальная база.

Выводы:

Практически все поставленные задачи успешно решались в 2012-2013 учебном году, многие в силу своей актуальности нуждаются в пролонгировании. К нерешенным задачам относится:

1.Повышение качества обученности по математике

2. Развитие устойчивого интереса к учению

3. Работа педколлектива по преемственности: начальная школа –среднее звено – старшая школа

4. Развите творческого потенциала учителя

5.Организация работы с мотивированными и одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися велась, но не в системе у учителей-предметников, что сказалось на малом количестве побед на предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах. Эти и другие задачи личностно ориентированной направленности требуют вдумчивого, продуманного отношения каждого учителя и системной работы всего педагогического коллектива.

Анализ кадрового состава

Численный состав педагогического коллектива МБОУ лицея № 12 города Краснодара на 1 сентября 2013 года составлял: 49 педагогов, в том числе руководящих работников - 6.


2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего педагогов

48

54

45

49

49

мужчин

2

3

3

2

3

женщин

46

51

42

47

46

Возрастной состав педагогического коллектива

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

до 25 лет

5

9,3

5

9,3

6

9,6

25-30 лет

3

5,6

8

12,2

9

1,9

30-35 лет

1

1,9

3

5

7

3,8

35-40 лет

3

5,6

2

5,3

3

5,7

40-45 лет

8

14.9

7

14

6

13,4

45-50 лет

7

13

4

7

8

15,3

50-55 лет

12

22,2

8

19

5

9,6

Женщины свыше 55 лет

14

26

11

21

10

19

Мужчины свыше 60 лет

1

1,9

1

1,9

1

1,8

Образовательный ценз

образование

2010-2011

2011-2012

2012-2013

высшее

42

94 %

46

95

47

96

н/высшее

1

2 %

1

2

1

1,5

среднее специальное

2

4 %

2

4

1

1,5

Звания и награды


2010-2011

2011-2012

2012-2013

Почетный работник общего образования РФ

3

5,6 %

3

5,6 %

6

12

Почетная Грамота МО РФ

1

1,9 %

1

1,8

1

1,9

Отличник народного просвещения

2

3,7 %

2

3,7 %

Отличник просвещения РСФСР

1

1,9 %

1

1,9 %

2

3

Заслуженный учитель Кубани

3

5,6 %

3

5,6 %

2

3

Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год

классного руководителя 6а класса

В классе на начало года - 18 обучающихся, на конец года - 18 обучающихся, из них - 11 девочек и 7 мальчиков.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:

развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;

формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;

формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;

сплотить коллектив 6 а класса;

воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;

вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;

активизировать работу по развитию ученического самоуправле-ния в классе;

способст-вовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;

воспитывать социально-адаптированную личность.

Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год было проведено 25 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Так, классным руководителем проводились занятия: «Внешний вид - залог успеха», «Современный этикет», «Я выбираю жизнь», «Осторожно! Интернет!», «Внимание дорога», «Самый большой урок», «День матери», «День Конституции России», «Товарищество и дружба», «День народного единства», «Жизнь виртуальная и жизнь реальная», «Блокада Ленинграда», «О вреде курения», «Вычеркни антибиотики из меню», «Вывод войск из Афганистана», «К 100-летию Маресьева», «Космос - это мы. Гагаринский урок», «Чернобыль. 30 лет трагедии», «71 год Победы», «Вспоминаем дни войны», «День защитника Отечества», «Что такое игромания?», «Международный женский день», «О взаимоотношениях в классе», «Вот и год прилетел».

Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ. В конце каждой недели, проверялись дневники, в конце четверти выставлялись оценки в дневники учащихся и в начале новой четверти контролировалась подпись родителей за четвертные оценки.

Поставленные перед коллективом в 2015 - 2016 учебном году задачи я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса

Результаты учебных достижений класса

2014-2015 (5 кл.) 19чел.

%

2015-2016 (6 кл.)

18 чел

%

Успеваемость

100%

100%

На «5»

Грязнов Иван

Попкова Екатерина

10,5%

Грязнов Иван

Попкова Екатерина

11%

С одной «4»

На «4» и «5»

Белякова Софья

Колосова Юлия

Кореляков Илья

Курбанова Седа

Петушкова Анастасия

Смирнов Даниил

Соболева Анна

36,8%

Белякова Софья

Колосова Юлия

Кореляков Илья

Красавцев Никита

Петушкова Анастасия

Пшеничникова Валерия

Смирнов Даниил

Соболева Анна

44,4%

С одной «3»

Виноградов Александр (природоведение)

Красавцев Никита

(англ. яз.)

Пшеничникова Валерия (англ. яз.)

Серебров Артём (рус. яз)

21%

Бриллиантова Кристина (матем)

5,6%

С двумя «3»

Бриллиантова Кристина (матем., англ. яз.)

Мухина Анастасия (матем., англ. яз.)

Цветков Антон

(матем., англ. яз.)

15,8%

Мухина Анастасия

(матем., англ. яз.)

5,6%

Качество

88%

86%

Степень обученности

76%

74%

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 2 человека окончили учебный год на «5», 8 человек на «4» и «5», 1 человек с одной «3». Процент качества знаний равен 86 %. Это практически одинаково с прошлым годом, тем более, что появились новые предметы: география, биология. В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны реагируют, но советы и замечания окружающих принимают большей частью поверхностно. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и с взрослыми; повысилась правовая культура.

В 2015-2016 учебном году был 100% охват учащихся горячим питанием (10 человек питались бесплатно).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Занимаются в кружках и секциях 13 человек (в школьных - 3, вне школы 11).

Каждый ученик включён в общие дела класса: (направления)

Спорт, трудовой сектор, оформитель…

Раздачей поручений, на данном этапе, занимается учитель, но активность детей присутствует по распределению обязанностей (50 %).

Поручения на детей распределены сроком на год.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. Дети стали более терпимы друг к другу, помогают и общаются всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем дети стали сами координировать свои действия: репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.

4. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют практически все учащиеся. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики. Для одного учащегося класса характерна завышенная самооценка.

Большинство учащихся включено в коллективные взаимоот-ношения и коллективную творческую деятельность. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.

5. Работа с родителями:

За прошедший учебный год проведено:

Родительских собраний - 4

Заседаний родительского комитета - 1

Индивидуальные беседы с родителями - 12

Если в прошлом учебном году на родительских собраниях ни разу не были родители Бриллиантовой Кристины и Масляковой Вероники, то в этом учебном году родители отнеслись более ответственно к учёбе своих детей.

Родителей интересовал следующий ряд вопросов:

Успеваемость детей

Питание детей

Решение проблем с поведением

Подготовка домашнего задания

Отношения в классном коллективе, с учителями

Школьная форма

Родители детей класса активны, откликаются на просьбы классного руководителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, решает организационные вопросы. Совместные дела, проведенные с детьми и родителями: оформление класса, повышение успеваемости детей. «Проблемных» семей, требующи-х особого внимания педагогов школы, в классе нет.

Успешному результату воспитательной работы в классе способствовали:

Целесообразное планирование по периодам

Использование оптимальных форм и методов воспитательной работы (классные часы, беседы, уроки мужества, КТД, проектная деятельность, уроки этики и культуры поведения и др)

Наличие необходимых условий для проведения воспитательной работы (классная кабинет и необходимые помещения, помощь педагогов и родителей)

Методическое обеспечение работы классного руководителя

100% охват детей класса разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки и разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы.

Участие большей части родителей в жизни класса

Работа органов ученического самоуправления в классе

Плодотворное сотрудничество с классным коллективом 7б класса

Сотрудничество с педагогами при подготовке и проведении отдельных мероприятий.

Сотрудничество с учителями, работающими в классе.

Индивидуальная работа с учащимися и их родителям.

Но наряду с определенными достижениями в воспитательной работе в классе имеются следующие недостатки:

Некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и взаимная требовательность) и уровня воспитанности учащихся (отношение к учёбе, нравственные качества) проявляются всё ещё слабо;

Нет инициативы и самостоятельности в плане объёма и выполнения поручений. Некоторые ученики ждут прямых указаний;

Исходя из вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2016-2017 учебный год:

Цель:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

Коллективный уровень:

Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;

Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

Групповой уровень:

Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в классе, школе;

Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;

Развивать умение работать в коллективе, команде, решать творческие способности;

Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров.

Индивидуальный уровень:

Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;

Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;

Разъяснять важность для каждого человека приручать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

Развивать культуру общения.

Анализ, планирование, организация и диагностика воспитательной работы в классе.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между

людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость. Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, само-

совершенствование.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности. Все это повышает роль анализа, планирования,организации и диагностики воспитательной работы.

Планирование как функция занимает важное место в управленческой деятельности классного руководителя .План классного руководителя может быть любой формы(на год, на полугодие или на учебную четверть), по тому насколько интересна жизнь в классе, ученик судит о жизни всей школы, поэтому план должен разрабатываться педагогом только вместе с воспитанниками. Я думаю планирование должно начинаться сверху. Сначала основные мероприятия школы, где класс обязан принимать участие, а затем мероприятия классного уровня. Вместе с тем план должен быть открытым, т. е.откликаться на события, конфликты, возможно на ЧП, случившиеся в классе в течении учебного года. Каждый классный руководитель создает свою систему воспитательной работы.

Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от сложившихся в педагогическом коллективе традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного руководителя. Можно рекомендовать составление плана из следующих разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделал, что-то не успели сделать.

Анализ воспитательной работы – это

· выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудачи;

· это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.

Особенно продуктивными являются результаты диагностики, мониторинга и анализа собственной деятельности, что позволяет классному руководителю дальнейшие шаги в своей воспитательной практике.

Затем на основе анализа всех направлений воспитательной работы определяются цели и задачи на предстоящий год, планируется перечень необходимых мероприятий. Предлагаю два вида примерных программ анализа.

Вариант №1

(_____/______уч. г.)

Класс_____

Характеристика класса.

1) класс ____________

2) количество учеников в классе ______________

мальчиков: ______________ год рождения:

девочек: ______________ год рождения:

Вариант №1

Количество детей в семьях

Дети – инвалиды

3 ребенка

2 ребенка

Семей с одним кормильцем (мать/отец)

Семей опекунов

Нуждающихся в социальной поддержке

Социально неблагополучных

Состоят на учете в школе

Состоят на учете в ОДН

Склонных к бродяжничеству

Дети из семей беженцев, переселенцев

3) Успеваемость

отличники

хорошисты

с одной «3»

неуспевающие

Вариант №2

Из них:

Многодетные семьи

Неполные семьи

Семьи опекунов

Учащиеся – инвалиды

Малообеспеченные семьи

Многодетные семьи

Неполные семьи

Социально-неблагополучные семьи

Семьи опекунов

Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете («Группа риска»)

Учащиеся, у которых оба родителя не имеют работы

Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН

Учащиеся, склонные к бродяжничеству

Учащиеся – инвалиды

Организация льготного питания.

Малообеспеченные семьи

Всего учащихся, обучающихся в классе

Качество знаний __________________

Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков

Высокий ______________________

Средний ______________________

Низкий ______________________

Сведения об учащихся по состоянию здоровья

Группа здоровья

Физкультурная группа.

Основная группа

Подготовительная

Специальная группа

Сплоченность коллектива класса:

а) актив класса

Есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив

б) лидерство, принятые, отверженные, группы

в) сплоченность класса:

Группы по интересам; месту жительства; отрицательного характера

Любят ли вместе проводить время в школе, вне ее (степень самостоятельности)

Дружба между мальчиками и девочками

Переживают ли удачи и неудачи вместе, болеют ли за свой коллектив

г) самоуправление в классе и школе:

Школьный

Ученический актив

Временный творческий коллективы

Охват учащихся

Участие в мероприятиях класса, школы

Степень самостоятельности в подготовке.

Кружки, объединения, студии, секции

В них человек

% соотношение к контингенту

Предметные кружки

Интеллектуально-познавательные

Художественно-эстетические

Технические

Спортивные

2.Анализ воспитательной работы коллектива класса .

1) цели и задачи

2) приоритетные направления

Вариант №1

а) здоровый образ жизни

Медосмотры, результат

Участие в спортивных соревнованиях, праздниках (результаты)

Поездки на туристическую базу

Работа с родителями по данному направлению

Занятость в спортивных секциях, кружках

Недостатки:

б) гражданско-патриотическое воспитание

Тематические классные часы

Участие и организация школьных и внешкольных мероприятий (результативность)

Недостатки:

в) нравственное, этическое, эстетическое воспитание

Тематические классные часы

Предметные недели

Тематические дискотеки

Просмотры и обсуждение фильмов, спектаклей

Посещение выставок

Праздничные концерты в школе и вне школы

Недостатки:

г) трудовое воспитание

Дежурство

Генеральные уборки

Уборка территории - и. т.д.

Недостатки:

д) правопорядок и профилактика

Работа с группой риска

Проведение мероприятий, классных часов, декад

Индивидуальная работа

Недостатки:

е) работа с родителями

Направление работы с родителями

Формы работы

Название мероприятия

Кол-во родителей

Диагностика

Психолого-педагогическое просвещение

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом.

Недостатки:

Вариант №2

а)

Направление

Формы работы

Название мероприятий

Кол-во уч-ся, родителей (%)

Направление

Результативность

Недостатки

3.Анализ деятельности классного руководителя.

а) реализация поставленных задач через разнообразие форм работы

б) реализация методической темы

в) какие методы педагогического воздействия были наиболее эффективными

г) диагностика, мониторинг (по приоритетному направлению ВР класса)

д) уровень воспитанности учащихся

3. Вывод

4. Цели и задачи на следующий

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

Вариант №2

Анализ воспитательной работы с классом

(_____/______уч. г.)

Класс_____

Ф. И.О. классного руководителя___________________________

1. Общие сведения

Количество учащихся в классе:

Ø Начало года ____________

Ø Конец года _____________

Ø Ф. И. выбывших _______________ в школу № ___

Ø Ф. И. прибывших _______________ из школы № ___

Возрастной состав:

Мальчики

Родители: (%)

Ø Служащие_________

Ø Рабочие __________

Ø Предприниматели___________

Ø Безработные____________

Ø Пенсионеры __________

Ф. И. ребенка

Дополнительная информация

Неполные семьи

Семьи опекунов

Многодетные семьи

Дети-инвалиды

Учащиеся группы риска:

Состоят на внутришкольном учете

Стоят на учете в ОДН

Склонны к бродяжничеству

Дети из неблагополучных семей

2. Анализ развития учащихся класса.

· Уровень воспитанности:

Направление

· Физическое развитие:

Основная группа здоровья

Подготовительная группа здоровья

Имеют хронические заболевания

· Успеваемость учащихся:

Отличники

Хорошисты

Имеют одну «3»

Неуспевающие

· Занятость в кружках:

Ф. И. ребенка

Название кружка

Местонахождение кружка

Успехи и достижения учащихся класса.

Ф. И. ребенка

Название мероприятия

Результат

3. Анализ развития коллектива класса.

Ø Есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив

Социометрическая структура класса:

Принятые

Отверженные

· Уровень воспитанности:

(кол-во уч-ся)

направление ВР

4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

Название мероприятия

Время проведения

Ф. И. учащихся, принявших участие

Результат

Посещение театров, музеев, походы, экскурсии:

Мероприятие

Кол-во учащихся

Результат

5. Анализ индивидуальной работы:

Ф. И. ученика

Что сделано

Результат

6. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса, с родительским активом.

Темы и цель родительских собраний:

Индивидуальные встречи с родителями учащихся:

7. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

8. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году.

Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

9. Выводы:

Удачи и находки, накопленный положительный опыт;
отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся;
нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
перспективные цели и первоочередные задачи на ближайшее будущее.

Цели и задачи воспитательной деятельности - так называется второй раздел плана. В нем находят отражение целевые ориентиры процесса воспитания.

Целевые ориентиры должны быть:

Направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, на овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;

Сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщество, социальным заказом государство и общество, особенностями классного коллектива и условиями его жизнедеятельности;

Обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения;

Конкретными, четко и ясно сформулированными;

Диагностическими.

Наряду с целью в плане работы формулируется задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. Например, классный руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса избрал цель – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. А для его реализации определил следующие задачи:

1)создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

2)способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

3)развивать познавательную активность учащихся;

4)содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Основные направления и дела классного коллектива – так можно называть третий раздел плана. Здесь педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.

Кто начинает первые шаги как классный руководитель может использовать в своей работе примерные планирования. (Кл. руководитель №2 2005 г,№4 2006г Мэгариф № 8г., №г.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Он должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Наука предлагает большой арсенал методов диагностики. Наиболее приемлемые для практического использования такие:

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать (одновременно их должно быть немного). Требуется планировать сроки наблюдения, определить время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков.
Анкетирование и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много, и пр. Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа , более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т. д.
Проективная методика.

К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Вот некоторые примеры. Закончи несколькими фразами: Наступило воскресенье, и вся семья, как обычно, занялась... (Ученик обычно пишет то, как бывает в его семье). Разыграйте сцену: Ребенок пришел из школы, мама дает ему обед и спрашивает... Принцип проекции личности в ситуации используется и в косвенных вопросах анкет и опросниках, например: За последнюю неделю меня порадовало... Мне всегда интересно, когда на уроке...

Любой диагностирующей должен соблюдать следующие правила.

Правила профессиональной этики при проведении

педагогической диагностики.

    Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому, создать искреннюю, доверительную атмосферу. Постороннему - психологу, заместителю директора - необходимо согласовать процедуру опроса с классным руководителем, предварительно ознакомив его с характером вопросов. Предлагая учащимся честно и искренне отвечать на вопросы, необходимо убедить их, что их не будут преследовать за честные ответы. Анкеты чаще всего следует делать анонимными (но надо оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест на смелость и мужество для самого ребенка). Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и суждения. Результаты обязательно должны быть доведены не только до сведения педагогов, но и самих учащихся (с их согласия),которым следует сообщить о тех выводах, что сделал для себя педколлектив – любое анкетирование должно служить укреплению взаимоотношений воспитателей и воспитанников. После обсуждения результатов анкетирования следует предпринять все меры, чтобы ни один из педагогов никоим образом (тем более прилюдно) не упрекнул детей, не опустился до угроз. Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе (семье) Беседуя по результатом анкетирования с учеником индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приемы работы над собой. Выводы, подчеркнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять путем педагогических наблюдений за поведением ребенка, а также изучая мнения других педагогов, родителей. Полученную информацию о ребенке следует учитывать при организации уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий, дополнительного образования детей.

Планирование – дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям.

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»