Метод гирлянд случайных ассоциаций. Метод ассоциаций. Наименования и признаки случайных объектов

Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.

АЛГОРИТМ

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом .

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов .

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

От греч. heurískō - отыскиваю, открываю, нахожу.

Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика .

Советский энциклопедический словарь

Советский энциклопедический словарь

Для изложения данного метода вначале будет
представлен его алгоритм в словеснов выражениии, а
делее будет подробно изложен пример.
г=================¬
¦ А Л Г О Р И Т М ¦
L=================­
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов
гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды
случайных объектов.
Комбинации составляются из двух элементов путем
попытки
объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с
каждым случайным объектом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков
случайных объектов.
Определяются признаки случайно выбранных объектов
с возможно большим количеством призников в течение
ограниченного времени (2­3 мин.). Успех поиска в
значительной мере зависит от широты охвата признаков
случайных объектов, поэтому целесообразно
перечислять как основные, так и второстепенные
признаки. Для удобства составляется таблица признаков,
в одном столбце которой указаны по порядку случайные
объекты, а в другом (напротив) ­ признаки этих
случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного
присоединения к техническому объекту и его синонимам
признаков случайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов,
выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды
свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных
признаков они могут быть практически неограниченной
длинны, поэтому генерирование следует ограничить по
времени или количеству элементов гирлянды.
Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится
коллективно, то каждый член коллектива занимается этим
самостоятельно.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянд синонимов технического
объекта пытаются присоединить элементы гирлянд
ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос ­ продолжать
генерирование гирлянд ассоциаций или их уже
достаточно для отбора полезных идей. Если по
предварительной оценке таких идей мало, можно
продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с
какого­нибудь нового элемента гирлянд, созданных на
шестом шаге и действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов
идей. Среди множества нерациональных, тривиальных
и даже неле­
пых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и
рациональные. Если в течение короткого времени можно
найти несколько десятков вариантов решения, то вполне
удовлетворит положение, при котором хотябы 5­6
вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
г=====================================¬

¦ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГИРЛЯНД ¦
L=====================================­
Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой задачу
расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем для
модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова
часы: часы ­ будильник ­ секундомер ­ хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объекта, используя
для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел.
Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяющих
страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении
эксперимента получилась следующая пятерка слов:
кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант
(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).
3. На третем шаге получаем следующую комбинацию синонимов
и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником,
часы на транспоранте, часы в постеле, часы в войлоке, будильник с
кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком,
секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и
их признаков:
г================T========================================¬
¦CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ¦ ПРИЗНАКИ ¦
¦================+========================================¦
¦ Кассета
¦ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная. ¦

¦ Подснежник
¦ Голубой, маленький, пахучий. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Транспарант
¦ Большой, тяжелый, красочный. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Постель
¦ Чистая, мягкая, теплая, широкая. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Войлок
¦ Плотный, колючий, теплый. ¦
L================¦========================================­
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с
признаками случайных объектов получаем: пластмассовые ч сы,
хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, мален кие
часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будиль ик,
красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые
часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, колючий
будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных
ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов:
г===============T===============================================¬
¦ ПРИЗНАК
¦===============+===============================================¦
¦ Г И Р Л Я Н Д А А С С О Ц И А Ц И Й
¦

¦ Небо ­ солнце ­ лето ­ жара
¦ Стекло ­ стакан ­ вода ­ дождь
¦ Пластмассовый ¦ Пластмасса ­ ручка ­ бумага ­ огонь
¦ Хрупкий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Голубой
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Пахучий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Тяжелый
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Красочный
¦
L===============¦===============================================­
¦ Журнал ­ компьютер ­ дискеты ­ программы
¦ Гиря ­ спорт ­ соревнования ­ призы
¦ Духи ­ женщины ­ цветы ­ весна
¦
¦
¦
¦
¦
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого
предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные
часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в
духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые
часы, стеклянный будильник, водный будильник, призо­

ОглавлениеОглавление 1. Из истории метода. Из истории методаИз истории метода 2. Метод ассоциаций. Метод ассоциацийМетод ассоциаций 3. Пример. Пример 4. Суть метода. Шаг 1. Суть метода. Шаг 1Суть метода. Шаг 1 5. Шаг 2. Выбор случайных объектов. Шаг 2Шаг 2 6. Шаг 3. Составление комбинаций. Шаг 3Шаг 3 7. Шаг 4. Перечень признаков случайных объектов. Шаг 4Шаг 4 8. Шаг 5. Генерирование идей. Шаг 5Шаг 5 9. Шаг 6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Шаг 6Шаг Требования к цепочкам ассоциаций. Требования к цепочкам ассоциацийТребования к цепочкам ассоциаций 11. Пример создания гирлянд. Пример создания гирляндПример создания гирлянд 12. Шаг 7. Генерирование новых идей. Шаг 7Шаг Шаг 8, 9. Выбор альтернатив. Отбор рациональных. Шаг 8, 9Шаг 8, Шаг 10. Отбор оптимального варианта. Шаг 10Шаг 10 Метод поиска решений изобретательских задач


Его автор – Генрих Язепович Буш. Он долгие годы трудился в Риге, разрабатывая методы и приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) является развитием метода фокальных объектов. Из истории разработки метода Г. Буш поставил перед собой цель: предложить ключ для решения задач при дефиците информации Генрих Язепович Буш


Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со. Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством ассоциаций. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием объекта. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием синонимов объекта. Метод ассоциаций КПК Ноутбук Сенсорный компьютер Пример: гирлянды синонимов ПК


Суть метода на примере, приведенном автором: Определение объекта. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов: стул – кресло – табурет – пуф – скамейка. Объектом избран СТУЛ, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Решаем задачу по шагам. Шаг 1 Шаг 1




Составление комбинаций по 1-м шагам Объединяют каждый рассматриваемый объект с каждым случайным (мы сократили). Например: Шаг 3 Шаг 3 стул с электролампочкой, стул с электролампочкой, решетчатый стул, решетчатый стул, стул с карманом, стул с карманом, стул для пляжа, стул для пляжа, электрическое кресло, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д. табуретка для цветов и т.д.


Наименование Признаки случайных объектов Электро- лампочка Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная. Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми \ ячейками из разных по материалу элементов. Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника. Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц. Цветок Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрываюшийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый. Пляж Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный. Составляем перечень признаков случайных объектов Шаг 4


Генерирование идей путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Если взять только признаки электролампочки, можно получить: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т.д. Генерирование идей Шаг 5 Шаг 5


Требования к цепочкам ассоциаций Надо, чтобы цепочка рождаемых ассоциаций развивалась с учетом чередования объекта и его характеристики и учитывала не только технические, но и эргономические, психологические, эстетические и др. функции объекта. Ассоциации – это взаимосвязи предметов и явлений деятельности, отраженные в сознании человека.


Пример создания гирлянд Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов! Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: стекло – волокно – вязание – бабушка – ревматизм – курорт – юг и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов!


К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. Стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения радикулита, кресло от жары (или создающее жару) и т.д. Могут получаться сочетания, лишенные рационального содержания. Генерирование новых идей Шаг 7 Шаг 7


Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных идей? Выбор альтернативы Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Оценка и отбор рациональных вариантов Шаг 8 Шаг 8 Шаг 9 Шаг 9


Метод гирлянд ассоциаций и метафор.

Этот метод предложен советским исследователем Г.Я. Бушем. Его цель – обеспечить поиск решения творческих задач при дефиците информации. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. В качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика.

Последовательность шагов метода.

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного

времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируютгирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного при-

знака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают

вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов, среди которых скорее всего найдутся приемлемые.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций - это объединение и развитие методов фокальных объектов и случайного стимула.

  • 1. Составление «гирлянды синонимов» разрабатываемого объекта (или синонимов ключевого слова, отражающего суть решаемой проблемы). Например, стол - бюро - парта и т.д.
  • 2. Составление «гирлянды случайных объектов». Например, карандаш, стул и т.д.
  • 3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов каждой гирлянды путем случайного или последовательного комбинирования. Уже на этом этапе некоторые из комбинаций могут «подсказать» идеи для решения задачи (например, стол как карандаш, стол в виде стула и т.д.). Все идеи нужно фиксировать (записывать).
  • 4. Составление перечня признаков случайных объектов («гирлянда признаков»). Например, карандаш - деревянный, автоматический и т.д.; стул - мягкий, раскладной и т.д. Признаки случайно выбранных объектов определяются в течение ограниченного времени (1 мин.). Результат в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны случайные объекты, а в другом - их признаки.
  • 5. Составление комбинаций элементов гирлянды синонимов и гирлянды признаков (случайное или последовательное комбинирование). На этом этапе также нужно стараться «додумывать» получающиеся комбинации до какой-то идеи. Например, стол - деревянный (в виде дерева); парта - автоматический (автоматическое увеличение) и т.д.
  • 6. Генерирование «гирлянд ассоциаций». Поочередно из гирлянды признаков генерируют «гирлянды» свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопросов «О чем напоминает слово... ?», «С чем оно связано?» и т.п. Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»? - О траве; «О чем напоминает слово «трава»? - О поле; О чем напоминает слово «поле»? - О холоде» и т.д. Полученная гирлянда ассоциаций: «трава - поле - холод -...».
  • 7. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд ассоциаций, интерпретация полученных сочетаний и фиксация идей.
  • 8. Предварительная оценка всех зафиксированных идей. Если лицо, принимающее решение, сочтет количество и качество идей, сгенерированных на предыдущих этапах, достаточным, осуществляется переход к следующему этапу, иначе генерируются другие гирлянды ассоциаций, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи и т.д. Можно вернуться и на более ранние этапы и продолжить процесс генерирования идей, создавая новые гирлянды.
  • 9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Все сгенерированные на предыдущих этапах идеи оцениваются с точки зрения их пригодности и эффективности. Рекомендуется классифицировать все идеи на три группы: «нерациональные» (непригодные), «полурациональные» (привлекательные), «рациональные» (эффективные). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют «ядро» для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. В течение сравнительно короткого времени (15-20 мин.) можно найти несколько десятков вариантов решений, из которых несколько вариантов могут оказаться полезными.

10. Анализ отобранных вариантов и окончательный выбор решения. На этом этапе можно использовать методы многокритериальной оценки, например, метод анализа иерархий.

Чтобы продемонстрировать работу метода гирлянд случайностей и ассоциаций, рассмотрим задачу расширения ассортимента часового завода 1 .

  • 1. Гирлянда синонимов: часы - будильник - секундомер - хронометр.
  • 2. Случайным образом выберем пять объектов: кассета, подснежник, транспарант, постель, войлок.
  • 3. Комбинация синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
  • 4. Сгенерированная гирлянда признаков представлена в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Гирлянда признаков

  • 5. Комбинируя модернизируемый объект и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.
  • 6. Генерируем гирлянду ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов (табл. 7.2).
  • 7. Комбинируя гирлянду ассоциаций и синонимы проектируемого предмета, получим следующие варианты: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
  • 1 Пример взят из работы .

Гирлянда ассоциаций

Таблица 7.2

  • 8. На данном шаге считаем количество новых идей достаточным и останавливаем процесс генерирования идей.
  • 9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.

Результативность поиска новых идей с помощью этого метода, как и метода фокальных объектов и метода случайного стимула, во многом определяется умением строить оригинальные ассоциативные цепочки. Все эти методы предъявляют высокие требования к воображению. Они более эффективны при поиске новых форм проектируемого объекта, чем при решении какой-либо организационно-управленческой или технической проблемы.

  • Для иллюстрации этапов метода используются приемы из .