Конспект состав числа 7 подготовительная группа. Формирование новых знаний. Изучение нового материала

Конспект открытого занятия: «Число и цифра 7. Состав числа 7».

Подготовила: воспитатель

В: Ребята, послушайте внимательно стихотворения и скажите о каком числе в них говориться, и где это число встречается.

В: Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б я мог встать на мост,

Я б рукой достал до звёзд.

Очень дружно мы живём

В доме добром всемером:

Папа, мама, братья, я –

Это всё моя семья!

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай-ка их скорей!

Если в счёте не собьёшься –

Ровно семь получишь дней.

В: О каком числе мы будем сегодня говорить?

В: Где число 7 встретилось в стихотворении?

Д: В радуге 7 цветов;

в семье должно быть 7 человек (так считали раньше);

в неделе 7 дней.

В: В древности число 7 считали волшебным. До нас дошли пословицы и поговорки с числом 7: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Был от счастья на седьмом небе», «Семь раз отмерь - один отрежь».

В: В каких сказках встречается число 7?

Д: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик семицветик», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

В: Посмотрите на цифру 7, на какую цифру она похожа?

Д: На 1.

В: А верхняя часть 7 – её голова похожа на нижнюю часть какой цифры?

В: С нами на занятии знакомиться с цифрой 7 будут два героя – Волк и Заяц.

Посадили Волк и Заяц в огороде помидоры. Наступила осень. У Волка выросли зелёные, а у зайца красные. На каждой грядке – по 7 помидоров. Давайте посмотрим в каком порядке они выросли.

Д: На первой грядке 6 зелёных и один красный.

В: Напишите: 6+1=7 и т. д. до шестой грядки.

В: На четвёртой грядке как на какой?

Д: (третьей).

На пятой, (как на второй) на шестой? (как на первой).

В: Стал Волк думать у кого больше помидоров?

И как закричит: «Ну, заяц, погоди!»

Почему? Сколько помидоров у Зайца, сколько у Волка?

Д: Помидоров одинаковое количество, поровну, но у Зайца – спелые, а у Волка – зелёные.

Физкультминутка.

Игра «Обратное кино».

Дети встают в круг, сцепляют руки и крутят ими вперёд, как бы показывая кино. Воспитатель читает текст киномеханика, все остальные его исполняют.

Раз-два – встали все.(Все встают)

Три-четыре – рубим лес.

Пять 0шесть – потянись.

Семь-восемь – руки вниз.

Девять-десять – всем: «Садись!»

В обратную сторону крутим руками.

Киномеханик говорит.

Десять-девять. (все встают.)

Восемь-семь.(Поднимают руки.)

Шесть-пять.(Опускают руки.)

Четыре-три.(Закидывают ветки обратно.)

Два-один. (Все садятся.)

В: Убежал Заяц от Волка в дом №7. А там слева живут волки, а справа – зайцы. Живут мирно, на каждом этаже по 7, в гости друг к другу ходят, чай пьют.

На первых трёх этажах «включился» свет.

Прочитайте, что получилось.

Д: 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7.

В: Верхние три этажа – это повторение нижних.

Читают примеры для верхних этажей.

В: Прибежал Волк к этому дому, подумал и решил помириться с Зайчиком. Подружились они и стали вместе задания выполнять.

В: Помогите Волку и Зайцу составить примеры и прочитать их.

Дидактическая игра «клоун».

Д: Составляют и читают примеры: 6+1=7; 4+3=7; 5+2=7.

В: Я загадала два числа. Если я их сложу, получится 7. Какие это числа?

Д: Называют примеры.

В: А сейчас мы разделимся на две команды для игры «ромашка 7»

У каждой команды кружок – ромашка 7. На лепесточки между жирными линиями надо положить два числа, сложив которые получим 7.

В: А сейчас кто-то будет выполнять индивидуальную работу, а остальные ребята решать задачи.

Индивидуальная работа.

Ребёнок заполняет бланк с примерами на состав числа 7.

синие полоски доска для сложения красные полоски

С помощью синих и красных полос, раскладывая их на доске для сложения. Слева от доски – синие полоски, обозначающие первое число (слагаемое), а справа – красные, обозначают второе число (слагаемое). Полоски раскладывают на доске, результат сложения смотрят на первой строке доски.

Решение задач.

Задача врача.

Врач велел антигриппин пить подряд нам всю неделю,

Мы шесть дней послушно пили.

Ну а нас не похвалили.

Почему? (остался ещё один день: 7-6=1.

Задача кондитера.

На заказ на день рожденья

Сделал кондитер торт – объеденье!

В нём два килограмма вкусного крема.

В нём пять килограммов сдобного теста.

Вот удивлялся нам встречный народ:

Сколько же весит огромный ваш торт? (2+5=7).

Составьте задачу по сказке Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Всего семь гномов. У двух на головах шапочки. Сколько без шапок?

Решите её. (7-2=5)

В: Ребята, наше занятие заканчивается. С составом какого числа мы сегодня работали?

Д: С составом числа 7.

Конспект НОД для детей 6-7 лет по ОО «Познание» (математическое и сенсорное развитие) «Состав числа 7»

Цель: закрепить знания о составе числа 7.
Задачи:
1. Обучающие:
Закрепить умение раскладывать число 7 на два меньших числа;
Закрепить знания о днях недели, цветах радуги;
Закрепить умение пользоваться линейкой для черчения отрезков;
Закрепить умение выполнять графический диктант под диктовку;
Научить раскрашивать рисунки, используя числовые обозначения цветов;
2. Развивающие:
Развивать пространственное и логическое мышление;
Развивать внимание, память, речь, фантазию;
Развивать умение оценивать свою работу самостоятельно;
Расширять кругозор детей.
3. Воспитательные:
Воспитывать чувство сострадания, желание делать добро;
Воспитывать умение, выслушивать других детей, не перебивая.
Дидактический материал:
1. Шариковые ручки, цветные карандаши, линейки, клей-карандаш на каждого воспитанника;
2. Листы в клеточку (2 штуки) на каждого воспитанника;
3. Конверт с нарисованными вёдрами и набором цветных бумажных рыбок на каждого воспитанника;
4. Лист формата А4 с изображением осьминога на каждого воспитанника;
5. Лист формата А4 с изображением божьих коровок на каждого воспитанника;
6. Листок для раскрашивания по цифрам для каждого воспитанника;
7. Лист-самооценки «Семицветик» и набор из семи лепестков на каждого воспитанника;
8. Иллюстрация из сказки «Белоснежка и семь гномов»;
9. Иллюстрация «Радуга»;
10. Иллюстрация «Орешки»;
11. Изображение божьей коровки.

Ход образовательной деятельности:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете и что вы знаете. Поэтому нам нужно постараться и не отвлекаться.
Введение в игровую ситуацию:
Наступил тот самый день!
Заниматься нам не лень.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы посмотрим на гостей,
Будет сразу веселей!
А теперь посмотрим прямо –
Встали мы сегодня рано.
Чтобы в детский сад прийти,
Показать, что знаем мы!
Педагог: Ребята, вы уже совсем большие и через несколько месяцев пойдете в школу. А кто из вас ответит мне на вопрос: «Сколько лет будет каждому из вас, когда вы пойдете в школу в первый класс?
Дети: ответы.
Педагог: Конечно же, 7 лет! Это значит, что вы уже совсем большие ребята. А вот цифра 7 совсем не простая цифра. И именно поэтому, я предлагаю вам сегодня узнать о ней что – то новое, и повторить то, что мы уже о ней знаем. Готовы? Начнем!
Ребята посмотрите, что лежит у вас на столе?
Дети: ответы.
Педагог: У каждого из вас есть листочек с изображение «Семицветика». А почему этот цветок называется именно так?
Дети: ответы.
Педагог: Правильно, у него 7 лепестков. И у вас тоже есть 7 лепестков разного цвета. Ребята, мы с вами сейчас начнем выполнять разные интересные задания. За каждое правильно выполненное задание, вы будете наклеивать на свой «Семицветик» по лепесточку. Если в конце занятия у вас все лепесточки будут наклеены, значит, вы постарались, и все задания вы выполнили правильно.
Педагог: сегодня утром на своем столе я нашла конверт с письмом. Письмо это от злой Кикиморы из леса и адресовано оно ребятам из подготовительной группы, а значит вам. Прочтем его?
Дети: ответ.
Педагог: открывает конверт и читает письмо.
«Я, Кикимора - болотная по лесу гуляла, божьих коровок повстречала. Посмотрела я на них – они все такие красивые, цветные. Разозлилась и заколдовала их. И до тех пор, пока не узнают они как свои 7 черных точек на крылышках расположить разными способами, так и останутся заколдованными. А коровки эти считать не умеют. А вы умеете?».
Ребята, мы умеем считать?
Дети: ответ.
Педагог: А число 7 мы сможем разложить на два меньших?
Дети: ответы.
Педагог: Тогда давайте поможем Божьим коровкам. Разложите на их крылышках точки разными способами. Но для начала разомнем наши пальчики:
Пальчиковая игра «Маленькая бусинка».
Маленькая бусинка села на цветок.
Красная спинка, черные точки –
Вот так украшение нашим цветочкам.
Чуть-чуть посидела и к небу взлетела,
Крылышки раскрыла, в воздухе парила.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Теперь давайте проверим, как вы справились с заданием?
Дети: ответы.
Педагог: Те, у кого задание выполнено правильно, наклейте себе лепесток на «Семицветик».
Педагог: Ребята, а скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь слышали пословицу «Семь раз отмерь – один отрежь»? А как вы думаете, чему она нас учит?
Дети: ответы.
Педагог: Молодцы, конечно же, она говорит о том, что не надо торопиться в любых делах. А вот мы с вами тоже сейчас поиграем в игру, которая называется «Начерти отрезок». Берем листок в клеточку, линейку и ручку. Напоминаю, что чертить мы начинаем от отметки ноль. Начертите отрезок длиной 7 сантиметров. Теперь начертите отрезок на 1 см больше первого. Начертите отрезок на 2 см меньше второго.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Проверим, что вы начертили. У кого все верно приклеивает себе лепесток на «Семицветик».
Педагог: Давайте с вами отдохнем и по радуге пройдем!
Физкультминутка «По Радуге-дуге»:
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Педагог: Молодцы ребята! Отдохнули? Продолжим. Посмотрите, ребята, у вас на столе лежит листок с изображение осьминога. Его зовут Вася. Он тоже пойдет в свою морскую школу, но в следующем году. А ему так хочется поскорее всему научиться. Поможем ему?
Дети: ответы.
Педагог: Итак, для начала Вася хотел бы выучить названия дней недели по порядку. Ребята, а сколько у нас дней в неделе?
Дети: ответы.
Педагог: А у нашего Васи тоже 7 ножек и на каждой ножке написана цифра. Посмотрите, у вас на столе есть маленькие вёдра названиями дней недели. Приклейте их на листок, следуя закономерности: 7 цифр – 7 дней недели.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Давайте проверим, правильно ли вы научили Васю дням недели?
Дети: ответы.
Педагог: Молодцы! Теперь можете приклеить себе лепесток. Перед тем, как приступать к выполнению следующего задания – разомнем пальчики.
Пальчиковая игра «Сколько ног у осьминога?»
На одной скользящей ножке
Домик, голова и рожки.
Дай-ка пальчики сюда!
То не пальчики – рога.
Вот семь пальчиков для ног –
Получился осьминог.
Сколько ног у осьминога?
- Много!
«Сколько пыли, сколько сора –
До дверей дойду не скоро», -
И вздыхает тяжко
Наша черепашка.
Педагог: Ребята, наш осьминог Вася очень любит ловить рыбок. У вас на столе лежат рыбки разных цветов. Сейчас я буду называть цвет рыбки и день недели, а вы приклеивайте рыбок, слушая внимательно то, что я говорю.
В понедельник Вася пойма рыбку красного цвета.
В пятницу – голубого.
В среду – жёлтого.
В воскресенье – фиолетового.
Во вторник – оранжевого.
В субботу – синего.
В четверг – зеленого.
Педагог: Ребята, посмотрите внимательно на рыбок. Вы не заметили ничего не обычного? Посмотрите на их цвета. Что они вам напоминают?
Дети: ответы.
Педагог: Конечно же радугу. А сколько в радуге цветов? Правильно – семь! Давайте посмотрим на радугу и назовем их по порядку.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Чтобы проверить правильность задания посмотрите на ваших рыбок? начиная с первой? и сравните их цвета с радугой. Если все правильно – приклейте лепесток к вашему «Семицветику».
Педагог: Ребята, отгадайте из какой сказки слова:
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то?
а) Вот ушла коза, а козлята стали играть в прятки. Шесть козлят побежали прятаться, а один козленок остался водить. Сколько всего козлят играет в прятки? Напишите пример.
Было 7 козлят, 6 разбежались прятаться. Сколько козлят осталось?
Было 7 козлят, 1 пошел водить, сколько козлят спряталось?
б) Набегались они, наигрались, решили отдохнуть: 5 козлят книжки читают, а остальные в шашки играют. Сколько козлят играют в шашки?
4 козленка пошли кушать капусту, остальные остались играть. Сколько козлят играет? Запишите пример.
Педагог: Давайте проверим, как вы решили задачки.
Дети: ответы.
Педагог: У кого все верно – приклеивает лепесток. А теперь, давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка «Медведь»:
Медведь по лесу ходит,
От дуба к дубу бродит.
Находит в дуплах мед
И в рот его кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый,
А пчелы налетают, медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»
Идет лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложиться, засыпает и пчелок вспоминает!
Педагог: Посмотрите, что я сегодня нашла в группе! Да, это орехи. Сколько их? Но чьи они, ребята? Давайте с вами отгадаем, кто их сюда принес. А для этого нам нужно выполнить графический диктант. Возьмите листочки в клеточку и ручки. Внимательно слушайте и не ошибайтесь.
Дети: выполняют задание.
Педагог: Ну и кто же у вас получился? Да, это орешки белки. У кого получилась белка, наклейте лепесток.
Педагог: Ребята у нас с вами осталось последнее задание. Вы помните сказку «Белоснежка»? а кто еще был в этой сказке. Правильно, гномы. А кто помнит, сколько их было? Правильно, семь. У вас на столах лежат картинки с изображением гномов. Но художник позабыл все цифры и цвета и не раскрасил их. Давайте ему поможем. Посмотрите, каждая цифра соответствует определенному цвету. Следуйте этой закономерности и у вас все получится. Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Гном»:
Кто живет под потолком? – Гном!
У него есть борода? – Да!
А машинка и жилет? – Нет!
Как встает он по утрам? – Сам!
Кто с ним утром кофе пьет? – Кот!
И давно он так живет? – Год!
Кто с ним бегает по крыше? – Мыши!
Он капризничает, да? – Ни-ког-да!
Ну и как его зовут? – Скрут!
Дети: выполняют задание.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня все вы постарались. Молодцы! Давайте теперь проверим, кто как справился. У кого все лепесточки «Семицветика» наклеены поднимите руку. У кого не хватает одного лепестка? У кого не хватает двух? У кого больше?
Все молодцы, постарались
Умными все оказались.
Задания сделали верно,
Всем в школу пора непременно!

Урок - игра

Программа «Гармония», математика, 1 класс

учитель Е.А. Фёдорова,

школа №1, п.Унъюган

Урок, который представлен ниже - это 5 урок в теме: «Состав однозначных чисел». Он продолжает изучение темы: «Смысл сложения. Выражение. Равенство». И будет продолжаться в темах: «Целое и части», «Увеличить на…», «Уменьшить на..». Знания о составе чисел будут положены в основу изучения темы: «Сложение и вычитание чисел в пределе 100».

Тема урока : Состав однозначных чисел. Состав числа 7.

Цели:

1. Познакомить с составом числа 7, чтением математических записей и записью числа 7 в виде суммы двух слагаемых.

2. Продолжить работу по формированию навыков табличного сложения.

3. Развивать математическую наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

4. Воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности.

Оборудование:

Мягкая игрушка - медвежонок, наборы кружков у детей, карточки - домино, конверт с заданиями, ключ, иллюстрации машин, плакаты с кружками, луч, карточки с равенствами, заводная машина.

План урока.

I. Организационный момент .

Доброе утро. Улыбнитесь друг другу и с таким радостным настроением проведём наш урок. Садитесь, пожалуйста.

Сегодня на уроке математики мы будем пересчитывать предметы, записывать равенства, поработаем с числовым лучом, сделаем рисунки и откроем новые необходимые знания для дальнейшего изучения математики и, конечно, будем работать дружно, помогая друг другу.

Идя сегодня в школу, я увидела возле машины медвежонка. Он был очень расстроен. Разбойники забрали у него ключ, и медвежонок не может завести машину. Они обещали вернуть ключ, если медвежонок выполнит вот эти задания. (Показываю пакет с заданиями). Поможем медвежонку? Учитель открывает конверт и читает первое задание.

II. Устный счёт. 1 задание.

Нам нужно найти значение выражений, записанных на доске.

Встаньте, пожалуйста, в 2 колонки. По моей команде выходите друг за другом к доске, записываете значение выражений и встаёте в конец колонки.

Сравните, полученные равенства (рассматриваем пары равенств, записанных обеими командами).

Что общего вы заметили в каждой паре?

Чем отличаются пары равенств?

Почему значения суммы в каждой паре равенств одинаковые?

Помогли мы медвежонку справиться с 1 заданием?

Какие знания использовали при этом? (Состав чисел, переместительное свойство сложения).

III . Изучение нового материала.

1. Открытие новых знаний.

Давайте посмотрим, какое следующее задание приготовили разбойники. Чтение второго задания.

2 задание.

У вас на партах лежат кружки. Разложите их перед собой. Чем похожи все кружки? (Одинаковая форма). Чем отличаются? (Цветом, размером, на одном кружке цветок). Разбейте кружки на 2 группы по какому-нибудь из этих признаков. Я посмотрела ваши работы и увидела, что у меня получились точно такие же группы. (Учитель вывешивает на доску рисунки с кружками).

Давайте скажем по какому признаку разбили кружки на первом рисунке? (По цвету). Сколько жёлтых кружков? (4) Сколько синих кружков?(3) Сколько их вместе? (7) Выберите равенства, соответствующие данному рисунку. (Равенства напечатаны на доске, ученики выходят, выбирают равенства и вывешивают их под данным рисунком). 4+3=7 3+4=7

По какому признаку разбили кружки на следующем рисунке? (Все без цветочка, а 1 с цветочком). Сколько кружков без цветочка? (6) Сколько кружков со цветочком? (1). Выберите равенства. 6+1=7 1+6 =7

Смотрим на 3 рисунок. По какому признаку разбили кружки на этом рисунке? (По размеру). Сколько маленьких кружков? (5) Сколько больших кружков? (2) Сколько всего кружков на рисунке? Выберите равенства. 5+2=7 2+5=7

Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ребята выбрали равенства к каждому рисунку? Почему?

А почему к каждому рисунку выбрали по 2 равенства?

Чему равно значение выражений во всех равенствах? (7)

2.Сообщение темы урока.

Вот мы и открыли новые знания. Кто догадался, какая тема нашего урока? Итак, тема нашего урока - состав числа 7. Состав числа 7 вам нужно знать наизусть. Как вы думаете почему? Повторим хором его ещё раз. (7 - это…).

3. Сообщение о числе 7.

4. Физкультминутка для глаз.

(Глазками смотрим вправо- влево, вверх-вниз, по кругу, поморгали, широко раскрыли, посмотрели на доску, на меня, работаем дальше).

Глазки наши отдохнули, а вот нам расслабляться нельзя. Будем помогать медвежонку выполнять следующее задание?

Давайте прочитаем 3 задание и выполним его, чтобы помочь медвежонку.

3 задание.

5. Самостоятельная работа детей с учебником.

Откройте учебник на с.83 №190. Прочитайте задание? Думаю, каждый из вас самостоятельно справится с этим заданием. Учебник поднимите выше. Откройте тетрадь. Положите на уголок, спинку держим прямо. В тетради найдите точку. В этой строке записываем первое равенство, пропускаем в сторону три клетки и записываем второе равенство. (Учитель ходит, проверяет).

Когда вы работали с первым лучом, я заметила в ваших тетрадях такие равенства (3+4=7 3+5=7).

Давайте проверим верные или неверные получились равенства.

Кто с помощью луча на доске проверит данные равенства?

Что мы увидели? (Первое равенство верное, а второе - нет).

Что нужно сделать, чтобы равенство было верным? (Изменить значение суммы или второе слагаемое).

Давайте, неверное равенство превратим в неравенство.

Как это можно сделать? (Поставим вместо знака = знак …).

А почему поставим знак больше? (потому что число 8 на числовом луче стоит за числом 7).

Назовите равенство соответствующее второму лучу и т.д. -Что общего во всех равенствах? (Значение = 7).

6. Физкультминутка.

Мишка топай, Мишка, хлопай, приседай со мной, дружок, руки вверх, вперёд и вниз, улыбайся и садись.

IV . Закрепление пройденного материала.

Переходим к следующему заданию разбойников. Чтобы его выполнить нам нужно будет разбиться на группы.

4 задание.

Работа в группах.

А сейчас поработаем в группах. Мы с вами решили, что мальчики будут работать в одной группе, а девочки - в другой. Займите свом места за столами. Выберите командира. Слушаем задание. На столах лежат карточки с фишками. (Домино). Что на них нарисовано? (Кружки). Что написано рядом с фишками: слева и справа. (Числа). Обсудите друг с другом какие равенства можно записать. Первое равенство на листке, который лежит перед вами записывает командир, следующее, сидящий справа от командира и т.д. по часовой стрелке. Какая группа выполнит задание первой, та начинает перестрелку - читает выражение, а вторая группа называет результат. Что общего во всех равенствах? (Значение суммы =7). Мы в течение урока выполняли разнообразные задания и во всех у нас получалось - число 7. Кто уже запомнил состав числа 7? Значит, придя домой, вы сможете порадовать родителей своими знаниями. Займите свои места за партами.

Физкультминутка для пальчиков.

Мишка, мишка, медвежонок - сгибание, разгибание кисти

Шаловливый ты, ребёнок, - замок

Вместе с цифрой убежал, - соединить большие пальцы

А куда и не сказал - кулак - ладонь

Нас с вами ждёт новое испытание, которое приготовили разбойники..

5 задание.

Работа с текстовым заданием.

На стоянке стояли 3 синих машины и 4 красных машины.

Нарисуйте, сколько всего машин стояло на стоянке.

Я увидела такие рисунки: оооооо ооооооо.

Как найти правильный рисунок? (Раскрасить 3 синих машинки и 4 красных машинки)..

Измените текст, чтобы он соответствовал первому рисунку.

Запишем выражения к первому и ко второму рисунку. У нас осталось последнее задание. Выполнив его, мы поможем медвежонку.

6 задание.

4. Работа со сложными выражениями.

На доске записаны выражения. Найдите значение этих выражений.

4+2-1= 5+1+1= 3+1+2=

Сравните значения выражений. -Назовите те выражения, значения которых равны 7.

V . Итог.

Откройте учебник на с.83.

Найдите таблицу + сложения числа 7. Повторим её хором.

VI . Рефлексия.

Мы справились со всеми заданиями, но разбойники хотят знать: какую машину вы выберите для поездки домой. У вас на партах лежат кружки, если считаете, что вы хорошо запомнили состав числа 7, то ставите его в карман синей (гоночной) машины, а если вам нужна помощь, то в карман машины - «Скорая помощь». Я очень довольна вашей работой на уроке и разбойники тоже вами довольны. Посмотрите, они дали нам ключ от машины, чтобы мы вернули его медвежонку. Давайте посмотрим, а на какой машине отправится в путь медвежонок. (Выезжает большая заводная машина). Медвежонок благодарен вам за помощь. Вы -настоящие друзья.

Урок окончен. - Спасибо, за работу.

Список используемой литературы:

Истомина. Н.Б. Математика 1класс Издательство «Ассоциация 21 век», 2015 г

Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4). М.: Вако, 2016

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.

Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.

Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)

1. Игра с цветными кружками.

Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)

Сколько здесь всего кругов?

Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.

Сколько стало кругов?

Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.

Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.

2. Решение "весёлых" задач.

Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.

Например:

Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?

Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.

3. Игра "Кто в домике живёт?"

Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.

4. Игра "Угадай - ка"

У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.

Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.

5. Игра "Магазин"

Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.

Варенцова Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Детский сад компенсирующего вида" г.Кингисеппа
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Состав числа 7 и 8
Дата публикации: 10.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Детский сад компенсирующего вида» г.Кингисеппа
Конспект занятия

по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Подготовила и провела:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Варенцова Наталья Вячеславовна

Г.Кингисепп

Программное содержание. Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7 2. Продолжать формировать временные представления (дни недели) 3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8; 4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой; 5. Ориентировка на листе бумаги
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление 2. Дать представления об истинных и ложных суждениях
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче. 2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя 3. В о с п и т ы в а т ь д о б р о е, у в а ж и т е л ь н о е о т н о ш е н и е к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд» Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая. Задачи интегрируемых образовательных областей Коммуникация  развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление  активизировать словарь детей. Социализация  воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки. Физическая культура
 продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе Музыка  закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики. Труд Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке Методические приемы. 1. художественное слово; 2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок; 3. самостоятельная работа на карточках; 4. индивидуальные и хоровые ответы; 5. игры с мячом, счет вслух; 6. работа с пособиями 7. сюрпризный момент; 8. поощрение и похвала детей. Предварительная работа: Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материал к НОД
: магнитная доска, карточки с цифрами «7», «8»; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки транспорта (машины, вертолеты, самолеты, корабли, трамвай, велосипед, автобус), картинки с изображением предметов на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка), домик «Состав числа 8», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 8 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, клей, кисточка, шоколадки по количеству детей, смайлики по количеству детей, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка для физкультминутки.
Ход занятия.

Организационный момент.
В.
– Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Вячеславовна, я приглашаю вас пройти на ковёр.
В.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
В. -
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В.
- В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И занятие начнём Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
В.
– Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.
(2 мин)

В
. - (приглашение в страну математики).
В.
- Ребята, на чём можно путешествовать?
Д.
- На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
В.
- Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде. Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»
Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10 Вы передавая мяч друг другу считаете. В.- вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд. Звучит музыка «Паровозик из « Ромашково», дети проходят на свои места за стол. Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)
2. Игровое задание «Соседи числа»

В.
Я называю число, а вы его соседей Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6
В
. Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7»?
1. В какой сказке было семеро козлят? 2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени? 3. Как называется сказка, где были гномы и одна девочка? 4.Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей? Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В.
- Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
В.
- Число 7 , обозначается цифрой «7 »
В.- Молодцы!
Вот и доехали мы с вами до первой остановки.
(4 мин)

В
. - Первая остановка – станция «Гараж». Отгадайте загадки и узнаем какие машины живут в гараже. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданного транспорта. Загадки: 1. По дороге едет дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины И питается бензином. (автобус) 2.Стрекоза гудит большая -Полетать вас приглашаю! Кресла мягкие для вас И пилоты высший класс (вертолет) 3.Железная птица В небе кружится, По сигналу пилота На землю садится. (Самолет) 4.Две педали я кручу, На колесах вдаль лечу Что за транспорт, дай ответ. Быстрый мой (велосипед) 5.Паровоз без колес – Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел? – Прямо по морю пошел! (пароход) 6.Пьет бензин как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней! (машина) 7.Удлиненный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их «усами». (троллейбус)

В.
- Как одним словом можно назвать эти машины (транспорт). Сколько всего машин? (7) Считают и снимает воспитатель. Следующую станция
«Цифровая»

Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас
В.- что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие самолеты. Сколько всего самолетов? (7) В. Сколько красных самолетов? (6) сколько синих? (1) Как мы получили число 7? к 6 +1=7 А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь» В.- Внимательно посмотрите на самолеты на них и запомните. Дети закрывают глаза, наступила ночь. Воспитатель меняет синий самолет на красный. Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?» Д.- Синий поменяли на красный. Сколько стало синих самолетов? (7) Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный самолет. День, что изменилось? Добавили ещё один самолет красного цвета. Сколько стало всего? Давайте посчитаем. (8) Как мы получили число 8 ? Мы к 7 +1=8
В.
- Число восемь обозначается вот такой цифрой. (Выставляется на доске цифра 8) Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
В
. – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9) Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели) Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 марта)
В.
- Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша) Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе,потом на листе по точкам (работа с тетрадью) Физкультминутка.
В.
- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись Тихо все на место сели. Глазки крепко закрываем Дружно до 8 считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Состав числа 8
«Домик» на доске с кружками.
В.- Какой номер у этого дома? (8) Как разделить число 8 на 2 меньших числа? Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 8? Воспитатель показывает домик с цифрами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;
Вывод
: воспитатель говорит можно составить по-разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8 В.- Молодцы! Хорошо справились. Поедем дальше (музыка) А пока мы будем ехать до следующей станции поиграем в игру
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»
1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника) 2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2) 3.Бывают у машины лапы? (нет, у машины колеса) 4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет. У квадрата четыре угла) 5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4) В.- Молодцы!
Мы приехали на станцию – «Белый лист».
Ребята, а сейчас мы с вами будем оживлять наш листок. Представьте, что в верхней части листка у нас небо, а в нижней части листка будет проезжая часть, а по середине море. Послушайте внимательно задание: Расположите в верхнем правом углу синий самолет. Расположите в верхнем левом углу красный самолет. Расположите в нижнем правом углу синюю машину. Расположите в нижнем левом углу красную машину. В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад (музыка)

В.
- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради. Воспитатель хвалит детей. Дети говорят до свидания гостям.