Когда случилось падение константинополя и византийской империи. Падение византийской империи — история и предрасполагающие факторы. Раздробление территории Византийской империи

  • Где находится Византия

    То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.

    Где находится Византия

    Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

    Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

    В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва , с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

    А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

    История Византии

    Византийская империя является наследницей другой великой империи – . В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

    Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

    Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

    Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

    Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.

    Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

    Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

    • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
    • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
    • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
    • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
    • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

    Падение Византии

    Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

    Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.

    Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

    В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

    Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

    29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

    Культура Византии

    Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

    Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

    Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

    В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

    Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

    Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

    Ипподром в Константинополе.

    В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

    Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

    Так выглядели монеты в Византийской империи.

    Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

    Религия Византии

    В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

    Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

    Искусство Византии

    Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

    Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

    Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

    Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

    Византия, видео

    И в завершение интересное видео об Византийской империи.


  • Государственный Университет Гуманитарных Наук

    РЕФЕРАТ

    «ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

    Выполнила студентка I курса

    факультета политологии

    Николаева Екатерина Алексеевна

    Проверила: Петрова М. С.

    Москва, 2003

    ПЛАН:

    1) Обзор источников;

    2) Введение;

    3) Византия в IX - XI вв.: предпосылки распада;

    4) Раскол Византийской и Латинской церквей;

    5) Четвертый крестовый поход и падение Византии;

    6) Латинская империя;

    7) Возрождение Византии;

    8) Византия и турки-османы;

    9) Падение Константинополя;

    10) Причины и последствия падения Византийской империи;

    11) Заключение;

    12) Список используемой литературы.

    ВВЕДЕНИЕ

    Восточная римская империя, Византийская империя, государство IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский п-ов, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье).

    Целью данного реферата является выявление причин падения столь великой для своего времени империи. Начать работу стоит с упоминания предпосылок распада: факторов и влияний как внешних, так и внутренних, предопределивших такой ход истории. Одним из главных вопросов является раскол церквей, произошедший в середине XI века и положивший начало разногласиям не только среди духовенства, но и внутри государства.

    Само по себе падение Византии обозначено 1453 годом, когда турки-османы захватили Константинополь, но началось все гораздо ранее – во время Четвертого крестового похода. На этом этапе Византия переживает первый распад и возрождение, которое дает надежды на непобедимость и некую богоизбранность империи.

    Захват в 1204 году участниками четвертого крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на незавоеванной крестоносцами территории – греческое государство (Никейской, Трапезундской империи, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

    Последним пунктом пойдет рассмотрение последствий падения Византии. Причем будут рассмотрены не только внутренние последствия, но и внешние, влияние распада на соседние страны, изменение хода их истории.

    ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

    Основанием для написания реферата послужили переводы Византийских историков. Большую роль играет описание династии Палеологов, как правящего дома Византии. Через деятельность отдельных ее представителей четко просматриваются ключевые даты истории Византии. Здесь помогают переводы Георгия Акрополита «Великий Логофет». Летопись и Георгия Пахимера «История о Михаиле и Андронике Палеологах».

    Развитие и упадок византийских городов описаны у Никифора Григора в «Римской империи, начинающейся со взятия Константинополя латинянами».

    Социально-экономическое развитие и внешние связи Византии представлены в хронике Сфрандзи Георгия «Кавказ и Византия».

    ВИЗАНТИЯ IX - XI ВВ.: ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА

    Могущественная Македонская династия в период правления Василия I и Василия II (867-1025) восстановила Византию если не как прежнюю мировую империю, то по крайней мере как самую мощную организованную военную силу к западу от Китая. Подобный успех был бы невозможен, если бы на ту же эпоху не пришелся внутренний раскол исламского мира. Смертельная борьба VII - VIII веков сменилась локальными кампаниями за отдельные провинции или города в промежутках между долгими периодами напряженного мира – классической модели холодной войны. Тем не менее положение восточной части Римской империи оставалось опасным. Как при любом автократическом режиме, даже таком древнем, освященном традицией и подкрепленном высокоорганизованной администрацией, как в Византии, слишком многое зависело от личных качеств главы государства – самодержца. У Василия II не нашлось преемников равного масштаба, а византийская система выработала свой способ обращения с неумелыми императорами: их либо убивали, либо ослепляли и заточали в монастырь. Сама мера была весьма действенной, но ее результаты, как всегда, оказывались плачевными. Начиналась борьба за трон между императрицей и военачальниками, обе партии стремились купить себе поддержку, а семьи крупнейших анатолийских землевладельцев использовали ситуацию, чтобы отнять у крестьян те остатки независимости, которые пока еще гарантировало центральное правительство. Тем самым основа военной мощи империи начала угрожающе сжиматься.(Успенский Ф.И. «История Византийской империи»)

    РАСКОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ

    Правящие круги в Константинополе, по-видимому, не представляли себе в полной мере, к каким последствиям могут привести эти социальные изменения. Положение осложнялось еще и тем, что в середине XI века у империи появился новый и опасный враг – Роберт Гвискар и нормандские королевства в Южной Италии. Попытки отразить нормандские атаки и привели Византию к новому конфликту с папством. На первых порах все выглядело как простое обострение прежних споров о том, чьей юрисдикции подчиняются южно-итальянские епископства – Константинопольского патриарха или папы римского. С победой сторонников церковной реформы в Риме эти споры быстро достигли уровня принципиальной полемики. Она имела и теологический, и экклесиологический характер: иными словами, речь шла об устроении церкви и о верховном авторитете внутри нее. В первоначальных формулах учения о Святой Троице, восходивших к IV веку, не было достаточно определено отношение Святого Духа к двум другим ипостасям – Отцу и Сыну. В VI веке испанские теологи, стремившиеся противопоставить учение о божественности Христа верованиям ариан-вестготов, выдвинули новую формулу, согласно которой Святой Дух «исходит» от Отца и от Сына (принцип filioque латинского Символа Веры). В Константинополе сочли filioque недопустимым дополнением текста Символа Веры.

    Этот вопрос не имел особого значения вплоть до XI века, когда Рим начал настаивать на строгом следовании испанской формуле. В эпоху, для которой точная формулировка вероучения казалась необходимым условием личного спасения, каждая буква Символа Веры приобретала особый смысл. Вскоре выявились и другие пункты несогласия: использование пресного или заквашенного хлебы во время литургии, допущение брака или полное запрещение женитьбы священников и т. д. Список расхождений рос безостановочно, стоило только теологам поставить перед собой такую цель. За теологической полемикой по существу стоял вопрос о власти: кому принадлежит право определять истинность учения? Кто в конце концов обладает высшим авторитетом в церкви? В 1054 году спор приобрел такую остроту, что папа Лев IX послал в Константинополь кардинала Гумберта, дабы найти путь к примирению. Но папа сделал неудачный выбор. Гумберт был властным человеком, ревностным сторонником клюнийской реформы; один из участников избрания пап, он страстно верил, что именно папе принадлежит высшая власть в церкви. В Константинополе кардинал встретился с патриархом Михаилом Кируларием, человеком столь же властным. Их встреча закончилась так, как обычно кончаются встречи подобных людей: ужесточением позиций, несмотря на то, что и император Константин IX Мономах, и патриарх Антиохийский прилагали все усилия к достижению компромисса. Гумберт 16 июля 1054 года публично возложил буллу об отлучении патриарха Михаила и его приверженцев на главный алтарь храма Св. Софии. Патриарх ответил мерами против папских легатов, которые, как он сказал, пришли «в богоспасаемый град Константинополь как бедствие, ненастье или напасть или, скорее как дикие вепри, чтобы низвергнуть истину». (Васильев А.А. «История Византийской империи», с. 347).

    Современники не могли предвидеть, что это драматическое событие окажется не просто временным разрывом, какие бывали и раньше, а началом необратимого раскола между Греческой и Латинской церквями, - раскола, который до сих пор не позволяет церквям воссоединиться. Гумберт и Кируларий были, вне всякого сомнения, предвзятыми и ограниченными теологами, но они воплощали собой дух взаимного отталкивания и неприятия, свойственный отношениям между Византийским и Латинским мирами.

    ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

    Для современного историка очевидно, что к 1200 году подлинный дух крестовых походов, какие бы недостатки он ни нес в себе изначально, полностью угас. Но в те времена это не было столь ясно: еще почти сто лет люди продолжали отправляться в крестовые походы и храбро сражались в Святой земле, а в середине XV века и позже всерьез строились планы возвращения Иерусалима.

    В силу этого стремление папства, находившегося в зените могущества, вернуть себе инициативу организации крестового похода выглядело в высшей степени естественным. Иннокентию III показался благоприятным момент, когда после смерти императора Генриха VI (1197) все великие короли Западной Европы были слишком заняты борьбой с внутренними претендентами на престол или войнами друг с другом, чтобы помышлять о предводительстве в крестовом походе, как это было при Барбароссе, Людовике VII и Ричарде Львиное Сердце во время Третьего крестового похода. Кроме того, Первый крестовый поход церковь возглавила без участия королей, и он оказался самой успешной из экспедиций на Восток. На этот раз, как и сто лет назад, реальное командование вновь приняла на себя французская, нидерландская и итальянская знать, но теперь предводители знали, что путь по суше слишком изнурителен, и договорились с итальянскими портовыми городами о переезде морем.

    29.05.1453 (11.06). – Взятие Константинополя турками, падение Византийской империи

    Падение Византии

    Константинополь был основал в 324 г. Императором Римской империи на месте небольшого города Византии, известного с VII г. до н. э. как греческая колония на Босфоре. Константин быстро расширил город в несколько раз: были построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, сооружены крепостные стены, со всех концов империи в город свозились произведения искусства, стремительно росло население благодаря притоку из европейских и азиатских провинций. 11 мая 330 г. Император Константин официально перенес столицу Римской империи из Рима в Константинополь и назвал его Новым Римом – столицей обновленной христианством Римской империи.

    Город столь стремительно развивался, что уже через полвека, при правлении Императора Феодосия, были возведены новые городские стены (их руины сохранились до наших дней), заключившие в себя семь холмов – как и в первом Риме. После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя разделилась на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи под натиском варваров (476) Восточная империя стала единственным преемственным продолжателем Римской. Однако когда на Западе предприняли попытку восстановления Римской империи (коронация папой Львом III франкского короля Карла Великого в 800 г.) Восточную Римскую империю стали называть Византийской или просто Византией, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители - ромеями (римлянами).

    Во времена правления (527–565) для Константинополя наступает "золотой век". Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет.

    Второй расцвет Константинополя начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856–1071). Империя отражает натиск арабов на востоке и включает себя славянские народы на западе. Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность . С в IX веке русская земля становится церковной провинцией Второго Рима.

    В результате изменения вероучения западной Церковью, в 1054 г. произошло отделение католиков от Православия. Их враждебность к Византии как к сопернику привела 13 апреля 1204 г. к захвату, разграблению и почти полному разорению Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода. Город становится столицей "Латинской империи" крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. Однако в июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевывают город, и власть переходит к византийской династии Палеологов.

    Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Европой и Азией, более тысячелетия был культурной и духовной столицей вселенской христианской Империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, "Царицей городов" (Vasileuousa Polis). В славянских странах он так и назывался: Царьград.

    С середины XIV века после захвата ключевых позиций в городе венецианцами и генуэзцами (точнее еврейскими торгово-финансовыми кланами), политическая власть Империи неуклонно слабела, государственная дисциплина и нравственность падала. А с конца XIV века появилась новая опасность на востоке: Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. Турция неуклонно расширяла свои владения захватом византийских провинций.

    Не обошлось при этом и без интриг антихристианского народа. Еврейский историк Грец пишет в "История евреев" (тт.9 и 10): "Еврейские и марранские оружейные мастера и знатоки военного дела, которые вследствие насильственных крещений принуждены были покинуть Испанию и нашли себе убежище в Турции, много способствовали падению Византии", в награду получив у турецких завоевателей "гостеприимное убежище"; султан Магомет II "призвал в совет министров верховного раввина и оказывал ему всяческие почести". В Турцию направился значительный поток евреев, изгоняемых в это время из западноевропейских стран. "На верность, надежность и пригодность евреев они [турки] могли вполне рассчитывать"; так, изгнав евреев, "христианские народы известным образом сами доставили своим врагам, туркам, оружие, благодаря чему последние получили возможность подготовить им [христианским народам] поражение за поражением и унижение за унижением".

    В частности, евреи, контролируя всю восточную торговлю и таможню, "приобрели большие богатства, которые уже тогда доставляли власть", и через султанов успешно влияли на европейскую политику, - пишет Грец. (Тут надо учесть международный характер еврейской финансовой власти, от которой зависело большинство западноевропейских дворов.) "Власть [евреев] была, действительно, так велика", что христианские государства "обращались к ним с мольбами... настроить султана в пользу войны" против тех или иных своих соперников. При этом богатая еврейка Грация Мендесия, принадлежавшая к банкирскому дому, должниками которого были "германский император и владыка двух частей света, Карл V, король Франции и множество других князей", "пользовалась влиянием, точно королева... Ее называли Эсфирью того времени". Кроме того, "еврейские женщины... добились при султанах Мураде III, Магомете IV и Ахмеде I при посредстве гарема большого влияния. Между ними особенно выделялась Эсфирь Киера... она раздавала государственные должности и назначала военачальников". "Христианские кабинеты и не подозревали, что ход событий, вовлекавших их в свой круговорот, был приводим в движение еврейской рукой", – откровенничает еврейский историк.

    Однако более всего в падении Второго Рима виновны византийские архиереи и Император, которые пошли в 1439 г. на с Римом, надеясь на обещанную при этом условии помощь западных христиан в обороне от магометан. Но помощь Западом оказана не была. Более того – хотя уния в 1450 г. была разорвана, Византия осталась без Божией помощи, когда турки осадили Царьград.

    23 мая, за шесть дней до падения Константинополя, в полнолуние произошло трехчасовое лунное затмение, покрывшее город полным мраком и ослабившее дух осажденных. На следующий день было еще одно страшное знамение: «В ночь на пятницу озарился весь город светом, и, видя это, стражи побежали посмотреть, что случилось, думая, что турки подожгли город, и вскричали громко. Когда же собралось множество людей, то увидели, что в куполе Великой Церкви [Св. Софии] Премудрости Божией из окон взметнулось огромное пламя, и долгое время объят был огнем купол церковный. И собралось все пламя воедино, и воссиял свет неописуемый, и поднялся к небу. Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: "Господи помилуй!". Когда же огонь этот достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились...». 28 мая ночью «воздух в высоте сгустился, навис над городом, словно оплакивая его и роняя, как слезы, крупные красные капли, подобные по величине и по виду буйволовым глазам, и оставались они на земле долгое время, так что дивились люди и пришли в великое отчаяние и ужас» ("Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году").

    29 мая ворвавшиеся в город турки убили последнего византийского Императора Константина ХI Палеолога (с него была снята кожа, набита и в виде чучела отправлена в другие турецкие владения как победный трофей), перебили множество людей, разрушили и осквернили храмы. Согласно преданию, в храме Св. Софии служба шла до последней минуты, и на глазах ворвавшихся врагов последний священник вместе со священными сосудами скрылся в разомкнувшейся перед ним южной стене храма. Православные верят, что он будет оставаться за стеной до тех пор, пока в храме не возобновится православное богослужение.

    С момента своего Крещения Русь была религиозной провинцией Византии. Падение Константинополя побудило Русь осознать себя преемницей – , хранящим истину Православия и удерживающим мір от разгула сил зла.

    В годы Константинополь был основной геополитической целью России, обещанной и союзниками по Антанте, но те расчетливо предали русского Царя... Будет ли когда-либо воздвигнут крест на св. Софии?.. Исполнится ли предсказание, написанное на гробнице св. Царя Константина, о том, что сначала мусульмане победят и разрушат Константинополь, но позже «народи русии вкупе с причастники победят всего Исмаила» и во главе со своим Царем освободят Царьград?.. (Толкование надписи в 1421 г. сенатором Г. Схоларием).

    В 1930 г. турки переименовали Константинополь в Стамбул...

    Встреча двух павших Римов...

    ...Наш теплоход отправился с Графской пристани Севастополя по тому же маршруту, что . На вторые сутки мы подошли к Стамбулу (для нас Константинополю) глубокой ночью. С верхней палубы открывалось величественное зрелище. Древний Босфор был полон огней и кипел своей морской жизнью: она, тесно сужаясь в этом месте, перетекала сквозь узкое горлышко между Европой и Азией, не останавливаясь ни на минуту даже ночью: из России текли приватизированные дары природы – нефть, руда и металлы, удобрения, лес; навстречу – изготовленные из этого сырья товары.

    Над правым берегом двигался вместе с нами кроваво-красный полумесяц, бороздя Европу своим нижним рогом; азиатская сторона из темноты молча взирала на эту символическую картину нынешнего внутриевропейского этнического процесса...

    Ловко притерся к борту катер с турецким лоцманом (услуга обязательная за тысячу долларов), и вот наша палуба уже движется мимо кварталов Перы (район с северной стороны от бухты Золотой Рог). Вот также три четверти века назад подходила сюда флотилия из 126 судов армии , набитых беженцами. Среди них был человек, по следам которого мы решили отправиться в это путешествие: подполковник-марковец Владимір Ильич Янышев, дед моей супруги, имевший немало наград уже за . Формально Турция проиграла ее, но в данном случае победители и побежденные поменялись местами: несколько дней русским судам не разрешали даже подойти к берегу, масса людей на палубах мокла под ноябрьским дождем. Сколько унижений пришлось испытать тогда русским, навсегда потерявшим родину...

    Генерал Врангель (преемник официальной русской власти от и ) требовал уважения к Русской армии, которая внесла огромный вклад в победу союзников над Центральными Державами: «Я несколько недоумеваю, как могут возникать сомнения, ибо принцип, на котором построена власть и армия, не уничтожен фактом оставления Крыма». Но Антанта уже заключила тайный союз с большевиками. Французский премьер Клемансо заявил, что «России больше нет». Суда, все денежные средства и имущество Белой армии были конфискованы французами «для покрытия убытков». Англичане настаивали на немедленной репатриации эмигрантов назад, в Советскую Россию (где в это время шел крымский террор Бела Куна и Землячки: были расстреляны многие десятки тысяч человек)...

    Еще «сильнее, чем физические лишения, давила нас полная политическая безправность. Никто не был гарантирован от произвола любого агента власти каждой из держав Антанты. Даже турки, которые сами находились под режимом произвола оккупационных властей, по отношению к нам руководствовались правом сильного», – писал Н.В. Савич, ближайший сотрудник Врангеля.

    «На Босфоре стоят английские дредноуты с гигантскими пушками. По улицам проходят войска во французской, английской, греческой формах, а русские, затерянные в толпе, приравнены к тем, кого чернокожие разгоняют палками у ворот международного бюро, ищут приюта в ночлежках, пищи в даровых столовых...», – свидетельствуют два других очевидца (В.Х. Давац, Н.Н. Львов. "Русская армия на чужбине". Белград, 1923).

    Получить визу в другие страны беженцам было невозможно. «Началось тяжелое существование, когда человек всецело поглощен заботами о насущном хлебе, о ночлеге, о том, чтобы как-нибудь добыть средства для своей семьи. Тяжело было видеть старых, заслуженных людей с боевыми отличиями, торгующих разными безделушками на Пере, русскую девушку в ресторанах, детей, говорящих по-русски, в ночную пору на улицах, заброшенных и одичавших...». Были рады любой работе: «Бывший камергер чистил картошку на кухне, жена генерал-губернатора стояла за прилавком, бывший член Государственного Совета пас коров... Жены офицеров становились прачками, нанимались прислугой. Появиться в хорошем костюме, обедать в модном ресторане было предосудительным. Это могли позволить себе только спекулянты». Жена подполковника Янышева Надежда Алексеевна продавала букетики цветов на Пере...

    То унижение 1920 года имело и символический историософский оттенок. Ведь для русских это был не Стамбул, никто его так не называл, а Царьград-Константинополь – павшая имперская столица Второго Рима, от которого мы переняли его вселенское удерживающее призвание. Сколько веков мечтали мы вновь водрузить крест на Святой Софии и как близок был не раз этот момент!.. Но каждый раз этого не допускали наши "христианские" "союзники", в конце концов свергшие и нашу православную монархию, – в частности, чтобы не отдавать ей Константинополь как обещанную награду... Не удержался Третий Рим по грехам нашим, а четвертому уж не бывать – некому перенимать тяжкую имперскую ношу христианской государственности. А потому нельзя было сдаваться перед приблизившимся царством антихриста.

    «Мы испили чашу национального унижения до дна... Мы поняли, что значит сделаться людьми без отечества. Весь смысл армии в том и заключался, что, пока была армия, у нас оставалась надежда, что мы не обречены затеряться в международной толпе, униженные и оскорбленные в своем чувстве русских».

    И потому – «Совершилось русское национальное чудо, поразившее всех без исключения, особенно иностранцев, заразившее непричастных к этому чуду и, что особенно трогательно, несознаваемое теми, кто его творил. Разрозненные, измученные духовно и физически, изнуренные остатки армии генерала Врангеля, отступившие в море и выброшенные зимой на пустынный берег разбитого городка [Галлиполи], в несколько месяцев создали при самых неблагоприятных условиях крепкий центр русской государственности на чужбине, блестяще дисциплинированную и одухотворенную армию, где солдаты и офицеры работали, спали и ели рядом, буквально из одного котла, – армию, отказавшуюся от личных интересов, нечто вроде нищенствующего рыцарского ордена, только в русском масштабе, – величину, которая своим духом притягивала к себе всех, кто любит Россию».

    Как писал позже Савич: «Таким путем закладывался фундамент морального воспитания и обновления духа большой группы русских людей, пронесшей на своих плечах всю тяжесть междоусобной войны, испытавшей конечное поражение и изгнание, но не растерявшей духа, оставшейся морально целой, не сломленной несчастиями. Она закалилась в испытаниях и на ней оправдались слова поэта: так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат. Судьба помогла Врангелю выковать моральную силу тридцати тысяч русских людей».

    Этим людям не было суждено увидеть Россию. Галлиполийское чудо, длившееся около года, было последним подвигом врангелевской армии. Но им предстояло оказать решающее влияние на становление русской политической эмиграции.

    С тех пор прошло почти 80 лет, однако Русское дело, к сожалению, не увенчалось должным успехом. Хотя жидобольшевицкая власть пала – ей на смену пришла жидодемократическая: змея лишь сменила кожу, ускользнув от исторической ответственности. И посещая современный мусульманский Стамбул-Константинополь, выносишь много сравнительно-поучительного. Это не только приобщение к тому выживанию Белой армии. Это и приобщение к смыслу истории.

    В самóм отмененном гордом имени Второго Рима, в его оскверненных храмах, превращенных в мечети и музеи с величественными мозаичными фресками – изуродованными варварскими копьями, в темных руинах его башен и защитных стен, поросших травой – не устоявших перед дикой гортанной ордой – во всем этом не только в 1920-м, но и для нас в 2002 году тоже сквозила горечь нашей великой православной исторической утраты. Невольно приходила на ум параллель с падением нашего Третьего Рима, – только порос он сейчас еще не травой, а зловонными джунглями заморской рекламы, впрочем, с такими же стаями бродячих собак. И где же наша Белая армия, наш русский Галлиполи перед еще более близким концом света?..

    Каждому русскому человеку полезно посетить утраченный православными великий город – Константинополь – как напоминание о бренности всего земного. Напоминание о том, что все великое заканчивается руинами, если более не служит Замыслу Божию... Напоминание о том, что у нас остался для этого лишь очень малый шанс. И о том, что он остался только у нас, русских. Только мы одни, покуда мы православные, даже если нас тоже окажется всего лишь тридцать тысяч вокруг десяти праведников, можем еще совершить свое русское чудо – . И потому мы обязаны ставить себе эту цель как национальную идею, несмотря ни на что.

    Обсуждение: 21 комментарий

      Спаси Господь, дорогой Михаил Викторович, за эту статью. Непременно напечатаем в нашем "Дальневосточном Монархическом Вестнике".

      Ну, если и через 80 лет
      самые отважные русские люди
      не отваживаются назвать вслух имя врага,
      разрушившего и прямо и косвенно
      Второй и Третий Рим
      (да и Первый Рим тоже),
      то о какой надежде на возрождение
      можно еще говорить?

      На что надеяться,
      когда талмудейский спецназ
      и команды израильских снайперов
      хозяйничают по всей территории
      нашей оккупированной родины,
      заблаговременно отстреливая
      будущих Мининых и Пожарских?

      Когда и аппарат президента и Дума
      подзавязку забиты явными и скрытыми агентами
      талмудейского Уолл-Стрита?
      А народ злонамеренно УНИЧТОЖАЕТСЯ
      ннравственно и физически?

      Если наши вожди не объясняют нашим народам:
      "Вот он - враг!",
      то с кем же народы будут бороться-то?
      От кого освобождать свою погубленную землю?

      Чтобы "савецким" снова стать Русским нужно меленькое усилие, воцерковление и бодрствование, если нет, то эммиграция хотябы внутренняя. Это только некоторые из способов оздоровления национального чувства, особенно для больных космополитизмом.
      Надо изучать опыт русской эммиграции, кот. полезен будет всем хотящим быть русскими не номинально, но по духу.
      Ведь по сути, несмотря на численное превосходство,
      русские, какбы нацменьшинство презираемое, никто с ними не считается и небудет считаться. А всё оттого, что не чтит Веры предков, не блюдёт обычаев и традиций своих предков, не хранит свою древнюю культуру и т.д. и т.п..
      раб Божий Александр
      баден-баден рпцз

      По-моему, вы так и находитесь всё в той же Галлиполии до сих пор!

      ХОРОШО И ДОВОЛЬНО-ТАКИ СВОЕВРЕМЕННО.

      Автору анонимного отклика "А не назвать ли вслух рокфеллеров?"
      Вы полагаете, что М.В. Назаров, автор "Письма 500-5000-15000-25000" и гл. ред. этого сайта "не отваживается назвать вслух имя врага, разрушившего и прямо и косвенно Второй и Третий Рим"?
      Вот Вы, милостивый государь, даже имя свое указать не отважились. И не Вам делать такие упреки.

      Следует добавить, что недавно привлек внимание весьма полезный фильм архм. Тихона (Шевкунова) о падении Византии, проводящий параллели с современностью.

      Я выпустил книгу "Геноцид белой расы". Отход от христианства и от своей чести охватил всю Европу.Россия пала по моему мнению не столь от давления Звапада снаружи, сколь от масонской агитации из натри. Возможно выйцде и вторая книга.Если мы поймем причины, то мы и спсемся, хотя времени уже мало.Свобода это информированность.

      Совершенно согласен, что наша цель - это установление Русского Порядка, который и превратит нашу многострадальную страну в стан святых и город возлюбленных. Слава России!

      Я прочитав,еще раз понял, как много хорошо быть русским!!!

      Последний Византийский Император Константин 11 Палеолог.

      Мало кто знает,но ведь христианство и разделило Рим.Просто в какой-то момент латинская и христианская вера не смогли находится в одой большой империи.

      Кто.благословит мой народ того и яблагославлю, а кто проклянет мой народ того и я прокляну. Может более серъезно надо относиться к словам Господа Бога нашего. Я с большой любовью отношусь к русскому народу и России и благославляю вас. Я одновременно люблю и благославляю еврейский народ и Израиль. Попробуйте и Вы благословите еврейский народ. Уверяю Вы получите благославние Божье и полюбите евреев и Израиль.поверьте моей искренности потому что я испытал это на себе. Спасибо за внимание.

      Ваше побуждение хорошее. Но Вы невнимательно читаете слова Божии в Священном Писании и, видимо, не знакомы с учением Христианской Церкви. Евреи были народом Божиим для воплощения Христа-Месии, но отказались и от пришедшего Мессии-Сына Божия, и от Бога Отца: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:19,44). «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:41-43). Таким преемственным народом Божиим стали христиане. Это азы христианского учения. См.: Евреи же ждут "иного" мессию-мошиаха, каковым будет антихрист, который придет только для евреев для их мiрового господства, ибо "Б-г сотворил мiр для евреев". Мы молимся об обращении евреев, а не благословляем жидонацистское государство и религию.

    С конца IX в. начинается расцвет средневековой Византии , продлившийся с небольшими перерывами до начала XIII столетия. Пределы империи в основном ограничивались Балканами и Малой Азией, но и в этих рубежах она оставалась одним из сильнейших государств Европы. Пора могущества Византии стала и эпохой культурного подъёма.

    В это время продолжают развиваться и расти старые города, прежде всего . Афины и Коринф, пострадавшие от нашествий варваров в VI-VIII вв., вновь возрождаются. Изгнанные некогда славянами жители побережья Адриатики возвращаются в родные места и вместе с пришельцами строят новые городские центры - Сплит, Задар и др. становится всё больше, а многие из прежде малозначащих превращаются в крупные центры ремесла и культуры.

    Ремесло

    В ремесле времён расцвета Византии поддерживались античные традиции. Изделия византийских ювелиров по-прежнему высоко ценились в Западной и Северной Европе. Находили они спрос и на Востоке, где художественное ремесло не уступало в изысканности ромейскому. Раскопки в византийских городах показывают, что в XI-XII вв. появилось множество небольших ремесленных мастерских, где работало 5-10 человек. Такие мастерские давали львиную долю ремесленных изделий всех видов. Их продукцией пользовались и горожане, и отправлявшиеся за моря купцы, и жители сельской округи. Нередко к городским ремесленникам-единоличникам обращался за помощью сам император. Впрочем, для изготовления оружия и других необходимых государству изделий, например для чеканки монет, постоянно работали крупные государственные мастерские.

    Некоторые творения византийского художественного ремесла не только завоевали признание в тогдашней Европе, но и вошли в сокровищницу мировой культуры. Византийские мастера достигли необыкновенного изящества в технике эмали, или, как говорили на Руси, финифти . В Византии господствовала и оттачивалась древнейшая техника перегородчатой эмали (клуазоне), унаследованная ещё римскими мастерами от Древнего Египта. Эмальер напаивал на золотую поверхность тончайшие ячейки из золотых же проволочек. Ячейки заливались разноцветным стеклом, после чего обжигались. Полученная эмаль подвергалась тщательной шли-фовке. Византийская перегородчатая эмаль отличалась блестящим, в прямом и переносном смысле, исполне-нием, богатством красок, несомненным художественным мастерством. Именно византийские мастера стали учителями эмальеров Руси и Западной Европы.

    Изделия из разноцветного стекла весьма многочисленны среди археологических находок в Византии.

    Они вывозились и за её пределы. Византийские стеклянные предметы обнаружены в славянских странах, Закавказье, они имели огромный спрос и на Западе. Из этого можно заключить, что стекольное дело было хорошо развито, причём, в отличие от Западной Европы, уже в раннее Средневековье. Из стекла делались не только украшения: бусы, браслеты, кольца, серьги, подвески, оно использовалось и в бытовых целях - для изготовления посуды, правда, прежде всего для знати. Относительная массовость производства вела к некоторому упрощению внешнего вида изделий. Но всё же художественное мастерство стеклоделов в X-XIII вв. оставалось на высоте. Для византийского стекла характерны изысканная игра переливающихся красок, сочетание строгости и изящества любого изделия - от бусины до сосуда.

    Славу ромейского ремесла составила и византийская глиптика - творения камнерезов, работавших с драгоценными камнями. Их изделия найдены во многих странах Европы , а в самой Византии использовались для украшения одежд императорской семьи и высшего духовенства, церковной утвари. Развивалось и искусство резьбы по слоновой кости.

    Ткани

    По всей Европе славились также изделия византийских ткачей . Поистине революционное значение для ткачества в Византии имело начало разведения шелковичного червя в VI в. Восточная империя уже давно завязала по протянувшемуся через всю Евразию Великому шёлковому пути торговые связи с , главным поставщиком шёлка. И вот одному из монахов-миссионеров удалось выведать секрет производства чудесной ткани из шёлковых нитей, выделяемых гусеницами бабочек-шелкопрядов. Несколько личинок он тайно вывез на Запад. Теперь уже Византия стала главным поставщиком шёлковых тканей для стран Европы. Ведущим центром шёлкового производства была Малая Азия.

    На основе шёлка изготовлялись собственно шёлковые и парчовые (шёлковая основа с металлическими нитями) ткани. Обе технологии были позаимствованы от мастеров , но византийцы усовершенствовали их, достигнув небывалых высот в златоткачестве - вплетении в ткань золотых или напоминавших золото металлических нитей. Самые совершенные из таких тканей, использовавшиеся для парадного императорского костюма, выглядят как сплошной лист чистого золота. Парча и иные златотканые материалы украшались различными изображениями, иногда целыми картинами или хотя бы богатым орнаментом.

    Наряду с изображениями животных и птиц, геометрическими фигурами даже на светской одежде присутствуют христианские символы - прежде всего кресты и образы ангелов. Продолжали совершенствоваться и обычные для Европы способы ткачества из шерсти. Византийские мастера унаследовали от древних технику изготовления пурпурных тканей - окрашенных с помощью красно-фиолетового красителя, получаемого из моллюсков иглянок. Пурпур издревле использовался для царских одеяний и имел огромный спрос далеко за пределами Византии.

    Изобразительное искусство

    X-XII столетия стали временем расцвета византийского изобразительного искусства. Именно тогда окончательно сложившиеся традиции византийской иконописи находят своё полное выражение и воспринимаются мастерами из других православных стран. Творения ромейских иконописцев соединили лучшие традиции христианской духовности и светского искусства античности. Они стремились передать неисчерпаемость божественной любви и внутреннюю красоту исполненного веры человека.

    Главным в иконописи становится «лик» - изображение лица Христа или почитаемого святого. Причём основное внимание уделялось глазам, устремлённым на молящегося. Все образы дышали покоем истинной веры, мудростью и милосердием. В IX-XI вв. вырабатываются строгие каноны иконописи. Лучшие образцы принимаются за иконописные «подлинники», на которые должны опираться позднейшие мастера. Настоящих византийских икон до нашего времени сохранилось мало. Бурные события упадка империи не пощадили творений художников. Однако о высотах их искусства можно судить по многочисленным оставшимся мозаикам и фрескам.

    Падение Византийской империи

    Между тем эпоха расцвета империи близилась к завершению. В XI в. из глубин Азии на запад устремились турки. К концу века они покорили большую часть малоазийско-го полуострова. Начиная с 1097 г. отчасти при помощи западных рыцарей-крестоносцев императоры из рода Комнинов вернули немало земель на вос-токе. С Комнинами связано новое возвышение Византии. Но союзники оказались опаснее прежних врагов: уже в XII в. они стали присваивать себе византийские земли. А в 1204 г., вмешавшись во внутренние распри ромеев, латиня не захватили и разграбили Константинополь. Многие шедевры культуры, святыни православного христианства были вывезены на Запад или безвозвратно утеряны.

    Отныне на Востоке стало три императора. В бывшей столице утвердился вожак крестоносцев, государь Латинской империи. В Никее и Трапезунде обосновались знатные ромеи (византийцы), претендовавшие на имперское наследство. Возникли и другие независимые ромейские государства (крупнейшее - так называемый Эпирский деспотат на западе Балкан). В 1262 г. никейский император изгнал крестоносцев из Константинополя и возродил Византию. Однако новая империя, управляемая династией Палеологов, оказалась лишь тенью былого. Ещё процветали столицы соперничавших империй - Константинополь и Трапезунд, но большинство городов обеднело и пришло в упадок. Ремесло почти остановилось в своём развитии, даже восхитительные изделия ювелиров отставали от европейской моды, которую диктовали мастера Италии и Франции.

    В то же время искусство империи в этот период её существования переживает завершающий подъём - финальный мощный аккорд византийской цивилизации. Правда, теперь преобладают малые формы. Даже воздвигнутые тогда дворцы знати сравнительно малы по размерам, зато богато и тщательно, с особым вниманием к деталям, отделаны. Монументальные мозаики на стенах храмов всё чаще уступают место деревянной иконе и фреске. Изображения становятся реалистичнее, лучше передавая чувства и наблюдения иконописца. В светской живописи ещё более, чем в иконописи, чувствуется стремление к реализму - влияние Предвозрождения, уже начавшегося в Италии.

    Новая империя была слабее и беднее своей предшественницы. Не имела она и сильных союзников, которые защитили бы её от внешних врагов. В XIV в. упадок становится явным . На востоке, в Малой Азии, набрали силу турки под предводительством рода Османов. Они вторглись на Балканы и покорили здешние славянские государства. Вскоре настал черёд и Византии. В 1453 г., после долгой осады, турки взяли Константинополь. Последний император Константин XI погиб при защите города. В 1460-1461 гг. турки покончили с последними оплотами ромеев - крепостями Палеологов на Пелопоннесе и Трапезундской империей. Византия прекратила своё существование.

    29 мая 1453 года под ударами турок-османов пала тысячелетняя Византийская империя.

    В современной историографии падение Византийской империи в 1453 году знаменует собой границу двух крупнейших исторических периодов - Средневековья и Нового времени. Граница достаточно условная, но, тем не менее, довольно красноречиво указывает на весь масштаб этого события. Штурм и захват столицы Византии - Константинополя серьезно повлиял на весь ход мировой истории. Большое значение это имело и для Руси, которая в то время наоборот собирала свои земли, готовясь через несколько десятков лет стать новой православной империей и официально провозгласить себя наследницей погибшей Византии. Тем не менее, история исчезнувшей империи актуальна для нас и сейчас. Современной России следует знать историю Византии, дабы не повторить её ошибок.

    К середине XV века некогда могущественная Византийская (или Восточная Римская) империя, владевшая в эпоху своего расцвета обширными землями на просторах трех континентов, представляла собой довольно жалкое зрелище. В результате многочисленных столкновений с набравшими мощь турками под предводительством династии Османов, во владениях Византии к этому времени осталась лишь столица Константинополь с прилегающими землями, несколько городов вдоль болгарского побережья Черного моря, а также небольшие владения на юге Греции, которые, к тому же, весьма номинально подчинялись последнему византийскому императору Константину XI .

    Фактически император управлял лишь столицей. Однако и она была в то время в крайне печальном состоянии. Ранее богатейший и крупнейший город Средневековья, население которого составляло более 500 тысяч человек, в результате войн, эпидемий и общего экономического упадка находился в полуразрушенном состоянии, а его население едва ли превышало 50 тысяч человек. По сути, город внутри стен представлял собой конгломерат деревень, разделенных полями и садами. От былого величия столицы могущественной империи не осталось и следа.

    Империя была восстановлена в 1261 году, однако она уже никогда не достигнет своего прошлого величия, оставаясь лишь тенью прошлой могущественной державы. При этом и ранее недолюбливавшие Запад византийцы стали относиться к нему как к злейшему врагу. Примечательны в этом плане слова последнего командующего имперским флотом Луки Нотараса незадолго до падения Константинополя: «Лучше турецкая чалма, чем папская тиара» .

    Тем не менее, последние византийские императоры перед угрозой полного окружения остатков Византии турками искали помощи на Западе, в том числе в Ватикане. Европейские же державы грекам помогать не хотели, требуя сначала заключить церковную унию и подчинить Восточную церковь Западной. В итоге в 1439 году, когда положение Византии уже стало безнадежной, император Иоанн VIII заключил унию, которая, однако, не была признана на Руси. В итоге, наобещав грекам военную поддержку, Запад, получив своё, помогать Византии не желал. Отправленные в последующие десять лет пара малочисленных экспедиций общей негативной ситуации переломить не смогли. Таким образом, в ожидании своей гибели Византия была предоставлена Западом самой себе. Русь Константинополю помочь также не могла, поскольку выход к Черному морю был тогда наглухо закупорен осколками Золотой Орды, прежде всего Крымским ханством.

    Османы под предводительством молодого султана Мехмеда Второго начали осаду города 2 апреля. Турки собрали мощнейшую армию. По разным оценкам, её численность составляла около 150 тысяч человек, хотя некоторые источники говорят и о 200 и даже 300 тысячах. Главной козырем султана были огромные пушки, одна из которых - «Базилика», - имела ствол 12-метровой длины и стреляла ядрами весов с полтонны.

    Силы осажденных под предводительском императора Константина XI были гораздо меньше: около пяти тысяч греков, 600 живших в городе генуэзцев, несколько сотен константинопольских венецианцев, критян, 600 турок (претендент на османский престол принц Орхан и его гвардия) и некоторые другие отряды. Всего не более 7 тысяч человек. Против минимум 150. Перевес сил у османов был более чем 20-кратный .

    После многочисленных стычек у мощной крепостной стены Константинополя, где турки атаками своей многочисленной пехоты так и не смогли сломить сопротивление византийцев, а также непрекращающегося в течение 6 недель мощного артиллерийского обстрела города из всех орудий, 21 мая Мехмед направил Константину предложение о сдаче. Султан обещал в этом случае помиловать осажденных и даровать им жизнь. В ответ последний император Византии ответил, что готов отдать султану все земли, но только не сам город. После этого османы начали готовиться к решающему штурму.

    Стоит сказать, что физическое и эмоциональное состояние осажденных было тяжелым. Особенно удручающе подействовали на них следующие события. За несколько дней до решающего штурма горожане решили пройти крестным ходом вдоль стены с наиболее почитаемой константинопольской иконой Одигитрия, воззвав о помощи к Святой Деве. Однако в процессе шествия икона внезапно упала на землю, а когда её начали поднимать, описывают события тогдашние современники, икона оставалась на месте, словно придавленная чем-то очень тяжелым. А когда икону всё-таки подняли, разразился ужасный шторм, который вынудил процессию остановиться и разойтись. Византийцы сочли это очевидным знаком - Святая Дева отвергла их молитвы. А на следующее утро на город опустился удивительно плотный туман. Горожане восприняли его однозначно: Господь покидает город, отворачивается от него, прячась от глаз людей в тумане. Это убеждение усилилось в тот же вечер, когда византийцы увидели над куполом собора Святой Софии странное сияние, которое, как описывал очевидец события хронист Нестор Искандер, затем взметнулось в небеса. «Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: «Господи помилуй!» Когда же огонь достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились», - описывает он. В накаленной атмосфере ожидания приближения последнего штурма и последующего за ним конца света, эти события произвели на горожан колоссальный деморализующий эффект. Люди ждали своего конца и просили пощады, взывая к высшим силам .

    Турки начали решающий штурм в ночь с 28 на 29 мая. Первыми в бой пошли ополченцы - башибузуки. Накатываясь всё новыми и новыми волнами на к тому времени изрядно разрушенные артиллерийским огнем стены, они каждый раз терпели неудачу. Малочисленный гарнизон осажденных под командованием самого императора стойко отбивал все атаки. После башибузуков в бой пошли элитные османские части - янычары. Бой был страшным: море крови, крики боли и отчаяния вперемешку с артиллерийской пальбой с одной стороны и стройным хором колоколов всех городских церквей с другой.

    Византийцы и их немногочисленные союзники дрались мужественно, но силы были слишком неравны. Оборона Константинополя начала рушиться после ранения и ухода с поля боя командира прикрывавших один из наиболее важных участков стены генуэзцев Джованни Джустиниани . Уход итальянцев сразу оголил огромный кусок стены. К тому же турки обнаружили в укреплениях открытую калитку - Керкопорту, которую греки, по всей видимости, забыли закрыть после очередной вылазки. Одна маленькая калитка в итоге и сыграла роковую роль в судьбе тысячелетней империи. Дравшийся до последнего император Константин XI погиб, окруженный врагами у одного из городских ворот.

    После этого турки кинулись в пределы города, рассчитывая сыскать в нем колоссальные богатства. Горожане же, узнав о случившемся, бросились к колонне Константина Великого в самом центре столицы. По древнему преданию, если враги ворвутся в город и дойдут до колонны, то с неба спустится ангел с карающим огненным мечом в руке и прогонит захватчиков прочь. Ангел, тем не менее, с неба не явился. Турки грабили город три дня, после чего в него въехал сам султан. Первым делом Мехмед прочитал у собора Святой Софии молитву, превратив таким образом христианский собор в исламскую мечеть. Так и закончилась история одной из величайших мировых империй, бывшей религиозным и культурным центром Европы на протяжении многих веков.

    Однако совсем Византия не исчезла. Наоборот, многие атрибуты Византии были потом перенесены на русскую почву. Архитектор русской державы - князь , женившись на племяннице Константина XI Софье Палеолог , официально возвестил всему миру о России, как наследнице Византии. Иван перенял у погибшей империи её идеологию, герб, церемониал и многие другие атрибуты. Неслучайно псковский монах Филофей вскоре назвал Москву «Третьим Римом» - новой столицей истинной, православной веры. В дальнейшем всё это оказало непосредственное влияние на развитие новой Русской империи, которая, как византийский двуглавый орел, обращает свой имперский взор и на Восток, и на Запад.

    При этом современной России стоит помнить, не забывать историю своей великой предшественницы. Наша страна - государство с огромным количеством проживающих

    на её территории народов. Такая же, как в своё время Византия. И как в любом другом подобном государстве, власть должны быть сильной, чтобы обуздать возникающие на этой почве центробежные тенденции. История Византии показывает, что в таких условиях всегда есть те, кто хотят поживиться за чужой счет. Для Византийской империи это были западные страны и крестоносцы с одной стороны, а также арабы и турки с другой. Современная Россия также уязвима с двух сторон - с Запада, с которым мы вступили в «Новую холодную войну», и Китай, который присматривается к богатыми ресурсами Сибири и Дальнему Востоку.

    Более того, говоря о ресурсах, невольно возникают параллели с уже упомянутым в самом начале разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году. Тогда несметные богатства Византии, вывезенные после её падения «братьями-христианами» на Запад. В результате спекуляции византийскими ценностями образовались первые крупные капиталы еврейских купцов, что стало в Новое время фундаментом для возникновения в дальнейшем глобальной банковской системы, в том числе финансовых династий Ротшильдов и Рокфеллеров как её основы. Таким образом, процветание Запада и его подъем в XV-XVI века был основан именно на разграблении Византии. Очень похоже на ситуацию 20-летней давности, когда проигравшая Холодную войну Россия стала сырьевым придатком Запада, выкачивающего из нас за бесценок ценнейшие природные ресурсы .

    Кроме этого, история Византии наглядно демонстрирует нам простую истину - никогда нельзя надеяться на соблюдение Западом своих договоренностей, даже если он стократ это пообещает. Вспомните Михаила Горбачева , поверившего в своё время, что НАТО не будет расширяться на Восток. Теперь войска Североатлантического альянса стоят вплотную у наших границ. Современной России, принимая во внимание весь этот трагический опыт, ни в коем случае не стоит идти на поводу у западных стран, принимая на веру их увещевания, в том числе относительно санкций, которые они, якобы, снимут, когда мы пойдем на уступки по украинскому вопросу.

    Помимо всего прочего, принятие Византией церковной унией с Западом, а значит и фактическое предательство православной веры, говорит нам о необходимости держаться своих религиозных основ, ни в коем случае не жертвуя ими в угоду политической, идеологической, культурной и любой другой конъюнктуры. Византийское общество раскололось после заключения унии, оно перестало быть единым, что помогло врагам империи окончательно её сокрушить. Единым перед внешними угрозами должен быть сейчас и российский народ. И православие здесь составляет одну из важнейших основ нашего морально-нравственного и духовного единства. А когда мы вместе, то мы непобедимы .

    Кстати говоря, до сих существует легенда, по которой священник собора Святой Софии, увидев, как в него ворвались для грабежа османские солдаты, вошел в стену и растворился в ней. А выйдет он из неё, по народному поверью, только тогда, когда Константинополь вновь станет христианским. И как здесь не вспомнить пророчества святого преподобного старца Паисия Святогорского , который предсказал, что Константинополю суждено вновь стать православным городом. И владеть им будет именно Россия - духовная наследница Византийской империи.

    Иван Прошкин