Кем заверяется экологический паспорт доу. "экологический паспорт группы". Влияние на окружающую среду

Экологический паспорт 1 логопедической группы.

Количество детей 13

Экологическая ситуация.

Местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой. В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно - континентальным климатом.

Состояние здоровья детей.

В нашей группе дети со 2 группой здоровья.

Зеленые массивы.

В непосредственной близости к МБДОУ расположен парк, где растут березы, липы, клены, туи, голубые ели и другие деревья и кустарники, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения здоровья детей. Вокруг станицы растет смешанный лес.

Характеристика территории прогулочного участка.

Территория участка ровная. Газоны составляют 62 % , остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы и песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть мини-спортивная площадка.

Растительный мир.

На территории участка представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, - что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке не достаточно. Видовой состав деревьев: ель, туя. Кустарники: дикий виноград, гибискус сирийский или Кетмия (подробнее об этом кустарнике в картотеке «Декоративные кустарники и комнатные цветы»). Газоны регулярно скашиваются газонокосилкой, занимают 62 % территории. На газонах растут как сорные и луговые травы, так и лекарственные травы: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, клевер, медуница. Вдоль тропинок преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный.

На участке оформлены цветники, где произрастают разные виды многолетних и однолетних цветов: гиацинты, нарциссы, тюльпаны, касатики сибирские (ирисы) разного цвета, пионы, гелениум (оранжевый), гелениум осенний (желтый) , петуния, декоративная цветная капуста, роза, виола, хризантемы мелкоцветковые (дубки), турецкая гвоздика.

Животный мир.

На территории наблюдаем пролетающих птиц: ворон, галок, воробьев, сорок, грачей, ласточек, голубей, диких уток; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами – синицами, воробьями, дятлами. Многие из них прилетают на кормушку.

Почва.

На территории участка преобладает натуральный грунт - чернозем, очень плотный. Привозится песок для песочниц.

Загрязнение территории.

Запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится стадион и нет дороги. С южной стороны парк, запыленности нет. С западной стороны запыленности тоже нет, рядом находится цветочный и продуктовый магазины. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый.

Характеристика здания и помещения.

В природном уголке растут комнатные растения: аглаонема, сенполия, каллизия (золотой ус), монстера, аспарагус перистый, фикус Бенджамина, сингониум, бегония, броваллия.

Оформление.

Макеты природных явлений (река, озеро, болото, водопад, вулкан, горы) на коробках, макет аквариума с водными обитателями, макет паука с ловушкой, солнышко, змея, уголок среды обитания жарких стран (из конструктора), макет муравейника, наглядные пособия, детские работы и поделки из природного материала. В зимнее время оформляется огород на окне.

Экологическая комната:

  1. Комнатные растения и картотека к ним.
  2. Карты звездного неба.
  3. Природный материал.
  4. Макет «Скотный двор»
  5. Оборудование для ухода за комнатными растениями.

Оборудование и учебные материалы:

  1. Микроскоп, лупа, зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, мыло, венчик, взбивалка, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса, магнит.
  2. Емкости: пластиковые бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (шишки, семена, ракушки, спилы дерева), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки)
  4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, пенопласт.

Программы и методики.

В работе используются следующие программы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

МБДОУ № 17 2012-2013 уч.года, составленная на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Н.В.Васильевой 2009 г.

Используемая методическая литература:

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Москва, 2011 Мозаика-синтез.

Дидактические материалы.

  1. Наглядный материал по темам: «Лето», «Сад», «Лес», «Луг», «Осень», «Перелетные птицы», «Огород», «Овощи», «Фрукты»,

«Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Грибы», «Насекомые», «Ягоды».

  1. Фотоальбом «Дикие и домашние животные».
  2. Альбом «Времена года».
  3. Календарь природы.
  4. Календарь «Букеты».
  5. Картотека загадок по темам: «Явления природы», «Животные», «Цветы», «Грибы», «Времена года», «Листья и трава», «Деревья»,

«Ягоды и фрукты»

  1. Познавательные книги, детские энциклопедии о растениях и животных.
  2. Раскраски с изображением животных и растений.
  3. Конспекты занятий по экологии.
  4. Сценарий праздника «Земля – наш дом родной».
  5. Красная книга Краснодарского края (список растений и животных).
  6. Конспект занятия «Как живешь мой край родной?».
  7. «Мой родной Краснодарский край» (познавательная информация о нашем крае).
  8. Карточки с изображением и описанием животных и растений.

15.Картотека экологических опытов

Экологические игры:

1.Картотека дидактических игр по экологии.

2.Экологические наглядные игры:

- «Лекарственные растения»

- «Кто где живет?»

-«Чей лист?»

-«Загадки о животных»

-«Собери картинку»

-«Времена года»

-«Вершки-корешки»

-«В лесу»

-«Силуэты домашних животных»

-«Комнатные растения»

-«Про кошек и собак»

Экологический театр.

Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Основные направления работы.

В течение года в группе проходят занятия по экологии с детьми, экологические праздники, викторины как в помещении детского сада, так и на территории и в парке.

Заболеваемость детей за последние 6 месяцев

ОРЗ, грипп – 2 случая

Ангина ---

Ветряная оспа ---

Бронхит ---

Прочие случаи - 2

Общее количество случаев – 4, дней 17

В среднем ребенком пропущено по болезни 1,3 дня

Территория группы ухожена. Растительный покров на территории недостаточно разнообразен, но может неплохо использоваться в целях экологического образования. При подборе видов для озеленения следует соблюдать требования СанПина, не производить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих и вызывающих аллергию кустарников. Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, продолжить уход за огородом.

Оформление помещения.

Внутреннее оформление группы производит благоприятное впечатление.

В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. В целях оздоровления детей необходимо дополнить группу растениями, влияющими на оздоровление детей, длительный и спокойный сон.

Профессиональная и методическая база.

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо систематически пополнять картотеки игр, опытов, наглядного и демонстрационного материала по экологии, видеозаписей и аудиозаписей.

Елена Ващенко
Экологический паспорт учреждения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» КУПИНСКОГО РАЙОНА

Новосибирская обл. г. Купино, ул. Элеваторская 52. т. 23-697

Цели и задачи экологического паспорта

1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.

6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

Характеристика здания, помещений

Здание ДОУ двухэтажное, блочное, с центральным отоплением, водоснабжением, горячей и холодной водой, с использованием электроэнергии, отходы вывозные.

В здании шесть игровых комнат площадью 44 кв. м., шесть спален площадью 44 кв. м., вестибюлей, площадью 15 кв. м., музыкально-спортивный зал площадью 80,7кв. м., пищеблок, склады, прачечная площадью 32кв. м., 6 кабинетов специалистов.

ДОУ обеспечено необходимой мебелью для детей, электрооборудованием в исправном техническом состоянии.

Общая характеристика района, местонахождения д/с «Теремок»

Адрес: НСО, Купинский район, г. Купино, улица Элеваторская. Строение 52, в районе промышленной горки рядом ОАО «Консервщик». Д/с «Теремок» открылся в октябре 1988 г., площадь земельного участка 5610кв. м. На территории шесть игровых площадок площадью 200 кв. м., огражденных зеленой изгородью, деревьями, площадка для отдыха с летним плескательным бассейном площадью 22 кв. м. Спортивная площадка площадью 120 кв. м. с необходимым физкультурным оборудованием, ограждена зелеными насаждениями. Создан парк отдыха и развлечений, удобный и свободный стиль планировки которого соответствует интересам детей - на газонах и лужайках удобно играть и развлекаться.

Парк отдыха и развлечений

В парке создан «Мини - огород для детского труда.»

Огорожен огород низким белым заборчиком, что придаёт ему особый колорит.

Слева от входа в парк «Мини – площадка для психологической разгрузки, закаливания и массажа» Мини – площадка состоит из:

Пешеходные дорожки, по бокам клумбы;

Ажурная беседка белого цвета, в которой дети отдыхают, читают сказки, в жаркие летние дни. Вокруг беседки деревья и кустарники.

За беседкой расположены «тропа здоровья»- массажные дорожки из песка, керамита, мелкой гальки и пр., плескательный бассейн.

Слева от входа площадка для развлечений с удобными скамейками для зрителей, центральное место для сцены выполнено и посыпано мелкой крошкой вокруг газоны, на газонах посажены не высокорослые деревца, кустарники.

Справа от входа пруд.

Вход в парк через бревенчатый мостик.

Вдоль дорожки обрамлённой крупным щебнем цветы.

Полоса в парке длиной 24 метра, шириной 0,5 метров засеяна календулой, ромашкой аптечной.

На клумбах наряду с яркими цветами разных сортов, растут многолетние: мелиса, ландыш, золотарник, наш аптечный мини-огород имеет лекарственный потенциал.

Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, регулируют температурный режим. Температура под зелеными насаждениями в жаркую погоду на 4-8градусов ниже, чем на открытых участках. Создавая тень, зелёные насаждения повышают влажность воздуха в сухую погоду и наоборот устраняют её избыток в сырую погоду.

Растительный и животный мир, почвенный покров.

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно много. Все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев: берёзовая аллея, фруктовый сад.

Видовой состав деревьев: тополь (мужской, береза, рябина, клен, сосна, ель, вяз, груша, яблоня, ива. Такие деревья, как мужской тополь, сосна, черемуха обладают фитонцидными свойствами, т. е выделяют летучие вещества (фитонциды) убивающие болезнетворные микробы, очищающие воздух.

Кустарники: сирень обыкновенная, смородина, ирга, вишня, черёмуха, рябина. В отдельных местах кустарники образуют живую изгородь.

На деревьях и кустарниках оседает 72% частиц пыли, поэтому зеленые насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.

Сорные травянистые растения:

ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, календула, мята и др.

Животный мир На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, трясогузки, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.

Почва. На территории детского сада преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев. Привозится песок для песочниц. На игровых площадках вытоптанность до 70%, грунт очень плотный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.

Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада - площадки. Парк отдыха и развлечений, тропинки. Территория закрыта от посторонних Проход по главной асфальтовой дороге. Въезд на хозяйственный двор своевременно закрывается. Забор вокруг сада в удовлетворительном состоянии.

Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен высокими деревьями, смягчающими порывы ветра. Шумовой фон умеренный.

Основным источником шума являются автомагистрали со стороны улицы Элеваторской. Шум проезжающих машин слышен в западной части участка, прилегающей к забору.

Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. На территории детского сада имеется мусоросборник, который по мере необходимости очищается и вывозится за пределы.

Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ

(газообразных от проходящего транспорта). Решетчатый забор пропускает пыль, шум. Необходимо увеличить площади зелёных насаждений вдоль забора от дороги, посадить живую изгородь из вьющихся цветов.

Территория западной части посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты, в результате дорожное полотно хозяйственного двора загрязняется бензиновыми пятнами. Участок чистый, регулярно убирается штатным дворником. На территории детского сада мусоросборника нет.

Влияние ДОУ на окружающую среду

Коллектив учреждения работает над тем, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными. Администрация учреждения следит за экономией электроэнергии и воды, а также о сохранности оборудования.

В ДОУ используется вода из артезианских скважин. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

Загрязнённая вода уходит в канализационные стоки, а затем на очистные сооружения. За водоснабжение платит централизованная бухгалтерия по водосчётчику.

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света.

В ДОУ существует централизованное отопление от ОАО «Консервщик» Температурный режим удерживается путём кратковременного и долгосрочного проветривания помещения, сквозного проветривания во время отсутствия детей.

Бытовые химические вещества В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:

Уборки помещений (Ди - хлор,

Мытья посуды («Ника»,

Чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок»,

Мытья рук (туалетное мыло,

Уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ дезинфекции Купинского района р-на,

Стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).

Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.

Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся.

Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.

Профессиональная, методическая подготовка

ДОУ «Теремок» работает по программе «Радуга».

Главная цель:

Сохранение и укрепления здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни;

Своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей.

предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Формирование связной речи, как связующего звена речевого и умственного развития, развитие мышления, восприятия, наблюдательности детей дошкольного возраста;

Формирование бережного и созидательного отношения к миру, к природе через развитие основ экологической культуры;

Формирование привычки к здоровому образу жизни путём приобщения детей к миру физической культуры и содействие полноценного физического развития детей.

Программы и методики.

С. Н. Николаевой "Юный эколог",

Т. Н. Доронова "Программа воспитания и развития детей от 2-7 лет".

Используемая методическая литература.

С. Н. Николаева "Юный эколог";

С. Н. Николаева "Эколог в детском саду";

М. Н. Сигимова"Мир глазами ребёнка»

Т. Я Шипунова «Экологическое воспитание дошкольников";

Н. А. Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";

А. И. Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду";

Т. А. Козлова «Экология России»»

С. Н. Николаева "Экологическое воспитание дошкольников";

С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве";

"Животный мир", энциклопедия;

Большая энциклопедия для дошкольника.

М. Сребитский «Про наших птиц»

Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5- лет»

Т. Н. Доронова «Программа «Радуга» 10 лет спустя раздел (Экология из опыта работы)

М. Н. Сигимова «Загадки мира животных»

Е. Веретенникова «Озщакомление дошкольников с природой»

Используемая литература из районной библиотеки

для педагогов

1. А. В. Михеев «Охрана природы»

2. Д. Ф. Оуэн «Что такое экология

3. В. Ф. Протасов Экология. Здоровье и охрана окружающей среды в России

А. Н. Захлебный «школа и проблемы охраны природы»

В. Дорожкин «Беседы об экологии»

В Иоганзен «Вопросы охраны природы Западной Сибири»

Л. А. Муравей «Экология и безопасность жизнедеятельности»

Ушакова «Экологическое состояние территории России

С. И. Рязанов «Общая экология

Состояние окружающей среды НСО 2000-2003г.

Педсовет (газета для педагогов)

для детей

С. Н. Николаева «Экология»

Журналы:

Детская энциклопедия журнал

О природе для детей «Филя»

Свирель Праздники в школе

Книжки, нотки для дошкольного воспитания

Игрушки для Катюшки и Андрюшки

Дидактические материалы.

Экологические игры:

"Четвертый лишний";

"Найди по описанию";

"Лесная школа";

"Садовод";

"Как зовут тебя, деревце?";

"Дары природы";

"Зверята";

"Найди лишнего";

"Собери картинку";

Лото:

"Времена года";

"Ассоциации";

"Растения";

"Двойняшки";

"Кто где живет?";

"Соседи по планете";

"Родная природа".

1. Наборы диких и домашних животных.

2. Иллюстрации птиц, животных, насекомых. Рыб, млекопитающих.

3. Демонстрационный материал для фронтальных занятий: овощи, фрукты, кустарники, деревья, зимующие и кочующие птицы, перелётные птицы, домашние птицы, насекомые, звери средней полосы, животные жарких стран, домашние животные и их детёныши, дикие животные и их детёныши;

4. Экологические игры и картотека к ним, тематические игры, грамзаписи, видеофильмы, муляжи фруктов и овощей, экспонаты даров природы, поделки из природного материала, флористика.

5. План экологической тропинки и практический материал к ней.

6. Жалобная книга и материал к ней выполненный детьми старшего дошкольного возраста.

7. Гербарии трав Сибири и Купинского района, лекарственных трав.

8. Напоминающие знаки.

9. Красная книга растительного и животного мира.

Собраны коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток, календарей.

Для проведения занятий используются глобус, компас, карты России.

Основные направления работы

Здоровье, сохраняющее и интеллектуально – нравственное развитие детей.

В этом направлении мы предусматриваем основное средство решения

проблемы физического развития и укрепления здоровья дошкольников,

через нравственно - патриотическое воспитание, решаем проблему знакомства с природой родного края, воспитания любви к родному краю.

К России и параллельно предусматриваем проблему экологического воспитания, формирования бережного созидательного отношения к миру природы через развитие основ экологической культуры.

С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические викторины, занятия.

Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.

Инструктор по физкультуре проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, открытые просмотры для родителей.

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является экологическое воспитание.

Проводятся экологические праздники, природоохранные акции, организуются конкурсы, выставки.

Работники детского сада принимают активное участие во всех мероприятиях экологической направленности: семинары, педагогические советы, открытые занятия;

Педагоги ДОУ активные участники районных семинаров как в детских садах района, так и на базе своего сада

Работа с родителями.

Родители принимают участие в подготовке праздников, участвуют в районных конкурсах:

«Снежных и ледяных композиций» ;

«Благоустройство территорий и игровых участков» ;

«Уголков природы и предметно-развивающей среды».

Участвуют в выставках:

«Человек и природа»;

«Природа и фантазия».

В акциях:

«Каждой пичужке – по кормушке»;

«Скворечник»;

«Посади деревцо и цветок».

Связь с другими организациями

Дошкольное учреждение поддерживает связь по вопросам экологии с районным управлением образования с дошкольными учреждениями города, музеем в лице заведующего Овчинникова А. И., с районным архивом г. Купино, районной библиотекой и отделом по экологи и ресурсам при районной Администрации Купинского района в лице Гайдук С. Д. ,ОАО «Консервщик» генеральный директор Фуников А. Я.

Считаем, что ДОУ «Теремок» достаточно серьёзно решает проблемы экологического воспитания детей.

Но не уделяется должного внимания по выделению средств и на более эффективное решение этой проблемы.

Территория детского сада хорошо ухожена, газоны и клумбы окультурены, но при подборе видов для озеленения следует учитывать заброшенные и вытоптанные участки, расширить цветники; дополнить состав лекарственных растений, злаковых культур; продолжить уход за огородом.

Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, т. к. в некоторых местах наблюдается сильное вытаптывание.

Своевременно (1 раз в год) заменять песок в песочницах.

Заведующая МКДОУ д/с «Теремок «/ / Стерина И. Р.

Старший воспитатель / / Ващенко Е. Г.

Мария Бельтюкова
Экологический паспорт нашего участка

Экологический паспорт участка подготовительной группы

(описание)

Растительный мир

На территории участка подготовительной группы встречаются: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает нам возможность проводить с детьми разнообразные занятия по ознакомлению с природой.

Деревья: береза, липа, тополь

Кустарники: чайный куст

Травянистые растения: ромашка пахучая, лилия тигровая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, крапива, мать -и -мачеха

Приложение №1 растительный мир (стихи, песенки, потешки, позновательная информация об упомянутых видах растений)

Животный мир

На всей территории детского сада можно встретить: ворон, воробьёв, трясогусок, снегирей, синиц, грачей, воробьёв, сорок, дятлов, голубей, свиристелей.

Так же встречаются различные виды насекомых: бабочки, жуки, божьи коровки, мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи, земляные червяки, пауки.

Животный мир требует постоянных исследований.

Приложение №2 – животный мир

Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе

Работа в природе является наиболее ценным видом трудовой деятельности, доступным дошкольникам.

В нашем детском саду созданы условия для развития экологической культуры детей, имеются объекты живой и неживой природы, календари погоды, мини-огороды, цветники, уголки лекарственных растений, декоративный колодец, муравейник.

Природная среда создает условия для эстетического восприятия окружающего мира и становления начал созидательной деятельности детей.

Трудовое воспитание детей нашей группы начинается с уголка природы в группе, где высаживается различный материал для наблюдения и опытов – на нём дети учатся элементарным способам ухода за растениями, наблюдают, сравнивают, ставят эксперименты. Затем весной, работа переносится на групповой участок. На участке нашей группы имеется огород и цветник.

В мини огороде дети самостоятельно выращивают овощи (свеклу, морковь, лук, бобы, горох, помидоры, картофель, болгарский перец) и зелень (петрушку, укроп, сельдерей). Осуществляется уход за растениями в цветнике.

Работая на огороде – дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, овладевают целым рядом практических трудовых навыков.

Структурными компонентами поисково-исследовательской деятельности являются: наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов. Для этого в нашей группе имеются:

1. Картина сезона, модели года, суток.

2. Календарь наблюдения за погодой на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели на участке, птиц которые прилетали к кормушке.

4. Проводятся выставки рисунков детей по теме «Природа в разные времена года».

5. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

6. Устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей и фруктов

7. В книжном уголке ведётся подбор экологической литературы (по теме недели)

Таким образом, отражение результатов экспериментов и наблюдений в продуктивной деятельности включает в себя:

Ведение экологических дневников;

Составление сравнительных и описательных рассказов, рассказов из личного опыта;

Рабочие листы по фиксации экспериментов;

Ручной труд, изодеятельность, конструирование из природных материалов

Анализ реализации экологических проектов

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

В результате реализации экологических проектов:

повысился уровень экологических знаний детей нашей группы;

повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения различных экологический мероприятий (занятия, викторины, экологические походы)

Используемая методическая литература

Н. А. Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";

О. М. Масленникова "Экологические проекты в детском саду";

С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве";

"Животный мир", энциклопедия;

Большая энциклопедия для дошкольника

Разнообразные интернет ресурсы, презентации

Дидактические материалы. Экологические игры:

"Четвертый лишний"; "Найди по описанию"; "Лесная школа";"Садовод";

"Как зовут тебя, деревце? "; "Дары природы";"Зверята";"Найди лишнего";

"Собери картинку"; «С какого дерева листок», «Лишний предмет», «Грибы, овощи, фрукты».

"Времена года"; "Ассоциации"; "Растения";"Двойняшки";"Кто где живет? ";

"Соседи по планете"; "Родная природа". «Где что растет»,

«Что за птица», «Какое время года», «Магазин “Семена”»,

«Вершки и корешки», «Зоологическое лото».

Галина Ивановна Епремидзе
Экологический паспорт группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 17 ст. Петропавловская Курганинского района Краснодарского края Россия. Экологический паспорт 1 логопедической группы .

Количество детей 13

Экологическая ситуация .

Местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой . В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно - континентальным климатом.

Состояние здоровья детей.

В нашей группе дети со 2 группой здоровья .

Зеленые массивы.

В непосредственной близости к МБДОУ расположен парк, где растут березы, липы, клены, туи, голубые ели и другие деревья и кустарники, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения здоровья детей. Вокруг станицы растет смешанный лес.

Характеристика территории прогулочного участка.

Территория участка ровная. Газоны составляют 62 %, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы и песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть мини-спортивная площадка.

Растительный мир.

На территории участка представлены различные жизненные формы растений : деревья, кустарники, травянистые растения, - что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия . Деревьев на участке не достаточно. Видовой состав деревьев : ель, туя. Кустарники : дикий виноград, гибискус сирийский или Кетмия (подробнее об этом кустарнике в картотеке «Декоративные кустарники и комнатные цветы» ). Газоны регулярно скашиваются газонокосилкой, занимают 62 % территории. На газонах растут как сорные и луговые травы, так и лекарственные травы : ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, клевер, медуница. Вдоль тропинок преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный.

На участке оформлены цветники, где произрастают разные виды многолетних и однолетних цветов : гиацинты, нарциссы, тюльпаны, касатики сибирские (ирисы) разного цвета, пионы, гелениум, гелениум осенний, петунья, декоративная цветная капуста, роза, виола, хризантемы, турецкая гвоздика.

Животный мир.

На территории наблюдаем пролетающих птиц : ворон, галок, воробьев, сорок, грачей, ласточек, голубей, диких уток; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами – синицами, воробьями, дятлами. Многие из них прилетают на кормушку.

На территории участка преобладает натуральный грунт - чернозем, очень плотный. Привозится песок для песочниц.

Загрязнение территории.

Запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится стадион и нет дороги. С южной стороны парк, запыленности нет. С западной стороны запыленности тоже нет, рядом находится цветочный и продуктовый магазины. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый.

Характеристика здания и помещения.

В природном уголке растут комнатные растения : аглаонема, сенполия, каллизия (золотой ус, монстера, аспарагус перистый, фикус Бенджамина, сингониум, бегония, броваллия.

Оформление.

Макеты природных явлений (река, озеро, болото, водопад, вулкан, горы) на коробках, макет аквариума с водными обитателями, макет паука с ловушкой, солнышко, змея, уголок среды обитания жарких стран (из конструктора, макет муравейника, наглядные пособия, детские работы и поделки из природного материала. В зимнее время оформляется огород на окне.

Экологическая комната :

1. Комнатные растения и картотека к ним.

2. Карты звездного неба.

3. Природный материал.

4. Макет «Скотный двор»

5. Оборудование для ухода за комнатными растениями.

Оборудование и учебные материалы :

1. Микроскоп, лупа, зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, мыло, венчик, взбивалка, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса, магнит.

2. Емкости : пластиковые бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы : природные (шишки, семена, ракушки, спилы дерева, бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки)

4. Неструктурированные материалы : песок, вода, опилки, пенопласт.

Программы и методики.

В работе используются следующие программы : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

МБДОУ № 17 2012-2013 уч. года, составленная на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Н. В. Васильевой 2009 г.

Используемая методическая литература :

О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Москва, 2011 Мозаика-синтез.

Дидактические материалы.

1. Наглядный материал по темам : «Лето» , «Сад» , «Лес» , «Луг» , «Осень» , «Перелетные птицы» , «Огород» , «Овощи» , «Фрукты» ,

«Зима» , «Зимующие птицы» , «Дикие животные» , «Домашние животные» , «Домашние птицы» , «Ранняя весна» , «Первоцветы» , «Деревья» , «Дикие животные» , «Птицы» , «Грибы» , «Насекомые» , «Ягоды» .

2. Фотоальбом «Дикие и домашние животные» .

3. Альбом «Времена года» .

4. Календарь природы.

5. Календарь «Букеты» .

6. Картотека загадок по темам : «Явления природы» , «Животные» , «Цветы» , «Грибы» , «Времена года» , «Листья и трава» , «Деревья» ,

«Ягоды и фрукты»

7. Познавательные книги, детские энциклопедии о растениях и животных.

8. Раскраски с изображением животных и растений.

9. Конспекты занятий по экологии .

10. Сценарий праздника «Земля – наш дом родной» .

11. Красная книга Краснодарского края (список растений и животных) .

12. Конспект занятия «Как живешь мой край родной?» .

13. «Мой родной Краснодарский край» (познавательная информация о нашем крае) .

14. Карточки с изображением и описанием животных и растений.

15. Картотека экологических опытов

Экологические игры :

1. Картотека дидактических игр по экологии .

2. Экологические наглядные игры :

- «Лекарственные растения»

- «Кто где живет?»

-«Чей лист?»

-«Загадки о животных»

-«Собери картинку»

-«Времена года»

-«Вершки-корешки»

-«В лесу»

-«Силуэты домашних животных»

-«Комнатные растения»

-«Про кошек и собак»

Экологический театр .

Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок .

Основные направления работы.

В течение года в группе проходят занятия по экологии с детьми , экологические праздники , викторины как в помещении детского сада, так и на территории и в парке.

Заболеваемость детей за последние 6 месяцев

ОРЗ, грипп – 2 случая

Ангина ---

Ветряная оспа ---

Бронхит ---

Прочие случаи - 2

Общее количество случаев – 4, дней 17

В среднем ребенком пропущено по болезни 1,3 дня

Территория группы ухожена . Растительный покров на территории недостаточно разнообразен, но может неплохо использоваться в целях экологического образования . При подборе видов для озеленения следует соблюдать требования СанПина, не производить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих и вызывающих аллергию кустарников. Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, продолжить уход за огородом.

Оформление помещения.

Внутреннее оформление группы производит благоприятное впечатление.

В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей . В целях оздоровления детей необходимо дополнить группу растениями , влияющими на оздоровление детей, длительный и спокойный сон.

Профессиональная и методическая база.

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо систематически пополнять картотеки игр, опытов, наглядного и демонстрационного материала по экологии , видеозаписей и аудиозаписей.

1. Экологическая ситуация.

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где распо­ложено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень 143 е­диационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведе­ния, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация пред­ставляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумо­вого, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.).

Отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначе­ние. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздорови­тельных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки уч­реждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т. п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, лианы, травы, мхи), упавших сухих ство­лов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требова­ниями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30-40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошко­льных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химиче­ского загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций.

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, кото­рый в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других живот­ных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголен­ных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на террито­рии как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку подни­мающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоро­вью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спор­тивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещен­ные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), от-дельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной рабо­те активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юн­натов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой ра­боте учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумо­вом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли тер­ритория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков. Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и вре­мя их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей пло­щади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различ­ные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений Увлечение синтетическими материа­лами, особенно в групповых комнатах негативно влияют на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных рас­тений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фото­графиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация по­могает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляется оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и эколо­гически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

- сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизи­тельно);

Для каких целей она используется;

Есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;

Откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;

Куда уходят загрязненные стоки;

Какова плата за использованную воду;

Зависит ли эта плата от количества использованной воды;

Кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;

Есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действую­щие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

Сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;

Тип светильников (лампы накаливания, дневного света);

Откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);

Экономится ли энергия.

Отопление:

- тип отопления;

Хорошо ли помещение утепляется на холодный период;

Регулируется ли температура в помещениях.

Отходы.

- какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т. п.). В какое время года их бывает больше всего?

Какие отходы преобладают?

Куда вывозятся эти отходы?

Платит ли учреждение за отходы?

Используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т. п.)?

Химические вещества:

- список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;

Где они хранятся, кто за этим следит?

Что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности?

Обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюда­ются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей учреждении (чем числен­ность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используе­мых коллективом программ и методик с точки зрения экологического образова­ния; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с ок­ружающим миром, природой и т. п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эко­лог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т. п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учрежде­ния.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, од­нако, книги часто не систематизированы, и работать с ними сложно. В качестве приложения к «Паспорту» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для де­тей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифи­цируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, рабо­тающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов).

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация для данного детского сада, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и формулируют­ся главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении со­стояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости по­вышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошколь­ников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» дет­ского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как прави­ло, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют монито­рингом. Однако мониторинг - это именно система слежения за состоянием ок­ружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а его эколог - овладевать всем» методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровни загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог дошкольного учреждения может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения на территории участка эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются (но не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов, все-таки, овладеет методикой и определит содержание разных элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности нужно еще знать существующие нормы содержания раз личных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые ПДК - предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, его эколог, могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматри­вать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы значение и задачи оценки состояния окружающей среды дошкольного учреждения как условия для организации работы по экологическому образованию.

2. Примерная структура «Экологического паспорта дошко­льного учреждения».