Карандышев имя. ​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа. Сочинение про Карандышёва

В пьесе «Бесприданница» тема «Маленького человека» находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий».

«Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису. Карандышев вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. "Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. — особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой любому другому чувству. Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

К. отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!» — т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену фантома — иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий...»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок невозможный для человека любящего, впервые осознавшего это чувство, — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». К. не может обладать этой женщиной живой и утверждает свою власть над мертвой.

К. тем самым отличается, например, от Краснова из «Грех да беда на кого не живет». Это не вариация на тему Отелло. Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок. Все его поведение на сцене строится на постоянном посрамлении его попыток встать в позу благородного жениха, блестящего кавалера или светского человека.

В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: “Ну что такое Карандышев?” Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: “Ну что знакомство для меня?” Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: “Ведь он у нас чудак”. Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, “что простожалость было смотреть на Карандышева”. Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: “Мне тоже во фраке прикажете?”. И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: “Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек”. Но это ее “что-нибудь” говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он “из ничего, да в люди попал”, став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас “повеличаться”. Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: “Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.” И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он “соломинка, за которую хватается утопающий…”

“Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”, умоляет он Ларису. Карандышев” вероятно, понимает, что он и есть такая “соломинка”. Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она” любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: “Не обижайте! А меня обижать можно?” Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: “Жестоко, бесчеловечно жестоко”. Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. ‘Торжествующий” над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотсная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: “Я смешной человек”. Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий ее с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его “вещью”. И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А. Н. Островского жалок. Но случайноли то, что слова о “вещи” писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше ее в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более “достойного” персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории “униженных и оскорбленных”, о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

(No Ratings Yet)

Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского “Бесприданница”

Другие сочинения по теме:

  1. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных...
  2. Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились...
  3. “Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,...
  4. “Бесприданница” отражает новый по сравнению с “Грозой” этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами...
  5. Персонажи “Бесприданницы” – представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые...
  6. План: 1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями? 2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева...
  7. Особый конфликт пьесы был художественным выражением сатиры особого типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные для...
  8. Портрет Мамаева, по существу, вполне готов и уже исчерпан в первом акте. Появляясь дальше по ходу действия, он лишь подтверждает...
  9. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  10. Генерал не прочь поговорить о рыцарстве, о дворянской чести, о “благородных чувствах”, приносимых в жертву кумиру нового времени – деньгам,...
  11. Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,...
  12. В 20-30-е годы в постановках театром “Бесприданницы” преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку “бедному”, затравленному богатыми бездельниками. Он как...
  13. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”...
  14. Большой вымышленный город на Волге – Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных дельцов последнего времени,...
  15. История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе...
  16. Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна – приживалка при...
  17. “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д....
  18. Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии...
  19. В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая...
  20. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. “А какие сны мне снились,...

Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож-ные человеческие характеры.

Главная героиня пьесы — молодая девушка из не-богатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «...Барышня хорошенькая, играет на раз-ных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет...»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса просто-душна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от ок-ружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищен-ная.

При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судь-бу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благо-даря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «...Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все по-сетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше насла-ждение слушать вас».

Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно... с нас сраму-то: за первого пой-ду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « поче-ту большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не го-ворил и даже не смотрел на него.

Карандышев — небогатый чиновник. Однако ам-биции его и тщеславие велики, что и делает его смеш-ным в глазах того окружения, в которое он хочет впи-саться. Писатель награждает героя говорящим име-нем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — не-доросток, коротышка; человек с непомерными и ни-чем не обоснованными претензиями. «Человек само-любивый, завистливый»,— замечает о нем Вожева-тов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блес-нуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.

В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Парато-вым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Лари-су Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестя-щих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удо-вольствие. «...Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным само-любием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на сво-ем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для ге-роини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль... В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.

Карандышев пытается набиться в друзья к Вожева-тову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отно-шения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.

первый разговор Ларисы с Карандышевым на-глядно обнажает их разность, глухую стену непони-мания между ними и даже отсутствие желания по-нять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взыва-ет вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе.

В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького чело-века». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожест-ве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нрави-лась?» — спрашивает она. Лариса призывает будуще-го мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распу-тье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувст-вие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произно-сит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали».

Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окру-жающим.

Особенно ярким является эпизод обеда у Каранды-шева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нече-го...»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на гла-зах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не лю-бить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для герои-ни обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоен-ный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно... Я смешной чело-век... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! При-ходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!.. И ведь это не разбойники, это почетные люди ».

За столом Карандышев произносит тост в честь Ла-рисы, прославляя ее умение выбирать людей, пони-мать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происхо-дящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандыше-ва. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же ме-ня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хо-чет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общест-ва» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии.

В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обид-ные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзы-скательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорб-ление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слиш-ком, слишком дорога для вас». На слова Карандыше-ва о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тепло-го, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на све-те... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду ис-кать золота. Подите, я вашей быть не могу».

Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожаю-щие его слова. Его поступок приносит измученной ге-роине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.

Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского “Бесприданница”. Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в “Записках из подполья”, Макар Девушкин в “Бедных людях” и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим

свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же, он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только “благодаря” неудачным обстоятельствам. Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к “запасному варианту”. Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о “смешном человеке” – это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль “рокового” героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.


Другие работы по этой теме:

  1. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”, красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в...
  2. “Я любви искала и не нашла”, так объясняет свое якобы самоубийство главная героиня драмы “Бесприданница” Лариса Огудалова. Всю свою жизнь она провела “в поисках” того...
  3. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что...
  4. Островский, Краткое содержание Бесприданница Краткое содержание Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет. Лариса Дмитриевна – ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров –...