Как ассирийцы оказались в восточной армении. Айсоры - потомки древних ассирийцев? пораскинь-ка мозгами, если все "бегут", как пиарят анковцы, из Армении, то почему этот Пашинян с недобрым взглядом, и его соратники до сих пор не покинули страну

Прошло 20 лет после завершения перестройки (1985-1991 гг.), а споры не утихают. Они идут в основном вокруг вопросов – необходима и возможна ли была перестройка, каковы её цели, результаты и уроки.

Убежден – ныне и тогда, когда входил в состав политического руководства страны – Политбюро ЦК КПСС с апреля 1985 по июнь 1990 года, что социалистическая перестройка была нужна и осуществима. Речь шла о реформировании советской системы, её совершенствования.

Другая точка зрения. В декабре 1991 года на исходе перестройки М.С.Горбачев в интервью американскому телевидению заявил «о невозможности» улучшения советской системы и необходимости её изменения». Идея нереформируемости советской системы нужна тем, кто расчленил Советский Союз, чтобы оправдать измену трудовому народу, КПСС, снять с себя ответственность за страдания и мучения народа.

Как можно утверждать, что советскую систему нужно сломать, если за ней числятся мировые достижения: Великая Октябрьская социалистическая революция, Победа в Великой Отечественной войне, создание мировой державы, прорыв в космос, формирование основ новой социалистической цивилизации человечества.

Накануне первой мировой войны Россия отставала в 8 и более раз от США по таким важным показателям, как добыча угля, выплавка стали, продукции машиностроения. В 1922 году, когда образовался СССР на его долю приходился 1 % мировой промышленности. А спустя 50 лет, из коих 10 лет ушло на войну с фашисткой Германией, восстановление разрушений – в 1972 году – 20% всего мирового промышленного производства.

Несмотря на то, что прошло 20 лет после ликвидации Советского Союза до сих пор не достигнут советский уровень экономики. Более того, ликвидированы целые отрасли экономики, созданные при советской власти, определяющие научно-технический уровень продукции, а именно: станкостроение, приборостроение, электронная промышленность, гражданские авиа- и судостроение, мелиорация и другое.

А сколько сказано хвастливых слов о продаже царской Россией зерна за границу в прошлом и буржуазной Россией – в настоящем. Цифры говорят о следующем. Советская Россия производила свыше 700 кг зерна на душу населения, а царская и современная буржуазная Россия соответственно в среднем 300-400 кг.

Нынешняя власть крупной буржуазии восхваляет реформаторскую деятельность царского министра Столыпина. Даже решено поставить ему памятник. Между тем, после проведения столыпинских реформ на каждого помещика приходилось четыре тысячи гектаров земли, а на каждый крестьянский двор всего лишь 11 гектаров.

Ныне уничтожено больше половины поголовья крупного рогатого скота, «излишки» зерна пошли на экспорт. Более 50% потребляемого продовольствия в России ввозится из-за границы, душевое потребление основных продуктов питания по сравнению с советскими временами снизилось на одну треть.

Итак, страна в полной зависимости от Запада как по производству промышленной, так и сельскохозяйственной продукции.

Необычайно впечатляют достижения Советского Союза в социальной сфере. Отсутствие безработицы, которая сейчас насчитывает миллионы людей. Бесплатное жилье, образование и медицинская помощь, а ныне – высокоплатные. Широкое представительство рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции во всех уровнях власти. Сейчас днем с огнем не сыщешь их, в том числе и в Госдуме и Совете Федерации. Фактически ¾ взрослого населения отрезаны от властных структур.

Естественно, возникает вопрос: почему перестройка была необходима ? Стали снижаться темпы роста производства, не обеспечивался платежеспособный спрос населения на качественные товары потребления, происходило отставание в развитии социалистической демократии, решение многих местных и республиканских проблем сосредоточилось в центральных общесоюзных органах. И, пожалуй, самый главный фактор: все возрастающий разрыв между СССР и развитыми странами Запада в области производительности труда, качестве произведенной гражданской продукции.

Зачастую звучат голоса о том, что, якобы, перестройка не имела конкретной программы и планов, целей и задач, все шло самотеком. На самом деле на ХХУ11 партийном съезде (1986 г.) , пленумах ЦК КПСС и сессиях Верховного Совета СССР социалистическая перестройка получила теоретическое обоснование и конкретные программы, двенадцатый пятилетний план (1986-1990 гг.).

Теоретическое обоснование перестройки зиждилось на выводе В.И.Ленина о взаимодействии демократии и экономики, о том, что нельзя идти вперед, не идя к социализму.

Целями перестройки, обновления общества являлись создание высокоэффективной экономики, дальнейшее существенное улучшение жизни советского человека, расширение реального участия трудящихся в управлении государством.

Для достижения этих стратегических целей были определены основные направления перестройки. К примеру, в социально – экономической сфере — модернизация и опережающий рост машиностроительного комплекса и на этой основе в последующем реконструкция народного хозяйства и усиление социальной ориентации экономики. Основные цели и направления перестройки были воплощены в пятилетнем плане, для их достижения выделены большие финансово-материальные средства. В частности, на машиностроение – 200 миллиардов рублей – в два раза больше, чем за предыдущие десять лет. Для создания современной легкой и пищевой индустрии – 70 млрд. рублей, больше, чем за весь послевоенный сорокалетний период.

Перестройка народного хозяйства как центрального звена всей политики обновления общества проходила в два этапа .

На первом этапе социалистической перестройки удалось положить начало новому подъему экономики на базе достижений науки и техники. Темпы промышленного производства в первые три года (1986-1988 гг.) составили 4%, а в машиностроении – 7%, в сельском хозяйстве – 3%. Для развитых стран такие темпы считаются высокими. Весь прирост продукции в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве был впервые получен только за счет роста производительности труда.

Крупные подвижки произошли в социальной сфере. Возьмем лишь жилье и соцкультбыт. К началу перестройки уже свыше 80% населения проживало в отдельных квартирах и домах. В 1986-1990 гг. ежегодно вводилось в эксплуатацию в Российской Федерации 70 тыс. кв. метров жилья, что на 20% больше, чем в предыдущие пятилетки, школ – на 38%, больниц – на 15%, клубов и библиотек – на 51%. За 20 лет следования России по капиталистическому пути закрыты десятки тысяч образовательных, культурных и медицинских учреждений.

В советское время жилье граждане получали безвозмездно. Проживание в квартире, пользование больницами, детскими садами, спортивными сооружениями были либо бесплатны, либо по весьма низким ценам. Сейчас цена лишь одного квадратного метра жилищной площади составляет четырехмесячную среднюю зарплату. Чтобы приобрести квартиру нужны годы, десятилетия. А крупные буржуа и чиновники, даже судя по декларациям доходов имеют квартиры, особняки, дачи площадью в тысячи квадратных метров. В том числе и за границей.

Процесс вымирания населения после слома советской власти продолжается. Угроза исчезновения, порабощения страны возрастает.

Таким образом, когда социалистическая перестройка шла в рамках советской системы, Советский Союз добился новых неоспоримых достижений .

Второй этап перестройки – дезорганизация экономики, потребительского рынка, разрушение КПСС и СССР.

Это стало возможным в результате ослабления роли советского государства в экономике, вытеснение коммунистической партии из большой политики. Самым губительным было разрушение планового начала в развитии экономики, вследствие введения свободных договорных цен, что привело к нарушению пропорции роста производительности труда и заработной платы, денежной и товарной массы, в конечно счете возрастающему дефициту товаров для населения, дезорганизации потребительского рынка. Денежные доходы возросли в 1990 году по сравнению с 1985 годом почти на 60%, а производство потребительских товаров – на 19%, что привело к опустошению магазинов.

Новый порядок установления цен на реализацию продукции, то есть часть продукции по договоренности производителя и потребителя, а другую по-прежнему по госзаказу означало фактически начало перехода на рыночные отношения. Он был предложен Советом Министров СССР (Н.И.Рыжковым) фактически без создания инфраструктуры рынка. Правда, предлагалось делать это постепенно. По настоянию Горбачева, Яковлева приняли решение сразу резко сократить госзаказ, 20-30% объема продукции перевести на договорные цены. Виню себя, что не занял более решительную позицию. Может потому, что обвинения в консерватизме нарастали.

Каковы последствия экономического авантюризма? Учитывая, что многие предприятия были монополистами в производстве той или иной продукции (монополизм для плановой экономики не опасен) стали заламывать высокие цены, за счет этого получать большие прибыли. Причем, полученная таким образом прибыль направлялась главным образом на увеличение зарплаты, почти ничего на оставлялось на разработку и освоение достижений науки и техники. Высокие договорные цены и без научно-технического прогресса приносили большие доходы. Таким образом, разрушение планового начала путем установления свободных договорных цен не стимулировали прогресс науки и производства.

В конце 80-х годов обстановка в стране накалялась. В ряде мест возникли антисоциалистические, национал-сепаратистские организации во главе с членами партии.

В Верховном Совете и на Съезде народных депутатов СССР фактически оформились антисоциалистические группировки.

Зачастую спрашивают, было ли организовано сопротивление подрывным силам, стремящимся развалить экономику, дискредитировать социализм, насадить капитализм. С целью отпора антисоциалистическим силам были созданы в 1989 году – Крестьянский (Аграрный) Союз СССР, а в 1990 году – Коммунистическая партия Российской Федерации

В учреждении этих организаций, в подборе руководящих кадров для них я принимал самое непосредственное участие. Из числа членов Политбюро только я выступил на учредительных съездах Крестьянского Союза и компартии России.

В августе 1991 года группа руководящих работников государства и партии предприняла смелую, мужественную попытку сохранить Советский Союз. К сожалению, это закончилось путчем. В эту группу вошли: Г.И.Янаев, А.И.Лукьянов. О.С.Шенин, О.Д.Бакланов, Б.К.Пуго и другие

Активную борьбу против разрушителей, могильщиков советской власти вели видные деятели партии: И.К.Полозков, В.А.Купцов, Г.А.Зюганов, В.В.Чикин, И.И.Мельников, В.А.Стародубцев, А.Г. Мельников, Е.Е.Соколов, А.В.Власов, Е.Д.Похитайло, писатели Ю.В.Бондарев, В.В.Карпов, Б.И.Олейник, В.Г.Распутин и другие. Рупором сопротивления стала газета «Советская Россия». Но, к сожалению, здоровые силы партии были разобщены, разрознены.

В начале 1990 года почти за два года до расчленения СССР я направил два письма в Политбюро ЦК КПСС, где отметил следующее: «Обстановка требует неотложных действий. Партия, отечество в чрезвычайной опасности. Вопрос стоит так: или все, что достигнуто усилиями многих поколений будет сохранено и развито, построено и обновлено на социалистической основе, или Советский Союз прекратит свое существование и на его базе образуются десятки государств с иным общественным строем» В письмах было выдвинуто требование о срочном созыве расширенного пленума ЦК КПСС с участием партийного актива для выработки мер по отпору антисоциалистическим, национал-сепаратистким силам, сплочению партийных рядов, сохранению целостности Советского Союза. Через два месяца автора писем уже не было в составе Политбюро и ЦК КПСС.

Главной причиной разрушения Советского Союза является разрыхление идейных и организационных основ коммунистической партии, образование в ней фракций, группировок, платформ, а затем ликвидация руководящей, направляющей роли компартии в обществе. В руководящем составе партии и государства, партийных и властных структур оказались карьеристы, национал-сепаратисты, политические перерожденцы.

К сожалению, сказанные мною слова в адрес Б.Н.Ельцина: «Борис, ты не прав… ты обладаешь энергией. Но твоя энергия не созидательная, а разрушительная» — полностью оправдались.

Жажда обладания крупной частной собственностью, безраздельной властью над народом – вот что двигало ими. Компартия, Советская власть не позволяли им ни того, ни другого. Многие из них и их семьи за счет грабежа народного добра, эксплуатации и обнищания миллионов людей труда стали миллионерами, миллиардерами. Подобные им капиталисты входят в состав нынешних органов власти. Все они ведут себя подобно пушкинскому скупому рыцарю, который с высоты награбленного богатства, восклицал: «Мне все послушно, я же – ничему».

В годы перестройки партия не вела борьбы с национализмом, считалось, что с этим покончено. Это одна из причин разрушения СССР.

Перестройка потерпела поражение, утратила социалистическую, подлинно демократическую направленность и завершилась в 1991 году контрреволюционным государственным переворотом, расчленением Советского Союза. После 1991 года – это уже другой период истории, а именно: реставрация капитализма, установление власти крупной буржуазии и высшей госбюрократии, а равно борьба КПРФ в союзе с народно-патриотическими силами за возвращение страны на социалистический путь развития.

Основной урок перестройки состоит в том, чтобы не допустить в коммунистической партии каких-либо фракций, в её руководящем ядре – политических карьеристов, перерожденцев, всемерно идейно и организационно укреплять партийные ряды.

Усилиями коммунистов, руководящего ядра КПРФ сформировалась в мощную, влиятельную силу борьбы в защиту интересов трудящихся, за восстановление советского народовластия.

К сожалению, в последнее время в руководство партии проникли политические карьеристы, которые расправляются с «конкурентами» — перспективными партработниками и их сторонниками. Тысячи коммунистов отстранены от руководящих постов, исключены и вышли из партии, десятки партийных комитетов и организаций распущены. В КПРФ сложилось двоецентрие: Центральный комитет и Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК). Они самостоятельны, равноправны. Возникающие разногласия между ними могут быть решены только съездом КПРФ. ЦКРК ведет контроль не только за соблюдением Устава, что определено самим Уставом, но и Программой КПРФ. А это является функцией Центрального Комитета. Контрольные комиссии в партии наделены правом заслушивать отчеты секретарей парторганизаций по наиболее важным позициям, в том числе по проведению Народного референдума, депутатских и президентских выборов. Все вместе взятое угрожает единству КПРФ

ЦКРК без решения ЦК КПРФ и обсуждения в партии организует Всероссийское движение «Русский Лад» — сугубо националистическое, бесклассовое общественное объединение, противоречащее программным целям и Уставу КПРФ.

Вот вам пример того, что не все уроки извлечены из поражения перестройки, над КПРФ вновь нависла реальная угроза единству партии, проникновения в её ряды буржуазного национализма и политического карьеризма. Как бы воз и ныне там.

Считаю необходимым созвать расширенный внеочередной пленум ЦК КПРФ с участием партийного актива, обсудить сложившуюся обстановку в партии, выработать и осуществить конкретные меры по единению партийных рядов, что особенно важно в связи с предстоящими парламентскими и президентскими выборами, усилением борьбы трудящихся за советское народовластие, социализм, Союзное государство на социалистических принципах.

Нужна ли была перестройка? Планово-директивная экономика сталинского образца нуждалась в реформировании - руководство страны осознало это еще в 50 - середине 60-х годов. Начатые тогда реформы дали импульс новому экономическому развитию, какое-то время сохранялись высокие темпы экономического роста, произошел заметный скачок в благосостоянии советских людей. Но в начале 70-х годов реформы были свернуты, хозяйственная жизнь перешла в фазу стагнации, политическая - в фазу “застоя”.

Между тем, к началу 70-х годов в связи с резким повышением цен на энергоносители экономика Запада претерпела глубокие структурные и технологические сдвиги. К сожалению, СССР не смог адекватно ответить на этот вызов, - вместо структурной перестройки экономики, перевода ее с индустриальной на научно-техническую стадию началось наращивание нефтяного экспорта, доходы от которого шли на поддержание энергоемкой, материалозатратной и сверхмилитаризированной экономики, на дотирование восточноевропейских и ряда развивающихся стран. Шанс для экономического рывка был упущен, быстрыми темпами шло отставание советской экономики от западной. В начале 80-х годов наша экономика была уже неспособна поддерживать рост реальных доходов населения, дефицит стал изматывающим фактором повседневной жизни людей. Экономика фактически переключалась на обслуживание нужд обороны, но и с этим справлялась все хуже.

Когда в середине 80-х годов упали мировые цены на нефть, реально встал вопрос о выживании СССР как великой державы и современного индустриального государства. Экономическая реформа была необходима, страна полным ходом шла к экономической катастрофе.

Проблемы реформаторов

Политика перестройки возникла в Союзе как реакция на затухание темпов экономического роста и возрастающее отставание от развитых стран, на апатию общественно-политической жизни. Она имела своей целью обновление существующего социалистического строя и придание ему большего динамизма и авторитета на международной арене. В политике надежды возлагались на резкую смену кадрового состава в управленческих структурах и "очищение" общественной жизни на основе "гласности". В экономике был задуман грандиозный структурный маневр: предполагалось на протяжении двух-трех лет (1985-1987) резко увеличить капиталовложения в отрасли тяжелой промышленности (прежде всего - в машиностроение) и добиться смены технологий и скачка темпов роста производства в них, а затем, на этой основе, обеспечить рост в отраслях, производящих потребительские товары. Эти три лозунга - перестройка, ускорение и гласность - составляли суть первого этапа перестройки. Внутренняя политика дополнялась "новым мышлением" в международной политике, курсом на разоружение и компромиссы.

Капиталовложения в отрасли тяжелой промышленности не дали ожидаемого эффекта и, видимо, не могли дать. Дополнительные инвестиции финансировались за счет дефицита бюджета, перераспределение материальных ресурсов явно отставало. Экономика оказалась не способна к структурным маневрам, не удалось провести даже первую часть задуманного маневра, средств для развития потребительских отраслей не было.

Заметными достижениями в политической области были новая международная политика и расширяющаяся гласность. Однако, перемены затронули лишь столичные города и часть интеллигенции, носили поверхностный характер.

Выход из всех этих затруднений, казалось, был найден на путях развития экономической реформы (курс на которую был принят летом 1987г.) и перестройки политической системы (начало 1988г.): общество должно было "ожить" само. Это был колоссальный шаг вперед - смягчены и во многом фактически устранены оказались социалистические догматы, мешающие преобразованиям, конкретные мероприятия реформ становились все более прагматичными, все менее идеологизированными.

Как продолжение идей реформы 1965г. был выдвинут лозунг экономической самостоятельности предприятий (тогда - только государственных), который затем постепенно трансформировался в лозунг перехода к регулируемым рыночным отношениям. Были приняты законы, легализующие предпринимательскую деятельность (прежде всего в виде кооперативов), разрешающие предприятиям самостоятельный выход на внешний рынок, был существенно либерализован государственный сектор, перестроена система управления им.

Политическая система претерпела существенные изменения - в 1989г. были проведены первые за последние десятилетия соревновательные выборы в законодательные органы Союза, а весной 1990г. - вполне свободные выборы в представительные органы республик, а также в местные органы власти. В начале 1990г. был введен пост Президента СССР, власть быстро переходила от партийных структур к государственным.

Это движение в безусловно правильном направлении выявило изначальную упрощенность и непродуманность концепции реформ.

С 1989г. в связи с ослаблением традиционного давления партийного и государственного аппарата по выполнению планов производства и расстройством денежного обращения началось сокращение физических объемов производства. Проблемы некоторое время решались за счет внешних займов, однако, с конца 1988г. из-за резкого возрастания платежей по обслуживанию внешнего долга и сокращения производства даже в экспортных отраслях все больше стал обостряться кризис платежного баланса страны.

Крайне противоречиво развивалась и политическая ситуация.

Выборы на I Съезд народных депутатов дали трибуну различным общественным силам. На выборах 1990г. в республиканские и местные органы власти с незначительным перевесом победила радикально настроенная оппозиция во главе с Б.Ельциным в России и сепаратистские (не обязательно демократические и либеральные, но, как правило, под демократическими и либеральными лозунгами) силы в ряде других республик. Политическая борьба начала трансформироваться в борьбу национально-государственную.

В 1990-1991 годах сложилась ситуация противостояния центральных органов власти - республиканским и местным. Почти 70 лет бывшая пустой формальностью запись в Конституции страны о праве выхода республик из Союза превратилась в лозунг в борьбе за власть: ряд республик заявил о невхождении в состав СССР, другие объявили о своем суверенитете и верховенстве республиканского законодательства. Началась "война законов". Бывшее долгое время во многом формальным подчинение предприятий тому или иному уровню государственного управления превратилось в проблему разделения собственности союзной и республиканской. Местные Советы провели законы о выделении коммунальной (муниципальной) собственности из состава государственной, объявили о своем суверенитете автономные образования и т.д.

Во второй половине 1990г. страна вступила в период нарастающей политической и экономической анархии, когда существовавшие вертикальные связи тоталитарного государства стали рушиться быстрее, чем успевали их заменять горизонтальные связи гражданского общества.

В этих условиях и была предпринята попытка остановить уже набравшие инерцию деструктивные процессы на основе выработки рациональной экономической программы, предусматривавшей стабилизацию экономики на основе осуществления жесткой финансовой и денежной политики, последовательной либерализации цен, постепенного введения конвертируемости рубля, ускоренного развития рыночных структур и горизонтальных взаимосвязей предприятий, проведения широкой приватизации и земельной реформы. Предполагалось сделать ставку на добровольный Экономический Союз республик в целях стабилизации экономики и проведения реформ, центральные экономические органы - естественно перестроить в межреспубликанские управленческие структуры. Эта программа, получила название "500 дней".

Однако в процессе принятия программы союзным Верховным Советом ее содержание было фактически заменено декларациями о переходе к рыночным отношениям. С конца 1990 года начался период импровизационной экономической политики: неподготовленный переход к договорным ценам в промышленности, неудачная денежная реформа, реформа розничных цен и доходов, резкий рост дефицита бюджета и катастрофическая растрата всех валютных ресурсов государства.

После отказа от наиболее естественных форм интеграции - Экономического Союза - советское руководство активизировало усилия по достижению политической интеграции и заключению нового Союзного Договора. Однако процесс находился под сильным давлением глав республик и, особенно, России и подписание Союзного Договора должно было привести к полной реорганизации всей союзной власти, включая замену персоналий. Это и послужило фактической причиной так называемого “августовского путча”, который проходил под лозунгами сохранения СССР и предотвращения развала экономики. Однако очевидно антиконституционные действия “путчистов” не были поддержаны народом, армией, средствами массовой информации - “путч” закончился полным провалом.

С конца августа 1991 года политическая ситуация резко изменилась - союзное руководство почти в полном составе (кроме Президента СССР) скомпроментировало себя и вся структура союзной власти начала строиться фактически заново. Во многом под давлением России произошел отказ от разработанного и готового к подписанию Союзного Договора, работа законодательных структур СССР была приостановлена, Правительство СССР ликвидировано, создание дееспособных исполнительных или хотя бы координирующих союзных органов фактически не было допущено. Все усилия по созданию действенного Экономического Союза во второй раз оказались сорваны. Логичным завершением такой политики была денонсация Союзного Договора 1992г., ликвидация СССР и создание символического Содружества Независимых Государств. Это было политической трагедией, а для очень многих людей, живущих на территории бывшего СССР, стало личной драмой и по сей день воспринимается как тяжелая беда.

Тотальная либерализация экономики, начавшаяся 2 января 1992 года, позволила добиться только одной из намеченных реформаторами целей - устранения дефицита. Не была решена другая задача, на которую была сделана главная ставка, - снизить инфляцию в течение нескольких месяцев. Основные причины неудачи: игнорирование сверхмонополизированной структуры экономики, рассечение хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, пренебрежение проблемами собственности и поведением предприятий на микроуровне. Приватизация была проведена по экономически бессмысленному и социально ущербному “номенклатурному” варианту, при котором контроль над собственностью перешел к “директорскому корпусу” на фоне огромного количества “титульных”, то есть символических собственников. Исключительно высокой оказалась цена реформ: спад производства, падение жизненного уровня большинства населения, резкая поляризация доходов, обостренное переживание социальной несправедливости, быстрая криминализация экономики.

Поведение реформаторов определяли: жесткая приверженность теоретическим схемам наряду с пренебрежением экономическими реалиями России, нежелание идти на компромиссы, прямолинейность, приверженность тактике лобового удара, невнимание к социальным последствиям экономических преобразований. Все это очень быстро привело к обострению отношений с Верховным Советом России, политическая ориентация которого менялась под влиянием настроений тех слоев населения, которые претерпели наибольший ущерб от неудачных реформ. Провал всех планов и обещаний Президента и Правительства России, политическая бездарность исполнительной власти и неумение разрешить конфликт с Верховным Советом политическими методами подтолкнули президента Б. Ельцина к серии нецивилизованных действий, закончившихся фактической отменой Конституции и разгромом парламента. Ответственность за кровопролитие 3-4 октября 1993 года несут обе стороны конфликта - Президент, ставший инициатором конфликта, а также Верховный Совет и его сторонники, которые не смогли остаться в рамках мирных действий по стабилизации ситуации.

Одержав силой оружия победу над парламентом, президент закрепил ее в Конституции, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Роль законодательного органа - Государственной Думы, была принижена Конституцией до такой степени, что он оказался неспособным влиять на принятие важнейших решений.

В условиях полной бесконтрольности не могла не заявить о себе вновь склонность президента к силовому авантюризму при разрешении сложных политических проблем. Поводом на этот раз послужила ситуация в Чечне, где в силу длительного бездействия, ошибок и провалов федеральных властей возник и укрепился криминально-сепаратистский режим генерала Д. Дудаева. Не имея ни терпения, ни умения распутать образовавшийся клубок проблем политическими методами, рассчитывая на то, что скорая победа, укрепит его пошатнувшийся авторитет, президент Ельцин отдал приказ о вводе войск в Чечню, что положило начало длительной, кровопролитной и бесперспективной войне на Северном Кавказе.

Результаты реформ: что нас тревожит?

Конечно, безошибочных реформ не бывает. Но наша страна прошла уже длительный путь - 10 лет активных усилий по проведению всеобъемлющих реформ. За этот период было достигнуто многое - пробивают себе дорогу многие демократические свободы, сломана мощнейшая партийно-административная машина по руководству обществом и экономикой. Однако, мы не испытываем удовлетворенности произошедшими преобразованиями. Мы сегодня не уверены даже в главном - в необратимости происходящих перемен. Что нас тревожит?

В политике: авторитарные тенденции на фоне дезорганизации и беспорядка

В настоящее время в России фактически отсутствует разделение властей. Законодательная власть не имеет возможности контролировать исполнительную. В своем нынешнем составе парламент не может реализовать даже те ограниченные возможности, которыми он располагает (как это показала, в частности, кавказская война). Судебная система не обеспечивает ни эффективной борьбы с преступниками, ни защиты прав граждан. Руки президента развязаны до такой степени, что это уже представляет угрозу для безопасности и стабильности такой огромной страны как Россия. Правительство формально ответственно перед Государственной Думой, но оно не имеет своей политики, поскольку целиком зависит от президента. Президент не присягал на новой Конституции, не избирался народом после того, как отменил старую Конституцию, процедура конституционного отрешения его от должности практически нереализуема.

Административный произвол господствует не только на федеральном уровне, но и в регионах, где представительные органы ослаблены, а местное самоуправление так и не введено. Усиление исполнительной вертикали не принесло долгожданного порядка. Скорее наоборот: освободившись от контроля извне, власть перестала контролировать себя изнутри, что ведет к ее разложению. Самое опасное - утрата контроля над передачей властных полномочий, которые порой даруются власть имущими (начиная с президента) “с барского плеча” либо просто растекаются по непредсказуемым направлениям, рано или поздно попадая в нечистые руки.

На всех уровнях власть облеплена “раковыми опухолями” избыточных бюрократических структур, клановых и лоббистских образований. Все это - питательная среда для процветания коррупции и организованной преступности. Полным ходом идет сращивание мафии с государственными органами. Милицию превращают в наемную силу, обслуживающую либо власть имущих, либо организованную преступность. Честные профессионалы уходят из правоохранительных органов, отчаявшись обрести поддержку и понимание своих проблем у политического руководства страны. В результате государство оказывается бессильным, а граждане беззащитными перед разгулом преступности.

Нынешнее политическое руководство не готово признавать ошибки, эффективно их искоренять, оно все больше озабочено проблемой сохранения власти. Добиваясь этой цели, оно идет на сближение с самыми реакционными националистическими силами, пытается восстановить пошатнувшийся авторитет безответственными средствами, вплоть до развязывания кавказской войны, создает административными методами “партию власти”. Все это свидетельствует о том, что не только нынешнее руководство, но и вся политическая система России переживает глубокий кризис.

В экономике: отсутствует фундамент для экономического роста.

Шесть лет продолжается спад производства, уже четвертый год - высочайшими двузначными темпами. Отсюда неполная занятость и рост официальной безработицы, крайне низкая зарплата, на рынке господствуют импортные товары. Уже более трех лет держится опасно высокий уровень инфляции. В результате тают сбережения населения, раз за разом накатывается волна финансовых спекуляций, уменьшаются возможности долгосрочных инвестиций людей в образование, покупку жилья, товаров длительного пользования.

Правительство в этой ситуации видит своей главной целью сбить инфляцию любой ценой. Используя почти только монетарные методы, руководство России каждый раз проваливает амбициозные планы по сокращению роста цен. Однако, средства, которые оно использует приводят к росту неплатежей между предприятиями и недоимкам в бюджет, кризису банковского сектора, задержкам с выплатой пенсий и зарплаты на крупных предприятиях, падению доходов основной массы населения, и в конечном счете - опять к повышению инфляции. Резко ухудшается финансовое положение предприятий и государства в целом, сокращаются инвестиции и углубляется спад производства. Как следствие, инфляционное давление вновь увеличивается. Экономика оказывается в порочном круге: спад провоцирует инфляцию, инфляция - дальнейший спад.

Единственный сектор экономики, который быстро развивается - это теневая экономика в торговле, финансовых услугах, внешнеэкономической деятельности. Этот теневой сектор, получая сверхдоходы, практически не платит налогов. За счет этих денег подкупаются государственные чиновники, финансируется организованная преступность, огромные средства уходят на приобретение предметов роскоши, покупку недвижимости за рубежом при обнищании значительной массы населения. “Грязные” деньги все больше рвутся к власти. Видимое благополучие - дорогие импортные товары, роскошные гостиницы, казино, мерседесы - достигается за счет частичного перераспределения доходов, выручаемых от разницы между мировыми и внутренними ценами на энергоресурсы. Как только этот резерв будет исчерпан и цены сравняются - экономический кризис обострится еще больше.

Тот строй, который формируется в стране, все более напоминает период “дикого” капитализма, который развитые страны пережили еще 100-200 лет назад. Ведется жестокая и порой кровавая борьба за раздел сфер влияния, за доступ к природным ресурсам и государственной собственности. Коммерческие структуры сращиваются с государственной властью, в том числе на самом высоком уровне, формируются государственно-монополистические экономические группировки. Российский гражданин выброшен из процесса этой грандиозной дележки собственности. Ценности демократии, индивидуальных прав и свобод человека, честной конкуренции все более оказываются пустыми разговорами. В реальности же создается сверхмонополизированная “мафиозная” экономика и олигархическое криминально-полицейское государство, равнодушное (а подчас и враждебное) к интересам основной массы населения.

В обществе: нарастает разочарование и недовольство.

Цены продолжают расти и правительство уверяет нас в том, что это - плата за наше приближение к лучшей жизни. Зарплата не поспевает за ценами, тем более, что выплачивается она подчас с огромными опозданиями, то есть в обесцененном виде. Массовое обнищание происходит на фоне сверхобогащения (чаще всего - незаконного) немногочисленных привилегированных групп. Это вызывает у людей острейшее чувство социальной несправедливости.

Преступность принимает все более разнообразные личины. Оставаясь бичом наших улиц, она также научилась открыто и почти законным образом влезать в наши кошельки. Государство же с ледяным спокойствием взирает на то, как мошеннические финансовые компании-пирамиды одна вослед за другой обирают доверившихся им граждан.

Многие люди пытаются проявить себя на ниве предпринимательства. Но здесь их подстерегают рэкетиры, коррумпированные чиновники и огромные налоги, которые нужны правительству для того, чтобы сбалансировать бюджет. При этом от налогового бремени страдает не тот, кто получает колоссальные и уходящие из-под контроля доходы, а тот, кто в силу своей честности беззащитен перед налоговым произволом государства.

Стоит ли после всего этого удивляться, что власть и политика не вызывают доверия у граждан? Люди утрачивают желание формировать политику, не верят в свою способность оказывать какое-либо влияние на власть. На фоне всеобщей апатии выделяется агрессивное меньшинство, готовое добиваться передачи власти в руки экстремистов националистического и левацкого толка.

Нам сегодня нужна не стабильность сложившейся политической и экономической системы, а реальные усилия по ее реформированию практически на всех направлениях.

Однако методы реформирования должны быть решительно изменены.

Реформы должны быть максимально прагматичны и исходить из конкретных нужд людей, а не идеологий и теорий. Они должны вытекать из самой жизни, а не навязываться людям “сверху”.

Реформы должны быть плавными, хватит радикализма и упрямства.

Реформы должны быть нацелены на возможность быстрого получения заметных результатов, но не подменяться сменой вывесок. Люди должны видеть “свет в конце тоннеля”, ощущать перемены к лучшему.

Реформы должны проводится в интересах основной массы населения России, а не горстки наиболее удачливых и предприимчивых. Люди должны быть уверены, что власть действует исходя из их потребностей, доверять политическому руководству страны.

Реформы должны быть мирными и безопасными для всей страны и каждого человека.

На этом и строится программа ЯБЛОКА.

АССИРИЙЦЫ – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ХРИСТИАНСКИХ НАРОДОВ МИРА. Они стояли у истоков цивилизации и внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Многочисленные источники и исследователи Древнего Востока отмечают, что после падения Ассирийского царства ассирийский народ был не полностью истреблен, он продолжал жить на территории своей исторической родины. Как отмечает ассирийский историк Б.Г. Арсанис, на протяжении 2500 лет несторианские горы – от Диарбекира до Урмии, от Мосула и Арбиля до Котура – стали прибежищем для ассирийцев.

Накануне Первой мировой войны на территории Хакярского санджака Ванского и Мосульского вилайетов Османской империи, Урмийского Магала Персии проживало более 1 млн ассирийцев, представляющих единый народ со своей обжитой территорией, культурой, языком, исторически сложившимися традициями самоуправления. Но лишь небольшая часть ассирийцев, проживавших на этих территориях, спасаясь от турецкого ятагана, в годы Первой мировой войны вместе с армянами добралась до Армении. 700 тысяч ассирийцев подверглись Геноциду – страшным зверствам, гонениям лишь потому, что были христианами и оставались верны великим христианским идеалам и ценностям и своим братьям по вере и судьбе – армянам.

В апреле 2012 года в Ереване, в самом центре столицы (напротив памятника М. Налбандяну), был воздвигнут памятник невинно убиенным в 1915-1918 гг. в Османской Турции ассирийцам. Для каждого ассирийца этот памятник в Ереване символизирует добрую волю, уважение армянских властей, всех граждан Армении к судьбе ассирийского народа. Памятник ассирийцам – невинным жертвам турецкого геноцида, как колокол, призывает каждого ассирийца с любовью и благодарностью относиться к народу, на земле которого он воздвигнут. Через несколько месяцев мы все вместе будем отмечать столетие Геноцида армян, ассирийцев и греков.

Ассирийский – один из семитских языков. До середины ХIХ в. в качестве литературного ассирийцы использовали старый сирийский язык. В 40-е годы ХIХ в. был разработан новый литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В дальнейшем ассирийский литературный язык изменялся с учетом фонетически более архаичного мосульского диалекта и замены многочисленных арабских, курдских, тюркских заимствований исконно ассирийской лексикой. Письменность, которая используется ассирийцами, говорящими на ассирийском языке, создана около 1840 г. на основе несторианской разновидности сирийского письма, являющегося разновидностью финикийско-арамейского квазиалфавитного письма.

НА ТЕРРИТОРИЮ АРМЕНИИ АССИРИЙЦЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ ИЗ РАЙОНА ОЗЕРА Урмия после русско-персидской войны 1827-1828 гг. По ходатайству русского дипломата и драматурга А.С. Грибоедова и по именному указу императора России Николая I около 100 ассирийских семей переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. К концу ХIХ в. ассирийцы уже компактно проживали в нескольких селах Армении. Ассирийцы Армении являются приверженцами Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока, возникшей в Междуречье в I в. н.э. Сейчас Ассирийскую Церковь Востока возглавляет Католикос – патриарх Мар Хананья Дынха II, резиденция которого расположена в Мортон-Граве штата Иллинойс (США).

Обосновавшись в Армении, ассирийцы прежде всего построили христианские церкви Мар тума (Святой апостол) Фома в селе В. Двин, Мат Марьям в с.Арзни, Мар Курьякус в с. Димитров. Хочется особо отметить, что настоятелем церкви Мар тума (В.Двин) является уроженец этого села Никадим Юханаев, который с отличием окончил факультет богословия ЕГУ, после чего продолжил учебу в семинарии Ассирийской церкви Востока в Ираке. В марте 2014 г. он был рукоположен в священники и отправлен в Армению, чтобы окормлять духовной пищей своих соотечественников.

В октябре этого года в Армении находился глава Ассирийской Православной Церкви патриарх Антиохии и всего Востока Маран Мор Игнатиус Ефрем Второй. Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили Цицернакаберд, где воздали дань памяти жертв Геноцида армян. У Вечного огня предводители двух церквей–сестер отслужили панихиду за упокой армянских и ассирийских мучеников.

А 13 октября сего года Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили паству общины В.Двин Араратского марза. Прихожане Ассирийской церкви Мар тума во главе со священником Никодимом Юханаевым, администрацией села, школы, руководством ассирийской ассоциации “Атур” торжественно приняли отцов церквей-сестер.

Очень хорошо, красочно и правдиво рассказывает об истории, жизни и деятельности ассирийцев в Армении документальный фильм Лины Якубовой “Ассирийцы Армении”. К сожалению, она очень рано ушла из жизни. Радует, что в нашей республике создано гражданское общество, в котором приняты толерантность, уважение к энтической, культурной и языковой самобытности любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству. В основе этого менталитет армянского народа, которому во все времена были присущи милосердие и гуманность.

В АРМЕНИИ СОЗДАНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ потенциала национальных общин, члены которых являются полноправными гражданами Армении. Власти республики делают все от них зависящее, чтобы ассирийцы, проживающие в Армении, чувствовали себя комфортно, сохраняли свою национальную идентичность и культурную самобытность, изучали родной язык. В школах общин, где компактно проживают ассирийцы, ведется обучение ассирийскому языку. В Армении проживают около 7 тыс. ассирийцев. Руководят ассирийскими общинами сами же ассирийцы – Арман Ионанов, Людмила Петрова, Вениамин Венисаминов.

В 1995 г. в общеобразовательной школе общины Верин Двин по инициативе писателя и публициста Павла Хиноева создан армяно-русско-ассирийский научно-культурный центр “Арбела”. В настоящее время центром руководит директор школы Аида Лазарева. Научно-культурный центр “Арбела” совместно с институтами востоковедения и истории НАН РА проводит научные конференции и другие мероприятия, которые способствуют еще большему сближению христианских народов, – армян, русских и ассирийцев, повышению уровня знаний учащихся.

С 1987 г. в Армении действует ассирийская общественная ассоциация “Атур”, руководителем которой является Арсен Михайлов. Мэрия Еревана выделила ассирийской ассоциации помещение в центре Еревана. “Атур” проводит большую работу по установлению и укреплению дружественных и культурных связей с ассирийскими общинами и организациями других стран. С 2007 г. по Армянскому радио ведется ежедневная информационная программа на ассирийском языке.

Я горжусь тем, что являюсь гражданином Армении. Для нас, ассирийцев, это не вторая, а единственная родина, и все мы – граждане нашей страны должны сделать все возможное для ее процветания. Каждый год 1 апреля ассирийцев Армении с их национальным Новым годом – Хабнисан – сердечно поздравляет президент страны Серж Саргсян. А мы, ассирийцы, в свою очередь глубоко признательны президенту и правительству республики за их доброе и уважительное отношение к нашему народу.

Пользуясь случаем, в преддверии Нового года хотел бы рассказать читателям “Моста” о том, каким был этот праздник для наших далеких предков, живших в Месопотамии (современный Ирак). Как уже было сказано, Новый год в древней Ассирии отмечался 1 апреля и был одним из главных религиозных и национальных праздников – праздником возрождения природы. Он связан с двумя древними мифами: мифом о создании мира и мифом о богине Иштар и ее возлюбленном Таммузе.

БОГИНЯ ЛЮБВИ И ПЛОДОРОДИЯ ИШТАР УБЕДИЛА СВОЕГО БРАТА – БОГА СОЛНЦА ШАМАША одобрить ее брак с пастухом Таммузом. Этот брак состоялся и стал гарантом изобилия и плодородия на земле. Далее из этого мифа мы узнаем, что Иштар сошла в преисподнюю – “землю без возврата” – страну Куру, откуда никто не может вернуться на землю, даже бог, если он не оставит себе замену на земле. К сожалению, нам не известны причины путешествия Иштар в Куру, есть только версия, что она собиралась возвратить на землю некоторых людей.

Иштар проходит семь ворот преисподней и не может вернуться обратно, причем прохождение через ворота было связано с потерей части одежды или украшений, сначала – короны, затем – серег, драгоценного ожерелья, браслетов с запястий и щиколоток… При этом Иштар теряла свои магические силы. Правила в подземном царстве богиня Эрешкигаль – сестра Иштар. Они были непримиримы, как день и ночь. Иштар предстает перед Эрешкигаль почти нагая. Королева преисподней ликует. А на земле во время этих событий все увядает, без богини плодородия земля перестает дарить людям свои плоды.

Боги, узнав о трудностях Иштар, помогли ей вернуться на землю с помощью воды жизни, которая восстановила силы богини. Но Иштар должна была найти себе замену и отправить ее в преисподнюю вместо себя. По многим городам пролетела Иштар и везде видела людей в трауре, они думали, что богиня любви погибла. Достигнув дома мужа, Иштар увидела, что он нисколько не опечален ее гибелью – он носит чистые светлые халаты и ведет сытую беззаботную жизнь. Гнев ослепил Иштар, и она распорядилась отправить Таммуза в преисподнюю. Министр Эрешкигаль – Намтар так и сделал. Многие оплакивали смерть Таммуза и молили Иштар вернуть его на землю. Но и сама богиня оплакивала смерть любимого мужа. И, когда гнев Иштар окончательно утих, она попросила совет богов вернуть Таммуза к жизни, но боги согласились лишь наполовину удовлетворить просьбу Иштар. Поэтому Таммуз пребывает шесть месяцев в мире живом – тогда радуется Иштар и земля расцветает любовью и плодородием, а шесть месяцев он проводит в подземном царстве, и в это время Иштар предается печали. Согласно мифу, Таммуз возвращается на землю 1 апреля (nissan), и приходит весна, а с возвращением Таммуза в преисподнюю начинается осень.

Этот красивый миф, сохранившийся на клинописных ассирийских табличках, был записан за несколько тысячелетий до нашей эры. Из-за естественных повреждений некоторые части записи были утрачены. Но история любви и предательства, смерти и возрождения по-прежнему волнует наши сердца. И как знать, быть может, как это происходит в мудрой природе, когда-нибудь некогда великая Ассирия возродится, а наш многострадальный народ вновь обретет свою благословенную землю.

На территории нынешней Армении ассирийцы проживают вот уже почти три столетия. Однако армяно-ассирийские связи активно развивались еще в эпоху царства Урарту. Ассирийские владения доходили до Армянского царства. Более того, происходили активные межэтнические контакты и межкультурные взаимопроникновения. Известно, что армянский царь Тигран Великий после расширения своих границ переселял в Армению не только греков и евреев, но и множество ассирийцев.

Армяно-ассирийские активные связи не прекращались вплоть до геноцида армян 1915 года. Особую роль в распространении христианства среди армян играли и ассирийские проповедники. Многие армянские нахарары были в родственных связях с ассирийцами. В Западной Армении ассирийцы и армяне жили смешанно на юге, вблизи нынешних границ Ирака, в частности в Мардине, Мидьяте, Урфе (Газиантеп) и Тигранакерте (Диарбекир), а также Ширнаке, вдоль южной полосы озера Ван и особенно плотно заселяли районы Батмана и Хакяри, где в некоторых районах они даже численно преобладали. Армяне Мардина и Мидьята, живя с ассирийцами-католиками или с так называемыми «халдеями», также принимали католицизм. Такие общины армян просуществовали вплоть до 1915 года.

Как и армяне, ассирийцы стали жертвами геноцида со стороны Османской Турции, которая пыталась смыть все следы ассирийского присутствия на территории Западной Армении. Большинство ассирийцев, проживающих в районе озера Ван, было истреблено. Уцелевшие бежали в Багдад, Киркук, Мосул, Басру, в сирийские районы, Иран.

Нынешнее население ассирийцев в Армении происходит от переселенцев из Ирана, а точнее из области Урмия. После русско-турецкой войны 1826-1828 гг. многие ассирийские семьи переселились в Восточную Армению, образовав ряд населенных пунктов, часть из которых сохранилась до сих пор.

По данным 1989 года, число ассирийцев в Армении составляло около 10.000. В дальнейшем в результате агрессии со стороны Азербайджана, войны и экономической блокады многие ассирийские семьи переехали из традиционных мест проживания в основном в Россию и на Украину. Отдельные семьи оказались также в Европе, в частности в Германии и Швеции. По данным на 2001 год, число ассирийцев в Армении составило 3409 человек. А вместе со смешанными семьями почти 7000 тысяч. На сегодняшний день в результате внутренней миграции в Ереване проживает 1000 ассирийцев. В целом 85% нынешнего ассирийского населения Армении являются городскими жителями, а остальные живут в селах.

По данным Европейского центра по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств, ассирийцы в Армении проживают в городе Арзни, который до 1990 года был на 80% ассирийским. Сейчас выходцы из Арзни также проживают в городах России и Украины.

Крупное село Верин Двин в 30 км от Еревана. Из 2702 жителей села свыше 2000 составляют ассирийцы. Остальные – армяне, немцы, езиды и русские. Имеются 2 церкви, одна из которых была построена в 1828 году. Население села сильно арменизировано и говорит на армянском языке. Однако за последние годы многие молодые учат также ассирийский язык, что зафиксировано Европейским центром по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств.

В селе Неркин Куйласар, где жили исключительно ассирийцы, причем с сильным традиционным национальным укладом, начиная с 1990-х годов произошли демографические перемены, которые привели к изменению численности ассирийского населения. В селе ныне проживают армяне и ассирийцы. А выходцев из Димитрова можно встретить на просторах России и Украины, особенно в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Киеве.

В крупном населенном пункте Нор-Артагерс ассирийцы занимают первое место по численности населения, за ними следуют армяне и езиды. Кроме выше названных городов и сел, ассирийцы проживают отдельными семьями в регионах Арарата, Армавира, Арташата и Эчмиадзина. Особенно много ассирийцев проживает в городах Арташат и Веди. Ассирийские семьи имеются также в городах Абовян, Ванадзор, Лусакерт, Егвард и др.

Среди ассирийцев Армении распространены межэтнические браки, в основном с армянами и русскими. В Верин Двине, Арзни и Димитрове функционируют школы с ассирийскими классами. В ереванских школах также открылись классы с преподаванием ассирийского языка. Почти всюду, где проживают ассирийцы, имеются организованные общины. Ассирийская община Армении активно сотрудничает с государственными учреждениями страны. С начала 90-х свою работу ведет общественная организация ассирийцев Армении «Атур», основанная в городе Арзни. В Ереване действует Ассирийский молодежный центр, а с 2003 года активно функционирует ассирийская организация «Бет Нахреин». Активную деятельность также ведет Федерация ассирийских общин Армении.

Традиционное занятие ассирийцев Армении – земледелие, садоводство, виноградарство. Большая часть ассирийцев Армении имеет высшее образование. Значительную прослойку составляет интеллигенция, в том числе так называемый «чиновничий класс».

По религии ассирийцы Армении христиане – приверженцы Ассирийской церкви Востока, а также православные. Есть маленькая община приверженцев Халдейской Католической общины. Церкви имеются почти во всех населенных пунктах, где компактно проживают ассирийцы.

Ассирийская община Армении активно сотрудничает с аналогичными организациями Европы, в частности Швеции и Германии. Примечательно, что в Ереване на средства ассирийцев, живущих в Армении и во всем мире, строится памятник, посвященный геноциду ассирийцев в Османской Турции. По словам членов ассирийских организаций Армении, памятник станет символом единства армянского и ассирийского народов, а также будет служить своего рода местом паломничества для многих тысяч ассирийцев. Одним из нерешенных вопросов для ассирийцев Армении является отсутствие квоты для национальных меньшинств в парламенте страны. Представитель от общины в парламенте донес бы до законодателей волнующие общину вопросы. Не имея свой государственности, ассирийцы столетиями сохраняли свою христианскую веру и язык, национальные черты, которыми дорожат и поныне. Армения для ассирийцев действительно Родина, которой они верно служат, обогащая своим присутствием.

Источник: Noev-Kovcheg.ru

На территории нынешней Армении ассирийцы проживают вот уже почти три столетия. Однако армяно-ассирийские связи активно развивались еще в эпоху царства Урарту. Ассирийские владения доходили до Армянского царства. Более того, происходили активные межэтнические контакты и межкультурные взаимопроникновения. Известно, что армянский царь Тигран Великий после расширения своих границ переселял в Армению не только греков и евреев, но и множество ассирийцев.

Армяно-ассирийские активные связи не прекращались вплоть до геноцида армян 1915 года. Особую роль в распространении христианства среди армян играли и ассирийские проповедники. Многие армянские нахарары были в родственных связях с ассирийцами. В Западной Армении ассирийцы и армяне жили смешанно на юге, вблизи нынешних границ Ирака, в частности в Мардине, Мидьяте, Урфе (Газиантеп) и Тигранакерте (Диарбекир), а также Ширнаке, вдоль южной полосы озера Ван и особенно плотно заселяли районы Батмана и Хакяри, где в некоторых районах они даже численно преобладали. Армяне Мардина и Мидьята, живя с ассирийцами-католиками или с так называемыми «халдеями», также принимали католицизм. Такие общины армян просуществовали вплоть до 1915 года.

Как и армяне, ассирийцы стали жертвами геноцида со стороны Османской Турции, которая пыталась смыть все следы ассирийского присутствия на территории Западной Армении. Большинство ассирийцев, проживающих в районе озера Ван, было истреблено. Уцелевшие бежали в Багдад, Киркук, Мосул, Басру, в сирийские районы, Иран.

Нынешнее население ассирийцев в Армении происходит от переселенцев из Ирана, а точнее из области Урмия. После русско-турецкой войны 1826-1828 гг. многие ассирийские семьи переселились в Восточную Армению, образовав ряд населенных пунктов, часть из которых сохранилась до сих пор.

По данным 1989 года, число ассирийцев в Армении составляло около 10.000. В дальнейшем в результате агрессии со стороны Азербайджана, войны и экономической блокады многие ассирийские семьи переехали из традиционных мест проживания в основном в Россию и на Украину. Отдельные семьи оказались также в Европе, в частности в Германии и Швеции. По данным на 2001 год, число ассирийцев в Армении составило 3409 человек. А вместе со смешанными семьями почти 7000 тысяч. На сегодняшний день в результате внутренней миграции в Ереване проживает 1000 ассирийцев. В целом 85% нынешнего ассирийского населения Армении являются городскими жителями, а остальные живут в селах.

По данным Европейского центра по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств, ассирийцы в Армении проживают в городе Арзни, который до 1990 года был на 80% ассирийским. Сейчас выходцы из Арзни также проживают в городах России и Украины.

Крупное село Верин Двин в 30 км от Еревана. Из 2702 жителей села свыше 2000 составляют ассирийцы. Остальные – армяне, немцы, езиды и русские. Имеются 2 церкви, одна из которых была построена в 1828 году. Население села сильно арменизировано и говорит на армянском языке. Однако за последние годы многие молодые учат также ассирийский язык, что зафиксировано Европейским центром по изучению проблем этнических и религиозных меньшинств.

В селе Неркин Куйласар, где жили исключительно ассирийцы, причем с сильным традиционным национальным укладом, начиная с 1990-х годов произошли демографические перемены, которые привели к изменению численности ассирийского населения. В селе ныне проживают армяне и ассирийцы. А выходцев из Димитрова можно встретить на просторах России и Украины, особенно в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Киеве.

В крупном населенном пункте Нор-Артагерс ассирийцы занимают первое место по численности населения, за ними следуют армяне и езиды. Кроме выше названных городов и сел, ассирийцы проживают отдельными семьями в регионах Арарата, Армавира, Арташата и Эчмиадзина. Особенно много ассирийцев проживает в городах Арташат и Веди. Ассирийские семьи имеются также в городах Абовян, Ванадзор, Лусакерт, Егвард и др.

Среди ассирийцев Армении распространены межэтнические браки, в основном с армянами и русскими. В Верин Двине, Арзни и Димитрове функционируют школы с ассирийскими классами. В ереванских школах также открылись классы с преподаванием ассирийского языка. Почти всюду, где проживают ассирийцы, имеются организованные общины. Ассирийская община Армении активно сотрудничает с государственными учреждениями страны. С начала 90-х свою работу ведет общественная организация ассирийцев Армении «Атур», основанная в городе Арзни. В Ереване действует Ассирийский молодежный центр, а с 2003 года активно функционирует ассирийская организация «Бет Нахреин». Активную деятельность также ведет Федерация ассирийских общин Армении.

Традиционное занятие ассирийцев Армении – земледелие, садоводство, виноградарство. Большая часть ассирийцев Армении имеет высшее образование. Значительную прослойку составляет интеллигенция, в том числе так называемый «чиновничий класс».

По религии ассирийцы Армении христиане – приверженцы Ассирийской церкви Востока, а также православные. Есть маленькая община приверженцев Халдейской Католической общины. Церкви имеются почти во всех населенных пунктах, где компактно проживают ассирийцы.

Ассирийская община Армении активно сотрудничает с аналогичными организациями Европы, в частности Швеции и Германии. Примечательно, что в Ереване на средства ассирийцев, живущих в Армении и во всем мире, строится памятник, посвященный геноциду ассирийцев в Османской Турции. По словам членов ассирийских организаций Армении, памятник станет символом единства армянского и ассирийского народов, а также будет служить своего рода местом паломничества для многих тысяч ассирийцев. Одним из нерешенных вопросов для ассирийцев Армении является отсутствие квоты для национальных меньшинств в парламенте страны. Представитель от общины в парламенте донес бы до законодателей волнующие общину вопросы. Не имея свой государственности, ассирийцы столетиями сохраняли свою христианскую веру и язык, национальные черты, которыми дорожат и поныне. Армения для ассирийцев действительно Родина, которой они верно служат, обогащая своим присутствием.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:

5 4 3 2 1
Всего проголосовало 42 человека
Комментируют
  • Ещё азеру 2012-05-04 23:32:57

    пораскинь-ка мозгами, если все "бегут", как пиарят анковцы, из Армении, то почему этот Пашинян с недобрым взглядом, и его соратники до сих пор не покинули страну?

  • Азеру 2012-05-04 23:28:12

    цитируешь жёлтую прессу АНК? зачем? этот Пашинян озлоблен на власти Армении вот и пишет разные сказки. и ещё, заруби себе на носу: армян в РА больше, чем азерб-цев в АР. это факт. и остерегайтесь провоцировать приграничные конфликты - это опасно.