Историч личность.doc - Памятка "Алгоритм характеристики исторической личности ". Памятка: характеристика исторической личности. Памятка: формирование умения доказывать

Памятка - характеристика исторического деятеля

Вариант 1

Характеристика - представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.

  1. Назовите имя, даты жизни, происхождение.
  2. Опишите внешний облик личности.
  3. Определите главные черты характера.
  4. Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
  5. Определите значение деятельности личности.
  6. Выразите ваше отношение к личности.

Как давать оценку личности

  1. Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
  2. Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
  3. Объясните, почему.

Вариант 2

1.Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка-ким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка-кие - неодобрение?

Памятка по подготовке сообщения по теме

Сообщение - краткое выступление перед одноклассниками по небольшому учебному вопросу.

  1. Выберите (уясните) тему сообщения.
  2. Составьте план изучения темы.
  3. Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.
  4. При необходимости сделайте выписки из книг.
  5. Можете написать текст выступления.
  6. Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
  7. Во время выступления перед одноклассниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.

    Памятка - как готовить домашнее задание по учебнику

    1. По названию параграфа определите его главную тему.
    2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
    3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:

    Выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;

    Самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом , на них обращайте особое внимание;

    -обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;

    Внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.

    4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
    5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
    6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.

    Памятка - как работать с иллюстрацией

    1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
    2. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем - что находится на заднем плане, слева и справа.
    3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
    4. Предположите, правдиво ли это изображение?
    5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?

      Памятка - как доказывать свои суждения

      Доказательство - последовательное обоснование своих мыслей.

      1. Определите, что вам необходимо доказать - тезис. Тезис - это определенное утверждение.
      2. Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы - это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.
      3. Сделайте выводы - почему тезис верен.

        Как составлять план текста

        План текста - это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.

        План может быть простым или сложным.

        Простой план - это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.

        Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.

        1. Внимательно прочитайте текст.
        2. Разделите текст на законченные по смыслу части.
        3. Выделите главную мысль каждой части.
        4. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.
        5. Пункты плана формулируйте кратко и точно.

1. Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений человека.

2. Вспомните иди установите по учебнику, документу и т.п., когда и в какой стране жил и действовал, к какому классу / общественной группе принадлежал,» какое воспитание получил.

3. Опишите внешность исторического героя.

4. Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, ее целей.

5. Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека?

6. Охарактеризуйте цели и планы исторического деятеля. Какой класс был заинтересован в выполнении планов? Какими средствами этот человек добивался поставленной цели?

7. Соотнесите между собой цели и способы действия этой исторической личности.

8. Как личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые) способствовали достижению поставленных целей?

9. Перечислите, в каких крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки?

10. Выявите противоречия в личности и ее деятельности.

11. Установите (по его делам и поступкам), в интересах каких классов он действовал.

12. Раскройте значение и роль исторического деятеля.

15. Выясните, как к этому человеку относились его современники потомки.

16. Каково ваше отношение к этому историческому деятелю? Дайте нравственную оценку его деятельности.

17. Выскажите свое отношение к нему, какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера вы хотели бы подражать?

18. Выясните, какая художественная, публицистическая и научная литература содержит сведения о данном человеке.

План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:

1) Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели и каким образом?

2) Какие исторические знания и познавательные умения стали предметом данной проверки? Насколько содержание проверки исчерпывает / превышает содержание конкретной темы, определенного в обязательном минимуме? В какой мере оно опирается на содержание конкретного параграфа или вопросы к нему?

3) Насколько рационально выбраны формы, приемы и средства проверки знаний и умений школьников?

4) На каких уровнях познавательной деятельности была запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?

5) Какими приемами и познавательными заданиями учитель планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько учеников можно оценить в ходе такой проверки?

6) Как при организации проверки были учтены возрастные и индивидуальные познавательные возможности шестиклассников?

7) Какие функции выполняет проверка знаний и умений в представленном варианте?

В процессе проверки и оценки знаний учащихся на разных этапах обучения достаточно эффективны тестовые формы. Спектр тестовых заданий по истории достаточно широк, считаем возможным привлечение следующих видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся;

Тесты с выбором ответа:

Кто из них были современниками:

1. Хаммурапи и Тутмрс;

2. Эней и Ромул;

3. Соломон и Перикл?

Сколько лет назад произошло событие, датируемое 500 г. до н о?

1. 2500 лет назад

2. 1500 лет назад

Римское государство было-расположено:

1. в Северной Африке;

2. на Аппенинском полуострове;

3. на Балканском полуострове.

Шадуф - ото:

1. приспособление рля подачи воды на поля;

2. жертвоприношение богам;

3. оросительный канал.

I. война между племенами, разорявшие побежденных и обогащавшие победителей;

2. распад рода на семьи, каждая из которых вела собственное хозяйство;

3. разделение труда между земледельцами и ремесленниками?

Альтернативные задания

Знаками + и - отметьте суждения, с которыми вы согласны и не согласны;

Первая промышленная революция началась в Англии (...)

Германия и США в середине XIX века превзошли английскую индустрию (...)

Памятка - алгоритм к изучению материала о войнах

Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;
  • подготовка к войне, соотношение сил;
  • планы сторон.
  1. Ход войны (основные этапы):
  • Повод к войне и её начало;
  • Основные этапы и главные сражения;
  • Окончание войны, условия мира, итоги.
  1. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войн

Памятка - алгоритм для характеристики исторической личности


1.Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремиться решить исторический деятель личности, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель личности?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка - алгоритм к изучению материала по революции

  1. Причины революции.
  2. Задачи революции («зеркально» причинам)
  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их.)
  4. Класс - гегемон (класс - руководитель данной революции.)
  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а так же по составу движущих сил.)
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика.)
  7. Итоги революции.
  8. Значение:

а) международное, б) внутреннее.

Памятка - алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

  1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
  3. Определи вывод, который вытекает из доказательства.
  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка - алгоритм на сравнение исторических событий и явлений


  1. Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения.
  2. Определи черты сходства и различия.
  3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
  4. Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения.
  5. Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу

Памятка - алгоритм по требованиям к​ качеству речи


  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, её пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Рекомендации по составлению логических схем

  1. Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов (параграфов), а так же заголовки подразделов.
  2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих разделов основные понятия, встречающиеся в тексте.
  3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, категории.
  4. Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие всё содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста.
  5. Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные вами понятия с учётом взаимосвязи между ними.
  • Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево).
  • Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно - следственные связи или построить логические цепочки.
  • Если понятия, категории, факты связаны хронически, то можно построить хронологические таблицы.
  1. Прочитав текст ещё раз, сверьте полученную логическую структуру, при необходимости уточняя её.

При составлении логических структур руководствуйся следующими требованиями:

  • Простота схемы, выражающаяся в минимальном количестве элементов схемы и их связей;
  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например основные, вспомогательные и т. п.)
  • Наглядность, для чего используются цветовые оттенки, а так же табличный, диаграммный, иллюстрированный материал.

Критерии оценки сообщений учащихся


Внимательно слушай выступления товарища, комментарии, делай необходимые тебе пометки анализируй его выступление (руководствуясь приведенными памятками - алгоритмами) и оцени, руководствуясь следующими критериями:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы.)
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.

Общие правила составления плана при работе с текстом :

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:


1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

Противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

Потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

Важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

Социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

Разрешение данным явлением назревших противоречий,

Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого - либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

Глав государства, его полномочия,

Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

Судебные органы,

Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

Местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

Политические права и свободы,

Личные права и свободы,

Возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

Планы сторон в начале каждого этапа,

Военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

Для участников события,

Для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

критический обзор источников

собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

основные выводы,

результаты и личная значимость проделанной работы,

перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

название школы,

тема реферата,

Ф.И.О. учителя,

год написания реферата.

Отзыв учителя:

содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,

сопроводительные материалы к реферату.

личности.
решения.
Памятка – алгоритм характеристики исторической личности
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность
2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их
3. Интересы, какого класса (классов) выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
Памятка для оценки государственной деятеля.
1. Интересы, какого класса или социальной группы выражал? В чем
состояли цели и стремления этого класса или группы?
2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили
для достижения поставленных целей?
3. Какие средства и способы действия использовал для достижения
поставленных целей? Оцените их.
4. Каких результатов добился своей деятельностью? Оцени их.
Памятка для оценки исторического деятеля.
1. Определите, интересы и цели, какой общественной группы или класса
он
выражал (в целом или на разных этапах своей деятельности).
2. Оцените средства, применяемые им для достижения поставленных
целей.
3. Выразите свое личное отношение к нему.
4. Дайте общую оценку деятеля (прогрессивный, революционный,
республиканец и т.д.).
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля.
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой
общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы
были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные
качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его
характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось
претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах, каких общественных сил действовал герой
Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна;
способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.
Характеристика исторического деятеля.
1. Представь и опиши историческую личность живой, с характерными
внешними чертами (одежда, черты лица, манера говорить, держаться и т.п.)

2. Обрати внимание и подчерни в характеристике специфические внутренние
признаки личности (ум, воля, отношение к окружающему миру и т.п.)
3. Запомни и изложи исторические наиболее важные факты общественной
(трудовой, научной, политической, военной и т.п.) деятельности личности.
4. Уясни при изучении и подчеркни в характеристике классовый характер
деятельности личности. (Какому классу была выгодна его деятельность.)
5. Подумай и скажи: какой новый по сравнению с предшественниками вклад
внесла данная личность в историю? Была
ли её деятельность
прогрессивной, реакционной? Может быть, в ней сочетались черты
прогрессивной и реакционной? В чем это выражалось, и каковы были
причины этого?
3 компонента к оценке человеческого поведения.
1. Общественно­политические условия (общественный строй, политическая
обстановка, в которых протекала интересующая нас деятельность).
2. Политическая оценка поступков, их объективные результаты независимо
от вызвавших ее мотивов.
3. Моральная оценка поведения – оценка целей, побудивших человека к
данным действиям, а также средств их достижения.
Характеристика и оценка исторического деятеля.
1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге),
когда и в какой стране жил действовал этот исторический деятель; к
какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое
воспитание получил; каковы были его жизненные цели, какие средства он
использовал для их достижения.
2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели
(и какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось
осуществить).
4. Определите (по его делам, поступкам) значение его деятельности.
Выскажите ваше отношение к данной личности.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля.

Памятка для оценки исторического деятеля.

Памятка для оценки государственной деятеля.

Характеристика рабочего движения.

Изучение предпосылок революции.

Характеристика народных восстаний.

1. Причины и характер народных восстаний.

а) социально-экономические противоречия.

б) положение различных классов и классовых групп и их потребностей, историческая и моральная оправданность борьбы угнетенных против угнетателœей.

в) рост активности различных классов и классовых групп, их потребности и цели программы, их классовая направленность.

2. Движущие силы, направленность и ход восстаний (крестьянских войн)

а) важнейшие события в ходе восстания, роль в них различных классовых сил, руководители восстания, государство как выразитель интересов господствующего класса.

б) взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе восстания.

в) окончание восстания, жестокая расправа с восставшими.

3. Причины поражения восстания (крестьянской войны)

а) ограниченность целœей (программы), обусловленная социально-экономическим положением участников восстания.

б) неравенство в соотношении сил, материально-технической оснащенности и военной организации сторон.

4. Значение народного восстания.

а) воздействие войны на различные массы и классовые группы.

б) последствия войны для последующего социально-экономического развития страны.

1. Оцени уровень развития производительных сил.

2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных классов и социальных групп, их роль в обществе их потребности.

3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.

4. Выясните, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.

5. Определи, каковы задачи, характер, движущие силы назревающей революции.

1. Страна, год выступления.

2. Причины выступления.

3. Размах движения.

4. Требования, цели рабочих.

5. Как действовали, боролись рабочие?

7. Результаты, значение выступления.

Памятка – алгоритм характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятель­ность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы, какого класса (классов) выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

1. Интересы, какого класса или социальной группы выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса или группы?

2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для достижения поставленных целœей?

3. Какие средства и способы действия использовал для достижения поставленных целœей? Оцените их.

4. Каких результатов добился своей деятельностью? Оцени их.

1. Определите, интересы и цели, какой общественной группы или класса он

выражал (в целом или на разных этапах своей деятельности).

3. Выразите свое личное отношение к нему.

4. Дайте общую оценку деятеля (прогрессивный, революционный, республиканец и т.д.).

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах, каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля." 2017, 2018.