Процесс происхождения человека и человеческого общества. постепенное усложнение человеческого общества. Самые странные археологические находки

Вопрос 1. Как история объясняет происхождение человека и общества?

В нашей стране обычно отмечают три гипотезы проимхождения общества:

Естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Вопрос 2. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек - это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.

Вопрос 3. Каково значение научного понятия «общество»?

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

Вопрос 4. Что представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, .медицинского обслуживания, досуга.

Политическая-сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Вопрос 7. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др.

Вопрос 8. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени - традиционного (аграрного) общества - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени - в индустриальном обществе - происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

В центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Вопрос 9. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

Человек – это биосоциальное существо, которое не может существовать вне общества. Люди всегда стремились объединяться в общности, чтобы заниматься какой либо деятельностью.

Вопрос 10. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно;

2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж);

3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу;

4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .

Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян.

Вопрос 11. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

Возможно человек и был бы свободным без общества, но в 21 веке общество есть везде. Да и не каждый смог бы выжить один. Как выжить в одиночестве? Это невозможно. Человек без людей – не человек. Абсолютной свободы не бывает. От общества никуда не денешься.

Вопрос 12. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.

Теории о происхождении человека появляются всё чаще, с каждым разом всё сложнее и интереснее. Этот вопрос актуален на протяжении многих тысяч лет. Ещё до нашей эры люди пытались узнать о природе своего происхождения. Возможно, им удалось достичь поставленной цели, но это не имеет значения, ведь до нас знания не дошли. Во всяком случае, большинство так считают, включая нас с вами. Мы предлагаем рассмотреть 10 самых интересных и наиболее вероятных теорий относительно того, как появился человек на Земле.


10 теорий о происхождении человека

Признанной в настоящее время является лишь одна теория Дарвина о происхождении человека. Отнюдь, никто достоверно сказать, что мы произошли из обезьян, не может. Просто на это указывает больше фактов:

  • приматы больше всего похожи на людей с точки зрения анатомии;
  • Дарвин заметил схожесть в проявлении эмоций;
  • похожи мимика, жесты, движения;
  • мы похожи не только мозгом, зубами, кровью, но и психологией поведения.

Согласно его теории люди эволюционировали из обезьян, оставив далёких предков позади за чертой цивилизации. В настоящее время проводится колоссальное количество исследований. Кинематографисты уже выпустили фильм «Планета обезьян», в котором говорится о войне приматов с людьми. Наверное, пока этот вопрос не будет раскрыт, люди не перестанут издеваться над животными.


Наряду с теорией Дарвина стоит акватическая теория о происхождении человека. Она указывает на то, что люди вышли из морей. Какие факты на это указывают?

  1. 70-80% тела человека состоит из воды;
  2. Подводный мир не исследован;
  3. Около 90% океана не изучено;
  4. Дельфины схожи с людьми почти как обезьяны;

Действительно, дельфины знают около 14 000 сигналов. Они способны общаться, спасать людей. В истории не было ни одного случая нападения этого животного. Дельфины не относятся к рыбам, так как теплокровны, дышат кислородом. Больше интересного можете узнать из статьи "10 фактов о дельфинах " на нашем портале.


Теория происхождения человека в результате Большого взрыва является достаточно сложной. Не будем вдаваться в научное объяснение всех цепочек взаимодействия атомов и молекул (хотя бы потому, что не понимаем). В общем, что-то пошло не так и взорвалось небесное тело, в результате которого молекулы и атомы начали двигаться настолько хаотично, что появились люди. Возможно, всё совсем не так или частично, но суть одна - данная теория вообще не объясняет, зачем мы появились. Если это стечение обстоятельств, то весьма сложно поверить, что настолько развитые и сложные организмы могли произойти в результате взрыва. Один волос состоит из колоссального количества атомов.


Многие считают, что мы не единственная раса во Вселенной. Вероятно создатели франшизы «Трансформеры» относятся к числу таких людей. В общем, есть гипотеза о происхождении человека от инопланетян. Кто-то думает, что нас привезли в пробирке и заселили Землю. Другие полагают, что мы дети НЛО. Третьи уверены, что нас эксплуатируют инопланетяне. Яко бы мы рабы, поэтому не знаем смысла жизни. Вероятно, таким образом, просто объясняют непонимание своей природы. Впрочем, сказка это или реальность судить не нам.

Как появился человек: мифы о Богах

Говоря о происхождении человека нельзя не упомянуть религию. Возможно, ответ хранится именно в библии. Спокон веков книга передаётся от стариков к наследникам. При этом у разных народов просматривается одна истина, призывающая ценить ближних, творить добро и не совершать грехи. А главное, нас создал Господь. Мы не призываем выбирать религию, не собираемся задевать чувство верующих. В данной статье лишь подчеркиваем, что одной из самых популярных теорий происхождения является вера в бога.


На мой взгляд, самая интересная теория происхождения человека. Гласит о том, что эволюция является не более чем «пылью в глазах» современного общества. На самом деле и до нас были цивилизации, развитые технологии. Просто мы их не понимаем, так как знания утерялись вместе с Апокалипсисом. Возможно, наши предшественники знали ответы, но что-то произошло. Как ещё объяснить тот факт, что пирамиды существуют на Земле огромное количество лет? При этом они устроены стык в стык. Даже нынешние технологии не позволяют создать такие сооружения. Не говоря уже о том, что внутри пирамид благоприятная атмосфера для развития растений. В них не водятся вирусы и микробы. Удивительно, не так ли?


Объяснить данную гипотезу довольно сложно. Вкратце говоря о том, как появился человек стоит выделить следующие предположения:

  • мысли материализуются;
  • наши мечты посылаются в центр Вселенной, после чего возвращаются в наш мир, материализуясь;
  • есть незримая энергия;
  • всё, что мы придумываем, существует, но в других реальностях.

Таким образом, эта гипотеза говорит о том, что все предыдущие теории реальны. То есть, каждый закон, предположение являются частичной правдой. При этом параллельные миры являются разными отрезками временной линии. Сложно, не так ли?


Еще одна сложная теория. Согласно данной гипотезе есть несколько миров. Одни ученые указывают число 9, другие 3. Кто-то считает, что параллельных миров бесчисленное множество. Представьте, что есть машина времени. Сейчас вы читаете этот текст (зафиксировали картинку). Спустя некоторое время переместились в прошлое и отправились на прогулку. Как же быть с историей, когда вы читали текст? Согласно данной теории все временные отрезки фиксируются. Своим путешествием вы создали 2 истории. Одна из них в одном мире, вторая в другом.

В общем, ещё одна сложная теория, в которой всё же просматривается определённая логика.


Пожалуй, самая современная теория о происхождении человека. Что, если мир является игрой? Ошо, Хайам, многие успешные люди говорили относиться к жизни, как к игре, спектаклю. Может быть, они хотели, чтобы мы воспринимали эти фразы буквально? Представьте, что все эмоции, наши выводы и взгляды являются заложенной программой. Тут вспоминается фильм «Матрица». Представьте, что всё в мире является вымыслом, игрой, в которой мы только выполняем свои задачи. В таком случае нет никакой судьбы. Всё это холодный расчёт создателей. Сложно в это поверить, но определённая суть просматривается.

10


Карлос Кастанеда долгое время учился у шамана по имени Дон Хуан Матос «Искусству сновидения». Согласно его теории, сон является неотъемлемой частью жизни. Он настолько же реален, как и наша реальность. Тут говорится и о параллельных мирах и материализации мыслей.

Суть в следующем. Создатель, центр вселенной или бог заложил программу. Наша задача учиться, изучать новое, открывать знания и создавать невиданное ранее. После смерти все наши знания вместе с памятью уходят творцу. В этом суть нашего существования. Вот для чего появился человек. Подробнее можете узнать, ознакомившись с произведениями Карлоса.

Обществознание, профильный уровень

Урок17-18-19

Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),

таблица (в тетради)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
  • изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • человечество;
  • антропогенез;
  • социальная память;
  • гоминиды;
  • социогенез;
  • антропосоциогенез;
  • тотем;
  • исторический тип;
  • культура

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Изучение нового материала

  • Наука о происхождении человека.
  • Становление общества.
  • Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
  • Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?



АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.


Как на Земле появился вид современных людей

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек разумный

Неандертальцы

Древнейшие люди


проблемы, связанные с изучением происхождения человека:

1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются

на сегодняшний день;

устанавливаются недостающие звенья;

3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации

предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;

4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



2-я версия

Homo erectus

(1-1,3 млн. лет назад)

Homo sapiens

(150-200 тыс. лет назад)



Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

  • Процесс прямохождения
  • Роль рук как естественных орудий труда
  • Космические факторы
  • Изменения в земной коре
  • Радиация
  • Стресс
  • Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах

Человечество – общность народов, населяющих Землю.


биологическое

социальное

биосоциальное


Формы организации человеческого сообщества

Община

Общество

Человеческое стадо

Производящее хозяйство

Преимущественно оседлый образ жизни

Увеличение численности людей на Земле

Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.

Непостоянный коллектив

Поведение сходно с поведением высших животных

Совместное добывание пищи (охота)

Совместное воспитание потомства

Усложнение трудовой деятельности

Влияние обычаев

Система табу

Влияние тотемов



Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

Философы античности

Философы- просветители

Ж.Ж. Руссо

И. Кант

В.С.Соловьёв

Г. Лессинг

Н.Данилевский

О. Шпенглер

Н.Трубников


Существо биологическое

Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

- первые коллективы – человеческое стадо;

- постепенное усложнение человеческого общества

Переход от присвающего к производственному хозяйству

Переход от кочевого к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»

Человеческое стадо

Первоначальное общество

  • Усложнение трудовой деятельности;
  • Влияние обычаев;
  • Система табу;
  • Влияние тотемов;
  • Основаны на коллективном родстве;
  • Предполагали совместное владение имуществом;
  • Коллективный труд;
  • Не знали имущественного расслоения.
  • Охотились сообща;
  • Согревались в холодные дни;
  • Сражались за самку;
  • Сходны с поведением высших социальных животных;
  • Воспитывали потомство;
  • Непостоянный коллектив.

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .


Два взгляда зарождения культуры

Магия

Образ

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.


Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Люди никогда не жили вне культуры

природа

культура

река

канал

наконечник

камень

парфюм

запах

стон

слово

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.


Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.


Проверь себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?

3) Укажите основные признаки понятия «человечество».

4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?






Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уточняется общая теория антропогенеза - соцыогенез антропосоциогенез -

Становление общества

«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?

Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.

Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

Становление общества

Человек: Существо биологическое и Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

I. Первые коллективы - человеческое стадо:

Непостоянный коллектив; сходны с поведением высших социальных животных;

Вместе охотятся; воспитывают потомство

II. Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:

Усложнение трудовой деятельности; влияние обычаев;



Система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива; влияние тотемов

III. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

IV. Переход к оседлому образу жизни

V. Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

VII. Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение

III. Итог

Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? -

Укажите основные признаки понятия «человечество»? - В чем состоят особенности социальной памяти человека?

Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Домашнее задание: Выучите § 7, выполните задания.

Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:

«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»



Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? - Связаны ли между собой эти две науки? Почему? - К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Концепция философской антропологии:

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

2. Человек - биосоциальная система

Прочитайте внимательно п. 2 § 8. - Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке? - Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? - Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Дайте полное определение понятию «человек». - Таким образом, мы выяснили, что:

Человек

III. Итог

Что вы узнали о философской антропологии? - Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности? - В чем проявляется социальная деятельность человека? - Как соотносятся между собой мышление и деятельность? - Раскройте взаимосвязь языка и мышления. - Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание: Выучите § 8, выполните задания.

Общество и социум

Вспомним, что такое «общество».

Как же соотносятся между собой два понятия - «общество» и «социум»? На этот счет нет однозначного ответа.

Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».

Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

Общество и природа

Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество: имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу.

Природа: имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; долговечна.

Вспомните, как мыслители древности относились к природе? (В древности природная и социальная среды в сознании человека были неразделимы.

В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

В наши дни социальная среда воспринимается многими из нас как более значимая.)

В молодежном клубе обсуждается тема «Человек и этические проблемы природопользования». Первый выступающий сказал: «Этика - наука, изучающая мораль. Но мораль мы обычно связываем с отношениями между людьми. Чем вызвано распространение этических проблем на отношение к природе?» Второй участник дискуссии поддержал первого: «Разве можно говорить о нравственном отношении к природе? Ведь нравственные отношения, моральные нормы и оценки, основанные на понятиях добра и зла, справедливости, складываются только в процессе общения между людьми, то есть носят общественный характер». Третий возразил: «Почему можно и нужно говорить о нравственном или безнравственном от ношении человека к природе? Потому, что в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям, приносящее им пользу или вред».

Вам предоставляют слово. Что вы скажете?

Вторая природа»

На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.

Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой?

Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»

Какую роль играет культура в жизни общества? - Назовите главные черты культуры.

Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное?

Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры. Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры:

Понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

Взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

Правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Общественные отношения

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.

На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

III. Итог

Каковы основные значения понятия «общества»? - В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»? - Каковы основные уровни анализа общества? - Как соотносятся между собой природа и общество?

Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.

Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте.

Покажите многозначность понятия «культура». - Какова ее роль в жизни общества?

Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина?

Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.

Какие отношения философы считают общественными?

Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

Выполните задания к параграфу на с. 97-99. Домашнее задание: Выучите § 9, выполните задания.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

Сущность антропосоциогенеза. Одной из важнейших проблем
философской антропологии является проблема происхождения человека . Выделение человека из мира живой природы представляет собой по значению столь же грандиозный скачок в развитии материи, как и возникновение живого из неживого. Однако этот скачок продолжался весьма длительный период времени, включавший в себя как этап становления человека (антропогенез ), так и период становления общества (социогенез ). Вместе с тем два этих этапа развития человеческого общества столь тесно связаны между собой, что имеет смысл говорить о едином процессе - антропосоциогенезе .

Центральной проблемой при выяснении сущности антропосоциогенеза является поиск ответа на вопрос об основном отличии человека от животных . Особенностью существования живой материи в ее высших проявлениях - животных организмах - является то, что потребности животных и программы их поведения существенным образом вытекают из структуры их организма. Животное рождается с определенным набором инстинктов , которые обеспечивают его приспособление к окружающей среде и тем самым достаточно жестко ограничивают алгоритмы его поведения.

Поведение человека коренным образом отличается от поведения животных. За последние 35 - 40 тыс. лет сформировался единый биологический вид Homo sapiens (человек разумный). Однако у этого вида не обнаружено врожденного “поведенческого амплуа”. Человек, как говаривал Маркс, способен действовать “по мерке любого вида” (характерно принятое в обыденной, да и в художественной, речи сравнение различных людей с хитрой лисой, свирепым вепрем, трусливым зайцем). К тому же внутри человеческого рода существуют глубокие различия в алгоритмах поведения в зависимости от принадлежности к конкретной исторической общности либо социальной группе (национальной, профессиональной и т.д.).

Алгоритм поведения животных передается новым поколениям через механизм наследственности посредством генетического кода, формируемого в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программ, определяющих поведение человека, выступают язык, речь, показ, пример. Место наследственности занимает преемственность . Существенным отличием этого способа передачи алгоритмов поведения является то, что такая передача реализуется не автоматически, а через научение , через сознательное восприятие человеком опыта, накопленного человечеством. Именно поэтому в отличие от животных у человека долгое детство , когда он проходит путь от беспомощного существа до самостоятельного субъекта. В качестве важнейшей формы аккумуляции и передачи социального опыта выступает культура . Поэтому вопрос о происхождении и формировании человека и человечества совпадает с вопросом о процессах становления механизмов, с помощью которых передаются программы социального поведения.


Современная наука пришла к выводу, что процесс антропосоциогенеза продолжался около 3 - 3,5 млн. лет. Получила философское обоснование трудовая гипотеза происхождения человека и человечества.

В науке пока нет единой гипотезы, объясняющей причины появления праорудийной (предорудийной, предшествующей подлинно орудийной) деятельности у ранних предлюдей. Скорее всего древние человекообразные обезьяны, не отличавшиеся большой физической силой, в силу определенных причин вынуждены были использовать природные орудия (палки, камни и т.д.) для защиты и нападения. Примерно 2 - 2,5 млн. лет назад появились первые существа, изготовлявшие орудия труда - Homo habilis (человек умелый). Однако хабилисы по своей биологической организации должны еще рассматриваться как животные. 1,5 - 1,6 млн. лет назад формируются питекантропы - Homo erectus (человек прямоходящий). Именно у питекантропов наряду со специфической человеческой морфологической (биологической) организацией постепенно формируется сознание, воля, язык. Таким образом, около миллиона лет понадобилось для того, чтобы производственная деятельность привела к формированию первых людей, и еще около 1,5 млн. лет потребовалось для появления сформировавшихся людей и подлинного человеческого общества со сложной системой социальных отношений.

Таким образом, труд сыграл решающую роль в процессе становления человека, однако эта роль проявилась в тесном взаимодействии с другими факторами: общением, речью . К тому же сам труд должен быть представлен как развивающийся процесс: трудовая деятельность усложнялась вместе с развитием человеческого организма и формированием его сознания. Поэтому процесс антропосоциогенеза может быть представлен как процесс самопорождения человека посредством трудовой деятельности, общественно-исторической практики.

Следует отметить, что теория трудового генезиса человека, хотя и распространена достаточно широко, признается отнюдь не всеми учеными и фило­софами. Против нее, как и против эволюционистского подхода, выдвигается ряд достаточно серьезных аргументов. Во-первых, науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или ис­кусственной селекции, от одного вида к другому. Во-вторых, наукой не найдено до сих пор промежуточное звено между древними человекообразными приматами и кроманьонцем. В-третьих, как возможно в процессе трудового антропоге­неза изменение и развитие психики и мозга? Как первобытный человек мог получить мозг, который ничем не отличается от мозга совре­менного человека, использующего не более 5 % его возможностей? Фактор избыточности никак не описывается в системе адаптаци­онного подхода.

Во­прос, таким образом, требует дальнейшего изучения и накопле­ния исторического и естественнонаучного материала, требует и новой методологии, т.е. философии. Тем не менее, отмеченные сомнения касаются в основном конкретных этапов, но не существа теории трудового генезиса человека. Трудовая деятельность породила специфику не только человека как отдельной особи, но и специфику человеческих общностей, социальных групп. Общность животных стад может быть в известной мере представлена как псевдосоциальность (якобы социальность). Однако человеческое общество принципиально отличается от псевдосоциальных организаций животных. Во-первых, эта целостность носит надбиологический характер, базируется на основе единства культурных норм данного общества. Во-вторых, конечной причиной самой культуры выступает материальное производство , которое является важнейшим отличительным признаком вида Homo sapiens.

Соотношение биологического и социального в человеке. Центральное место в философской антропологии наряду с вопросом о происхождении человека занимает проблема соотношения биологического и социального в человеческой природе.

Две крайние точки зрения характерны для решения этого вопроса: биологизаторство , абсолютизирующее биологические аспекты сущности человека, и социологизаторство , практически игнорирующее значение биологических факторов в жизни человека и абсолютизирующее роль социальных факторов. Последние десятилетия характеризуются своеобразным “ренессансом” биологизаторских концепций, спекулирующих на последних достижениях этологии и генетики . Подобного рода концепции, в частности, объясняют войны, кровопролития, социальные конфликты, которыми так богат конец двадцатого столетия, исключительно торжеством инстинктивного, бессознательного начала в человеке, бессилием его разума.

Так, Х . Плеснер считает, что человек выступает как такой биологический вид, который предопределенно не может осознать смысл и результаты своих поступков. Голландский анатом Л. Больк развивал теорию, согласно которой человек - животное, застрявшее на стадии обезьяньего эмбриона. Австрийский этолог К. Лоренц приписывает животным возрастание агрессивности по мере усложнения их организации. Человек отличается от них тем, что оружие не является частью его организма (как клыки, когти и т.д. животных), поэтому инстинкт не накладывает ограничений на его применение. В итоге человеческое оружие превратилось в чудовищную смертоносную силу.

В XIX - XX вв. распространились социологические концепции, однобоко трактующие тезис марксизма о социальной сущности человека и предлагающие создать идеального человека, проживающего в идеальном коммунистическом обществе, в котором все будут равны и счастливы. Утопичность и однобокость этих концепций стали достаточно очевидны в конце CC в. с прекращением коммунистического эксперимента.

Поэтому современный философский комплексный анализ человека, как правило, чужд крайностям биологизаторства и социологизаторства и исходит из того, что человек обладает природными качествами, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире. При таком подходе двоякий смысл получает понятие “природа человека”.

В первом смысле человек рассматривается как порождение природы, как природное существо. Здесь термин “природа человека” оказывается тождественным понятию “человек в природе”. В этом аспекте природа человека может быть определена как совокупность стойких, неизменных, общих для всех людей анатомо-физических черт, а также задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа. К собственно человеческим качествам в этом аспекте могут быть отнесены следующие:

* разумность, способность к рациональному мышлению,

* прямохождение,

* владение членораздельной речью,

* овладение богатствами культуры,

* способность к активно-творческому преобразованию действительности,

* темперамент, характер и т.д.

Во втором, специфически философском смысле понятие “природа человека” оказывается близким по смыслу, практически синонимом понятия “сущность человека ”. Именно в этом смысле мы и будем употреблять рассматриваемый термин, включая в понятие “природа человека” и его социальный аспект . Социальная сущность человека обнаруживается наиболее наглядно при сравнении со спецификой жизни высших животных.

Для животных стад, в частности, характерна эндогамия (греч.: endon - внутри, gamos – брак) - поиск брачных партнеров только внутри стада. Уже на ранних стадиях формирования человеческой общины для нее стала характерна агамия (исключение близкородственных брачных контактов) и экзогамия (греч. exo - снаружи) - поиск брачных партнеров в других, первоначально строго определенных общинах. Это имеет важнейший биологический смысл: животные стада весьма чувствительны к мутагенным факторам. Неблагоприятные мутации вследствие постоянного скрещивания ограниченного числа особей в конце концов могут охватить все стадо и привести к его вырождению. Экзогамия способствует формированию мутагенной устойчивости. Запрет внутриродственных связей в мифологическом сознании первобытного человека воспринимался как запрет на кощунственное сексуальное общение со своим тотемом. Тотем мыслился как некий мифический прародитель рода - чаще всего какое-либо животное. В рамках тотемизма единство рода осознавалось не только как кровнородственное, но и как базирующееся на определенных социальных, прежде всего нравственных - нормах .

Как раз такого рода нормы являются еще одним существенным признаком ранних человеческих общностей. Существенно, что эти нормы касались всех членов рода, а не только слабых, как это чаще всего бывает в животном стаде. Первоначально такие нормы выступают как особого рода запреты - табу . Это, прежде всего, запрет на кровосмесительство. Существует гипотеза, что этот запрет связан с потребностью обеспечить сплоченность общины. Конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, ослабляли единство общины, поэтому вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты, а затем оказались под запретом вообще все внутриродовые половые отношения.

Важную роль играл также абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической подготовленности к жизни, в том числе слабого и больного. Как известно, такого рода особи в животном стаде чаще всего “отбраковываются”. Так, опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не допускают их к пище и очень часто забивают.

Таким образом, со времени “неолитической революции” (эпоху неолита - нового каменного века - историки первобытного общества располагают между VI и II тысячелетиями до н.э., считая началом ее изобретение глиняной посуды, а окончанием - возникновение металлургии) человек приобретает существенные, только ему присущие качества. Именно эти качества и характеризуют его как человека:

1. Человек изначально деятелен. Все его качества формируются в ходе развития предметной деятельности, прежде всего труда.

2. Человек извергнутый (изверг ), изгнанный (изгой ) из общества в природу становится ни к чему не пригодным животным, ибо специфически человеческая деятельность - труд - является изначально коллективной совместной деятельностью.

3. Все особые роли и достоинства человека - ум, доблесть, богатство оказываются важными не сами по себе. Они представляют собой специфические общественные отношения, выступают как результат сравнения данного человека с другими людьми, как его отражение в других людях.

4. Человека характеризует приоритет родового (общественного) бытия над сознательно-волевым бытием индивида, поскольку само сознание и воля отдельного человека выступают результатом формирования и развития человеческого индивида в системе социальных отношений, в человеческом обществе.

Такой подход позволяет опровергнуть тезис расистов прошлых времен и современного пошиба о делении человеческих рас, племен и народов на развитые и “недоразвитые”, на полноценные и “неполноценные”. Ныне на планете нет ни “природно-наивных”, ни “диких” племен и народов. Они, конечно, различаются по уровню развития, но само это развитие определяется тем, что представители любого народа, любого племени:

* умеют изготавливать орудия труда при помощи орудий и использовать их как средство производства;

* знают простейшие нравственные запреты, усвоили противоположность добра и зла;

* не могут существовать вне общества и помимо него, пусть и в опосредованной форме (как Робинзон, использовавший для жизни на необитаемом острове значительную долю опыта, накопленного человечеством, и использовавший орудия, созданные человеком);

* их качества есть не что иное, как результат и выражение общественных отношений;

* их деятельность носит не изначально (генетически) запрограммированный характер, а направляется сознательно-волевым регулированием, поэтому люди выступают как существа, наделенные способностью самопринуждения, совестью, сознанием ответственности за свои поступки и деятельность.

Сущность человека в “техническом измерении”. Вопрос о сущности человека оказывается весьма важным для военного инженера. Эта важность определяется не только тем, что офицер - не просто инженер, но командир, воспитатель подчиненных, которому для успеха в работе просто необходимы знания о человеке. Речь идет о собственно инженерной стороне его деятельности, связанной с обслуживанием и эксплуатацией военной техники. В настоящей работе неоднократно отмечалось, что техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы “человек - техника”, в частности системы “воин - военная техника”.

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору военно-технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется прежде всего в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и ряда других величин в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не только удобством расчетов, но и тем, что чувствительность органов слуха человека к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе “человек - техника” как раз и учитывается в специальных отраслях науки: инженерной психологии, эргономике.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы “человек - военная техника” фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной военно-технической ситуации (так, теория электрорадиоизмерений есть по существу теория специфической деятельности оператора с помощью специальных приборов).

Таким образом, знание философских аспектов сущности человека необходимы военному инженеру не только “для общего развития”. Эти знания выступают как необходимый и существенный компонент непосредственной профессиональной подготовки военного специалиста.