Незавершенные действия по сравнению с завершенными запоминаются. Эффект зейгарник или как использовать принцип завершения

Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.

Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» - накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта - увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона - эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное - начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, заставляет нас не думать о работе.

Может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.

Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp - Wikipedia Viewer .

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду - поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» - скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь - вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.
Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии

В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:
Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать» .

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял - вот тогда у тебя будут неприятности!


Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое - насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

В психологии есть такие закономерности, наличие которых приближает зыбкую область знаний о душе к более точным наукам. Существуют данные экспериментов, многократно подтвержденные на самых разных людях. Я считаю, что это полезно знать каждому. Эффект Зейгарник, или феномен незавершенных действий, для меня стоит в первом ряду таких практических знаний.

В 1927 году Блюма Вульфовна Зейгарник защитила в Берлине под руководством Курта Левина дипломную работу на тему «О запоминании завершенных и незавершенных действий». Экспериментально она обнаружила, что незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.

Кратко о ней
Родилась в 1900 в Российской империи, в 1919 году вышла замуж, в 1921ом — уехала с мужем в Германию, с 1924 года училась в эпицентре развития психологии в Берлинском университете, в 1931 году вернулась в Советский Союз. Муж-еврей расстрелян перед Великой отечественной войной. Растила сама двоих сыновей, один из которых родился уже после ареста отца. Разработала основы новой области знаний на стыке психологии и психиатрии — патопсихологию.

Предыстория

Про историю своего открытия Блюма Вульфовна вспоминала, что Курт Левин, который был чуть старше группы своих студентов, был в общении неформальным, живым, увлекал учеников «игрой-поиском», в которой наблюдал и исследовал ежедневные ситуации. Например, их семинары иногда проходили в кафе, и на феномен лучшего запоминания незавершённых действий именно Левин первым обратил внимание. Он попросил официанта без подсматривания назвать, что заказал тот или иной посетитель. Официант помнил полностью заказ каждого клиента. На вопрос же о заказах тех, кто только что покинул кафе, он не смог ответить вовсе. «Они ведь уже расплатились», — таков был его ответ.

Эксперимент

В какой же форме решила Блюма Зейгарник проверить гипотезу о влиянии завершенности на запоминание?
Испытуемым давали множество заданий с ограниченным временем на каждое, в случайном порядке прерывали их выполнение (говоря, что время на задание закончилось), а затем просили вспомнить, какие именно были задания. Незавершенные не только вспоминались лучше, но испытуемые пытались хоть каким-то образом их доделать. Этот феномен был назван Зейгарник-эффект.

В Университете мы в рамках практикума тоже ставили такой эксперимент. Меня тогда поразило, что мой испытуемый, у которого я прервала задание подписать все листы, после окончания работы непроизвольно сидел и ставил свои подписи на всех листах. Это не была «Фамилия И.О.», а лишь подпись, но нереализованная потребность стремилась воплотиться хотя бы в такой форме. На мой вопрос, почему он это делает, ответом было: «Просто так. Захотелось». Вот так потребность не только сохранилась, но и ушла в неосознаваемое. Интересно, сколько у каждого из нас вот таких заряженных стремлений?

Выводы

Из открытия Зейгарник есть множество полезных выводов, которые пригодятся в наших ежедневных делах. Блюма Вульфовна к этим выводам отношения не имеет. Это я собрала способы использования ее открытия и обобщила свой опыт консультирования и ведения групп. Вы можете дополнить своими.

1. Завершение начатого

Незавершенные дела «висят» у нас в памяти. Когда таких дел становится слишком много, наш процессор зависает и требует перезагрузки, то есть обнуления. В таких случаях мы начинаем забывать то, что пообещали, становимся невнимательны к тому, что происходит, ибо ресурс психики тратится на предыдущие задачи.

Значит, имеет смысл не множить количество недоделанного, а завершать начатое. «Закрыть гештальт» — это выражение мы часто слышим то тут, то там по поводу чего-то недореализованного. Вот это и стоит сделать.
Вчера на сеансе у остеопата телом переживала такой образ: когда доктор легко прикасался к кончикам моих пальцев, я чувствовала, как нервная цепь замыкалась. Словно когда-то мне было важно вот это прикосновение, но оно не было совершено, и вся система находилась в напряжении.

Важно! По моему опыту (Зейгарник об этом ничего не говорила), если начатое потеряло актуальность — допустим, вы решили не дочитывать книгу — имеет смысл завершить этот процесс хотя бы символически. Отпустить.

2. Стремление закрыть отношения

Вот так же «висят» не только дела, но и незавершенные отношения. Они иногда даже не осознаются нами, но остаются «подгружены» к списку наших задач. Обещанный приезд к маме, намерение сходить с ребенком на спектакль, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в далекое путешествие с друзьями, разрушенные совместные планы с любимыми… Многоточие… Именно этот знак стоит в темах, которые ждут продолжения. Мы словно им пообещали «to be continued», «продолжение следует».

Вывод о влиянии незавершенных отношений на все последующие, пока предыдущие не закрыты, напрашивается сам собой. Моя психологическая практика тоже подтверждает верность этой гипотезы. Безусловно, Б.В.Зейгарник не подразумевала такого, да и экспериментально проверить это трудно. Однако, именно такие феномены часто обнаруживает психотерапевтическая практика. Первые отношения любого человека — это отношения в родительской семье. К ним так или иначе ведут ассоциации, даже когда обращающийся за помощью к психологу пришел поговорить на другие темы — о муже или ребенке, или работе.

«Уже ль я грешен тем, что сам
Постиг чуть горький запах мщенья
И все свои невозвращенья
По той же схеме подписал?
А жизнь как жалкий какаду
Одно и то же затвердила:
«Мой милый, жди меня, мой милый!
И я приду, приду, приду».

Иваси

Чтобы увидеть, услышать, почувствовать во все то, что стремится к завершению, следует прежде всего обратить внимание на неадекватные ситуации чувства. Такие чувства, которые словно относятся не к актуальной ситуации, а к чему-то еще. Обнаружив такое чувство, каким бы оно ни было сильным, поразительным, страшным, важно побыть с ним, дать себе и ему время на проживание. Я часто использую дыхательные и медитативные практики для этого, а так же душевный разговор. А что вы делаете с такими переживаниями?

3. Внимательность к захватывающим нас новым потребностям

В начале 1970 годов Дж.Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж.Джейкоби из университета Пардью изучали возможности применения эффекта Зейгарник в рекламе. Прерывание в экспериментах показало положительное влияние на вовлечение и запоминание брендов. Повсюду в рекламе и медиасфере теперь используют выводы из их исследований:
1) интрига с первых секунд
Чтобы при отказе от просмотра у человека возникало ощущение незавершённости;
2) недосказанность
Чтобы лучше запоминалось.

Значит, стоит быть внимательными к таким «крючкам», чтобы не терять время и не вовлекаться. А этому способствует памятование о своих приоритетах.
Чтобы не требовалось завершать, лучше тщательнее выбирать, что начать.

4. Использование эффекта Зейгарник для нужных дел

Мы можем, зная о феномене Зейгарник, облегчить себе доделывание некоторых дел. Как гласит самое краткое пособие для начинающих: «Начните!». Если вы не сомневаетесь, что именно это вам точно нужно, то лучше сразу начать. Вернуться к начатому будет гораздо проще, когда уже пройдено несколько шагов к цели. Эффект Зейгарник будет вам в этом помогать и поддерживать мотивацию.
По теории поля Курта Левина, мы испытываем потребности, связанные с полем — если видим зеркало, хочется в него посмотреть, если колокольчик, то позвенеть им и т.д. Начиная выполнять новые задачи, мы словно бы засеваем это поле семенами, к которым нас будет тянуть вернуться снова.

А как у вас? Расскажите о своем опыте незавершенных и завершенных дел.

Эффект незаконченного действия

Так называют закон памяти, согласно которому прерванные, незавершенные действия запоминаются лучше завершенных. История его открытия такова: сидя в кафе, психологи Курт Левин и Блюма Зейгарник заметили, что обслуживавший их официант не записал заказ, но в точности его выполнил. Когда официанта спросили, что заказывали только что вышедшие посетители, он не смог ничего вспомнить.

Последующие эксперименты показали: прерванные интеллектуальные задачи запоминаются в два раза лучше законченных. Возможно, эффект незаконченного действия, который получил имя «эффект Зейгарник», объясняется сохранением мотивационного напряжения, которое и активизирует память. При завершении действия мотивация исчезает, и человек забывает все, что было связано с действием.

Эффект Зейгарник очень полезен на практике. Например, если при написании длинного текста вы будете останавливаться посередине главы, не заканчивая ее, в следующий раз вам будет легче взяться за работу. Вы быстрее вспомните, где вы остановились, что хотели написать, меньше времени уйдет на вхождение в текст.

Эффект незаконченного действия применим и в общении с другими людьми. Если вы прервете разговор в самый напряженный момент, не поставив точку в вопросе, воздействие на собеседника будет намного сильнее. Он будет мысленно возвращаться к поднятому вопросу, обдумывать его и скорее согласится с вашей точкой зрения.

Слова под диктовку. Метод историй. Второй уровень

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Эффект плацебо Все мы знаем, что вера может прямо и косвенно влиять на здоровье человека. Медицинские исследования показывают, что иногда плацебо столь же эффективно, как и настоящие лекарства. Но почему же обычный мел, покрытый сахаром, оказывает столь целительное

Из книги 10 шагов к финансовой свободе. Мой путь автора

Максимальный эффект Максимального эффекта вы достигнете в тот момент, когда будете использовать несколько рычагов, а не какой-то один. Есть и небольшой секрет. Если вы развиваетесь сразу в нескольких направлениях, осваиваете одновременно инвестирование, бизнес,

Из книги Продажа тренингов и семинаров. Секреты практиков, делающих миллионы автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Эффект тусовки Следующий шаг заключается в том, чтобы люди считали ваш тренинг чем-то вроде тусовки. Дайте понять, что придут те, кто уже в теме. От продвинутых можно получить много полезной информации, и это цепляет.Типичный пример – Инфоконференция (см. http:// infoconference.ru/). В

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Из книги Игра [Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье] автора Браун Стюарт

Из книги Антитайм-менеджмент автора Додонов Николай

Эффект диеты Техника ведения дел с помощью элементарных действий имеет столько плюсов, что удивительно, как малое изменение может произвести такой эффект. Главное, что она дает, – делает бессмысленной всю борьбу со «слонами» и «лягушками». Никакой живности!Проблемы

Из книги Как работает Google автора Шмидт Эрик

Стадный эффект Рабочая сила выдающихся сотрудников не только способствует получению превосходных результатом, но и привлекает еще больше выдающихся людей. Лучшие сотрудники подобны стаду: они склонны следовать друг за другом. Заполучите нескольких таких – и вы

Из книги Хочу… совершить прорыв! Удивительно простой закон феноменального успеха автора Папазан Джей

Из книги Миллионер за минуту. Прямой путь к богатству автора Хансен Марк Виктор

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

Из книги Бизнес-тренер. Профессия №1 автора Сергеев Алексей Викторович

автора Букин Денис С.

Эффект края Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите: Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число