Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…. Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…

Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.

Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.

Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни. Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене. Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.

Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.

Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться. Однако думать об этом автор пока не может. Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Андрея Белого

    Анализ произведений Андрея Белого

  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина

    Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

  • Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

  • Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта

    Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»

Данное стихотворение написано Тютчевым в связи с болезнью любимой супруги Элеоноры, которая весьма обострилась после путешествия в Турин, где вся семья в 1835году попала в кораблекрушение. Жена, которой никак не становилось лучше, пустой дом, в котором стали проходить одинокие вечера поэта, мысли связанные с собственным самобичеванием, по поводу идеи путешествия, все это отразилось в строках данного произведения. Сам стих был написан в 1836г., изначально назывался «Сумерки», переходное время в состоянии суток - так часто интересовавшая тема поэта, как и форма (две строфы).

Первая строфа представляет собой описание приходящей ночи, видоизменение всего и вся уловимого ухом и взором человеческим. Отмечаем, что для того, чтобы показать уход дня поэт использует глаголы прошедшего времени. Удивительно состояние окружающего мира, описанного поэтом, он уже еле различает предметы, все мутнее выглядят их грани, но в тоже время сумрак этот зыбкий, словно боится быть спугнутым кем-то или чем-то. Из выразительных средств автор использует метафоры: цвет поблекнул, звук уснул, жизнь разрешилась в сумрак и гул; эпитеты- незримый полет, невыразимая тоска. Жизнь, наполненная до этого радостью совместных вечеров с возлюбленной, сейчас растворилась, превратилась лишь в отзвуки, воспоминания, отсюда и нахлынувшая тоска, которой охвачен лирический герой. Ему кажется, что он сам растворился во всей этой ночи, то есть для него жизнь в некотором роде тоже утратила прежний смысл, что подчеркивают идущие подряд предложения с риторическими восклицаниями и многоточиями.

Во второй строфе тоска, мучающая лирического героя, перерастает в процесс самоуничижения, он упивается тишиной, ведь именно она способна заглушить все его чувства и переживания. Выразительные средства это строфы это: эпитеты- тихий сумрак, сонный сумрак; метафорический эпитет –дремлющий мир; метафора –сумрак лейся в душу, залей чувства мглой самозабвения, смешай с миром. Лирический герой жаждет забыться, отстраниться от бренности этого мира, словно сам он медленно превращается в незримую пелену, тем самым сливаясь с этим безмолвным, сонным едва различимым мирозданием. Как яростно звучат желания лирического героя: переполни, смешай; выраженные через риторические восклицания, на фоне использования аллитераций со звуком «ш», «с», ассонансов с «о», рисующих картину спокойствия и дремоты.

Композиционно стихотворение оформлено в кольцо, потому как слово из первой строфы «смесились», видоизменено используется в последней строке «смешались», это так же говорит нам и о том, что сумерки уже отступили, дав полную власть ночи.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились... Тютчева

Стихотворение Тютчева « тени сизые смесились », было написано в 1836 году в трудный период писателя жизни, и поэтому можно сразу заметить негативное отражение мыслей поэта, и выявить основную мысль произведения, которая заключается в тяжелых душевных переживаниях Фёдора Тютчева. Это объясняется наличием образа ночи и тишины, которая символизируется с покоем и душевным равновесием, в котором автор так нуждается. Можно заметить, как лирическому герою так хочется покоя, который обретает вокруг природа, может показаться, как герой просто умоляет засыпающий мир, утолить его страдания. И с уверенностью можно сказать, что основная тема стихотворения является жажда покоя и умиротворения в трудных жизненных переживаниях.

В первых строфах читателям открывается вечернее время дня, точнее сумерки, время дня когда смешиваются два главных периода всего времени ночь и день, это может нам показать о промежуточном состоянии души между двумя противоположными началами дня и ночи. Вторые строфы повествуют нам уже об окончании перехода между противоборствующими сторонами и становиться ясно, что одна из них просто мирно отступает, словно устала от постоянной борьбы и ночь заполняет все вокруг, просачиваясь в самые дальние уголки человеческой души. В последних строфах мы можем почувствовать, как в душе главного героя царствует ночь и тоска, и он жаждет покой, который обретает вокруг природа, он чувствует его хладное дуновение, но не может коснуться и остудить раскаленные камни в своей душе. С одной стороны может показаться, что душа, нашла гармонию с окружающим миром « Все во мне, и я во всем », все ушло куда то в дальний гул но в тоже время, у героя не получается отрешиться от самого земного, отрешиться от земных проблем, от той сомой ночи царствующей вокруг. И последствием этого становиться невыразимая мука, которая перестаёт в мольбы о помощи.

Кратко, по плану

Картинка к стихотворению Тени сизые смесились...

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

    Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

  • Анализ стихотворения Фета Горячий ключ

    У многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы

  • Анализ стихотворения Бунина Мать

    Стихотворение «Мать», как и другие у Бунина, красивое и особенное. Поэт поздно уехал от родителей, тогда ему было 17 лет. Он был душевно привязан к матери и сравнивал с ней всех представителей прекрасного пола, которые ему попадались.

  • Анализ стихотворения Есенина Мы теперь уходим понемногу

    Стихотворение « Мы теперь уходим понемногу », было написано Сергеем Есениным в конце его жизни и творчества о чем и говорит сам поэт в этом печальным стихотворении, которое не прочтешь без чувства печали и страдания к судьбе молодого

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй - наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры - «мгла самозабвенья ».

Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный ».

Олицетворения – «звук уснул ».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание - кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Тема

Центральная тема - ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части « смесились » дублируется во второй строфе в видоизмененное слово « смешались ». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты (« незримый», «невыразимой », « сонный »), метафоры (« мгла самозабвенья »), олицетворения (« звук уснул »).

Все Cочинения > Тютчев Ф.И. >

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени си­зые смесились» является тема единения человека и его боже­ственного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единст­венным выходом из мучительного одиночества для души че­ловеческой становится попытка слиться с окружающим ми­ром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг к другу для того, чтобы обрести долгожданную гармонию. Су­мрак должен залить душевный пожар человеческих чувств. Образ долгожданного спасительного сумрака, прохладой за­ливающего душу, вынесен в начало второй строфы, выделен повтором с инверсией («сумрак тихий, сумрак сонный»), что способствует усилению художественной выразительности об­раза. Эту же функцию выполняют далеко в постпозиции от­стоящие от определяемого слова эпитеты «тихий, темный, благовонный», органично дополняющие друг друга. Обилие художественных определений делает образ сумрака загадоч­ным и уникальным, наделяет его целительской силой.

Сила романтических чувств лирического героя подчерки­вается многочисленными восклицаниями: «Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край. Дай вкусить уничтоже­нья, С миром дремлющим смешай!» Глаголы повелительного наклонения («лейся», «все залей и утиши», «переполни», «дай», «смешай») еще более рельефно оттеняет выразитель­ность восклицательных конструкций.

Неповторимая мелодичность стиха достигается за счет ис­пользования различных типов созвучий: ассонанса («звук ус­нул»), звуковых удвоений («сумрак сонный»).

На этой странице искали:
  • тени сизые смесились анализ
  • анализ стихотворения тютчева тени сизые смесились
  • анализ стихотворения тени сизые смесились
  • тени сизые смесились тютчев анализ
  • тютчев тени сизые смесились анализ

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Каждому известно насколько лиричен был Федор Тютчев, но есть у него и другая сторона творчества. Имеется в виду философское направление его поэзии. Ярким примером этого рода стихов стало краткое, но емкое произведение «Тени сизые смесились…»

Вообще-то изначально автор дал ему другое название – «Сумерки», вероятно, намереваясь создать оригинальную пейзажную зарисовку той поры суток, когда вечер плавно перетекает в ночь. Но его попытка уловить почти неразличимое, поймать ту зыбкую грань перехода, когда из зрительного восприятия исчезает, растворяется в темноте окружающий мир, оказалась столь успешной в философском плане, что и сегодня удивляет читателя.

Чувствуется, что поэта волнуют не только промежуточное состояние в жизни природы, не мене важно для него понять состояние человека, когда на землю опускается сумрак. Мысли героя сливаются с дальним гулом, он словно уходит в другую реальность, и что-то непонятное пробуждает в человеке его скрытые, потаенные душевные силы.

Казалось бы, оказавшись один на один со всем миром, соединившись с ним духовно, человек должен радоваться и ликовать. Но вместо этого автор показывает, что в душе у него в этот час — невыразимая тоска.

А все дело в том, что и в своем новом состоянии герой не может полностью отрешиться от себя, от всего земного. Он мучается и страдает, потому что не может уйти от самого себя, вырваться из самим же придуманного плена и воссоединиться с окружающим миром. И в начале стихотворения герой показывает свое «я», обособляя себя в мире, как отдельную единицу целого – все во мне, и я во всем. И в заключении он не ощущает единения, хотя всеми силами стремится к этому и просит, чтобы его смешали с миром дремлющим.

Пытаясь анализировать переживаемые своим героем эмоции, Тютчев демонстрирует до чего может дойти человек в своем стремлении самозабвения, и скольких душевных трудов это может ему стоить. Спокойная атмосфера ночи и внутренняя тоска героя словно нашли друг друга, но так и не разрешив глубокое противоречие индивидуального я и всеобъемлющей жизни, автор оставляет читателя размышлять над глобальной проблемой.

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой.
Всё во мне, и я во всем.
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
<1836>

Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.
Композиция стихотворения – две строфы – традиционная для Тютчева. Первая строфа – картина наступающей ночи, вторая – страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».
Изображаемое время суток – сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.
В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи лана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул…

Сизый – самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль). Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете – сизый – как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.
…звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».
Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).
Сумрак, тени, тишина – это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?
Вся вторая строфа – страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.
«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, – это невозможность уйти от самого себя» (из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление – раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первое и последнее строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем – для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бесзознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. Толстой. Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался».

Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.

Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой.
Всё во мне, и я во всем.

Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.

Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.

Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.

Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем. ». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».

«Тени сизые смесились…» Ф.Тютчев

«Тени сизые смесились…» Федор Тютчев

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой.
Всё во мне, и я во всем.

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши -
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году вся семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом и взрослые, и дети остались живы. Однако это происшествие весьма негативно отразилось на здоровье Элеоноры Тютчевой, которая месяцами не вставала с постели и не хотела ни с кем разговаривать.

Днем, когда жизнь была наполнена суетой и всевозможными заботами, поэт не так сильно ощущал душевную боль, хотя и понимал, что вернуть к полноценной жизни красавицу-жену ему не под силу. Однако с наступлением вечера, когда дети укладывались спать, и в доме воцарялась мертвая тишина, Тютчев особенно остро ощущал свое одиночество. В один из таких вечеров и было написано стихотворение «Тени сизые смесились…», наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью.

Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах. Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом . Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка. «Тихий, темный, благовонный, все залей и утиши», — просит автор. Он хочет забыться и избавиться от тяжелых мыслей. Ведь именно ему принадлежала идея морского путешествия в Турин, которое стало роковым для всей семьи. В такие вечера Тютчев понимает, что его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он проявил благоразумие. Поэтому, обращаясь к ночному сумраку, поэт восклицает: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». Он готов поменяться местами со своей супругой и отдать собственную жизнь взамен на то, чтобы помочь возлюбленной. Однако судьба готовит ему новое испытание – в 1838 году Элеонора Тютчева умирает, оставив поэту трех дочерей и завещание, согласно которому он непременно должен жениться снова. Ее просьба была выполнена, и уже через год в доме Тютчевых появилась новая хозяйка, которая смогла вернуть поэту любовь к жизни и фактически спасла его от самоубийства.

Послушать стихотворение Тютчева Тени сизые

Ф. И. Тютчев - один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир - это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Все, что мы видим вокруг, - лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров - стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке - уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето - осенью, вечер - ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам - первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую - и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, - к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» - один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.