Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление (по учебнику). Синонимы антонимы омонимы паронимы определение примеры

Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый - отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Роль синонимов в тексте Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют: - уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными , вычурными ,невероятными . (И. Е. Репин); - выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это - моя родина , моя родная земля , мое отечество , - и в жизни нет горячее , глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой); - обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно былоочаровывать , пленять , сводить с ума . (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет . (Ф. М. Достоевский); - более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцемсмущения , стыдливости , застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)

Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Роль антонимов в тексте Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: - уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность , старость и молодость ,красота и безобрази е - это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева); Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой); - дать более полную характеристику какого-либо явления; - выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры , с другой - ручеек литературы подлинно художественной . (Из газет); - усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар , то в холод , то в свет , то в темень , в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить , Которое усталоненавидеть . (Н. А. Некрасов)

На использовании антонимов основан специальный стилистический прием - антитеза .

Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак - изъян и брак - женитьба, брань - ругань и брань - война, лавка - скамья и лавка - магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм - снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания - кампания, обижать - обежать, придел - предел, седеть - сидеть ), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá - мýка , сéло - селó , домá - дóма ) и омоформы (слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом - мой руки, три товарища - пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности.

Для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте ...» И его уволили . (Э. Кроткий)

Паронимы , т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения(индивидуальность - индивидуализм, дымный - дымовой, шумный - шумливый, плата - выплата), обладают большой выразительной силой.

Для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:

Для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром , какой же это мэтр , это сантиметр! (К. Чуковский)

Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр - метр .

Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Упр. 42. Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный.

Теперь (ныне, нынче, сегодня, сейчас, в настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных (родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай...вич Емельянов».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою над могилой, думаю (мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать).
И дума (мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем - простая (бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Вечный был труженик, добрый (добродушный, добросердечный, отзывчивый, сердечный, золотое сердце) и честный человек.

Упр. 43. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.

У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни - это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, - и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Авторский вариант: 1 - плохая, 2 - записывать, 3 - как правило, 4 - теряются, 5 - исчезают, 6 - показаться, 7 - любой, 8 - свой, 9 - встречи, 10 - события, 11 - убедитесь, 12 - восстановить.

Упр. 44. Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.

1) Облетела листва.
Сразу стало светлей
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом - вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело. (Б. А. Слуцкий)

2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы. (Б. А. Слуцкий)

Упр. 45. Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... (Ф. И. Тютчев)

3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь)

4) Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи. (А. Т. Твардовский)

Упр. 46. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.

1) Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки, -
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать - все мы человеки.

2) Таит молодое чело
По воле - и радость и горе,
В глазах - как на небе светло,
В душе ее тёмно, как в море.

3) В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись - и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

Упр. 47. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила - там и слабость, где слабость - сила, радость - горе, легкость - трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна - смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность - трудом, скуку - радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции.

1) Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)

2) Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)

3) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)

4) Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)

5) Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд какая такса? (Я. Козловский)

Упр. 49. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.

1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин)

Упр. 50. Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков.

Падение идолов или кризис идеалов?
Чрезвычайные мэры.
Путч коммунизма.
Дипломированные созерцатели и грамотные созидатели.


Похожая информация.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Продолжительность ­ 1 час
Цель: должны знать определение омонимов, паронимов; какие группы слов называются
синонимами, антонимами; различать омофоны, омографы, омоформы; давать толкование
лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; находить в
предложенных текстах синонимы и антонимы; определять роль синонимов и антонимов в
речи.
Методические указания:
1.Внимательно прочитайте задание.
2.Подготовьте ответы на поставленные вопросы, опираясь на материал учебника.
3.Выполните письменно задания.
Теоретический материал:
оо
Ом нимами
(от греч. Homos - одинаковый, опута - имя) называются слова,
которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в значении. Н а
например: гриф1 ­ фантастическое животное в античной мифологии; гриф2 - у
музыкальных инструментов, например: у скрипки;
гриф3 - печать, штемпель с
изображением чьей­либо подписи, а также оттиск этой подписи.
Причины появления омонимов в языке различны. Омонимами могут стать слова,
вошедшие в русский язык из других языков и случайно совпавшие по звучанию. например:
рейд1- водное пространство у входа в порт, удобное для стоянки судов (от гол. reede) и
рейд2 - набег подвижных военных сил в тыл противника (от англ. raid).
Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, которые происходят
в языке. Так, например, появились омонимы лук (растение) - лук (орудие); мир
(вселенная) - мир (тишина, отсутствие войны); в древнерусском языке эти слова
произносились и писались по­разному.
К образованию омонимов ведёт распад полисемии: значения многозначного слова
могут так далеко отойти друг от друга, что мы начинаем воспринимать их как разные
слова. Например: лавка (скамья) - лавка (магазин); лихой (’плохой, причиняющий горе’)
- лихой (’смелый, бравый’) и др.
Помимо лексических омонимов (принадлежащих всегда к одной части речи),
выделяются другие разновидности омонимии, а именно:
Омоф рмыоо
Омоф ныоо
- слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой­либо одной
или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) - печь (глаг.); мой (мест.)
- мой (повел, накл. глаг.); пила (сущ.) - пила (прош. вр. глаг. пить); простой (прил.) -
простой (сущ.); лечу (лечить) - лечу (лететь).
- слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению,
например: луг - лук, пруд - прут, изморозь - изморось, гриб - грипп, вперемежку -
вперемешку, бачок - бочок, развеваться - развиваться, компания - кампания.
Ом графы
- слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных
слогах, например: мука - мука, замок - замок, стрелки - стрелки, засыпать -
засыпать, расплачусь - расплачусь.
оо
Различать слова­омонимы помогает контекст. Явление омонимии часто используют
в художественных целях как средство для создания каламбуров.
Паронимы (от греч. Para - вблизи, около, опута - имя) - это слова, разные по
значению, но сходные, близкие по звучанию. Например: абонемент - абонент, дипломат
- дипломант -дипломник, человечный - человеческий, экскаватор - эскалатор и др.

Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова.
Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Например:
представить - предоставить (глав); эффектность - эффективность (сущ.).
Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи.
Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие
слов, знать, с какими словами они могут употребляться. Например: представить справку,
отчёт, проект - предоставить слово, равные права, кредит; оплатить проезд -
заплатить за проезд; одеть ребёнка - надеть пальто на ребёнка; эффективный
метод - эффектный вид и т. д.
Син нимы
(от греч. Synonymos - одноимённый) - это слова, разные по звучанию,
но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит - азбука, тут - здесь,
многозначность - полисемия, хитрый - смекалистый, бросить - кинуть.
оо
Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы).
Например: бездельничать - бить баклуши, помочь - оказать помощь, далеко - за
тридевять земель.
Слова­синонимы могут различаться оттенками значения: ходить - бродить -
шагать - шествовать; обидеть - оскорбить. В 1­м примере глаголы, передавая одно
действие, подчеркивают разный его способ, во 2­м - разную степень интенсивности
действия: оскорбить - «очень сильно обидеть». Такие синонимы получили название
идеограф ческих
(или смысловых).
ио
Слова­синонимы могут обозначать одно и то же явление действительности, но
употребляться в разных стилях речи или иметь разную стилистическую окраску. Например:
глаза (нейтр.) - очи (поэтич.) - гляделки (простореч.); лоб (нейтр.) - чело (устар.,
поэтич.); лицо (нейтр.) - лик (поэтич.); проглядеть (нейтр.) - проворонить (разг). Это
стилистические синонимы.
Группа синонимов образует синонимический ряд (глаза - очи - гляделки -
зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.: ключ -
источник - родник (суш.); ключевой - родниковый (прилаг.); кратко - сжато -
лаконично - сокращённо - вкратце (нареч.); организовать - создать - учредить -
образовать - сформировать (глаг.).
оо
Синонимы разнообразят речь, делают её богаче, ярче, выразительнее.
Ант нимы
(от греч. Anti - против, опута - имя) - это слова, противоположные
по значению. Например: добро - зло, близко - далеко, свет - тьма, весёлый -
грустный, мало - много. Антонимические пары могут составлять и фразеологические
единицы: бить баклуши - трудиться в поте лица (работать не покладая рук).
Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с
конкретным значением (типа стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у
числительных.
Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы.
Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из - в, от - к, под - над и
др.
Большинство антонимов - это слова разных корней. Но встречаются и
однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью
отрицательных приставок не­, без­, анти­, контр­ и др. Например: опытный -
неопытный, знакомый - незнакомый, вкусный - безвкусный, военный - антивоенный,
революция - контрреволюция.
Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы.
Например: свежий хлеб - чёрствый хлеб; свежий ветер - тёплый ветер; свежая
газета - старая газета.

Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной
литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а
похвален конец; Умей видеть великое в малом; Маленькое дело лучше большого
безделья; «Война и мир», «Живые и мёртвые».
В художественной литературе антонимы часто используют для создания антит зыео
- стилистического приёма, заключающегося в резком противопоставлении понятий,
явлений: Я царь - я раб, я червь - я бог (Г. Державин); Страна рабов, страна господ.
(М. Лермонтов)
Задание №1.
­ Что называется омонимами? Приведите примеры. Задайте 3 вопроса по § 4.
­ Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Определите вид омонимов.
АА
УА
оА
МУК И М КА
«Все перемелется, будет мук й!»оА
Люди утешены этой наукой.
Станет мук ю, что было тоской?
Нет, лучше м кой!
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет мук й?оА
Нет, лучше м кой!
уА
уА
Задание №2.
паронимов).
По § 5 ответить на вопросы:
Что называется паронимами?
Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?
­ Объясните разницу между словами в парах (для справок используйте словарь
Войти - взойти, вдохнуть - вздохнуть, деловой - деловитый, усвоить - освоить,
неизмеримый - несоизмеримый, эффектный - эффективный, искусный -
искусственный, одеть - надеть, главный - заглавный, командированный -
командировочный, сшить - пошить.
­ Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из
прилагательных.
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры).
Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный
(речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический
(человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров,
крыша, ветер, взгляд, голос).
Задание №3.
­ Составить словарь понятий по § 6, 7
­ Подберите синонимы к словам. Придумайте предложения со словами одного
из синонимических рядов.
Красивый, дружба, смеяться, множество, дефект, воспоминания, осторожность,
защитник, торжественность, преимущество, победить, близкий.
­ Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи.

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий,
узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.
Самостоятельная аудиторная работа
Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то)
подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими
ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно
пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то
насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и
пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до
редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна
тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе
что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.)
Задания к тексту:
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте
недостающие знаки препинания.
2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение
прилагательных длинный и тонкий.
3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.
4. Подберите синонимы к слову невыразительный.
5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы, что
значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама - «рама, станина».
Дайте толкование слова скромно (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее
ранее, и современное.
Объем выполненного задания
Правильность ответов
Аккуратность оформления заданий.
Критерии оценки качества выполнения практического занятия
1.
2.
3.
«5» ­ выполнено верно 3 задания.
«4» ­ выполнено 3 задания, есть незначительные недочеты.
«3» ­ выполнено 2 задания верно
«2» ­ выполнено менее 2 заданий.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

практич.
занятия
Перечень
ПК и ОК,
отработанны
х на занятии
Дата
выполнения
Результат
выполнения
работы
Подпись
преподавателя
Примечание
Итоговая оценка за выполнение

практических – занятий по УД

Омонимы

Омонимы - слова одинаковые по звучанию и разные по значению. Лексические омонимы объединяются в ряды. Они принадлежат к одной части речи. От лексических омонимов отличаются относительные омонимы (омоформы, омофоны и омографы). При омонимии между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют. Поэтому столкновения омонимов всегда неожиданны, что создают большие стилистические возможности для их обыгрывания. Кроме того, употребление омонимов в одной фразе, подчёркивая значения созвучных слов, придаёт речи экспрессию (миру нужен мир). На омонимах строятся шутки и каламбуры. Каламбуром называется стилистическая фигура, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. В каламбурах совмещаются прямое и переносное значение слов, в результате чего происходит неожиданный смысловой сдвиг. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Писатель обращает внимание на обыгрываемое слово.

Паронимы

Паронимы - это слова близкие по звучанию, но не совпадающие по значению. Паронимический ряд состоит из однокорневых паронимов, возникших в результате словообразовательных процессов. Умелое использование паронимов позволяет автору точно и правильно выразить мысль. В тексте встречается скрытое и открытое использование паронимов. При скрытом использовании паронимов мы видим только одни из паронимов. Такое использование называется использованием для комического эффекта. При открытом использование паронимов автор ставит их рядом, обращает внимание на смысл различий. При этом они выполняют разные стилистические функции. Яркий стилистический эффект даёт противопоставление паронимов. Употребление паронимов может быть использовано для выделения соответственных понятий. Употребление в тексте нескольких паронимов называется паронимией.

Умелое употребление паронимов помогает писателю правильно и точно выразить мысль, именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

Иной характер носит открытое использование паронимов, когда писатель ставит их рядом, показывая их смысловые отличия при кажущемся подобии. В этом случае паронимы выполняют различные стилистические функции, выступая как средство усиления действенности речи.

Столкновение паронимов используется для выделения соответствующих понятий, например: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность.

Сочетание паронимов в таких случаях создает тавтологический и звуковой повтор, что способствует их усилению, например: Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше, Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой О чернобровых красавцах - Ох, и поют же Нынче солдатки! О господи боже ты мой! Такой же стилистический эффект порождает сочетание неродственных сходно звучных слов, близких в семантическом отношении: Очищали, причащали, покорив и покарав, Тех, что стены защищали, В те же стены вмуровав (Ф. Искандер.Завоеватель).

Употребление паронимов может быть средством уточнения мысли: Все те же ль вы, другие ль девы, Сменив, не заменили Вас?Иногда автору достаточно обратить внимание на различную лексическую сочетаемость паронимов, чтобы уточнить их значение: Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают.

Возможно сопоставление паронимов, если автор хочет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна… в ней больше красивости, чем красоты(Стан.). Сопоставляются не только паронимы, а и не родственные, но сходные в звучании слова: Запел и запил от любви к науке; Перестройка грозит перерасти в перестрелку; одни воюют, другие - воруют(из газ). Она вся в белом, белом, белом, а я - в былом(из песни). Чем неожиданнее сопоставление, тем ярче звуковая окраска слова, придающая высказыванию особую экспрессию.

Например: Не надо делить Европу на НАТО и НЕ-НАТО!

Поэты любят сближать самые «неподходящие» слова, удивляя нас своей фантазией: Бедный мастер! Закинь карандаш, отползи поскорее к затону, отрасти себе жабры и хвост, ибо путь от Платона к планктону и от Фидия к мидии- прост.

Яркий стилистический эффект рождает противопоставление паронимов: Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому.Обычно в этом случае паронимы соединены противительным союзом союзам и одно из созвучных слов дается с отрицанием: Я жить хотел быстрее всех. Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, а не преуспеянье?!

Противопоставляются и неродственные созвучные слова: Не фирма, а форма; Теперь он увлекся не спортом, а спиртом(«ЛГ»). Кажущаяся нелогичность сближения похожих слов придает особую действенность высказыванию.

Паронимы и еще чаще созвучные неродственные слова используются в каламбурах: Памятник первоопечатнику. Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом(«ЛГ»); К столу скликает «Вдова Клико». При этом одному из созвучных слов часто присваивается необычное значение на основе ложной этимологизации. Одно из обыгрываемых слов может в тексте отсутствовать, но мы его обязательно вспоминаем под влиянием звуковых ассоциаций: содрание сочинений, притворные актеры, червь самомнения, освежеватель старинных романсов, тела давно минувших дней, (идиозная фигура, деревенская поза, известный дублицист, кропал без вести, в перекосном смысле, талантовы муки, пленэное заседание, водная лекция.

В поэтической речи парономазия питает звукопись. Употребление созвучных слов создает яркую перекличку звуков, делая слова более «выпуклыми», значительными: Пощадят ли площади меня?; Белою магией магния Мастерство поэтов сказывается не в игре созвучия, а в смысловом сближении разнокоренных слов на основе их образного переосмысления.

Сам термин «парадигма» (paradigma) в переводе с греческого означает «образец, пример». В языкознании он используется в нескольких значениях: во-первых, языковые единицы, отличающиеся в широком значении друг от друга, в то же время, объединяющиеся по общим признакам. Во-вторых, модели (образцы) и схемы создания таких групп. По системе групп языковых единиц парадигма делится на лексическая, морфологическая, синтаксическая, лексическая и словообразовательная.

Парадигматика – отрасль языка, которая исследует вертикальные отношения единиц языка в системе языка. Лексическая парадигматика рассматривает лексические единицы, т.е. разные смысловые отношения, которые бывают между лексемами. Например, некоторые слова близки по значению, некоторые значения слов неблизкие, а некоторые противоположные, т.е. парадигму лексических единиц, состоящих в антонимических или синонимических отношениях.

Парадигматические отношения – это такие отношения слов, когда они рассматриваются как одновременно сосуществующие в языке, в словаре, в его запасе. В парадигматике слова связаны друг с другом отношениями сходства и различия. Так, различают отношения: а) сходства в плане содержания (ПС) - синонимы; б) сходства в плане выражения (ПВ) - омонимы; в) неполного (частичного) сходства как в ПС, так и в ПВ - паронимы; г) включения – лексико-семантические, или тематические поля; д) противопоставления – антонимы.

Таким образом, вышеперечисленные отношения являются разновидностями парадигматических отношений и составляют лексическую парадигму. У всех слов присутствует общая сема: «имеющий отношение к …». Семная структура слова – основа парадигматических отношений.

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница, смелый - храбрый . Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп.

Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (молодость - юность, красный - багровый - алый ).

Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими . К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср.: жить (межст.) - проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) - молодые (разг.) ]; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул - ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал ]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими . Например: И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать (Пол.); А я пойду шататься, - я ни за что теперь не засну (Л); И страна березового ситца не заманит шляться босиком! (Ес.) – все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определенной цели», но они отличаются семантическими оттенками: слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу»; в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела»; глагол шляться подчеркивает неповиновение, непослушание. Кроме того, приведенные синонимы отличаются и стилистической окраской: бродить - стилистически нейтральное слово, блуждать имеет более книжную окраску, шататься и шляться - просторечные, причем последнее грубое.

Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения. Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности.

Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому. Изучить варианты стилистической правки художественных текстов можно по авторским черновикам и разным редакциям. Интересны синонимические замены М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери»: Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осененной розовыми перьями. Употребив определение «толстая » вместо «пышная », писатель подчеркнул свое презрительно-ироническое отношение к представительнице «водяного общества».

Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения . Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. - Т.). Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. - С.-Ц. ).

Синонимы используются и в функции разъяснения [Я употребляю его (слово «обыденный») в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный. - Т. ]. При употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю, писатели часто поясняют их синонимами (Началась анархия, то есть безначалие. - С.-Щ. ).

Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий ; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать. - Ч. ).

В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления (Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. - Купр. ).

Важнейшая стилистическая функция синонимов - функция замещения , когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках... Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. - Т. ).

Антонимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать .

Антонимы объединяются в пары по контрасту. При изучении антонимических отношений между словами необходимо учитывать, что у многозначных слов в антонимические отношения иногда могут вступать отдельные их значения. Например, слово день в значении «часть суток» имеет антоним ночь , а в значении «сутки, дата» вовсе не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Однако многозначное слово может иметь и один антоним, который тоже выступает в нескольких значениях. Например: верхний в значении «находящийся наверху, выше прочих» имеет антоним нижний в значении «расположенный внизу» (верхняя - нижняя ступенька).

В современной науке явление антонимии рассматривается как особая дополнительная характеристика лексического значения слова. Однако в речи могут противопоставляться любые слова, иногда даже очень близкие по значению. Например, у Пушкина: Ученых много, умных мало, знакомых тьма, а друга нет. Такое сопоставление слов в контексте не делает их антонимами. В речи часто противопоставляются слова, связанные в сознании говорящих ассоциацией по смежности понятий (родители и дети, брат и сестра, луна и солнце, волки и овцы). В таких случаях иногда говорят о констектуальных антонимах, но этот термин критикуют, так как антонимия предполагает регулярность противопоставления слов с противоположными значениями.

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма ; Мягко стелет, да жестко спать . Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.).

Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) – яркого стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко [«Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя… (из газ.)]. В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, соединяются как определяемое и определяющее [«Крупные мелочи», «Дорогая дешевизна», «Неудобные удобства» (заголовки)], поэтому их нельзя считать антонимами в точном значении термина (антонимы должны принадлежать одной части речи). Яркие оксюмороны создали русские поэты [Люблю я пышное природы увяданье (П.); - Мама! Ваш сын прекрасно болен! (Маяк.)].

На антонимах строятся каламбуры : Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К.П.) Было так поздно, что стало уже рано (Солж.). В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях (ср.:Молодая была уже не молода. - И. и П.).

Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т.е. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, внешне напоминает многозначность. Например: брак в значении «супружество» и брак - «испорченная продукция». Омонимия - это случайное совпадение слов, в то время как полисемия - наличие у слова разных исторически связанных значений.

Однако другая часть лингвистов проводит границу между полисемией и омонимией по-иному. А именно, если большинство людей видит в двух совпадающих словах общий оттенок смысла (как говорят лингвисты, «общий семантический элемент»), то это - полисемия, а если не видит, то это - омонимия, даже если слова имеют общее происхождение. Например, в словах «коса» (инструмент) и «коса» (причёска) замечаемым большинством людей общим семантическим элементом является «нечто длинное и тонкое».

Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. Омофоны (фонетические омонимы) - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению (луг - лук). Омографы (графические омонимы) - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению (кружки - кружки, попадают - попадают, сорок - сорок и т.п.). Омоформы (грамматические омонимы) - это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу.

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись ), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя ). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Можно выделить:

1) паронимы, имеющие разные приставки (опечатки - отпечатки );

2) паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный - безответственный, существо - сущность );

3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой - производную с приставкой (рост - возраст ), с суффиксом (тормоз - торможение ), с приставкой и суффиксом ().

Большинство паронимов близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками (длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический ). Значительно меньше паронимов, резко отличающихся по смыслу (гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный ). Особую группу образуют паронимы, которые при большом семантическом сходстве различаются лексической сочетаемостью (постройка - строение, наследие - наследство, выполнять - исполнять). Паронимы могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления [ср.: пошив (спец.) - шитье (межст.); работать (общеупотр.) - сработать (простореч.) и (спец.) ].

Изучение паронимов ставит вопрос об их отношении к омонимам, синонимам и антонимам. Еще Ш. Балли указывал на близость паронимии и омонимии, определяя паронимы как псевдоомонимы. Однако омонимы и паронимы только похожи друг на друга, но при омонимии наблюдается полное совпадение разных по значению слов, а при паронимии - лишь их подобие, так как они обязательно чем-нибудь отличаются в словообразовании. К тому же в основе слов-паронимов лежит корневой, этимологический признак, а в основе слов-омонимов - только случайное совпадение в написании и произношении.

Паронимы отличаются и от синонимов . При паронимии расхождение в значениях созвучных слов обычна настолько значительно, что замена одного слова другими невозможна. Синонимы же, хотя и могут отличаться оттенками в значениях, предоставляя автору право широкого выбора наиболее подходящего по смыслу слова, обычно допускают взаимозаменяемость.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Литературные нормы словоупотребления связаны с правильным (т.е. семантически точным, стилистически уместным) выбором слова, а также с грамматически и стилистически правильной сочетаемостью слов. Нарушение норм словоупотребления приводит: 1) к смешению близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению и синтаксическим связям слов (синонимов); 2) к неточному образованию и употреблению антонимов, 3) к смешению в употреблении однокоренных слов, близких по значению и сфере употребления, но разных по образованию (паронимов); к смешению одинаковых по фонетическому оформлению, произношению и написанию, но разных по значению слов (омонимов); 4) к многословию (плеоназмам), повторам (тавтологии); 5) к нарушению логической и лексической сочетаемости слов; 6) к неоправданной замене компонентов устойчивых фразеологических оборотов; 7) к смешению стилистически разнородной лексики. Отступление от норм словоупотребления приводит к нарушению таких важнейших требований к речи, как общепонятность и точность. Именно точность как признак культуры речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Поэтому при отборе лексических средств важно учитывать такие факторы, как многозначность слова, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления слова и др.

Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или близкие по смыслу. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенком значения (их называют понятийными, или лексическими синонимами), стилистической окраской (сферой употребления) или тем и другим признаком одновременно. Понятийными синонимами являются пары слов: беззвучно - неслышно, смотреть - глядеть, думать - размышлять, внезапно -неожиданно.

В роли синонимов (особенно в языке художественной литературы) могут выступать такие слова, которые в обычном употреблении синонимами не являются (контекстуальные синонимы). Подобное употребление называется контекстуальным, оно обусловлено индивидуальным отбором слов только для данного контекста.



Антонимы - это слова с противоположным значением. Они обозначают семантически противоположные понятия, которые с точки зрения логико-предметных отношений соотносятся друг с другом. Антонимы могут выражать противоположные понятия времени (давно - недавно), места (верх - низ), пространства (север - юг), объема (большой - маленький), чувства, состояния (веселый - грустный), явлений природы (жара -холод) и т.д. Антонимами в определенной речевой ситуации становятся и такие слова, которые в обычном употреблении не выражают противоположных значений (контекстуальные антонимы). В художественной литературе антонимы встречаются в составе антитез (фигур, построенных на резком противопоставлении слов с противоположным значением), которые часто используются в пословицах и поговорках («Меньше говори, а больше делай»), а также в оксюморонах (сочетаниях слов, выражающих логически несовместимые понятия), например: убогая роскошь, живой труп, богатый нищий и др.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, имеющие, как правило, один корень и принадлежащие к одной части речи, например: дипломат - дипломант, адресат - адресант и др.

Омонимы - слова, одинаковые по написанию и звучанию, но не связанные по значению.

Плеоназмом называют словосочетание, где одно из слов является лишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом, например: главная суть, январь месяц, возвратиться обратно и др.

Частным случаем плеоназма является тавтология - повторение одного и того же, например: моя автобиография, смелый риск, сегодняшний день, главная суть, первое боевое крещение и др.

Сочетаемость слов, определяемая связью предметов и явлений действительности, - это логическая (семантическая) сочетаемость. Нарушение логической сочетаемости приводит к алогизмам. Например: Современные ракеты приближаются к скорости света (сопоставление ракет и скорости алогично). Стилистические ошибки (то есть нарушение норм стилистической сочетаемости) возникает из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов, хотя с логической стороны такая связь не вызывает возражений. Например: В деревне возвели свинарник.

Фразеологические обороты - это обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся лексических единиц. Они состоят из двух или нескольких слов, целостны по своему значению и устойчивы по своей структуре. К фразеологии нередко относят крылатые выражения, общеизвестные афоризмы, цитаты из произведений, ставшие общеупотребительными, а также пословицы и поговорки. Ярко выраженной экспрессивностью обладают прежде всего разговорные фразеологизмы, пословицы и поговорки и фразеологические выражения каламбурного характера (как собаке пятая нога, семь пятниц на неделе, переливать из пустого в порожнеё).

Домашнее задание

Многозначность слов. Употребление слов в переносном значении

Задание 1. Определите значение слова «высокий» в следующих словосочетаниях, пользуясь материалами словаря: высокий - 1) большой по протяженности в направлении снизу вверх; 2) превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный; 3) выдающийся по своему значению, очень важный, почетный (книжн.); 4) очень значительный, возвышенный по содержанию (книжн.); 5) очень хороший; 6) тонкий, звонкий, производимый колебаниями большой частоты.

Высокая награда, высокие потолки, высокое давление, высокий урожай, высокие цены, высокие темпы, высокий гость, высокий стиль, высокий звук, высокая поэзия, высокое мнение, высокий голос, высокая ответственность, высокий лоб, высокие облака, высокое напряжение, высокая культура, высокое положение, высокое качество, высокая нота.

Задание 2. Установите, какое значение (прямое или переносное) приобретают прилагательные в сочетании с существительными, стоящими в скобках.

Легкий (груз, задача, дорога, материя). Горячий (песок, время, чай). Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор). Громкий (выстрел, дело, крик). Холодный (ветер, чай, взгляд, комната).

Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Задание 3 . Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду .
1) чахнуть, угасать, таять, устать;
2) воображение, вымысел, фантазия, грёза;

3) хвастаться, лукавить, лицемерить, хитрить;

4) робеть, бранить, опасаться, трусить;

5) освоить, усмирить, овладеть, усвоить.

Задание 4. В данных словосочетаниях подберите к выделенным словам антонимы..

Вершина горы, пологий берег, тихий город, глубокие знания, полезные навыки, время прилета, разнообразные примеры, появляться неожиданно, корыстный человек.

Задание 5. Используя словарь паронимов,напишите различия между словами.

Безответный - безответственный, двойной - двойственный, осудить - обсудить, подпись - роспись, усвоить - освоить, боязливо - боязно, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, контакт - контракт, гордыня - гордость, преемник - приемник, лесной – лесистый, одеть – надеть, шутливый – шуточный, человеческий – человечный, эффектный – эффективный, динамичный – динамический, длинный – длительный, нестерпимый – нетерпимый, обидный – обидчивый, царский – царственный, дружеский – дружественный.

Задание 6. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?

1 По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве (проведенной - произведенной) работы и (предоставленный - представленный) отчета. 2. Впечатлений от поездки осталось много, но главное - это исключительно (дружеский - дружественный) отношение к нам народа, проживающего в этой стране. 3. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в массовое производство. 4. Люди часто не понимают (существо - сущность) происходящих событий. 5. Испытание нового механизма (проводится - производится) в течение месяца. 6. При переиздании произведения писатель внес немало (стилевых, стилистических) исправлений. 7. В развитии русского языка немало-важную роль играют внеязыковые (факты, факторы). 8. Он был круглый (невежда, невежа), ничем не интересовался. 9. Ученые успешно (провели, произвели) раскопки города древних инков.

Плеоназмы, тавтология

Задание 7. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 4. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. 5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 7. При такой обработке много древесины пропадает зря.

Задание 8. Устраните тавтологию.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3, В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

Задание 9. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 2. Я увидел молодого юношу, который с удовольствием взялся за дело. 3. Иногда в нашей студии происходят забавные курьезы. 4. Экологическая ситуация осложняется антропогенной деятельностью человека. 5. Если вы любите темный чай - не кладите лимон: он обесцвечивает цвет чая. 6. Такой масштаб
памятника лучше соизмерим в размером площади и характером архитектуры
этой части города. 7. Депутату приходится встречаться со всеми социальными
слоями общества. 8. Чувства эмоций не возобладали над разумом.

Сочетаемость слов

Задание 10. Устраните ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов.

1. Говорите ваш вопрос: я жду. 2. Среди представителей передовой общественной мысли возникли пути преобразований, которые могли спасти Россию от неминуемой катастрофы. 3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. 4. Почти каждая глава занимает какое-то событие от начала до конца. 5. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 7. Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова. 8. У нас установились человеческие и деловые отношения. 9 Наблюдается чудовщное улучшение условий жизни москвичей. 10.Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством панадол.

Задание 11. Укажите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно.

Упал вниз, букинистическая книга, странный парадокс, будущая перспектива, преобладающее большинство, очевидное-невероятное, ночная серенада, первая премьера, временный цейтнот, демобилизация из армии, мизерные мелочи, частная собственность, ведущий лидер, прогрессировать вперёд, три единственные дочери, пернатые птицы, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, страшная красавица

6. Употребление заимствованных слов

Задание 12. Определите, правильно ли употреблены в предложениях иностранные слова. При выполнении задания обратитесь к словарю иностранных слов.

1. В вузах города постоянно совершенствуется учебный процесс, растет
контингент студентов. 2. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила
науке. 3. Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия. 4. Древние города явились цитаделью русского национального зодчества. 5. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки
остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулирова л в себе русскую культуру. 7. Основное внимание в этой книге уделено ранним проявлениям, дебюту астмы. 8. Для нашего города характерна выставочная экспансия. 9. Современные условия способствуют появлению когорты мелкоплавающих музыкантов.

Задание 13. Подберите русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 14. Объясните (письменно) разницу между близкими по значению иноязычны-
ми и русскими словами.

Антракт - перерыв, апатия - безразличие, дискуссия - спор, водоем - бассейн, инцидент - случай, оппонировать - возражать, миниатюрный - маленький, диплом - свидетельство, митинг - собрание, афиша - объявление, оранжерея - теплица.