Состав сложноподчиненного предложения. СПП с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения в русском языке. Заочная экскурсия по Ясной Поляне

краткое содержание других презентаций

«Безличное предложение в составе сложного» - Предупреждение пунктуационных ошибок. Подчеркните грамматические основы. Сложные предложения, имеющие в своем составе безличные. Способы выражения сказуемого. Земля. Кукушка за рекою кукует. В чём причина возможных ошибок. Чертим схему предложения. Грибами пахнет. Запишите предложения. Графическое оформление. Основные морфологические приметы. Особенность безличных предложений.

«Правила правописания» - Люди забыли эту истину. Приставки. Основные виды сложных предложений. Колыбель и обитель. Сложноподчинённые предложения. Найдите слово. Свободный диктант. Ответьте на вопросы. Проверьте себя. Запятые. Вопросы домашнего задания. Книжное слово. Правописание. Люди любят природу. Определите тип предложений. Приемы сжатия текста. Правописание приставки. Тема текста. Синтаксическая пятиминутка. Роль сложных предложений в тексте.

«Обучение сжатому изложению» - Приемы сжатия. Содержание текста. Обучение сжатому изложению. Ребята на школьных переменах. Ребята. Способы и приемы сжатия текста. Воспитание. Некрасов. Алгоритм написания сжатого изложения. Теплые чувства. Никто не мешает. Слушать музыку дома. Воспитание имеет много аспектов.

«Придаточное определительное и изъяснительное» - Прямая речь. Конкурс на самого внимательного. Поисковый диктант. Подготовка к сдаче экзамена. Устный рассказ на лингвистическую тему. Найти «лишнее». Открытый урок по русскому языку. Литературный диктант. Сложноподчинённые предложения. Александр Сергеевич Грибоедов. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Омофоны. Творческая работа.

«ССП» - Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. Тест. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. 1. Найдите сложное предложение. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. 3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая. А но да (=но) однако зато же только (= но). Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

«Придаточные обстоятельственные предложения» - Придаточное причины. Работа по группам. Придаточное цели. Придаточное следствия. Придаточное сравнительные. Придаточное условия. Придаточное присоединительные. Придаточное образа действия. Степени. Придаточное времени. Придаточное уступительные. Придаточное степени. Придаточное места. Основные группы придаточных обстоятельственных. План разбора сложноподчинённого предложения.

6. СПП их стр-но семант. признаки. Классификация СПП.

Сложноподчиненное предложение.

Это предл. предикативные части к-го связанны подчинительной связью. Диффиринциальными признаками спп предл. явл.: во-1х) зависимость одной части (придаточная) от др. 2)наличие в придаточной части союза или союзного слова. ср-ва связи главной и придаточной частей сложного слова сущ-го отличается от ср-в связи частей ссп. они образуют сложных стр-ный механизм определяющий зависимость придаточной от главной. В нем нет деления резкого на основное и дополнительные ср-ва связи. 1) Ср-ми связи частей служат союзы: Пр: хочу чтоб труд мой вдохновенный, когда-нибудь увидел свет. 2)союзные слова. Пр: и больному пригласили врача, к-й сразу же поставил диагноз. 3)интонация. 4) опорные слова в гл. части. 5)соотносительные слова. Пр: я подарю эту книгу тому, кто кто лучше всех выполнит задание. (местоим. соотн). 6)порядок следования пред. частей. 7)параллелизм строения и неполнота одного из строения. Пр: я сказал…, что прийду… (обязательно нужно то что сказал. нельзя просто я казал) 8) соотношение видо-временных форм глаголов сказуемых.

классификация СПП. разнообразие ср-в связи в спп и сложность ее строения определили разные подходы к его классификации. В зависимости от синт. связи можно выделить сл. наиболее распрастраненные виды классифик. 1)функциональная классификация. Она восходит к логическому направлению в грамматике и исходит их синт. ф-ций придаточного по отношению к главному. При этом придаточное предл. рассматривается как аналог члена предл. В соотвествии с этой классификацией выделяют: -придаточные, -определительные, -подлежащностные, -дополнительные, -обстоятельственные, -сказуемостные, пр: (подлеж) стало ясно, что мы опоздаем. 2)формальная классификация. Исходит из хар-ра основныех ср-в связи. Союзов или союзн. слов. выделяют: -прид. присоед. союзами. – прид. присоед. союзн. словами. 3)стр-но семантическая классификация. исходит из всего комплекса признаков хар-ых для спп. Эта классифик. оформилась в 50-70 г. в трудах Белашапковой. Эта классифик. явл. ведущей в совр. русс-яз. При диффиринцации предл. согласно этому подходу учитывается набор. сл. диффиринцированных признаков: а)расчленненость, не расчленненость стр-ры. Придаточные нерасчленненой стр-ры- распространяют 1 слово (словосочетание) в главной части. придаточные расчлененной стр-ры зависит от всей главной части в целом. б)хар-р союзных ср-в связи. в)хар-р и функ-ции соотносительных слов. г)учитывается позиция придаточной части.

7. СПП нерасчлененной стр-ры.

придаточные нерасчлененной стр-ры. а)присупстантивно-атрибутивные (определительные = опорное слово сущ.). Называются придаточные, к-е распространяют сущ. или сущ. относятся к нему. местоимением и выр-ют определит. отношения. Присоед. союзными словами: который, какой, что, чей, где, куда, откуда, куда. реже союзами: словно, будто, как, если бы. пр: бричка, выехавшая во двор остановилась перед небольшим домиком, к-й (союз сл) за темнотою было трудно рассмотреть. Пр: комната имела такой вид, будто (союз) ее расстреляли из пулемета. В зависимости от того на сколько определяемая придаточной частью сущ-ое нуждается в определении выделяют 2 вида придаточных определительных: =с одной стороны существуют предложения в которых главная часть требует обязательного определения. В этом случае придаточная часть будет восполнять недостоющий член предл. в гл. части. Пр: Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелами многое, очень многое прощают. =в др. предл. гл. часть не нуждается в распространении. В таких предл. придаточная часть сообщает дополнительные сведения. Пр: В разгар пира в избу зашел Травкин, которого никто не ждал. б)изъяснительно-объектное значение. (падежн. вопросы). Главной особенностью этих предл. явл. обязательная неполнота главной части требующая восполнения своего содержания. В этих предл. придаточная часть присоед. к главной при помощи союзов: что, чтобы, как будто, как бы, будто, и союзн. слов. Эти предл. выражают изъяснит. объектн. отнош. В качестве опорных слов обычно выступают глаголы, реже сущ. со значен. речи, мысли, чувства. Пр: ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (придат. замещает дополн.) В некоторых случаях прид-изъясн. трудно отличить от придт-опред. Обычно такое происходит когда оно относится к сущ. пр: я ловил себя на мысли (какой, на чем?), что начинаю думать о конце войны. Существует мнение (в чем?, какое), что искусство кино, есть искусство режиссера. в)прикомпаративные придаточные. – относятся предл. в к-х придаточное присоед. к формам в сравнит. степени и словам с пом. союзов: чем, нежели. В этих предл. выр-ся сравнительно-объектные отношения. Пр: он поступил благородней, чем мы думали.

9. СПП расчлененной стр-ры

Предложения расчлененной стр-ры. 1)СПП с придаточным времени. – в этих предл. предикативная часть соед. с пом. союза: как, когда, после того как, в то время как, с тех пор как, прежде чем и т.д. – Выражают временные синт. отношения и могут занимать как препозицию и постпозицию по отношению к гл. части. Пр: он вернулся, когда (всегда союз) его уже не ждали. 2)с придаточными условия. с пом. союзов: если, если бы, еже ли, коли, кабы, раз, когда, как, при условии что, в случае если, - могут как в препозиции так и постпозиции. – выр-ют условные синт отнош. Пр: А старики пускай себе деруться, коли им это весело. 3)СПП с придаточными цели. Эти предаточные присоед. к гл. часли союзами: что, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, и частицами перешедшими в разряд союзов: только бы, лишь бы. – придаточные цели могут находиться в постпозиции и предпозиции и выр-ют синт отн. цели. Пр: Чтобы не думать, Самгин заставил себя вслушиваться… 4)СПП с придаточными сравнительными. Придаточные сравнительные присоед. к главной части с пом. с.: как, как будто, будто, словно, точно, что, как если бы, подобно тому как, вроде того как, = и поясняют то, что говолилось в предыдущей части при помощи сравнения. Придаточные сравнительные выр-ют сравнительные синт-е отношения. В постпозиции могут находиться придаточные с любыми сравнительными союзами. В препозиции могут находиться придаточные с с. – как, подобно тому… как. Пр: Каждый звук рождал кикие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. 5)СПП с предикативными причины. с пом. с.: так как, потому что, от того что, в следствии того что, в силу того что, благодаря тому что, всвязи с тем что, тем более что, ибо. – выр-ют обстоятельственные отношения причины. Могут находиться как в препозиции так и в постпозиции. В препозитивных причины не употр. с.: потому что, от того что, тем более. Пр: Он вернулся, потому что забыл дома ключ. Поскольку участок казался сильно заболоченным, пришлось срочно за осушение его. 6)СПП с придаточными следствия. Придаточные следствия присоед. к гл. части с пом. с. ТАК ЧТО. и всегда находятся в постпозиции. Они выр-ют обстоятельственные отношения следствия. Пр: Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. 7)СПП с придаточными уступительными. с пом с. хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, как ни, Эти придаточные указывают на факт противоречащий содержанию главной части. События о которых говорится в придаточной части должны было бы привести к рез-ам противоположным тем, о которых говорилось в главной части, но не привело. К прид. части можно задать?с. – вопреки чему? –несмотря на что?. Пр: хотя было рано, но ворота оказались запертыми. Могут присоед. к главной части с пом. с. слов и усилительной частицы НИ. Пр: как ни готовился к экзамену, я получил тройку. 8)СПП. с придаточно-присоеденительными. Эти придаточные могут присоединять распространять всю главную часть а могут присоед. к одному слову. Главная часть этих предл. явл. законченной по своей форме и содержанию, а придаточная зависимая по форме выражает подчинительно- присоеденительное значение. (доп. инф-я в прид. части) – содержет добавочное сообщение оценку того о чем говорилось в галвной части, вывод, следствие из того, о чем говорилось в гл. части. или же отдельные замечания о чем говорилось ранее. Пр: Пала роса (можно поставить точку), что предвещала завтра. Подчин. присоед. могут находиться только в постпозиции. 9)СПП с сопоставительно-подчин. придаточными. (придаточные соответствия). Эти предл. присоед. к гл. части с пом. союзов: между тем, как… тогда, как… если, то…в то время, как… чем, тем… Т.е. располагаются в разных частях.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • формирование умения различать союзы и союзные слова
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности учащихся
  • развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. раздаточный материал (опорный конспект № 1 “Предложение”; опорный конспект № 2 “Сложноподчиненное предложение”; текст “Заочная экскурсия по Ясной Поляне”)

1. Оргмомент

(Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке)

Приветствие
- обеспечение благоприятной атмосферы на уроке
- формулировка целей урока
- объявление плана урока

2. Активизация пройденного материала

(Цель: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала)

А) Орфографическая разминка.

У доски работает ученик. (Необходимо правильно записать предложение, определить его вид. Класс записывает предложение под диктовку).

Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.

(Простое осложненное предложение)

В) Комбинирование устного и письменного опроса.

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности (слайд 3) и опорного конспекта №1

Фронтальный опрос

В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды сложных предложений?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?

Письменный опрос

Указать вид предложения, способ связи частей в предложении.

САМОПРОВЕРКА

Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Для сложных предложений укажите также средства связи, с помощью которых соединены между собой части предложения.

1. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумажку и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. (А.С.Пушкин)
2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин)
3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; дин из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов)
5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

Форма записи в тетрадях.

1. СПП, интонация и союзное слово
2. БСП, интонация
3. БСП, интонация
4. ССП, интонация и союз
5. ПП

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление опорного конспекта.

(Учащиеся читают параграф, систематизируют информацию по опорному конспекту №2)

Обратите внимание, что на части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов (слайд 8) .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

2. Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров (слайд 10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Заочное путешествие в Ясную поляну.

Учащиеся читают и анализируют текст, находящийся на парте. Находят в каждом предложении СПП. Чтение текста сопровождается показом слайдов (11-19)

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни.

У входа в усадьбу встречают белые башенки. Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, "...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...". Глухой крапивы, конечно, сегодня нет. Усадьба очень ухожена, во всем чувствуется заботливая рука работников музея. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд, который является одним из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.

Внешний облик двухэтажного дома-музея, расположение его комнат, обстановка - все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. В доме все одухотворено образом Льва Толстого: библиотека, рабочий кабинет; зал, где обедали, отдыхали; “комната под сводами” с ее небольшим круглым столом, лампой, диваном, несколькими креслами, старинным туалетным столом с тремя зеркалами, личные вещи писателя, портреты его и близких.

Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозициии. Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, которая просуществовала до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и “черная кухня”. В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что Толстой попросил похоронить его на краю оврага, на месте “зеленой палочки”, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо ". По словам Стефана Цвейга, это "самая красивая, самая внушительная, самая трогательная могила в мире”

5. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала.

Что нового узнали на уроке? Выводы (слайд 20)
- Работа с карточками.

Для закрепления изученного материала учащимся выдаются карточки с заданием, составленным по материалам сборника “Подготовка к ЕГЭ. 9 класс”

Вариант 1.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал.Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

6. Задание на дом: параграф 9 учить, Упр.76

СПП компоненты неравноправны: один – главный (главная часть ), другой – зависимый (придаточная часть ). Средствами связи частей СПП являются подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения или наречия). Помимо союзов и союзных слов в выявлении и дифференцировании смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения обычно участвуют формы глаголов-сказуемых главной и придаточной частей, а также некоторые лексические элементы, причем не только в составе главной, но и придаточной части.

Подчинение (гипотаксис, субординация ) – синтаксическая связь грамматически неравноправных единиц языка, располагающая своей системой средств выражения (подчинительными союзами и союзными словами). Термин «сложноподчиненное предложение» ввел Н.И. Греч в книге «Практическая русская грамматика» (1834).

Сложноподчиненное предложение – это предложение, граммати­чески неравноправные части которого соединяются при помощи подчинительной связи.

Связь между частями сложноподчиненного предложения двусторонняя: не только придаточная часть поясняет главную, но и главная часть не является независимой, так как почти всегда нуждается в распространении.

Вопросы классификации СПП. В зависимости от обще­теоретических установок разных лингвистических школ СПП понимались по-разному. Существовали три направления в классификации СПП:

1) логико-грамматическое;

2) формальное;

3) структурно-семантическое.

Наиболее популярным было логико-грамматическое направление , основанное на уподоблении придаточных частей членам простого предложения. Это направление было выдвинуто А.Х. Востоковым в «Русской грамматике» (1831) и Н.И. Гречем в «Практической русской грамматике» (1834). Детально это направление разработано в книге
П.Е. Басистова «Система синтаксиса» (1848). Он выделил пять видов придаточных частей в соответствии с пятью видами членов предложения: подлежащные, сказуемостные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. На таком же принципе построена классификация И.И. Давыдова, который добавил условные, уступительные и целевые придаточные части. Через десять лет вышла книга Ф.И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858), в которой была воспроизведена классификация Басистова. Буслаев лишь исключил из этой классификации сказуемостные придаточные, так как он считал сказуемое центром предложения, который не может быть заменен придаточной частью. Впоследствии Буслаев признал их наличие и добавил в классификацию придаточные меры и счета и придаточные сравнения. Данная классификация не учитывала семантического критерия. Кроме того, не было единого основания для выделения придаточных частей, так как придаточные обстоятельственные выделялись по вопросам, а все остальные – по синтаксической функции слова, к которому относились.


Критика формального направления усилилась после опубликования А.А. Потебней книги «Из записок по русской грамматике», где он указал, что предложения должны изучаться и с точки зрения их грамматической структуры. Точку зрения А.А. Потебни поддержали Д.Н Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро.
В соответствии с формальной классификацией все СПП делятся на 2 типа:

1) предложения с союзными словами (относительное подчинение);

2) предложения с союзами (союзное подчинение).

Но дальнейшее распределение СПП сводилось к распределению союзов и союзных слов. Основной недостаток этой теории –
в одностороннем подходе к описанию СПП, так как средства связи частей не всегда являются определяющим фактором при квалификации предложения.

В основе структурно-семантической классификации лежит учет структурных и семантических критериев. Начало этого направления находим в работах В.А. Богородицкого, дальнейшее развитие его взгляды получили в работах Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, В.И. Кодухова и др.

Н.С. Поспеловым был выдвинут принцип одно- и двучленности предложений, которые различаются по тому, к чему относится придаточная часть. Если придаточная часть относится к одному слову в главной части, дополняет и конкретизирует его – это одночленная структура, если придаточная относится ко всей главной части или к нескольким словам главной части – это двучленная структура. Впоследствии одночленные СПП получили название предложений нерасчлененной структуры, а двучленные – расчлененной структуры.

Расчлененные и нерасчлененные структуры различаются следующим:

1. Степенью спаянности частей: более тесная связь в нерасчлененных, менее тесная – в расчлененных предложениях.

2. Характером отношений между главной и придаточной частью: морфолого-синтаксические отношения в нерасчлененных и синтаксические отношения в расчлененных структурах.

3. В нерасчлененных предложениях – синтаксические союзы, в расчлененных – семантические союзы.

4. Роль указательного слова в нерасчлененных структурах важна, а в расчлененных оно не нужно.

Школьная классификация не использует термины «расчлененное» и «нерасчлененное», хотя указывает, что придаточная часть может относиться ко всей главной части или к одному слову в главной части.

Сложноподчиненные предложения


нерасчлененной структуры расчлененной структуры

– с изъяснительными – временными;

– с определительными – условными;

– с пространственными – целевыми;

отношениями между частями. – следственными;

– причинными;

– уступительными;

– сравнительными;

– сопоставительными

отношениями между частями.

Грамматические средства подчинения придаточной части СПП:

1. Подчинительные союзы . Характер союзов может различать расчлененные и нерасчлененные СПП. В нерасчлененных СПП общее грамматическое значение задается не столько союзом, сколько способностью прикрепляющего слова образовывать словосочетания. Союзы в нерасчлененных СПП чисто функциональные. Грамматическое значение расчлененных СПП определяется именно союзом.

2. Союзные слова . Это местоимения и местоименные наречия, которые являются членами придаточной части.

3. Соотносительные слова . Это некоторые местоимения и наречия, которые находятся в главной части СПП и прикрепляют к себе придаточную часть, конкретизирующую их значение. Обычно употребляются в сочетании с союзными словами и образуют с ними соотносительные пары.

4. Порядок следования частей . Он может быть строго закрепленным или свободным, что зависит от семантики и структуры предложения в целом.

5. Соотношение глагольных форм . Видовременные формы глаголов-сказуемых первой части (главной или придаточной) всегда обусловливают формы глаголов-сказуемых второй части.

6. Лексико-морфологический характер прикрепляющего слова . Например, существительное требует придаточной определительной, а глагол, краткое прилагательное, категория состояния – придаточной изъяснительной.

7. Особые лексические элементы . Это структурные элементы типа что касается … то, дело в том что и под. В них слова касается и дело теряют свое лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы.

8. Интонация различает части высказывания соответственно их смысловой значимости. Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими средствами формирования высказывания. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них (например, союзов).

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с изъяснительными отношениями между частями. Изъяснительная придаточная относится к главной части и распространяет ее. Главная часть не закончена и требует восполнения. Изъясняемое слово может принадлежать к различным частям речи, обладающим способностью к управлению, и имеет определенные значения (речи, мысли, эмоциональной, познавательной, волевой или оценочной деятельности): Не верю в то, что звезды угасают… (Остр.)

Изъяснительная придаточная присоединяется к главной части при помощи союзов или союзных слов.

Союзы делятся на 3 группы:

1) принадлежащие сфере повествования: союз что – наиболее распространенный; его основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого сообщающий не сомневается; союз будто используется в СПП, когда мыслится недостоверный факт; союз как встречается в СПП, где в главной части есть слово со значением восприятия, ощущения, наблюдения; в таких СПП не только сообщается о явлении, но и уточняется, как оно происходит. В предложениях с союзом как могут быть употреблены частицы будто (бы), словно, точно и др., которые указывают, что описываемая в придаточной части ситуация конструируется по сходству с чем-либо: Надобно признаться, что мне не жаль было покинуть Багрово (Акс.);

2) принадлежащие сфере волеизъявления – такие союзы встречаются в СПП, где объектные отношения осложнены значениями побуждения или желательности: союз чтобы вносит значение объективного желания или значение, свойственное императиву; чтобы не, как бы не – присоединяют придаточную к главной части, в которой есть слова типа бояться, опасаться, страх и под.: Надо, чтобы все люди были счастливы (Марш) ;

3) принадлежащие сфере вопросительной речи. Опорные слова в главной части таких СПП обозначают непонимание, размышление, познавательную деятельность, передачу знания: союз ли употребляется после первого слова придаточной части, относится к нему по смыслу и подчеркивает его; в таких предложениях выражается значение сомнения, неуверенности; при создании альтернативного вопроса может сочетаться с союзом или: Не знаю, принесет ли вам эта расшифровка практическую пользу (Усп.).

Союзные слова вследствие своего лексического значения вносят в предложение следующие добавочные оттенки: какой, который, каков – оттенок качества, признака, разновидности предметов, порядок выбора предметов; чей – оттенок принадлежности; где, куда, откуда – оттенок пространственности; когда – временной оттенок; как – оттенок характера, способа действия; сколько, насколько – указание на меру или степень; зачем – целевой оттенок; отчего, почему – оттенок причины: Никто не понимал, почему Корчагина выгнали из школы (Остр.); Я росла, не зная, как тонет в реках медленный закат (Друн.).

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с определительными отношениями между частями. Определительная придаточная часть относится к существительному или другому субстантивированному слову и определяет его со стороны меры и степени проявления чего-либо, свойства и качества, внешнего проявления или способа действия.

В связи со степенью законченности главной части различают:

1) СПП, в которых главная часть не выражает законченной мысли и должна быть распространена: Есть люди, у которых вместо души популярная библиотека (М.Г.);

2) СПП, в которых главная часть относительно закончена, а придаточная содержит дополнительные сведения: У Тани тонкое выразительное лицо, которое запоминается надолго (Сераф.).

Определительная придаточная присоединяется к главной части при помощи следующих союзных слов:

который – имеет чисто определительное значение; согласуется в роде и числе с определяемым словом, а падеж его зависит от того, каким членом предложения это слово является;

чей – вносит оттенок принадлежности; согласуется в роде, числе и падеже с сущесвительным придаточной части, которое обозначает предмет, принадлежащий лицу или предмету в главной части;

какой – вносит оттенок сравнения;

что – употребляется в СПП с определительными отношениями только в И.п. и прямом В.п.; в предложении выполняет функцию подлежащего и прямого дополнения; употребление его в других функциях противоречит литературной норме;

кой – не употребляется в И.п. и В.п. ед.ч. м.р. и ж.р. (архаичные формы); используется в современной публицистике;

где, куда, откуда – осложняют определительное значение оттенком места и характеризуют в главной части существительное с пространственным значением или местоимение;

когда – присоединяет в СПП с определительными отношениями придаточную часть к существительному с временным значением и к словам типа случай, явление, состояние и под.

Определительная придаточная не может находиться перед главной частью. Все союзные слова, кроме который , обычно находятся в начале придаточной части. Для реализации атрибутивных отношений бывает достаточно одного субстантива, к которому присоединяется придаточная часть. Поэтому определительная придаточная может быть при номинативном предложении, при обращении и при Именительном представления.

В группу СПП с определительными отношениями между частями включаются предложения со сравнительными союзами как, будто, как будто, будто бы, ровно и под., а также с союзами что и чтобы при указании на следствие. Опорные элементы в таких в СПП – существительные, прилагательные, наречия, категория состояния, количественно-именные сочетания и даже глаголы. В синтаксической литературе такие предложения обычно рассматриваются как СПП с придаточными сравнения, меры и степени, образа и способа действия.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с пространственными отношениями между частями. В таких СПП придаточная часть указывает на место, где находится или происходит то, о чем говорится в главной части.

Союзные слова где, куда, откуда часто образуют пару с соотносительными местоименными наречиями, которые обычно примыкают к сказуемому в главной части.

В таких придаточных частях может содержаться указание на направление действия главной части: прямое(с соотносительным словом туда ) и обратное(с соотносительным словом оттуда ): Небо было там пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной зелени лугов (М.Г.); Оттуда, где была река, веяло сыростью (Пауст).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с временными отношениями между частями. Придаточная часть со значением времени служит ориентиром для определения времени действия или состояния, обозначенного в главной части. События, названные в главной и придаточной частях, могут протекать как одновременно, так и в разное время.

Средствами связи частей в таких СПП являются следующие союзы: когда – выражает значение одновременности и очередности; сти­листически нейтрален; пока (покуда, покамест ) – выражает отношение ограниченной одновременности; как – может вводить в состав предложений временную конструкцию, потерявшую предикативность; с тех пор как – показывает, что на начальном этапе действия в главной и придаточной частях совпадают; после того как – вносит оттенок следования; как только, только что, лишь только, едва, лишь, чуть – выражают отношение близкого следования; прежде чем, перед тем как, до того как – показывают, что действие главной части предшествует действию придаточной части: Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М.Г.). В СПП с временными отношениями между частями придаточная часть может занимать любое место, но чаще находится в препозиции.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с условными отношениями между частями. В СПП с условными отношениями между частями, как правило, в придаточной части содержится условие, а в главной части – следствие, предопределенное этим условием. Выделяют две разновидности таких предложений:

1) с реальным (возможным) условием;

2) с нереальным условием.

При указании на реальные условия используются союзы если (может осложняться словами в случае, в том случае ) – выражает условие в наибольшей степени; ежели – просторечный, вносит дополнительный оттенок причины; буде – устаревший, вносит оттенок иронии; когда – совмещает условное и временное значение; раз – вносит дополнительный оттенок причины; коли – устаревший, просторечный; как – вносит дополнительный оттенок времени: Спела бы и рыбка песенку, когда бы голос был (Посл.).

Союзы если бы, ежели бы, коль бы, как бы, кабы указывают на нереальные условия : Вот бы хорошо было, кабы кто из господ сжалился и взял сироту в обучение (Григ.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с целевыми (финальными) отношениями между частями. В СПП с целевыми отношениями между частями придаточная указывает на цель того, о чем говорится в главной части. Целевые отношения выражается при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, да. С оюз чтобы употребляется как в разговорной, так и в книжной речи; для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы характерны преимущественно книжной речи; дабы и да имеют архаический оттенок: Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы (Пауст.).

Составные целевые союзы могут расчленяться на союз чтобы и указательные слова для того , тем и затем, за которыми следует придаточная часть. Такое расчленение обязательно, если перед союзом стоит вводное слово или частица: Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки (Фад.).

Особенностью СПП с целевыми отношениями между частями является следующий факт: если субъекты действия главной и придаточной части совпадают, то придаточная часть является односоставной инфинитивной, если же не совпадают, то придаточная часть будет двусоставной со сказуемым с формой сослагательного наклонения.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со следственными отношениями между частями. В СПП со следственными отношениями между частями придаточная указывает на результат или итог того, о чем сообщается в главной части.

Придаточная часть присоединяется к главной посредством нерасчленяемого союза так что : Солдаты считали это совершенно разумным, так что я ничего не потерял в их глазах, а только выиграл (Кат.).

Главная и придаточная части могут соединяться предложными сочетаниями вследствие чего, в силу чего, виду чего, в связи с чем , и тогда предложение приобретает дополнительное значение присоединения: Ряды стульев были расставлены и на арене, вследствие чего зрители могли смотреть и на экраны (Олеша).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с причинными отношениями между частями. В СПП с причинными отношениями между частями придаточная указывает причину или обоснование того, о чем говорится в главной части. В таких предложениях используются следующие союзы: потому что присоединяет постпозитивную придаточную часть, в случае расчленения союза возможна интерпозиция придаточной части; так как и поскольку присоединяют пре-, интер- или постпозитивную придаточную часть; ибо присоединяет только постпозитивную придаточную часть, стилистически окрашен; вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, в связи с тем что, из-за того что, благодаря тому что присоединяют преимущественно постпозитивную придаточную; их значение определяется значением входящих в них предлогов; тем более что присоединят постпозитивную придаточную часть и имеет оттенок присоединительности; затем что и как архаичны; благо используется в разговорной речи; раз присоединят пре- и постпозитивную придаточную часть: Варвара знала всех очень хорошо, так как постоянно стирала у них белье (Григ.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с уступительными отношениями между частями. В СПП с уступительными отношениями между частями придаточная часть указывает на то, что действие главной части совершается вопреки условиям придаточной. Уступительные отношения близки к сопоставительным, которые есть в ССП, поэтому некоторые из этих предложений могут представлять собой переходный тип от сочинения к подчинению.

Значение уступки выражается при помощи союзов, союзных сочетаний, частиц в функции союза: хотя употребляется во всех стилях речи; несмотря на то что и невзирая на то что употребляются в основном в книжной речи; пусть, пускай выражают уступку при противопоставлении; даром что употребляется в разговорной речи; правда в функции союза выражает уступительно-соединительные отношения и всегда сочетается с противительным союзом но : Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты, я вел нечто вроде дневника (Кав.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со сравнительными отношениями между частями. В СПП со сравнительными отношениями между частями придаточная часть присоединяется к главной сравнительными союзами. Оттенок значения придаточной части определяется лексическим значением союза: как выражает непосредственное сравнение, соответствие, одинаковость сравнительных явлений; подобно тому как и что равны по значению союзу как; будто, словно, точно, как будто выражают недостоверное сравнение; как если бы, будто бы имеют сравнительно-условное значение: На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А.Т.).

В сравнительной конструкции может быть пропущено сказуемое, так как оно названо в главной части. Если в этой конструкции остались второстепенные члены из состава сказуемого, оно может быть восстановлено, следовательно, перед нами сравнительная придаточная часть сложноподчиненного предложения: Волга в наши дни течет не так, как во времена половцев (Усп.). Если в сравнительной конструкции нет второстепенных членов, зависящих от сказуемого, то перед нами простое предложение со сравнительным оборотом: Безумная мысль вдруг, как молния, мелькнула в мозгу Андрея (Купр.).

Сравнительные отношения могут передаваться конструкциями, имеющими в своем составе формы сравнительной степени (компаратив). Средствами связи в таких сложных предложениях выступают союзы чем, нежели : Прохожий узнается позже, чем он пройдет, нырнув в туман (Паст.).

Анализ СПП со сравнительными отношениями показывает, что для выражения таких отношений используются как предложения расчлененной, так и нерасчлененной структуры (во втором случае они квалифицируются как предложения с определительными отношениями между частями).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с сопоставительными отношениями между частями. В таких СПП сопоставляются две реально существующие ситуации. Такие предложения близки к ССП с сопоставительными отношениями. Части СПП могут сопоставляться во временном, количественном, качественном и других планах. Отношения сопоставления включают два основных значения: соответствия и несоответствия.

Средства связи: союз если … то может обозначать и соответствие, и несоответствие; в то время как, тогда как обозначают временное сопоставление различных, но в чем-то схожих ситуаций; по мере того как производят сопоставление сходных ситуаций; чем … тем, настолько … насколько, по мере того как в современном русском языке в основном употребляются в нерасчлененном виде;союзы чем…тем, поскольку…постольку, насколько… настолько подчеркивают пропорциональное соответствие, которое поддерживается формами сравнительной степени: Чем глубже вырыты колодцы, тем в них прозрачнее вода (Друн.).

Сопоставительные отношения могут осложняться дополнительными оттенками уступки или противопоставления.

Сложноподчиненное предложение – это_________________________________________

Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной . Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной .

При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.

Дифференциальные признаки СПП:

1) ________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________________________

2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:

1) подчинительные союзы;

2) союзные слова - реляты;

3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;

4) опорные (контактные) слова;

5) порядок предикативных частей;

6) интонация;

7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);

8) типизированные лексические элементы;

9) параллелизм строения;

10) неполнота одной из частей.

1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________

Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.

Они характеризуются:

1) по структуре: _____________________________________________________________________

2) по месту в предложении: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3) по значению:

а) __________________________________________________________________________________

Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.

б) ___________________________________________________________________________________

Я не знал, что он вернулся.

Так грустно, что плакать хочется .

Девица плачет, что роса падает.

ЧТОБЫ:

Я просил, чтобы не мешали.

Я выключил телефон, чтобы не мешали.

2. Союзные слова – ______________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________

Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).

При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.

3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________

Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.

Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:

А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).

Корреляты обычно выражены ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).

5. Порядок предикативных частей:

1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

2) нефиксированный __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6. Интонация - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.

Типы позиций придаточных частей:

1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.

2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой .

3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.

Гибкой называется структура, ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Негибкой называется структура, _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ПЛАН

1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.

2. Функциональная классификация СПП.

Литература:

2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).

4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.

5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.

ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.

1. Функциональная классификация СПП.

Сущность подхода в том, что СП уподоблялось простому, а придаточных частей – членам простого предложения. Поэтому признавалось, что функция придаточной части аналогична функции члена предложения.

Эта классификация сложилась в I пол. ХIХ в. и существует до настоящего времени.

Истоки ее восходят к «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831), «Практической грамматике» Н.И. Греча. (1834). Значительный вклад в развитие этой классификации внес Ф.И. Буслаев (Опыт исторической грамматики русского языка – 1858).

Сам термин «придаточное предложение» в научный обиход ввел Греч. Востоков выделил придаточные определительные и дополнительные , позже Буслаев описал придаточные подлежащные и обстоятельственные . А после Буслаева стали выделять и придаточные сказуемные .

Тип придаточного предложения определялся двояким путем:

А) если в главной части было соотносительное слово – местоимение, то тип придаточной определялся по синтаксической функции соотносительного слова:

Для него имело цену лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения. – ________________

Он ценил лишь то, что с трудом завоевывал . – _______________________________________

Горизонт – это то, что может охватить наш глаз на земле – ___________________________

Я долго искал то место, где мы расстались – ________________________________________

Б) если в главной части соотносительного слова не было, то в соответствии с тем, какой отсутствующий член замещается придаточным предложением;

Мать удивилась, что я так быстро вернулся – ______________________________________

Мать удивило, что я так быстро вернулся – _________________________________________

Т.О., виды придаточных определяются по тем функциям, которые они выполняют по отношению к главной части. При этом важную роль играет вопрос, который ставится от главного предложения к придаточному.

Эта классификация получила широкое распространение в научной грамматике и в школьной практике, господствовала до 60-х годов XX в. Наиболее полно она представлена в Академической грамматике 50-х годов, в учебниках А.Н. Гвоздева, А.Г. Руднева. В школьной практике в настоящее время она представлена в учебном комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.

Современные исследователи отмечают достоинства и недостатки данной классификации:

Достоинства :

Белошапкова: «классификация рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые обнаруживаются в простом предложении, утверждая тем самым изоморфизм синтаксической системы». Действительно, между членами простого предложения и придаточными частями СПП наблюдается отношения синонимии: Он представил, как летом поедет в деревню – Он представил летнюю поездку в деревню.

Раскрытие такого параллелизма функций, одномерности синтаксических конструкций было существенным шагом в характеристике общей синтаксической системы русского языка. Утверждение изоморфизма синтаксических конструкций обеспечило этой классификацию популярность в научных грамматиках и в школьной практике. Особенно она удобна для изучения РЯ как иностранного.

В то же время отмечаются и недостатки классификации:

1) сходством функций с членами предложения обладают не все придаточные: нет членов предложения, соответствующих придаточным следствия, присоединительным, некоторым сравнительным, уступительным; эти значения выражаются именно придаточными частями.

2) к одному типу оказываются отнесенными предложения, далеко не равнозначные и в семантическом, и в структурном отношении:

Он представил, как летом поедет в деревню – ____________________________________

Он собрал все, что нужно в дороге. - _____________________________________________

3) с другой стороны, предложения, идентичные по содержанию и структуре, оказываются разными по характеристике:

Выражение лица у него было такое, будто он чем-то удивлен – _____________________

У него было такое выражение лица, будто он чем-то удивлен. – ____________________

Собрали всё, что нужно в дороге. – _____________________________________________

Собрано всё, что нужно в дороге. - _____________________________________________

Эта классификация называется функциональной, т.к. она учитывает функцию членов предложения, с которыми соотносится придаточное предложение. Еще ее называют традиционной, иногда логико-грамматической (логико-смысловой, логико-семантической).

2. Формально-грамматическая классификация.

Основоположником данной классификации является А.М. Пешковский. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) он дифференцирует СПП в зависимости от основных средств связи: союзов и союзных слов. Соответственно, выделяются два типа СПП:

1) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзов;

2) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзных слов.

Внутри этих групп осуществляется семантическая дифференциация союзных слов и союзов.

Так, в предложениях с союзными словами различаются два подтипа:

Косвенно-вопросительное подчинение (с союзными словами куда, зачем, кто, что, почему …): Не сказал + куда едет, зачем, с кем, что взял…

Собственно относительно подчинение (с союзными словами который, что, кто …): Вечером приехали гости, которых долго ждали // что обрадовало всех…

Куда нитка, туда и иголка – ___________________________________________________

То место, куда мы пришли, показалось знакомым – _________________________________

Я знаю, куда вы спешите – ______________________________________________________

СПП, придаточные которых присоединяются союзами , делятся далее по союзам причинным, целевым, следственным, изъяснительным и т.д. При этом подробно описывается семантика союзов и те смысловые отношения, которые складываются между частями.

Положительная сторона классификации в том, что она показала важность средств связи придаточной и главной частей. Но эта классификация ориентируется только на формальный признак (средства связи), при этом практически не учитываются структура и семантика главной и придаточной частей. Поэтому данная классификация не получила широкого распространения. Она представлена в «Курсе русского литературного языка» Л.А. Булаховского (1952), в вузовском учебнике «Современный русский литературный язык: Синтаксис» (1958) – раздел написан А.Б. Шапиро. В 20-е годы XX века использовалась и в школьной практике.

3. Структурно-семантическая классификация.

Данная классификация пришла на смену функциональной в 60-е годы XX века.

Впервые принципы описания СП с точки зрения структуры и семантики предложил Василий Алексеевич Богородицкий(«Общий курс русской грамматики», 1935). Он отказался от взгляда на придаточные предложения как на развернутые члены простого предложения.

По его мнению, при исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду:

1) к чему относится;

2) какие формальные слова применяются (а также и др. средства - интонация);

3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям, а не тому или иному члену главного предложения.

На основе названных признаков Богородицкий создал развернутую классификацию придаточных предложений, при этом в его системе преобладает семантический подход.

Дальнейшее развитие структурно-семантическая классификация получила в работах Н.С. Поспелова (статья «Сложноподчиненное предложение и его структурные типы» // Вопросы языкознания – 1959), затем в работах Л.Ю, Максимова, С.Г. Ильенко, В.А. Белошапковой. Она представлена в «Грамматике современного русского литературного языка» – 70, «Русской грамматике» -80. Получила широкое распространение в вузовской и школьной практике (типовой школьный учебник). При этом следует отметить, что структурно-семантический подход реализуется в нескольких вариантах конкретных классификаций.

Вопрос 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПП

Функциональная классификация основывается на соотнесении придаточных частей с членами простого предложения. При определении типов придаточных принимают во внимание следующие моменты: 1) какой отсутствующий член замещается придаточным предложением; 2) какой местоименный член предложения нуждается в раскрытии.

Чтобы определить тип придаточной части, следует ответить на ряд вопросов:

1) __________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________________

ПРИДАТОЧНЫЕ ПОДЛЕЖАЩНЫЕ

То, чем я горд, тебя пугает (Майков).

Каждый, кто принес на землю талант, живет под его влиянием .

Стало аксиомой, что лучшая школа писателя – жизнь.

1) К чему относятся?____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Если в главной части отсутствует подлежащее, оказываются размытыми границы между подлежащим и дополнением, поэтому подлежащные придаточные приобретают дополнительные оттенки значения: объектные, обстоятельственные. Это бывает в нескольких случаях:

1) если сказуемое в главной части выражено категорией состояния (видно, слышно, нужно ): Слышно было, как дождь усиливался.

2) если сказуемое выражено кратким страдательным причастием или глаголом: (сообщено, написано, сообщается, рассказывается ): Сообщено, что этот вопрос уже обсуждался.

ПРИДАТОЧНЫЕ СКАЗУЕМНЫЕ

Хороший человек – это тот, кому можно доверять .

Каков вопрос, таков и ответ.

Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

1) К чему относятся? ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

При этом часто устанавливаются соотношения: тот-кто, то – что, таков – каков, такой – какой .

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Мы вышли к плотине, которая оказалась почти разрушенной.

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

Не было еще такого случая, чтобы он не пришел.

В том вагоне, куда мы вошли, было накурено.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы_________________________________________________________

3) присоединяются ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Определительное придаточное располагается обычно после существительного, которое оно определяет. Но иногда оно может быть отделено от определяемого слова рядом подчиненных этому существительному слов:

История происхождения слова, которая описана в монографии, оказалась чрезвычайно интересной.

ПРИДАТОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

Мы должны заботиться о тех, кто в нас верит.

Княгиня сказала, будто мое лицо ей знакомо.

Я рад, что вы вернулись.

Жаль, что я не имею еще этого права.

1) К чему относятся? ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Иногда наблюдается совмещение значений:

1) Известно, что слоны в диковинку у нас .

2) Мысль, что всё было потеряно, не давала мне покоя.

Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Различны по семантике:

1) Когда наступил вечер, все собрались в гостиной. _______________________________________

2) Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.________________________________

3) Трава растет быстро, потому что много влаги._______________________________________

4) Чтобы не проспать, заведи будильник. ________________________________________________

5) Не жалко сил, если они дают такие результаты. ______________________________________

7) Сообщение так огорчило его, что он не мог дальше работать. ___________________________

8) В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник свежий ветер. ____________________

9) Внезапно налетел ветер, так что свечу задуло. ________________________________________

10) Хотя было темно, мы не прекращали поисков. ________________________________________

1) К чему относятся? ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) отвечают на вопросы _________________________________________________________

3) присоединяются _____________________________________________________________

ЛЕКЦИИ № 5-6. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПЛАН

1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры, их сопоставительная характеристика.

2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры, их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.

3. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, их виды и разновидности. Разные подходы к выделению отдельных видов придаточных.

4. Трудности в определении видов придаточных в отдельных СПП.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

2. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.Г. Бархударова или М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

3. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

6. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.

ВОПРОС 1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной

структуры, их сопоставительная характеристика

В зависимости от того, что придаточная часть поясняет в главной, СПП делятся на: СПП нерасчлененной структуры и СПП расчлененной структуры.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры - ____________________

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры - _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________