Сочинение по тексту Соловейчика

Views: 23209

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Что значит «жить духовной жизнью?» Эту проблему поднимает С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста приводит пример из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», в котором есть такие строки: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…» С. Соловейчик задаётся вопросом: «Что это значит — духовная жажда?» и приходит к выводу о том, что «духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому», так что далеко не всякого человека, посещающего театры, выставки, кино, можно назвать духовным. Поэтому автор текста напоминает всем нам: чтобы быть духовным человеком, нужно иметь так называемые бесконечные желания: «стремление к добру, жажду правды, голод по красоте…»

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одна из антигероинь Элен Курагина посещает театры, но смешно было бы говорить о том, что она ведёт духовную жизнь. Это человек, погрязший в разврате, мораль и честь для неё — пустые слова. Чего нельзя сказать о её муже Пьере Безухове, который на протяжении большей части романа пытается разобраться в себе, найти своё место в жизни. Я считаю, что Пьера вполне можно назвать духовным человеком, ведь он занимается саморазвитием. И для этого ему не нужны театры, выставки. Таким образом, вести духовную жизнь — это значит всё время работать над своим личностным ростом, а вовсе не посещать светские мероприятия.

Приведу пример из своего жизненного опыта, который показывает: не всякого человека, изучающего искусство, можно назвать духовным, ведь вести духовную жизнь — значит заниматься развитием своей личности. Я как-то общалась с человеком, который достаточно много времени уделил чтению различной литературы, и, надо полагать, он является ценителем литературного искусства. Но его нравственные ориентиры оставляют желать лучшего: он считает, что жить праведной жизнью скучно, постоянного счастья не бывает, поэтому нужно тратить своё время на глупые развлечения и кратковременные удовольствия. Он с насмешкой относится к слову «мораль» и приводит циничные высказывания по поводу этого понятия, словно не понимая того, что честь и нравственность — это добродетели, делающие человека высшим существом, отличным от животных. Самое ужасное в том, что этот человек пытается распространить своё влияние на окружающих, пытаясь сломать их нравственные ориентиры в корыстных целях. Он изучает искусство, но ведёт бездуховную жизнь, поскольку его личностный рост застопорён. Следовательно, вести духовную жизнь — это значит стремиться к высокому и прекрасному, а вовсе не являться ценителем искусства.

В заключение важно отметить: я уверена, что главное в жизни человека — это его бессмертная душа, её развитие, а душе всегда необходимо что-то прекрасное и возвышенное, поэтому духовный человек при помощи искусства будет к этому возвышенному стремиться, в то время как бездуховный, видя в искусстве лишь развлечение, потратит свою жизнь на бессмысленные удовольствия и всё же не обретёт счастья.


Что такое счастье? На этот вопрос, как мне кажется, пытается ответить в тексте, предложенном для анализа, публицист, педагог и философ С.Л.Соловейчик. Вопрос сложный, философский, ведь у каждого свои понятия о счастье. Для одного счастье – это творческая самореализация, для другого – материальное благополучие. Кто-то видит счастье в успехах детей или служении людям. Однозначного ответа нет, но проблема счастья волнует каждого человека.

К счастью нужно стремиться, а добиться его можно, только имея духовное стремление достичь желаемого. Случайная собеседница в электричке, к которой Соловейчик обратился с вопросом о счастье, ответила, что счастливым может чувствовать себя человек, чьи духовные стремления удовлетворяются. Похожая точка зрения и у автора. Если у человека «нет собственного стремления победить судьбу, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет».

Я полностью согласна с авторской точкой зрения. «Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся», - гласит русская пословица. Метафорический смысл пословицы в том, что счастье нужно добывать собственным трудом, преодолевая испытания и невзгоды.

Трудный путь к пониманию счастья и собственного призвания проходят герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. В начале романа Андрей Болконский мечтает о славе, подобной наполеоновской, подвиге, который выделит его среди других людей. Разочаровавшись в своём кумире, ищет счастья в уединении, хозяйственных заботах, воспитании сына. Позже пытается найти своё призвание в государственной службе. В конце жизни, смертельно раненный, умирающий Болконский приходит к пониманию счастья: оно в высшей добродетели, в служении людям и Отечеству, в любви, которую проповедовала его сестра княжна Марья и которую он долго не понимал. На протяжении всего романа ищет своё счастье и Пьер Безухов. Добросердечный, мягкий, совестливый, совершенно не приспособленный к жизни, легко попадающий под чужое влияние, он то проводит время в кутежах и безделье, то ведёт праздный образ жизни московского богача. Такая жизнь не удовлетворяет Пьера. Он понимает, что нужно делать что-то полезное, приобщается к масонству, пытается улучшить жизнь крестьян в своих имениях. Путь Пьера – это движение вперёд, это разочарования и победы, постижение правды жизни. В конце романа перед читателем предстаёт человек, который нашёл гармонию внутри себя и обрёл счастье. Оно в любви, семье, жизни по правде, а не по лжи, в служении людям.

Путь к счастью нелёгок, тернист, но только своими руками человек куёт своё счастье.

Обновлено: 2018-01-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


В чем заключается счастье? И что должен предпринять человек для того, чтобы добиться счастья в жизни? Именно эти проблемы привлекли внимание С. Л. Соловейчика.

Рассуждая над проблемой, С. Л. Соловейчик приходит к следующему выводу: если в человеке нет веры в жизнь, стремления преодолевать трудности, стремления к счастью, то " хоть озолоти его - счастья не будет".

Можно привести множество аргументов в подтверждение данной точки зрения. Обратимся к произведению М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Главная героиня романа - Маргарита - девушка, способная на преданную, самоотверженную любовь. Она всегда оставалась верна настоящему, искреннему чувству, никогда не теряла надежду на будущую встречу с Мастером. Ее чувства к нему преодолевают все препятствия, встающие на пути к их счастью. Маргарита борется за него до конца, она готова на все, даже на сделку с самим дьяволом. В конце романа герои обретают то, что заслужили, - покой и счастье. До встречи с Мастером у Маргариты было все, что, казалось бы, нужно человеку для счастья: любящий муж, роскошный особняк, деньги. Но героиня не была счастлива. все эти материальные блага оказались ничтожны по сравнению с возможностью быть с любимым человеком.

Счастливая жизнь - то, к чему все так стремятся, чего так желают люди. Но путь к счастью не всегда прост: мы часто сталкиваемся с различными трудностями. И только преодолев их, использовав каждый, даже самый незаметный и незначительный шанс, человек рискует обрести свое счастье.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту С.Л.Соловейчика «Однажды я ехал в электричке. Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова.» (Что такое счастье?)

Я с самого детства безумно любила ездить на поездах и электричках. Ездили мы всегда раз в год, обычно летом, по одному и тому же маршруту Караганда-Свердловск и наоборот. Уже, когда мне было лет 15, мы с мамой ездили в город Кокчетав (Кокшетау) в дом отдыха. Еще в детстве мы один раз летали на самолете в Абхазию и отдыхали в Гудауте. Больше мы никуда не ездили, только до Свердловска и далее в Верх-Нейвинск к бабушке. Но каждое лето без пропусков.

Жили мы около Караганды (мои родители с Урала поехали покорять целину). Я всегда безумно ждала, когда же мы поедем на поезде к бабушке. Достать билеты в то время было трудно, мама уходила на несколько часов и стояла в очереди, ждала. Когда я ее видела издалека во дворе, я неслась со всех ног, чтобы узнать, купила она билеты и на какое число. Если она их купила, я просто скакала от радости.

Наступал день поездки. Почему-то наш поезд всегда отходил рано утром из Караганды, и мы утром приезжали на автовокзал нашего города, чтобы сесть на автобус.

Выглядел автовокзал моего города примерно так.

Все фото взяты из интернета, и могут совсем не соответствовать году рассказа.

Мы садились на 107 автобус Темиртау-Караганда и ехали в Караганду. Так начиналась всегда поездка. Я никогда не спала в этом автобусе, видимо от радости поездки.

Какое -то время мы еще ехали по Караганде до вокзала на этом же автобусе.

Мы приезжали на вокзал Караганды и ждали поезд внутри вокзала. Я это вокзал, наверное, знала, как свои пять пальцев.

Более современный вокзал Караганды.

Еще мы только заходили в вагон, и даже еще не поставили чемоданы, я идя по вагону, говорила маме, что хочу кушать. Мне нравился сам процесс. Мама говорили мне, подожди, хоть сядем. Я шла, и с широко открытыми глазами смотрела на все вокруг.

Мы расставляли на стол еду и бутылки с лимонадом. Я опять говорила, что хочу есть, и так пока мама не начинала меня кормить. Я помню ощущение безумной вкусности той еды. Сейчас бы такая еда не вызывала такого восторга. Жареная курица в газете, помидоры, огурцы, яйца, а запивали лимонадом. Ничего особенного, но мне было очень-очень вкусно. Я до сих пор везде покупаю лимонад и ищу тот вкус, но пока не могу найти.

После еды я просила маму помочь мне залезть на вторую полку, потом уже позднее я научилась это делать сама. Я залезала на вторую полку, сидела там и просила спустить меня вниз. Итак, много раз. Я бы сейчас застрелилась бы от такого ребенка, но вот я была такая. Потом я просилась в туалет. Мне не хотелось в туалет, мне нравилось идти через поезд и смотреть-смотреть...Ездили мы обычно в плацкарте. Я шла и смотрела по сторонам, было очень интересно, кто едет, что делает. Еще мне нравилось рассматривать туалет. Нажимать ногой на педаль. Мыть руки. В подростковом возрасте мне нравилось вставать ночью, пока все спят, и в туалете смотреть в открытое окна но звезды и мелькающие огни...Это была моя маленькая тайна, я высовывалась в окно и кайфовала.

Мама моя стрелялась от бесконечных моих просьб то поесть, то посадить меня на вторую полку, то снять, то в туалет. Однажды с нами ехала женщина, она сказала, что я просто издеваюсь. А мне было интересно и радостно все это!

Однажды напротив нас сидел негр, я не знаю, куда он ехал, но он сидел напротив меня.

Я была в белом сарафана, белокожая, со светлыми волосами, и я впервые видела негра. Мне было года 4 или 5. Негр, видя, что я пялюсь на него не отрываясь, тоже стал сидеть и смотреть на меня. Тогда я показала ему язык, негр не растерялся и показал мне язык. Я ему, он мне, мы минут пять, наверное, так сидели и показывали друг-другу язык. Потом я не выдержала и спросила его: "Дяденька, а что ж вы такой черный то?". Негр мне ответил: "Девочка, а что ж ты такая белая то?". Он ехал с нами буквально недолго и потом вышел в Акмоле-Целинограде-Астане.

Я обожала выходить на станциях, хорошо, что моя мама тоже выходила со мной на станциях, а то некоторые не любят выходить и сидят в вагоне безвылазно.

Мы проезжали Акмолу, Боровое, Кокчетав, Петропавловск, Курган, Шадринск, Далматово и Каменск-Уральский. И много мелких станций. Иногда мама ездила в санаторий, тогда меня забирала бабушка и везла к себе до Свердловска и далее в Верх-Нейвинск. Бабушка почему-то всегда покупала две нижние полки, боялась, что я ночью свалюсь со второй полки. И почему-то мы ехали всегда с ней у туалета. Однажды бабушка ушла в туалет, а я лежала на нижней полке и ковыряла стенку. Там была какая-то дырка, залепленная жевачкой. Я просто задумалась и расковыряла эту дырку в стене, потом удивилась, что дырка сквозная и без всяких задних мыслей заглянула туда. Оказалось, что дырка ведет в туалет, я увидела, как кто-то поправляет большие розовые панталоны! Сраазу же поняла, куда выходит дырка и заткнула ее жевачкой. Я даже сначала не поняла, что там бабушка, когда только она вышла из туалете, я поняла, что это была она. Больше я не отковыривала жевачку. А если б там была бы не моя бабушка?

Бабушка не брала с собой еду в поезд, она покупала заказывала еду в ресторане. Нам приносили еду в железных судочках, помню там был суп харчо, пюре с котлетой. Очень вкусно было. Мне сейчас кажется, что это был невероятный вкус какой-то. Особенно харчо.

В подростковом поезде со мной случился один очень позорный случай. Мы с мамой ехали в Караганду, и я видимо чего-то наелась. Я уснула на второй полке, а мама сидела внизу. С нами еще ехала женщина и мужчина. Когда я проснулась, на меня все трое смотрели очень странно. Мама зло и со стыдом, а соседи каким-то непонятным взглядом. Я ничего не понимая пошла в тамбур, смотрю бежит моя мама через весь вагон, вся красная и злющая. Подбегает и говорит: " Давай прекращай!" . Я ее спрашиваю, чего прекращать то? Я ничего не понимала, я просто спала. "Прекращай портить воздух! (мама выразилась другим словом). Вся вонь идет вниз, мы уже два часа там сидим и задыхаемся! Они сидят и смотрят на меня! Но я то спала! Не специально же. Правда потом эти мужчина и женщина сходили к проводнику и пересели от нас. Мне до сих пор это стыдно вспоминать, как я выкурила соседей в поезде. Но зато дальше мы ехали совсем одни в отсеке до самого Свердловска. Мама не любит вспоминать этот случай, когда вонь, по ее словам глаза резала и стояла коромыслом.

Один раз мы обратно ехали в общем вагоне. Не смогли купить билеты на обратный поезд. Это было всего один раз.
Мама подошла к проводнику, заплатила ему деньги, и он нам дал одно верхнее место и постель. А маме сказал, что когда будет народ, она чтобы сидела на нижней полке, а потом может ложиться. Сначала народу было мало, мама легла и уснула, а потом зашло много народу и какая-то бабка разбудила маму. Я маме предлагала лечь на мое место поспать, но она не соглашалась ни в какую. Потом народ вышел и она опять легла.

Ехали мы всегда сутки. Помню, когда мне было 15 лет, я очень сильно увлекалась психологией и зачитывалась книгами по психологии. Я ехала на 2 полке и читала две толстенные книги. Одна называлась "Анализ человеческой деструктивности". Я зачитывалась и смотрела в окно.

А в 12 лет мы куда-то поехали с маминой подругой и ее сыном, которого звали Сашуня или Сашка. Он зашел в вагон и сказал, что не хочет ехать, выбежал из вагона и его мама искала по всему вокзалу. Поезд уже ушел, мы уехали, а они остались на вокзале. Он потерялся на вокзале, и его нашли только вечером, он пришел к месту, где сдавали багаж. Меня тогда это потрясло.

Приехав в Свердловск, мы сразу же пересаживались на электричку Свердловск-Нижний Тагил.

У нее были деревянные сиденья.

В студенческие годы,когда все мои одногрупники сбегали пить пиво, я садилась в электричку и уезжала куда-то недалеко. В пределах езды на одной электричке. Помню, как доехала до станции Сагра и залезла там на гору. Или доезжала до станции Новоалексеевская и читала там на поляне книгу. Правда перестала так читать, когда прибежала одна бабушка и заорала, чтобы я убегала, она выгуливает быка и он меня просто пропорет рогами, если увидит. Как я чесала тогда на станцию!

С подружкой мы несколько раз доезжали бесплатно до Верхотурья, мы даже как-то неделю прожили в монастыре в Верхотурье, а однажды когда ехали обратно, нас контролеры высадили и дали нам пинка под зад на станции Шувакиш.

Еще я любила очень приходить на вокзал и ехать на первом попавшемся поезде до любого города. Челябинск, Пермь, и тд... Гулять по городу и ехать назад. Я не планировала ничего, просто шла на вокзал и садилась в первый поезд на табло и ехала.

А потом я вышла замуж и муж был против таких поездок, а бывшая свекровь говорила "Для меня дикость кататься на электричках!Это полная дикость!" . Я тогда только раз в год ездила на поезде на море...

После развода был какой-то спокойный период, а год назад просто произошел взрыв во мне. Я стала опять интенсивно путешествовать на поездах и электричках, отрываясь за все время. И я не представляю свою жизнь без таких путешествий и железной дороги. Я ее безумно люблю.

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях

искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Формулируем проблему.

В этом тексте проблема сформулирована самим автором, причем в виде вопросов. Так что выявить её нетрудно. См. предложения 4) и 17). Если мы запишем эти вопросы без изменения, то получится нехорошо, так как неизбежен лексический повтор. Заменим прямую речь косвенной.

Текст С. Соловейчика посвящен проблеме, которая всегда волновала людей: что такое духовная жажда и как её утолить.

2. Комментируем проблему.

Автор обращает внимание читателей на то, что (продолжайте, опираясь на предложения 9, 12, частично цитируя их и пересказывая) . Однако если человек обращается к произведению искусства, испытывая духовное томление и желание укрепить свою веру в добро и красоту, это совсем другое дело.

Внимательно перечитаем текст и найдем в нём ответы на вопросы, которые мы поставили: что такое духовная жажда и как её утолить. Обратите особое внимание на предложения 10 и 11, только не цитируйте их целиком. Хорошо здесь употребить авторское словечко "духоподъёмное" из 13 предложения. Начать можно так.

Позиция автора выражена ясно. С. Соловейчик считает, что "духовная жизнь - это ..." , бесконечное желание ... . Утолить духовную жажду, поддержать "священный сердца жар" может (что?.. )

4. Выражаем свою точку зрения.

Я согласна (согласен) с автором и верю в то, что человеку недостаточно просто (что делать? см. предложение 12 )... или иметь "конечные желания" (чего? см. предложение 20 ). Ему нужно (что? )... .

5. Приводим первый аргумент, доказывая свою точку зрения.

Вспомним о героях русской литературы, которые томятся духовной жаждой: Онегин и Татьяна Ларина, Печорин и Обломов, князь Андрей и Пьер Безухов). Но будем учитывать и то, что проблема духовности поставлена автором текста в её связи с искусством как источником духовности. Так что нам подойдут только те примеры, которые эту связь иллюстрируют.

Так, Евгений Онегин в поисках ответа на трудные вопросы жизни обращался к книгам, "в которых отразился век / И современный человек изображен довольно верно." Татьяна, листая страницу за страницей в библиотеке Онегина, ясно видела труд его души в пометках, оставленных на полях. И ей "открылся мир иной", мир, в котором отразились все противоречия эпохи.

6. Приводим второй аргумент, доказывая свою точку зрения.

А что происходит с человеком, если его духовные стремления поддержать нечем? Об этом рассказывает Р. Брэдбери в романе "451о по Фаренгейту". Жители города жгут костры из книг. И это символизирует гибель культуры, уничтожение духовного в людях. Кем станет человек без книг, являющихся пищей для ума, побуждающих думать? Всего лишь винтиком в государственной машине, нерассуждающим заложником массовой культуры.

О влиянии искусства на человека и его духовный мир можно прочесть также в произведениях, фрагменты которых приведены ниже. Это будет замечательно, если вы найдёте аргументы именно в них или приведёте свои, найденные вами самостоятельно!

7. Делаем вывод-заключение.

В заключение еще раз подчеркну...

или

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что...

или

В заключение важно отметить: ...

А теперь соберите воедино получившийся текст.

Желаю успеха!

В. Астафьев. Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Домский собор. Домский собор.

Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!

Б. Екимов. Музыка старого дома (отрывок)

Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, пес­ня, ария, дуэт или опера - все было по сердцу.

Прошло время. А теперь? Спасибо музыке! Она помогла мне - не вдруг! - но услышать и прежде неведанную музыку жизни.

Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому шторму. Но понемногу, словно отворяется слух. От грома и молний переходишь к простому, будничному, но не менее прекрасному и оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.

В детстве все мы грезим чем-то далеким, великим: Гималаями, Альпами, Великим Океаном - красой непостижимой. Спасибо художникам. Они мне открыли глаза и помогли увидеть иное. Этюд в Русском музее. Даже не помню чей, кажется Шишкина. Клочок земли, трава и простые ромашки. Но вдруг, словно стены ушли и большого города нет, а живая земля - вот она, и живая трава, цветок. Разве не чудо? Или портрет Нади Дервиз, Валентина Серова, неоконченный, написанный даже не на холсте, а на листе кровельного железа. И вовсе ведь не, красавица. Но какие глаза… Какое лицо дивное! Вот он - твой человек, мне близкий. А сколько их рядом? Проходят мимо мною незамеченные. Спасибо художникам. Они помогли мне. Теперь я в музеях бываю редко, но всякий день вижу красоту земли, людей, жизни. И все это здесь, возле старого дома.

Ю. Бондарев. Редкий дар

Один из наших видных ученых как-то сказал, что талант физика созревает до 20 лет. Я бы добавил, что великие качества человечности - любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их.

Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского - «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». В этих сказках нет ненужной усложненности. Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного - новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства, где было раннее тихое утро, на траве косая вечерняя тень от дома, в котором когда-то жил, - до сих пор, кажется, ощущаешь запах нагретых солнцем подоконников.

Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь - появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо. Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья, они как надоедливые окрики старших: «Коля, не болтай ногами! Лида, вынь палец изо рта!» И названия книг этих стираются, как будто и нет их.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще - здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм (о ритме Чуковского можно говорить особо) являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:

Братцы, когда ж мой Айболит придет? Где он?.. Братцы, кто-нибудь… позовите моего Айболита с уколом…