Сложный волевой акт и простой отличия. Волевая сфера. Понятие, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества. Волевой акт и его структура

Развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата.

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого действия.
1. Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения).

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений – борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов – противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все "за" и "против". Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, т. е. по степени социальной значимости и эмоциональной силе. (Известный герой Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется – конституции или севрюжины с хреном. В этом гротеске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.)

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями, в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потребности. Однако сами потребности и желания человека возникают, как правило, с учетом возможностей их реализации. Текущая ситуация сама по себе может формировать ситуативные мотивы – мотивы-стимулы.

Поведение человека направляется сложной системой факторов, комплексом мотивов. Так, в трудовой деятельности проявляется иерархия мотивов: выгоды, удовлетворенности, удобства, престижности, безопасности и др. От общей направленности личности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива могут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействующие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия: она может притупить внимание к препятствиям и ограничениям.

Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренебрегают опасностями, идут на неоправданный риск, переоценивают вероятность желаемых событий и недооценивают вероятность нежелательных последствий. Можно выделить две общие стратегии поведения людей: устремленность к успеху или к избежанию неудачи. Все, что противоречит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфорта – когнитивный диссонанс. Своя позиция человеку обычно кажется более правильной и справедливой, чем позиции других людей. Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают свои защитные мотивы, иногда и не соответствующие реальным условиям. Мотив – субъективное обоснование смысла конкретного целедостижения.

Но мотив не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива своего поведения приводит его к критической оценке своего поступка и изменению поведения.

Итак, исходным фактором деятельности являются потребности, установки, жизненные позиции человека, на основе которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Возможная борьба мотивов завершается принятием решения.

2. Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности.

Выбор варианта поведения может быть транзитивным – обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным – неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Различаются пять типов принятия решений:
1) импульсивные решения (процессы построения гипотез явно преобладают над процессами контроля);
2) решения с риском;
3) уравновешенные;
4) осторожные;
5) инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди неуравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инертные – осторожные, затянутые решения.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставления. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий.

Решение нередко приходится принимать в условиях неопределенности, предугадывать развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискованной ситуации.

Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учитывают только то событие, которое ярко запечатлено в их памяти.

Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее), а события с высокой вероятностью недооцениваются (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время.

Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Попробуем хотя бы приблизительно решить следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. п. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. В действительности необходимо всего 80 делений.)

Принимая решение, люди стремятся найти ему соответствующее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки.

В заключение отметим, что не существует эталонных, правильных решений на все случаи жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и для общества.

Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия.

3. Цель действия, т. е. психическая модель его будущего результата, в дальнейшем и выступает системообразующим фактором организации всех средств ее достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

Целеобразование и целедостижение – основная сфера сознательной деятельности человека. Благо, как говорил еще Аристотель, достигается двумя обстоятельствами – правильным определением целей и видением средств их достижения.

Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности.

Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинский, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Цель в жизни – сердцевина человеческого достоинства и человеческого счастья.

Основные цели человека определяются общественными факторами, теми социальными силами, которые определяют его развитие. Однако эти факторы воздействуют на личность опосредованно, через активную жизнедеятельность самой личности.

Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называется риском. В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску.

4. Осознание задачи и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, ибо одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие – социально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу их реализации.

5. Формирование программы, ориентировочной основы действий. Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия – система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами ее достижения. Это знание становится регуляционной, ориентировочной основой действия; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом – системой операций, обобщенных действий. В трудовых процессах способы действия в известной мере предопределяются орудиями труда, правилами их применения (молоток – для внедрения одного объекта в другой, клещи – для изъятия объекта и т. п.). Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатываются стереотипы, привычные способы выполнения действий: характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. Исполнительские действия – это система простых действий, реализуемая комплексом движений.

Физические действия – движения– имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность дорожного движения, от скорости реакции вратаря – исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора пульта управления – безаварийность работы.

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации.

Словесно-ассоциативная реакция отличается по времени от сенсомоторных. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции замедлены (на 0,3–0,5 сек).

Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, находятся под сенсорным контролем. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. (С закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить.) Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действия определяет те ориентиры, по которым корректируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспечить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить свои действия уже с другими чувственными ориентирами. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В этих ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями действия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия. Он определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служит динамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность по способу действия.

Способ совершения действий нельзя сводить только к автоматизмам двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом индивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, проявляющуюся, в частности, и в преступлении.

Рассмотрим в связи с этим совершение и расследование "преступления века" – ограбление в 1963 году в Англии почтового поезда и похищение свыше 2,5 млн. фунтов стерлингов.
...Было около трех часов утра, когда ночной почтовый поезд Глазго – Лондон, следовавший со скоростью 75 миль в час, на одном из пустынных перегонов остановился из-за красного сигнала светофора. Помощник машиниста Дэвид Уитби спрыгнул с подножки, чтобы по аварийному телефону позвонить в сигнальное помещение и узнать о причинах остановки. Телефон не работал: провод был перерезан. Когда Уитби возвращался к дизелю, его остановили трое неизвестных и пригрозили, что убьют, если он закричит.
В это время машинист Джек Миллис лежал на полу кабины дизеля – его оглушили ударом железного прута. К тому времени, когда он пришел в себя, гангстеры отцепили от состава десять вагонов и заставили Миллиса отогнать два оставшихся, среди которых находился вагон с деньгами, на четверть мили вперед, к двум кольям с белой тряпкой. Поезд остановился на мосту через шоссе. Миллиса и Уитби ссадили с дизеля, сцепили друг с другом наручниками и оставили на обочине шоссе. Вагон с деньгами был взломан, троим сопровождавшим деньги почтовым работникам приказали лечь на пол. Гангстеры выгрузили содержимое вагона -– 120 мешков с деньгами общим весом в 3,5 т – на грузовики, стоявшие наготове у моста, и скрылись.

Розыск гангстеров предпринимался в нескольких направлениях. Анализировался способ совершения преступления. Полицейские, занимавшиеся этим делом, подняли архивы, чтобы сравнить "механизм" ограбления почтового поезда с обстоятельствами совершения аналогичных преступлений. Изучались ограбления почтового вагона на вокзале в Брайтоне в апреле 1962 года, когда было похищено 15 тыс. фунтов стерлингов, покушение на кражу сейфов с 10 тыс. фунтов в ноябре того же года и ограбление ирландского экспресса в феврале 1963 года. Однако сравнение показало различия в способах совершения всех этих преступлений.

Тогда выделили те элементы способа совершения ограбления поезда, которые содержали косвенные указания на навыки и степень различных познаний преступников и тем самым могли бы в известной степени ориентировать полицию. Такими элементами явились: знание системы сцепки вагонов и профессиональные навыки в отцеплении вагонов; знание системы сигнализации, принятой на дорогах Англии, и Средств сигнализации; получение сведений о перевозках денег и о средствах перевозки; использование грузовиков военного образца и пр. В дальнейшем, когда личности преступников были установлены, эти элементы способа ограбления сыграли решающую роль при доказывании их вины.

С XVII в. в Англии издавался справочник о заключенных Ньюгейтской тюрьмы – "Ньюгейтский календарь". В нем наряду с биографическими данными об узниках тюрьмы описывались характерные для них способы совершения преступлений. Справочник успешно использовался сыщиками. На вооружении у криминалистов до сих пор остается принцип: каков способ совершения преступления, таков и способ его раскрытия.

Исполнение действия – центральный элемент в структуре волевой регуляции -деятельности. Именно здесь необходимы такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость, упорство и в то же время гибкость в отношении ранее сформированной программы и т. п. Исполнение действия требует значительных волевых усилий: умственная и физическая усталость вызывает сильную тягу к отдыху, смене занятий, это тяготение приходится преодолевать волевым усилием. Но своевременный отказ от начатого действия, если его исполнение дает ненужный (а иногда даже вредный) результат, – также одно из проявлений воли человека.

Итак, достижение цели зависит от силы исходной мотивации, способности индивида к мобилизации своих психофизиологических возможностей, от анализа и корректировки промежуточных результатов. Обычно люди стремятся к наилучшему выполнению деятельности в соответствии с общепринятыми стандартами качества.

Одни люди во что бы то ни стало стремятся достичь успеха, проявляя большую инициативу и не боясь риска неудачи. Другие стремятся прежде всего избежать какой бы то ни было неудачи. Они предпочитают уклоняться от таких видов и способов деятельности, которые связаны с риском, необходимостью проявлять инициативу и нести ответственность. Люди такого психического склада предпочитают стратегию поведения, которая сводит к минимуму возможность нанесения ущерба своему престижу.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата.

Нейрофизиологические механизмы результата как структурного элемента действия были поставлены в центр внимания академиком П. К. Анохиным. "По сути дела, рефлекс, "рефлекторный акт" и "рефлекторное действие", интересны только исследователю – физиологу или психологу. Животному же и человеку всегда интересны результаты действий"*. Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной целью.

Существует, однако, специфика обратной связи в регуляции деятельности человека в отличие от поведения животных. Она состоит в том, что цели деятельности человека, как правило, не связаны с непосредственным удовлетворением биологических потребностей. Достигаемый результат действия не всегда является непосредственным биологическим подкреплением, как в поведенческих актах животных (результативность агрессивного акта хищника определяется наличием пищи в его пасти). Человек же в большинстве случаев оценивает достигнутый результат. Результат деятельности оценивается не по формальному достижению цели, а по тому, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и отвечает мотивам деятельности. Результат деятельности может не совпадать с желанием и стремлениями человека, и тогда совершается другой поведенческий акт. Цель – лишь критерий правильности продвижения деятельности к запланированному результату. Полученный же результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие. Только это соответствие является критерием успешной деятельности. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате, правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается при помощи других контрольных действий. Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия. Действия нравственного характера оцениваются с позиции их соответствия моральным нормам.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта поведения, облегчает его повторение в будущем.

В большинстве случаев, деятельность человека осуществляется во взаимодействии с другими людьми. В этих условиях ведущее значение приобретает психология межличностных отношений. Успех групповой деятельности в значительной мере зависит от психологической совместимости индивидов и их групповой сплоченности.

Систематически совершая социально значимые и результативные действия, индивид формирует у себя систему положительных личностных качеств – психика человека формируется в его деятельности.

Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных ее этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения– с состоянием решительности, исполнение действия – с состоянием настойчивости и т. д.

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

Решительность – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему ("так принято", "так положено", "такова инструкция" и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Некоторые предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение другим людям.

Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности – быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимущества и недостатков всех альтернативных решений.

Однако несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность при принятии решений, при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой – излишнюю «теоретизацию», затянутость в принятии решения.

Психическое состояние неспособности быстро принимать решения есть состояние нерешительности. Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков – таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков, основная же причина нерешительности – наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных различных действиях (метод проб и ошибок).

Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни люди болезненно ее. переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность – отрицательное качество,требующее преодоления. Оно может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (трудность, преступная бездеятельность и т. п.).

Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности. В силу этого возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость – спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В состоянии самоуверенности человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели. Избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, – это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство – негибкость, некритическое отношение к деятельности.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека действуют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий и есть состояние сдержанности, самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Сдержанность – состояние, в котором проявляется тормозная функция воли. Состояние сдержанности – состояние контролируемого поведения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ВОЛЯ - способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия . Это, например, отдергивание руки от чего-то,причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего образования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия . Они, как правило, состоят из ряда простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление ряда жизненных функций организма.

Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.

Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Абулия - крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.

Ступор - двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

Субступорозное состояние - заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия - повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

Кататонигеское возбуждение - однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью и расторможением влечений.

Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся: эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих, эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне, мутизм - отказ от речи, стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость,- сохранение больным приданной ему позы, патологии-екая внушаемость - беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.

Воля – это высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление препятствий при достижении цели, способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. В качестве внутренних препятствий могут выступать: усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы, противодействие других людей и т.п.

Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценности избранной цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности.

Волевой акт обладает рядом признаков:

a) обязательность приложения усилий для его выполнения;

b) наличие продуманного плана осуществления действий;

c) повышенная концентрация внимания на выполняемых действиях;

d) отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

e) направленность усилий воли субъекта не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Воля складывается из способности принимать решение и реализовывать его. При осуществлении волевого акта часто на передний план выходит не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти импульсивных действий, что предполагает волевое регулирование.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный (познавательный) ;

2) эмоциональный ;

3) поведенческий (деятельностный ).

Волевое регулирование может осуществляться на разных уровнях (рис. 15)

Рис. 15. Уровни волевого регулирования деятельности человека

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие :

1. Непроизвольная регуляция :

· допсихические непроизвольные реакции;

· образная (сенсорная и перцептивная) регуляция, то есть регуляция, обусловленная ощущениями (сенсорная) и восприятием (перцептивная).

2. Произвольная регуляция : речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция .

Волевой процесс возникает на основе потребностей и интересов, выражающихся в стремлениях. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения , желания , хотения (намерение) .

Влечение - это разновидность стремления, в котором осознается лишь неудовлетворенность, но не осознаются конкретные пути изменения данного состояния (поиск цели, методов и средств ее достижения).



Желание – это осознанное, «опредмеченное» влечение формирующееся, когда устанавливается связь между потребностью и предметом, ее удовлетворяющим. В желании более четко осознается как цель деятельности.

По мере усиления желание переходит в хотение . В современной популярной психологической литературе часто можно встретить термин «намерение» , значение которого совпадает с термином «хотение».

Намерение (хотение) означает не только осознание цели, но и стремление к ее реализации, готовность действовать, убежденность в необходимости действий, уверенность в достижимости избранной цели. Между моментом осознания мотива (появлением желания) и выбором цели (появлением хотения) существует временная разница, возможны колебания и определенное эмоциональное напряжение. Таким образом, воля - способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Волевые усилия могут осуществляться благодаря трем категориям волевых качеств:

· первичные (базовые) : сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др.

· вторичные , развивающиеся позже, чем первичные: решительность, смелость, самообладание;

· третичные, связанные с нравственными нормами: ответственность; дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте выделяются два звена - постановка цели и исполнение . В нем одно звено следует за другим без промежуточных звеньев, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, сразу после поступления импульса.

Сложный волевой акт состоит из трех звеньев - осознание цели , планирование и исполнение . Если рассмотреть сложное волевое действие более подробно, то в нем можно выделить ряд стадий.

1. Влечение - не вполне осознанное побуждение к совершению действия.

2. Желание – осознанное стремление.

3. Осмысление цели деятельности . После соответствующей оценки желание превращается в мотив поведения, а затем в цель.

4. Борьба мотивов и принятие решения . При осмыслении цели деятельности происходит сравнение жизненных ценностей, в конечном итоге побеждает наиболее сильный мотив. Борьба мотивов приводит к принятию решения, после чего напряжение ослабевает.

5. Планирование путей достижения поставленной цели.

При выборе средств возможны трудности из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам, наносят ущерб другим людям. С другой стороны, иные пути могут быть трудными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.

6. Волевое усилие :

· внутреннее волевое действие (воздержание себя от какого-то поступка);

· внешнее волевое действие (активная деятельность по достижению цели).

Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий, которые могут быть внешними и внутренними. Таким образом, по своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения (формирование намерения) и его реализацию (осуществление действий по воплощению намерения) .

Если волевой акт предполагает необходимость действовать «через силу», то сопротивление, возникающее на бессознательном уровне (на уровне Ид, по Фрейду), препятствует продуктивному осуществлению необходимых действий и, следовательно, достижению поставленной цели. Проявлениями данного конфликта могут стать «случайные» оплошности в работе, повышенная утомляемость, «немотивированная» лень (когда человек теряет интерес) и даже психосоматические заболевания (аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, мигрени и пр.) .

Вместе с тем, вышесказанное не означает, что человек ради сохранения здоровья должен потакать любым сиюминутным побуждениям. Разрешение противоречий между «хочу» и «надо» возможно путем анализа субъектом собственных потребностей и системы ценностей. Когда иерархия ценностей сформирована, личность уверенно делает выбор, выделяя среди множества важных потребностей наиболее ценные на данный момент, и принимает на себя ответственность за сделанный выбор. Даже действия, сопряжены с риском и значительным напряжением не помешают реализации волевого акта, поскольку этом случае он будет согласован с истинными мотивами человека.

Страница 5 из 7

Волевые действия и поступки многообразны. Обычно выделяют:

  1. простой волевой акт;
  2. сложный волевой акт;
  3. особо значимый волевой акт, совершаемый при мобилизации всех сил личности.

Простой волевой акт состоит из двух тесно связанных этапов побуждения к действию и непосредственного действия, не предваряемых сколько-нибудь сложным и сознательным процессом. Простой волевой акт не осложнен трудностями, требующими существенных волевых усилий, борьбой мотивов.
В сложном волевом акте выделяют три этапа - подготовительный, основной, заключительный; каждый из них в свою очередь расчленяется на более или менее сложные составные элементы.
Подготовительный этап, кроме стадии возникновения побуждения и предварительной постановки цели, может включать еще обсуждение цели действий и борьбу мотивов, принятие решения и планирование. В зависимости от обстоятельств эти стадии приобретают больший или меньший удельный вес. Сложный волевой акт начинается с возникновения и осознания побуждения, постановки цели. Однако от осознания побуждения и постановки цели к ее осуществлению человек переходит не сразу. Прежде чем действовать, он начинает размышлять, обдумывать все «за» и «против», проводит большую умственную работу по обоснованию своих желаний.
Особенно напряженно и трудно протекает этот процесс, когда человеку приходится выбирать между узко личными мотивами и общественным долгом, между доводами разума и чувствами. Столкновение взаимоисключающих или несовпадающих побуждений, из которых человек должен сделать выбор, называется борьбой мотивов. Упрощенным и неверным будет представление, будто в сознании человека имеются независимые от личности мотивы, имеющие определенную силу, которые сталкиваются, один мотив вытесняется другим и в результате принимается решение. «На самом деле то, что принято называть «борьбой мотивов», всегда является внутренней борьбой или конфликтом личности. Не мотивы борются, а человек напряженно размышляет, сопоставляя разные мотивы, он борется сам с собой».
Процесс принятия решения может выделяться как особая стадия волевого действия, требующая не только максимальной осознанности, но и решительности, ответственности личности. Проследим это на примере явки с повинной осужденного 3., который длительное время находился в местах заключения и решил порвать с преступным прошлым. «Какая же это честная жизнь, если за мной будет висеть преступление, - рассуждал он. - Всю жизнь ходи и оглядывайся, не проговорись, не обмолвись... Но ведь свобода недалеко, всего 6 месяцев осталось до «звонка». Если же я явлюсь с повинной, то пиши пропало... Еще года два-три придется хлебать тюремную похлебку. А если выйду, да потом о моем прошлом узнают? Тогда припаяют на всю катушку, под верхний обрез статьи... Придется потом трубить лет десять и на особом режиме... Как же я тогда буду смотреть в глаза воспитателям, которые за меня ручаются? Нарушители вой поднимут: «Был председателем совета коллектива, призывал к честности, а сам такой же, как и мы...». Выйду, а меня снова посадят... Как оправдаюсь перед детьми, женой, мамой? Я же давал им обещание... Они ждут. Лучше тут признаться, дома не будут знать. А что им скажу, почему меня задержали? Посоветуюсь с начальником отряда... А может быть все обойдется? Столько лет прошло, люди, наверное, забыли. А я же сам себя посажу. Вот будет дело...Что же лучше? Рисковать или не надо? Нет, не буду рисковать. Если явлюсь, то учтут чистосердечное раскаяние. И начальник отряда об этом говорил. Не надо обманывать людей, тебе доверяющих. Это лучше... Была ни была! Надо являться. Пусть будет так. Чем-то надо жертвовать. Пойду сейчас к администрации, а то еще передумаю...».
В данном случае каждый из мотивов сохранял свою силу до конца принятия решения, ни одна возможность не отпала сама по себе. Поэтому, принимая решение, осужденный вынужден был принести в жертву другие свои желания и хотения, понимая необходимость этого. Принятие решения потребовало от него усилий, способности вовремя прекратить колебания, подчинить намеченной цели все остальное. Принятие решения сопровождалось у него глубокими переживаниями, состоянием напряжения.
Такие волевые поступки с глубокими внутренними противоречиями и конфликтами, требующими особой решительности при принятии решения, в жизни не только возможны, но порой и неизбежны. Поэтому важно выработать у осужденного умение вовремя отметать колебания, утверждаться в действиях, побуждаемых не мимолетными влечениями, какими бы привлекательными они ни были, а принципиальными соображениями и чувством долга. Вслед за принятием решения планируются пути, изыскиваются способы и средства достижения цели.
Основной этап включает исполнение принятого решения. Личность подчиняет свое поведение поставленной задаче и заранее предусмотренным способом контролирует и корректирует свои действия, поступки, поведение в соответствии с обстановкой. Исполнение принятого решения в сложном волевом действии сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) препятствий (трудностей).
К внешним относятся те препятствия, которые не зависят от действующего человека: трудности работы, сопротивление других людей, разного рода помехи и т. д.
К внутренним препятствиям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, отсутствия знаний, опыта и т. д. Внутренние трудности обычно проявляются в борьбе мотивов, укоренившихся старых и нарождающихся новых привычек, в борьбе желаний, стремлений, сложившихся в прошлом представлений и пробудившихся чувств совести, стыда, долга. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.
Возьмем, к примеру, отказ осужденного от воровских «законов» и традиций или добровольное погашение иска. Здесь много трудностей субъективного порядка. Традиции и привычки тянут к прошлому, мешает чувство страха, возникшее под воздействием угрозы со стороны отрицательной части осужденных, возмещение ущерба связано с существенным ограничением материального положения. Но стыд и совесть, пробудившиеся у человека, заставляют его сделать этот решительный шаг. Переживая и преодолевая трудности, осужденный совершает волевой поступок.
Исполнение принятого решения в сложном волевом действии осуществляется, как правило, последовательно путем преодоления возникающего при конфликтах внутреннего напряжения и, следовательно, постоянным поддержанием волевого усилия.
Волевое усилие как психическое состояние определяет специфику воли. Когда человек стремится подчинить одни мотивы другим и когда побежденные мотивы продолжают жить в сознании, чтобы сохранить в силе принятое решение, всегда требуются волевые усилия. Волевое усилие проявляется уже на подготовительном этапе волевого действия (на стадии борьбы мотивов, принятия решения и планирования). Особенно часто оно возникает в ходе исполнения принятого решения; в борьбе с трудностями, в состоянии волевых усилий куются и шлифуются волевые качества личности.
Заключительный этап сложного волевого акта характеризуется подведением итогов содеянного. Совершив волевой поступок, человек задумывается над его результатом, анализирует своп промах» и удачи, дает себе обещание не повторять ошибок. Все это способствует накоплению опыта волевого поведения, обеспечивает прекращение трудного для человека волевого действия (поступка) в легкое, привычное.
Особо значимый волевой акт. Нередко бывают случаи, когда волевой поступок совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как душевный порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия и поведения стираются, все стадии и этапы как бы сращиваются, взаимопроникают. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, когда самому спасающему угрожает опасность.
Так, осужденный П., проезжая на машине через мост, увидел перед собой неожиданно появившуюся из-за перил группу подростков. Не раздумывая, он принимает единственно верное решение: направляет машину с моста в реку.
Несколько отрицательно настроенных осужденных открыто угрожали расправой работнику колонии. Это заметил оказавшийся поблизости осужденный П. Он немедленно, рискуя быть убитым, отвел опасность от работника НТК. Его смелые действия ошеломили вооруженных ножами бандитов.
Для подобных волевых поступков характерны особые психические состояния, обострение психических процессов, усиление мускульного и психического напряжения, повышение общего тонуса организма, расход большого количества энергии, мобилизация волевых усилий.

С. Л. Рубинштейн дает такое определение волевого акта, которым я хочу предварить вступление в эту тему:

"Всякое волевое действие является целенаправленным действием.

Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью.

Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий".

Действия, осуществляемые в самом человеческом смысле (будучи сознательными и целенаправленными), всегда являются волевыми актами. Все поступки человека включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии со СВОБОДНО выбранной целью и с поправкой на промежуточные результаты и изменение внешних или внутренних обстоятельств.

Существует, конечно, масса волевых актов, которые протекают как бы автоматически – воля дает лишь добро на их осуществление. Умыться, почистить зубы, одеться, пойти к остановке автобуса. Эти и им подобные действия не нуждаются в пристальном внимании человеческого сознания, поскольку они стали уже рутиной.

Конечно, каждая отдельная составляющая любого поведенческого акта определяется своими мотивами и имеет свою цель. Так, когда мы бежим к остановке автобуса, мы можем свернуть с прямой, чтобы обежать лужу, можем притормозить, чтобы не столкнуться со старушкой, ковыляющей в магазин. Но все эти цели и цепочки решений, как правило, не осознается нами. Человек не всегда даже успевает осознать причину изменения привычного процесса (а между тем, каждое такое изменение – это отдельный волевой мини-акт), поскольку весь этот набор действий подчинен цели более высокого ранга – успеть на автобус.

Рубинштейн называет осуществление подобных действий "простым волевым актом". При этом "побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс".

Однако стоит лишь чему-то непредвиденному вклиниться в протекание привычного процесса, как сознание моментально включается и вносит свои коррективы, которые также запускаются и управляются волей. Например, нам помахал знакомый, которого мы не видели пару лет. Сознание приняло этот сигнал – теперь мы должны принять волевое решение: остановиться (опоздав на автобус), чтобы поговорить со знакомым, или продолжать торопиться на автобус (скорее всего, ругая себя за то, что упущена возможность повидать старинного приятеля).

В любом случае – то, что встает на пути нашего движения к намеченным целям, воспринимается сознанием, как некое препятствие, которое волевым усилием должно быть преодолено – либо, в силу новых обстоятельств, должно быть принято новое решение.

Чем больше неопределенности и чем нестандартнее ситуация, тем под более пристальное внимание и контроль берутся поведенческие акты человека, тем осознаннее осуществляются выборы и принимаются решения, - конечно при условии, что человек хочет достичь некие цели, сознательно им выбранные.

***

Итак, воля проявляется именно в момент выбора, решения и действия. До этого действует мотивация, формируя основания для поступка (потребность – влечение – импульс – стремление – желание – намерение). Далее идет рефлексия, взвешивание, отбор. Если надо – сдерживание импульсов. На все это тоже нужна воля.

Главное в волевом акте – решение и совершение поступка. Действие может быть отложенным (для выжидания тоже нужна воля). Если действие растянуто сильно во времени, направляясь на достижение отдаленных целей, то воля необходима для его продолжения.

Так формируется "сложный волевой акт". С.Л. Рубинштейн пишет об этом следующее:

"Между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде".

Завершу это вступление также словами С. Л. Рубинштейна:

"Волевое действие – это, в итоге, сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово достигает стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир".

И еще одно замечание напоследок: волевым действием может быть не только некое моторное действие. Человек может, напротив, заставить себя усилием воли сидеть неподвижно, вместо того, чтобы позорго удрать. Для этого при известных обстоятельствах может потребоваться немалое мужество. Но это видимое бездействие является все же поступком, принятым волевым усилием, основываясь на свободном выборе и осознанном решении.

СТАДИИ ВОЛЕВОГО АКТА

Человек испытывает потребность (переживает ее аффективно, будучи обуреваемым эмоциями, испытывает динамичное и противоречивое ощущение недостатка, нужды, страдания, беспокойства), что находит свое выражение на психосоматическом уровне:

    потребность переживается в виде влечения (при этом человек, далеко не всегда осознавая свои цели, испытывает состояние томления, напряжения, которое и образует исходное побуждение к действию, называемое импульсом, как бы толкающим человека изнутри)

    параллельно происходит формирование стремления (как эмоционально и энергетически заряженного – пока еще весьма неясного – образа желаемого будущего, притягивающего, влекущего, манящего человека к себе)

Далее включается интеллектуальная составляющая: человек осознает потребность и стремление в виде первичного желания , происходит предварительная постановка цели - определяется предмет желания и набрасываются (часто на подсознательном, чувственном, еще не облеченном в слова уровне) варианты действий, направленных на достижение желаемого;
будучи мощно и позитивно эмоционально заряжены, желания облекаются в форму мечты, м привлекательный, мотивирующий и зовущий к действию образ желаемого будущего ;
далее наступает этап принятия решения , который можно разделить на следующие составляющие:

    Рефлексия представляет собой интеллектуальную работу, при которой человек задерживается перед действием с целью взять под контроль импульсы, толкающие его к желанной цели, оценить собственные мотивы, возможные последствия поступка, плюсы и минусы его, оценить имеющиеся ресурсы и возможности