Мысли о государстве. Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам

"Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами" Л. Н. Толстой

Для анализа я выбрал именно это высказывание по причине большей склонности к социологии. Сразу хочется сказать об актуальности проблемы поднятой автором. Л.Н Толстой поднимает проблему: вопрос соперничества больших и малых социальных групп. Данной проблеме особенно подвержено современное общество в эпоху глобализации стратификации общества. Автор считает, что человек имеющий взгляды, соответствующие взглядам меньшинства, отдаляется от общества в целом. Такая точка зрения имеет место быть, но я лишь частично поддерживаю такое мнение.

Я только частично могу согласиться с данным высказыванием автора. Я считаю, что взгляды малых социальных групп имеет право на жизнь, и они не обязательно противоречат взглядам общества.

Социальная группа - это совокупность людей по какому-либо признаку.

В зависимости от численности выделяют малые и большие социальные группы. Также различают формальные и неформальные социальные группы. Автор высказывания хотел донести до нас мысль о том, что, например, деятельность неформальных социальных групп, зачастую и являющихся малочисленными, противоречит общим принципам и взглядам общества. взгляды малых социальных групп могут противоречить даже законодательству страны. Очевидно, что их такие социальные группы будут противоречить взглядам основной массы общества. Приведу аргумент, доказывающий мою точку зрения.

В современном мире социальные группы очень разнообразны, среди них встречается такое понятие как субкультура. Субкультура – определенная совокупность людей, относящих себя к некоторой сфере, имеющей особые ценности. Люди разных субкультур имеют различные взгляды, субкультуры - это лишь часть общества, существуют такие общества, в которых взгляды людей абсолютно противоположны обыденным взглядам. Здесь мы и увидим «отдаление» от общества в целом.

В качестве второго аргумента приведу революционеров времен 1880х годов. Организация "Народная воля" совершила ряд покушений на Александра II. Данная социальная группа боролась с целым государственным аппаратом. Данный аргумент является ярким примером по данной теме, ведь здесь мы можем увидеть, как малая группа своими действиями отдаляется от целого общества.

Таким образом я высказал свое мнение по очень интересному высказыванию Л.Н Толстого. Я премного благодарен автору за подаренный шанс поразмышлять на данную тему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


.

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим.

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо - худой разум.

Старайся дать уму как можно больше пищи.

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости...

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

Любить значит жить жизнью того, кого любишь.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеливается уязвимость, болезненность.

Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах.

Искусство есть одно из средств единения людей.

Искусство, поставившее себе целью поставку потех для богатых классов, не только похоже на проституцию, но есть не что иное, как проституция.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Знание - орудие, а не цель.

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Недостаточно отвращать людей от зла, нужно еще их поощрять к добру.

Истина есть высшая святыня.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Уметь любить - значит уметь все.

Смех рождает свежесть.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Для того, чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Кто самый главный человек? - Самый главный человек - тот, с которым ты в данную минуту общаешься.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания.

Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит тепло.

Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.

Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Чем лучше живут люди, тем они меньше жалуются. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, но другими.

Чаще всего мы раскаиваемся не в том, что мы не сделали чего-либо, а в том, что мы делали то, чего не надо было делать.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Нельзя царствовать невинно.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - всё гладко.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т.е. только тогда, когда невозможно иначе.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Любить - значит делать доброе.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Для того, чтобы быть услышанными людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше - смертью.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнает, что он царь.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибка.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Слово есть поступок.

Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.

Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Быть хорошим значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим.

Настоящее познание дается только сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобрят - бойся, огорчайся.

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхостные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

Высшая мудрость человечества не за тысячи лет до нас, а теперь, сейчас.

Мир, наверное, не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания и будет другой мир.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но это определяет всё остальное.

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

20 декабря – Международный день солидарности людей. Такую популярную во все века тему невозможно оставить без внимания. Тем более это именно то, чего не хватает всему миру, в том числе верующим представителям рода людей.

Согласно словарям, солидарность – это согласие во мнениях, готовность взаимной ответственности за единогласные решения и действия. А также активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.

Если говорить о солидарности всего мира, всех людей друг с другом, то, скорее всего, это просто-напросто невозможно до тех пор, пока у них нет общей основы, – в моём понимании до тех пор, пока все не стали покорными Воле Бога. Только в том случае, если люди во всём мире устремятся к достижению одних и тех же целей, возможно полное единство. Лев Николаевич Толстой считал: «Единение только тогда благо для человека, когда это – единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей. Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? »

Мне представляется крайне сомнительной возможность международной солидарности, хотя отрадно, что человечество считает её настолько важной, что посвятило ей даже праздничный день. Моё недоверие к возможности полного единства народов основано, в частности, и на том, что его никогда не было. Однако я верю в существование солидарных друг с другом групп и сообществ, которые, как метко отметил писатель, объединяясь в своих единствах, разъединяются с остальным миром. И я знаю пример такого эффективного единства.

Поэтому единственное, во что мне верится, – в то, что религия могла бы стать основой, объединяющей всё человечество. Она могла бы стать, но… пока не стала. Хотя все предпосылки, необходимые для этого, вроде бы имеются в наличии.

Если говорить о нас, последователях Ислама, то пока, увы, полного единства меж нами нет. Хотя, казалось бы, одна цель – рай, один Единый и Единственный Бог, одно Священное писание – Коран, один и тот же Закон – Шариат и одно и то же ожидание Последнего Суда в послесмертии. Всевышний сотворил нас не просто как отдельные частички какого-то неведомого целого. Он связал нас не только кровными родственными узами, но и узами духовного братства.

Все верующие являются друг другу духовными родственниками, и в Коране и Сунне строго прописано, как должны быть выстроены взаимоотношения между мусульманами. Всего одна Книга – даёт совершенный рецепт, что нужно делать для того, чтобы стать совершенной уммой. И между тем нам заранее предсказано, что мы не сможем быть едины, и даже количество исламских течений, которые будут на земле, не скрыто от нас Творцом.

Создатель заранее предупредил нас, что мы не сможем стать полностью солидарны. И вместе с тем наказал стремиться к единству и вручил нам через Своего Пророка (мир ему и благословение) кодекс поведения, предписанного верующим. С одной стороны, наша невозможность быть полностью солидарными не должна нас угнетать, так как она нам была предсказана, Всевышний ведь полностью осведомлён о том, что мы сможем выполнить, а что нет. С другой стороны, Он же предписал нам стремиться быть едиными дал прочную основу для солидарности и объединяющую цель.

Однако у человечества есть враг, и он обещал сделать нас разрозненной уммой. Все его устремления направлены на то, чтобы ослабить нас, а «разделяй и властвуй» – это уже даже не теорема, а аксиома. Если вернуться к цитате Толстого, то на самом деле получается, что нет лучшего способа нарушить единство, как создать небольшие группы мелочной солидарности. К сожалению, так и происходит. Верующие братья и сёстры объединяются по похожести в малом, и чем больше они акцентируются на мелочах, тем дальше становятся в том, что по-настоящему важно.

Я помню ещё со времён начала своего пути в Исламе, как меня пытались объединить с другими по цвету одежды, форме бровей, религиозности моего мужа и по тому, поменяла ли я имя на мусульманское. В медресе наша группа только-только начавших соблюдать проходила первые жизненные уроки религиозной солидарности. Некоторые девушки первыми объединились по похожестям, назовём их «объединение первое». В итоге некоторые – те, кто мыслил по-другому или просто ещё не был готов, например, перестать красить губы, чувствуя себя отделёнными от объединения первого, создали объединение второе и последующие. Людям всегда проще объединяться – разъединяясь. Тут мне на ум приходит следующее высказывание: «Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует ». (Б. Рассел)

На самом деле в чём-то неважном быть единомышленниками значительно проще, чем в глобальном. Быть глубокими и открытыми друг с другом и между тем, невзирая на разность взглядов, находить эту объединяющую основу и держаться за неё – это труд. А согласиться в чём-то поверхностном, не затрагивающем нашу личность, – элементарно. В конце концов, перестать щипать брови значительно проще, чем ежедневно работать над своим нафсом. И иметь рядом подругу, для которой выщипанные брови – достаточная причина, чтобы быть спокойной за свою духовную жизнь, – несоизмеримо комфортнее, чем терпеть вблизи присутствие постоянно растущей и развивающейся глубокой личности, стирающей до крови свои духовные мышцы в борьбе с нафсом. Но между тем настоящее, глубокое и крепкое духовное братство, это совместное совершение духовных подвигов и стремление к опережению друг друга в духовном росте.

Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) соревновались в добрых делах и поддерживали единство ради Аллаха. Они были солидарны друг с другом в работе над распространением Ислама. Умма времён Пророка (мир ему и благословение) была молодая, и сподвижники были самыми разными людьми, недавно ставшими единым целым. При этом кто-то только что примкнул к Пророку (мир ему и благословение), а кто-то сделал это раньше. У кого-то было больше знаний, у кого-то меньше.

Они отличались по возрастам, национальностям, культурам. Среди них были даже те, кто некоторое время назад воевал на стороне противников Ислама. И всё это не мешало им стать единым организмом, и именно их полная солидарность с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и между собой положила начало стремительному распространению религии Ислам по земному шару. Быть маленькой группой объединившихся людей, может быть, даже приятнее, – когда ты часть маленького, тебя больше заметно и у тебя больше перспектив. Когда ты – часть большого, ты совсем маленькая часть… твоя значительность кажется меньше. Но на самом деле это не так. В умме важен каждый, и, когда верующие начинают разделяться на сообщества, они ослабляют самих себя.

Для того чтобы быть солидарными, нужно отказаться от групп мелочной солидарности и вспомнить о главном. На нас возложена миссия продолжить дело Мухаммада (мир ему и благословение) и тех, кто был с ним. Солидарность во имя Ислама на земле – отличная основа для того, чтобы быть вместе. Давайте держаться за неё крепче!!!

  • Пример школьного эссе
  • Каковы роль семьи в обществе, ее взаимоотношения с государством? Мож­но согласиться с оценкой Пием XI этой роли как приоритетной в обществе. Как известно, семья является элементом социальной структуры общества, социальной группой людей, связанных отношениями брака или родства, одним из древних социальных институтов.
  • Первоосновой любого государства во все времена была и остается семья. С точки зрения патриархальной теории происхождения государства, государство организуется по типу патриархальной семьи. Государь печется о благе своих подданных подобно тому, как глава семьи заботится о своих домочадцах. По­ложение семьи служит барометром состояния развития общества. В современном обществе меняются взгляды на семью , формы и виды брака. Вместе с тем она остается и сегодня одной из высших общественных ценностей. Каждый из нас является членом семьи и гражданином государства. Признавая важность интересов государства, мы отмечаем, что семейные отношения для человека являются самыми необходимыми, значимыми и близкими.
  • Чтобы укрепить позиции семьи, правительствами многих государств принимаются специальные меры по ее поддержке: предоставление денежных пособий, льгот, развитие системы дошкольных и медицинских учреждений. Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Однако не все еще сделано в социальной политике для укрепления положения семьи в современном обществе. Недостаточно эффективная социальная и культурная политика, негативное , низкая зарплата родителей, недостаточный объем выделяемых льгот и денежных пособий создают трудности в материальном положении большинства российских семей, воспитании детей с позиций гуманистических ценностей.
  • Отношение к семье как высшей ценности со стороны католической и православной церкви актуально и сегодня, так как церковь призывает строить семью на соблюдении христианских заповедей и воспитывать достойных граждан своей страны.

Тема эссе: «Займите место и положение , подобающее вам, и все признают это» Р. Эмерсон

  • Тема эссе: «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» Р. Эмерсон
  • Пример школьного эссе
  • Автором данного высказывания поднята проблема социального положения человека в обществе , способов его достижения и признания обществом приобретенного социального статуса человека.
  • Раскрытие данной проблемы связано с вопросом социальных потребностей человека, в частности, с потребностью в самореализации, в достижении определенного социального статуса. Реализовать такую потребность можно посредством образования, престижа профессии, владения имуществом, власти. Если человеку удается реализовать свои интересы, обеспечить уровень образования, соответствующий требованиям времени , проявить свои деловые качества, удовлетворить материальные и духовные потребности, тогда он займет подобающее ему место и положение в обществе, как утверждает Эмерсон. Трудно не согласиться с автором высказывания. Ведь если человек образован, талантлив, успешен, материально обеспечен, его социальный авторитет будет признан общественным мнением. В истории есть немало подобных примеров. Франклин Рузвельт, страдая тяжелым недугом, сумел занять высокий социальный и политический статус главы Белого дома и стать одним из самых знаменитых президентов США. Святослав Федоров - современный отечественный хирург , офтальмолог создал клинику микрохирургии глаза для лечения глазных болезней, начав свою деятельность в условиях советской системы, ограничивающей экономическую самостоятельность и творческую инициативу в разработке альтернативных методов лечения. Благодаря трудолюбию, неординарным способностям профессионала в медицине, таланту предпринимателя, организатора он приобрел российский и международный авторитет и баллотировался на пост президента Российской Федерации.

Темы эссе по социологии

  • Темы эссе по социологии
  • 1. «Нации - это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски». А. Солженицын
  • 2. «При согласии и малые дела вырастают в большие , при разногласии и большие распадаются». Саллюстий
  • 3. «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр
  • 4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...». А. Чехов
  • 5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами». Л. Толстой
  • 6. «Законы обязаны своей силой нравам». К. Гельвеции
  • 7. «Древний обычай имеет силу закона». В. Максим
  • 8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим». Р. Тагор
  • 9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война». У. Гладстон
  • 10. «Для других мы создаем правила, для себя - исключения».
  • Ш. Лемель
  • 11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон
  • 12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт
  • 13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром
  • 14. «Соглашения предотвращают конфликты». X. Маккей
  • 15. «Семья более священна, чем государство». Пий XI
  • 16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». Н. Бердяев
  • 17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». П. Сорокин
  • 18. «Нация - совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными , глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д. Джебран
  • 19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом». В. Гюго
  • 20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее». Н. Гоголь
  • 21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».В. Ключевский
  • 22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории». Р. Дарендорф

Лев Николаевич Толстой

Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной Поляне». Прокудин-Горский. 1908 год.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Мудрость Л.Н. Толстого

В человеке вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Человек немыслим вне общества.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.

Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делая добро, будь благодарен за это.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Уничтожь один порок, а десять исчезнут.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.

Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.

Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.

Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.

Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.

Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Любить — значит делать доброе.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.