Грубит и приказывает. Не обсуждайте грубое поведение с другими. Профилактика: как предотвратить хамское поведение окружающих на работе

Хамы встречаются нам в абсолютно разных местах, при разных обстоятельствах и стечении событий. На работе, в магазине, в общественном транспорте, на мероприятии и даже дома! Однако, кто-то просто не обращает внимания на хамство и продолжает идти своей дорогой, а кто-то огорчается и расстраивается из-за слов, которые услышал от хама. Эта статья больше подойдет тем, кто страдает от встреч с хамами! Давайте вместе разберемся, как правильно себя с ними вести!

Если ваш муж хам

Не поддавайтесь на провокации

Если вы понимаете, что ваш муж не в настроении и вот-вот начнет делать все, чтобы испортить его вам, просто вставайте и уходите! Скажите очень и очень спокойным голосом, что у вас есть дела поважнее, чем крики, или комментарии хама относительно чего-либо и со спокойным выражением лица удалитесь из комнаты.

Поверьте, хватит буквально 5 минут, чтобы хам успокоился и по вашему возвращению сидел молча и спокойно.

Не оправдывайте хама

Очень многие любят искать причину в себе и даже получив неприятными реплики от хама, пытаются его оправдать, найти свою вину. Конечно, в любой ссоре не бывает только одного провинившегося, однако научитесь смотреть на вещи трезво и здорово. Если вы реально понимаете, что человек вам грубит, не ищите ему оправданий. Лучше подумайте, как наказать хама за его поведение - неделя без домашней еды, серьёзный разговор, ваш переезд с детьми на время к родителям...выбирайте сами!

Если ваш сотрудник хам...


Собирайте команду

Согласитесь, хаму будет намного сложнее вас обидеть, да и вообще произнести что-то вам неприятное, если вы - любимица коллектива. Если вы пока такой не являетесь - не беда, вы можете легко этого достичь. Почаще улыбайтесь коллегам, делайте им комплименты (только от души), ходите вместе пить чай или кофе в обеденный перерыв и пр. Вам не обязательно становится с ними лучшими друзьями, но приятное общение на работе - никогда не будет лишним! А в случае с сотрудником хамом, будьте уверены, что на вашу защиту станет весь коллектив!

Соберите волю в кулак

Очень часто, колкие и неприятные высказывания, да еще и в повышенных тонах, побуждают нас, женщин, отвечать нашему обидчику в той же манере, также громко и неприятно! Не стоит этого делать! Всегда сохраняйте спокойствие.

Просто потому, что вы понимаете, что перед вами человек, который хочет обидеть вас специально и все, что он говорит не соответствует действительно! Так зачем тогда срываться? Во-вторых, переходя на высокие тона, вы еще больше раздражаете вашего обидчика, а также себе саму!

Если хам - незнакомый вам человек

Этот раздел относится к случайным людям, которых мы встречаем в общественных местах.

Отвечайте юмором

Данный метод не только «отобьет» комментарии хама, но и значительно смягчит обстановку. Но! Здесь главное - не подшучивать над собой! Например, кто-то в транспорте пожаловался, что вы задели его сумкой. Вам не стоит говорить: «Ох действительно, а я вот так ждала, пока кто-то заметит, какая я неуклюжая!» Вместо этого стоит ответить: «Но ведь зато вы обратили внимание на такую красивую девушка, как я! Ах, если бы не моя сумка, мы бы никогда с вами не встретились...»

Интеллигентный ответ

Это для грубияна и хама самое большое наказание. Провоцируя, хам ожидает, что мы начнем «играть в его игру», начнет конфликт и ссора. Поверьте, он абсолютно не ожидает интеллигентного ответа, ведь в большинстве на хамство люди начинают отвечать тем же! Но мы то теперь с вами другие. Услышав хамство, сделайте доброжелательно лицо, обязательно смотрите в глаза своему обидчику и скажите: «Мне очень жаль, что я задела вас сумкой! Я надеюсь, не очень сильно! Вы не ушиблись? Возможно, я могу вам как-нибудь помочь?»

Хочу от всего сердца пожелать вам усвоить эти уроки, да и вообще, встречать хамов и неприятных вам людей как можно реже!

В насыщенной на события жизни любой сталкивался с хамством. Это могли быть мимолётные оскорбления, психологическое давление или грубость в разговоре. После таких моментов часто портилось настроение, негативные эмоции зашкаливали, и мы могли начать хамить тоже. А ведь правильно реагировать на хамство – проще простого.

Чего не стоит делать?

Следует понимать, что в зависимости от типа грубостей, поступающих в Ваш адрес, меняется и тактика реагирования на них. Важно также учитывать обстоятельства каждой конкретной ситуации: то, что подойдёт для хамов на улице, никак не применимо во время делового общения.

Однако существуют определённые вещи, прибегать к использованию которых крайне не рекомендуется. И самая главная из них – это игнорирование . Полностью игнорировать грубость и хамоватое поведение в свой адрес не стоит, ибо подобное поведение является приоритетом – безнаказанность.

Хам преследует более глубокие цели, чем может показаться изначально. А вся суть хамского отношения заключается в:

  • едких и колких замечаниях с целью завладеть вниманием человека и спровоцировать его на конфликт;
  • попытках унизить человека;
  • вынудить его поступать по определённому сценарию, манипулируя психологическими слабостями.
Хамство позволяют себе униженные люди. Это унижение коренится глубоко в человеческом сердце, например, в виде детских обид. Проявляя грубость, хам вынуждает свою цель реагировать и преследует вполне конкретные цели. Рассмотрим их и то, как не стоит себя вести с нахалами:

1. Агрессия и безразличие.

Полное игнорирование хамов с их грубостями будет способствовать их ощущению полной свободы, а у Вас испортится настроение. Хамство – это ментальная пощёчина, и подставлять вторую щёку (как и в принципе позволять себя унижать) здесь категорически нельзя.

Вторая крайность – это битьё хама его же оружием, то есть самолично становится хамоватым человеком и грубить в ответ. Важно отметить деталь, многими упускаемую: хамы имеют потрясающий иммунитет к идентичному поведению. Они «подпитываются» Вашей энергией и чувствуют безнаказанность, что даёт им пространство для последующих унижений.

Поэтому с хамами важно соблюдать два основных правила:

  • не грубить в ответ при любой ситуации (если обстановка накаляется и трудно сконцентрироваться, лучше покиньте компанию хама);
  • не игнорировать оскорбления в свой адрес, причём степень хамства не имеет значения.
2. Поиск глубинного смысла.

Не стоит тратить своё бесценное время на хамов, пытаясь понять истинные мотивы их поведения. Скажем сразу – это дело комплексов и душевных конфликтов, в попытках справиться с которыми человек следует по пути наименьшего сопротивления, то есть использует грубость и оскорбления.

Опять же, всё зависит от обстоятельств произошедшего: если к хамству прибегает ученик в школе, подобное поведение могло быть неосознанным (например, неприятные жизненные ситуации). Но когда хамит посторонний человек на улице или кассир в магазине, не стоит тратить время, пытаясь понять истину.

Вы потеряете силы, нервы и время, пытаясь объяснить человеку ошибки в его поведении. А в итоге натолкнётесь на непробиваемый барьер из глупости, нежелания признавать ошибки и очередной порции хамства.


3. Усугубление.

Когда у хама имеются определённые жизненные/душевные проблемы, он прибегает к хамству, не желая признавать их существования. За счёт выпускаемой агрессии хам начинает испытывать уверенность, временно забывая о насущных проблемах.

Чем дольше поддерживать контакт с собеседником и его хамством, тем изматывающей окажется ситуация. Разговор должен быть коротким, но ёмким. Хам должен понять, что нарвался зря и необходимо отступать.

4. Физическое насилие.

Помните, что хамство – это дуэль речевого аппарата и самооценки. Вы не должны распускать руки или бросать предметы в хамов. Существует вероятность проблем с законом, да и рукоприкладство – хуже любого ответного хамства. Пересилив себя и правильно отреагировав на хамство, Вы получите плюсов гораздо больше, нежели просто покалечите человека.

Почему люди начинают хамить, что можно и чего нельзя делать в подобных ситуациях, Вы узнаете из следующего видеоролика.

Как правильно реагировать на хамство?

Рассмотрим несколько советов общего характера, которые, несомненно, помогут с реагированием на хамство:

1. Высокомерие и гордость.

Слегка приподнятая голова, нахмуренные брови, взгляд в духе: «Что происходит?» мгновенно внесут в негодяя порцию разума (это заметно внешне по эмоциям лица). Достаточно лишь пары секунд подобного взгляда, чтобы это возымело эффект.

2. Вежливость.

Когда человек прибегает к хамству, последнее, чего он ожидает – искренней вежливости:

  • «Уважаемый, у Вас какие-то претензии?»;
  • «Зачем Вы пытаетесь спровоцировать меня?» и т. п.
Расспрашивая хулигана не нужно ожидать рационального ответа – это лишь способ грамотно парировать грубость собеседника. Обращаясь такими фразами к грубияну, нет необходимости замедлять шаг, ведь его манера речи не достойна Вашего внимания.

Если хамство проявляет кассир или продавец, тут прямого контакта не избежать. Но задав упомянутые вопросы, высока вероятность увидеть направленный вниз виноватый взгляд. Ничего не говорите, а спокойно наслаждайтесь процессом. Отвечайте только по делу и не благодарите хама, ведь на психологическом уровне это выглядит как благодарность за проявленное в Вашу сторону неуважение.

3. Спокойствие и откровенность.

Хамы трусливы по своей натуре. Ваш страх и растерянность делает их сильнее на психологическом уровне, поэтому соблюдайте спокойствие.

Если Вам высказывают претензии или откровенно грубят по какому-либо поводу, попробуйте отвечать максимально естественно и правдиво:

  • «Ты воняешь! Из помойки вылез?»;
  • «Хамишь незнакомцам. Тебя плохо воспитали?».

Не пытайтесь выдумать несуществующие факты своей жизни: нет необходимости выглядеть в глазах хама счастливее, успешнее и лучше него. Вы изначально лучше.


Разновидности хамства

Грубости от хамов не имеют ни малейшей доли правды или рационального смысла, их цель – унизить Вас и разжечь конфликт. Поэтому не позволяйте себе испытывать чувство вины, неполноценности и не оправдывайтесь перед хамством в любой его форме. Если у адекватного человека имеются претензии на Ваш счёт, он никогда не прибегнет к хамской манере общения.


Как уже было сказано, всё зависит от ситуации и обстоятельств. Разберём наиболее популярные:

1. На улице.

Если Вам в спину звучит хамство (обычно это колкая издёвка), значит, Вас выбрали целью для оскорблений. Если не хотите вступать с хамом в речевой диалог, переведите контакт на невербальный.

Брошенный в сторону хама недоумевающий и вопросительный взгляд, со слегка приподнятой бровью, довольно быстро остудит его пыл.


Вам, по факту, даже необязательно пытаться состроить конкретное выражение лица: просто взгляните на хама, словно он на пару ступеней эволюции опоздал в развитии.

2. На дороге.

В психологии давно введено понятие «автохам». Нахамить могут как водители, так и пешеходы. Следуйте таким советам по правильной реакции:

  • проявите жалость и сочувствие к хаму, ведь ему настолько сложно существовать в этой жизни, что, кроме хамства, ничего и не осталось (взгляд, преисполненный сопереживания);
  • попробуйте перевести конфликтную ситуацию на юмор: «Я думал, двигатель загорелся, а это, оказывается, у Вас от эмоций пар из ушей пошёл!»;
  • если пешеход решил нечленораздельно покричать на водителя (Вас) в хамской манере, состройте ужаснувшуюся гримасу (чем глупее и абсурднее, тем лучше) и, с облегчением выдохнув, добейте фразой: «Ты так орёшь! Я подумал, Гитлер воскрес!».
3. В Интернете.

Здесь хамство процветает, ведь наказать обидчика – невозможно. А полная безнаказанность за издевательства лишь подогревает интерес грубиянов к действию.

Это тот самый редкий случай, когда полное игнорирование собеседника – наилучший исход. Если Вы продолжите общаться с таким человеком, много нервов и сил уйдёт в никуда. Однажды наступив на такие грабли, не повторяйте своих ошибок.

4. На работе.

Если хамство идёт от лица начальника, попробуйте воспользоваться методом резкой благодарности. Когда суть претензии заключается в опоздании, скажите, что благодарны за критику в свой адрес. Пообещайте, что обязательно оставите дома больного ребёнка, чтобы вовремя прийти и не опоздать. Высказывайтесь максимально спокойно, без сарказма, иначе рискуете остаться без работы.

К хамству сотрудников, откровенно Вас недолюбливающих, допустимо позволить немного больше. Прежде чем начинать хамить, обидчик заранее составляет у себя в голове сценарий Ваших действий. Используйте классические фразы, которые нарушат целостность его планов и мгновенно обезоружат:

  • «И?»;
  • «Хамство не к лицу, особенно – к Вашему»;
  • «С какой целью Вы это говорите?»;
  • «Чтобы рассмотреть каждый Ваш комплекс мне понадобится вечность. Или две.».
Как реагировать на издевки и оскорбления на работе, а также почему их нельзя игнорировать, Вы узнаете из данного видео.


Хамство от незнакомых детей

Совершенно иное дело, если хамит ребёнок. Самым лучшим вариантом развития событий будет упомянутое игнорирование (не всецело) и показательная мимика.

Абсолютная безразличность к хамскому поведению детей будет всё больше подталкивать их к повторению безнаказанных действий.


Идеальным вариантом будет психологический манёвр удара сразу с нескольких направлений:
  • Проводите малолетнего хама грозным взглядом – здесь вступает в силу бессознательный страх: трепет перед собственными родителями.
  • Озвучьте свои мысли на его счёт, но не в агрессивном ключе, а, например, фразой: «Кто же тебя такому научил?». Не обращайте внимания на его ответ и продолжайте свой путь, главное – это посеять в нём раздумья: «А правильно ли я поступаю?».
  • Не продолжайте диалог с хамом после произошедшего. Он хотел получить внимание, а если цель не достигнута, значит, что-то он делает неправильно.
Существует главное правило, относящееся к хамам в принципе, но особенно – к незнакомым детям-хамам: не пытайтесь научить ребёнка правильному поведению в социуме. Ввиду возраста и отсутствия опыта ребёнок не в силах всецело осознать проблемы неподобающего отношения к другим людям.

Как же реагировать на хамство супруга/ребёнка в семейном кругу? Для начала постарайтесь разобраться в сути проблемы. Вполне возможно, что хамство – это способ проявить претензии по отношению к Вам. Постарайтесь вслушаться в слова. Таким образом Вы сможете трезво оценить, действительно ли виноваты Вы:

1. Существует ли недобросовестное отношение к обязанностям в семье с Вашей стороны?

Например, Вы приняли на себя стирку/уборку/готовку по дому, Ваша жена или муж зарабатывают деньги на работе, но со своими делами Вы никак не справляетесь. Если дело в этом, то стоит искренне извиниться и пояснить, почему Вы не справляетесь, и Вам неприятно хамство в свою сторону. Любящий человек поймёт, простит, а главное – попросит прощения за своё хамское поведение.

Если Вы считаете претензии недостаточными, то не просите прощения.


Завершите диалог фразой: «В итоге я смогу простить твоё хамское поведение, но забыть – вряд ли». Если Ваш супруг был в плохом настроении или зол, он надолго запомнит эти слова и впредь хамить не станет.

2. Свобода действий.

Люди начинают хамить тогда, когда чувствуют безнаказанность за свои действия. Поставьте грубияна на место, сообщив, что нельзя так общаться с любимым человеком. Продолжите фразой: «Или ты меня уже не любишь?».

Эффекта это не возымеет лишь в двух случаях:

  • человек на грани нервного срыва или в состоянии аффекта;
  • в семейных отношениях существует действительно серьёзная проблема, и без визита к семейному психологу тут не обойтись.


3. Хамство как отношение.

Если хамское поведение супруга возникает на постоянной основе, то реагировать на хамство можно в стиле знаменитой игры «Холодно, горячо».

Когда супруг будет вести себя без хамства, проявляйте ласку, заботу, общайтесь, в общем – будьте собой. Если любимый человек начинает хамить, покройтесь «льдом»:

  • не инициируйте общение;
  • не рассказывайте о событиях дня либо делайте это очень кратко;
  • на все вопросы отвечайте «да/нет/не знаю»;
  • на предложения секса отвечайте «думаю, не сегодня»;
  • выполняйте семейные обязанности максимально быстро, тихо и хорошо.
Однако всегда говорите «спасибо» и «пожалуйста», ведь ваша цель – проучить за хамство, но не более. Также сохраняйте размеренный тон: он не должен быть слишком «тёплым» или чересчур безразличным.

Совершенно другое дело, если хамить начал Ваш собственный ребёнок. Помните, что дети априори любят своих родителей, поэтому хамство возникает, когда:

  • ребёнку что-то необходимо: Ваше внимание, понимание, даже помощь, о которой он не говорит;
  • что-то повлияло на него: драка, унижения или оскорбления в школе/на улице, хамство от других людей;
  • что-то не понравилось в Ваших действиях: Вы могли его случайно обидеть, поставить в неловкую ситуацию, проявить несправедливость.
Самая адекватная реакция на хамство сына или дочери – попытаться понять их суть:
  • при хамском поведении, как и всегда, не воспринимайте грубые слова или показательные действия близко к сердцу;
  • найдите истинную причину хамского поведения;
  • грамотно отнеситесь к решению ситуации, а если дело в Вас – исправьтесь, если поступали неправильно;
  • помните: если для Вас существующая проблема незначительна, то для Вашего ребёнка она может быть чуть ли не конфликтом вселенных, без преувеличения.
Хамское поведение может настигнуть где угодно и в любой момент времени. Возьмите на вооружение известные советы, храните трезвость ума и самообладание. Самое главное правило в борьбе с хамством: не принижаться и не оправдываться, и хам скоро поймёт, что лучше бы поискать другую жертву для насыщения своего эго.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 5 минут

А А

Для многих людей работа — это не только источник для пополнения семейного бюджета и якорь стабильности, но и любимое занятие, которое является способом самовыражения и приносит определенную радость в жизни. К сожалению, далеко не всегда работа связана лишь с радужными и приятными эмоциями: отношения с коллегами могут вынудить даже спокойного человека хлопнуть дверью.

Как ставить на место наглых коллег?

5 ответов коллеге, если он постоянно придирается в работе

Ваш «товарищ» по работе зорко следит за каждым вашим шагом, безосновательно придирается к каждой мелочи, изматывает вас нападками, упреками и подколками? Не спешите плескать лимонадом в физиономию нахала или отправлять его в далекое путешествие по известному адресу — для начала убедитесь, что исчерпаны все культурные методы.

  • «Не хотите чашечку кофе?». И поболтать по душам. Вы удивитесь, но доброжелательность иногда не просто обескураживает нахала и лишает его «колючек», но и быстро решает проблему. В конце концов, взрослые адекватные люди всегда в силах найти общий язык.
  • Будьте гибче и ищите компромисс. Даже, если ничего не выйдет, ваша совесть будет чиста — вы хотя бы попытались.
  • «У вас петрушечка в зубах застряла». Сводите все нападки к шутке. С улыбкой, но категорично «съезжайте» с любого упрека. И продолжайте спокойно делать свое дело. По принципу «улыбаемся и машем». На 10-й раз коллега устанет от ваших ответных подколок и «недеяния» (лучший ответ хамам — именно недеяние!) и найдет себе другую жертву.
  • «Ваши предложения?». А действительно — пусть покажет и расскажет. Дайте человеку возможность проявить себя, а себе возможность — перейти к нормальному диалогу с коллегой. Спокойно выслушайте его возражения и предложения. Также спокойно согласитесь либо, в случае несогласия, аргументированно и, опять же, спокойно озвучьте свою точку зрения.
  • «И действительно. И как я сразу не сообразила? Спасибо, что заметили! Исправим». Не надо лезть в бутылку. Самый бескровный вариант — согласиться, улыбнуться, сделать, как вас просят. Особенно в том случае, если вы не правы, а коллега — более опытный в вашей работе человек.

5 верных шагов, если за тобой следит коллега по работе и доносит начальству

В вашем коллективе завелся «засланный казачок»? И все больше по вашу душу? Если вы примерный работник и имеете твердую привычку держать язык за зубами, то можно не волноваться. Впрочем, знать о правилах поведения со «стукачами» не помешает.

  • Помещаем коллегу в информационный вакуум. Все важные и личные вопросы обсуждаем только вне работы. Пусть товарищ голодает без пищи для доносов. И, конечно, ответственно подходим к своей работе. Если вы приходите за полдень, убегаете задолго до окончания рабочего дня, а большую часть своего рабочего времени проводите в «курилке», то начальник и без кляузников определит вас в бессрочные отпускники.
  • Действуем от обратного. Спокойно и уверенно запускаем «дезу», и пусть доносчик греет свои длинные уши и разносит эту дезу по компании. Минимум, что его ждет — выговор от начальства. Метод радикальный, и вполне может оказаться палкой о двух концах, поэтому выбирайте материал для «дезы» крайне обстоятельно.
  • «Кто здесь?». Игнорируем самого коллегу и его попытки испортить вам жизнь. А что касается начальства, здесь переживать не стоит: стукачей не любит никто. Поэтому не вздумайте бежать следом за коллегой-стукачом к руководителю и вставлять свои 5 копеек. Просто «сидите на берегу реки и ждите, пока труп вашего врага проплывет мимо вас».
  • «Ну что, поговорим?». Разговор «по душам» вполне реальный вариант решения проблемы. Но без начальства и в присутствии свидетелей — других коллег. И желательно, тех коллег, что находятся на вашей стороне. В процессе задушевного разговора можно объяснить коллеге, что о его действиях всем известно, что эти действия никто не поддерживает, и что во все времена участь стукачей была незавидной (тон разговора и эпитеты каждый выбирает в меру своей интеллигентности). Стоит отметить, что в результате таких разговоров стукачи весьма часто осознают свои ошибки и встают на путь исправления. Главное — донести до человека, что в вашем дружном и крепком коллективе с такими жизненными «принципами» долго не задерживаются.
  • К черту деликатность, считаем стукачу ребра! Это — наиболее худший вариант развития событий. Вашу «карму» он не повысит однозначно. Поэтому эмоции — в сторону, трезвость мышления и спокойствие — превыше всего. А еще лучше снять напряжение поможет юмор. Именно юмор, а не сарказм и умело вставленные «шпильки».

В вопросе с доносами всегда тяжелее, чем при обычном хамстве. Хама можно, при желании, перетянуть на свою сторону, успокоить, вывести на разговор, превратить в друга из недруга. Но дружить со стукачом — этого гордость, как правило, не позволяет никому. Поэтому, если в вашем дружном коллективе завелась змея, лишайте ее яда сразу.

Коллега откровенно хамит – 5 способов осадить наглеца

С хамами мы встречаемся везде — дома, на работе, в транспорте и пр. Но если хама автобусного можно проигнорировать и забыть сразу, как вы вышли на своей остановке, то хам-коллега — это иногда настоящая проблема. Ведь не будешь же из-за него менять работу.

Как осадить наглеца?

  • На каждый хамский выпад отвечаем шуткой. Так и нервы будут целее, и ваш авторитет среди коллег — выше. Главное — не перейти грань в своих шутках. «Ниже пояса» и черный юмор — не вариант. Не опускайтесь до уровня коллеги.
  • Включаем диктофон. Едва только хам открывает рот, вытаскиваем из кармана диктофон (или включаем его на телефоне) и со словами «Погоди, погоди, я записываю» нажимаем кнопку записи. Не нужно пугать хама, что вы отнесете эту аудио-коллекцию шефу, записывайте «Для истории!» — демонстративно и непременно с улыбкой.
  • Если хам самоутверждается таким образом за ваш счет, лишите его такой возможности. Он достает вас во время обеденного перерыва? Кушайте в другое время. Мешает во время рабочего процесса? Переведитесь в другой отдел или на другой график работы. Нет такой возможности? Игнорируйте выпады и смотрите пункт 1.
  • «Хотите поговорить об этом?». Каждый раз, когда вас пытаются вывести из себя, «включайте» своего внутреннего психиатра. И смотрите на своего оппонента всепрощающими глазами психиатра. Специалисты никогда не перечат своим буйным пациентам. Они гладят их по головке, ласково улыбаются и соглашаются со всем, что пациенты говорят. Для особо буйных — смирительная рубашка (камера телефона вам в помощь, и всю серию видео-роликов на ютуб).
  • Растем личностно. Займитесь собой — своей работой, увлечениями, ростом. При личностном росте все хамы, доносчики и сплетники остаются где-то за пределами вашего полета. Как муравьи под ногами.

5 ответов, как вести себя с коллегой-сплетником

Конечно, каждого выводят из равновесия ложные слухи, распускаемые за спиной. В этот момент ощущаешь себя «голым» и преданным. Особенно, если распространяемая со скоростью света информация о вас — правдивая.

Как себя вести?

  • Сделать вид, что вы не в курсе ситуации, и продолжать спокойно работать. Посудачат и перестанут. Как известно, «все проходит», и это тоже.
  • Присоединиться к обсуждению себя. С юмором и шутками-прибаутками. Примите участие в сплетне и дерзко добавьте пару-тройку шокирующих подробностей. Даже если сплетни не прекратятся, хотя бы снимете напряжение. Дальше работать будет гораздо легче.
  • Указать коллеге на конкретные статьи УК о клевете , которые он нарушает своими сплетнями. Не понимает по-хорошему? Подавайте иск о защите чести и достоинства.
  • Каждый день намеренно и демонстративно подкидывать коллеге новую тему для сплетен. Причем, темы должны быть такими, чтобы через неделю коллектив напрочь устал от них.
  • Поговорить с боссом. Если ничего не помогает, то остается только этот вариант. Только не надо врываться в кабинет к шефу и делать то же самое, чем занимается ваша коллега. Спокойно обратитесь к начальству за помощью, не называя имен — пусть посоветует вам, как выйти с честью из данной ситуации, не навредив общему микроклимату в коллективе.

Сегодня очень многие работодатели, предъявляя список требований к потенциальным сотрудникам, указывают в вакансии, помимо прочего, и такой милый пунктик как стрессоустойчивость. Из этого вполне можно сделать вывод, что нервишки вам на данной работе вытреплют. Уж во всяком случае, попытаются это сделать. И приступают к проверкам на устойчивость психики уже на первом собеседовании: задают некорректные вопросы, бросают грубые фразы, повышают тон голоса и т.д. И приходится терпеть, изворачиваться, оставаться хладнокровным, ведь работа-то

нужна. И хорошо, если после такого интервью и принятия вас на работу стрессы закончатся.

Но не всегда такое случается. Бывает, что коллеги начинают недолюбливать новичка и пытаться его тем или иным способом выжить с только что полученного рабочего места. Если новый сотрудник не привык лезть за словом в карман, то он знает, А как быть человеку, который по природе своей деликатен и чувствителен и просто теряется, когда его «травят»? В такие моменты он забывает даже, как его зовут, не говоря уже о том, чтобы дать достойный ответ на грубость. Все слова буквально вылетают из головы, а «прозрение» приходит уже после того как «травля» временно закончится. Именно в этот момент в мозгу начинают проноситься Прокручивая миллион раз в уме сложившуюся ситуацию, человек начинает вдруг находить массу вариантов, как ответить на грубость, и очень жалеет, что ничего не может поделать со своим «ступором» во время нападок. Как говорится, «умная мысля приходит опосля».

Но ведь постоять за себя как-то нужно. Нельзя позволять кому бы то ни было морально


издеваться над собой. В случаях, когда человек не знает, как ответить на грубость в том же ключе, психологи рекомендуют прибегнуть к технике так называемого ассертивного поведения. Этот способ считается одним из лучших, а главное, простых для разрешения практически любых конфликтных ситуаций. Суть его заключается в том, что человек, подвергающийся постоянным нападкам, сохраняя совершенно невозмутимый, спокойный и даже равнодушный вид, должен соглашаться со всеми высказываниями в его адрес. Не нужно проявлять никакой агрессии, даже если на вас кричат. Например, вас гневно обвиняют в Вы, не проявляя никаких эмоций, равнодушно соглашаетесь, мол, да, я виноват, я не выполнил план. Оппонент, ожидающий совершенно другой реакции, получает настоящий «разрыв шаблона» и не находит, что ответить. С каждым новым обвинением просто соглашайтесь, слово в слово проговаривая вслух то, в чем вас упрекают. Рано или поздно, но собеседнику надоест разговаривать с «заезженной пластинкой», и он отстанет.

Теперь вы знаете, как ответить на грубость недолюбливающих вас сотрудников. А вот с непосредственным начальником нужно быть чуть осторожнее, хотя и бояться его не стоит. Пусть он кричит, шумит и швыряет в вас документами - ваша невозмутимость умерит его пыл. И когда он, наконец, устанет от собственных воплей, спокойным и уверенным тоном попросите его больше не разговаривать с вами подобным образом. Ни в коем случае не оправдывайтесь, а просто предложите начальнику теперь сказать все то же самое, но спокойно и взвешенно, без излишних эмоций. Если директор начал отчитывать вас при коллективе, скажите ему: «Семен Семенович, насколько я понял, данный вопрос касается только моей персоны и вас. Почему бы нам не обсудить его с глазу на глаз?». Таким образом вы не потеряете ни свое лицо, ни уважение начальства.

Есть люди, которые ставят свои желания выше интересов всех остальных. Они совершенно не считаются с тем, что живут и действуют в обществе, где следует соблюдать нормы общения и поведения.

Как правило, такие граждане излишне настойчивы, неоправданно возбуждены и требуют повышенного внимания к себе. А также всюду стараются «пролезть без очереди», нарушая комфорт и спокойствие окружающих. «Мне, и больше никому!» – так кратко можно описать их поведение. Но ведь общеизвестно, что личная свобода одного человека заканчивается там, где начинаются проблемы у других. То есть ты вправе вести себя лишь таким образом, чтобы это не мешало остальным, не создавало для них неудобств и дискомфорта.

Но жизнь показывает, что, к сожалению, сами изменить подобных людей мы не в состоянии. Разве что их можно изолировать от общества с помощью правоохранительных органов – в случае, если они преступили черту закона. Но если до этого все же не дошло, а вы страдаете от чьих-то неприятных выходок, научитесь не обращать внимания или реагировать минимально на чужие выпады, хамство и невоспитанность. Особенно если вы вынуждены общаться с невыдержанными людьми на своем рабочем месте.

Хамство - главное доказательство отсутствия аргументов.
Мария Владимировна Захарова

Спокойствие, только спокойствие...

Лучше всего стараться сохранять невозмутимость и хладнокровие. Вспомните слова сказочного персонажа Карлсона о сохранения спокойствия в любой ситуации.

Весьма полезный совет, когда откорректировать можно не окружающую действительность, а свое отношение к происходящему.

Как известно, бурная реакция на чужую агрессию лишь распаляет хама, поэтому отвечайте в подчеркнуто корректной форме. Особенное если это ваш клиент, а вы по долгу службы от него зависите.

Если, к примеру, он хочет, чтобы вы бросили все дела и срочно уделили внимание ему, то отвечайте так: «Извините, я сейчас занята, но как освобожусь – сразу займусь вами и обслужу».


Затем на какое-то время просто перестаньте его замечать. Для этого мысленно представьте, что вас разделяет стеклянная стена, не пропускающая звук, или водопад. Такой прием психологической защиты станет ушатом холодной воды для разгоряченного и неуравновешенного человека. Ну а потом профессионально корректно постарайтесь ему помочь.

Подумайте о том, что необоснованные претензии недовольного человека могут быть вызваны вовсе не вами, а спровоцированы совершенно иными причинами – сложившимися обстоятельствами в жизни индивидуума, его плохим самочувствием, усталостью, неуверенностью в себе, невозможностью удовлетворить потребности и желания, личными проблемами и т.д.

Вы, что называется, просто попались ему под горячую руку. Так что не следует сразу брать вину на себя, расстраиваться и реагировать на то, что к вам лично совершенно не относится.

Умение переключаться

Учитесь также переключать свое внимание с негатива на позитив. Например, вам пришлось выслушать что-либо неприятное в свой адрес. Но вы не вступаете в перепалку, а вспоминаете, как другие люди вас хвалили и благодарили.

Можно также в этот момент посмотреть на что-либо, радующее ваш взор. Это может быть ваза с цветами, репродукция на стене, забавная статуэтка и все то, что находится в непосредственной близости от вашего рабочего места. Изменить настрой в лучшую сторону способен даже вид из окна.

Обязательно хвалите себя, когда вам удается сдержаться, не вспылить и не выйти из берегов, сохранить свои эмоции под контролем. Ведь это значит, что вы овладели навыками саморегуляции.

Говорить правду – это не хамство, а свойство делового человека, привыкшего беречь время.
Анатолий Степной. Сердце в броне


Будьте также всегда чуть отстранены от тех, с кем вам приходится контактировать, а сосредотачивайтесь не на чужих поведенческих проявлениях, а на своих профессиональных обязанностях. То есть если вы хотите сохранить собственные душевные силы и внутреннее равновесие, то на рабочем месте не слишком погружайтесь в чужие проблемы, особенно когда они не касаются ваших служебных обязанностей.

Не старайтесь заменить собой других специалистов. К примеру, продавец не должен быть психологом, фармацевт – врачом, а таксист – консультантом по ремонту и покупке автомобилей.

Чтобы рутинные обязанности и надоевшие действия вызывали у вас меньше раздражения и неприятия, попробуйте нарушать привычный ход вещей хотя бы в мелочах. Иначе общение с людьми, особенно с посетителями вашего учреждения или клиентами может превратиться для вас в настоящую пытку.

Их неприятные манеры и действия по принципу последней капли вдруг нарушат ваше терпение. Тогда из доброжелательного человека вы способны мгновенно превратиться в . И последствия могут сильно повредить вашей карьере. Поэтому сразу договоримся, что досадные рутинные мелочи способны серьезно помешать правильному общению с людьми.


Допустим, если вы продавец, начинайте раскладку товара с разных полок. И в положенный перерыв то чаю попейте, то просто выйдите на улицу и подышите воздухом. А если, к примеру, вы водитель такси, старайтесь выбирать разные маршруты до конечной точки пути. В общем, придумайте, что и как можно изменить, чтобы вам стало психологически легче.

Придя домой после работы, снимите с себя, как форменную одежду, чужие заботы и проблемы, которыми вас нагрузили на рабочем месте. Для этого обязательно смените наряд на домашнюю одежду – комфортную и уютную, примите душ или хотя бы умойтесь. Затем возьмите паузу в 15-30 минут, чтобы побыть наедине с собой и расслабиться.

Проделайте какое-либо специальное упражнение на расслабление . К примеру, такое:

  • Сядьте в кресло, примите удобную позу, положите руки на колени и закройте глаза.
  • Постепенно расслабляйте мышцы сверху вниз, начиная со лба, щек, губ, шеи и заканчивая икрами ног и стопами.
  • Одновременно представьте, например, что вас греют лучи ласкового весеннего солнца. Вам тепло, спокойно и приятно.
  • Дышите при этом ровно, а когда почувствуете себя лучше, вдохните глубоко, потом задержите дыхание и энергично выдохните.
  • После этого сразу откройте глаза.

Для родных и близких

Понятно, что зачастую бывает сложно общаться даже со знакомыми, друзьями и родственниками. Особенно если вы человек излишне эмоциональный, ранимый и тревожный.

Возьмите себе за правило снисходительнее относиться к чужим слабостям, к тому же вы этих людей знаете давно и вполне способны предугадать их реакцию на те или иные слова и поступки.

Будьте неизменно доброжелательны и не давайте себя спровоцировать на ссору. А если не получается, найдите возможность прекратить неприятный разговор, а еще лучше – покинуть помещение, где назревает скандал.

Заключение

И, напоследок, совсем простое правило: улыбайтесь почаще! Ведь открытые, искренние и радостные люди распространяют вокруг себя позитив. И если вы научитесь создавать в своем близком кругу атмосферу доброжелательности, поверьте: эта привычка распространится и на все ваше окружение в целом.