Что такое писание. Каким должно быть описание товара. Описания, скопированные из интернета

Что такое описание? Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

Слайд 32 из презентации «Сочинение по картине Утро Яблонской» . Размер архива с презентацией 1233 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Жуковский Светлана» - Художественное своеобразие. В комментарии к «Евгению Онегину» (Гл. Программа Г. Меркина Баллада В. А. Жуковского «Светлана». По поверью, будто бы. Бросание башмачка. В древней Руси, гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. 6 класс Литература. Святочные гадания на Руси. Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Литьё воска. «Светлана»». «Гадающая Светлана» Карл Брюсов. Даже в библии и то мы встречаем неоднократные случаи гадания. Слушающие обязательно должны быть девушки!

«Зощенко в литературе» - Наставничество Горького и "метаморфоза" Зощенко. О созвучности художественных миров Зощенко и Высоцкого первым, пожалуй, высказался Е. Евтушенко в стихах, посвященных смерти поэта: “Для нас Окуджава был Чехов с гитарой. Особенности драматического конфликта. "Зверь" и "неживой человек" в мире раннего Зощенко. Драматургическое наследие М.М. Зощенко - достаточно обширное и своеобразное, чтобы стать объектом внимания и изучения, - всегда считалось наиболее слабой, неинтересной частью творчества писателя. Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования.

«Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Алексей Маресьев. Врачи было наложили запрет, да за гонщика вступился летчик Алексей Маресьев. Побратим Маресьева капитан Валерий Гринчак. А.П. Маресьев в самолете. Алексея Григорьевича можно смело вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (2). Можно представить, сколько физических и нравственных страданий пережил Валерий.

«Пришвин по литературе» - Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936. Сказка-быль "Кладовая - солнца". Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Особенности жанра. К.Паустовский. Цель урока: Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954. План: Место и время действия. Миша Пришвин 8 лет. Урок литературы в 6 классе. Подготовила: Лупинос Н. П., учитель русского языка и литературы МОУ Красненская СОШ. Финал. Дом, в котором родился М. Пришвин. Рассказ о жизни Насти и Митраши - сказка или быль?

«Пушкин 6 класс» - Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. 19 октября 1811 года. Первый раз в апреле 1829 г., но получил неопределенный ответ. Пушкин был убит на дуэли Дантесом. Пал оклеветанный молвой. Дети Пушкина. "Пушкин поражен был красотою Н. Н. Гончаровой с зимы 1828 - 1829 года. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Лицейская пора (1811 - 1817). Царское село.

«Дубровский 6 класс» - Автор: Морозова О.И. Молодой барин Владимир Дубровский. Русский барин Кирила Петрович Троекуров-любитель собак. Грозный барин К.П. Троекуров. Владимир воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Главные герои романа «Дубровский». Отец и сын Дубровские. Презентация по литературе на тему А.С. Пушкин «Дубровский» 6 класс

Тип речи — это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности.

В соответствии с этими целями лингвисты выделяют три типа речи : описание, повествование, рассуждение.

Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности.

  • Какова последовательность действий (событий)?
  • Что происходило сначала и что происходило потом?

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).

Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • экспозиция (не всегда есть),
  • завязка,
  • развитие действия,
  • кульминация,
  • развязка.

Экспозиция:

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Завязка:

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

Развитие действия:

Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.

Кульминация:

Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.

Развязка:

Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.Ю.Лермонтов).

Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

  • Каков предмет описания?
  • Как он выглядит?
  • Какие признаки для него характерны?

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • общее впечатление (или общий признак),
  • признаки предмета, человека, явления или животного.

Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:

Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

  • Почему?
  • В чем причина данного явления?
  • Что из этого следует?
  • Каковы следствия данного явления?
  • Что оно значит?

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:

  • тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
  • обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
  • вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Примечания:

  • Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. Например, в отрывке из повести К. Паустовского «Золотая роза» последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение.:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

  • В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Источники:

  • Раздел «Типы речи» в учебнике Е.И. Литневской «Русский язык»

Дополнительно о тексте и типах речи на сайте licey.net:

    • Упражнения к теме « Основные правила построения текста
    • Упражнения к теме « Функционально-смысловые типы текстов
  • Текст-описание и его виды
    • Упражнения к теме « Текст-описание и его виды
    • Упражнения к теме « Текст-повествование и его виды

один из этапов эмпирического познания, упорядоченное изложение фактов, с целью вызвать ясное и отчетливое представление о них. Описание интересует, «что» и «как», а также «почему» и «отчего» (т. е. каковы причины). Латинский аналог понятия - дескрипция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПИСАНИЕ

Существует три возможных способа мысленного постижения действительности. Это - каузальный, феноменологический и "бытийственный". В первом способе вещь объясняется с процессуальной стороны, т. е. с причинно-следственной т. зр. В этом отношении вещь видится в качестве посредника (звена в цепи), но не в качестве чего-то самодовлеющего. Феноменологический способ О. предполагает осмысление вещи внутри себя самой как структуры и формы. И, наконец, третий, "бытийственный", способ требует предельно "объективного", независимого от субъекта охвата вещи, включающего всю совокупность "энергий" и "сил", явивших ее к бытию. Господство того или иного способа постижения действительности характеризует то или иное жизнеотношение в определенную культурноисторическую эпоху. Так, новоевропейская "научность", в противоположность античной, в особенности на стадии своего становления, принципиально основывалась на решающем перевесе наблюдения каузальных связей. В центре был поставлен эксперимент, ориентированный не на образ, а на эффект, на познание причины из "причиненного" следствия. Именно эта эпоха проводит экспансию объяснительного метода, как подведения особенного под всеобщее, во все виды человеческого знания, обесценивая способ О., под которым оно видит лишь схватывание единичного. Дело существенно меняется по мере углубления методов исследования в области исторических, феноменологических, герменевтических, лингвистических и т. п. наук. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико стремится утвердить другой фундамент для познания, заявляя, что исторический мир, создаваемый человеком, является более доступным для выявления "первых причин", чем мир природы. Различие "наук о духе" и "наук о природе" резко ставится в неокантианстве: Виндельбанд противопоставляет номотетические науки и идиографические. Их различие объясняется противоположностью методов: естествознание генерализует, подводя факты под всеобщие законы; "науки о культуре" - индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики "наук о духе" как наук понимающих, ориентированных на истолкование особенностей и внутреннего смысла культурных традиций и текстов, имело место в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея.

Метод О. обнаружил свои перспективы в феноменологии Э. Гуссерля. Он подразумевал обращение не к чувственному и опытному видению вещи, а ее интенциональному представлению. Описать воспринятое как таковое в феноменологическом аспекте - это значит на данном экземпляре, например, воспринятом доме, проследить различные дескриптивные измерения, которые принадлежат к каждой ноэме, включая ее онтический состав и все, находящиеся вне опыта признаки дома, предуказанные "горизонтным сознанием". Феноменологический метод состоит в О. сущности "себя-показывающего". Согласно герменевтике, эти сущности предпосланы как нечто понимаемое, но до их "направленного видения" они находятся в скрытом состоянии и поэтому требуют своего истолкования. М. Хайдеггером было показано, что т. н. точные науки также зиждятся на невысказанной онтологии. Хайдеггер различал анализ и аналитику. Первый касается оптической области (отношений вещей сущего), второй - онтологической области (экзистенциальных отношений). Анализу присуще обращение к причине, породившей предмет, т. е. он включает расчленение его на составляющие и их каузальное объяснение. Аналитика ставит себе в задачи в некоей связности описывать показывающиеся экзистенциальные общественно-исторические и индивидуальные существования. Но в естественных науках, опирающихся на анализ, в действительности не существует некоего объективного содержания. Ибо то, что в классической физике зовется природой, обозначается как равномерная прямолинейная связность движения точек массы. Благодаря этому допущению, произведенному человеком, природа представляется через свою законосообразность и становится предметом для возможных исчислений и предсказаний всех процессов. Кроме того, в качестве объективного критерия наука выдвигает эксперимент. Однако предмет в нем исследуется через заранее определяющую природу теорию. А это означает, что через фактический итог эксперимента подтверждается правильность теоретического высказывания. "Объективная чистота" эксперимента и факта оказывается несбыточным раем для естественных наук, а анализ экзистенциально-онтологически укорененным в аналитике.

В лингвистике переход на описательную модель был ознаменован открытием произвольного характера связи между означающим и означаемым в знаке и еще более определенно - между знаком и обозначаемым им объектом. Представление о несвободе говорящего "перед лиВДм знака", составные части которого - означаемое, означающее, объект - связаны беспрекословной волей социального закона, сменилось представлением о свободе говорящего, в силах которого - в известных пределах - изменять эти связи. Отходом от "естественности" связи между означающим и означаемым одновременно отвергалась "естественность" и "единственность" логики жизни и поведения человека, что открывало простор для их теоретического моделирования. Знак перестал казаться выражением реальности, а выступил, скорее, в роли ее означающего начала.

Значительным вкладом в развитие принципов О. явилась "теория дескрипций" Б. Рассела. Под дескрипциями (описаниями) он понимал специфические конструкции в естественных и логических языках, выполняющие ту же роль, что и называние собственным именем. Т. е. дескрипция - это способ языковой индивидуации объектов. В естественных языках аналогами дескрипции являются артикли - соответственно определенный (определенные дескрипции) и неопределенный (неопределенные дескрипции). В логических языках дескрипции вводятся специальными операторами дескрипции или предикатными формулами, включающими функциональные символы и символ тождества (равенства). Рассел предложил различать два объекта: 1) имя, являющееся простым символом, прямо обозначающим индивидный объект, который и составляет значение имени, существующее само по себе и не зависящее от других слов; 2) дескрипцию, состоящую из нескольких слов с фиксированными значениями, из которых создается то, что может быть принято за "значение" дескрипции. Оказалось, что суждение, содержащее дескрипцию, не тождественно суждению, в котором дескрипция заменена именем, даже если это последнее именует тот же объект, который дескрипция описывает. В этом случае чаще всего имена фигурируют в функции дескрипции: индивид ими не именуется, а описывается как носитель соответствующего имени. Когда имя употреблено по назначению, т. е. только для указания на предмет речи, оно не является частью ни утверждаемого нами факта, ни лжи, если наше утверждение окажется ошибочным, - оно не больше чем элемент той системы символов, которой мы пользуемся, чтобы выразить мысль. Рассел считает, что в любом знании, выраженном словами, не могут фигурировать никакие имена в строгом смысле этого термина, и то, что кажется именем, на самом деле является дескрипцией. Рассел различал О. и "знакомство", полагая, что первое никогда не может быть полным, тогда как второе дает нам нечто большее, чем О.

Л. Витгенштейн возражал, полагая, что "высказывание" утверждает все, что следует из него. "То, что ищут в пространстве ("пространство" в этом смысле означает все, в чем должны быть уверены для того, чтобы быть в состоянии задать вопрос. - Авт.), должно полностью поддаваться описанию: описание должно быть в состоянии дать мне все, что я последовательно обнаруживаю" (Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930 - 1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993, с. 289). Согласно Витгенштейну, естественный язык является источником образования "форм жизни", под которыми он понимал формы социокультурного общения (включая и экстралингвистический компонент). "Формы жизни" у Витгенштейна, соответствующие "жизненным мирам" Гуссерля, подчинены не правилам синтеза сознания, а правилам грамматики языковых игр. "Формы жизни" принципиально замкнуты и не могут быть подвержены объяснению, поскольку их внутренние связи носят характер конвенций и они не являются обозначением фактов действительности, с которыми имеет дело естествознание. Впрочем, и наука также является одной из "форм жизни". "Формы жизни" могут лишь "показываться", и понимать значение слов, заключенных в них, означает умение описывать употребление этих слов, т. е. описывать те совместные действия, в которых участвуют носители языка.

Наиболее продуктивными в научном отношении можно считать попытки, преодолевающие противопоставление "описательного" и "объяснительного" подходов, которые делались в направлении релятивизации номотетики и идиографии и признании их дополнительности (концепция "идеальных типов" М. Вебера); в направлении приведения духа и природы к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль); в направлении экзистенциально-онтологической интерпретации "понимания", по отношению к которому "объяснение" выступает как один из моментов (Хайде.тер); в направлении универсализации герменевтики (Г. Гадамер); в направлении рассмотрения их как двух аспектов понимания (П. Рикер); выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки.

Итак, О. предполагает: 1) осмысление объекта, исходящее из его индивидных особенностей; 2) объект О. не может быть окончательно заранее дан, а формируется в ходе О.; 3) в О. мир типизируется прежде всего не в форме предикатов, и даже не в форме событий в "чистом виде", а в форме индивидов, т. е. событие приобретает обобщенную форму, приурочиваясь к какому-либо лицу; 4) О., с эпистемологической т. зр., обязательно должно включать момент объяснения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Описание - функционально-смысловой тип речи, изображающий предметы и их признаки, одновременно сосуществующие в восприятии человека.

В описании подробно передаются состояние окружающего мира и человека, природа, местность, интерьер, внешность и другие воспринимаемые, непосредственно наблюдаемые или воображаемые явления.

Репродуктивное (изобразительное) описание воспроизводит средствами языка фрагменты, картины, события, непосредственно воспринимаемые органами чувств говорящего, наблюдателя. Наблюдатель и наблюдаемые явления существуют в едином пространстве и времени (хронотопе). Это отражается в преимущественном употреблении глаголов в форме настоящего времени. Говорящий реально или в воображении присутствует в описываемой ситуации. Для описания характерна ярко выраженная субъективная точка зрения.

"Наконец вот и колодезь... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика.

Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоем, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку, или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними были два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).

Информативное описание сообщает об известных говорящему предметах и их признаках, которые представлены как характерные, постоянные. Говорящий не воспринимает непосредственно признаки предметов, а знает об их существовании.

"Жены местных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности.

Подымаясь по узкой тропинке к Елисаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы; штатские носят светло-голубые галстуки, военные вы пускают из-за воротника брыжжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

В школьной программе обязательно присутствует тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». Но спустя время знаниям свойственно стираться из памяти, поэтому нелишним будет закрепить этот важный вопрос.

Что такое типы речи? Какие функции они выполняют?

Типы речи: описание, повествование, рассуждение — это то, как мы говорим о предмете. Например, представим себе обычный стол в кабинете или дома на кухне. Если потребуется описать этот предмет, то следует подробно рассказать, как он выглядит, что на нем находится. Подобный текст будет нести описательный характер, следовательно, речь идет об описании. Если рассказчик станет рассуждать о том для чего этот стол, не слишком ли он стар, не пора ли поменять его на новый, то избранный тип речи, будет называться рассуждением. Повествованием текст можно назвать в случае, если человек расскажет историю, как этот стол был заказан или изготовлен, привезен домой и остальные подробности появления стола на территории квартиры.

Теперь немного теории. Типы речи используются рассказчиком (автором, журналистом, учителем, диктором) для передачи информации. В зависимости от того, как она будет подана, определяется типология.

Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.

Повествование сообщает о развивающемся действии, донося определенную информацию во временной последовательности.

С помощью рассуждения передается течение мысли относительно предмета, ее вызвавшего.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи часто называют функционально-смысловыми. Что это значит? Одно из значений слова «функция» (существует множество других, включая и математические термины) — роль. То есть речевые типы играют определенную роль.

Функция описания как типа речи — воссоздать вербальную картинку, помочь читателю увидеть ее внутренним зрением. Достигается это за счет использования прилагательных в различных степенях сравнения, деепричастных оборотов, иных речевых средств. Данный тип речи чаще всего можно встретить в художественном стиле. Описание в научном стиле будет значительно отличаться от художественного неэмоциональным, четким ходом рассказа, обязательным присутствием терминов и

Для повествования характерно изображение действия, ситуации или конкретного случая. При помощи глаголов и кратких, емких предложений создается Этот тип речи часто используют в новостных репортажах. Его функция — оповещение.

Рассуждению как типу речи свойственно многообразие стилей: художественный, научный, деловой и даже разговорный. Преследуемая цель — разъяснить, раскрыть определенные особенности, что-то доказать или опровергнуть.

Особенности структуры типов речи

Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:

  • описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
  • подробное описание места;
  • описание состояния.

Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.

Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:

  • тезис (утверждение);
  • аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
  • финальное умозаключение или вывод.

Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.

Типы и стили речи: в чем различия?

В учебниках русского языка фигурирует понятие Что это такое и есть ли отличия между стилями и типами?

Итак, стиль представляет собой комплекс определенных речевых средств, используемых в конкретной сфере общения. Насчитывается пять основных стилей:

  1. Разговорный.
  2. Публицистический.
  3. Официально-деловой (или деловой).
  4. Научный.
  5. Художественный.

Чтобы увидеть можно взять любой текст. Тип речи которого будут представлены), присутствует как в научном, так и в публицистическом стиле. мы выбираем для ежедневного общения. Он характеризуется наличием просторечных выражений, сокращений и даже жаргонных слов. Он уместен дома или с друзьями, но по приходу в официальное учреждение, например, в школу, университет или министерство — стиль речи изменяется на деловой с элементами научного.

В публицистическом стиле написаны газеты и журналы. Используя его, вещают новостные каналы. Научный стиль можно встретить в учебной литературе, для него характерно множество терминов и понятий.

Наконец, художественный стиль. Им написаны книги, которые мы читаем для собственного удовольствия. Ему присущи сравнения («утро прекрасно, как улыбка любимой»), метафоры («золотом сыплет на нас ночное небо») и другие художественные обороты. Кстати, описание — это тип речи, довольно часто встречающийся в художественной литературе и, соответственно, в одноименном стиле.

Отличие состоит в следующем: описывать, размышлять или повествовать можно, используя разные стили. Например, рассказывая о цветке в художественном стиле, автор использует массу выразительных эпитетов, чтобы передать слушателю или читателю красоту растения. Биолог же, опишет цветок, с точки зрения науки, применяя общепринятую терминологию. Таким же образом можно рассуждать и повествовать. К примеру, публицист напишет фельетон о неосторожно сорванном цветке, используя рассуждение как тип речи. В то же время девочка, применяя разговорный стиль, расскажет подруге, как одноклассник подарил ей букет.

Использование стилей

Специфика стилей речи делает возможным их успешное соседство. Например, если тип речи — описание, то оно может быть дополнено рассуждением. Все тот же цветок можно описать в школьной стенной газете, используя при этом как научный или публицистический, так и художественный стиль. Это может быть статья о ценных свойствах растения и стихотворение, воспевающее его красоту. На уроке биологии преподаватель, применяя научный стиль, предложит ученикам информацию о цветке, а после этого может рассказать увлекательную легенду о нем.

Тип речи описание. Примеры в литературе

Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.

В рамках описания выделяют следующие формы:

Портрет;

Описание состояния;

Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» пейзажи также играют важную роль. При помощи словесного изображения летнего неба и заката писатель передает могущественную красоту и силу природы.

Чтобы запомнить, что такое описание как тип речи, стоит рассмотреть очередной пример.

«Мы вышли на пикник за город. Но сегодня небо было хмурым и становилось к вечеру все неприветливее. Сначала тучи были тяжелого серого оттенка. Небо закрывалось ими, как сцена театра после спектакля. Солнце хоть еще и не село, но уже было незаметным. И вот между мрачными заслонками туч появились молнии...».

Для описания характерно использование прилагательных. Именно благодаря им этот текст производит впечатление картины, передает нам цвет и погодные градации. К рассказу описательного типа задаются следующие вопросы: «Как выглядит описываемый предмет (человек, место)? Какие признаки ему присущи?»

Повествование: пример

Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.

«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».

В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи. Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

В заключение

Наша статья была посвящена типам речи — описанию, повествованию и рассуждению. Выбор определенного речевого типа зависит от того, о чем мы говорим в данном случае и какую цель преследуем. Также мы упомянули характерные речевые стили, их особенности и тесную взаимосвязь с типами речи.