Словарный запас детей в 3 года составляет. Способы развития словарного запаса. Грамматика речи трёхлетних детей

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава І. Теоретические аспекты, формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста посредствам игр и упражнений в условиях ДОО…………………………………………………………………………………… 4

1.1 Понятие словарь и его обогащение в онтогенезе…………………….4

1.2. Характеристика игр и упражнений как средства обогащения словаря у детей младшего возраста……………………………………………9

Глава ІІ. Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных игр и упражнений…………………………………10

2.1. Материалы по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и упражнений……………….….......10

Заключение………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………16

Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, так как процесс речевого развития формируется вывшие формы познавательной деятельности, развиваются способность понятийному мышлению. Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка.

Речь является средством обучения людей, и формирования человеческого мышления. Р. Е Левина выдвинула принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающего и ведущего речь в опосредовование психических процессов.

Я. С. Выготский отмечая, что первоначальной функции речи ребенка является установление контакта с окружающим миром.

Развитее словаря у детей является одной из важнейших задач развития, так как достаточный словарный запас способствует полноценному обучению формированию познавательных прессов, позволяет успешно овладеть знаниями. Ф. А. Сахен отмечает, что развития словаря понимает как длительный процесс овладения словарным запасам, накопленным народам в процессе его истории. В. И. Логинова выделяет в процессе качественную и не качественную стороны. С качественной точки зрения можно отметить, что активный словарь увеличивается

Вопросу развития ребенка посвящается большое количество исследований, в которых процесс рассматривается в разных аспектах: психофизическом, психическом, лингвистическом и психо-лингвистическом.

Особенности развития словаря изучались А. М. Мушиной, Ф.А. Сахиным и другими.

Своеобразие развития словарного запаса при различных речевых нарушениях показано в исследованиях Ш. В. Багунов – Березовского (1809); Н. Н. Траугот (1940); Р.Е. Левина (1959, 1968); Н. А. Никаминой (1968); С. Н. Шавской (1971); О.В. Провушкой (1973); Г. А. Каше (1985); Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной (1968, 1991); Б. М. Гришипуна (1988);

Одной из актуальных проблем в настоящие время является организация эффективной коррекционно – воспитательной работы, основными задачами которой являются:

  • рассматривание объектов словаря,
  • уточнение значение слов,
  • активизация словаря.

Исходя из актуальности проблемы темой нашего исследования являются: « Игры и упражнения, направленные на формирование словарного запаса у детей.

Объект : формирования словарного запаса у детей младшего возраста

Предмет : игры и упражнения, направленные на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Цель : теоретическое и практическое изучение возможности использования игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать комплекс игр и упражнений, направленных на обогащение словаря.

3. Описать комплекс игр и упражнений и методику их проведения.

Методы исследования.

Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, сравнение, анализ, синтез.

Глава 1. Теоретические аспекты, направленные на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО

  1. Понятие словарь и его обогащение в онтогенезе.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволял бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3 – 3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В психологии содержание слова также определяется как общение или понятие.

Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как общение или понятие». И далее: «Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. Одной из них можно считать содержание словаря детей.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поэтому ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обогащающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы для ребенка обозначает только те часы, которые висят на стене в комнате).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщение, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха. Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяют значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарём взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, белья, игрушек), транспортных средств и других. Эта ошибка вызвана неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знания о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, их назначением, особенностями строения, учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д.); определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначение. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь (вперед, назад: утро, вечер, сначала, потом и другие).

В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличие точно обозначать их словам (у стула – спинка, в отличие от табурета; у чашки – ручка в отличие от стакана и т. п.)

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названии всех предметов (предметов, в ходящих в группы овощей, фруктов; продуктов питание; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина стекло) и т. п., а также слов обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, способы сенсорного обследования.

Под руководством педагога дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку – по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще не доступна.

Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.)

В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.)

Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.)

Итак, содержание словарной работы опирается на постоянное расширение, углубление и обогащение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле-радио передач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Речь детей пятого года жизни характеризуется рядом особенностей. Характерная для младшего дошкольного возраста повышенная восприимчивость к освоению всех сторон, всех элементов родного языка, сохраняется и совершенствуется. Благодаря ей (но при соответствующей педагогической работе), к пяти годам ребенок разговаривает с окружающими, правильно произносит звуки родного языка.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, ее красоту, уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размерах объекта, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т. е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами ранения и объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных, наречий. Это благоприятствует тому, что в речи детей появляются простые, распространенные предложения и сложные.

В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной к школе группах и даже у школьников начальных классов (в средним 24-25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделения частей рассказа и др. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых воспитанников средних групп можно было заметить при рассматривании картины попытки самостоятельно выделить ее «части» и высказаться в двух-трех фразах по каждой.

Еще одной особенностью является и то, что, начиная с пятого года жизни можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использования языковых средств. Так, высказывания о природе, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, используются прилагательными и наречиями. Представленная ребятам возможность высказываться по поводу знакомых, понятных им явлений общественной жизни в 2-2,5 раза активизирует употребление глаголов (в высказываниях о природе их мало).

Также дифференцированно дети используют и грамматические средства языка. Показателем уровня сформированности грамматического строя речи методисты и психологи считают использование ребенком сложных предложений. Наиболее благоприятна для этого ситуация, когда он должен что-то разъяснить, доказать партнеру по игре или взрослому, в чем-то его убедить. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20)

Немаловажное значение имеет и методика обучения. Так, на занятиях по обучению рассказыванию, которые поводятся по методике В. В. Гербовой, в монологах детей отмечается значительно большее количество сложных предложений.

Необходимо подчеркнуть еще одно обстоятельство. Увеличение на пятом году жизни ребёнка активности и самостоятельности облегчает ему усвоение речи как средства общения с взрослыми и сверстниками (умения договариваться об игре, понятно выражать суждения и др.). Поэтому в среднем возрасте речевая активность выше, чем в каком-либо другом. Ребенок произносит в среднем 180- 210 слов в течение 30 минут игровой деятельности. У детей отмечается большая потребность объяснять друг другу то, что они видят и знают (40% от общего числа поводов возникновения высказываний). В этих ситуациях дошкольник произносит так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку (при этом частота использования глаголов, прилагательных, наречий не ниже, чем на занятиях).

До четырех лет у детей нередко наблюдается такая особенность: ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что будет делать или сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью в среднем каждое свое второе действие (бытовое, игровое.) В отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкой речи важно тем, что это один из начальных этапов формирования умственных действий.

Речевую деятельность детей, протекающую вне занятий, можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления. Воспитатель должен хорошо знать все возможности речевого общения детей друг с другом, для того, чтобы как можно эффективнее использовать его в целях совершенствования их речи.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения или в инфинитиве. Но к четырем-пяти годам в их речи почти исчезают предложения типа «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: глагол в повелительном наклонении + неопределенная форма глагола несовершенного вида («Давай играть!») или 1-е лицо глагола будущего времени во множественном числе («Давай вместе постоим гараж»). Описание формы заключает в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются часто, когда ребенок обращается к партнеру по поводу игровой деятельности или характеризует какие-то чувства, состояние. О движениях дети говорят в форме короткого приказа («Беги!», «Сядь!»), и эта краткость разумна, так как нужна быстрота реализации приказа, просьбы.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что у детей младшего дошкольного возраста имеется речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения.

В высказываниях детей много существительных, обозначающих названия военных и гражданских профессий, имен собственных. Это свидетельствует об их большом интересе к миру людей.

Ближе к пяти годам в высказываниях детей увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных появляются те, которыми характеризуют нравственный облик человека.

«Нравственный словарь» детей разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. В основном они характеризуют выполнения правил и оценивают поведение (правильно, неправильно, плохо, хорошо). Это обстоятельство подтверждает тот факт, что правила поведения в деятельности и др. усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 3-4 лет становятся регулятором поведения ребенка.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются в повседневном речевом общении детей. Поэтому нужно наряду с навыками общественного поведения формировать у детей и соответствующий словарь.

Особое внимание воспитатель должен направлять на формирование и обогащение той части словаря детей, которая отражает их знания о труде и быте людей, об искусстве и явлениях природы.

Как уже упоминалось, высказывания дошкольников 3-4 лет свидетельствуют о том, что больше всего их интересует мир людей. Однако бедность словаря, как следствие ограниченности знаний о трудовых действиях, родственных отношениях людей мешает детям развертывать интересные, содержательные игры во «взрослых».

1.2. Характеристика игр и упражнений как средство обогащения словаря у детей младшего дошкольного возраста

Упражнения - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям, дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Многие упражнения носят предметный характер, т. е. их выполнение требует использования предметов, игрушек.

В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражательные упражнения.) К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно – гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др. Упражнения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание. И наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражнений проходит за счет изменений в характере знаний и умений, которые даются, а также за счет увеличения (уменьшения) времени их выполнения.

Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий детей, с особым интересом и легко воспринимают новые занятия и умения и закрепляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника, особенно младшего возраста.

Дидактические правила проведения упражнений таковы:

  • Ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать (будем учиться делать из бумаги одежду для куклы, составлять предложения, решать задачи, пересаживать растения и т. д.);
  • Показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением (постепенно у ребенка формируется образ предстоящей деятельности, в соответствии с которым он выполняет упражнение.) В случае затруднений напоминать, с помощью вопроса заострять внимание детей на трудном, непонятном, иногда подсказывать, советовать, подбадривать. Если способ действий оказывается сложным (помыть и вытереть игрушку), разрешать малышам сразу после показа и объяснения педагога выполнять его поэтапно;
  • Для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования. В повторных упражнениях следует включать условия, задачи, требующие от детей проявления творчества;
  • Выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы, искаженные знания. От прямого контроля переходить (через игровой образ, анализ продуктов деятельности) к косвенному, постепенно развивая у детей элементы самоконтроля.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале ΧΧ в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра.

С одной стороны игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор

(как поступить?)

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек – самоделок, элементов костюмов. Становится выразительнее речь, мимика, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни!

2. Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных игр и упражнений

2.1. Материалы по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и упражнений

Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения; в занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1) развивать понимание обобщающего смысла слова,

2) развивать понимание отношений «целое и его часть»,

3) развивать понимание отвлеченного смысла слова,

4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем),

5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов,

6) развивать стилистическое чутье,

7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Чаще всего при проведении лексических упражнений используется, прием дидактической игры, в частности игры с «дидактическими» (т. е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек» (дети опускают руки в мешок, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слова просто указанием на реальный предмет, действие, признак.

Ниже дается описание некоторых видов упражнений, способствующих обогащению словаря детей

Существительное

Кто скорее перенесет предметы?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительного падежа.

Оборудование. Детская посуда и мебель.

Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напротив ставятся два стула, на них кладут 5 – 6 предметов из двух разных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чайник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды стоят около стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три – бери посуду!» начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т. д.

Магазин.

Цель. Закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Играющие садятся за стол. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как – то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят.) Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Серый зверек

Через кочку скок.

Легкие ноги, а хвоста немного. (Заяц).

Продавец отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой магазин и говорят: « Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Образец речи продавца: Вы хотите купить зайца (ведра)? И т. д.

Если продавец неправильно отгадал загадку, матрешки уходят со словами: «Плохо ты знаешь свой товар, пойдем в другой магазин!» При повторении игры роль ведущего можно поручить ребенку, знающему загадки.

Прилагательное
Кто первый узнает?

Цель. Закреплять умения понимать значение прилагательных в речи.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т. д.).

Педагог описывает какую–нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его и может им поиграть.

Ищи

Цель. Закреплять правильное употребление в речи прилагательных, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Угадай, что это?

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или муляжи по количеству детей.

Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой–нибудь плод. Ребенок должен наощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это – яблоко. Оно круглое (твердое).

Узнай цветы

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Лото «Цветы».

Описание игры. Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Игра идет по принципу лото. Педагог, показывает маленькую картинку, спрашивает: «Кому нужна эта картинка?». Ребенок, у которого на большой карте есть такой же цветок, отвечает: «Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (лиловый колокольчик)» и т. д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

Глаголы.

Мы веселые ребята.

Цель. Закреплять умение понимать в тексте и использовать в речи глаголы.

Описания игры. Дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне комнаты также проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя линиями, находится водящий. Дети говорят хором:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!-

И перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего.

Игра повторяется 2 – 3 раза, а потом выбирают нового водящего (играют 6-7 минут).

Руки в стороны

Цель. Закреплять у детей умение понимать глаголы в тексте.

Описание игры. Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочек.

Правой вверх,

Левой вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук, тук! Тук – тук – тук!

Сделаем большущий круг!

Зайка серый умывается.

Цель. Закреплять умение понимать и правильно употреблять глаголы.

Оборудования. Маска зайчика.

Описание игры. Дети становятся в круг. Один из них – зайка – занимает место в средине круга. Вместе с педагогом дети говорят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту: моет хвостик, ухо, вытирается. Затем скачет на двух лапках по направлению к кому–нибудь из стоящих в кругу (идет к нему в гости). Тот становится на место зайчика, и игра повторяется, Заканчивается игра после того, как сменится 5 – 6 зайчиков.

Наречие
Холодно – жарко

Цель. Обогащать словарь детей наречиями – антонимами со значением образа действий.

Оборудование. Мяч

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречье с противоположным значением, например: «Холодно – жарко», «быстро – медленно», «тихо - громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Когда это бывает?

Цель. Закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т. д. Если ребенок правильно называет время года, он получает картинку.

Жмурки

Цель. Закрепить знание и употребление наречий места «справа - слева», «вперед – сзади»

Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.

Найди игрушку.

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи наречие места.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог прячет игрушки. Ребенок ищет по описанию направления: «Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз». Или «Кукла спрятана между шкафом и окном, ниже окна, но выше стула».

Эту игру можно проводить на улице: «Пойди влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдёшь к дереву, которое стоит справа, сделаешь от дерева пять шагов вперед и там найдешь машину»

Давать задание при повторении игры должны учиться и дети. Дети, допустившие меньшее количество ошибок при выполнении задания получают значки флажки и

т. д.

Заключение.

Исследование показало, что изучение формирования словарного запаса у детей 3-4 лет по средством игр и упражнений в условиях ДОО является актуальной, цель исследования достигнута в ходе решения поставленных задач.

В ходе решения теоретических и практических задач пришли к выводу: что с помощью игры и упражнения можно обогащать словарный запас у детей младшего дошкольного

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную играм и упражнениям, направленным на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного.

Проанализировав педагогический процесс по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что работа ведется, но нет практического пособия и рекомендаций к нему. Что и послужило поводом для создания материала по обогащению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Смоделировали педагогическую деятельность по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость состоит в том, что были проанализированы и систематизированы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее могут использовать педагоги образовательных ДОУ. Перспектива данной работы заключается в том, чтобы расширить материалы, включив в них игры и игровые упражнения, направленные на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы.

1 Бондоренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей детсада – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

2 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов Художник В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл. (Серия: «Вмести учимся, играем»)

3 Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирования правильной разговорный речи у дошкольников. Ростов н/Д: «Феникс, СПб: «Союз», 2004. – 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

4 Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словам. Пособие для воспитателя дет. Сад. – 2-е изд., исп и доп. М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

5 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл.

6 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997. –240 с. илл.

7 Тихеева Е.И. Развития речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., «Просвещение», 1972. 176 с. с илл.

8 Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотореев. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москв, 1998г, 96 листов.

10 Селеверстов. Речевые игры

11 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа) Пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещения 1982г-96с.

12 Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.-582с: ил


Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста - логопеда .

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» - «жук», «сенок» - «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» - «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» - «обгоню», «натерять» - «потерять», «колесы» - «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» - «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» - «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

  • правильное произношение звуков,
  • умение строить предложения,
  • грамотный пересказ.

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики .

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.

Суждения о развитости человека, его способностях основываются во многом на его словарном запасе. Чем богаче его лексикон, тем выше интеллект. Внимание этому нужно уделять с детства. Но словарный запас ребенка формируется не сам по себе, а под влиянием различных факторов: общения с окружающими, просмотра (прочтения) и усвоения информации из книг и телепередач и т.д.

Вот некоторые идеи о том, как работать над развитием речи детей.

Словарный запас по возрасту

Для того чтобы понять, насколько отвечает общепринятой норме словарный запас вашего ребенка, можно воспользоваться таблицей:

Конечно, говоря о словарном запасе ребенка в разные периоды, мы не имеем в виду точность произношения. Понятно, что малыш до 2 лет говорит так, как может, пропуская в словах слоги или искажая их для удобства произнесения. Здесь важно то, что он понимает, о чем идет речь, то есть пополняется и его пассивный запас слов.

Современные учебные программы рассчитаны на приход в школу начитанных и достаточно развитых интеллектуально детей, уровень знаний которых подтверждается вступительными тестами. Прежде чем определить малыша в класс, с ним побеседует психолог, в задачу которого входит и определение степени развития речи ребенка. То есть, с того момента, как малыш произнес первое слово и до его готовности делать сравнения, сопоставления, умозаключения, должно пройти совсем немного времени – каких-то 4-5 лет.

Полезные упражнения

  • Двухлетние дети могут много дней не говорить даже отдельных слов. Девочки-двойняшки, дочки моей знакомой, в этом возрасте предпочитали общаться на собственном «тарабарском» наречии, который не понимали ни родители, ни родственники. Зато после двух заговорили чисто и грамотно, сразу предложениями. Главное – не смотря ни на что, постоянно разговаривать с детьми, давая им образец грамотного произношения слов. Например, показывая на кошку, говорите: «Это кошка». Ребенок попытается повторить: «Кока». Одобрите его попытку: «Правильно, это кошка». Не надо со смехом «копировать» его вариант. Похвала родителей – мощнейший стимул для развития малыша и пополнения словарного запаса ребенка
  • : сначала вы, потом, когда научится, ребенок. Выбирайте произведения с красочными картинками, чтобы за словами закреплялись запоминающиеся образы. Мышление устроено так, что путем визуализации происходит не только самое надежное запоминание, но и пробуждается воображение, которое позволяет фантазировать на тему прочитанного
  • Побуждайте детей к ведению диалога. Диалогическая речь – отличное средство пополнения словарного запаса. Слушая собеседника, ребенок исподволь перенимает его выражения. Это расширяет его кругозор, тренирует память
  • Существует феномен, согласно которому малышей привлекают необычные, многосложные слова. Так, названия динозавров, латинские наименования жуков и растений они запоминают и воспроизводят легче, чем привычные для обихода выражения. Малыш, с легкостью называющий «трицератопса» или «юньнанозавра», способен поразить любого взрослого, так что используйте это свойство памяти с пользой для них, помогая постигать интересную для детей информацию
  • Важно не просто запоминание новых слов, но и умение их толковать. Чаще спрашивайте малыша, что он имеет в виду. Просите объяснить что-то другими словами.

Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни.Богатый словарный запас – это, как минимум, возможность ясно выражать свои мысли. Существуют возрастные нормы и способы, которые подскажут, как увеличить словарный запас ребенка.


Словарный запас ребенка: возрастные нормы


Средние возрастные нормы представлены в следующих показателях словарного запаса:

· до года – 3-4 слова;

· 1 год 3 мес. – 6 слов;

· 1 год 6 мес. – от 7 до 20 слов;

· 1 год 9 мес. – в среднем 20 слов;

· 2 года – 50 слов;

· 3 года – 250 – 700 слов;

· 4 года – 1500 – 2000 слов;

· 5 лет – 3000 слов;

· 7 лет – 3500 слов.

1 год - 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Как увеличить словарный запас ребенка: способы


Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить словарный запас ребенка . Рассмотрите варианты.

· с самого рождения постоянного говорите с ребенком;

· читайте ребенку вслух (рассказ должен содержать описание характера героя и иметь сюжет); отдельно выделяйте из прочитанного новые для ребенка слова и выражения; со временем начните обсуждать с ребенком прочитанное;

· вместе рассматривайте книги с картинками, описывайте словами героев, сюжеты, составляйте разные истории;

· показываем и рассказываем – куда бы вы ни пошли (ни поехали), захватите оттуда любую вещь-напоминание, а дома, среди семьи вы и ребенок покажете эту вещь, расскажете, где были, что происходило; у ребенка может быть целая сокровищница таких предметов, которые можно перебирать время от времени и говорить о том, что с ними связано;

· проводите беседы – ребенок должен не только слушать вас, но и говорить с вами в диалоге; дискуссии, проблемная постановка вопросов – это стимул для развития словарного запаса;

· учите новые слова всегда и везде: обращайте внимание ребенка на новые слова в магазине, на рынке, на бигбордах и т.п.;

· давайте ребенку длинные и странные слова – удивительно, но дети быстрее запоминают странное название динозавра, чем совершенно обычное, короткое слово;

· расширяйте и совершенствуйте толковый словарь ребенка – чаще спрашивайте«Что ты имел в виду» (узнаете, правильно ли ребенок понимает значение слов),«Можешь объяснить это другими словами?» (поможете расширить словарный запас);

· играйте в речевые игры;

· для дошкольника/школьника используйте наклейки с новыми словами (клейте по всему дому), пишите слова на магнитной доске, записки на холодильнике и т.п.;

· загадывайте ребенку загадки;

· учите с ребенком смешные стихи;

· чем шире словарный запас окружающих ребенка людей, тем богаче словарный запас самого ребенка – расширяйте свой словарный запас; всегда используйте больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, человека, поступков ребенка и других людей.

Словарный запас обычного взрослого человека составляет около 100 000 слов. Если приложить достаточно усилий, то ваш ребенок может не только достичь, но и превзойти этот показатель.

Таблица: словарный запас в 2,5 года

Ниже – таблица слов, освоенных к 2,5 годам (выписаны только слова из активного запаса, то есть те, какими пользовались сами дети).

Слова сгруппированы по темам (или, точнее, по смысловым сферам быта – как они воспринимаются детьми – и по грамматически-смысловым сферам).

Слова трёх языков, опять-таки, разделены, чтобы легче было оценить словарный запас в каждом языке. «Интернациональные» слова обозначены как единицы того языка, в контексте которого были восприняты. Стрелочки обозначают тенденцию чаще использовать слово определённого языка.

Звукоподражательные и «инфантильные» словечки заключены в скобки. Их в таблице довольно мало.

Некоторые слова (как правило, из русского детского лексикона) сильно отличаются от «взрослых» – я записывала их так, как слышала (транскрипция НЕ научная), при этом, если произношение неочевидно, ударные гласные указаны. Если слово трудно опознать, добавляла пояснение после знака равенства.

Варианты обозначены косой чертой.

Иногда приводятся примеры полных высказываний (в квадратных скобках).

Для экономии места в «Анином» столбце приведены только те слова, которые в этом возрасте умела говорить исключительно она (то есть это лексика СВЕРХ того словарного запаса, которым в 2,5 года владел Алек).

Аниных слов в таблице помещено МЕНЬШЕ, чем она реально использовала: я в какой-то момент перестала за ней записывать, так как стало очевидно, что общий (в трёх языках) словарный запас сравним с тем, который специалисты «прогнозируют» одноязычным детям в этом возрасте.

Удивителен явный численный перевес более сложных русских слов – это, видимо, и есть одно из оправданий немецкого понятия «материнский язык». Алек, например, мог сказать больше 40 русских слов – и лишь 15 английских и 16 немецких.

Странным образом немецких слов больше, чем английских (у Алека! у Ани пропорция всё-таки обратная) – показатель «силы» языка? Сейчас с трудом верится, что освоение немецкой лексики в немецком саду шло такими стремительными темпами, что английский «отстал»; может быть, какую-то часть английских слов я пропустила мимо ушей, не опознала, не записала вовремя? Нет, вряд ли…

Продвижение в немецком, как задним числом становится ясно, пошло «по Камминзу» (James Cummins). он утверждает, что так называемая коммуникативная способность развивается во втором языке быстрее, чем в первом.

Попадает ли развитие трёхъязычного ребёнка в намеченные специалистами для одноязычных детей рамки? И если выпадает из этих рамок, то насколько серьёзны отклонения?

По таблицам видно, что наши малыши практически не «отставали» до 2-х лет.

Проблемы возникли в возрасте после двух, и большей частью у нашего сына. Так, позднее, чем можно было ожидать (после 2,5 лет), состоялось описанное многими авторами лавинообразное нарастание запаса слов…

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, пионеры идеи «раннего развития» в России, однажды составили схему «опережающего развития» своих детей (Никитины Б. П. и Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.) («Нормы», которые в этой таблице приводятся, взяты, правда, из русских официальных документов середины 60-х годов.) Вот эта схема, в виде таблички и с добавлением наших успехов (в русском языке). Цифры означают возраст: количество лет.

Получается, развитие наших детей в «материнском языке» ближе к «раннему», чем к «нормальному»…

Все эти выкладки сделаны, понятно, не для того, чтобы хвастаться достижениями отпрысков. (Да не нужно нам «раннего развития»! нам вполне хватает «своевременного» – такого, что сообразно нашим возможностям и не слишком «выламывается» из «типичных» – примерных! – возрастных границ.) Сравнения предприняты с целью «самотерапии». И адресованы мамам и папам. Одержимым всевозможными тревогами, переживающим из-за речи их многоязычных малышей.

Даже сейчас (и даже в Берлине!) некоторые врачи и педагоги настоятельно советуют родителям отказаться от многоязычия, и родители слушаются советов. На детских площадках то и дело встречаются мамы, которые стесняются того, что ребёнок плохо говорит (по-русски ли, по-немецки ли). Дедушки и бабушки пытаются утешать молодых родителей: «Нашему ребёнку труднее, чем другим! он же всё-таки не с одним языком растёт!» А мамы всё сравнивают, расстраиваются, впадают в панику…

Сравнениями хочется этих мам успокоить. Вполне МОЖЕТ БЫТЬ, дети развиваются сообразно возрасту, в рамках «нормы» (по крайней мере, в одном языке!). Может статься, через несколько лет мамы вспомнят пустые треволнения с усмешкой и недоумением…

Итак, мамам надо бы прежде всего расслабиться и спокойно, по мере сил заниматься с ребёнком родной речью. Но также и наблюдать, формулировать проблемы по возможности конкретнее и «смотреть в корень».

Все эти годы мы жили со стойким ощущением «отставания» – нашего сына. Ощущение это было не вполне беспочвенным. Оно возникло, когда сын в 2 года (в детском садике) на некоторое время почти замолчал. Он «отказывался» учить новые и использовать старые слова.

Позднее ощущение «отставания» поддерживалось тем, что сын много медленнее, чем дочь, усваивал новые слова и правила.

И ещё тем, что ошибки у нашего сына держались годами.

Это были, прежде всего, многочисленные неправильности в немецком: хаос в склонении, прошедшее время сильных глаголов – нередко по образцу слабых.

Впрочем, до поры до времени немецкий нас мало волновал: заведомо «сильный язык», казалось, рано или поздно выправится «сам». (Так это или нет, можно спорить. Я в своём тогдашнем убеждении не стала бы упорствовать…)

Ошибки в английском нас тоже до некоторого времени не слишком заботили. У Д. Шеффера встречается указание на то, что английские дети и вообще начинают говорить правильно позднее, чем русские. объяснение: грамматические признаки слова в русском очень важны, вот и усваиваются быстрее.

В русской речи сына казалось досадным неправильное склонение. Со спряжением, по крайней мере с представлением о его правилах, у сына проблем не было.

Кроме того, оказалась чрезвычайно устойчивой определённая группа ошибок. Во всех трёх языках. Ошибки эти продержались особенно долго не только у Алека, но и у Ани! У Алека вообще почти не было заметно перемен к лучшему… КАТЕГОРИЯ РОДА – вот что оказалось камнем преткновения для обоих наших детей. У малышей долго вызывали большие трудности

Замена существительного правильным местоимением;

Согласование в роде местоимений и прилагательных с существительным;

Изменение глаголов прошедшего времени по родам;

– в общем, всё, связанное с родом! причём неправильности появлялись и тогда, когда наши дети рассказывали друг о друге, и даже о себе…

У наших трёхлетних близнецов парадоксы родового самосознания были особенно заметны.

Когда детям было 3+3, Анины ошибки в роде зеркально отражали Алековы: он говорил о себе в женском роде, она – в мужском. То есть дочь сообщала: «Я попи?сал», а сын жаловался: «Я упала»…

У четырёхлетних детей замечена была такая странность: если обращать внимание на форму рода, прямо спрашивать о том, как сказать, отвечали дети чаще правильно, чем неправильно. У нас начала появляться надежда на то, что ошибка, наконец, уходит из речи детей.

Лишь в 4+9 (после очередной поездки в Россию) Аня овладела правильными родовыми формами (для мужского и женского рода) и начала даже корректировать речь Алека. Венцом усвоения категории стало Анино грамматическое наблюдение в 5+8:

Аня: «Папа – как девочка!» Сказала и смеётся. Я не сразу поняла, о чём она. Потом дошло: она заметила, что «папа» склоняется как слова женского рода.

В случае Алека борьба длилась дольше и шла с переменным успехом.

Когда сыну исполнилось 5+3, иногда казалось, что он, наконец, освободился от ошибок в формах с участием рода. В 5+5 Алек, высказавшись неправильно, поправлялся… Однако в его 5+9 совершился очередной откат, все ошибки вернулись. (Результат поездки в Америку и усиления английского языка, в котором род не столь важен?)

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

4.4. Взрослость – синтез уникального само-бытия, человека (32,0 года – 42,0 года) Закономерности развития взрослого человека Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции

Из книги автора

Словарный запас Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому, разговаривая с малышом, следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов.Звуки, издаваемые

Из книги автора

Таблица: вхождение в язык(и) Большинство терминов ниже в таблице интуитивно понятны. Пояснять приходится немногие.Модулированный лепет – комбинации звуков, к которым добавляются разнообразные интонации. Вокабулы (в лексиконе зарубежных исследователей) – звуки,

Из книги автора

Создайте молочный запас Некоторые дети или отказываются пить искусственные смеси, или имеют аллергию ко всем предлагаемым производителями смесям, и потому могут расти только на вашем молоке. Чтобы не оказаться с пустыми руками, вам потребуется сцедить и убрать на