Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности. Структура личности в психологии. Основные теории Что такое структура личности

Ученые давно стремились найти в содержании, стоящем за понятием «личность», основные аспекты анализа, какие-то компоненты, «блоки», ориентация на которые помогала бы в познании конкретной личности. Разумеется, данные аспекты могут быть только абстракциями, огрубляющими действительность, но без таких огрублений познания не бывает. Это и есть проблема структуры личности. Фактически мы уже прикоснулись к ней, когда говорили о структуре личности, предложенной З. Фрейдом. Можно полагать, что намек на структуру личности содержится в только что рассмотренном нами вопросе о соотношении понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

В отечественной психологии есть некоторые специальные решения данной проблемы, которые мы здесь частично представим.

С. Л. Рубинштейн обусловливал изучение «психического облика» личности тремя вопросами: 1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. 2. Что человек может? Это вопрос о его способностях, дарованиях. 3. Что человек есть? Это вопрос о том, «что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека»2.

Может эта схема помочь в размышлениях о конкретном человеке? Конечно. Неконструктивные способы самоутверждения некоего человека, существенно затрудняющие ему жизнь, могут происходить от внутреннего конфликта между его устремленностью к большим жизненным целям (направленность) и отсутствием привычки трудиться над развитием у себя соответствующих способностей. А само отсутствие этой привычки правомерно отнести к характеру.

В контексте конкретизации соотношения социальных и биологических факторов в развитии личности можно обратиться к решению проблемы структуры личности, предложенному К. К. Платоновым. Тут выделяются четыре подструктуры личности.
1. Подструктура направленности личности, включающая в себя мировоззрение, убеждения, интересы, желания, влечения. В формах направленности проявляются как отношения, так и моральные качества личности.
2. Подструктура опыта, которая проявляется в знаниях, навыках, умениях. Ее можно назвать и подструктурой подготовленности. Именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.
3. Индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций. Тут можно указать на факт, что одни люди мыслят быстро, но, может быть, несколько поверхностно, другие - медленно, но они в большей степени устремлены к постижению сущности явлений. Аналогичные особенности обнаруживаются и в других психических процессах.
4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства, связанные с половой принадлежностью, возрастом, типом нервной системы, органическими изменениями.

При движении от четвертой подструктуры к первой убывает значение биологической обусловленности свойств личности и возрастает значение их социальной определенности. Важно, что биологически обусловленные свойства включаются в структуру личности. Этот факт не согласуется с приведенным выше высказыванием А. Н.Леонтьева о личности как «особом качестве» сугубо социального происхождения. По его мнению, личность «считается» с врожденными свойствами и использует их в организации своей активности. Что же касается структуры личности, то это «относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», которая производства от иерархии соответствующих деятельностей, составляющих основание личности.

На фоне данных суждений представим еще одно решение вопроса о структуре личности. В данном случае выделяются три иерархических уровня в функционировании личности: «Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление "движения" личности... Во-вторых, это периферия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые, по существу, безличны. Индивидные предпосылки (например: пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейрогуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой». Получается, что мотивационная сфера - ядро личности, но структура личности ею не исчерпывается.

Рассмотрим еще одно интересное решение проблемы структуры личности, имеющее практическое значение. Три составляющие указанной структуры выделяются А.В.Петровским.

Первая - интраиндивидная {или внутрииндивидная) подструктура. Это организация индивидуальности личности, представленная строением темперамента, характера, способностей.

Вместе с тем личность не может рассматриваться как нечто находящееся лишь в замкнутом пространстве тела индивида. Она обнаруживает себя в сфере межиндивидных отношений, в пространстве межличностных взаимодействий. Отсюда вторая подструктура личности - интериндивидная.

Третья подструктура - метаиндивидная (или надиндивидная). В этом случае в центре внимания оказываются «вклады», которые личность вносит своей активностью в других людей. Таким образом, личность не только выносится за рамки органического тела индивида, не только перемещается за пределы его наличных, «здесь и теперь» существующих связей с другими людьми, но и продолжает себя в других людях. Эта идеальная представленность личности в других людях за счет внесенных в них «вкладов» получила название персонализация. По-видимому, такими «вкладами» в значительной степени и определяется масштаб личности.

Таким образом, мы рассмотрели ряд решений вопроса о структуре личности. Они существенно отличаются друг от друга по причине чрезвычайной сложности объекта познания, а также разносторонности подходов к нему со стороны исследователей. Однако вместе они помогают осмыслить то содержание, которое стоит за понятием «личность».

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определенных элементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности с общетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К. Платоновым, Г. Айзенком.

Платонов, проанализировав философское и психологическое понимание структуры, определяет ее как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), и его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Чтобы описать структуру личности, как считает Платонов, необходимо установить, что взято за целое, отграничить и определить его. Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные ее части. Притом надо учесть возможно более полное число этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами, между каждым из них и целостностью. Дальше выявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся все элементы анализируемой целостности. Подструктуры и элементы подвергаются классификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровней компонентов.

Результатом такого структурного анализа явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструктура направленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т.е. опыт; 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические. Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез.отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). B.C. Мерлин создал теорию интегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальных особенностей. Первая группа - «свойства индивида» - включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа - «свойства индивидуальности» - имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену - деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру. Так, в структуре человека как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-поло-вые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации - это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. - вторичные личностные свойства.

В зарубежных концепциях личности также немало внимания уделяется проблеме структуры. Одной из наиболее известных является структура личности 3. Фрейда. В концепции К.Г. Юнга, в которой личность, так же как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные ее подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень. В рамках глубинной психологии к проблеме структуры личности обращались также Г. Мюррей, В. Райх и др.

Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты. Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт. Его теория личности так и называется - «теория черт». Олпорт выделяет следующие виды черт: черты личности (или общие черты) и личные диспозиции (индивидуальные черты). И те, и другие - это нейропсихи-ческие структуры, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Но черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры, а личные диспозиции - такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным. Особое внимание Олпорт сосредоточил на изучении личных диспозиций. Они в свою очередь подразделяются на три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция - самая общая, она обусловливает почти все поступки человека. По мнению Олпорта, эта диспозиция сравнительно необычна, и увидеть ее можно не у многих людей. Центральные диспозиции - яркие характеристики индивидуальности, ее строительные блоки, и их легко могут обнаружить окружающие. Число центральных диспозиций, на основе которых можно точно распознать личность, невелико - от пяти до десяти. Вторичная диспозиция более ограничена в проявлении, менее устойчивая, менее обобщенная. Все черты личности находятся в определенных отношениях, но относительно независимы друг от друга. Черты личности существуют реально, а не являются лишь теоретическим измышлением, они - движущий (мотивирующий) элемент поведения. По Олпорту, черты личности объединяет в единое целое специфический конструкт, так называемый проприум.

Черта - базисная категория и в теории личности Р. Кеттел-ла. По его мнению, чтобы получить знания о личности, можно использовать три основных источника: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при

заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (ОТ-данные). Кеттелл и его сотрудники в течение нескольких десятилетий проводили масштабное обследование представителей нескольких возрастных групп в разных странах. Эти данные были подвергнуты факторному анализу, для того чтобы выявить глубинные факторы, определяющие или контролирующие вариации поверхностных переменных. Результатами этого обследования стало рассмотрение личности как сложной и дифференцированной структуры черт. Черта - это гипотетическая психическая структура, обнаруживающаяся в поведении и обусловливающая предрасположенносупь поступать единообразно в различных об-стояупельствах и с течением времени. Черты можно классифицировать по нескольким основаниям. Центральным является различение между поверхностными чертами и исходными чертами. Поверхностная черта - это ряд сопутствующих друг другу поведенческих характеристик личности (в медицине это называется синдромом). Они не имеют единой основы и непостоянны. Более важные - исходные черты. Это некие объединенные величины или факторы. Именно они определяют постоянство поведения человека и являются «блоками здания личности». Исходных черт, по итогам факторного анализа Кеттелла, 16. Для их измерения используется опросник «16 личностных факторов» (16 PF). Это факторы: отзывчивость - отчужденность, интеллект, эмоциональная устойчивость - неустойчивость, доминантность - подчиненность, рассудительность - беспечность и др.

Исходные черты можно, в свою очередь, разделить на два вида в зависимости от их происхождения: черты, отражающие наследственные признаки, - конституциональные черты; являющиеся результатом социальных и физических условий окружения - черты, сформированные окружающей средой. Исходные черты можно различать с точки зрения модальности, посредством которой они выражаются. Черты-способности связаны с эффективностью достижения желаемой цели; черты темперамента - с эмоциональностью, скоростью, энергичностью реакций; динамические черты отражают мотивационную сферу личности. Динамические черты подразделяются на три группы: аттитюды, эрги и чувства. Кеттелл рассматривает сложные взаимодействия этих подструктур, особое значение при этом он придает «главенствующему чувству» - чувствуЯ.

В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общем уровне Айзенк выделяет три типа или суперчерты: экстраверсию - интроверсию, нейротизм - стабильность, психотизм - сила Супер-Эго. На следующем уровне черты - это поверхностные отражения основополагающего типа. Например, в основе экстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость, активность, стремление к успеху. Ниже располагаются привычные реакции; внизу иерархии - специфические реакции или реально наблюдаемое поведение. Для каждой из суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу. Выраженность той или иной суперчерты можно оценить с помощью специально разработанных опросников, наиболее известен в нашей стране «Личностный опросник Айзенка».

Так же, как и Г. Айзенк, Дж.П. Гилфорд рассматривал личность как иерархическую структуру черт и одним из первых изучал ее с помощью факторного анализа. В личности он выделяет сферу способностей, сферу темперамента, гормическую сферу, класс параметров патологии. В сфере темперамента, например, факториально выделены десять черт: общая активность, доминирование, социабельность, эмоциональная стабильность, объективность, склонность к размышлениям и др.

Описанные классические исследования структуры черт личности явились образцом и стимулом для последующих многочисленных работ по эмпирическому воспроизведению той или иной факторной модели или для разработки новых оснований для факторного описания личности без серьезного анализа их взаимосвязей в целостной концепции личности.

ЛИЧНОСТЬ-- 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность - это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1. богатство связей индивида с миром; 2. степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3. общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности - это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, - пишет Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:

1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.

2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками.

З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

Б.Г. Ананьев Л-ть - это конкретный чел, взятый в системе его устойчивых соц обусловленных психол хар-к, кот проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окр. Л-ть - кач-венно новое образование, формирующееся благод жизни чел в общ-ве (он включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в рез чего приобретает особое соц кач-во). Это происходит потому, что чел включаясь в систему общественных связей, выступает в кач-ве субъекта - носителя сознания, кот формируется и развивается в процессе деят-ти. Поэтому-то мы не говорим о Л-ти новорожденного, хотя черты индивид-ти проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Л-ть относительно поздний продукт общественно-истор и онтогенетического развития чел (Рубинштейн).

Структура Л-ти:

Способности - индивид-но-психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Способ-ти - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деят-ти. (смотри вопрос 32)

Темперамент - динамическая хар-ка психич деят-ти чел, проявляется в общей психич активности, моторной сфере, в эмоциональности чел. Темпер-т - характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой (Теплов).

Характер - совокуп-ть индивид-х психич св-в, складывающихся в деят-ти и проявляющихся в типичных для данного чел способах деят-ти и разных форм поведения. (смотри вопрос 29)

Волевые кач-ва - специальные лич-тные св-ва, влияющие на стремление чел к достижению поставленных целей. Воля - это сознательное регулирование чел своего поведения и деят-ти, выраженное в умении преодолевать внутр и внешн трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (смотри вопрос 33)

Эмоции и мотивация (направленность) - переживания и побуждения к деят-ти. Эмоции - психич процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешн и внутр ситуаций для жизнедеятельности чел. (смотри вопрос 34) Мотив - это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потреб-ти, мотивы, цели, намерения); 2) хар-ка процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть чел на опред уровне. Направленность - совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть Л-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность - это установки, ставшие св-вами Л-ти и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности Л-ти лежат мотивы деят-ти. (смотри вопрос 38)

Все отеч психологи - Л-ть относится к соц уровню организации чел. А.Н. Леонтьев - Л-ть - это психол образование особого типа, порождаемое жизнью чел в общ-ве. Соподчинение разных деят-тей создает основание Л-ти, формирование кот происходит в процессе социализации (оногенезе).

Формирование и развитие Л-ти - Л-тью не родятся, Л-тью становятся. Интегративные концепции (целостное рассмотрение Л-ти) - теория Э. Эриксона: придерживался эпигенетического принципа: чел в своем лич-тном развитии от рождения до конца своих дней проходит генетически предопределенные стадии. Он выделил 8 жизненных психол кризисов, наступающих у каждого чел:

1. Кризис доверия - недоверия (1 год жизни);

2. Автономия - сомнения и стыд (2-3);

3. Появление инициативности - чувство вины (3-6);

4. Трудолюбие - комплексу неполноценности (7-12);

5. Лич-тное самоопределение - индивид-ная серость и конформизм (12-18);

6. Интимность и общительность - лич-тная психол изолированность (20);

7. Забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (30-60);

8. Удовлетворенность прожитой жизнью - отчаяние (60).

Становление Л-ти - смена этапов на каждой из кот происходит кач-венное преобразование внутр мира чел и радикальное изменение его отношений с окр людьми. Новые лич-тные черты возникают на основе предыдущего развития. Две крайние линии лич-тного развития - нормальная и аномальная.

В отеч психол развитие Л-ти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Социализация - процесс усвоения соц опыта. М.б. регулируемая (целенаправленная) -это процесс воспитания - нерегулируемая (стихийная). В процессе социализации и соц адаптации чел обретает свою Инд-ть. Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. Основополагающее св-во зрелой Л-ти заключается в потреб-ти к саморазвитию, самоактуализации (гуманист-кая психол). Божович - критерии сформировавшейся Л-ти : 1. чел можно считать Л-тью, если в его мотивах существует иерархия, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения (способ-ть к опосредованному поведению); 2. способ-ть к сознательному руководству собственным поведением (на основе осознанных мотивов-целей и принципов). Этапы формирования Л-ти по Леонтьеву : 1) дошкольный возраст - установление первых иерархических отношений мотивов (подчинение непосредственных побуждений соц нормам, т.е. формирование соц значимых мотивов); 2) подростковый возраст - появление стремления и способ-ти осознавать свои мотивы, а также проведение активной работы по их подчинению и переподчинению (самоосознание, саморуководство, самовоспитание). В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для чел, что превращаются в черты его лич-ти (мотивация достижения или мотивация избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи др. людям, агрессивные мотивы поведения, мотив аффилиации - стремление к общению).

К психич св-вам лич-ти относят наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность - мотивация, темпер-т, способ-ти, хар-р).

Современные представления о личности и психологической структуре. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется модель Б.С. Братуся (1988). Б.С. Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности -- этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания -- плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. -- и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы усматриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток заключается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации личности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уровня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень -- отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень -- структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. (Психофизиологический уровень -- уровень телесных и мозговых механизмов -- мы, вслед за А.Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня принципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и способностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом -- как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулируют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид -- производство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятельности человека, реализации его отношений с миром.

За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности -- механизмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы -- свобода и ответственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребности, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существования и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии развития смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она формируется.

1) По Дж. Миду, структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я – сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я – меня» - рефлексия на оценки других и общество в целом;

2) Ч. Кули (концепция зеркального «Я») считал, что личность – продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе (а это, по Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

Представление о том, что другие видят меня;

Представление о том, как другие оценивают меня;

Ощущение «Я» как ответ на представление и оценки меня.

3) По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:

Ид («Оно») – бессознательное, энергия инстинктов (два основных инстинкта – Эрос (инстинкт продолжения жизни, сексуальная энергия) и инстинкт смерти – Танатос). Основной принцип существования Ид – «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.

Эго («Я») – сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.

Суперэго (сверх-«Я») – компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип – «Надо».

Согласно концепции К. К. Платонов , существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные).

1. Низший уровень личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента .

2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей , зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Следующий уровень личности - индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки . Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Высшим уровнем личности является ее направленность , включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нуж­ны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А. Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому тем­перамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

    влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;

    желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

    стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

    интерес - познавательная форма направленности на предметы;

    склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента;

    идеал - есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

    мировоззрение - система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

    убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

9 установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

10 позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

11. цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

– пытаются навязать свою волю группе

– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы

– уступают давлению группы

– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Способности человека определяют его успехи в различных ви­дах деятельности.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Задатки – первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.

Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сило их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

    Эмоциональная возбудимость . Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

    Возбудимость внимания – это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

    Сила эмоций . Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

    Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

    Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

    Активность волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

    Пластичность – ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

    Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

    Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые

1. регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

    Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

    Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

    Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

    Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности - волевыми качествами.

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера - в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности . Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

1. Психодинамический (классический психоанализ).

Термин “личность” имеет несколько различных значений. Слово личность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”. Первоначально это слово обозначало ритуальные маски у этрусков. В Риме этим словом стали обозначать сначала роль, изображаемую маской, затем саму роль («персона отца»). По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. В понимании большинства психологов термин “личность” не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. По мнению Б.Г.Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида homo sapiens и отдельного типа, выделяемого в его рамках. Система индивидных признаков человека: темперамент, задатки, конституция, половые особенности, биогенные потребности, сенсомоторная координация, метаболизм, нейродинамика.

Личность – человек как представитель какого-либо типа социальной общности. Система личностных признаков человека: направленность, склонности, социогенные потребности, структура общения, социальный статус, притязания, социальные роли, этнические особенности.

Субъект – человек как субъект определенного вида деятельности; характеристика человека через структуру различных типов человеческой активности (труд, общение, познание, игра, спорт). Система субъектных признаков человека: характер, способности, структура деятельности, психогенные потребности, конативные, креативные, когнитивные, эмотивные процессы.

Индивидуальность – человек как единичный вариант реализации тех возможностей, которые встречались на его жизненном пути; неповторимое, уникальное сочетание черт как индивида, личности и субъекта. Система индивидуальных признаков человека: совесть, самосознание, самореализация, самоопределение, саморегуляция, самоидентификация, самочувствие, самооценка.


Человек как целостность – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством в нем биологического и социального.

Существуют разные подходы к структуре личности.

С.Л. Рубинштейн предложил следующую структуру личности:

1) направленность); 2) знания, навыки умения; 3) индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

Концепция динамической функциональной структуры личности, разработанная К.К. Платоновым, объясняет многообразие свойств и особенностей личности шестью подструктурами, четыре из них – основные, две – налагаемые. Четвертая биологически обусловленная подструктура включает темперамент, свойства высшей нервной деятельности, возрастные и половые особенности, патологии. Третья подструктура ответственна за психические процессы: гностические – ощущение, восприятие, внимание, память, представления, воображение, мышление, речь; эмоциональные и волевые процессы. Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки поведения, т. е. социальный опыт личности. Первая подструктура – направленность – наиболее социально обусловлена, она охватывает потребности, влечения, мотивы, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, определяющие социальное поведение человека, основные его ценностные ориентации. Подструктуры «Способности» и «Характер» интегрируют содержание четырех вышеперечисленных подструктур, которые в разной мере характеризуют черты характера, как совокупности наиболее устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, и определяющих способы поведения. А также способности, как индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность обучения или деятельности. Выделение подструктур относительно условно, ибо все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Четвертая подструктуры формируются тренировкой (многократным повторением), третья – упражнением (тренировкой с обратной связью), вторая – обучением, первая – воспитанием.

В процессе формирования личности развивается ее самосознание, выделяются три его этапа:

I этап (от рождения до трех лет) – осознание границ своего тела. До определенного момента малыш может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Позже у ребенка появляется способность к самостоятельным действиям с предметами, и он воспринимает себя как активного субъекта. К трем годам использует местоимение «Я», что окончательно закрепляет осознание себя.

II этап (дошкольный возраст) – длительный период развития самооценки, основывающейся первоначально на мнении значимых взрослых (родителей и воспитателей). Представления дошкольника о себе ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст) – развивается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Подросток сопоставляет разные мнения о себе и на их основе вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются рациональные, на этой основе формируется моральная самооценка.

В результате развития самосознания у человека складывается «Я»-концепция.

«Я»-концепция – система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. «Я»-концепцияформируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию «Я»-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на ceбя другими (рефлексия) и т.д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов «Я»-концепцияизменяется, т.е. «Я»-концепция является динамическим образованием.

Традиционно выделяются три модальности «Я»-концепции: «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «Я»-зеркальное.

«Я»-реальное представления, связанные с тем, как человек воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности способности, социальные роли, статус и т. д.; то есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

«Я»-идеальное представления, связанные с тем, каким человек хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые личность связывает со своим будущим.

«Я»-зеркальное связано с представлениями о том, каким его видят и что о нем думают другие.

«Я»-концепция, понимаемая как система установок (аттитюдов) относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют, как и в установке, три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент, составляющими которого являются: «Я»-физическое, «Я» -психическое, «Я» -социалъное , часто называют Образом «Я»,.

«Я»-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «красавица», «толстяк», «дохляк» и т.д.). Причем, важнейшим источником формирования физического Образа «Я» наряду с половым отождествлением (а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я»-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность «Я»-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.

«Я»-психическое представление человека об особенностях своей познавательной деятельности: памяти, мышлении, воображении, внимании и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях и т. д.); о своих возможностях в целом («Я все могу», «Я многое могу», «Я ничего не могу»).

«Я»-социальное представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях.

Эмоционально-оценочный компонент самооценка Образа «Я», которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики, как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже легкие внешние недостатки своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в Образ «Я».

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В классической концепции У.Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех / уровень притязаний.

Самооценка может быть низкой (заниженной) или высокой (завышенной), адекватной инеадекватной.

Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению).

Высокая самооценка демонстрирует уверенность человека в себе, своих возможностях, силах. Важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной.

Адекватная самооценка свидетельствует о соответствии самооценки реальным возможностям субъекта и оценки его другими субъектами.

Неадекватная самооценка – нереально высокая/низкая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Поведенческий компонент «Я»-концепции – актуальное или потенциальное поведение человека, которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К.Роджерс, «Я»-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т.е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги. Теорию защитных механизмов впервые разработал 3.Фрейд. Выделяют основные механизмы защиты:

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).

Рационализация – способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство. Это и оправдание своей неспособности что-то сделать нежеланием, оправдание нежелательных действий объективными обстоятельствами. Примером неконструктивного поведения может быть рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможости достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая» в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат («зеленый виноград»). Рационализация по типу «сладкий лимон» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличении ценности имеющегося.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т. е. трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность, художественное творчество.

Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, индивиде, личности. До сих пор мы употребляли эти слова как синонимы, однако в действительности за каждым из них стоит некое специфическое содержание. В их психологической трактовке нет общепризнанного мнения, поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, разработанную в отечественной психологии.

Основная проблема заключается в том, что в современной науке не существует целостного, достаточно завершенного человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (антропологическом, историческом, медицинском, социальном), но до сих нор представляется разрозненным, "не собранным" в системное и достойное целое.

Подобная сложность распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая выборочная ориентация является достаточно условной, зачастую и неизбежно пересекающейся с другими.

Самым широким является понятие "человек". Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа на Земле – Человека разумного, или Homo sapiens. В этом понятии объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и др.

Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка; это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя.

Сказанное вовсе не означает, что личность – существо исключительно социальное, напрочь лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не случайно С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия "человек" и "личность" не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от "диких детей"), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, одновременно является личностью, причем у каждого человека существует несколько взаимосвязанных личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, друзья, враги. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Так, личностью предлагают считать лишь того, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит и т.д. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных и политизированных гуманитарных конструкций. Проблема объективно заключается в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, по и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, "претендент" на роль Человека разумного, поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, систематизации, тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект – это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он, конечно, объективен. Понятие субъекта является одним из базовых для философии, однако в последнее время оно приобретает некое обновленное, расширительное толкование в отечественной психологии, где осуществляется разработка особого, субъектного подхода к анализу человеческой психики и поведения (А. В. Брушлинский ). Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в различающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном.

В современной психологии не все названные подходы получили достаточно завершенное развитие и четкое использование, особенно на уровне практически ориентированных исследований. Например, в учебной и массовой литературе чаще других применяется понятие "психология личности" как нечто терминологически объединяющее, синтезирующее. Между тем объективная действительность намного сложнее. Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специфики социального происхождения либо особых общественных проекций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном методологическом вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Поэтому проблематичность, условность формулировки критериев человеческих, личностных, индивидных и индивидуальных градаций представляются очевидными.

Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, психической и духовной организации. Для описания человека каждая наука использует собственные показатели: антропометрические, медицинские, экономические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответствующей психологической схемы или модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура (психический облик) личности (человека, индивида, субъекта) – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые свойства, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли возможно математически строгое выделение необходимого и достаточного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выделение пресловутого "самого главного" в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой "несуществующей сущностью".

Различные психические свойства условно могут быть представлены в иском пространстве по крайней мере четырех относительно независимых измерений .

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивости – стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер, а направленность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, статистической распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются сочувствующими альтруистами или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С этим связаны такие особенности, как уровень субъективной переживаемости, степень управляемости и возможности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один человек понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально и бессмысленно. В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого выхода того или иного качества. Это практическая, собственно жизненная значимость свойств личности. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ребенка, но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой – в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добавлены меры их врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности.

Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое представительство и описание, является многомерным, не вполне упорядоченным, и в этом плане психологии предстоит сделать еще многое для их научной систематизации. Один из ярких отечественных психологов В. Д. Небылицын , в частности, считал, что основная задача дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять, чем и почему каждый человек отличается от другого.

В психологии существует большое количество моделей психологической структуры личности, которые исходят из разных концепций психики и личности, различных параметров и задач личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество монографических изданий. Для решения задач нашего учебника мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым (1904–1985).

Базовая психологическая модель личности исходит из методологии личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности и психики, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Исследовательская сверхзадача заключается в том, чтобы попять, чем и почему каждый человек отличается от другого с точки зрения психологии. Данная структура включает в себя семь взаимосвязанных подструктур, каждая из которых – лишь акцентировано выделенный аспект, условный ракурс рассмотрения многоликой человеческой психики. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры существуют в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы, модели психики реально целостной личности.

Личность динамична и одновременно самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. самоизменяется или развивается, реализуя целенаправленное поведение и само бытие в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовое направление научно-психологического изучения личности.

А. Н. Леонтьев сформулировал развернутую и перспективную методологическую триаду "деятельность – сознание – личность", конкретное психологическое наполнение которой посильно раскрывается в последующих главах учебника.

Итак, в психологии личности выделяют следующие психологические составляющие, или относительно "автономные" подструктуры:

  • направленность личности (см. гл. 5, 7);
  • сознание и самосознание (см. § 4.2, гл. 6);
  • способности и задатки (см. гл. 9);
  • темперамент (см. гл. 10);
  • характер (см. гл. 11);
  • особенности психических процессов и состояний (см. гл. 8, 12-18);
  • психический опыт личности (см. гл. 7).

Данные подструктуры могут быть разложены на более детальные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные процессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами. Описанию предметного содержания этих составляющих психического облика личности посвящен, по существу, весь учебник.

  • Брушлинский Андрей Владимирович (1933–2002) – доктор психологических наук (1978), профессор (1991), действительный член РАО (1992), член-корреспондент АН СССР (1990), действительный член РАЕН (1996), академик Международной кадровой академии (1997). Ученик и последователь С. Л. Рубинштейна. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1956). Сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР (1956–1972); старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по психологии мышления Института психологии АН СССР (1972–1989); директор Института психологии РАН (1989–2002), главный редактор "Психологического журнала" АН СССР (с 1988 г.). Автор концепции континуально-генетической психологии субъекта, создавший новый вариант диалектической логики, известный специалист в области психологии личности, мышления и педагогики. Основные труды : "Культурно-историческая теория мышления" (1968); "Психология мышления и кибернетика" (1970); "О природных предпосылках психического развития человека" (1977); "Мышление и прогнозирование" (1979); "Мышление и общение" (в соавторстве; 1990); "Субъект, мышление, учение, воображение" (1996); "Психология субъекта" (2003).
  • Небылицын Владимир Дмитриевич (1930–1972) – доктор педагогических наук (по психологии) (1966), профессор (1968), член- корреспондент АПН СССР (1970). Окончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ (1952). С 1965 по 1972 г. работал заместителем директора НИИОиПП АПН СССР и заведующим лабораторией дифференциальной психофизиологии. Зам. директора и зав. лабораторией психофизиологии Института психологии АН СССР, профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии МГУ (1968–1970). Внес большой вклад в создание научной школы отечественной дифференциальной психофизиологии; доказал трехмерный характер (возбуждение, торможение, уравновешенность) свойств нервной системы и наличие связей силы нервной системы с чувствительностью, с индивидуальнопсихологическом своеобразием деятельности и поведения. Основные труды: "Основные свойства нервной системы" (1966); "Психофизиологические исследования индивидуальных различий" (1976).