Брюсов календарь на. Первый астрологический календарь брюса в россии

Золотая книга старорусской магии, ворожбы, заклятий и гаданий Южин В. И.

Каков он, «Брюсов календарь»?

Каков он, «Брюсов календарь»?

Брюс много переводил. Он свободно перелагал с английского, немецкого, французского, голландского и латинского, книги по астрономии, математике, географии, механике, фортификации, баллистике, грамматике и столь нужного Петру навигаторскому искусству (в последнем случае один из переводов он выправлял почти накануне Полтавской битвы, где его подкомандная ему артиллерия немало отличилась).

Одной из сфер, руководимых Брюсом было типографское дело. Брюс редактировал многие книги, и, в частности, знаменитый календарь, получивший его имя – «Брюсов календарь», благодарякоторому население России стало, мало-помалу приучаться к совершенно иному воззрению на окружающий мир и природу. В «Брюсов календарь» входили и астрологические выкладки, но сам Брюс ими явно не увлекался. Правда, его патрон Петр I изредка интересовался астрологией. Один из исследователей русского быта Л.Ровинский отмечал: «Петр I был тоже порядочный суевер и заказывал себе гороскопы».

Здесь чаще всего упоминают гороскоп, опубликованный впервые в журнале «Московитянин» (1842.1), но принадлежность его самой эпохе Петра довольно проблематична. Более вероятно, что гороскоп был составлен позже (о нем см.ж. «Техника-Молодежи», 1991.6). Во всяком случае, есть упоминания, что «прогноз» новорожденному Петру пытался составить придворный поэт Симен Полоцкий.

Относительно же Брюса, то здесь совершенно разные исследователи истории астрономии и петровских времен весьма единодушно утверждают, что он к собственно астрологии относилсякрайне скептически и сдержанно.

В одном из «Брюсовых календарей», издания 1896 года приводится краткая биография «родоначальника» такого типа изданий, где, в частности содержалось следующее замечание (цит. по ж. «Наука и Жизнь», 1972.9):

«Что касается до астрологических предсказаний и советов о счастливых и несчастливых днях и месяцах, помещавшихся в календарях, то Брюс не мог их уважать и если не противился помещению их в календаре, то делал это лишь в угоду укоренившемуся в Европе обыкновению сопровождать ими календари».

2. Брюс, действительно, был именно – техником, геометром, астрономом, инженером, госуарствен– ным деятелем, необычайно трезвомыслящим, и никогда не полагался на туманные расплывчатые прогнозы «звездочетья». Напротив, в пику астрологам, упорно придерживающимся удобной для них геоцентрической теории (теории земного наблюдателя), Брюс дважды издавал сочи нение физика Христиана Гюйгенса «Космотеорос» (первый раз в 1717 году), где подробно излагалась теория гелиоцентризма.

Любопытно, что до этого, в 1707 году под редакцией Брюса появилась и звездная карта обоих полушарий. На полях ее были показаны схемы четырех систем мира, аллегорические изображения их творцов

– Птоломея, Декарта, Тихо Браге, Копрника. Здесь же помещались такие любопытные вирши:

«Коперник общую систему являет,

Солнце в середине вся мира утверждает.

Мнит движимой Земли на четвертом небе быть,

И Луне окрест ея движение творить.

Солнцу из центра мира лучи простирати

Убо землю, луну и звезды освещати…»

Под «четвертым небом», как нетрудно догадаться, понималась орбита Земли, планеты – из известных к тому времени, четвертой с конца (от звезд), не считая Сатурна, Юпитера и Марса.

Как уже отмечалось, Брюс был постоянным «научным консультантом» Петра I. В их переписке встречаем то инструкциюБрюса о том, как наблюдать пятна на солнце, то сообщение Петра о его наблюдениях над телами солдат, убитых молнией (под Азовом) и т. п.

Как уже сказано, у Брюса была огромная для того времени библиотека. В ней насчитывалось более 1500 томов печатныхкниг, много рукописей, карт, инструментов. Часть этой огромной библиотеки он завещал Петербургской Академии наук, что с особым уважением отмечал историк Татищев: «мимо родного племеннника», для пользы отечества…

В богатейшей этой библиотеке были книги по самым разным областям знания – физике, химии, математике и т. д. Здесь и «Начала Евклидовой геометрии», и последние трудыНьютона, книги по военному делу, ботанике, биографии Тамерлана, Мазарини, много различных описаний, путешествий, «Оди– сея» и «Илиада» Гомера, комедии Теренция, произведения Овидия, Горация, Шекспира, Рабле, Бокаччо, сочинения по театру, музыке, картины фламандских и других художников.

После смерти Петра I Брюс отошел от дел и поселился в подмосковной усадьбе Глинки, при впадении реки Вори в Клязьму [на территории нынешнего Щелковского р-на Подмосковья]. Здесь он построил дом и разбил регулярный парк, которые в измененном виде сохранились доныне. Над домом так же – была башня, башня, откуда Брюс вел астрономические наблюдения. Более ничем особым, «колдовским» дом не отличался: «Историки архитектуры считают композицию дома, декор его стен и интерьер типичными для московской архитектуры 1720-х годов», – сообщается в одной из работ.

Как видим, граф Я.В.Брюс был достаточно значительной фигурой своей эпохи, человеком серьезным и строгим, но, как уже сказано, в наше время его вспоминают по совсем другомуповоду, а именно, когда это касается, напротив, крайне нестрогих и несерьезных, а именно: мистики и астрологии.

Ныне, не так уж редко можно прочесть заметки и слышатьмнению, где люди, явно слабо знакомые и историей вообще, и с астрологией, в частности, выдвигают Брюса как «выдающегося» российского астролога. Но – так ли это все было?

«Принадлежал ли сам Брюс к поклонникам астрологии? – пишет, например, Жерневская И.И. в работе «Седьмица дней и зодиак» (В Сб.»Атеистические чтения». М.: 1981). – Предположение мало вероятно.

В его большой и богатой библиотеке, переданной позднее молодой Академии наук, была только одна книга по астрологии, на шестом листе самого календаря красовалась карикатура на астролога, да и вся просветительская и редакторская деятельность сподвижника Петра Великого утверждает обратное».

Фактически прославленный календарь чисто «для рекламы», получил только лишь имя Брюса, так как тот, по роду службы в то время руководил и работой типографии.

«Под надзрением его превосходительства генерал-лейтенанта Иакова Вилимовича Брюса», – так и значилось на обложке календаря, выпущенного в 1709 году.

Фраза «Под надзрением», как нетрудно понять, означала, фактически, отнюдь не авторство Брюса (которого так жаждали астрологи), а, только лишь «под редакцией».

И, действительно, как недвусмысленно сообщает пояснение к календарю, он сработан на основе типичных западноевропейскихматериалов. Составители календаря сообщали, что сии таблицыизысканы «…ч(е)рез Мартына Алберта Феофратического медика и рудоискателя откемницы яже п (е)реведенная от цесаревского Диалекта из книги «Астрологии» или «Планетныя» Вольфганта Гильдебранда».

Итак, авторство ряда статей календаря Брюсу явно не принадлежало. Календарь носил только лишь его имя. Впрочем, общее назание «Брюсов календарь» присуще отнюдь не одной книге, а многим выпускам, очень сходным по форме и содержанию, но различным по оформлению и стилю.

Один из позднейших вариантов такого календаря был выпушен, например, в 1875 году в Харькове (издателем Т.Росинский). На обложке надпись – «Первобытный Брюсов календарь с начала его выхода при жизни Брюса». Прогноз событий в нем рассчитан на 200 лет, начиная с 1800 года. Подлинный Брюсов календарь охватывал период гораздо меньший.

Предлагаемые «предсказания» по планетам здесь даются в столь общей форме (хотя они и наваны частными), что их можно трактовать как угодно, можно под них подгонять любые события.

Например в планетнике (как автора, называют, однако, не Брюса, а… некоего Иосифа Мута) каждая из семи планет влыдчествует, согласно календарю, над группой годов (анализ «Планетника» см. ни– же). Однако, несмотря, казалось бы, на специфичность «характеров» богов-планет, «прогнозы» на го– ды, находящиеся под их «покровительством», бедны и схожи.

Почти на каждый год предсказывается: «великая перемена в некотором государстве, новй образ правления в некой республике, славное побоище, воцарение великого государя…»

Разумеется, на суеверных людей совпадения реальных событий с теми «предсказаниями», которые встречались в календаре, производило сильное впечатление, подчас даже пугало их. Однако особой премудрости в подобных предсказаниях нет.

По сей день на земле много государств. По сей день, время от времени между ними вспыхивают войны, за войнами следуют премирия. Где-то совершаются государственные перевороты, рождаются и «воцаряются» новые государственные деятели. Поэтому расплывчатые слова «в некотором», «в некоей» и т. п. никому ни о чем не говорят. Но, подробнее, об этом – ниже.

Если вышеназванный «Брюсов календарь» (Харьков, 1875) предлагал «прогноз» событий на 200 лет, начиная с 1800 года подлинный, изначальный «Брюсов календарь» был, в действительности, попроще, охватывал периоды не столь значительные, и, в общем-то и не претендовал на многое, кроме как на «просвещение» люда российского.

«Под надзрением его превосходительства генерал-лейтенанта Иакова Вилимовича Брюса» – значилось на обложке календаря, выпущенного в 1709 году. Но тут же упоминался и другой автор выпуска: «Тщанием Василия Киприянова».

Киприанов, библиотекарь навигационной школы в Москве, был составителем целого ряда математических и географических пособий для этой школы. Одновременно он служил и в типографии гражданских книг, поскольку владел искусством гравирования, хорошо рисовал и вдобавок сочинял стихи. Тяжеловесные вирши, сообщавшие основы астрономических знаний, украшали и страницы календаря.

Первый календарь был гравирован на 6 медных листах, со стихами, символическими рисунками и таблицами. Все позднейшие издания других авторов и составителей, гораздо большие по объему, особенно в своей прогностической части, продолжали носить привлекательное название «Брюсова календаря».

Первый лист его давал сведения в основном общепознавательного астрономического характера.

Второй располагал на себе собственно календарь и типичные для тех лет церковные святцы.

Третий лист показывал предзнаменования «по всякий год по планетам… и многих расположенных избранных вещей, которые деются от каждой сильнейшия и господствующия планеты».

Четвертый лист содержал несколько таблиц, рекомендующих, в какое время и какие действия следует предпринимать, чтобыдобиться наиболее благоприятного исхода.

Какой-либо особой «научности» во всем упомянутом повествовании, разумеется, и не ожидалось. Все было почти так же, как в типовых ныне (в конце 90-х годов) брошюрках «ширпотребовских» гороскопов, продаваемых с уличного лотка.

Была ли нужда в таком календаре?

Молва о волшебнике и предсказателе Брюсе ходила в народе почти два столетия. И, как уже сказано, этому в немалой степени способствовал первый выпущенный в России календарьна 1709 год, где «тщанием» библиотекаря и гравера Василия Киприянова было обозначено крупными буквами, что календарь напечатан «под надзрением его превосходительства господина Генерала лейтенанта Якова Вилимо– вича Брюса».

Календарь окрестили «Брюсовым» или просто «Брюсом». Календарь пользовался успехом. Он привлекал не только «прогностикой» (предсказаниями), заимствованной из заграничных календарей, но и непривычными по тем временам данными о восходе и заходе Солнца, Луны, о долготе дня, о затмениях с расчетами, сделанными на многие годы вперед».

Неужто все заранее уже предсказано? И мир, и войны, и урожаи, и засухи? Как? Не с дьявольским ли участием? Доверие к печатному слову было безграничным и открытое появление стольнепривычного издания – поражало. Различия между научным и не научным не делалось – отталкиваться было не от чего.

В календаре были и специальные таблички, из коих желающие могли узнать, когда надлежить «кровь пущать, мыслити почать, брак иметь» или «чины и достоинства воспринимать, долг платити» и тому подобного, на все случаи жизни.

Нужен ли был в России подобный «Брюсов календарь», ведьс точки зрения современного ученого, отвергая старое, он добавлял с собой новый сонм суеверий, ничуть не меньший? Зачем нужно, скажем, грубым неграмотным крестьянам знать, когда слуится – солнечное затмение? Впрочем, о том, что просветительская роль даже подобных (по нынешним меркам, чисто «уличных») изданий была очень вели– ка, говорят некоторые события тех лет.

Вот первое. Произошло оно в Нижнем Новгороде в 1706 году,1 мая. Предстоял большой церковный праздник. К нему нижегородцы усиленно готовились, считая этот день датой основаниякрупнейшего местного Вознесенского Печерского монастыря. Как всегда, устраивалось большое народное гуляние у монастырского села Высокова (ныне район Высоковской церкви).

Ко дню этому готовились не только жители, но и городские власти, получив особое указание от правительства. Предусмотрительный царь Петр, узнав, от астрономов, что 1 мая 1706

года произойдет видимое в средней части России полное солнечное затмение, принял меры для широкого оповещения населения, во избежание ненужной по ту пору паники.

До этого подобные астрономические события происходили неожиданно, без какого-либо предварительного предупредления и разъяснения, производя часто страх и смятение на людей.

Петр, в частности, писал своему соратнику Ф.А.Головину: «Господин адмирал! Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Того ради изволь сие поразгласитьв наших людях, что когда оное будет, дабы за чудо не поставили. Понеже (поскольку – А.А.) когда люди про то ведают прежде, то не есть уже чудо».

«Изъявление о затмениях. Нынешнего 1706 лета четыре затмения явятся: два на солнце и два на луне; которых два затмения на луне и единое на солнцу под нашим горизонтом, аще чист воздух, (т. е. если в небе будет безоблачно – А.А.) усмотрены будут…

Затмение на солнце предстояит маня в 1-й день. Сие затмение, когда солнце на большую часть по мрачится у нас, с великим удивлением и страхом больше двух часов видимо будет».

Первые газеты в России лишь появлялись. Столичное сообщение, естественно, не получило распространения в провинции.

Единственный экземляр «Ведомостей» получался в Нижнем воеводой Леонтьевым. Попытка устного разъяснения не привела ни к чему: воеводу попрсту не поняли, да и не поверили. Но «указание сверху» было дано. Как же его выполнить?

Обескураженный неудачей градоначальник не нашел ничего лучшего, как… организовать грандиозное гулянье именно в самый момент затмения!

Благовещенскую площадь уставили каруселями и балаганами.

Воздвигли помосты для песенников и музыкантов. Военная команда должна была показать «воинские эволюции» и примерное сражение. Пушкарский мастер приготовил фейерверк с бенгальским огнем, который собирался запалить на Поганом пруду (позднее – Черный пруд).

Утром, 1 мая по улицам начали ездить конные рейтары с трубами и во всеуслышание объявляли, что после обедни имеет быть военный парад, а затем увеселения с музыкой и потешными огнями. К 11 часам дня площадь наполнилась ожидающим людом.

У Дмитровских ворот показалась рота мушкетеров в треуголках, напудренных париках и с развернутым знаменем. Пришли и спешенные рейтары с ярко блестевшими на солнце алебардами. Все выглядело очень весело и празднично. И вот отошла обедня, зазвонили колокола, появился на площади сам вовеода со всеми чиновными людьми и дал знак начатьпразднество. Грянули трубы, зазвенели бубны, завертелись карусели, песенники затянули песни, и вся площадь пришла в движение. Рота мушкетеров стала во фронт, рейтары тоже, оба отряда выстроились один против другого.

Прапорщик, принявший команду над мушкетерами, вышел вперед и громко скомандовал: «тушкеты на плечо!» Толпы народа замерли в ожидании и предвкушении. По команде «Пли!» грянул холостой залп, оглушив всех и окутав дымом всю площадь (порохеще был «дымный»).

Но вот через некоторое время дым рассеялся, народ был поражен: свет солнечный – как бы померк! Все инстинктивно подняли глаза вверх и ужаснулись – солнце закрывало какое-то черное кольцо… С каждой минутой свет все более угасал: вместо дня наступала ночь!

Завыли собаки, людей обуял страх. У большинства мелькнула мысль, не свершилось ли

«светопреставление», «конец света», о котором столько тверим с детства. тногие упали плашмя на землю, с плачем и воплем поднимали руки к грозно потемневшему небу… Но вот свет потух, на небе показались звезды, с чердаков и колоколен вылетели стаи летучих мышей. Судя по всем признакам – мир кончился…

Когда же вновь засияло солнце, площадь была пуста: люди разбежались по своим домишкам, смертельно перепуганные произошедшим. Фейерверк на Поганом (Черном) пруду так не состоялся, никто уже не пришел его смотреть. Несколько дней население Нижнего не могло успокоиться, переживая перепитии случившегося: солнце словно бы было «сбито» с неба громовым залпом мушкетеров…

Просвещенность оставляла желать лучшего, даже в высшихкругах. Уже упоминавшийся близкий знакомый Брюса, историк Татищев, например, рассказывал:

«В 1714 году заехал я в Лубны к фельдмаршалу графу Шереметьеву и слышал, что одна баба за чародейство осуждена на смерть, которая о себе сказывала, что в сороку (как считалаось, «любимое»

превращение ведьм) и (в) дым превращалась, и оная с пытки в том винилась.

Я хотя много представлял что (э)то неправда и (что) баба на себя лжет, но фельдмаршал нимало мне не внимал…».

Как и полагается, «колдунью» – решительно уничтожили… А ведь это были уже «петровские» времена!

Петра, особенно после «конфискации» колоколов – на пушки, то тут то там, сопоставляли с «aнтихристом» и обеспокоенному разными нововведениями населению всюду виделись некие знамения, которые истолковывались еще более причудливо.

В 1720 году, 27 января в Спасском Новгород-Северском монастыре, после заутрени, на рассвете, иеромонах Порфирий вошел в хлебню и обьявил братии, что «сподобил» его Господьвидеть на небе чудное и странное видение:

«Пришед (ши) от заутрени и отправя (в) келейное правило, вышел я из кельи, чтоб не спать и вдруг узрел на западной стороне – кометы. Глядел я на нее с четверть четверти (почти 4 минуты, т. е. – А.А.).

Виделись мне именно голова. По одну сторону той головы сабля и два палаша крыжом (крестом), а третий стоймя. По другую сторону головы было две ноги и две руки, а над руками два месяца.

Над месяцами виднелись мне две звезды. Против же головы, пониже ея немного, литеры покой (буква «П», намек на имя царя Петра – А.А.). После литеры с обоех сторон, по месяцу, дальше – крест, особо, без месяцев. a было то видение на синем небе, одними желтыми колерами порознь, а настоящего месяца в то время не видал…»

По мнению специалистов, судя по ряду признакам, Порфирий наблюдал что-то типа сложного гало, однако его рисунок, вскоре невиданно искаженный, широко распространился сперва среди монахов, а потом и среди встревоженного населения, в самых чудовищных вариациях.

Разумеется, вскоре же, от «благожелателей» последовали доносы. Порфирия быстро «вычислили», взяли с поличным (он и не отпирался) и доставили к самому А.Меньшикову, который позже писал кабинет-секретарю А.В.Макарову (22.04.1720):

«…Понеже новгородского монастыря монах, самый плут, Порфирий издал изображение, будто он видел на небе… а каким образом оное его, плута, вымышление, будто видение было, и которого числа, – тому при сем прилагаю учиненный им, плутом, в подобии рисунок. a рисунков этих здесь, в Малороссии, – зело размножилось у всякого чина людей…»

Порфирия перевели в Петербург, в Тайную канцелярию, где, правда, П.А.Толстой отнесся к незадачливому монашку довольно снисходительно (Порфирия даже не пытали). Дела вершились чинно и медленно. Судьба его определилась лишь через год:

«Иеромонах Порфирий, что ныне разстрига Потап, за то, что он показал ложно, будто видел на небе видение, чему и рисунок учинил, с которого в Малой России немало таковых от его плутовства размножилось, а его ложному плутовству верить нимало не надлежит. И за то – сослать его в Соловецкий монастырь и держать там до его смерти, отнюдь никуда не выпуская…»

Суровое это наказание, по тем временам было исключительно мягким. Порфирий, вероятно, был очень доволен. Голова его осталась на плечах. А в этом везло – не каждому.

И, все же, рано или поздно, но пора коснуться собственно «Брюсова календаря» и, непосредственно, его текста. Мы избрали несколько типичных, наиболее часто встречающихсяразделов, и первый из них – чисто метеорологический и фенологический (сезонный).

Астрологии разных времен – очень разные астрологии. Астрология старинная, несмотря на свой примитивизм, есть астрология научная, в отличие от современной, чисто развлекательной, игровой, мистической.

Старинная астрология еще включала в себя массу других дисциплин: и сезонную агрономию, и посезонное охотоведение, и сезонное естествознание (т. е. собственно, фенологию), и сезонную медицину, и прогноз синоптиков и многое, многое другое, что в наши времена давно уже разошлось по другим, совершенно самостоятельным наукам, оставив научность астрологии, фактически, «в голом виде».

«Более удачны предсказания Брюса там, где он говорит о погоде, – не без иронии замечает Жер– невская И.И. («Седьмица дней и зодиак»). – Опыт народа, многолетние наблюдения собраны в замечаниях календаря по этим вопросам.

Когда ласточки низко летают, жди ветра с дождем. Если кошка прячется на печку, жди мороза. Если солнце при восхождении своем ярко и окружающие его облака покраснели, значит день будет ненастным, часто дождь с ветром. Против такого рода предсказаний трудно что-либо возразить».

Итак, о каких «погодных» предсказаниях шла речь? Действительно ли речь идет о чем-то непостижимом? Далее, волей неволей, придется неоднократно погружаться в довольно пространные цитирования, поскольку крайне недоверчивые звездочеты могут заподозрить, что мы чего-то «недоговариваем».

Впрочем, цитирования эти, по счастью, отнюдь не скучны и, в общем-то, даже – привычны.

Вот один из отрывков, взятых по «Первобытному Брюсову календарю» (цит. по кн.»Секреты волшебства и чародейства. Черная и белая магия». М.:1883):

«1) Ежели солнце при восхождении свем очень ярко, и облака его окружающия покраснели, то означает день ненастный, а часто – дождь с ветром.

2) Когда около солнца виден беловатый круг, то в тот деньожидать великой и страшной бури.

3) Солнце при восхожении своем на горизонт видится несклько более против обыкновеннаго, то ожидать непременно дождя.

4) Когда солнце кажетя бледно, то сие означает, что будет дождь, а когда оно чисто и ярко, то будет хорошая погода.

5) Воробьи летающие или строющие гнезда, предвещают хорошую погоду.

6) Мореходцы предвещают, когда в море играют на воде рыбыи тюлени, то непременно сделается в скором времени буря.

7) Гуси моющиеся предвещают дождь.

8) Дождь идущий и виденный в лужах пузырями, означает, что будет еще сильнее и продолжится долго.

9) Когда кошка прячется на печку, то предзнаменует мороз.

10) Если кошка, сидя на земле, лижет хвост и голову прячет, то это верный знак быть дождю.

11) Луна, имеющая около себя ясный круг, помаленьку расширяющийся и пять исчезающий, предзнаменует ясную погоду: если луна имеет два или больше таковых кругов или только один, но туманный и неясный, то будет мороз. Если круг красен, то непременно будет ветер, а зимою ожидать должно снега.

12) Бледность луны означает дождь. Чистая и яркая – ведро, а красноватая – ветер и бурю.

13) Если на чистом небе малых звезд не видно, то воспоследует буря, а если в которой стороне видится более обыкновенного, с той стороны неба ожидать надлежит сильных ветров, летом – с дождем, а зимою – с большими морозами.

14) Облака красныя пред закатом слнца обещают на другой

день ясную погоду.

15) Облака пред восхождением солнца если красны и черны, то будет дождь.

16) Раки, выползающие из воды на землю, предвещают бурю и дурную погоду.

17) Утки плесканием своим в воде и кряканием, предвещают дождь, а когда оне тихи, то предзнаменуют гром.

18) Цыплята, собирающиеся под какое-нибудь закрытое место, предвещают непостоянную погоду и дождь.

19) Когда заходящее солнце обнесено синеватым или черным кругом, признак жестокой бури.

20) Красноватое, при захождении солнце – признак, что сильные ветры несколько дней продолжатся.

21) Когда восходящее солнце закрыто облаками, а лучи из них к верху мечет – к дождю, а если те лучи срединою бродят, – будет буря с дождем.

22) Если облака идут со всех сторон и собираются около солнца, то – признак жестокой бури.

23) Если солнце заходит за облака, на утро будет дождь, буде же при захождении же облака за ним следуют, то ожидают сильных ветров.

24) Ежели луны не видно до четертого дня по новолоунии при южном ветре, то погода будет бурная во весь тот лунный месяц.

25) Когда море казаться станет черновато и ежели при том усмотрится всюду расходящаяся пена и везде вдруг волны и пузыри на воде покажутся, сей признак жесткой и долговременной бури.

26) Когда ласточки низко летают – жди ветра с дождем.

27) Если звезды кажутся мутны и едва видны – к дождю.

28) При захождении солнце кажущееся бледным, предзнаменует оттуда ветер».

Итак – перед нами довольно типичный список погодных примет, причем, весьма «сумбурно» организованный. Однако, говорят, основная сила Брюсова календаря – в астрологическихпрогнозах. Давайте же заглянем, о чем идет речь – там?

Коль скоро в народных приметах была упомянута Луна, светило для биоритмов человека небычайно важное, скажем, хоть немного и о ней, чтобы после не возвращаться обратно.

Читатель, здесь, однако, должен запомнить: реальная Луна и «астрологическая» луна – объекты очень разные! И здесь, доверяя народным приметам, поостерегайтесь слепо доверяться астрологу, с его «лунным» псевдо-лечением, «лунным» псевдо-огородничеством и прочими хитрыми «лунными» шашнями, поскольку гороскоп – это дело сугубо личное!

В старинных календарях и лечебниках, а ныне в пособиях по истории медицины, как иллюстрацию старинных методов лечения, нередко приводят какие-либо старинные схемы, посвященную медицинской астрологии. Все они структурно однотипны, но весьма красочны и многообразны по оформлению (автору этих строк известно около 30 вариантов).

Иллюстрируя старинную русскую медицину, как образец, нередко приводят один и тот же астрологический рисунок, типичный и для старинных русских календарей (см. напр. Смирнов Д.Н. «Очерки жизни и быта нижегороцев XVII–XVIII веков». Горький,1971 и пр.). На рисунке грубо изображен вскрытый человек. и стрелочками указывается, какой из 12-ти знаков Зодиака «воздействует» и «влияет» на тот или иной орган.

Над головой его – барашек, Овен (знак головы).

В ногахРыбы (знак ступней).

Слева и справа знаки других органов.

Справа: знак шеи – толстошеий Телец,

Справа знак груди – Рак с большой головогрудью,

знак живота – Дева,

знак «хвостоообразного» фаллоса – Скорпион с ядовитым хвостом,

знак коленей– козлик, Козерог.

Слева: знак двух рук – пара Близнецов,

Справа знак «страстного» сердца – «страстный» Лев,

Слева знак бедер – Стрелец (центавр),

Ниже слева знак голеней – водонос, Водолей.

И наконец совсем внизу, на уровне ступней – Рыбы.

Схема эта скопирована с аналогичных западноевропейских иллюстраций.

Знаки вокруг тела расставлены, чаще всего, довольно хаотично, но, согласно уже древней астро-логике, они выстроены четко сверху вниз, о чем астрологи опытные, скрепя сердце, сообщают открыто (см. напр. Катрин Обье «Астрологический словарь». М.: 1996, с.140).

1. Знак сектора головы – Овен

2. Знак сектора шеи – Телец

3. Знак сектора рук – Близнецы

4. Знак сектора груди – Рак

5. Знак сектора сердца – Лев

6. Знак сектора жшота – Дева

7. Знак сектора почек – Весы

8. Знак сектора фаллоса – Скорпион

9. Знак сектора бедер – Стрелец

10. Знак сектора коленей – Козерог

11. Знак сектора голеней – Водолей

12. Знак сектора ступней – Рыбы

Над рисунком заголовок: «О кровопускании жильном и рожечном, и когда лекарство принимать». Далее следует текст:

«В Генваре. Кровь пускать жильную и рожечную.

Мокротным – 2,3, 4,11,12;

Холерикам – 9,10,18,19;

Меланхоликам – 7,8,25,26,27 числа.

Лекарство принимать. Проносное – 1,9,10,18,19;

Рвотное5,6,11,12,13,14;

Слабительное – 7,8,16,17,25,26;

Крепительное – 5,6,13,14,23,24.

В Феврале. Кровь пускать жильную и рожечную.

Мокротным7, 8, 26,27;

Холерикам – 5,6,14,15,16;

Что же это за хитрая система кровопускания и назначения лекарств? Ограничимся первым. Кровопускание было очень популярно в давние времена, и в Европе и в старой России, поскольку являлось простым, общедоступным и универсальным средством против гипертонии (от «удара») и ряда связанных с этим заболеваний.

Во всех банях и цирюльнях имелся опытный человек «пробивавший жилу», «кровопуск», о чем хорошо описано, например, у В. А. Гиляровского, в книге «Москва и москвичи». Крови сливали по 2–3 большие миски. В России нехватку жидкости тут же восполняли горячим самоварным чаем.

Но, как считалось, кровопускание делать надо не без оглядки на фазы луны. Луна, согласно старинному мнению, притягивает воду (по аналогии с приливами-отливами морей), от ее убывания и прибывания (полнолуния или новолуния), как считалось, убывает и прибывает кровь в теле излечиваемого.

Не пускаясь в долгие рассуждения, сразу скажем, вышеперечисленные числа дней календаря назначены в соответствии с фазами луны. Но, опять-таки, подчеркнем, луны не реальной (как она влияет – вилами на воде писано), а луны «модельной», придуманной, луны «астрологической».

1) Уже в очень давние времена было замечено, что Луна в течение «лунного» цикла («месяца», от новолуния до новолуния) проходит в небе по определенным созвездиям, как по кольцу (это и есть – зодиак).

2) Тогда же было замечено, Солнце в течение «солнечого» цикла (года) проходит по кольцу тех же самых 12 созвездий (эклиптика).

3) Движение Солнца и Луны были единственными «часами», которыми руководствовался человек в своем выживании. Чтобы запомнить порядок этих важных 12 созвездий (и 12 земных сезонов), он применил «мнемонику» – «опорным» объектом избрал собственное тело, деленное на 12 частей-секторов. Каждое созвездие обозначили животным, у которого одноименная часть тела подчеркнуто крупная (голова у Овна-барана, шея у тельца-быка, головогрудь у Рака-краба и пр.).

Исторически такой ход событий нетрудно подтвердить многочисленными данными историков и этнографов, сохранившимися изображениями звезд и созвездий вдоль для тела древних богов.

Это были:

А) египетская богиня ночи и неба Нут (звезды вдоль тела);

Б) греко-египетский Серапис (знаки зодиака вдольтела);

В) бог Митра (зодиак – не кольцо, а арка) и т. п.

4) Части тела – обозначили созвездия чисто символически, и ни о каком «взаимовлиянии» типа «Тело-Звезды» не было и речи. Но, далее принцип подобия и симпатии магии перевернул все с ног на голову: астрологи бездоказательно объявили принцип «Звезды-Тело», в том, что определенные созвез– дия» влияют» на определенные части тела.

Здесь вкратце следует оговориться в том плане, что есть влияния на человека, разные по времени года, но здесь на человека (и растущий зародыш в ходе периода вынашивания) – влияют отнюдь не далекие созвездия и планеты, а близкие объекты, сезонные изменения земной природы.

Для иллюстрации приведем 1-й сектор неба (1/12). В теле человека-года (человека-неба, человека– зодиака) он – «головной», 1-й, потому что с него начинался Световой Год (с 21 марта, дня Весеннего Равноденствия).

Первый сектор был буквальном смысле слова – «Сектором Головы». Он нес «Созвездие Головы», в нем оказавшееся. Созвездие обозначили именем и фигурой животного с крупной (из-за огромных крутых рогов) головой – бараном, овцой, т. е. «Овном». Вот и весь секрет. Как и для прочих 12 знаков.

Овен, разумеется, как «Созвездие Головы» никак не влиял на реальные земные людские головы, и на «людей Головы» (людей-Овнов). Но, как сказано, астрологи, стали утверждать, что такая связь – есть, сзнательно «забыв», что, когда – то, первобытные звездочеты – всего лишь «обозначили» «головой» 1 – й отрезок светового года и земной весны.

Период Овна, это – «период Головы», и мартовско – апрельский период года по утверждениям звездочета «должен быть» чреват на «травмы лица и черепа» и прочие неприятности, связанные с зубами, носами, глазами, ушами и остальным, что раположено на многострадальной голове.

Людей-Овнов, именно их, астролог будет запугивать всевозможными трамами головы и заболеваниями с нею связанными (зубная боль, кариес, ячмень на глазу и др.).

Овнам, в наши дни, сообразуясь с сезонными обстоятельствами, лукавый звездочет «заботливо» припомнит – весенний гололед, сползающие с крыш пласты снега, огромные сосульки, очистку балконов ретивыми гражданами и мартовские праздники – Международный Женский День, Первое Апреля, Широкую Масленницу с многочисленными «возлияниями». Охотно вспомнит насморки, «продутые» уши и т. п. И – «спрогнозирует». Аналогично – и для других 12 знаков и месяцев.

Но – вернемся к Луне. Поскольку и Луна ежемесячно проходила в небе по тем же секторам зодиака (частям тела небесного человека-зодиака), то аналогичный «прогноз» о «черепно-лицевых» и «мозговых» неприятностях астролог даст и на 1-й сектор «лунного зодиака». Это – первые 2,5 дня лунного месяца, разумеется, считая от новолуния, а не от календарного дня, формально записанного в месяце – первым.

Заметим, вскользь: кроме «годового хода» солнца, у него есть и «суточный ход», то на 12 частей можно поделить и день (в восточной астрологии, кстати, так и делают), поэтому полуночное время с 1–2 часа «ничтоже сумняшеся» запишут Вам, как время «опасное на головные травмы…» – для Овнов.

Из книги Близость. Доверие к себе и другому. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Том 3 автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 2. Принимай себя таким, каков ты есть, и принимай всецело, безусловно 12 декабря 1975 г., ПунаМного раз я испытываю чувство вины, потому что не могу принимать Вас на веру.Никогда не используйте слово «вина». Само слово вызывает неправильные ассоциации, и раз вы

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

КАЛЕНДАРЬ Заснули боги-чародеи. И род людской живет, как встарь, Не разгадав - с какой идеей Им дали боги календарь… Теперь, почтенный Пифагор, я тебе поведаю о календаре. До меня в Ариане год начинался с первого новолуния после весеннего равноденствия и состоял из

Из книги Темная и светлая сторона реальности автора Зорин Петр Григорьевич

Принимай мир таким, каков он есть Мы не принимаем мир таким, каков он есть, потому что для этого нужно быть абсолютно незамутненным зеркалом. Мир предстает перед нами в различных масках не для того, чтобы мы пытались подогнать его под свои мерки, но для того, чтобы мы

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

13. КАКОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ ЖЕРТВЫ? 1. Хотя с точки зрения истины термин "жертва" лишен всякого смысла, он определенно наделен смыслом в этом мире. Как всё мирское, это смысл временный, и он, в конечном счете - когда нужда в нем отпадет - уйдет в небытие, откуда и пришел. А

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Некто в ночном переулке Брюсов переулок В час луны и в час заката… Мирра Лохвицкая. Забытое заклятьеДомой я добралась без приключений. Однако после горячего чая заснуть не удалось. Я кинулась к книжным полкам. Старуха Варвара упоминала Пушкина – и я стала разыскивать ее

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Каков лучший выбор действий? Джерри: Когда мы могли бы действовать по-разному, чтобы достичь чего-то конкретного, как нам решить окончательно, какое из различных возможных действий будет для нас наиболее эффективно?Абрахам: Представьте, что вы совершили возможное

Из книги Человек будущего. Первый шаг в будущее автора Лазарев Сергей Николаевич

Каков он, человек будущего? Ранним утром человек вышел на свое поле. Прошелся по нему и внимательно посмотрел на землю. Затем взял горсть земли и потер между ладонями. Посмотрел на небо и деревья за полем. Послушал пение птиц. В природе все связано не только в настоящем, но и

Из книги Магия для дома. Действенные практики очищения и защиты жилища автора

Каков человек, таков и его дом. Каков дом, таков и человек Доказательство того, что чувства и желания оказывают влияние на атмосферу в помещении, – торжественное настроение, которое царит в храмах и святых местах. Сравните его с настроением в тех местах, где давно стали

Из книги Портал света для тех, кто Хочет… автора Авдеев Сергей Николаевич

Каков итог «воспитания»? Какой же личностью входит ребенок в юность? Какие внутренние верования и установки сформировались в человечке «благодаря» указанным мною эпизодам «воспитания»? В юность этот ребенок может войти с твердыми убеждениями:? мир БОЛЬШОЙ, а я

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Каков адрес объекта в Космосе? Чтобы показать, насколько далеко от метафизики должно сегодня продвинуться духовное мышление, давайте совершим следующий мысленный эксперимент. Давайте возьмём четыре референта, обозначенные означающими «собака», «Санта-Клаус»,

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

3.2 ОПАЛЬНЫЙ ПОЭТ ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ По рассказу В. Губанова, «Православные чудеса в XX веке», 2000 г.Я сама из города Твери. Однажды я сидела за утренним чаепитием, а мимо окон с музыкой пронесли покойника. Отец попросил меня узнать, кто помер? А я в то время была очень маленькой

Полное название первого издания - «Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710. От миробытия 7217. Напечатан в Москве, лета Господня 1709. Декабря в день» .

Календарь около 200 лет был настольным справочником российских земледельцев. Также содержал астрологические «предознаменования действ на каждый день по течению Луны и Земли».

Ново сия таблица издана, в ней же предложено вступление Солнца в 12 зодий приближно, такожде восхождения и захождения Солнца, яко на оризонт сей, тако и со оризонта; ещё же величество дней и нощей в царствующем граде Москве, яже имеет широту 55 градусов 45 минут; вычтена и тиснению предана обще, яко на едино лето, тако и на прочие годы непременно, повелением его царского величества, во гражданской типографии, под надзрением его превосходительства, господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 г.

Первое издание «Брюсова календаря» было отгравировано на медных пластинах в и отпечатано на 6 листах большого формата в гражданской Московской типографии, учреждённой Брюсом, и является исключительной антикварной ценностью. В России имеется всего три полных экземпляра в крупнейших государственных хранилищах это Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) и Библиотека Российской Академии наук (Санкт-Петербург). Отдельные листы Брюсова календаря хранятся в Государственной Публичной Исторической Библиотеке .

Впоследствии Календарь неоднократно переиздавался, причём поздние его издания существенно отличались от первого.

Календарь разделён на две части - справочную и предсказательную.

Справочная часть

Разделы справочной части:

  1. Сотворение света
  2. Таблица исчисления лет праотцов от потопа до Иакова
  3. Святцы
  4. «Неисходимая пасхалия» (вечный календарь пасхи)
  5. Графическое представление древней системы вселенной
  6. Лунный календарь (фазы и продолжительность пребывания Луны над горизонтом - «фигура осияния Луны»)
  7. Эклиптические координаты звёзд
  8. Погода в зависимости от прохождения Луной знаков зодиака
  9. Характеристики текущих лет по планете года
  10. Таблица расстояний от Российских городов до Москвы
  11. Перечень станций на почтовых трактах, включая дорогу в Китай, и расстояний от них до Петербурга, а также расстояния до столиц Европейских государств
  12. Географические координаты городов Российских и иностранных
  13. Карты Московской (с планом Москвы) и Петербургской губерний
  14. Гербы Российской империи

В основу расчёта положений Солнца и пяти планет был положен 28-летний цикл.
Лунный календарь построен на основе 19-летнего цикла Метона.

Предсказательная часть

Предсказательная часть - «астрономический, экономический и политический Брюсов двухсотлетний календарь» - менялась от издания к изданию, прожитые периоды опускались, а прогноз продолжался в будущее. Прогнозы включали данные о погоде, предсказания для родившихся в год правящей циклом планеты, «общие» и «частные» предсказания, касающиеся войн, перемен царствований, состояния экономики.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Филимон А. Н. Брюсов календарь // Земля и Вселенная . - 1993. - № 1. - С. 45-53.

Ссылки

  • Брюсов Календарь - репринтное издание. Изображения страниц книги.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Брюсов календарь" в других словарях:

    Первый календарь в России ген. Брюса, вышедший в 1709 г. с различными предсказаниями до 1821 г. Предсказания нынешних календарей есть не более как сплошной вымысел составителей. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка

    Под этим названием известен календарь, составление которого приписывается Брюсу (Як. Вилимовичу), якобы астрологу и чернокнижнику. Самый календарь, ставший образцом для всех позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Календарь, печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников, часто астрономические сведения. Различают: табель календарь (таблица с перечнем дней года); перекидной календарь, листки… …

    Брюсов, Александр Яковлевич (1885 1966) археолог. Брат В. Я. Брюсова. Брюсов, Валерий Яковлевич (1873 1924) русский поэт. Названные в честь Якова Вилимовича Брюса: Брюсов переулок Брюсов календарь … Википедия

    Справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., Годовой разпись, или месячило на 1670; т. н. Брюсов календарь, составленный В. А. Куприяновым в… … Большой Энциклопедический словарь

    КАЛЕНДАРЬ, справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., «Годовой разпись, или месячило» на 1670; т. н. «Брюсов календарь», составленный В. А.… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Календарь (значения). О системах летоисчисления см. статью Календарь Календарь печатное издание в виде таблицы (табель календарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели,… … Википедия

    I Календарь (от лат. calendarium, буквально долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца Календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты) система счисления длительных промежутков времени, в основе… … Большая советская энциклопедия

    Я; м. [лат. calendarium от Calendae календы]. 1. Справочная таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели. Настольный к. Отрывной к. // чего или какой. Таблица или книжка, дающая… … Энциклопедический словарь

В январе 1709 года, был издан «Брюсов календарь». Не один век он «диктовал» людям «правила жизни». Он предсказывал погоду, «предрекал» очередные беды и потрясения, а также мог «расшифровать» судьбу каждого конкретного человека.

Первое издание

Инициатором выпуска первого светского календаря стал Петр Первый. Сия непростая задача была поручена Якову Брюсу, человеку энциклопедических знаний, руководителю Московской гражданской типографии. Именно под его «надзрением» и вышли первые два листа «Календаря повсеместного, или Месяцеслова христианского», за которым на многие века закрепилось народное название «Брюсов календарь». Совсем скоро были допечатаны еще четыре листа, таким образом, первый «Брюсов календарь» состоял из шести листов формата А2. Впоследствии календарь будет многократно перерабатываться и переиздаваться, но его основа останется неизменной. Считается, что Яков Брюс выступил в роли редактора, тогда как составителем народного календаря стал другой сподвижник Петра – Василий Киприянов (об его авторстве сообщается на первом листе календаря).

«Русский Фауст»

Человек, подаривший имя популярному календарю, обладал поистине разносторонним кругом интересов: астрология и астрономия, математика и география, ботаника и минералогия, физика и метеорология – далеко не полный список «увлечений» Якова Брюса. Однако в народе его упорно именовали не иначе как чернокнижник или колдун с Сухаревской башни (именно в ней ученый дни и ночи напролет вел исследовательскую работу). Пушкин именовал Якова Брюса «русским Фаустом», а московские обыватели судачили о его умении превращать свинец в золото, опытах по созданию искусственного человека и знании рецепта «живой» воды. Поговаривали, что на службе у слуги дьявола состоит настоящий дракон, сам же колдун летает над Москвой на механической птице (утверждают, что ее чертежи позволили создать в начале XX века первые русские аэропланы). Кроме «Брюсова календаря» вечным памятником ученому останется планировка Москвы: 12 лучей, расходящихся в разные стороны от Кремля.

Сенсация

«Брюсов календарь» стал настоящей сенсацией, ведь до него люди пользовались только православными святцами или месяцесловами. Святцы в новом календаря оставили, но кроме этого издание дополнили астрономическими данными и «бездной» полезной информации. Структурно он представлял собой две части: одна носила справочный характер, другая – «предсказательный». В справочной части можно было найти «Неисходимую пасхалию» (так называемый Вечный календарь Пасхи); чрезвычайно полезный для земледельцев Лунный календарь, основанный на 19-летнем цикле положения Луны. Календарь позволял изучить особенности того или иного года на основе характеристик «закрепленной» за ним планеты. Расчет положения Солнца и планет на основе 28-летнего цикла, а также Лунный цикл и сегодня используются астрологами для составления современных прогнозов.

Памятка туристу

Справочная часть включала также полезную информацию, которая в первую очередь требовалась людям торговым или путешественникам. В случае необходимости в календаре можно было найти географические координаты российских и иностранных городов, узнать расстояние от крупнейших городов до Москвы, изучить список почтовых станций, в том числе и тех, которые расположены по дороге в Китай. Кроме этого, можно было узнать расстояние от почтовых станций до Петербурга или основных европейских государств. Любознательные могли прочитать карты Петербургской и Московской губерний, в том числе и подробный план Златоглавой. Ну а передохнуть после «напряженной» умственной работы предлагалось за «изучением» гербов государства Российского.

Русские «предсказания Нострадамуса»

Но широкую популярность «Брюсову календарю» принесла вторая его часть – предсказательная, точность которой поражала. По календарю предсказывали не только погоду, но и стихийные бедствия, а также будущую политическую и экономическую обстановку в стране. Например, на 1917 год было предсказано «счастливое побоище» - «кровопролитная война между просвещенными народами», а на 1998 год – еще она «великая перемена» и «новый образ правления». «Брюсов календарь» предсказал и рождение Достоевского: в 1821 году «появится на свет человек велик», который, несмотря «на хвори телесные», сыщет славы «трудами неподымаемы». Со временем «Брюсов календарь» превратится в объемный справочник. С каждой новой редакцией в него будут включаться новые разделы, а прогнозы прошедших лет - заменяться актуальными предсказаниями на будущие годы.

Индивидуальный гороскоп

Обыватель, далекий от политики, увлекался так называемыми «частными предсказаниями», как сказали бы сегодня, гороскопами. Каждый человек имел возможность заглянуть в собственное будущее: всего-то и требовалось, что знать дату рождения и иметь под рукой «Брюсов календарь». Рожденных в счастливый день календарь «приговаривал» к славе и богатству, в неудачный - к бедности и жизненным потрясениям. Следуя его рекомендациям, в те или иные дни не начинали новых дел, не меняли место жительства, работу или, напротив, смело затевали перемены.

Здесь можно было найти и полезные советы на каждый день: когда пускать кровь или брить бороду, когда «брак иметь» или шить новый наряд, когда строить новый дом или начинать войну, когда мыться в бане или отнимать младенцев от матери и многие другие. Например, заготавливать дрова рекомендовалось непременно в то время, когда Луна находится в Овне, отдавать детей в школы – когда в Близнецах, начинать войну – когда в Раке, выходить в море – в Водолее, обращаться с просьбами к вышестоящим лицам – в Козероге. Популярность «Брюсова календаря» неудивительна – такая точная «раскладка» жизни многим приходилась по вкусу, а «в случае чего» можно было запросто списать неудачи на злодея Брюса.

При рассмотрении вопроса прогнозирования погоды с помощью астрологических методов следует еще раз подчеркнуть, что в их основу положено понятие цикличности природных явлений.
Одним из календарей, дошедших до наших дней, и применение основных положений которого для изучения и прогнозирования природных явлений считается возможным и сегодня, является календарь Брюса.
Яков Вилимович Брюс (родился в 1670 г., по одним данным в Москве, а по другим - в Пскове, умер 19 апреля 1735 года, в 42 верстах от Москвы в своем поместье Глинках, не оставив потомства) был ученым, военным и государственным деятелем (рис.4.1). В сферу его интересов входили военное и инженерное дело, математика, ботаника, астрономия, астрология, метеорологические наблюдения. Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, переводчик многих научных сочинений.
Астрономия была одним из любимейших занятий Брюса, и в этой области Брюс разделял передовые взгляды. Как известно, гелиоцентрическое учение Коперника только в конце XVII в. стало проникать в Россию, и еще в первой четверти XVIII в. многие передовые русские люди придерживались противоположной точки зрения. Первым печатным изданием, в котором упоминалась система Коперника, был гравированный лист "Глобус небесный...", напечатанный в 1707 г. В. Киприановым, типография которого находилась в ведении Брюса. Впрочем, в этом издании говорилось и о других системах: Птолемея, Тихо де Браге, Декарта.


После смерти Брюса осталась большая коллекция редкостей и очень крупная для своего времени библиотека. То и другое он собирал, по-видимому, всю свою жизнь.
Довольно разнообразна в библиотеке Брюса астрономическая литература. В числе книг по астрономии такие, как: "Космография" Себастиана Мюнстера (Базель, 1550), "Каталог звездам восточным" знаменитого английского астронома Эдмунда Галлея (1656-1742) и его же "Описание прохождения лунной тени через Англию во время солнечных затмений 1724 и 1725 гг.", "Известие о кометах" К. Нотицгеля (1665), целый ряд изданных в Гданьске на латинском языке произведений известного польского астронома XVII в. Яна Гевелия (например, "Кометография", Гданьск, 1668) и др. Наряду с упомянутыми выше трудами Э. Галлея обращают на себя внимание две книги, изданные в Лейпциге в 1703 г., - "Защищенный Коперник" Иоганна Вилкина и "Космотеорос" Гюйгенса. Книга Гюйгенса, одного из передовых умов своего времени и популяризатора системы Коперника, была, как мы знаем, переведена Брюсом на русский язык и дважды издана в России. Имелись книги по астрологии ("Ключ к астрологии", Лондон, 1676; "Астрологический календарь" на немецком языке; "Введение в астрологию", Лондон, 1694), алхимии (Фауст. Алхимический лексикон; "Алхимия", Франкфурт, 1613), толкователи снов и др.
Как высокообразованный человек, создавая календарь, Брюс аккумулировал результаты исследований ученых и знания астрологов предыдущих поколений, своих современников, а также народный опыт в вопросах предсказания погоды. Известно, что Я.В. Брюс, генерал-майор от артиллерии, был участником Полтавской битвы. Существует мнение, что определенные идеи, положенные в основу календаря и методики прогнозирования погоды, он заимствовал у казаков на Украине (факт изложенный в календаре, о развитии виноградарства, для Москвы очень важен и противоречив). Они имели многолетние наработки в данной области и пользовались астрологическими книгами, которые впоследствии тщательно уничтожали. Также в пользу данных предположений свидетельствует тот факт, что календарь Брюса был опубликован в 1709 году с астрологическими предсказаниями на период с 1710 по 1821 год, сразу на 100 лет, вскоре после Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня 1709 года. Казаки в Полтавской битве принимали участие только в тыловых вопросах. Происходило уничтожение казачества и по-видимому наработки по народному календарю были осознано переданы Брюсу.
Календарь Брюса состоит из шести листов, стенных таблиц рис. 4.2.

В 1-ом листе даются сведения о восходе и заходе Солнца на широте Москвы, долгота дня и ночи; второй лист дает возможность просчитывания и составления церковных православных календарей, в нем же ключ для определения дней недели в любом году и определения господствующей планеты. Третий лист, дающий предсказание действий с 1710 по 1821 годы адаптирован к природным условиям России, на которые никак не мог ориентироваться Иоанн Заган. Четвертый лист, дающий «предзнаменование действ» также основан на методике перевода солнечного в лунный календарь, и все его расчеты опираются на данные таблиц 2-го листа, ориентированного, как уже отмечалось, на Россию. Что же касается самих действий, они являются характерными как для России, так и для европейских стран.
На одном из листов разъяснены принципы предсказаний по планетам, касающиеся погоды и сельского хозяйства. В основу календаря положен халдейский ряд, описывающий расположение планет в порядке возрастания их средней скорости: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна (рис.4.3).


Каждая планета в календаре указывает хозяина (управителя) года, который является доминирующим во влиянии на характер года. На рис. 4.4 приведена схема «звезды магов», которая была разработана на основе халдейского ряда и использовалась древними астрологами.
Солнце является центром солнечной системы и оказывает, наряду с Луной, наибольшее влияние на нашу планету. Это влияние определяется, главным образом, расстоянием Земли от Солнца, которое изменяется в течение года, наклоном земной оси (смена времен года) и солнечной активностью. Солнце воспринимается человеком как важнейшее светило небосклона, даритель жизни, источник света, тепла и энергии.


Древние авторы природу Солнца характеризовали такими качествами, как нагревание и, до некоторой степени, высушивание. Согласно календарю Брюса, эти свойства оказывают определенное влияние на характер года, когда Солнце является его управителем.
В то же время в астрометеорологии считается, что Солнце само по себе не оказывает особого влияния на погоду, а проявляет природу любой планеты, с которой находится в аспекте.
Воздействие Луны выражается в приливах и отливах. Смена ее фаз оказывает влияние на природу и человека. Свойство Луны проявляется в основном в увлажнении. Это объясняется ее близостью к Земле и действием поднимающихся оттуда влажных паров. Считается, что Луна смягчает тела и вызывает их гниение. Частично Луна обладает и силой нагревания, благодаря свету, который она получает от Солнца. В то же время в практике предсказания погоды принято считать, что Луна, как и Солнце, действует исключительно через аспекты с планетами.
Меркурий - наиболее близкая к Солнцу планета. Этим объясняется его способность оказывать высушивающее действие и поглощать влагу. В то же время, считается, что он может и увлажнять. Меркурий быстро переходит из одного состояния в другое. Когда Меркурий управляет годом, он наделяет его чертами каждой из планет, связанных с ним, оказывая стимулирующее действие. Считается, что главное влияние Меркурия заключается в образовании ветров. Он порождает непостоянные сильные ветры, возможны гром, ураганы, трещины в земле, землетрясения и молнии. Меркурий делает погоду переменчивой, небо облачным. Возможен редкий дождь. Сам по себе Меркурий оказывает небольшое воздействие на температуру или не оказывает его вообще. Однако некоторое влияние может наблюдаться, если ветер уносит тепло или вызывает испарение влаги из всех тел, с которыми приходит в соприкосновение, как следствие -похолодание.
По причине чрезмерной сухости он также может вызывать гибель домашних животных и растений. При заходе он уменьшает уровень воды в водоемах, а при восхождении увеличивает его.
Венера характеризуется теми же качествами и умеренным характером, что и Юпитер, однако действует противоположным образом. Благодаря близости к Солнцу она способна производить умеренное нагревание, но главным образом она увлажняет подобно Луне, поскольку выделяет определенное количество собственного света и притягивает пары из влажной атмосферы Земли.
Когда управителем является Венера, такой год подобен году Юпитера, однако годы Венеры немного прохладнее и влажнее. Венера порождает умеренность температуры, нормальный уровень влажности, благотворные ветры, хороший воздух, ясную погоду, щедрые ливни, полноводные реки. Однако Венера может быть причиной ливней, наводнений и бурь с дождем. В холодную погоду она дает снег или град. Урожай и продуктивность домашних животных очень хорошие.
Характерные свойства Марса - сушить и сжигать, что хорошо соотносится с цветом огня и объясняется близостью Солнца. Погода в годы Марса характеризуется сухостью, иногда длительной засухой. Марс порождает тепло, жару, знойные, пагубные, иссушающие ветры, гром, молнии. Возможно обмеление рек, пересыхание источников, заражение питьевой воды.
Влияние Марса на животный и растительный мир проявляется в виде малочисленности или гибели животных и растений, потерь урожая вследствие жары, нашествия саранчи, полегания из-за сильного ветра, возгорания в местах хранения.
Юпитер обладает умеренной активной силой по той причине, что на него оказывают воздействие охлаждающие качества Сатурна и нагревающие свойства Марса. Юпитер и нагревает, и увлажняет. Поскольку сила нагревания больше вследствие влияния нижних сфер, он порождает плодотворные ветры.
Годы Юпитера в целом очень благоприятны: благотворная погода, изобилие домашних животных и хороший урожай. Вредители малочисленны. Погода при Юпитере умеренно теплая, влажная. Нормальные разливы рек.
Главное качество Сатурна - охлаждать и умеренно высушивать, что является следствием его удаленности от жара Солнца и влажных паров Земли. Сатурн вызывает холод, мороз, туманы, облака и мрак, холодные ветры, способствует возникновению пасмурной погоды, неблаготворных разрушительных снежных бурь. Ему сопутствуют наводнения, ливни, град. Сатурн приносит штормы на море, разливы рек, сопровождающиеся загрязнением вод. Сатурн оказывает негативное воздействие на животных, вызывая болезни, которые могут быть опасными для человека. Влияние Сатурна на урожай проявляется в виде его нехватки и потерь, следствием чего является голод. Особенно это касается посевов, которые могут гибнуть от нашествия червей, саранчи.
Для полной характеристики свойств небесных тел следует остановиться на описании тех планет, которые не принимаются во внимание в календаре Брюса. Эти планеты находятся за орбитой Сатурна (транссатурновые) и были открыты сравнительно недавно: Уран - в 1781 г., Нептун - в 1846 г., Плутон - в 1930 г.
Уран понижает температуру и вызывает столько же холода, сколько и Сатурн; его влиянию сопутствуют облачная погода и дождь, зимой - мороз и снег, частые внезапные ветры, которые могут достигать силы урагана.
Нептун в чем-то подобен Венере. Будучи умеренным, мягким и влажным. Он вызывает дождь, но не до такой степени, как Венера; чаще туман, влажную мглу или очень слабый дождь.
Плутон в сравнении с Марсом больше оказывает влияние на почву - какой ее создала природа, время и то, что делает человек на земле.
Завершая рассмотрение характеристики планет, следует сделать несколько замечаний.
Во-первых, каждая планета, будучи связанной с другими планетами в различных аспектах через обмен знаками и через их фазы относительно Солнца, оказывает воздействие, результат которого является сложной совокупностью качеств, участвующих в этом взаимодействии;
Во-вторых, под комбинациями необходимо понимать не только сочетания планет друг с другом, но также их комбинации с фиксированными звездами или знаками Зодиака. В таких случаях применяется правило трех указаний: если одна планета повторяется трижды в знаке Зодиака, в звезде, управителе, тогда предсказание фатально, если дважды - событие как-то управляется, если один раз - это тенденция.
В-третьих, говоря о характере какой-либо из планет, следует понимать, что здесь имеется в виду что угодно, производящее подобное влияние: планета сама по себе со свойственными ей качествами; одна из фиксированных звезд; один из знаков Зодиака. То есть, это влияние рассматривается так, словно эти характеристики применяются к свойствам самим по себе, а не к планетам.
Возвращаясь к принципам построения астрологического календаря, отметим, что для определения последовательности планет в нем используется диаграмма в виде семиконечной звезды, называемая «звездой магов» (рис. 4.5).

По окружности звезды нанесены символы планет в соответствии с халдейским рядом, а линии, образующие лучи звезды, определяют порядок следования по принципу передачи света от одной планеты к другой. При этом, когда следующий год не является високосным, «переход» делается по лучам звезды, а в случае, если следующий год високосный - по внешней ее стороне в направлении против часовой стрелки. Например:

В календаре Брюса применен 28-летний цикл Сатурна, что представлено на рис. 4.5.
Информация, содержащаяся на рис.4.5, свидетельствует о том, что на протяжении 28-летнего цикла один и тот же управитель года повторяется для нескольких годов. Однако, согласно Брюсу, это не означает, что годы будут абсолютно одинаковыми по погодным условиям, хотя основные особенности управителя года для них все же сохраняются с учетом какой управитель года предшествует и какой следующий.
Характеристика 28-летнего цикла по временам года, разработанная Брюсом Приложение 3, оформлена в виде таблицы 4.1.

Для того, чтобы установить целесообразность и границы возможного использования календаря Брюса для прогнозирования погодных условий и урожая, необходимо проверить соответствие характеристики годов представленной в исследованиях Брюса реальным тенденциям изменения погоды и климата.
Поскольку наиболее полная картина погоды представлена в описании XVIII и XIX веков, выберем для сравнения именно эти данные. Данные о погоде за 200 лет для удобства сравнения были оформлены в виде таблицы. Часть ее представлена в таблице 4.2.
При анализе погодных условий 1701...1900 годов можно заметить, что существуют «блоки лет», в которых погода в целом по годам или в определенные времена года практически одинакова. Например, засушливые годы с 1772 по 1775, холодные годы с 1730 по 1734, снежные зимы в 1751...1760, 1775...1784 гг., холодные зимы и засухи в 1800.1813 гг., градобития с 1843 до 1853 года, градобития, бури, нашествия мышей в 60-е годы XIX века, холодные и засушливые 70-е годы XIX века, холодные 1887-1889 годы. В календаре Брюса такие «блоки» тоже существуют. Например, дождливая и ветреная весна 7, 8, 9-х годов 28-летнего цикла, холодная и неблагоприятная весна 11, 12, 13-х годов, жаркое с громом лето 7, 8, 9-х годов, холодные, длинные зимы 8-13-х годов и т.д.

Сравним характер года с характеристикой управителя года. Как было сказано ранее, согласно календарю Брюса, погодные условия года должны соответствовать свойствам управителя года. Поскольку достоверная информация о погоде в разрезе времен года в некоторые годы отсутствует, для проведения сравнения были выбраны лишь те из них, в которых необходимые данные изложены наиболее полно, или имеется описание общей характеристики года.
Как видно из таблицы 4.2, соответствие характера года управителю года наблюдается в 66% годов. Если учесть и тот факт, что в описании погодных условий исследуемого периода в основном внимание уделялось экстремальным явлениям, а благоприятные и типичные годы часто пропускались, то можно отметить, что доля таких лет могла быть и выше.
Сопоставим фактические данные о погоде в разрезе времен года с соответствующими показателями по Брюсу. Как видно из таблицы, совпадение наблюдается весной в 55% годов, летом - в 58%, осенью - в 69%, зимой - в 70% годов. Эти показатели свидетельствуют о том, что прогнозирование погоды по временам года с помощью календаря Брюса является в принципе возможным. Хотя и в этом случае необходимо сделать поправку на незарегистрированные погодные условия в некоторые благоприятные и типичные годы.
По характеру однородности погодных условий исследуемые годы можно разделить на две группы: годы, в которые погода по регионам отличается несущественно, и годы с существенным различием погоды по регионам. В календаре этот факт совершенно не учитывается, поэтому при прогнозе погоды в данном случае можно говорить лишь об определенных тенденциях погоды без конкретизации по территориям.
Рассмотрим также возможность прогноза с помощью данного метода таких экстремальных климатических явлений, как бури, штормы, наводнения, градобития, замерзания морей. Они, согласно описанию характеристики управителя года, в основном должны происходить в годы Сатурна, Марса, Меркурия.
Как видно из данных таблицы 4.3, такая закономерность в отношении отдельных экстремальных природных явлений не прослеживается. Однако, если такие явления характерны для значительного периода года или значительных территорий, можно говорить о том, что большинство из них действительно происходит в вышеназванные годы.

Изучение возможности прогнозирования погоды с помощью календаря Брюса свидетельствует о том, что характер погодных условий года в целом по данному календарю можно определить с достаточной достоверностью.
Однако является проблематичным прогнозирование погоды по временам года (особенно в весенне-летний период), а также урожайности сельскохозяйственных культур. Этот календарь не позволяет предусмотреть особенности погоды в различных регионах, а также отдельные экстремальные природные явления.
Кроме того, можно предположить, что календарь Брюса за время своего существования мог подвергаться определенным изменениям, что негативно повлияло на его содержание.
Анализируя причины недостаточной достоверности прогнозов погоды и урожая с помощью календаря Брюса можно заметить, что в нем принимаются во внимание только лишь свойства планет. Они, будучи хозяевами года, наделяют год в целом определенными погодными особенностями. При этом не имеется достаточной информации для создания развернутой «картины» года по временам года и месяцам.

Астрологический календарь-справочник

Составитель Г. В. Гайдук

Расшифровка и реконструкция методики Я. Брюса Г. В. Гайдук

Дизайн обложки ЧКПУП «Авестийская школа астрологии»


ISBN 978-5-4483-2417-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О Календаре-справочнике

Мы предлагаем читателю необычный календарь. Это наша попытка в занимательной форме погрузить вас в наблюдения за собой, окружающими, природой. Используя фрагменты древних рукописей и книг в доступной для современного читателя форме, вы сможете совершить небольшое путешествие во времени, прочитав астрологические характеристики для знаков зодиака Якова Брюса, ознакомиться с аграрными навыками наших предков, методиками наблюдения за Луной, погодой, а также и другой полезной информацией, ценность которой можно проверить на собственном опыте.

Календарь состоит из двух частей. В первой части приводятся наблюдения наших предков, а во второй – дается календарь с астрологическими данными. Календарем можно воспользоваться или для поднятия настроения, сохраняя здоровый скепсис и чувство юмора, или, используя при его изучении собственную жилку исследователя по принципу «доверяй, но проверяй», попробовать понаблюдать за собой и окружающими в ритме танца Солнца и Луны.

А начнем мы с календаря Якова Брюса, который чаще называют «Брюсов календарь» и с которым связано много загадок и легенд. Первое издание легендарного календаря было отгравировано на медных пластинах в 1709 году. Это был первый печатный календарь в России, содержавший астрономическую и астрологическую информацию, состоял из справочной и предсказательной части.

Яков Вилимович Брюс (англ. Jacob (James) Daniel Bruce, 1669 или 1670, Москва – 19 (30) апреля 1735, усадьба Глинки) – российский государственный деятель, военный и ученый, один из ближайших сподвижников Петра I, представитель знатного шотландского рода Брюсов. Предки Я. Брюса с 1647 г. жили в России. Участвовал в Крымских (1687, 1689) и Азовских (1695, 1696) походах Петра I, в становлении русской артиллерии во время Северной войны. За командование русской артиллерией в Полтавской битве 1709 г. был удостоен ордена Андрея Первозванного. В 1714 г. обвинен в хищении казны и освобожден от наказания личным указанием Петра I. В 1716 г. привлечен к составлению воинского артикула, а с 1717 г. назначен сенатором и президентом Берг- и Мануфактур-коллегий. В 1721 г. Брюс получил титул графа Российской империи. Генерал-фельдмаршал (1726). В том же году подал в отставку и целиком посвятил себя науке. Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. В 1696 г. им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии», а в 1702 г. открыа первая в России обсерватория при Навигацкой школе в Москве. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 г. и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея. Брюс свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в Кунсткамеру Академии наук. Участвовал в закладке Санкт-Петербурга (16 мая 1703 г.). Является автором зодиакальной радиально-кольцевой планировки Москвы. Составитель и издатель справочно-астрологического «Брюсова календаря».

В описательной части «Брюсова календаря» дается характеристика человека, рожденного в период относящегося к тому или иному знаку зодиака. Особенность характеристики немного отличается от современной трактовки. Здесь дано описание внешности, особые приметы, проблемные черты характера человека, склонность к тем или иным страстям, наиболее часто встречающиеся болезни, в некоторых случаях указывается и продолжительность жизни, каковая в современных условиях уже немного другая. Непривычным для современного читателя покажутся благоприятные и неблагоприятные направления в пространстве, благоприятные и неблагоприятные цвета. А вот трактовка сопоставимости с другими знаками зодиака и домами гороскопа почти полностью совпадает с современной.

В скобках мы указали современные даты, соответствующие прохождению Солнца по каждому знаку, которые по календарю из года в год могут изменяться на один день. Предлагаем читателю погрузиться в атмосферу колоритной русской речи начала XVIII в. и увидеть образ своего знака зодиака из времени Петра Великого.

Отроча, рождшееся между 12 днем марта и 12 днем априллиа, есть наклонения знак Овна от естества Марса, жарко, сухо. Несмирен, движим добрыя беседы. Мужского изрядного тела, долговатого лица и шеи, мало крови имеет, круглый образ, великия очи, великия жилы на лбу, кудряв и многоволосен, скоро и любезно глоголив, смел сердцем, горд, нетерпелив, скорого ума, смысла, скорогневлив, отмстителен, говорит во гневе очесом, а после сам раскаится и жалостен бывает, скуп, скучлив, скоро гневается и потом паки Благ, оттуду имеет он великия жилы на лбу. Имеет же он некогда1 знак на главе, боится велми очей, спадет сверху, нечист, нецеломудр, скоро любив к женам и скоро покидает. Естество его требует трех честных жен. Первую – младую девицу, вторую – вдову или инако не деву. Млад сущее достигнет науку и к духовным вещам, но обаче же познеишии есть ему мирский чин. Много постраждет в юности. Охотно обходится в воинских деяниях, и оныя не суть не щастливы. И сим он велию честь в народе приобретает, ест и пиет добро, и часто немощен бывает, худо спит. Чести любитель, славы ищец, к вещам. У многих людей благо ему есть, и в великих действах имеет снискание пощастием. Во гневе своем тверд есть, немилосерд, крепкого несмиренства смысла своего. Склонен убить плоть, видети кровь человеческую. Часто теряет имение и добро или животы свои, но обаче же иным способом паки приобретает. Часто желает себе смерти, к тому же не зело весма оскудеет и не весма богат. Жизнь свою препровождает во отечествии своем выну2, шествие его высочайшее есть щастие, радость, полза и прибыток достоинств, повышение его чести.

Наклоняются к землям – востоку Солнца и к полудню . Запад есть ему средствен. Величайшее его нещастие есть убыток, унижение чести, напасть, нужда, темница, труд, не дружба со всякою противностью. Содержания показуют земли к северу . Краска его склоняется к желтому и красному . Черно или серо смешено, синим-зеленым – суть болезнь или смертную напасть показуют ему. Величайшее щастие его прибытка показуют ему подвиг земле ростия, величайшее нещастие его, убытка накладу приходит ему из употребления водяных наследиев. Болезнь или недуг тела бывает часто в ногах, в главе или слухе в левой стороне внутренния. Смерть случится за мужество и опухоль через камень ядопития водяных материи или ядовито толсто сожженныя крови. Когда Солнце в Тельце – имеет прибыток и щастие во всех вещах, хотя на воде и на сухе. Лучший будет между братиями своими и переживет отца своего. Имети будет честных детей. Когда Солнце в Девах , да брежется злых напитков и пищ и да не начинает много. В Весах имеет щастие жениться. В Скорпии едва не приключится ему смертельная болезнь. В Стрелце имеет щастие путешествие творити, и все ему благо случается, в Водолее приходит ему добро. В Рыбах мало имеет щастия. Буде переживе 24 года, то жить будет до 71 лета.

Дева, рождшаяся между вышепомянутыми двема днями, едва не тогожде есть наклонения и естество собственно, и к себе привлекает, приемлет, пригожа взором. Образом лицем красноватая краски, смеющаяся являет устами, веселыя очи, пригожие власы на главе или на лице будут. Украшена. Болезни ея суть болезни матерния чрева и внутренняго, нещастие ей в рождении детей, крепко любит мужа своего, честно, набожно себе ведет против всякаго, но обаче же не ползуется еи долгое время – страдати будет переговором. Скорогневством своим лживо закровение басней виновнует ей много распри, ненависти, зависти, гнева между женами, от неё же мнози злыя вещи и негодования происходят. Полза и щастие ея и нещастие – случай. Болезней и смерти содержатся в землях и прежде писанных красках.

Отрок, рождены между 12 днем апреллиа и 12 маиа, есть склонени знака Тельца и естества Венуса . Меланхолик или задумчив, мнителен, студен, сух, плодовит, женск, постоянного смысла, велик, крепок телом. Смешенныя краски лица, смиренна добрыя речи. Сам себе знает в совести своей. Имеет широкия рамы плеча, круглолик смешенною краскою, высокую грудь. И знак на лакте, великия руцы, хорошая глава и глаза, долгий лоб, худый нос, великия зубы. Плече толстые или сильныя ноги. Гордо и высоко умно ходит. Поступку имеет чистоту, ведет тела своего украшение, в плати охота, и забава его есть пение, струно играние, орган, трубы и всякая восклицание. Без гнева и со всяким говорит недоволно, чего ради его хвалят. Инако смирен, мало благодарения заслуживает, за благодарение яже творит иным. Поздно придет к богатству и славе великой, но обаче же будет обманчив и обманывает охотно оных, которыя верны ему, суть же ещё желателен хвалим бы от всякого. Велми горд будет, не изобилно будет мудр. Безпрестанныя смирныя работы делает временени до времени. Поздно к богатству придет, даже до полстарости своея. Тогда придет в добрый покой, радость и веселому существу. Сей будет болши целомудрию, нежели нечист. Обявися ему брак будет два, приключающиеся случай часто является у него невесть же откуду. Приимет злую службу от них, им же благо творит. И больши приемлет милости от иностранных, нежели от домашних приятелей. Правду глаголет, никому не творит зла, ни правды, ни обиды. Оставляет ветхи ей бытии, и ничесо же пред начинает новое. Во гневе своем скоро забывчив. Егда Солнце в Тельце есть, то имеет щастие и вся ему споспешствует, аще начнет собственное свое деяние. Аще нощию родится – богат будет. В Раке имеет счастие странствовати, во Льве да не покупает ниже продает. Переживет отца своего и матерь, дети его будут по большей части девки, в Весах имеет немощь в главе, Стрелец есть смертоносен ему, в Козероге имеет щастие у великих господ, в Водолее приобрящет богатство, аще желает, утреняет3, в Рыбах имеет щастие купить и продать, в Овне да брежется лживого и льстивого свидетельства. Еже от некоторых на него зачнется, но обаче4 ложно, наипаче да брежется слепых людей. Величайшея щастие шествие его щастие: радость, польза, прибыток. Всех достоинств величайшие его чести показуют земли полудня , запада . Севера – величайшея его несчастие убытка, убавление чести, напасть, нужда, недружба. Всяких противностей наклонения показуют ему земли востока Солнца .