Сообщение о лунной сонате. Л. Бетховен «Лунная соната» - интересные факты, видео, современные обработки. Современное восприятие «Лунной сонаты» Бетховена

«Лунная соната» Бетховена – произведение, которое поражает чувства человечества вот уже более двух сотен лет. В чем секрет популярности, неувядаемого интереса к этой музыкальной композиции? Возможно, в настроении, в чувствах, которые вкладывает гений в свое детище. И которые даже сквозь ноты затрагивают душу каждого слушателя.

Сегодня, спустя более 200 лет после композиции пьесы, огромная популярность соната «Лунный свет» не затмила другие произведения Бетховена, как опасался композитор, но, конечно же, отвлекся от поразительных новинок пьесы. К сожалению, боевой конь, который этот кусок стал отвлекать нас от этих нововведений, но стоит переоценить его оригинальность и то, как он обратился к последовательным поколениям слушателей и исполнителей.

Ниже следует обсуждение четырех замечательных нововведений этой пьесы. Термин обычно переводится как «соната в манере фантазии», но, возможно, более правильно переводится как «соната, которая почти фантазия». Последнее имеет несколько иные коннотации, поскольку это указывает на то, что элементы формы сонаты являются стартовыми и они доведены до такой степени, что они подходят к свободной форме фантазии. На с. 27, № 2, это можно понять двумя способами. Первый способ относится к схематическому расположению трех движений Сонаты.

История создания «Лунной сонаты» трагична, полна переживаний и драматизма.

Появление «Лунной сонаты»

Известнейшая композиция явилась миру в 1801 году. С одной стороны, для композитора эти времена – пора творческого рассвета: его музыкальные творения набирают все больше популярности, талант Бетховена оценен общественностью, он желаемый гость знаменитых аристократов. Но с виду жизнерадостного, счастливого человека терзали глубокие переживания. Композитор начинает терять слух. Для человека, ранее обладающего изумительно тонким и точным слухом, это стало огромным потрясением. Никакие медицинские средства не могли избавить музыкального гения от невыносимых шумов в ушах. Людвиг Ван Бетховен старается не огорчать близких, скрывает от них свою проблему, избегает общественных мероприятий.

Таким образом, Соната ускоряется в течение трех своих движений, причем драматический вес таким образом помещается в конечное движение. Это необычный формат на этот раз, хотя прецедент можно найти в «Сонате для фортепиано» Моцарта, К. 282, чьи три движения аналогично разработаны. Второй способ применяется более конкретно и, что более важно, к неортодоксальному расположению первого движения, и именно здесь можно найти несколько прецедентов, если таковые имеются. То, что делает это движение «почти фантазией», - полное отсутствие тематического контраста: музыкальная идея и характер, введенные в вступительной мере, сохраняются для остальных 68 измерений пьесы.

Но в это тяжелое время жизнь композитора наполнит яркими красками юная ученица Джульетта Гвиччарди. Будучи влюбленной в музыку, девушка прекрасно играла на рояле. Бетховен не устоял перед очарованием юной красавицы, ее добродушием – его сердце наполнилось любовью. А вместе с этим великолепным чувством вернулся и вкус жизни. Композитор снова выходит в свет и снова ощущает красоту и радость окружающего мира. Будучи окрыленным любовью, Бетховен начинает работу над удивительной сонатой под названием «Соната в духе фантазии».

Таким образом, движение монотематично, и в результате традиционные отделы классической сонаты затушевываются. Следы формы сонаты можно найти на основе тональных областей. Мера 23 знаменует начало раздела разработки, в котором тема открытия указывается в субдоминанте. Двадцать процентов этого движения посвящено этой подготовке, иллюстрируя, возможно, любовь Бетховена к усилению драмы повторения. Рекапитуляция в м. 42 - это отчетливо четкое разделение Сонаты, благодаря этой подготовке и буквальному повторению мм. 5-9 экспозиции.

В результате нехватки примеров ключ в это время не смог установить свой собственный характер. Почему Бетховен выбрал этот ключ для этой Сонаты? Отметим также резкое различие в звуке левых аккордов в третьем измерении этих примеров, разделенных только полутоном.

Но мечты композитора о супружеской, семейной жизни потерпели крах. Юная легкомысленная Джульетта заводит любовные отношения с графом Робертом Галленбергом. Соната, навеянная счастьем, была завершена Бетховеном в состоянии глубокой тоски, грусти и гнева. Жизнь гения после измены возлюбленной потеряла всякий вкус, сердце окончательно разбито.

Выбор Бетховена ключа в этой Сонате - замечательное проницательное соображение для фортепианной техники, возможно, не удивительно, учитывая его виртуозные способности как пианиста. Согласно барочной традиции неравенства заметок, шестнадцатая нота, по сути, будет «поглощена» в триплетную модель: «Знаки Дюплеля, установленные против триплетов в барочной музыке, не предназначены для кросс-ритмов; они предназначены для размещения себя или для размещения ритмом триплета».

Оригинальная нотация Баха может быть несколько озадачивающей, даже вводящей в заблуждение, современных исполнителей, но мы должны понимать, что в то время не было никаких средств для обозначения в соответствии со вторым примером. Бетховен получил образование в соответствии с традицией барокко, и если эта традиция применяется к открытию сонаты «Лунный свет», тогда ритм должен исполняться как.

Но несмотря на это, чувства любви, горести, тоски от расставания и отчаяния от невыносимых физических страданий, связанных с болезнью, породили незабываемое произведение искусства.

Почему «Лунная соната»?

Название «Лунная соната» эта знаменитая музыкальная композиция приобрела благодаря другу композитора Людвигу Рельштабу. Мелодия сонаты навеяла ему картину озера с тихой гладью и лодку, плывущую под томным светом луны.

Это совершенно неудовлетворительно в музыкальном плане. Это просто звучит неправильно и, безусловно, должно быть. Если шестнадцатая нота действительно будет поглощена триплетами, то более разумным исполнением будет. Это самая распространенная интерпретация этого отрывка сегодня. Это, однако, не могло быть истинным намерением композитора.

Однако в первом движении сонаты «Лунный свет» половина ноты - это единица, и, скорее всего, Бетховен, предназначенный для кросс-ритма в этом случае, поражает тонкостью, которая создает мгновенную напряженность. Педаль демпфера Педаль демпфера на фортепиано последовала за медленным эволюционным прогрессом в восемнадцатом веке. Из-за относительно позднего прибытия педали его использование в восемнадцатом веке является скорее исключением, чем тем, что оно станет в девятнадцатом веке. Несомненно, слушатели восемнадцатого века были бы поражены этим эффектом.

История создания «Лунной сонаты» Бетховена тесно связана с его биографией, а также с потерей слуха. Во время написания своего знаменитого произведения испытывал серьезные проблемы со здоровьем, хотя находился на вершине популярности. Он был желанным гостем в аристократических салонах, много работал и считался модным музыкантом. На его счету уже было много произведений, в том числе и сонат. Однако именно рассматриваемое сочинение считается одним из самых удачных в его творчестве.

Бетховен, должно быть, знал сонату Гайдна, потому что он включил ту же технику, хотя и несколько иначе, в первое движение сонаты «Лунный свет». Любой пианист, знакомый с этой пьесой, будет считать это утверждение само собой разумеющимся, так как для достижения правильного музыкального эффекта придется использовать большое количество педали, но в то время его указание было совершенно необходимым. Однако музыканты не согласны с точными намерениями Бетховена.

Например, Чарльз Розен интерпретирует эту инструкцию как означающую, что педаль должна быть подавлена ​​один раз и один раз только в течение всего движения. Короче говоря, педальный звук по-прежнему является особым эффектом для Бетховена, как для Гайдна, и он использовал его прежде всего для контраста. Первое движение «Созвездия лунного света», пожалуй, единственное исключение в его творчестве, уникальное эссе в цвете тона: здесь он хотел, чтобы весь кусок играл с педалью, чтобы играть, по сути, деликатно и пианиссимо, никогда не меняя педаль, то есть без опускания амортизаторов на струны.

Знакомство с Джульеттой Гвиччарди

История создания «Лунной сонаты» Бетховена имеет прямое отношение к этой женщине, так как именно ей он посвятил свое новое творение. Она была графиней и в момент знакомства со знаменитым композитором находилась в совсем еще юном возрасте.

Вместе со своими кузинами девушка стала брать у него уроки и покорила своего воспитателя жизнерадостностью, добродушием и общительностью. Бетховен влюбился в нее и мечтал жениться на юной красавице. Это новое чувство вызвало в нем творческий подъем, и он с упоением принялся работать над произведением, которое сейчас приобрело статус культового.

Исполнители сегодня редко следуют этой директиве таким образом; представьте, что массивное размытие, создаваемое педалью демпфера, постоянно подавляется в течение приблизительно четырех минут на современном фортепиано. Проблема в том, что такая огромная стирка звука затмит многие тонкие тонкости в пьесе даже на инструменте восемнадцатого века. Более того, хотя педаль демпфера явно запрошена, в формулировке композитора нет ничего, что говорит о том, что педаль должна использоваться без изменений. К сожалению, первая страница рукописи композитора потеряна, тем самым лишая любую возможность проверить его точную формулировку.

Разрыв

История создания «Лунной сонаты» Бетховена, по сути, повторяет все перипетии этой личной драмы композитора. Джульетта любила своего учителя, и поначалу казалось, что дело идет к браку. Однако юная кокетка впоследствии предпочла небогатому музыканту видного графа, за которого и вышла в конце концов замуж. Это стало тяжелым ударом для композитора, что нашло свое отражение во второй части рассматриваемого произведения. В нем чувствуются боль, гнев и отчаяние, которые резко контрастируют с безмятежным звучанием первой части. Депрессию автора усугубила и потеря слуха.

Можно предвидеть, что Бетховен сидит у своего пианино, экспериментируя с новой демпферной педалью и полностью очарован чудесным звуковым миром, который открылся ему. Но вместо того, чтобы сбивать с толку или сбивать с толку, как это часто бывает, когда слушатели представлены музыкальными новинками, эти четыре замечательных нововведения, а также некоторые другие, только способствовали поразительной славе и популярности пьесы, которые не ослабевают даже в наших совершенно разных современных раз. В Древней Греции Сафо похвалил серебряное лицо луны. «Сказка о бамбуковом резаке» - японская сказка десятого века, рассказывающая историю о Принцессе Луны, которая выросла на земле как приемная дочь бамбукового резака и его жены, и, взрослея, она обманула знатных людей своей красотой.

Болезнь

История создания «Лунной сонаты» Бетховена так же драматична, как и судьба ее автора. Он испытывал серьезные проблемы в связи с воспалением слухового нерва, что привело к почти полной потери слуха. Он был вынужден стоять близко к эстраде, чтобы слышать звуки. Это не могло не сказаться и на его творчестве.


В итальянском эпическом поэме Людовико Ариосто Орландо Фуриозо английский рыцарь Астольфо пытается найти лекарство от безумия Орландо, летя на Луну с колесницей Илии: луна - это место, где можно найти все, что потеряно на Земле, и там, он находит утерянные умы Орландо. В драматическом стихотворении «Манфред» лордом Байроном луна делает несколько выступлений, хотя и в более готическом и тревожном контексте.

Поскольку сама музыка никогда не была застрахована от привлекательности луны, вот девять частей, которые ссылаются на спутник Земли. Эта соната считается вдохновением для Шопена. Третье движение «Люкс Бергамаск», Клер де Люн, обязано своим именем поэме Пола Верлена, которая также относится к бергамаскам в его открывающей строфе.

Бетховен славился тем, что умел безошибочно подобрать нужные ноты, выбирая из богатой палитры оркестра нужные музыкальные оттенки и тональности. Теперь же ему становилось все труднее работать с каждым днем. Мрачное настроение композитора отразилось и на рассматриваемом произведении, во второй части которого звучит мотив мятежного порыва, который, кажется, не находит себе выхода. Несомненно, эта тема связана с теми муками, которые испытывал композитор при написании мелодии.

Антонин Дворжак, Песня на луну

В опере Дворжака с тем же названием Русалка является дочерью духа озера и влюбилась в принца, который отправился на охоту возле своего жилища. В Песне на луну она обращается к Луне, прося ее рассказать принцу о ее любви. В начале арии использование больших арпеджинговых аккордов приглашает зрителей в сказочную страну Русалки. В маленькой русалочной манере, чтобы завоевать сердце принца, она скоро обменяет свой голос на человеческий облик.

Композитор описал эту романзу как «предназначенную для передачи впечатления, которое человек получает, глядя на красивый пейзаж, который вызывает в душе красивые воспоминания, например, в прекрасную лунную весеннюю ночь». Шуберт сочинил случайную музыку к пьесе Розамунде, Фюрстин фон Зыперн от Хельмоны фон Чиз. Несмотря на то, что оригинал утрачен, более поздняя версия в пяти действиях была обнаружена в Государственной библиотеке Вюртемберга и опубликована в «Римляне», а майор - для альт и оркестра.

Название

Большое значение для понимания творчества композитора имеет история создания «Лунной сонаты» Бетховена. Кратко о данном событии можно сказать следующее: оно свидетельствует о впечатлительности композитора, а также о том, насколько близко он принял эту личную трагедию к сердцу. Поэтому вторая часть сочинения написана в гневном тоне, поэтому многие считают, что название не соответствует содержанию.

В нем певец обращается к Луне, поскольку он способен вызывать «язык любви» и выступает в качестве свидетеля его горячего желания. Луну попросят передать послание любви любимому певцу, который находится далеко от него. Однако такое расстояние не может смягчить горе певца.

Арнольд Шёнберг, Веркларт-Нахт

Еще одна лунная ария Беллини - Каста Дива, где верховная жрица Норма обращается к богине луны и просит ее принести мир. Строк-секстет в одном движении, составленный всего за три недели, Веркларт-Нахт был вдохновлен одноименным стихотворением Ричарда Дехмеля. Движение можно разделить на пять секций, каждый из которых относится к пяти строфам оригинального стихотворения. В поэме луна сияет над лесом, не отставая от любовников. Это час, когда из сучья слышится высокая нота соловья; Это час, когда обеты поклонников кажутся приятными в каждом прошептавшем слове; И нежные ветры и воды рядом, Сделайте музыку к одинокому уху.

Однако другу композитора, поэту и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, она напомнила образ ночного озера при лунном сиянии. Вторая версия происхождения названия связана с тем, что в рассматриваемое время господствовала мода на все, что так или иначе связано с луной, поэтому современники охотно приняли этот красивый эпитет.

Там он исполняется персонажем Дженни и ее проститутками. Синтез пианистической революции Бетховена. Сонты Бетховена поднимают два вопроса: с одной стороны, существует проблема восстановления стиля, поскольку речь идет о интерпретации произведений, которые были написаны давно, и это происходит с Бетховеном, а также с любой работой Баха; но сонаты Бетховена представляют собой дополнительный вызов, который связан с новым способом использования инструмента. Здесь лечение аналогично тому, что было бы транскрипцией фортепиано в оркестровом материале; на самом деле главная задача, которую эти работы представляют для переводчика, заключается в том, чтобы адаптировать механику своего тела к требованию, которое не является чисто инструментальным, а скорее соответствует оркестровой концепции.

Дальнейшая судьба

История создания «Лунной сонаты» Бетховена кратко должна рассматриваться в контексте биографии композитора, так как неразделенная любовь оказала влияние на всю его последующую жизнь. После расставания с Джульеттой он уехал из Вены и переехал в город, где написал свое знаменитое завещание. В нем он излил те горькие чувства, которые отразились в его произведении. Композитор писал, что он, несмотря на видимую угрюмость и мрачность, предрасположен к добру и нежности. Также он жаловался на свою глухоту.

История создания «Лунной сонаты» 14 Бетховена во многом помогает понять дальнейшие события в его судьбе. От отчаяния он чуть было не принял решение покончить жизнь самоубийством, однако в конце концов собрался с силами и, будучи уже почти совершенно глухим, написал свои самые известные произведения. Через несколько лет влюбленные встретились снова. Показателен тот факт, что Джульетта первая пришла к композитору.

Она вспоминала счастливую юность, жаловалась на нищету и просила денег. Бетховен одолжил ей значительную сумму, однако просил больше с ним не встречаться. В 1826 году маэстро тяжело заболел и несколько месяцев мучился, но не столько от физической боли, сколько от сознания того, что не мог работать. В следующем году он скончался, и после его смерти было найдено нежное письмо, посвященное Джульетте, доказывавшее, что великий музыкант сохранил чувство любви к той женщине, которая вдохновила его на создание самого известного сочинения. Итак, одним из виднейших представителей был Людвиг Ван Бетховен. «Лунная соната», история создания которой была кратко раскрыта в данном очерке, до сих исполняется на лучших сценах по всему миру.