Пед процесс ю к бабанский. Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

1. Ю.К. Бабанский. Педагогика, М. «Просвещение»

1988 г., с.с. 351-352

Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню познавательной деятельности.

Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.

Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.

После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.

Например, в процессе изучения темы «Обработка комбинированного воротника» ученикам по окончании урока был предложен тест, который они должны были выполнить в течение 10 минут.

1. А.В. Петровский Общая психология, М. «Просвещение»

Примерное тестовое задание

Вопросы Ответы и уровень усвоения материала
1 Назовите срезы детали изделия – полочки. Боковой срез, плечевой срез, срез борта, срез проймы, срез низа, низ горловины 2
2 Назовите срезы детали изделия – воротника Срез отлета, срез конца воротника, средний срез, срез стойки. 2
3 Назовите срезы детали изделия – подборта. Срез внутренний, срез борта, срез низа, срез горловины, срез плечевой. 2
4

Определите для каждой операции обработки воротника соответствующие параметры (ширину шва):

1. Соединение частей нижнего воротника;

2. Обтачивание воротника;

3. Выметывание канта;

4. Высекание прокладки из шва обтачивания воротника.

а. 0,7; б. 1,0; в. 0,1; г. 0,2.

2

К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.

Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.

Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.

Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ребят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов в ученической бригаде, приемом изучения рационализаторской деятельности рабочих во время экскурсий на предприятия.

2.2. Педагогические технологии активного обучения.

Ориентация системы среднего и высшего образования на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в школе, лицее, колледже и ВУЗе. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую, познавательную деятельность обучаемых. В школе и вузовской практике находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способствуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основание для разработки конкретных педагогических технологий.

Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач направленных на формирование умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.

Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на начальном этапе обучения, я использую игру.

Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «лото», «кроссворд».

По горизонтали

1. Легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка (реже из шерсти, льна, вискозы). (батист)

2. Цифровое и буквенное обозначение типа материала. (артикул)

3. Упругие нити, которые содержаться в эластичных тканях, одежда из которых обтягивает фигуру. (лайкра)

4. Ткань с ярко выраженными рубчиками, горизонтальными или вертикальными. (репс)

5. Прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения. (органза)

По вертикали

6. Материал, вставляемый для жесткости и сохранения соответствующей формы мелкой детали. (флизелин)

7. Собирательное название группы тканей с зернистой поверхностью. (креп)

8. Ткань с неровной узелковой поверхностью. (букле)

9. Ткань с наклоненными рубчиками на лицевой стороне, используемая для подкладки. (саржа)

10. Хлопчатобумажная ткань с узкими продольными полосками, которая образованна утолщенными нитями основы. (зефир)


В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки изделия.

Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.

Более слабому ученику достается карточка с заданием типа:

Ø Вы заказчик, и пришли в ателье заказать себе модель платья. Ваша задача суметь правильно объяснить закройщику желаемый фасон модели.

Ученику со средним уровнем подготовленности поручается роль закройщика и в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые должен будет употребить в речи при беседе с заказчиком. И со слов заказчика нарисовать модель.

Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен внимательно прослушать диалог закройщика с заказчиком и выявить все ошибки, допущенные в разговоре учащихся.

Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.

Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.

Следующим шагом самостоятельной работы ученика будет подготовка сообщения на заданную тему. Наиболее удачные сообщения можно оформить в виде рефератов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция. При изучении темы история костюма были выделены лучшие сообщения, дополнены и переработаны в рефераты. Заключительным этапом работы по этой теме была игра «Колесо истории», на которой был использован материал этих рефератов.

В результате проделанной работы я заметила проявление интереса к моему предмету, активность на занятиях активно возросла. Благодаря таким формам обучения я приучила учеников работать с научной литературой, делать самостоятельные выводы и перешла к более серьезным типам урока, таким как: урок-лекция, урок-семинар, урок-беседа.

2.3. Принципы технологий активного обучения.

Любая форма работы, любой метод, любая форма урока выбранная мастером производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения. А именно:

1. Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога, в результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию на нем превращается в творческий.

2. Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целостное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, показать значение экологии окружающей среды.

3. Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обучения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.

4. Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интегрированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протяжении многотысячелетнего пути развития.

5. Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются реальные условия для повышения эффективности педагогического процесса.

6. Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отражение действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.


Лишь единицы (например, К. Ф. Вандер) выступали против дуалистичности школьной системы. Педагогика до конца не отказалась от идей "классического" образования, распространенных в предшествующую эпоху. 5. Главные направления развития школы В крупнейших странах Западной Европы и в США в XIX в. происходило становление национальных систем школьного образования. Интерес общества и участие государства...

... – биологический феномен. Отрицался социальный фактор формирования личности. В лоне этого течения развивалась рефлексология. Представители: Н.Е.Румянцев, А.П.Нечаев, В.П.Вахтеров, П.П. Блонский и др. Практико-ориентированная педагогика. Все личностные качества заложены богом или природой. Жизнь – процесс спонтанного раскрытия этих свойств благодаря их взаимодействию с окружающей средой и опытом...

Насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развития психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом...

Предоставлять природе свободу помогать самой себе и не ускорять эту самопомощь, а только следить, чтобы окружающие об­стоятельства и обстановка поддерживали работу природы "22. У истоков педагогики свободного воспитания, набравшей силу к на­чалу XX столетия, стоял Л.Н. Толстой (1828-1910). В 60-70 гг. XIX в., на волне подъема русского освободительного движения в пореформен­ной России, Толстой...

Вклад в педагогическую науку

Бабанский Юрий Константинович - знаменитый педагог советской России.

После окончания в $1949$ году физико-математического факультета в Ростовском педагогическом институте там же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.

В период с $1975$ по $1977$ год был ректором ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В $1979$ году был назначен вице-президентом АПН СССР.

Юрий Константинович создал теорию оптимизации обучения. В которой обучение выступает в качестве научно-обоснованного выбора и реализации варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения задач образования и воспитания детей. Он предполагал использование данной теории для решения различных педагогических проблем. Бабанский рассматривал методы и основы применения оптимизации в качестве одного из аспектов общей теории научной организации педагогической деятельности.

Замечание 1

Бабанским была предложена система четких рекомендаций по определению эффективных форм и методов предупреждения второгодничества и неуспеваемости, основанных на глубоком изучении причин детских неудач в учебе.

Под его редакцией были выпущены учебные пособия для пединститутов - «Педагогика».

Ю.К. Бабанский также является автором более трехсот научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкому кругу читателей известны его работы по теории педагогики, оптимизации учебно- воспитательного процесса в школе, дидактическим проблемам, учебные пособия для вузов и педагогических училищ. Под его руководством было подготовлено большое число докторов и кандидатов наук.

Бабанский, работая над своей теорией призывал педагогов и образование в целом к свободе выбора, к проявлению индивидуальной позиции учителя, к постоянному осмыслению и анализу своей деятельности. Юрий Константинович настаивал на безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на глубоком профессионализме.

Сегодня школа обретает творческую свободу и постепенно преодолевает гнет чиновников образования. Но еще двадцать лет назад этого хотели передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский был одним из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он говорил о свободном выборе педагогом методов, форм, приемов и средств обучения и воспитания. В этой области он считал допустимым только советы, помощь и консультирование. Бабанский считал поурочный план личным документом учителя и не допускал вмешательства руководства и чиновников в работу педагога.

Основные работы Бабанского Ю.К.

«Педагогика» Данное учебное пособие создавалось по новой программе курса педагогики для студентов всех факультетов педагогических институтов.

«Оптимизация процесса обучения» В данной работе рассматриваются основы теории оптимизации учебного процесса, обосновывается выбор критериев и процедур выбора лучшей структуры обучения, структурируется передовой опыт работы разных школ в этой области. Общие формулировки теории оптимизации получают конкретизацию на примере профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста и организации учебного процесса подготовленных школьников.

«Избранные педагогические труды» В книгу Бабанского включены труды разных лет по основам теории обучения и воспитания школьников. Его исследования основаны на изучении опыта педагогической работы ростовских школ и иных регионов страны и посвящены оптимизации учебно-воспитательного процесса, методикам и методам обучения, целостному подходу к изучению всего учебного процесса.

Вклад в педагогическую науку

Бабанский Юрий Константинович - знаменитый педагог советской России.

После окончания в $1949$ году физико-математического факультета в Ростовском педагогическом институте там же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.

В период с $1975$ по $1977$ год был ректором ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В $1979$ году был назначен вице-президентом АПН СССР.

Юрий Константинович создал теорию оптимизации обучения. В которой обучение выступает в качестве научно-обоснованного выбора и реализации варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения задач образования и воспитания детей. Он предполагал использование данной теории для решения различных педагогических проблем. Бабанский рассматривал методы и основы применения оптимизации в качестве одного из аспектов общей теории научной организации педагогической деятельности.

Замечание 1

Бабанским была предложена система четких рекомендаций по определению эффективных форм и методов предупреждения второгодничества и неуспеваемости, основанных на глубоком изучении причин детских неудач в учебе.

Под его редакцией были выпущены учебные пособия для пединститутов - «Педагогика».

Ю.К. Бабанский также является автором более трехсот научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкому кругу читателей известны его работы по теории педагогики, оптимизации учебно- воспитательного процесса в школе, дидактическим проблемам, учебные пособия для вузов и педагогических училищ. Под его руководством было подготовлено большое число докторов и кандидатов наук.

Бабанский, работая над своей теорией призывал педагогов и образование в целом к свободе выбора, к проявлению индивидуальной позиции учителя, к постоянному осмыслению и анализу своей деятельности. Юрий Константинович настаивал на безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на глубоком профессионализме.

Сегодня школа обретает творческую свободу и постепенно преодолевает гнет чиновников образования. Но еще двадцать лет назад этого хотели передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский был одним из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он говорил о свободном выборе педагогом методов, форм, приемов и средств обучения и воспитания. В этой области он считал допустимым только советы, помощь и консультирование. Бабанский считал поурочный план личным документом учителя и не допускал вмешательства руководства и чиновников в работу педагога.

Основные работы Бабанского Ю.К.

«Педагогика» Данное учебное пособие создавалось по новой программе курса педагогики для студентов всех факультетов педагогических институтов.

«Оптимизация процесса обучения» В данной работе рассматриваются основы теории оптимизации учебного процесса, обосновывается выбор критериев и процедур выбора лучшей структуры обучения, структурируется передовой опыт работы разных школ в этой области. Общие формулировки теории оптимизации получают конкретизацию на примере профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста и организации учебного процесса подготовленных школьников.

«Избранные педагогические труды» В книгу Бабанского включены труды разных лет по основам теории обучения и воспитания школьников. Его исследования основаны на изучении опыта педагогической работы ростовских школ и иных регионов страны и посвящены оптимизации учебно-воспитательного процесса, методикам и методам обучения, целостному подходу к изучению всего учебного процесса.

Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.

Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1) Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются словесные методы:

· Рассказ -- это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).

· Лекция -- это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое движение и т.д.); используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

· Беседа -- это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Различают виды бесед: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование как разновидность беседы.

2) Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Эти методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Их можно разделит на две группы:

· Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

· Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и пр.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования.

3) Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К ним относятся:

· Метод упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

· Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

· Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами школы

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

4) Индуктивные и дедуктивные методы (логические аспекты).

5) Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (от частного к общему, от общего к частному):

· Сущность репродуктивного метода обучения состоит в том, что определенные умения и навыки приобретаются и формируются путем многократного повторения способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика -- в выполнении действий по образцу.

· Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5) Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по углублению и расширению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков. Известный дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения,-- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий».

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

1) Познавательные (дидактические) игры -- это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода -- стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

2) Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения -- стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

3) Создание ситуаций успеха в учении.

4) Разъяснение -- это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (например, изучение геометрических теорем).

5) Поощрение и порицание ученика.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью

учебно-познавательной деятельности

1) Устный контроль (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) осуществляется путем опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляется определенный балл, который показывает осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний.

2) Письменный контроль осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

3) Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

4) Машинный (программированный) контроль осуществляется при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ, применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

5) Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе его лежат тесты -- специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.

6) Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.