Муниципальный этап по химии. Олимпиады по химии, муниципальный этап

Задание 1. (10 баллов) Правые части

По правой части с коэффициентами восстановите формулы веществ и коэффициенты в левой части уравнений реакций:

  1. … + … + … = 2Na 2 CrO 4 + 3NaNO 2 + 2CO 2
  2. … + … = Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaCl + H 2 O
  3. … + … + … = 2Na 3 + 3S + 4NaOH
  4. … + … = 2CrBr 3 + 3Br 2 + 7H 2 O + 2NaBr
  5. … + … = K 3 + 2K 2 SO 4
  6. + = 2Cr(OH) 3 + H 2 CrO 4 + 12HF
  7. + = Cr 2 (SO 4) 3 + SO 2 + 2H 2 O + 4HCl
  8. + = 2Na 3 + 3Na 2 S
  9. + = 2CrCl 3 + 12CO
  10. + = 2Na 2 CrO 4 + H 2 O

Решение .

  1. Cr 2 O 3 + 3NaNO 3 + 2Na 2 CO 3 = 2Na 2 CrO 4 + 3NaNO 2 + 2CO 2
  2. 2Na 2 CrO 4 + 2HCl = Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaCl + H 2 O
  3. 2Na 2 CrO 4 + 8H 2 O + 3Na 2 S = 2Na 3 + 3S + 4NaOH
  4. Na 2 Cr 2 O 7 + 14HBr = 2CrBr 3 + 3Br 2 + 7H 2 O + 2NaBr
  5. KCr(SO 4) 2 + 6KOH = K 3 + 2K 2 SO 4
  6. 3CrF 4 + 10H 2 O = 2Cr(OH) 3 + H 2 CrO 4 + 12HF
  7. 2CrCl 2 + 4H 2 SO 4 (конц.) = Cr 2 (SO 4) 3 + SO 2 + 2H 2 O + 4HCl
  8. Cr 2 S 3 + 12NaOH(конц.) = 2Na 3 + 3Na 2 S
  9. 2Cr(CO) 6 + 3Cl 2 = 2CrCl 3 + 12CO
  10. Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaOH = 2Na 2 CrO 4 + H 2 O

Критерии оценивания:

Каждое уравнение – 1 балл (если верные вещества, но не уравнено – 0,5 балла).

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 2. (10 баллов) «Активное ароматическое соединение»

Ароматическое соединение А состава С 7 H 8 O взаимодействует со щелочами, растворяясь в них, даёт окрашивание с хлоридом железа(III), реагирует с ацетилхлоридом и, при осторожном окислении, даёт продукт состава С 7 H 6 O 3 .

Продукт окисления соединения А при нитровании образует, преимуществен но, один изомер.

  1. Приведите структурные формулы всех ароматических соединений состава С 7 H 8
  2. Определите, какая из приведённых структур соответствует соединению А ? Обоснуйте свой выбор.
  3. Напишите уравнения реакций взаимодействия соединения А с гидроксидом натрия, ацетилхлоридом, с подкисленным раствором перманганата калия, а также уравнение реакции нитрования продукта окисления соединения А.

Решение

  1. Молекулярной формуле С 7 H 8 O соответствуют пять ароматических соединений: о -, м — и п -крезолы (метилфенолы), бензиловый спирт и метилфениловый эфир.

бензиловый
спирт

метилфениловый
эфир

2. Из этих пяти изомеров со щёлочами взаимодействуют только крезолы. Они же дают качественную реакцию с хлоридом железа(III). Все три крезола взаимодействуют с ацетилхлоридом и окисляются до гидроксибензойных кислот состава С 7 H 6 O 3 . В гидроксибензойных кислотах имеются активирующая (–OH) и дезактивирующая (–COOH) группы. В этом случае ориентация замещения определяется, главным образом, активирующей группой. При нитровании о — и м -крезолов образуются два и три изомерных мононитро-соединения, соответственно, и только п -гидроксибензойная кислота даёт преимущественно одно нитропроизводное. Следовательно, соединению А соответствует п -крезол (п -метилфенол).

3. Уравнения реакций:




Критерии оценивания.

  1. Структурные формулы ароматических соединений, соответствующихмолекулярной формуле С 7 H 8 O, – 3 балла (по 0,5 балла за каждый из крезолов и бензиловый спирт, 1 балл – за простой эфир).
  2. Выбор соединения А из межклассовых изомеров С 7 H 8 O и его обоснование – 3 балла (из них – 1 балл за выбор крезола, 2 балла – за обоснование пара -изомера).
  3. Уравнения реакций – по 1 баллу, всего – 4 балла .

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 3. (10 баллов) «Расчёт состава газовой смеси»

Смесь ацетилена, этилена и водорода, имеющая относительную плотность по водороду 4,4, содержит 25 % водорода как элемента (по массе).

  1. Определите объёмные доли газов в исходной смеси.
  2. Напишите уравнения реакций гидрирования углеводородов, составляющих исходную газовую смесь.
  3. Определите объёмные доли газов в смеси, полученной после пропускания исходной газовой смеси над никелевым катализатором. (Считайте выход реакций гидрирования равным 100 %.)

Решение

1. Пусть количество вещества исходной смеси газов равно 1 моль, n(С 2 Н 2) = x моль; n(С 2 Н 4) = y моль, тогда n(Н 2) = (1 – x –y) моль. Средняя молярная масса исходной газовой смеси равна:

М ср (исх.) = 4,4·2 = 8,8 г/моль.

8,8 = 26x + 28y +2(1 – x –y) = 24x + 26y +2

24x + 26y = 6,8 (1-е уравнение)

Упрощая, получаем 2-е уравнение:

Решая систему уравнений, находим x = 0,175; y = 0,10.

  • φ(С 2 Н 2) = 0,175 = 17,5%;
  • φ(С 2 Н 4) = 0,10 = 10%;
  • φ(Н 2) = 1 – 0,175 – 0,10 = 0,725 = 72,5%.

2. Уравнения реакций гидрирования ацетилена и этилена:

3. Газовая смесь после пропускания исходной смеси над никелевым катализатором состоит из этана и остаточного водорода.

  • n(Н 2)прореаг = n(С 2 Н 2)·2 + n(С 2 Н 4) = 0,45 моль;
  • n(Н 2)ост = 0,725 – 0,45 = 0,275 моль;
  • n(С 2 Н 6) = n(С 2 Н 2) + n(С 2 Н 4) = 0,275 моль.

Количества вещества этана и остаточного водорода равны, следовательно, равны и их объёмные доли:

φ(С 2 Н 6) = φ(Н 2) = 50%.

Критерии оценивания

  1. Расчёт мольной доли ацетилена, этилена и водорода в исходной газовой смеси – 4 баллов (из них – по 1 баллу за составление уравнений для средней молярной массы и массовой доли водорода).
  2. Уравнения реакций гидрирования ацетилена и этилена – 2 балла .
  3. Определение состава конечной газовой смеси и объёмных долей газов – 4 балла (по 1,5 балла – за количества веществ и 1 балл за объёмные доли).

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 4. (10 баллов) «Органическое основание»

Органическое соединение X , содержащее 11,57% азота (по массе), часто применяется в органическом синтезе в качестве основания. О реакционной способности соединения Х известно следующее: при взаимодействии соединения Х с хлором на свету образуется смесь двух монохлорпроизводных, при реакции с бромом в присутствии бромида железа(III) образуется единственное монобромпроизводное, а окисление Х горячим подкисленным раствором перманганата калия происходит без выделения газа.

  1. Установите структуру соединения Х и приведите его систематическое название.
  2. Напишите уравнения всех описанных реакций.
  3. Приведите уравнение реакции соединения Х с соляной кислотой.

Решение

1. Из описанных свойств вещества Х можно предположить, что оно имеет ароматический характер. Рассчитаем молярную массу вещества Х в предпо- ложении, что в молекуле – один атом азота:

M(X ) = 14 / 0,1157 = 121 г/моль.

Вычитая молярную массу азота, получаем 107 г/моль, что соответствует остатку С8Н11. Таким образом, брутто-формула вещества Х – С 8 H 11 N. Тот факт, что соединение Х реагирует с хлором на свету, говорит о наличии боковых алкильных групп, присоединенных к ароматической системе (причём, как минимум, двух, так как происходит образование двух монохлорпроизводных). Поскольку при окислении подкисленным раствором перманганата калия не происходит выделения газа, можно сделать вывод о том, что алкильные группы представляют собой либо метильные группы, либо радикалы нормального строения длиной от трёх атомов углерода (окисляются в карбоновые кислоты). Наличие в молекуле этильных или изопропильных групп, соединённых с арома- тическим ядром, будет приводить к выделению углекислого газа. Так как бромирование на бромиде железа приводит к единственному монобромпроизводному, можно сделать вывод, что все свободные положения в ароматической системе Х , доступные для реакций замещения, эквивалентны. Анализ брутто-формулы говорит о том, что соединение Х – либо замещенный анилин, либо замещенный пиридин. Однако ни одно производное анилина не удовлетворяет условиям задачи. Из производных пиридина условиям удовлетворяют 2,4,6-триметилпиридин (известный как симм- коллидин) и 3,4,5-триметилпиридин. Последний плохо бромируется в орто- положение, но формально подходит.

(допускается вариант с HBr и свободным пиридином)

Критерии оценивания

  1. Расчёт брутто-формулы вещества Х 2 балла .
  2. Структурная формула вещества Х 3 балла.
  3. Название вещества Х 1 балл.
  4. Уравнения реакций – по 1 баллу (всего 4 балла) (0,5 балла за неуравненную реакцию).

Верно написанные уравнения реакций с изомерными анилинами или пиридинами оценивать полным баллом в случае, если количества образующихся продуктов удовлетворяют условию задачи.

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 5. (10 баллов) «Превращения азотсодержащих соединений»

Взаимодействие вещества K , содержащего 15,38% азота (по массе), с водо родом на палладиевом катализаторе приводит к образованию вещества L , активно применяемого в производстве красителей. Кипячение вещества L в безводной уксусной кислоте приводит к образованию белого кристаллического вещества M . Взаимодействие вещества M со смесью концентрированных азотной и серной кислот при нагревании даёт вещество N , при кипячении которого в водном растворе гидроксида натрия образуется продукт O , содержащий 20,29% азота (по массе).

  1. Укажите структуры веществ K–O и приведите уравнения всех упомянутых реакций.
  2. Приведите промышленный способ получения вещества L .
  3. Почему вещество O нельзя получить напрямую из вещества L ?

Решение

  1. Описанные в задаче превращения говорят о наличии в веществах K–O ароматического кольца. Найдём молярную массу вещества K , предположив, что в молекуле K один атом азота: 14/0,1538 = 91 г/моль. Вычитая молярные массы азота и шести атомов углерода (бензольное кольцо), получаем 91 – 14 – 72 = 5 г/моль, что соответствует пяти атомам водорода. Однако для брутто-формулы C 6 H 5 N не удаётся подобрать адекватную структуру. Предположим, что в молекуле K два атома азота. Тогда М(K ) = 28/0,1538 = 182 г/моль.

Удвоение брутто-формулы даёт C 12 H 10 N 2 , которое можно рассматривать как два бензольных кольца (С 6 H 5) присоединённых к фрагменту N 2 , что соответствует структуре:

Гидрирование азобензола приводит к образованию анилина (L).

Уравнения реакций:

Финальным соединением в цепочке является пара -нитроанилин, содержащий 20,29% азота.

2. В промышленности анилин получают восстановлением нитробензола водородом:

3. Прямое нитрование анилина невозможно, так как аминогруппа неустойчива к действию кислот и окислителей.

Критерии оценивания

  1. Структура вещества K 2 балла
  2. Структуры веществ L–O по 1 баллу (всего 4 балла)
  3. Уравнения реакций – по 0,5 балла (всего 2 балла)
  4. Верно указан промышленный способ получения анилина (засчитывать любые разумные восстановители) – 1 балл
  5. Верно указаны причины невозможности прямого нитрования анилина – 1 балл

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 6. (10 баллов) «Органический эксперимент»

Органическое вещество А можно получить в лаборатории несколькими способами, два из которых рассмотрены ниже.

Способ 1

В пробирку 1 (см. рис. 6.1) наливают небольшое количество жидкости X , над которой закрепляют раскалённую медную спираль 2. По тонкой трубочке в пробирку вдувают воздух. По газоотводной трубке в пробирку 3 с холодной водой проходят пары, содержащие вещество А .

Способ 2

В колбу Вюрца 1 (см. рис. 6.2) помещают кусочки твёрдого вещества Y 1 . Из капельной воронки добавляют воду. Как только вода приходит в соприкосновение с поверхностью Y 1 , тотчас начинает выделяться бесцветный газ Y 2 , который пропускают через раствор сульфата меди в банке 2 для очистки от примесей. В банку 3 предварительно наливают раствор серной кислоты и добавляют оксид ртути(II). При взаимодействии этих веществ образуется катализатор для реакции синтеза A . В присутствии данного катализатора газ Y 2 в банке 3 превращается в вещество А .

  1. О получении какого вещества А идёт речь в условии задачи?
  2. Из какого вещества X получают А в приборе, показанном на рис. 6.1? Приведите соответствующее уравнение реакции.
  3. Определите вещества Y 1 и Y 2 , о которых идёт речь при описании второго способа получения вещества А . Составьте соответствующие уравнения реакций. Кто открыл реакцию получения А из Y 2 ?
  4. С помощью каких качественных реакций можно доказать образование вещества А в ходе описанных опытов? Приведите два примера.
  5. По мере пропускания газа в банке 2 образуется осадок чёрного цвета. Предположите, какая реакция протекает в этом промывном сосуде, если известно, что сырьё, используемое в промышленности для получения Y 1 , может содержать примесь сульфатов.
  6. Часто для получения газа Y 2 на вещество Y 1 действуют не водой, а крепким раствором поваренной соли. Почему?

Решение и критерии оценивания

1. Вещество А уксусный альдегид (ацетальдегид, этаналь) CH3CHO.

1 балл

2. Способ 1 – получение ацетальдегида из этанола, т.е. вещества X .

1 балл

Допускается несколько вариантов уравнений:

1 балл за одно верное уравнение (любое)

3. Y1 – карбид кальция; Y2 – ацетилен

1 балл

По 1 баллу за каждое уравнение.

Реакцию гидратации ацетилена (и его гомологов) в присутствии солей ртути открыл российский учёный М.Г. Кучеров (1881 г.).

1 балл

4. Образование ацетальдегида можно доказать с помощью качественных реакций на альдегиды, например, с фуксинсернистой кислотой или с аммиачным раствором оксида серебра (реактивом Толленса).

1 балл (по 0,5 балла за каждый пример)

5. Технический карбид кальция (Y 1 ) - продукт прокаливания смеси оксида кальция с коксом. Оксид кальция получают из природных известняков, содержащих примеси фосфата и сульфата кальция. В результате их восстановления коксом в конечном продукте оказываются фосфид и сульфид.

При действии воды на карбид кальция, загрязнённый данными соединениями, протекает реакция их гидролиза и в образующийся ацетилен попадают примеси фосфина и сероводорода. В банке 2 выделяющийся ацетилен очищается от этих примесей. Сероводород с растворимой солью меди образует осадок чёрного цвета:

H 2 S + CuSO 4 = CuS↓ + H 2 SO 4

1 балл

Фосфин в этих же условиях тоже даёт осадок чёрного цвета: 3PH 3 + 6CuSO 4 + 3H 2 O = 2Cu 3 P↓ + 6H 2 SO 4 + H 3 PO 3

6. При приливании воды к карбиду кальция реакция идёт всегда очень бурно.

Для получения более спокойного и равномерного тока ацетилена часто к карбиду кальция добавляют крепкий раствор поваренной соли.

1 балл

Всего за задачу – 10 баллов.

Максимальное количество баллов за работу – 50.

Общие указания : если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного обоснования, не засчитывается .

В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений , за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается .

Восьмой класс.

Задача 8-1.

Атом элемента А имеет массу в 14 раз большую, чем атом элемента В. В соединении этих элементов на 100 г элемента А приходится 21,4 г элемента В. Определите, сколько атомов элемента В приходится на один атом элемента А в их соединении и напишите простейшую химическую формулу этого соединения.

О каких элементах может идти речь, если известно, что они располагаются в пределах первых трех периодов периодической системы Д.И.Менделеева?

(10 баллов)

Задача 8-2.

Распределите вещества, которые могут встретиться в повседневной жизни на простые и сложные, а сложные отнесите к известным вам классам веществ (оксиды, кислоты, основания, соли): алюминий, углекислый газ, гашеная известь, мрамор, сода, кислород, ржавчина, уксус, железо, мел. Ответ дайте в форме таблицы:

(10 баллов)

Задача 8-3.

Многие химические превращения можно отнести к одному из следующих четырех типов: реакции соединения; реакции разложения; реакции замещения; реакции обмена. Далее приведены уравнения 10 химических реакций. Проанализируйте их и постарайтесь определить, к какому типу относится каждая реакция.

1) MgSO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + MgCl 2 ;

2) 2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 ;

3) CaO + CO 2 = CaCO 3 ;

4) 2KBr + Cl 2 = 2KCl + Br 2

5) 2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O;

6) 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

7) 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ;

8) CuSO 4 + Mg = MgSO 4 + Cu;

9) Na 2 S + 2HCl = H 2 S + 2 NaCl;

10) 2Fe(OH) 3 = 3H 2 O + Fe 2 O 3

Ответ дайте в форме таблицы, указав номера реакций в нужной колонке:

(10 баллов)

Задача 8-4.

У вас есть три баночки, в каждой из которых находится смесь двух веществ. Ваша задача - разделить каждую смесь и поместить чистые вещества в новые баночки. Кратко опишите, как вы это будете делать для следующих смесей:

а) смесь порошка мела и поваренной соли;

б) раствор поваренной соли в воде

в) смесь песка и древесных опилок.

Какие процессы, физические или химические, вы использовали для разделения смесей?

(10 баллов)

Задача 8-5.

Природный минерал, фосфорит, содержит в качестве основного вещества фосфат кальция, химическое соединение, формула которого Ca 3 (PO 4 ) 2 .

а) Сколько атомов каждого элемента в структурной частице этого соединения?

б) Чему равна относительная молекулярная масса этого вещества?

в) Чему равна массовая доля каждого химического элемента в этом веществе?

г) В каком веществе содержание кальция выше, в фосфате кальция или в гидроксиде кальция Ca(OH) 2 ? Для подтверждения ответа рассчитайте, сколько кальция содержится в 5 г фосфата кальция и сколько - в 5 г гидроксида кальция.

(10 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010/2011 г.

Девятый класс.

Задача 9-1.

На растворение смеси, состоящей из железа и оксида железа(III) израсходовано 133 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,096 г/мл). Выделившийся при этом газ образует при сгорании 1,2*10 23 молекул воды. Определите массовую долю железа в смеси.

(10 баллов)

Задача 9-2.

Юный химики Вася и Маша решили вырастить кристалл медного купороса (CuSO 4 *5H 2 O). Быстро рассчитав, сколько нужно взять медного купороса и воды, они приготовили 200 г насыщенного раствора сульфата меди, опустили в него на тонкой ниточке маленький кристаллик-затравку, и поставили все это в теплое место. Время шло, вода из раствора потихоньку испарялась, а кристаллик все рос и рос. Когда через неделю Вася и Маша вытащили из раствора прекрасный голубой кристалл, обсушили и взвесили, то его масса оказалась равной 6,35 г. Вопросы:

а) Сколько медного купороса и воды было использовано для приготовления 200 г насыщенного раствора, если массовая доля сульфата меди в нем равна 17%?

б) Сколько воды испарилось из раствора за время роста кристалла? (массой затравки можно пренебречь)

в) А юный химик Петя решил повторить этот эксперимент, налил такой же раствор в алюминиевую кружку, опустил затравку, поставил в теплое место… Но спустя некоторое время его ожидал неприятный сюрприз. Опишите, что произошло и напишите уравнение реакции.

(10 баллов)

Задача 9-3.

В замкнутом сосуде смешали водород, кислород и хлор. Плотность полученной газовой смеси по азоту составила 0,4625. Известно, что в смеси содержится в 14 раз больше по объему водорода, чем хлора. Смесь газов взорвали и охладили.

Определите состав исходной смеси (объемные доли) и массовую долю кислоты в растворе, который обнаружили в сосуде.

(10 баллов)

Задача 9-4.

В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na 2 CO 3 , HCl, Al 2 (SO 4 ) 3 , KCl

а) Какие из этих веществ могут взаимодействовать между собой? Напишите молекулярные и краткие ионные уравнения соответствующих реакций.

б) Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).

в) Один из осадков, получаемых при взаимодействии этих растворов, растворяется в избытке одного из исходных веществ. Что это за осадок и как объяснить растворение осадка (уравнение реакции).

(10 баллов)

Задача 9-5.

На схеме показаны превращения соединений химического элемента X . Известно также, что соединение D , присутствующее на схеме, в природе образует минерал "известняк".

а) Определите элемент X и назовите вещества, обозначенные буквами, напишите уравнения реакций.

б) Есть ли среди этих реакций окислительно-восстановительная? Если да, укажите для нее окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

(10 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010/2011 г.

Десятый класс.

Задача 10-1.

При проведении реакции между 100 мл раствора гидроксида натрия и 50 мл соляной кислоты с концентрациями соответственно 1 моль/л и 1,5 моль/л, температура жидкости поднялась на 6,67 o С. Считая, что плотности растворов равны 1, а их удельная теплоемкость 4,18 Дж/г*град, рассчитайте тепловой эффект реакции нейтрализации и напишите термохимическое уравнение реакции. Как изменится тепловой эффект реакции, если соляную кислоту заменить азотной? Уксусной? Объясните, почему.

(10 баллов)

Задача 10-2.

Смесь карбида алюминия и сульфида алюминия обработали избытком раствора гидроксида натрия, при этом смесь полностью растворилась, и выделилось 6,72 л газа (н.у.) Через полученный раствор пропустили углекислый газ до прекращения выпадения осадка, масса которого после прокаливания составила 40,8 г. Напишите уравнения реакций. Определите массовые доли веществ в исходной смеси.

(10 баллов)

Задача 10-3.

Смесь ацетилена и пропана объемом 3,5 л (н.у.) с плотностью по гелию, равной 8,3, сожгли в избытке кислорода. Продукты реакции пропустили через склянку с концентрированной серной кислотой и затем через склянку с 0,5 л водного раствора гидроксида натрия с плотностью 1,066 г/мл и массовой долей щёлочи 3%. Определите массовые доли веществ, находящихся в полученном при этом растворе.

(10 баллов)

Задача 10-4.

Неправильное использование минеральных удобрений привело к загрязнению озера: зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) по азоту в 70 раз (ПДК(N ) = 2мг/л). Рассчитайте число атомов азота, содержащихся в 1 литре озерной воды, а также молярную концентрацию аммиачной селитры, которая могла быть источником такого загрязнения. Какие массы азотной кислоты и аммиака были напрасно истрачены для получения удобрения, если объем озера оценивается в 60000 м 3 ?

Чем обусловлено применение удобрений при возделывании сельскохозяйственных культур? Какие три основных вида минеральных удобрений вы знаете? Приведите примеры (названия и формулы) веществ, используемых в качестве удобрений.

(10 баллов)

Задача 10-5.

После занятия химического кружка восьмиклассников в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее.

Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше.

А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы:

а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно?

б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор.

в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.

г) Есть ли среди проведенных реакций окислительно-восстановительные? Если да, укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

(10 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010/2011 г.

Одиннадцатый класс.

Задача 11-1.

К 5.44%-ному раствору хлорида цинка массой 550г, добавили 250 мл раствора гидроксида натрия, гетерогенную смесь перемешали и отделили осадок. При прокаливании осадка образовалось бинарное соединение массой 8,1 г. Определите молярную концентрацию раствора щелочи, если раствор оставшийся после отделения осадка имел а) кислую среду, б) щелочную среду. Почему раствор мог иметь кислую или щелочную среду? Объясните, написав ионные уравнения соответствующих реакций.

(10 баллов)

Задача 11-2.

Кристаллогидрат щавелевой кислоты H 2 C 2 O 4 *2H 2 O содержащий 1% примесей, решили очистить перекристаллизацией. Для этого из 70 г его приготовили насыщенный при 80 o С раствор щавелевой кислоты, который затем охладили до 0 o С. При этом из раствора выпал очищенный кристаллогидрат, а примеси остались в растворе.

Известно, что растворимость щавелевой кислоты в воде при 80 o С равна 84,5 г, а при 0 o С 3,52 г на 100 г воды. Рассчитайте, сколько воды пришлось взять для приготовления насыщенного раствора? Чему равна масса очищенного кристаллогидрата, выпавшего при охлаждении раствора?

(10 баллов)

Задача 11-3.

Один моль смеси этилена с водородом, имеющий плотность по водороду 9, нагрели в замкнутом сосуде объемом 10 л с платиновым катализатором до установления равновесия, при этом давление в сосуде уменьшилось на 20 %.

а) Определите выход продукта реакции в % от теоретически возможного.

б) Рассчитайте, величину константы равновесия данного процесса.

в) Как изменения произойдут в сосуде, если после достижения равновесия, открыв вентиль, выпустить из него часть газов?

(10 баллов)

Задача 11-4.

Смесь 2,97 г порошка алюминия и 5,6 г порошка серы нагрели до полного протекания реакции. Полученную массу измельчили и обработали 120 мл 15%-ной соляной кислоты (плотность 1,075 г/мл). При этом выделялся дурнопахнущий газ, а часть смеси так и не растворилась. Определите массу нерастворившегося вещества, и массовые доли веществ в полученном растворе (растворимостью газа можно пренебречь).

(10 баллов)

Задача 11-5.

Простое вещество А красного цвета энергично взаимодействует с концентрированным раствором вещества Б . При этом получается бесцветный раствор вещества В , которое, в зависимости от количества добавленной щелочи образует вещества Г, Д, или Е . Газ Ж , полученный в первой реакции тоже дает с раствором щелочи два продукта: З и К .

Определите вещества А-К и назовите их, напишите уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных реакций укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

(10 баллов)


Задание 1

Смесь состоит из песка, поваренной соли, железных стружек и мраморных крошек. Предложите способ разделения компонентов смеси.

Задание 2

Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм был одним из известнейших ученых своего времени, именно ему приписывают первоначальную разработку научных основ химии. Этим ученым был открыт «горючий воздух».

Известно, что «горючий воздух» самый легкий из всех газов.

Как мы называем «горючий воздух»?

Приведите два способа получения «горючего воздуха».

В каких практических целях используется это вещество? (приведите два примера).

Задание 3

Смесь углекислого и угарного газа занимает объем 15л при температуре

25 0 С и давлении 730мм.рт.столба. Масса этой смеси 17,5г. Определите объемную долю СО 2.

Задание 4

Определить объём углекислого газа, который необходимо пропустить через 300г раствора содержащего 15г гидроксида бария, чтобы его концентрация понизилась до 4% .

Задание 5

Определите число атомов железа в железном шарике радиус которого 2см.

Плотность железа 7800кг/м 3 .

Задание 1

1. Железные стружки отделяют магнитом 2б

2.Поваренную соль отделяем, растворяя остаток в воде 2б

3. Остаток из мраморных крошек и песка обрабатываем

соляной кислотой, в которой растворяется мрамор 2б

Уравнение реакции: СаСО 3 + HCI = CaCI 2 + CO 2 +H 2 O 2б

4. Песок остается в осадке 2б

Задание 2

1. Горючий воздух – водород. 2б

2. 2HCI + Zn =ZnCI 2 +H 2 2б

3. 2 H 2 O→ 2H 2 + O 2 (электролиз) 2б

Водород можно использовать для гидрирования жиров, восстановления металлов из оксидов и т.д. за каждый пример применения по2б. 4б.

Задание 3

1. Определим объем при нормальных условиях

PV/T = P 0 V 0 /T 0 ; отсюдаV 0 =13,2л. 2б.

2.Определим кол-во вещества газовой смеси

ν = 13,2/22,4 = 0,59моль 2б

3. Составим уравнение

44х + 28(0,59-х) = 17,50 2б

Х=0,06моль 2б

4.Поскольку объем и кол-во вещества пропорциональны

вычислим объемную долю СО 2

φ(СО 2) =0,06/0,59*100% = 10,17%. 2б

Задание 4

1.Уравнение реакции:

Ва(ОН) 2 + СО 2 = ВаСО 3 ↓ + Н 2 О 1б

2.Пусть масса гидроксида бария, которую необходимо удалить из раствора составит Хг, тогда, исходя из условия задачи, получим уравнение:

15-Х/300-0,9Х = 0,04 4б

Отсюда Х= 3,24г

3.Кол-во вещества гидроксида бария вступившего в реакцию составит

ν =3,24/171=0,019моль 1б

4.Так как по уравнению реакции количества веществ углекислого газа

и гидроксида бария совпадают, объём углекислого газа составит:

V=22,4*0,019=0,42л. 4б

Определим объем шарика

V=4/3 πR 3 =3,35*10 -5 м 3 2б

Определим массу шарика

м=3.35*10 -5 *7780=0,26кг 2б

Определим кол-во вещества железа

ν= 4,67моль 2б

Определим число атомов в образце

N=4,67моль*6,02*10 23 атомов/моль=2,8*10 24 атомов 4б

  1. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии (2)

    Документ

    01 E-mail:[email protected] Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2011-2012 учебный год 8 класс... ПМК к.х.н., доцент кафедры общей и неорганической химии КубГУ В.И.Зеленов Задание 1 Какой объем...

  2. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии (6)

    Документ

    01 E-mail:[email protected] Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2013-2014 учебный год 9 класс...

  3. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии (8)

    Документ

    ... :[email protected] Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2013-2014 учебный год... После летних каникул в кабинете химии были обнаружены банки с реактивами, ... собой алкан, имеющий плотность паров по водороду 15. Определить соединения...

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Решения и критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из шести предложенных задач засчитываются пять решенных, за которые участник набрал наибольшее количество баллов. Одна из задач с наименьшим баллом не учитывается. 1. Свойства кислотных оксидов Напишите уравнения реакций, в которых кислотный оксид реагирует с другим веществом в мольном соотношении: а) 1: 1, б) 1: 2, в) 2: 1, г) 1: 3, д) 1: 6. (Для каждой реакции можно выбрать свой кислотный оксид.) а) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 б) CO 2 + 2KOH = K 2 CO 3 + H 2 O в) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 г) P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 д) P 2 O 5 + 6KOH = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O По 2 балла за каждое уравнение. В каждом случае возможно несколько вариантов, принимаются любые разумные ответы, соответствующие условию. 2. Реакции с уменьшением объёма Имеется смесь водорода и кислорода. Смесь поджигают электрической искрой. При каком объёмном соотношении газов объём смеси после пропускания искры уменьшится ровно на одну четверть (при постоянных температуре и давлении)? Объёмом образующейся воды можно пренебречь. Дайте два варианта ответа и подтвердите их расчётом. 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O(ж) По уравнению реакции из 3 моль газов образуется 2 моль воды. Следовательно, количество вещества газов уменьшается на 3 моль, что

2 составляет четверть от исходного количества, т. е. до реакции было 12 моль газов. Возможны два варианта: 1) в избытке водород: 11 моль H 2 и 1 моль O 2, объёмное соотношение H 2: O 2 = 11: 1 2) в избытке кислород: 2 моль H 2 и 10 моль O 2, объёмное соотношение H 2: O 2 = 1: 5 Система оценивания: уравнение реакции 1 балл, упоминание идеи «избытка-недостатка» 1 балл, каждый вариант ответа по 4 балла, из них 3 балла за расчёт состава смеси в молях, 1 балл за объёмное соотношение. 3. Кислород из углекислого газа Соединение щелочного металла с кислородом вещество X вступает в реакцию с углекислым газом. Единственные продукты реакции карбонат металла и кислород в мольном соотношении 2: 3 и массовом соотношении 23: 8. Установите формулу X и напишите уравнения его реакций с углекислым газом и водой. Металл можно определить, сравнив массовое соотношение с мольным: m(m2co 3) 2 M (M2CO 3) 2 M (M2CO 3) 23 = = =, m(o) 3 M (O) откуда M(M 2 CO 3) = 138 г/моль, это K 2 CO 3, металл K. Формулу X определим по уравнению реакции. Обозначим формулу X K a O b и составим сначала схему, а затем уравнение реакции. Схема: K a O b + CO 2 2K 2 CO 3 + 3O 2. Уравнение: 4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2.Вещество X KO 2. Уравнение реакции с водой: 4KO 2 + 2H 2 O = 4KOH + 3O 2. (Принимается также уравнение реакции с образованием H 2 O 2: 2KO 2 + 2H 2 O = 2KOH + H 2 O 2 + O 2.) 2

3 3 Система оценивания: определение металла 2 балла, установление формулы X 4 балла, уравнения реакций, по 2 балла за каждое 4 балла. 4. Электроны тоже имеют массу 2 В каком веществе, состоящем из двух элементов, массовая доля электронов наибольшая? Кратко обоснуйте свой ответ с помощью расчётов или аргументированных рассуждений. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Число электронов в атоме равно порядковому номеру элемента Z. Примем, что массы протона и нейтрона примерно равны, и запишем выражение для массовой доли электрона: N(e) m(e) N(e) m(e) ω(e) = = = N(e) m(e) N(p) m(p) N(n) m(n) N(e) m(e) N(p) N(n) m(p) Zm(e) 1 = = Zm(e) Am(p) A m(p) 1 Z m(e) Здесь N обозначает число частиц данного вида в атоме, А массовое число. Для того, чтобы массовая доля электрона была наибольшей, отношение A / Z должно быть наименьшим. Оно равно 1 для атома 1 H, у всех остальных атомов оно равно 2 или больше. Таким образом, в состав соединения должны входить атомы H и атомы другого элемента с минимальным (по возможности) отношением A / Z. При этом водорода должно быть как можно больше. Из всех водородных соединений наибольшая массовая доля водорода в CH 4. Атом углерода 12 C подходит в качестве второго элемента, так как у него A / Z = 2. Ответ: CH 4. Система оценивания: соображения о том, что в состав соединения должен входить атом H, 4 балла, соображения о CH 4 6 баллов (соединения с меньшей массовой долей водорода, например NH 3, H 2 O, 3 балла вместо 6), если дан только правильный ответ без каких бы то ни было рассуждений 0 баллов.

4 4 5. Исследование чёрного порошка Юный химик исследовал доступными ему средствами порошок чёрного цвета. При длительном прокаливании порошка на воздухе и в токе кислорода цвет вещества стал более темным, при этом выделялся газ с резким запахом, похожим на запах загорающейся спички. Масса вещества при прокаливании не изменилась. Дальнейшие исследования показали, что исходное исследуемое вещество не растворяется в разбавленной серной кислоте даже при нагревании, зато продукт прокаливания хорошо растворяется в кислоте, образуя при этом раствор голубого цвета. На основе этих наблюдений юный химик пришел к правильному выводу вещество состоит из двух элементов. а) Какие элементы входят в состав исследуемого вещества? б) Какова формула исследуемого вещества? в) Запишите уравнение реакции, протекающей при прокаливании вещества в присутствии кислорода. г) Объясните с помощью расчёта, почему масса твёрдого вещества при прокаливании не изменяется. а) В состав исследуемого вещества входят медь и сера (по 1,5 балла за каждый элемент всего 3 балла). б) Формула вещества Cu 2 S (3 балла; за CuS 0 баллов). в) Cu 2 S + 2О 2 = 2СuO + SO 2 (3 балла; 3 балла ставится и в том случае, если будет приведено правильное уравнение сгорания CuS). г) Масса 1 моля Cu 2 S (160 г) равна массе 2 моль CuО, продукт реакции SO 2 газообразное вещество (1 балл).

5 5 6. Химический фонтан На уроке химии был проведён следующий эксперимент. В колбу Вюрца 1 (см. рис. 1) поместили кристаллическое вещество белого цвета, которое окрашивает пламя в жёлтый цвет. С помощью капельной воронки 2 в колбу 1 прилили концентрированную серную кислоту, тотчас начал выделяться бесцветный газ в 1,26 раза тяжелее воздуха. Образующийся газ собрали в круглодонной колбе 3. 1) Какой газ получили в приборе, изображённом на рис. 1? Ответ обоснуйте, подтвердите расчётом и уравнением реакции. 2) Почему данный газ собирали методом вытеснения воздуха, а не воды? Рисунок 1 3) Что нужно сделать с колбой 3, заполненной газом, чтобы внутри её начал «бить фонтан» (см. рис. 2)? Ответ поясните. 4) Что будет наблюдаться (см. рис. 2), если в кристаллизатор 4 налить: а) водный раствор метилового оранжевого; б) раствор нитрата серебра? 5) Почему для «фонтанчика» следует брать круглодонную, а не плоскодонную колбу? Рисунок 2 1) В приборе получили хлороводород. M = 1,26 29 г/моль = 36,5 г/моль (2 балла) Серную кислоту приливали к хлориду натрия. Известно, что ионы натрия окрашивают пламя в жёлтый цвет, что доказывает наличие натрия в составе этой соли. (1 балл) В колбе Вюрца 1 протекает реакция: NaCl + H 2 SO 4 = NaHSO 4 + HCl. (1 балл) (Допускается уравнение: 2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl) 2) Хлороводород нельзя собрать методом вытеснения воды, так как он в ней хорошо растворяется. (1 балл) 3) Для того, чтобы в колбе начал «бить фонтан», необходимо, не выпуская газа, закрыть её пробкой с газоотводной трубкой. Затем ввести в колбу небольшое количество воды, в котором растворится хлороводород,

6 и в колбе создастся разрежение. Если конец газоотводной трубки опустить в воду, то она под действием атмосферного давления начнет подниматься в колбу. (2 балла) 4) При растворении хлороводорода в колбе образуется соляная кислота. а) В соляной кислоте оранжевая окраска индикатора изменится на красную. (1 балл) б) При взаимодействии соляной кислоты с раствором нитрата серебра образуется осадок белого цвета, смесь помутнеет: HCl +AgNO 3 = HNO 3 + AgCl. (1 балл) 5) При демонстрации «фонтанчика» внутри колбы создаётся разрежение, поэтому её стенки испытывают значительное давление снаружи. В случае круглодонной колбы давление на её стенки распределяется равномерно. Таким образом, при использовании круглодонной колбы меньше вероятность, что она лопнет, не выдержав разницы давления. Важно отметить, что стенки колбы должны быть совершенно ровными и целыми, на них не должно быть ни трещин, ни царапин, ни сколов. (1 балл) 6


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Всероссийская олимпиада школьников по химии, 2013/14 год I этап 11 класс Задача 1. Восстановите левую или правую часть уравнений следующих химических реакций 1) t 2Fe 2 O 3 + 2FeCl 3 2) 2Cu 2 CO 3 (OH)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задача 1. Два газа Два газа X и Y способны взаимно превращаться друг в друга.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС 1 Критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Химия - 8-9 классы Максимальное количество баллов 100. 9-1. Одно и то же количество металла реагирует с 0,8 г кислорода и 8,0 г галогена. Определите галоген, о котором идет речь в задаче. Ответ подтвердите

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал наибольшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2014 Методические рекомендации по решению и оцениванию олимпиадных заданий 9 класс Задание 1. Итого 10 баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 3 2 1

Многопрофильная Олимпиада. 2017/2018 учебный год. Московский технологический университет. Заключительный этап. Задания по химии. 11 кл. Задание 1. Смесь трёх газов А, В, С имеет плотность по водороду равную

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задача 1. Реакции соединения В реакциях соединения из нескольких веществ образуется

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-ти задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пяти решений, за которые участник набрал

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ (разбор заданий 37). Учитель химии МБОУ СОШ 25 Корнилова Татьяна Павловна. Признак реакции сопровождающие химические превращения

Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап Задания по химии 9 класс ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Задание 9- (6 баллов) Сколько электронов и протонов входит в состав частицы NO? Ответ обоснуйте. Приведите

9 класс 1. При диссоциации 1 моль каких веществ образуется наибольшее количество (в молях) ионов? 1. Сульфат натрия 2. Хлорид железа (III) 3. Фосфат натрия 4. Нитрат кобальта (II) 2. Укажите соединения,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

1. Чему равен заряд ядра атома углерода? 1) 0 2) +6 3) +12 4) -1 2. Что общего в атомах 12 6С и 11 6С? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты по

Вариант 3 2 1. Ион ХО 4 содержит 50 электронов. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с горячей концентрированной азотной кислотой. (6 баллов) Решение.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ХИМИИ Демонстрационный вариант экзаменационной работы подготовлен Федеральным государственным

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 Критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-ти задач засчитываются 5 решений, за которые участник

Химия. Ключи ответов 10 класс Задание 1. При раскопках в Крыму археологическая экспедиция обнаружила две необычные монеты неизвестной эпохи из неизвестного сплава. Для анализа состава монет их отдали в

Демонстрационный вариант проверочных материалов для промежуточной аттестации обучающихся 9 классов (в форме семейного образования и самообразования) по ХИМИИ 4 5 В 4 периоде главной подгруппы V(А) группы

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Неорганическая химия МАОУ «СОШ 40» г. Старый Оскол учитель химии Баштрыков П.М. 1. Приливание избытка раствора карбоната натрия к раствору, полученному при взаимодействии металла А

Вариант 1 1. Ион ХО 2 содержит 24 электрона. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с раскалённым литием. (6 баллов) Решение. Неизвестный элемент

Проект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ХИМИИ Экзаменационная работа для проведения

C1 Химия. 11 класс. Вариант ХИ1060 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cu 2 O + = SO 2 + + H 2 O Определите окислитель

9 класс 1. Массовые доли элементов в соединении Х составляют: натрия 16,61%, водорода 1,44%, кислорода 34,66%, элемента Э 47,29%. Определите состав соединения Х. Приведите уравнения реакций, характеризующих

Олимпиада «Ломоносов» по химии Решения заданий для 10-11 классов Вариант 2 1.6. Приведите химические формулы следующих веществ и назовите их в соответствии с правилами ИЮПАК: кварц, красная кровяная соль,

1. Основные свойства проявляет внешний оксид элемента: 1) серы 2) азота 3) бария 4) углерода 2. Какая из формул соответствует выражению степени диссоциации электролитов: 1) α = n\n 2) V m = V\n 3) n =

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

4.3 Задания Интернет-тура (вторая волна) Интернет-тур проходил в режиме on-line с использованием электронной площадки http://ege.psu.ru Пермского государственного национального исследовательского университета.

Задания на лето по химии: 1. Какое химическое количество вещества СО 2 содержит столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 160г вещества SO 3? 2. Какое химическое количество вещества СН 4 содержит

Часть 1 Ответом к заданиям 1 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. 1 Число занятых электронных слоёв равно 1) номеру

4.1.3 Задания 11 класса 1. Одной из важных характеристик ковалентной связи является её длина. Для какого из перечисленных соединений длина связи минимальна? 1. HF 2. HCl 3. HBr 4. HI 2. Большое количество

ШИФР Часть 1 Часть 2 С1 С2 С3 С4 С5 С6 Итоговый балл (из 100 баллов) Вступительная работа для поступающих в 10 ФХ и ХБ классы Часть 1 Обведите номер одного правильного ответа кружком. При правильном ответе

Олимпиада по химии для школьников. II тур. Учащимся 11 классов предлагается два варианта заданий, каждый из которых содержит по 10 задач и заданий на следующие темы: - строение атома; - качественное и

Химия. 9 класс 2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные

Верное решение задания 31 должно содержать уравнения четырёх За верную запись каждого уравнения реакции можно получить 1 балл. Максимально за выполнение этого задания можно получить 4 балла. Каждое верное

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2014 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

ЗАДАНИЯ для проведения первого тура республиканской олимпиады по учебному предмету «Химия» 9 класс Тестовое задание (Среди приведенных ответов к каждому вопросу только один правильный. Выберите его.) 1.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ ПО ХИМИИ (ЭКСТЕРНАТ 9 КЛАСС) 1. Химическая реакция, протекающая с образованием осадка а)h 2 SO 4 + BaCl 2 б) HNO 3 + KOH в) HCl + CO 2 г) HCl + Ag 2. С какими из веществ а) карбонат

Железо 1. 7. Верны ли следующие суждения о свойствах оксидов железа и алюминия? А. И алюминий, и железо образуют устойчивые оксиды в степени окисления +3. Б. Оксид железа (III) является амфотерным. 2.

18. Ионные реакции в растворах Электролитическая диссоциация. Электролитическая диссоциация это распад молекул в растворе с образованием положительно и отрицательно заряженных ионов. Полнота распада зависит

Билеты для переводного экзамена по химии в 8 классе Билет 1 1. Предмет химии. Вещества. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. 2. Кислоты. Их классификация и свойства. Билет 2 1. Превращения веществ.

ЗАДАНИЕ 3 Примеры решения задач Пример 1. В четырех пробирках без надписей находятся растворы следующих веществ: сульфата натрия, карбоната натрия, нитрата натрия и йодида натрия. Покажите, с помощью каких

Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Диагностическая работа 1 по ХИМИИ 21 ноября 2011 года 9 класс Вариант 1 Химия. 9 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение

Заключительный этап Всероссийская олимпиада школьников по химии НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Задача 1. Через 100,0 г 10% водного раствора соли при перемешивании пропускали газ. Через определенные промежутки времени

Очный этап. 9 класс. Решения. Задание 1. Молекулы двух сложных бинарных жидких соединений А и В содержат одинаковое число электронов, заряд которых в молекуле равен -28,8*10-19 Кл. Эти вещества используются

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Решения и критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из шести предложенных задач засчитываются пять

Задания С4 по химии 1. К раствору гидроксида натрия массой 1200 г прибавили 490 г 40%-ного раствора серной кислоты. Для нейтрализации получившегося раствора потребовалось 143 г кристаллической соды Na

ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ. ХИМИЯ» 2009/2010 УЧЕБНОГО ГОДА Отвечать на задания необходимо в файле ответов! В заданиях 1-20 необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов

4.1.2 Задания 10 класса 1. Одной из важных характеристик ковалентной связи является её длина. Для какого из перечисленных соединений длина связи максимальная? 1. HF 3. HBr 2. HCl 4. HI 2. Большинство неорганических

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!» по химии Очный тур 01 год 1. Рассчитайте массу семи атомов фосфора. M (P) 31 m 7 7 = 3.0 10 г. N 3 A.010 Ответ: 3.0 10 г. РОСТОВ Вариант 11. Газовая смесь

Входной контроль 9 класс (естественнонаучный) Вариант 1 1. Схема распределения электронов по электронным слоям: 1s 2 2s 2 2p 4 соответствует атому 1) хлора 2) фтора 3) кислорода 4) серы 2. В каком ряду

Очный этап. 11 класс. Решения. Задание 1. Смесь трёх газов А,В,С имеет плотность по водороду равную 14. Порция этой смеси массой 168 г была пропущена через избыток раствора брома в инертном растворителе

Теоретический тур 9 класс 9 класс Задача 1. Раствор, содержащий 5,55 г гидроксида кальция, поглотил 3,96 г углекислого газа. Какая масса осадка образовалась при этом? Сa(OH) 2 + CO 2 = СaCO 3 + H 2 O (1)

1. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ При решении задач такого типа особо отметим: 1. Большинство реакций в предлагаемой цепочке превращений окислительно-восстановительные реакции. Поэтому

Химия. 9 класс. Вариант ХИ90103 Ответы к заданиям задания Ответ 16 23 17 24 18 112 19 214 Химия. 9 класс. Вариант ХИ90104 Ответы к заданиям задания Ответ 16 25 17 15 18 341 19 323 Химия. 9 класс. Вариант

Химия 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 3 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ХИМИИ по темам «Строение веществ: строение атома, химическая связь, кристаллические

Проект Проект Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

Всероссийская олимпиада школьников по химии, 2013/14 год I этап 10 класс Задача 1. Восстановите левую или правую часть уравнений следующих химических реакций 1) MnBr 2 + Br 2 + 2H 2 O 2) 2CaCO 3 + 2H 2

Тренировочная работа по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ 13 марта 2015 года 9 класс Вариант ХИ90403 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Медь и ее тайна (исследование взаимодействия серной кислоты с медью)

Краткая информация о проведении проверочной работы по химии 9-го класса Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит

Задания Олимпиады по химии с решениями Задача 1 Потенциал ионизации (U) атома или иона определяется как работа, которая требуется для отрыва электрона от атома или иона и удаления его на бесконечно большое

Задания 9 класса 1. Положительную степень окисления азот проявляет в соединении: 1. NO 3. Na 3 N 2. NH 3 4. N 2 H 4 2. Металлический натрий не реагирует с: 1. HCl 2. O 2 3. К основным оксидам относится:

Вариант 2 1. Ион ХО 4 содержит 50 электронов. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с холодным раствором гидроксида натрия. (6 баллов) Решение. Неизвестный

Класс

Задача 8 – 1 (7 баллов). Всмеси находятся строительный песок, сахарный песок, парафин, железные опилки. Как разделить эту смесь веществ?

Задача 8 – 1 (7 баллов) . Решение. 1. С помощью магнита выделим из смеси железо (1 балл) . 2. Приливаем к смеси воду (1 балл) . 3. Парафин нерастворим в воде. Его можно аккуратно собрать с ее поверхности (2 балла) . 4. Сахар растворился в воде. Отделяем водный раствор сахара от песка при помощи фильтрования (2 балла) . 5. Выпаривая воду, получаем сахар(1 балл.) .

Задача 8 – 2 (4 балла) . Какие химические элементы названы в честь России, Франции, Польши? Какой элемент впервые открыт на Солнце?

Задача 8 – 2 (4 балла) . Решение. 1. Элемент рутений (Ru) назван в честь России (1 балл). 2.Элемент полоний (Ро) назван в честь Польши (1 бал). 3.Элемент франций (Fr) назван в честь Франции (1 балл) . 4. Элемент гелий (Не) впервые открыт на Солнце (1 балл) .

Задача 8 – 3 (6 баллов) . Ранним весенним утром, когда температура окружающего воздуха была еще 0°С, а давление 760 мм. рт. ст., три товарища, прогуливая своих собак, увидели бутылку на газоне. «Она пуста», сказал один из них. «Нет, она полна до краев, и я знаю формулу вещества, которым она заполнена», сказал другой. «Оба вы неправы», сказал третий и для убедительности провел расчет количества вещества и числа частиц, содержащихся в бутылке. Объем бутылки 0,7 л. Повторите доводы и вычисления третьего из товарищей.

Задача 8 – 3 (6 баллов) . Решение. 1. В бутылке находится воздух. Поэтому ее нельзя считать пустой (1 балл) . 2. Поскольку воздух – это смесь веществ, то нельзя говорить об одном веществе, из которого состоит воздух(1 балл) . 3. Температура воздуха 0°С, и давление 760 мм. рт. ст., соответствуют нормальным условиям. При этих условиях в соответствии с законом Авогадро объем 0,7 л может занимать газ количеством вещества, равным n = = 0,03125 моль (2 балла). 4. В этом количестве вещества (воздуха) содержится число частиц (различных молекул – в основном кислорода, азота и аргона), равное

N = n (N A) = 0,03125 (6,02 10 23) = 0,188 10 23 частиц (2 балла).

Задача 8 – 4 (2 балла) . В 1820 году в Лондоне разразился скандал. На одном из аристократических приемов известный ювелир сказал графине, хозяйке дома: «У вас, миледи, в перстне не алмаз, а подделка!» Как ювелир смог тут же доказать графине свою правоту?

Задача 8 – 4 (2 балла) . Решение. По внешнему виду страз отличить от алмаза трудно, но его происхождение выдает недостаточная твердость: он не царапает стекло.

Задача 8 – 5 (6 баллов). Используя только 11 букв, которые входят в название элемента номер 91 в периодической системе Д.И.Менделеева, составьте как можно больше названий других химических элементов. Предложив 6 названий, вы получите максимальный балл.


Задача 8 – 5 (6 баллов).Решение. Актиний, №89. Титан, №22. Иттрий, №39. Торий, №90. Натрий, №11. Криптон, №36.

Задача 8 – 6 (4 балла). Рассчитайте, во сколько раз масса атома кислорода больше массы атома гелия.

Задача 8 – 6 (4 балла). Дано: элементы О (кислород) и Не (гелий). Определить (m – масса атома элемента).

Решение. 1. Ar (O) = и = (2балла)

2. Используя полученные формулы получаем = = = 4 (2 балла).

Задача 8 – 7 (2 балла). Магний с серой соединяется в массовом отношении 3:4. Определите массу магния, который прореагирует с 20 г серы.

Задача 8 – 7 (2 балла). Решение. m (Mg) = ; m(Mg) = = 15 г.

Задача 8 – 8 (6 баллов). Чему равна масса смеси, состоящей из 10 моль газообразного водорода и 5 моль кислорода?

Задача 8 – 8 Решение. 1. Определяем массу кислорода, входящего в состав смеси: m(О 2) = n(О 2) ∙ М(О 2); m(О 2) = 5 моль∙32г/моль = 160 г (2 балла). 2. Рассчитываем массу водорода, входящего в состав смеси: m(Н 2) = n(Н 2) ∙ М(Н 2); m(Н 2) = 10 моль∙2г/моль = 20 г (2 балла). 3. Вычисляем массу смеси кислорода и водорода: m(смеси) = m(Н 2) + m(О 2); m(смеси) = 20г + 160 г = 180 г (2 балла).

Задача 8 – 9 (6 баллов). Определите общее количества вещества (в молях), которое содержится в 800 г 15%-ного по массе водного раствора нитрата кальция.

Задача 8 – 9 (6 баллов).Решение. 1. В задании требуется определить число молей двух веществ: нитрата калия и воды, из которых состоит раствор (2 балла) . 2.Условию задания соответствует выражение для доли (в. мас. %) растворенного вещества 15 = , откуда =120г. М (КNO 3) = 101г/моль. Массе соли m (KNO 3) = 120 г соответствует ее количество, равное n(КNO 3) = = = 1,19 моль (2 балла).

Масса воды в растворе массой 800 г. равна m (H 2 O) ==800 – m (KNO 3) = 800 – 120 = 680 г. Этой массе воды соответствует ее количество, равное n(H 2 O) = = =37,8 моль (2 балла) .

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии

Класс

Задача 9 - 1 (5 баллов) . Две пробиркинаполнены на одну треть каждая прозрачными растворами гидроксида натрия и хлорида алюминия. Количества растворенных веществ в растворах эквивалентны друг другу, т.е. реактивы после смешивания полностью прореагируют между собой без остатка с образованием максимального количества осадка. Имея только эти две пробирки с растворами и ничего более, распознайте пробирку с раствором щелочи и пробирку с раствором соли. Ответ мотивируйте.

Задача 9 - 1 (6 баллов) . Решение. 1. Все зависит от порядка сливания (что к чему приливать (2 балла) . 2. Если к раствору хлорида алюминия приливать по каплям раствор гидроксида натрия, то осадок будет образовываться сразу же после первых капель добавленного раствора щелочи: AlCl 3 + 3NaOH =Al(OH) 3 ↓ + 3NaCl (2балла) . Если же к раствору гидроксида натрия приливать по каплям раствор хлорида алюминия, то избыток щелочи на начальном этапе будет препятствовать образованию осадка; осадок будет образовываться только с добавлением последних порций раствора соли (2 балла).

Задача 9 – 2 (6 баллов). Твердое, белое, дымящееся на воздухе вещество, принесли из цеха, где делают мороженое, поместили в стакан с дистиллированной водой. Кусок «исчез». В получившемся растворе лакмус изменяет окраску на красную. Известно, что относительная плотность этого вещества по воздуху в газообразном состоянии 1,5. Назовите вещество.

Задача 9 – 2 (6 баллов). Решение. Речь идет о твердом оксиде углерода (IV) – «сухом льде». Применяют его для охлаждения, например, мороженого, металла (2балла).

Возможные уравнения реакций: СО 2 + Н 2 О ⇄Н 2 СО 3 (1 балл); СО 2 + Са(ОН) 2 = СаСО 3 ↓ + Н 2 О (1 балл); СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О = Са(НСО 3) 2 (1 балл); СО 2 + СаО = СаСО 3 (1 балл) .

Задача 9 – 3 (9 баллов). Определите массовые доли (в %) сульфата железа (II) и сульфида алюминия в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.

Задача 9 – 3 (9 баллов). Решение. 1) Составлены уравнения реакций: Al 2 S 3 + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2 S; CuSO 4 + H 2 S = CuS +H 2 SO 4 (2 балла). 2) Рассчитано количество вещества сероводорода: n (CuSO4) = 960 ∙ 0,05 / 160 = 0,3 моль; n(H 2 S) = n(CuSO4) = 0,3 моль (2 балла). 3) Рассчитаны количество вещества и массы сульфида алюминия и сульфата железа(II): n (Al 2 S 3) = n (H 2 S) = 0,1моль; m(Al 2 S 3) = 0,1∙150 =15 г; m(FeSO 4) = 25 -15 = 10 г (3 балла). 4) Определены массовые доли сульфата железа(II) и сульфида

алюминия в исходной смеси: ω(FeSO4) = 10 / 25 = 0,4, или 40%; ω (Al 2 S 3) =15 / 25 = 0,6, или 60% (2 балла).

Задача 9-4. «Когда в густой крепкой купоросной водке, с которой четыре доли воды смешано, влитую в узкогорлую стклянку, положены будут железные опилки, тогда выходящий пар от свечного пламени загорается… Иногда случается, что загоревшийся пар стклянку с великим треском разрывает» (М. В. Ломоносов, Полное собрание сочинений, – М.: 1953, т. 1, стр. 474).

1. Определите массовую долю (%) растворённого вещества в разбавленной «купоросной водке», если исходная массовая доля в «крепкой купоросной водке» составляла 98 %, а доли воды при разбавлении были взяты по массе.

2. Напишите уравнения реакций железа с раствором «купоросной водки» и горения «выходящего пара».

3. Напишите 3 уравнения реакций, которые могут протекать при взаимодействии железных опилок с раствором «купоросной водки» в зависимости от ее концентрации.

4. Определите соотношение объёмов разбавленного раствора «купоросной водки» (плотность 1,2 г/см 3) и «выходящего пара» при нормальных условиях, если принять протекание химических процессов количественными.

Задача 9- 4 (автор – Жиров А. И.). Решение. Пусть было 100 г концентрированного раствора. (Содержание «купоросной водки» – серной кислоты – 98 г) Тогда масса добавленной воды составит 400 г. Общая масса раствора – 500 г. Массовая доля серной кислоты составит 98: 5 = 19,6 (%).

1. При взаимодействии железа с разбавленной серной кислотой образуется сульфат железа (II) и водород:

Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2

2H 2 + O 2 = 2H 2 O

2. При более высокой концентрации кислоты наряду с водородом могут выделяться сероводород и сера:

4Fe + 5H 2 SO 4 = 4FeSO 4 + H 2 S + 4H 2 O

3Fe + 4H 2 SO 4 = 3FeSO 4 + S + 4H 2 O

Концентрированная серная кислота образует оксид серы (IV) и cульфат железа (III):

2Fe + 6H 2 SO 4 Fe 2 (SO 4) 3 + 3SO 2 + 6H 2 O

4. Литр разбавленного раствора серной кислоты имеет массу 1200 г и содержит 0,196 ∙ 1200 = 235,2 г серной кислоты, что составляет 2,4 моль кислоты. Тогда при полном взаимодействии кислоты с железом выделяется 2,4 моль водорода или 2,4 · 22,4 = 53,76 (л). Объём выделяющегося водорода в 53,76 раз больше объёма разбавленной серной кислоты (или объём кислоты в 53,76 раз меньше объёма водорода).

Система оценивания

1. Расчёт концентрации – 5 баллов

2. Реакция с железом – 2 балла

3. Горение водорода – 1 балл

4. Три реакции по 2 балла – 6 баллов

5. Соотношение объёмов – 6 баллов

ИТОГО: 20 баллов

Задача 9-5. Ниже представлена таблица, описывающая взаимодействие растворов бинарных солей калия и элементов X 1 , X 2 , X 3 иX 4 , расположенных в одной группе периодической таблицы, с растворами нитратов серебра, свинца и ртути.

1. Определите соли элементов X 1 , X 2 , X 3 иX 4 .

2. Напишите уравнения взаимодействия бинарных солей элементов X 1 , X 2 , X 3 иX 4 с нитратами серебра, свинца и ртути. В уравнениях обязательно укажите вещество, выпадающее в осадок.

3. Напишите уравнения взаимодействия твёрдых бинарных солей калия элементов X 1 , X 2 , X 3 иX 4 с концентрированной серной кислотой.

4. При взаимодействии смеси сухих солей LiX 2 , NaX 2 и KX 2 массой 5,85 г с концентрированной серной кислотой образовалось 12,0 г гидросульфатов. Определите объём (при 30 °С и 130 кПа) газа, который может выделится.

Задача 9-5 (автор – Антонов А. А.). Решение. 1. Нитрат свинца и нитрат серебра являются качественными реагентами на галогены. При этом фторид серебра является растворимым. Значит, зашифрованные элементы являются галогенами. Фторид серебра, как указано выше, является растворимым, значит KX 3 – KF. Белый осадок при взаимодействии с нитратом серебра образуют хлориды, значит KX 2 – KCl. Самыми интенсивно окрашенными являются йодиды серебра и свинца, тогда KX 1 – KI, а KX 4 – KBr.

KX 1 – KI, KX 2 – KCl, KX 3 – KF, KX 4 – KBr.

AgNO 3 Pb(NO 3) 2 Hg(NO 3) 2
KI AgNO 3 + KI → → AgI↓ + KNO 3 Pb(NO 3) 2 + 2KI → → PbI 2 ↓ + 2KNO 3 Hg(NO 3) 2 + 2KI → → HgI 2 ↓ + 2KNO 3
KCl AgNO 3 + KCl → →AgCl↓ + KNO 3 Pb(NO 3) 2 + 2KCl → → PbCl 2 ↓ + 2KNO 3
KF Pb(NO 3) 2 + 2KF → → PbF 2 ↓ + 2KNO 3
KBr AgNO 3 + KBr → →AgBr↓ + KNO 3 Pb(NO 3) 2 + 2KBr → → PbBr 2 ↓ + 2KNO 3 Hg(NO 3) 2 + 2KBr → →HgBr 2 ↓ + 2KNO 3

3. KX 1: 2KI + 3H 2 SO 4 → 2KHSO 4 + I 2 + SO 2 + 2H 2 O или

6KI + 7H 2 SO 4 → 6KHSO 4 + 3I 2 + S + 4H 2 O или

8KI + 9H 2 SO 4 → 8KHSO 4 + 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O

KX 2: KCl + H 2 SO 4 → KHSO 4 + HCl

KX 3: KF + H 2 SO 4 → KHSO 4 + HF

KX 4: KBr + H 2 SO 4 → KHSO 4 + HBr или

2KBr + 3H 2 SO 4 → 2KHSO 4 + Br 2 + SO 2 + 2H 2 O

Во всех случаях будет образовываться кислая соль, так как используется концентрированная серная кислота, т. е. имеется значительный избыток кислоты.

4. Запишем уравнения всех реакций:

LiCl + H 2 SO 4 → LiHSO 4 + HCl

NaCl + H 2 SO 4 → NaHSO 4 + HCl

KCl + H 2 SO 4 → KHSO 4 + HCl

Пусть во взаимодействия вступило x моль серной кислоты, тогда в результате выделилось x моль хлороводорода. Масса реакционной смеси до взаимодействия 5,85 + 98x , а после взаимодействия 12 + 36,5x . По закону сохранения массы

5,85 + 98x = 12 + 36,5x ,

откуда x = 0,1 моль. Значит V = νRT /p = 0,1∙8,31∙303:130 = 1,94 л

Система оценивания:

1. По 1 баллу за верное определение каждого вещества (элемента) 4 балла. Примечание для проверяющих: если угадана группа (т. е. что зашифрованы галогены), но в неправильном порядке, то не более 1 балла за данный пункт.

2. 9 уравнений по 1 баллу. 9 баллов.

3. 4 уравнения по 1 баллу. 4 балла

Примечание для проверяющих: в реакции с бромом и йодом засчитывать любую одну реакцию. Если вместо гидросульфатов указаны сульфаты, то 0,5 балла за реакцию.

4. По 0,5 балла за уравнения с хлоридами лития и натрия. За расчёт числа молей 1,5 балла.
За расчёт объёма 0,5 баллов. всего 3 балла.