«Коршун», анализ стихотворения Блока - Сочинение любую на тему. Стихотворение "коршун" блок александр александрович

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.



В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.

Поэма «Двенадцать» (1918)

Вопросы к анализу поэмы:

1. Какие две тенденции просматриваются в действиях революционного патруля?



2. Устраивает ли Блока мир буржуазии и мещанства? Как это показано?

3. Почему «пёс безродный» так и не отстаёт до самого конца? С ним ли борются красноармейцы? С кем?

4. Действительно ли «святая» их «чёрная злоба»?

5. За что бойцы ненавидят Ваньку с Катькой?

6. Как они воспринимают личную драму Петрухи?

7. Почему после картины безудержного кутежа в 8 главе звучит интонация народного плача?

8. Почему в поэме Блока убивают именно женщину? Какая она?

9. Какую роль в поэме играет образ Иисуса Христа?

Краткий анализ .

Это первая поэма о революции. Блок записал в дневнике: «Сегодня я – гений». Друзья не поняли поэму и отвернулись от Блока.

Тем не менее поэма очень блоковская, продолжает тему России. Здесь, теперь уже в представителях нового мира, творящих всемирный катаклизм на улицах революционного города, борются два начала: анархически-разбойное («запирайте етажи, нынче будут грабежи», «на спину б надо бубновый туз») и уверенно-победительное, организующее («революционный держите шаг…»).

Старый мир буржуазии и мещанства, мир «сытых» не устраивает автора: в 1 главе конкретные представители этого мира нарисованы сатирически. Этот мир ассоциируется с «псом безродным, паршивым». Но пёс не отстаёт от двенадцати, а тащится за ними до самого конца. Значит, их усилия бесплодны и направлены совсем на другое. На что же направлена их «чёрная злоба», которая им кажется «святой»?

Очевидно, они прежде всего против лихача, Ваньки и Катьки, изменивших их идеалам и нашедших свою нишу в хаосе революции. В погоне за разбогатевшим и потому теперь ненавистным Ванькой один из двенадцати Петруха по ошибке убивает Катьку, которую сам любил. Но частная трагедия Катьки и Петрухи никого не интересует: «Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» - говорят страдающему убийце товарищи. И он в ответ срывает своё горе в злобном и безудержном кутеже. Но следующая, 8 глава, написана в форме народного плача. Горе остаётся даже после кутежа, но революции до этого дела нет.

Всё высокое, красивое огрубляется и принижается. Поэтому после строк романса Ф.Глинки в начале 9 главы – вновь сцена разгула: «Гуляй, ребята, без вина!»

Революцию Блок изображает как стихию, сметающую всё. Она массова и не признаёт ничего частного. Она безнравственна: революционные товарищи в 10 главе называют Петруху «бессознательным» и шантажируют его: «Али руки не в крови из-за Катькиной любви?» (мол, сам убил, теперь уж иди до конца…).

Убивают в поэме именно женщину, а ведь идеал Блока всегда воплощался в женском начале. И Россия у Блока – женщина, и образ Иисуса Христа в поэме отличается чистотой и женственностью. Интересно, что, кроме характерных для поэмы чёрного, белого и красного цветов, всего два раза появляется ещё один почти цветовой эпитет – «жемчужный»: по отношению к Катькиным зубам и к Иисусу.

Двенадцать палят из винтовок в «незримого врага». В 12-й главе стреляют вперёд, без разбора, туда, где им мерещится враг. А впереди-то оказывается не враг, а Иисус Христос. Хорошо, что он недоступен: «от пули невредим». Выходит, что совпадение числа патрулей с числом апостолов Христа случайно. Либо это не апостолы, либо они его окончательно предали.

Блок принял право угнетённых на возмездие. Но само возмездие показал бессмысленным, бесполезным, лишённым святости («и идут без имени святого / Все двенадцать - вдаль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль…»).

«Двенадцать» - это и революционная, и антиреволюционная поэма. Революция как очищение необходима, но она убивает личность, уничтожает женское начало, расправляется со святынями, не несёт очистительного света, на который рассчитывал Блок, когда писал в статье «Интеллигенция и революция» «всем сердцем слушайте революцию».

А гением Блок назвал себя, наверное, потому, что впервые создал истинно народное произведение, в котором сказались не только внешние признаки народности (просторечия, уличные диалоги, интонации народных и блатных песен, частушек, плачей), но и сам народный дух, постичь который он так хотел всю жизнь.

Интересно, что при новаторстве, демократизме поэмы в ней всё же остались черты символизма, верность Блока ранним идеалам. Космичность земных стихий, недостижимо высоко и далеко парящий Христос, как и прежде, оказываются для Блока идеальными, свободными от земных страстей, таящими в себе высший смысл бытия, недостижимыми для земных людей.

С.А.Есенин. Лирика

Стихотворение Александра Блока «Коршун» одно из самых известных, и при этом оно, кажется, наименее притягательным. Возможно это потому, что с давних времен было включено в школьную программу, читалось и трактовалось однозначно, и, главное, его крепко привязали к теме «родины» в советско-патриотическом понимании.
«Коршун» считают последним стихотворением А. Блока, хотя после «Коршуна» (1916) еще будут созданы «Двенадцать» и «Скифы». И все же «Коршун» - последнее, последнее, завершающее тот поэтический текст, который Блок назвал своей «трилогией». «Двенадцать» и «Скифы» - это уже другие стихи, иной текст, иная стихия.
Из всех произведений, которые Алекасандр Блок написал до «Двенадцати» и «Скифов», поэт отобрал почти три десятка стихотворений, из которых был составлен цикл «Родина». Почти все свои предыдущие циклы Блок создавал в течение одного временного периода и тема каждого цикла была единой. И только с циклом «Родина» это было не так. Здесь речь идет даже не о времени, когда создавались все эти стихи цикла, хотя это большой период, половина творческой жизни поэта - с 1907 по 1916 - девять лет, речь идет о том, что в цикле «Родина» собраны стихи на разные темы, это отклики на различные события, но каждое из них является важнейшим событием жизни души поэта. Иначе говоря, цикл «Родина» - это своеобразная система знаков, формула, все составляющие которой - стихотворения-величины. В этом цикле-формуле все значимо, все связано с целым: место каждого стихотворения в цикле, соотношения и соположение величин на разных уровнях восприятия, степень самостоятельности каждого стихотворения и связанности его со всем текстом. В таком цикле текст одного стихотворения расширяется главным образом за счет его расположения в цикле, за счет семантики места. «Коршун», которому Блок, как бы подтверждая его финальную суть, отвел место в конце цикла «Родина» - стихотворение, конечно, особо значимое. При этом - стройность композиции и малость формы, лаконизм, как сказала бы Ахматова, - «головокружительный».
По общему мнению, «Коршун» принадлежит к числу довольно ясных стихотворений Блока.
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать над сыном тужит:
«На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма. В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает. В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.

Александр Блок

КОРШУН

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

«Коршун», анализ стихотворения Блока

Александр Блок написал свое стихотворение «Коршун» 22 марта 1916 года (это был третий год первой мировой войны); оно входит в цикл стихов «Родина». Идеи, высказанные в стихотворении, были плодом впечатлений и переживаний автора от созерцания ужасов войны, которая истязала население России в городах и деревнях.
Блок в течение продолжительного времени позиционировался как революционный поэт, в его юношеских стихотворениях без особых усилий можно увидеть желание перемен и нежелание жить в несовершенном обществе. Но, поддерживая свержение самодержавия и разделяя революционные взгляды, Блок, в силу своей юности, не осознавал весь масштаб трагедии народа после свержения царя.

Соседние страны на протяжении всей истории пытались завоевать Россию, ослабить и разрушить ее войнами. Так или иначе, она оказывалась, втянута в различные войны. Ввиду этого неудивительно, что в 1914 году Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, жесточайшую, всеразрушающую и в тоже время лишенную смысла.
Именно войне посвящено стихотворение «Коршун». Поэт высказывал недоумение, относительно того, почему такая сильная и крупная держава как Россия должна из года в год, из поколения в поколение вовлекается в различные войны и распри, губя тысячи неповинных жизней своих граждан.

Читая первые строки стихотворения можно заметить, что автор проводит параллель между полетом коршуна, развернувшейся войной, и горем матери. С описания полета этой гордой сильной птицы начинается стихотворение.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:

Образ кружащего над пустынными полями коршуна выступает как символ запустения и горя. Можно представить себе удручающую пустоту незасеянных, выжженных полей. Война, как коршун, она выследила и забрала своих жертв – все работоспособное мужское население.

Образ матери, которая тужит над своим сыном, также является намеком на огромные потери среди населения. Мать осознает, что жизнь сына ему не принадлежит, она будет отдана Родине, которая в свою очередь истратит ее в очередной бойне. Он вырастет и станет на замену отцам и братьям, погибшим в войне. Не будет у ее сына счастливого будущего. Это поэт закрепляет строкой «расти, покорствуй, крест неси». В случае если судьба будет благосклонна к нему, и он не погибнет на войне, его жизнь будет не слишком красочной. Он будет покорно работать в поле, тяжелейшим трудом зарабатывая на жизнь себе и своей семье, не смея перечить властвующим слоям.

«Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни» - вот какой видит Блок Россию, которая из века в век вынуждена защищаться от своих врагов. Как внешних, так и внутренних. В век технического прогресса Россия все еще не успевает за более развитыми соседними странами. И это губительно сказывается на государстве в целом. Поэт переживает за Родину, за простой народ, который столько страдает на протяжении всей истории развития страны.

Блок задает волнующий его вопрос - «Доколе коршуну кружить?». Намекая тем самым, что Россия устала от бесконечных войн и кровопролитий, что уже достаточно смертей. Что пора направить силы на развитие страны, на улучшение жизни простого народа. Революция - вот решение проблемы считает автор, однако он и представить тогда не мог, что коммунистическая идея принесет не меньше жертв стране, и спровоцирует не менее страшную гражданскую войну.

Описав столь кратко и емко в своем произведении Российскую империю во время войны, автор однако так и не находит ответ на главный вопрос произведения. Когда кончатся бедствия его любимой Родины? Чтоб Россия могла вдохнуть полной грудью, встать с колен и прервать замкнутый круг. Оборвать страшный цикл войн и разрушений, в котором предрешены судьбы целых поколений.

Сейчас в наше время неоднозначно оценивается как и сама революция 1917 г.. так и ее итоги. Старшее поколение считает положительными ее заслуги. Люди среднего возраста относятся к этому событию по-разному. А мы, молодые, порой не знаем чему верить, а чему нет. Как же писатель более близкий тому времени оценивал эти события? Борис Пастернак отчасти отразил свой взгляд на революцию в романе «Доктор Живаго». Глазами главного героя нам показано восприятие писателем революции. Еще до начала всех событий Юрий Живаго предчувствует будущие кардинальные изменения. Но не все в его окружении с этим соглас

"Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою". Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа "Судьба человека". Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая "Судьбу человека", понимаешь, что рассказ написан в "полемике" с писателями "потерянного поколения", которые считали, что человек не может на войне сохранить "душу

М.Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста». В них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая сказки Салтыкова-Щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. Но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь

Написал свое стихотворение «Коршун» 22 марта 1916 года (это был третий год первой мировой войны); оно входит в цикл стихов «Родина». Идеи, высказанные в стихотворении, были плодом впечатлений и переживаний автора от созерцания ужасов войны, которая истязала население России в городах и деревнях.

Блок в течение продолжительного времени позиционировался как революционный поэт, в его юношеских стихотворениях без особых усилий можно увидеть желание перемен и нежелание жить в несовершенном обществе. Но, поддерживая свержение самодержавия и разделяя революционные взгляды, Блок, в силу своей юности, не осознавал весь масштаб трагедии народа после свержения царя.

Соседние страны на протяжении всей истории пытались завоевать Россию, ослабить и разрушить ее войнами. Так или иначе, она оказывалась, втянута в различные войны. Ввиду этого неудивительно, что в 1914 году Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, жесточайшую, всеразрушающую и в тоже время лишенную смысла.
Именно войне посвящено стихотворение «Коршун». Поэт высказывал недоумение, относительно того, почему такая сильная и крупная держава как Россия должна из года в год, из поколения в поколение вовлекается в различные войны и распри, губя тысячи неповинных жизней своих граждан.

Читая первые строки стихотворения можно заметить, что автор проводит параллель между полетом коршуна, развернувшейся войной, и горем матери. С описания полета этой гордой сильной птицы начинается стихотворение.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:

Образ кружащего над пустынными полями коршуна выступает как символ запустения и горя. Можно представить себе удручающую пустоту незасеянных, выжженных полей. Война, как коршун, она выследила и забрала своих жертв – все работоспособное мужское население.

Образ матери, которая тужит над своим сыном, также является намеком на огромные потери среди населения. Мать осознает, что жизнь сына ему не принадлежит, она будет отдана Родине, которая в свою очередь истратит ее в очередной бойне. Он вырастет и станет на замену отцам и братьям, погибшим в войне. Не будет у ее сына счастливого будущего. Это поэт закрепляет строкой «расти, покорствуй, крест неси» . В случае если судьба будет благосклонна к нему, и он не погибнет на войне, его жизнь будет не слишком красочной. Он будет покорно работать в поле, тяжелейшим трудом зарабатывая на жизнь себе и своей семье, не смея перечить властвующим слоям.

«Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни» - вот какой видит Блок Россию, которая из века в век вынуждена защищаться от своих врагов. Как внешних, так и внутренних. В век технического прогресса Россия все еще не успевает за более развитыми соседними странами. И это губительно сказывается на государстве в целом. Поэт переживает за Родину, за простой народ, который столько страдает на протяжении всей истории развития страны.

Блок задает волнующий его вопрос - «Доколе коршуну кружить?» . Намекая тем самым, что Россия устала от бесконечных войн и кровопролитий, что уже достаточно смертей. Что пора направить силы на развитие страны, на улучшение жизни простого народа. Революция - вот решение проблемы считает автор, однако он и представить тогда не мог, что коммунистическая идея принесет не меньше жертв стране, и спровоцирует не менее страшную гражданскую войну.

Описав столь кратко и емко в своем произведении Российскую империю во время войны, автор однако так и не находит ответ на главный вопрос произведения. Когда кончатся бедствия его любимой Родины? Чтоб Россия могла вдохнуть полной грудью, встать с колен и прервать замкнутый круг. Оборвать страшный цикл войн и разрушений, в котором предрешены судьбы целых поколений.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.

В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.