Справочный материал гиа. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Различные чувства говорящего в связи с сообщением

Обязательный государственный экзамен вовсе не так страшен, как его малюют. На большинстве предметов можно свободно пользоваться разрешенными справочными материалами. Такие «шпаргалки» помогают быстро освежить память и правильно выполнить задания, избавляют от необходимости держать в голове кучу формул и других необходимых сведений. К тому же, с ними как-то спокойнее, правда?

Ни в коем случае не пренебрегайте этим правом. Обидно потерять несколько решающих баллов из-за того, что переволновались и неверно написали формулу или простое слово.

Что разрешено на ОГЭ/ГИА?

Список справочных материалов для каждой дисциплины свой. Он утверждается приказом Министерства образования ежегодно. Они входят в КИМы и выдаются каждому испытуемому перед началом испытания.

Русский язык

Из дополнительных материалов вам предоставят только орфографический словарь.

Биология

Карандаш, линейка, калькулятор.

Математика

Линейка, формулы вычисления корней квадратного уравнения, n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, таблица квадратов двузначных чисел, а также некоторые геометрические формулы.

Химия

Калькулятор, таблица Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований, ряд активности металлов.

География

Комплект географических атласов за 7-9 классы, линейка, калькулятор.

Физика

Калькулятор, оборудование для проведения лабораторной работы.

Литература

Вы можете воспользоваться полными версиями художественных произведений и лирики для анализа. Предоставляются только школьные издания, то есть без предисловий и комментариев.

Важные нюансы, о которых должен знать каждый

На экзамене нельзя пользоваться калькулятором, который позволяет сохранить экзаменационные задания в его памяти или получить какую-либо информацию по беспроводной связи. Допускается использование только тех моделей, которые обладают только следующими функциями:

  • четыре основных арифметических действия;
  • извлечение квадратного корня;
  • тригонометрические функции.

Если правилами не оговорено использование карандаша на данном предмете, то брать его с собой нельзя. Чертежи выполняются черной гелиевой ручкой. Наличие посторонних надписей на линейке не допускается.

Из еды с собой можно взять только шоколадку в фабричной упаковке без следов вскрытия и бутылку простой воды без этикетки. В отдельных случаях разрешается взять с собой лекарство, если его необходимость подтверждена врачом.

За что вас могут удалить с экзамена?

Все предметы, которые не предусмотрены КИМами, запрещены к использованию во время экзамена. К ним относятся:

  • мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, коммуникаторы;
  • «умные часы»;
  • любые программируемые вычислительные девайсы;
  • фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, микронаушники;
  • справочные материалы вне списка, заметки, записки и т. п.;
  • листы бумаги;
  • любые носители информации.

Паспорт должен быть без обложки. Если в аудитории тепло, то одежда с длинным рукавом сдается в гардероб. Все личные вещи оставляются в специальной аудитории и запираются на ключ.

Во время экзамена нельзя покидать место и нарушать установленный рабочий порядок на столе без разрешения наблюдателя, переговариваться, обмениваться записками и заданиями.

Если вы нарушили правила, то наблюдатели вправе удалить вас из аудитории. Результаты экзамена аннулируются, в протокол вносится соответствующая запись. Возможность заново пройти государственную итоговую аттестацию у вас появится в августе текущего года. Помните, что наблюдатели несут материальную ответственность за правильное проведение экзамена, поэтому покрывать нарушения и идти навстречу вам никто не будет.

Задание №3.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ

Термин

Определение

Примеры

Аллегория

(иносказание )

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Антитеза

(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов.

Стихи и проза , лёд и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин).

«Война и мир » (Л. Толстой), «Преступление и наказание » (Ф. Достоевский).

Гипербола (преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явление, действия.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето. (В. Маяковский).

Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари (С. Есенин).

Он из Германии туманной привёз учёности плоды. (А. Пушкин.)

Ирония

(скрытая

насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Пример иронического произведения - стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма - высшей степени проявления иронии).

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола).

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.

В саду горит костёр рябины. (С. Есенин).

На болотах клюквы россыпи

Догорают в пепле инея (Н. Колычев).

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов).

«Живые мощи» (И. Тургенев), «Живой труп» (Л. Толстой).

Олицетворение

Перенесение свойства человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.

Луна хохотала, как клоун (С. Есенин).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами (А. Твардовский).

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

Капли росы – белые, как молоко , но просвеченные огненной искрой. (В. Солоухин).

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг. (В. Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.

Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например: алый – красный

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. В предложении являются одним членом. Например: попасть впросак, кровь с молоком, душа в душу, ободрать как липку , ни свет ни заря; всё течёт, всё изменяется .

Правописание приставок.

Задание № 4

Неизменяемые

приставки

(всегда пишутся одинаково, независимо от произношения)

Приставки на з- , с-

(Правописание зависит от звонкости-глухости зависит от

пре - при

Правописание не зависит от ударения

- на

На писать

Правописание не зависит от звонкости-глухости последующего согласного звука //

не зависит от последующего согласного звука )

пред-

с-

с лить, с дать, с шить

перед гласными и звонкими согласными корня

пишется на конце приставки

перед глухими согласными корня пишется на конце приставки

воз- (вз-)

обез-

раз- (роз-)

через- (чрез)

(из р езать)

вос- (вс-)

обес-

рас- (рос-)

черес- (чрес-)

(ис п ортить)

    пре = пере

пре рвать-пере рвать

    пре = очень

пре злой – очень злой

    присоединение :

при клеить

    приближение :

при бежать

    ●“чуть-чуть”, немного, неполнота действия :

при горел

    рядом с чем-то, около, вблизи :

при школьный

при морский

Запомнить !

Неясное значение!

преследовать

препятствие

преткновение

превратный

(изменчивый, неверный)

прельстить

пренебрежение

приключение

притязание

присяга

причудливый

приверженец

присутствие

приготовить

Различаются по значению слова

пре дать(выдать кого-либо)

пре творить(осуществить)

пре клоняться(уважать)

пре ступить(нарушить)

пре бывать (находиться где-то)

пре емник (продолжатель)

пре ходящий(временный)

при дать (добавить)

при творить (закрыть)

при клоняться (нагибаться)

при ступить (начать)

при бывать (приезжать)

при ёмник (устройство, аппарат)

при ходящий (кто приходит)

В неопределенных и отрицательных местоимениях , а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ -, без ударения НИ : не" чего сказать - ни чего" не делал, не" у кого спросить - ни у кого" не спрашивал.

Задание 5. Правописание суффиксов.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (какой?)

1.Если прилаг. образованы с помощью суффиксов - ЕНН -, -ОНН -

(станционн ый, клюквенн ый)

Искл .: ветрен ый (но: без ветренн ый)

1.Если прилаг. образованы при помощи суффиксов - АН -, - ЯН -, - ИН -

(песчан ый, серебрян ый)

Искл .: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый

2.Если прилаг. образованы от сущ. с основой на Н

(Стари н н ый - старина, карма н н ый - карман, овчи н н ый - овчина, были н н ый - былина, подлинн ый)

2.Если прилаг. образованы без суффиксов

(ю н ый, румя н ый, сви н ой, еди н ый, пря н ый, зелё н ый, си н ий, рья н ый, пья н ый, багря н ый)

Дорога длинн а и интересн а (в кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько в полном)

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прил. (какой? что сделанный?)

НН (полное причастие)

    Причастия имеют при себе приставк и (кроме приставки НЕ) : с ломанная ветвь.

Исключения : названый брат, посажёный отец, смышлёный, приданое, Прощёное воскресенье.

    В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида : решённая задача.

Исключение: раненый.

    Зависимые слова: вязанные девочками перчатки

    Наличие суффиксов ова - - - ева -: бал ова нн ый ребёнок.

Исключения: кованый, жёваный .

    Краткое причастие : работа не выполн ен а.

    Отглагольное прилагательное (нет приставки, нет зависимого слова, несовершенный вид):

вязаные перчатки, беше н ый волк, вяле н ая вобла, глаже н ые брюки, золочё н ые изделия, лома н ая линия, пута н ый ответ, рва н ая рана, сея н ые травы, стира н ое бельё .

В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба.

Исключения : свяще нн ый, жела нн ый, нечая нн ый, негада нн ый, невида нн ый, неслыха нн ый, медле нн ый, нежда нн ый, неожида нн ый, чита нн ый

Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е) (как?)

В наречиях на –о и –е пишется столько Н , сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.

Н - образовано от прилаг. с Н

НН – образовано от отглаг. прилаг. с НН

чудесн ый - чудесн о
беспечн ый - беспечн о

рассеянн ый - рассеянн о
испуганн ое - испуганн о

Н-, -НН- в существительных (кто? что?)

пишется –НН- и –Н-, как и в том прилагательном или причастии, от которого они образованы:

Задание 7. Словосочетание.

Способы подчинительной связи слов

согласование

управление

примыкание

Зависимое слово ставится в той же форме, что и главное слово.

Вопросы: какой? какая? какие? какое? чей? чья?

Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога

Вопросы косвенных падежей: кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

(о) ком? (о) чём?

Зависимое слово - неизменяемое слово (наречие, деепричастие и Н.Ф. глагола)

ПРИЛ. + СУЩ.

ГЛАГ. + СУЩ.

СУЩ. + СУЩ.

ПРИЛ. (ПРИЧ.) + СУЩ.

зависимое слово может быть выражено : именем прилагательным (трудная задача) – трудной задачи),

местоимением-прилагательным (наш друг – нашего друга),

причастием (набегающая волна – набегающей волной),

порядковым числительным (второй подъезд – второго подъезда)

Зависимое слово может быть выражено: существительным

(разбить вазу – разбил вазу,

удар в спину – ударом в спину,

×

багровый от стыда ),

местоимением -существительным

(сказать ему) , количественным числительным

(разделить на пять ),

зависимое слово может быть выражено:

наречием (громко плачет),

Н.Ф. глагола (готов помочь ), ×

деепричастием (работать не переставая ),

формой сравнительной степени прилагательного или наречия

(мальчик постарше , подойти ближе ),

неизменяемыми притяжательными местоимениями

(её подруга).

Задание 8. Грамматическая основа предложения.

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Подлежащее может быть выражено:

- сущ. в им. п. : Туман серебрится.

- мест. в им. п. : ВСЕ утомились .

- инфинит. (н.ф. гл.): Врага уничтожить - большая заслуга.

- цельным словосочетанием : Две капли брызнули в лицо. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём . Один из нас уже бывал в музее.

- прилаг. , прич. : Смелый к победе стремится . Будущее принадлежит людям честного труда.

- нареч . : Светлое завтра в наших руках, друзья!

- числит .: Пять - моя любимая цифра.

    3. СКАЗУЕМОЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Выражается одной глагольной формой:

Непосеянные зёрна не взойдут (изъяв. н.);

- Я волком бы выгрыз бюрократизм (условн. н.);

- Пусть светит солнце (повел. н.);

- Я буду петь (буд. сложн.);

- Он легко находил общий язык

(фразеолог., в которых есть спрягаемая глагольная форма).

(вспомогательный глагол или краткое прилагательноерад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив)

желал

хотел

начну + инфинитив

продолжу

закончу

должен Мартышка вздумала

трудиться .

Составное именное сказуемое

глагол-связка +

- быть, стать, делаться, являться, становиться,

Он является инженером .

- глаголы движения, состояния : Осень пришла дождливая.

именная часть (сущ., прил., числ., мест., кратк. прич., нареч.)

- Зелень это песня земли. Небо было в мелких облаках .

- Юность всегда самоотверженна . Правда светлее солнца.

Вся комната янтарным блеском озарена.

- Пять плюс пять будет десять .

- Да ты кто такой?

- Мне грустно.

Типы односоставных предложений

    Главный член - сказуемое

- Определенно-личное : сказуемое - глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа настоящего или будущего времени; в повел. накл..

Жду (ждём, ждёшь, ждёте, ждите) от тебя известий (я, мы, ты, вы).

- Неопределенно-личное: сказуемое - глагол в форме 3-го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. прош. вр.

Стучат (стучали) в дверь.

- Безличное: при сказуемом нет подлежащего.

Смеркается.

Двусоставные предложения

Безличные предложения

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Светает.

Безличным глаголом

(состояние природы)

Приятно пахнет черёмуха.

Приятно пахнет черёмухой.

(состояние среды)

Личным глаго­лом в безличном значении

Я не сплю

Мне не спится. (состояние человека)

Возвратным гла­голом в безличном значении

Будет гроза!

Быть грозе! (неизбежность)

Н. Ф. глагола

Есть зверь сильнее кош­ки.

Сильнее кошки зверя нет.

(отсутствие чего-либо)

Неизменяемой глагольной формой нет

В лесу всё тихо

В лесу тихо. (состояние природы)

Словом состояния

Я грустна

Мне грустно

Словом состояния

Нельзя курить!

Словом состояния (надо, можно, нельзя, нужно + Н.Ф. глагола)

Задание №9. Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление согласованных определений

Согласованные определения (зависимое слово согласуется с главным в р., ч., п. ): перед деревянным домиком, у моей сестры – согласование.

Обособленные согласованные определения выражаются :

1.Причастными оборотами или одиночными причастиями:

А) Туча, / облегавшая полнеба / , постепенно рассеялась.

Б) / Взволнованный / (одиночное), он говорил долго.

2) Распространёнными и одиночными прилагательными:

А) Небо, / полное грозою / (распространённое прилагательное), всё в зарницах трепетало.

Б) Эта мысль, / простая и ясная / (одиночное прилагательное), не давала покоя.

Обособление несогласованных определений

Несогласованные определения - сущ. в Р. п. с предлогом и без предлога и другие падежные формы с различными предлогами : ветви (какие?) берёзы ; лодка (какая?) с парусом ).

Обособление приложений

Приложение - определение, выраженное именем существительным , согласованным с определяемым словом в падеже . Приложение даёт другое название, характеризующее предмет.

Мороз -воевода дозором обходит владенья свои.

Он пришёл с сыном , / десятилетним мальчиком /, на выставку.

Пушкин , / великий русский поэт / , родился в Москве.

Обособление обстоятельств

Обстоятельства отвечают на следующие вопросы : где? когда? по какой причине? с какой целью? как? и т. д.

Обособленные обстоятельства выражаются:

1. Деепричастиями

Деепричастие - это

неизменяемая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав ? Сигнал деепричастия - это суффиксы -Я (А), -В, -вши (чита я , уход я , прочита в ).

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются почти всегда.

Костер давно догорел и , | распа вши сь на угли | , угасал .

2.Существительными с предлогами:

А) Существительные с предлогами НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА :

/Несмотря на надвигающуюся грозу / , она отправилась в горы.

Б) Обстоятельства причины с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу .

В) Уступительные обстоятельства с предлогом вопреки

Г) Обстоятельства условия с предлогами при наличии, при отсутствии.

3. Уточняющими членами (членами предложения, которые уточняют предшествующий член предложения и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию.

Уточняющие слова на письме выделяются запятыми .

Примеры :
В подвале (где?) , /под полками / (где именно?) , дед хранил свои инструменты.
О бособление дополнений

Дополнения с предлогами : кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая.

* Кроме школьников , в вечере участвовали родители.

10. Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

А) Труд этот, Ваня , был страшно громаден.

Б) Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

В) О небо , над нами синей! Так вот судьба твоих сынов , о Рим, о громкая держава.

Г) Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Вводные слова - это слова или сочетание слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, указывает на последовательность мыслей , указывает на источник сообщения.

Основные группы вводных слов

Вводные слова

Уверенность

конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, безусловно, без сомнения, действительно

Неуверенность

Кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, видимо, по-видимому, по всей вероятности, должно быть

Различные чувства говорящего в связи с сообщением

к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к огорчению

Источник сообщения

говорят, сообщают, по словам, по-моему, по мнению, по сведению, по утверждению

Порядок мыслей, последовательность изложения

итак, следовательно, во-первых, наконец, между прочим, значит, например, таким образом, напротив, наоборот

Способ оформления высказываемых мыслей

одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, лучше сказать

Призыв с целью привлечения внимания к сообщению

видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим

Запомнить:
Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.

Задания №12,14 Сложное предложение

Союзное

Средства связи: союзы, союзные слова, интонация

Бессоюзное

Средства связи: интонация

сложносочинённое

сложноподчинённое

Средства связи:

интонация, сочинительные союзы

союзы: и, или, а, но (сочинительные союзы также связывают однородные члены предложения)

Части предложения равноправны :

[Взошёл молодой месяц] , и

[всё кругом потонуло в фантастическом свете].

Средства связи:

интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)

союзы: что, чтобы, если, когда

союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как

Части предложения неравноправны :

есть главная часть и зависимая (придаточная) , от главной к зависимой части задаётся вопрос

, (союзное слово)

[Мне снится сон], (что сплю я непробудно).

Средства связи:

интонация

Части предложения равноправны

(часто – формально равноправны)

[Все знают]: [слоны в диковинку у нас].

Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором две и более простых предложения связаны сочинительными союзами (и, а, да, но, или ).

    [Ветерок беспокойно содрогался в тёмных деревьях], и [где-то далеко ворчал гром] . , и .

(Сочинительные союзы располагаются между простыми предложениями, не относятся ни к одной части.)

    [Товарищи относились к нему неприязненно], [солдаты же любили воистину]. (Тоже, также, же занимают необычное место: находятся внутри второй части.)

    Сочинительные союзы

    • Соединительные

    и , да (= и), не только... но и, также, тоже, и... и, ни... ни, как... , так и

      Разделительные

    или , или... или, либо, либо... либо, то... то, то ли... то ли, не то... не то

    Противительные

    а, да (= но), но , зато, однако, однако же, же, только, не только... но и

    Отличие сложносочинённого предложения от простого предложения.

Север дышит ветром ночи и полынь колышет (простое предложение).

    Запятая не ставится в сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо в следующих случаях:

    1. если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную :

    [В сентябре лес реже ] и [птичьи голоса тише] .

    Когда взошло солнце , [роса высохла] и[ трава позеленела] .

      если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения:

    Где будет собрание и кто его председатель?

    Как тихо вокруг и как чисто звездное небо!

    Между частями сложносочиненного предложения ставится тире , если в предложении содержится резкого противопоставление или указывается на быструю смену событий, на неожиданный результат:

Положишь палочку на воду - и она поплывет по течению .

Она вдохнула в себя немного воздуху - и запахло холодным морем .

Я спешу туда ж - а там уже весь город .

Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений.

Виды придаточного предложения, вопросы

Примеры присоединяющих

союзов и союзных слов

Примеры предложений

Определительные.

Союзные слова : который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей

Огромная туча (какая?), которая медленно двигалась по небу, заставила нас отказаться от прогулки.

Она убежала в комнату (какую?), где прошла вся её жизнь.

Изъяснительные.

Вопросы косвенных падежей.

Союзы : что, как, будто, чтобы, ли, как бы не.

Союзные слова : когда, куда, сколько, что, как

Я знаю (что?), что должен идти. Начальник спросил (о чём?), всё ли готово к совещанию.

Надо почувствовать (что?), когда надо начать говорить.

Степени и образа действия. В какой степени? Насколько? Как? Каким образом?

Союзы : что, чтобы, будто, как будто, словно, точно.

Союзные слова : как, сколько, насколько

Работу делали так (как?), чтобы потом не стыдиться.

Она была настолько умна (насколько?), чтобы не заметить этого.

Сравнительные.

Союзы : будто, как, как будто, словно, точно, подобно тому как

Он был спокоен (как?), как тихая вода. Жизнь прошла (как?), будто стрела пролетела.

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова : где, куда, откуда.

Я приехал туда (куда?), куда меня направили. Мне везде дорога (где?), где свободно дышится.

Времени .

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Союзы : когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор пока, после того как

Пока туристы готовились к походам, они изучали правила поведения в лесу. (когда?)

Цели.

Зачем? С какой целью?

Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, с тем чтобы.

Я беру с собой компас (зачем?), чтобы не заблудиться в лесу.

Причины.

Почему? Отчего?

Союзы: ибо, потому то, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, поскольку

Мы договорились ехать в пятницу (почему?), потому что хотели прибыть на встречу вовремя.

Следствия. Вследствие его что произошло?

Союз: так что

От фонарей было светло (вследствие чего что произошло?), так что мы смогли прочитать объявление

Условия. При каком условии?

Союзы : когда, если, коли, ежели, раз.

Я готов встретиться с вами (при каком условии?), если вы не возражаете.

Уступки. Несмотря на что?

Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что.

Союзные слова : где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни.

Я сижу дома (несмотря на что?), хотя погода хорошая.

Знаки препинания перед союзом КАК

    Запятая ставится

    • Сравнительный оборот :

Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник .

      Вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило :

По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

      Приложение с причин. значением :

Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет!

      В предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь :

Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

      После как следует и:

Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

    Запятая не ставится

    • Перед сравнительным оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти , ...:

Газета вышла не как всегда.

      Оборот в составе сказуемого :

Был лес как сон и снег как сон .

      Оборот = "в качестве":

Ленский везде был принят как жених.

      При двойном союзе как..., так и...:

Эта тема затронута как в поэзии , так и в прозе .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении .

Запятая :

между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых. Зелёные дорожки в лесу все будто курятся , туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья. Предложение состоит из трёх частей.

События просто перечисляются,
поэтому между частями ставится
ЗАПЯТАЯ.

Точка с запятой:

Между частями отношения перечисления или одновременности, ночасти осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом. 1)Чёрные тени и красные блики двигались по земле, / сменяя друг друга /; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    (): причина (потому что)

Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.

    (): поясняет (а именно)

Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась.

    (): дополняет (что)

Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.

    (): в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал :

Серёжка оглянулся: пожар охватывает школу всё больше и больше.

Тире в бессоюзном сложном предложении

    () - () (= и)
    быстрая смена событий, неожиданный результат:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

    () - ()
    (а, но)
    противопоставление :

Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.

    время, условие действия - () :

(когда, если)

Лес рубят - щепки летят.

    () - результат, вывод:
    (поэтому, так что)

Солнце дымное встает - будет день горячий.

    () - ()
    (словно, будто, как)
    сравнение:

Молвит слово - соловей поет.

Основной государственный экзамен является обязательным для всех 9-классников. От его результатов зависит дальнейшая судьба школьника: идет ли он в десятый класс, поступает в ссуз, а возможно ищет доступную работу с перспективой в дальнейшем продолжить учебу. Поэтому необходимо сдать ОГЭ как можно успешнее. И тем более будет обидно, если при отличной подготовке к экзамену из-за обнаружения при школьнике неразрешенных вещей последует удаление из аудитории, а результаты будут аннулированы.

На все экзамены необходимо принести паспорт и гелевую черную ручку.

Можно ли еще чем-то воспользоваться?

Математика

На математике можно пользоваться линейкой, циркулем. Справочные материалы с основными формулами (таблица квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий) выдают на экзамене вместе с работой.

Русский язык

На экзамене по русскому языку палочкой-выручалочкой будет орфографический словарь.

Физика

На ОГЭ по физике можно принести непрограммируемый калькулятор. Также предоставляется экспериментальное оборудование.

География

На экзамене по географии кроме калькулятора еще разрешены атласы для 7-9-х классов и линейка.

Химия

Можно принести непрограммируемый калькулятор, периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований и воде, электрохимический ряд напряжений металлов.

Биология

На биологию можно взять карандаш и линейку.

Литература

На литературе верными помощниками выступят тексты художественных произведений и сборники стихотворений.

При сдаче экзамена по информатике и ИТК нужно иметь при себе только паспорт и ручку, но предоставляются компьютеры, а на иностранном язык – звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура для аудирования и записи ответа на устный вопрос.

По истории, обществознанию и биологии никакие справочные материалы, дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

Не разрешены на экзамене мобильные телефоны и иные средства связи, калькуляторы, кроме непрограммируемых, и то только на перечисленных выше экзаменах, и другие виды электронно-вычислительной техники.

Справочные материалы, не обозначенные выше, тоже должны быть исключены, как и письменные заметки.

Некоторые задания экзаменационной работы требуют развернутого ответа. 9-классников и их родителей часто волнует вопрос: нужно ли брать чистые листы для этого, какие именно и сколько. Нет, с собой не нужно приносить. Экзаменующемуся необходимо обратиться к организатору, находящемуся в аудитории, с просьбой предоставить ему бланки ответов. Он может воспользоваться неограниченным количеством этих бланков.

На экзамене присутствуют наблюдатели, к тому же ведется видеонаблюдение за происходящим в аудиториях. Поэтому в интересах школьников соблюдать установленные правила сдачи. При подозрении на нарушение правил проведения экзамена, экзаменующийся удаляется с экзамена без права пересдать в этом году.

Стоит также сказать и о еще некоторых моментах, которые могут послужить причиной аннулирования работы. Не стоит искушать судьбу и пытаться переговариваться с кем-либо из присутствующих в аудитории, передавать кому-либо что-либо, без разрешения организатора вставать со своего места.

Помним, что все экзаменационные материалы, включая черновики, необходимо сдать организатору!

Если, по мнению экзаменующегося, нарушены его права или допущены какие-то нарушения в проведении испытания, он может подать апелляцию, но только сразу, до того момента, когда он покинет пункт проведения экзамена.

Приготовить все, что нужно взять с собой, лучше заранее, с вечера, чтобы в спешке не прихватить что-то лишнее, запрещенное, или не забыть то, что разрешено.

Проведение ОГЭ

В день экзамена участник ОГЭ прибывает в пункт проведения экзамена (ППЭ) не менее чем за 45минут до его начала.

Участник ОГЭ входит в ППЭ только при наличии у него документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списках распределения в данный ППЭ. Если у участника нет документа, удостоверяющего личность, его личность подтверждается сопровождающим от образовательной организации, которой он был допущен до ГИА.

В день экзамена участник ОГЭ должен иметь при себе гелиевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами черного цвета.

На экзамене по русскому языку участнику ОГЭ разрешается пользоваться орфографическим словарем, выданными организаторами в аудитории. Словари предоставляются образовательной организацией на базе, которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, учащиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными орфографическими словарями участниками ОГЭ запрещено.

На экзамене по математике участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться линейкой. Справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования (далее – справочные материалы), участник ОГЭ получает вместе с экзаменационными материалами. Пользование личными справочными материалами участниками ОГЭ запрещено.

На экзамене по химии участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться непрограммируемым калькулятором. Периодическую систему химических элементов Д.И Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимический ряд напряжений металлов, необходимое лабораторное оборудование участник ОГЭ получит вместе с экзаменационными материалами.

На экзамене по физике участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться непрограммируемым калькулятором. Необходимое лабораторное оборудование участник ОГЭ получит вместе с экзаменационными материалами.

На экзамене по географии участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться непрограммируемым калькулятором и линейкой.Географические атласы за 7, 8 и 9 классы, предоставляются образовательной организацией на базе, которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, учащиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными географическими атласами участниками ОГЭ запрещено.

На экзамене по биологии участнику ОГЭ разрешается иметь при себе и пользоваться линейкой, карандашом и непрограммируемым калькулятором.

На экзамене по литературе участнику ОГЭ разрешается пользоваться текстами художественных произведений и сборниками лирики.

В день экзамена участнику ОГЭ запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участник ОГЭ подходит к информационному стенду(или направляется организатором), где размещены списки распределения по аудиториям, и определяет аудиторию, куда он распределен на экзамен. Организаторы оказывают содействие участникам ОГЭв размещении в аудиториях, в которых будет проходить экзамен.

На входе в ППЭ сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции) совместно с организаторами проверяют наличие указанных документов у обучающихся, устанавливают соответствие их личности представленным документам, проверяют наличие указанных лиц в списках распределения в данный ППЭ.

При входе в аудиторию участник ОГЭ оставляет в специально выделенном в аудитории месте личные вещи, кроме разрешенных для использования на экзамене.

Участник ОГЭ занимает рабочее место в аудитории в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается.

До начала экзамена участник ОГЭ проходит инструктаж,и прослушивает информацию о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ОГЭ. Организаторы информируют обучающихся о том, что записи на КИМ для проведения ОГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ и черновиках не обрабатываются и не проверяются.

Организатор в аудитории выдает участникам ОГЭ экзаменационные материалы (КИМ, бланки для записи ответов, черновики, разрешенные к использованию справочные материалы, лабораторное оборудование (при необходимости)). Участник ОГЭ проверяет комплектность и качество печати экзаменационных материалов. Если участник ОГЭ обнаруживает брак или некомплектность экзаменационных материалов, он обращается к организатору для получения нового комплекта экзаменационных материалов.

По указанию организатора участник ОГЭ заполняет регистрационныеполя бланков. Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися регистрационных полей экзаменационной работы. После этого (по завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми обучающимися)организатор объявляет начало экзамена, и фиксирует время его начала на доске (стенде), затем участник ОГЭ приступает к выполнению экзаменационной работы.

Если в бланке для ответов на задания с развернутым ответом не хватило места, участник ОГЭ запрашивает у организатора дополнительный бланк. Дополнительный бланк выдается участнику ОГЭ при условии заполнения основного бланка с обеих сторон. При этом номер дополнительного бланка организатор указывает в предыдущем бланке ответов на задания с развернутым ответом. УчастникОГЭ может при выполнении работы использовать черновики и делать пометки в КИМ.

Во время экзамена на рабочем столе участника ОГЭ, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:

ручка;

документ, удостоверяющий личность;

средства, разрешенные для использования на экзамене по некоторым предметам;

лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов).

Иные вещи обучающиеся оставляют в специально выделенном в аудитории месте для личных вещей обучающихся.

Во время экзамена участники ОГЭ не имеют права общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Выходить во время экзамена из аудитории участнику ОГЭ разрешается с разрешения организатора, перемещаться по ППЭ - в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участник ОГЭ оставляет экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе. Выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы или фотографировать их запрещено.

Участники ОГЭ, допустившие нарушение устанавливаемого порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы или общественные наблюдатели приглашают уполномоченного представителя ГЭК, который составляет акт об удалении с экзамена и удаляет лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ. Указанный акт в тот же день направляются в ГЭК для учета при обработке экзаменационных работ. Если факт нарушения участником ОГЭпорядка проведения экзамена подтверждается, ГЭК принимает решение об аннулировании результатов участника ОГЭ по соответствующему учебному предмету.

Если участник ОГЭ по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он может покинуть аудиторию. В таком случае организаторы приглашают медицинского работника и уполномоченного представителя ГЭК, который составляет акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник ОГЭ, при желании, сможет сдать экзамен по данному предмету резервные дни, предусмотренные расписанием.

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы сообщают участникам ОГЭ о скором завершении экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из черновиков в листы (бланки).

По истечении времени экзамена организаторы объявляют окончание экзамена и собирают экзаменационные материалы.

Участники ОГЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы до объявления об окончании экзамена, имеют право сдать ее организаторам и покинуть ППЭ.