По способу образования звуки делятся на. Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой - [ш:" ч"]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть - о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под иг рой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий , мя´[г]ок мягок - мя´[х"к"]ий мягкий , где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый , т.е. [т"] // ;

стн: мéс[т]о места - мéсный местный , т.е. [т] // ;
здн: уéз[д]а уезда - уéзный уéздный , т.е.[д] // ;

здц: уз[д]á узда - под узцы´ под уздцы , т.е. [д] // ;

голлáн[д"]ец голландец - голлáнцы голландцы , т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]éчко сердечко - сéрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]éчко сердечко - сéрчишко сердчишко , т.е. [д"] // ;

лнц: сó[л]нышко солнышко - сóнце солнце , т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маи´] мои , т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой , т.к. есть [с] игрой с игрой . Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

В зависимости от участия голоса и шума все согласные в русском языке делятся на две группы: сонорные и шумные. Различие в интенсивности шума у сонорных и шумных согласных объясняется различиями в напряжённости органов речи и в силе воздушной струи при их произношении. При произношении шумных согласных мышцы в том месте, где возникает преграда, напряжены больше, чем при произношении сонорных. Поэтому и сила воздушной струи при произношении шумных согласных больше, чем при произношении сонорных, а шумные глухие согласные образуются с помощью более сильной воздушной струи, чем шумные звонкие согласные. Глухие согласные более напряжённые, чем звонкие. Например, при произнесении [т] язык более напряжен, чем при произнесении [д], так как он теснее смыкается с верхними зубами и нёбом, поэтому площадь смыкания у [т] больше, чем у [д]. Большая напряжённость глухих объясняется необходимостью компенсировать отсутствие голоса при их произношении. А это можно сделать за счёт усиления шума, для чего необходима большая напряженность органов речи.

У сонорных согласных [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], голос значительно преобладает над шумом. По преобладанию в них голоса сонорные согласные сближаются с гласными.

Традиционно учебные пособия включали в состав шумных согласных. Однако обладает всеми признаками сонорных согласных и отличается по этим признакам от шумных согласных. Так, во-первых, , как и все сонорные, не имеет глухой пары, а большинство звонких шумных согласных имеют глухую пару: [б] - [п] и т. д; во-вторых, при слогоразделе , как и все сонорные, отходит к предшествующему слогу, а шумные согласные отходят к последующему слогу: ла"йка11 - [ла"и - къ] и па"рта - [па"р - тъ], но кре"сло11 - [крѴ - слъ]; в-третьих, , как и все сонорные, не вызывает озвончения предшествующих глухих шумных согласных, а перед

звонкими шумными согласными, глухой согласный подвергается озвончению: съе"л - [с^Ѵл] и смех - [см’эх], но сда"л - [здал].

На этих основаниях в настоящее время обоснованно относится к сонорным согласным.

У шумных согласных [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [жЦз], [з’],

[к], [к’],[п], [п’] , [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’],[х], [х’], [ц],[ ч’], [ш], [ш ’], [ж’]

шум или преобладает над голосом, или участвует только шум, а голос вообще отсутствует. По этому признаку шумные делятся также на две группы: звонкие и глухие согласные. У звонких согласных [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’] шум преобладает над голосом. У глухих согласных [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’],[х], [х’], [ц],[ч’], [ш], [ ш ’] участвует только шум, а голос вообще отсутствует.

Звонкие и глухие шумные согласные различаются тем, что:

2) при произношении звонких согласных ощущается звон в ушах, если зажать уши, а при произношении глухих согласных звон в ушах отсутствует;

3) звонкие щелевые согласные можно тянуть с изменением высоты их тона, а глухие нет.

Большинство звонких и глухих шумных согласных в русском языке составляют пары, совпадающие по всем остальным признакам. Например, звонкий согласный [б] и глухой [п] по месту образования - губные, губногубные; по способу образования - смычные, взрывные; по твердости- мягкости - твёрдые; по участию полости носа (по назальности) - ротовые. Таких соотносительных пар в современном русском языке 12 (см. ниже таблицу). Лишь 4 шумных глухих согласных ([х], [х’], [ц], [ч’]) не имеют парных звонких.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Классификация согласных звуков по способу образования

релевантные научные источники:

  • Лекции по русскому языку

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.08 Мб

    ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Артикуляционная классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков: 1) место образования шума, 2) способ образования шума, 3) уровень шума (сонорность/шумность), 4) глухость / звонкость, 5) твёрдость / мягкость.

В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш: ’].

Место образования – та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного. Место образования согласного определяется результатом взаимодействия двух подвижных органов (губы, язык) или подвижного и неподвижного (нёбо, зубы), в связи с чем согласные можно определять как по активным, так и по пассивным органам речи. В основу классификации согласных по месту образования положено строение речевого аппарата (в пределах верхних резонаторов). По месту образования все согласные делятся на губные и язычные.

Губные подразделяются на губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’] и губно-зубные [в, в’, ф, ф’]. При образовании этих звуков роль активных органов выполняют губы, особенно нижняя губа, роль пассивных – зубы. При артикуляции губно-губных обе губы смыкаются, при артикуляции губно-зубных нижняя губа сближается с верхними зубами.

Язычные согласные различаются в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является активным органом при образовании звука. Язычные подразделяются на переднеязычные [д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ш, ж, ш:’, ц, ч, р, р’, н, н’, л, л’], среднеязычный [j] и заднеязычные [к, к’ г, г’, х, х’].

Переднеязычные согласные образуются в результате прикосновения спинки или кончика языка к соответствующим частям переднего нёба или зубов. По пассивному органу эти согласные имеют общее название передненёбных и делятся на такие разновидности, как зубные [д, д’ т, т’, ц, з, з’, с, с’, н, н’. л, л’] и нёбные [ш, ж, р, р’, ч ].

При образовании зубных передняя часть спинки языка вместе с кончиком артикулирует как единое целое, смыкаясь (или сближаясь) с верхними зубами. При образовании нёбных согласных не только передняя часть спинки языка сближается с передней частью нёба, но и задняя часть спинки языка оттягивается назад, сближаясь с задним мягким нёбом.

Среднеязычный (по пассивному органу – средненёбный) звук [j] образуется сближением средней части спинки языка со средним нёбом.

Заднеязычные звуки образуются смыканием [к, к’ г, г’] или сближением [х, х’] задней части языка с неподвижным нёбом.

Определить способ образования согласного – значит, выяснить, как создаётся преграда, каков её характер, простая она или сложная, и как она преодолевается выдыхаемой воздушной струёй. По способу образования различают согласные:

Смычные (иначе: взрывные, мгновенные, затворные), необходимым моментом артикуляции которых является полный затвор органов речи, преграждающий выход воздушной струе наружу. Эта преграда устраняется сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу, произведя эффект «взрыва». Именно в этот момент и образуются смычные согласные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’];

Щелевые (или фрикативные), при произнесении которых органы речи уже не образуют затвора, а только сближаются, оставляя узкую щель для прохождения струи воздуха [в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’];

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Смычно-проходные согласные [л, л’ м, м’, н, н’]. В процессе их образования в полости рта образуется смычка и при этом имеется доступ для свободного прохождения воздуха через нос или рот. Данные согласные подразделяются на носовые [м, м’, н, н’] и боковые [л, л’]. Носовые согласные характеризуются полным смыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески. Воздух свободно проходит через носовую полость. При образовании боковых звуков передняя часть языка смыкается с нёбом, боковые части языка опускаются, образуя с обеих сторон выход для выдыхаемой струи воздуха.

Дрожащие согласные образуются путём дрожания (вибрации) кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j] и шумные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’, в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’,ц, ч]. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных (от лат.sonorus – звучный). Объясняется это различиями в напряжённости органов речи и в силе струи воздуха при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда струе воздуха. Поэтому и сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

По звонкости / глухости шумные согласные образуют пары: [б - п], [в - ф], [г - к], [д - т], [ж - ш], [з - с] и др. Звуки в этих парах отличаются друг от друга только тем, что одни из них образуются шумом и голосом (звонкие), а другие только шумом (глухие).

К непарным согласным относятся: глухие [х, ц, ч, ш:’], не имеющие соотносительных пар по звонкости. Также непарными являются сонорные согласные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j], не имеющие пары по глухости.

От положения средней части спинки языка зависит деление согласных на твёрдые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласного, называется палатализацией . Общая артикуляторная особенность твёрдых согласных – отсутствие палатализации.

Большинство согласных являются парными по твёрдости-мягкости:

[б - б’, п - п’, д - д’, т - т’, в - в’, ф - ф’, с- с’, з - з’, м - м’, н - н’, р - р’, л - л’, к - к’, г - г’, х - х’].

Все остальные согласные непарные: [ ц, ш, ж] – только твёрдые согласные, не имеющие мягкой пары. [ч, ш:’, j] – только мягкие согласные.

Основная артикуляция внепарного звука [j] – поднятие средней части языка к твёрдому нёбу. Это та артикуляция, которая является дополнительной при образовании мягких согласных звуков. Для [j] она оказывается основной и единственно возможной., поэтому звук [j] называют палатальным (мягкий), а мягкие согласные – палатализованными (смягчёнными).

Помимо палатализации, есть такие виды дополнительной артикуляции, как лабиализация – вытягивание и округление губ; назализация (от лат.nasus – нос) – опущение мягкого нёба, обеспечивающее выход воздушной струе в носовую полость, что придаёт всем согласным дополнительный носовой оттенок. Веляризация (от лат. Velaris – задненёбный) – добавочное движение задней части языка в сторону мягкого нёба при артикуляции незаднеязычных согласных. Но в русском языке только палатализация имеет самостоятельное фонематическое значение, так как мягкие согласные выступают самостоятельными фонемами.

Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка


Место образования

Губные

Язычные

Способ образования


губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычный


задне-язычные

зубные

нёбные

шумные

Смычные


глухие

[п, п’]

[т т"]

[к к"]

звонкие

[б, б’]

[д д"]

[г г"]

Щелевые

глухие

[ф ф"]

[с с"]

[ш ш:"]

[х х"]

звонкие

[в в"]

[з з"]

[ж]

[j]

Аффрикаты

глухие

[ц]

[ч"]

сонорные

Смычно-

проходные


носовые

звонкие

[м м"]

[н н"]

боковые

звонкие

[л л"]

Дрожащие

звонкие

[р р"]

Опорные слова

Гласные звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний, средний, задний; согласные звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое артикуляция?

2.В чём заключается отличие подвижных органы речи от неподвижных?

3.Каким образом устроен произносительный аппарат?

4.Охарактеризуйте артикуляторные органы человека.

7.Чем отличаются гласные звуки от согласных?

8.Назовите все гласные верхнего, среднего и нижнего подъемов.

9.Назовите все гласные переднего, среднего и заднего рядов.

Тесты:


  1. Укажите лабиализованные звуки

В) *[у], [о]


  1. Найдите губные согласные

А) [б], [д’], [в], [в’], [г]

Б) *[п], [б’], [в], [ф’], [м]

В) [з], [с’], [ш], [ч’], [ц]

Г) [к], [х’], [м], [т’], [л]


  1. Укажите смычно-проходные согласные

А) *[м], [н’], [л], [р’]

Б) [т], [д’], [г], [к’]

В) [ц], [ч’], [ж], [н’]

Г) [ш], [ш’], [и], [п’]


  1. Какие согласные не образуют пары по звонкости-глухости?

А) [ш], [j], [б], [к]

Б) [ш], [ш’], [и], [п’]

В) [ш], [ш’], [и], [п’]

Г) *[м], [ч], [ц], [х]


  1. Какие согласные звуки не образуют пары по твёрдости-мягкости

А) [ж], [ц], [j], [ч]

Б) [с], [к], [р], [т]

В) [р], [н], [м], [л]

Г) [п], [в], [д], [г]

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1.Фонетика и морфология. М.,1984.

5. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

6.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

7.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект пресс, 2001.

9.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

10.Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л.,1988.

ЛЕКЦИЯ № 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

План


  1. Понятие о транскрипции.

  2. Типы транскрипций.

  3. Фонетическая транскрипция

Понятие о транскрипции

Русское письмо является фонографическим, звуковым, т. е. в принципе буквы фиксируют звуки, однако современная русская орфография, оформившаяся исторически на морфологическом принципе, носит фонематический характер и в целом не отражает живых чередований русской речи, возникающих в речевом потоке. Буквы и звуки в русском письме часто не совпадают, например пруд звучит [прут], сама и сома звучат [сама], сшит звучит [шшыт] и т. д.

Правильное произношение основывается на определенных звуковых законах, имеющих стройный, системный характер, и следует определенным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, выработанным исторически. Итак, между орфографией и орфоэпией имеются наряду с принципиальными различиями и глубокая соотносительность. Для изучения этого соотношения, необходима такая запись звучащей речи, чтобы не было резкого расхождения между произношением и написанием, т. е. звукопись. Звукопись называется научным письмом или научной транскрипцией, от латинского слова transcriptio , буквально “переписывание“.

Потребность в транскрипции была обусловлена зарождением сравнительно- исторического языковедения, развитием фонетики как науки, когда ученый транскрибировал исследуемые слова других языков и тексты на них буквами своего родного языка. При зарождении систем транскрипций выявились два направления, отражающие их назначение.

Типы транскрипций

Аналитический тип транскрипции помогал зарегистрировать звук речи как физиолого – артикуляционный комплекс и представлял собой наборы формул для отдельных звуков. Этот способ транскрибирования имел неалфавитный характер и фиксировал в формуле одного звука весь перечень его признаков. По формуле можно всесторонне охарактеризовать звуки речи. Данный тип транскрипции был изобретен английским ученым Дж. Уилкинзом. Более известными в настоящее время являются системы русских языковедов И. А. Бодуэна де Куртенэ и В.А. Богородицкого.

Синтетический тип транскрипции (алфавитная фонетическая) имеет гораздо более широкое и многообразное применение. Элементы транскрипции в связи с началом изучения фонетики впервые появляются в трудах М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского. Однако система транскрипции тогда еще не была сформирована. Была лишь осознана ее необходимость как инструмента научного изучения звуковых законов русского языка и установления соотношения орфоэпии с орфографией.

В дальнейшем русские ученые пользовались для транскрипции и латиницей, и кириллицей. Только в середине XIX в. членом Российской Академии О.Н. Бетлингком в связи с описанием звуков русской речи была предложена первая система транскрипции на основе русского алфавита (кириллицы). Между тем разнобой в транскрипции существовал еще долго. Усилиями многих выдающихся русских ученых: Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева, В.Н. Сидорова, П. С. Кузнецова, Р.И. Аванесова, А.А. Реформатского и других – русская фонетическая азбука совершенствовалась и приняла современный вид.

Одновременно с возникновением учения о фонеме и развитием фонологии наряду с фонетической транскрипцией, графически фиксирующей произносимые и слышимые звуки, при научном изучении русского языка стала применяться и фонематическая (или фонологическая) транскрипция, обозначающая только фонемы данного языка.

Фонематическая транскрипция представлена двумя разновидностями (словофонематической и морфофонематической), разработанными проф. Р. И. Аванесовым.

Словофонематическая транскрипция передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, “случая” (слова или слова в определенной его форме), частично “раздевая” входящие в ее состав кратчайшие звуковые единицы - освобождая их от всего “внешнего”, позиционного, обусловленного в данном конкретном языковом факте фонетическим положением, и сохраняя “внутреннее”, все самостоятельное и функционально значимое. Буква как элемент словофонематической транскрипции является знаком фонемы - сильной (в позиции максимальной дифференциации) или слабой (в позиции меньшей дифференциации).

Морфофонематическая транскрипция “полностью “раздевает” кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего внешнего – позиционного, фонетически обусловленного не только в данном “случае” как явлении конкретном и целостном (в слове или в той или иной грамматической форме слова), но также и в каждой его морфеме. «Обнажает» кратчайшие звуковые единицы, указывая лишь на те их стороны, которые существенны, самостоятельны, функционально значимы в сильной позиции (в позиции максимальной дифференциации)…Именно поэтому и оказывается, что многие слова при помощи морфофонематической транскрипции и обычного русского орфографического письма пишутся одинаково.

Фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая транскрипции - три типа синтетической научно-лингвистической транскрипции, они отражают три аспекта изучения звуковой системы языка, опираются на теоретические положения фонологии и связаны с русской орфографической практикой.

В данном курсе лекций подробно рассматривается только фонетическая транскрипция. Разумеется, фонетическая транскрипция не идеальный, как и всякий письменный, способ обозначения произношения, однако “самый лучший, потому что… ставит лицом к лицу с самой действительностью, с тем, что есть в языке, с самими звуками, а не с туманными их описаниями”.

Фонетическая транскрипция

Обычно с термином ”транскрипция” связывается понятие о фонетической транскрипции, т. Е. такой условной записи, которая, по мнению крупнейших фонетистов, “ передает… все многообразие живой звучащей речи” (Р.И.Аванесов), “преследует цели точной графической записи произношения” (А.А.Реформатский).

Назначением фонетической транскрипции определяется степень ее точности. Звуки человеческой речи бесконечно разнообразны даже в пределах одного языка, поэтому фонетическая транскрипция не может быть абсолютно точной. Для учебных целей достаточно того, что она регистрирует все фонемы и их варианты без указания на бесчисленные вариации звуков.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо запомнить следующее:


  1. каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука;

  2. не должно быть букв, не обозначающих звуков;

  3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются.

Согласные, одинаковые по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости и способу образования, могут отличаться друг от друга местом образования преграды, которую при произнесении звука преодолевает воздушный поток. Например, как [п], так и [к] - глухой, твёрдый,

смычно-взрывной согласный, но разница между ними легко ощутима, потому что при образовании [п] воздух взрывает преграду в виде сомкнутых губ, а при образовании [к] - в виде смычки задней части языка и задней части нёба.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя).

А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Поэтому, определяя место образования преграды, мы даем звуку не одну, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, согласные делятся на губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] [ф], [ф’], [в], [в’] и язычные [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [л], [л"], [н], [н’] [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’] [j] [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’] [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], язычные, среднеязычные - [j] и зычные,

заднеязычные - [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Затем к характеристике звука по активному органу добавляется характеристика по пассивному, которым, как уже было сказано, могут быть либо верхняя губа, либо зубы, либо нёбо.

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

  • губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
  • губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];
  • язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];
  • язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];
  • язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j];
  • язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненёбный. Благодаря тому, что при их образовании воздух преодолевает препятствия, образованные различными

органами, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые такие слова, как, например, хан и сан.

Но в то же время есть звуки, которые при определенных условиях могут изменить место образования, уподобляясь по этому признаку

другому звуку. Так, звуки [с] и [ш] (твёрдые, глухие, щелевые), а также [з] и [ж] (твёрдые, звонкие, щелевые) очень близки друг другу по

месту образования: [с] и [з] - язычные, переднеязычные, зубные, а [ш] и [ж] - язычные, переднеязычные, нёбные. Поэтому при их соседстве возникает явление ассимиляции, т.е. уподобления одного звука другому. Оказавшись перед [ш], звук [с] уподобляется ему по месту образования и, естественно, совпадает с ним по звучанию: сошью [сашjу] - сшила [ш:ыла]. То же самое происходит и со звуками [з] и [ж] (визгливый [в’изгл’ивъj] - визжит [в’ижж:ыт]). В результате таких совпадений могут возникнуть близкие по звучанию слова: сшила [ш:ыла] - шила [шыла] платье - нет шила [шыла]. В других позициях только различие по месту образования между [ш] (средненёбный) и [с] (передненёбный), [ж] (средненёбный) и [з] (передненёбный) несет смыслоразличительную функцию, что становится определяющим, если все другие звуки в словах совпадают (жир [жыр] - сыр [сыр]).