Два потрясающих стихотворения. Замечательный писатель для чутких детей

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Ирина Петровна Токмакова

(Библиотечный час для начальной школы)

Библиотекарь:

87 лет назад в обыкновенной московской семье родилась девочка Ира. Которая стала впоследствии известной детской писательницей Ириной Петровной Токмаковой. Мама у нее была заведующей Домом ребенка (детским домом). И как вспоминает сама Ирина Токмакова: «И вся наша семья живет в этом доме, в маленькой неудобной квартирке без кухни, живет интересами детей, тем, как они растут, едят, болеют, выздоравливают.» А отец - рассказывает Ирина Токмакова,- был вечно занят. Вернувшись со службы, он тут же садился за письменный стол…Иногда, в редкую свободную минуту, сажал он меня на одно колено и, не умея со мной играть, читал вслух стихи А.С.Пушкина». Это был его любимый поэт. А еще она рано познакомилась с армянской народной поэзией, благодаря сестре отца, который был армянином. И сама она начала писать стихи рано. В одном с ней классе училась дочь известного поэта В.И.Лебедева-Кумача (автора стихов песни «Священная война».) Стихи Ирины попали к нему, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у девочки поэтические способности и посоветовал писать дальше. Но поэтом или писателем она становиться вначале не хотела. Она увлекалась языками и была прекрасным переводчиком. Но как же она ими стала?

Однажды ее маленькому сыну подарили книжку шотландских песенок, и мать перевела их. Отец (художник Лев Токмаков) увидел переводы и решил нарисовать к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга писательницы. А затем вышли в свет ее собственные стихи, сказки, пьесы. Сколько бы потом не писала Ирина произведений, все они адресованы читателям дошкольного и младшего школьного возраста, будь то проза («Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А», «Сосны шумят», «Маруся еще вернется» и др.) или стихи, или научно-познавательные книжки или даже пьесы- все для малышей.

Для стихов Ирины Петровны характерно уподобление природы детству и наоборот, ведь и те и другие нуждаются в защите, внимании, любви, бережном отношении; для ее лирического героя характерно чувство родства с каждым деревцем и живым существом.

1 чтец:

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха.

Мы идем с тобой по лугу

Тихо, очень тихо.

Мы походим по опушке,

Мы найдем тропинку.

Вон сорока на верхушке Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,

Словно вросшем в землю,-

Осторожно, осторожно! –

Ящерица дремлет.

Слышишь, звякнул колокольчик

На лесной лужайке.

Есть у нас магнитофончик,

Маленький всезнайка.

Он на тоненькую пленку

Пишет разговоры:

Что сказал комар зайчонку,

Лягушачьи споры…

Целый день он с нами ходит,

А настанет вечер,

Разговоры переводит

В звуки нашей речи.

Библиотекарь:

Совсем как для человека звучит Колыбельная лосенку :

2 чтец:

Спи, Лосёнок тонконогий,

Ночь уже пришла.

На пригорке у дороги дрёма расцвела.

От гнилушек – слабый свет,

На траве – медвежий след.

Сонно сосны повторяют

Песенку одну.

Звезды с облака ныряют

Прямо в глубину.

Сено сметано в стога.

У тебя растут рога.

Месяц прятки затевает,

Выглянул – исчез…

Здесь зверей не убивают,

Это добрый лес!

Завтра утром рано-рано

Встанешь - и иди.

Ни ловушек, ни капканов

Нету на пути.

Будет так, как повелось.

Спи, мой мальчик.

Спи, мой Лось.

Библиотекарь:

Сострадание к любому живому существу, пусть это даже обыкновенная кошка

3 чтец:

Это ничья кошка,

Имени нет у нее.

У выбитого окошка

Какое ей тут житье.

Холодно ей и сыро.

У кошки лапа болит,

А взять её в квартиру

Соседка мне не велит.

Библиотекарь:

Герой Т. – маленький поэт, воспринимающий мир по законам справедливости и красоты, готовый бороться за свои взгляды, защищать всех, кто нуждается в помощи и покровительстве. Вот почему малыш осознано произносит:

4 чтец:

Я ненавижу Тарасова:

Он застрелил лосиху.

Я слышал, как он рассказывал,

Хоть он говорил тихо.

Теперь лосенка губастого

Кто же в лесу накормит?

Я НЕНАВИЖУ Тарасова,

Пусть он домой уходит!

Библиотекарь:

По- взрослому оскорбляется ложным подозрением:

5 чтец:

Я могу и в углу постоять,

Час могу, два могу или пять.

Я могу и в углу постоять,

День могу, два или пять

Я не брал эту запонку красную,

Ну, зачем говорите напрасно вы!

Библиотекарь:

Не прощает «друга», обманувшего ожидания:

1 чтец:

Как пятница долго тянется

Я не играю. Жду.

Друг мне сказал: В пятницу

Я непременно приду.

И вот уже очень поздно,

И мама велела спать.

Но он же совсем взрослый-

Не мог он неправду сказать!

Библиотекарь:

Проникновенным лиризмом и скрытым упреком в адрес взрослых звучит стихотворение:

2чтец:

Мне грустно - я лежу больной.

Вот новый катер заводной.

А в деревне- лошади.

Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне- лошади.

Мне грустно- я лежу больной.

Вот вертолётик жестяной.

А в деревне – лошади.

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил,

Она сухарь жевала

И головой кивала.

Библиотекарь:

Повторение фразы - Мне грустно – я лежу больной в сочетании с перечнем множества купленных ребенку игрушек и в противовес фраза –« А в деревне лошади…» создает осязаемое впечатление одиночества этого ребенка в мире вещей. Не случайно в момент болезни, слабости, когда особенно хочется ласки, ему вспоминаются не родители, а деревенская лошадь, коснувшаяся губами его теплой ладошки.

Много у Ирины Петровны небольших игровых произведений, где точная рифма и склонность к словесной игре. А еще в шутливой форме - совет!

3 чтец:

Гном

К нам по утрам приходит гном.

В Москве приходит, прямо в дом!

И говорит все об одном:

Почаще мойте уши!

А мы кричим ему в ответ:

Мы точно знаем, гномов нет!-

Смеется он: - Ну, нет так нет,

Вы только мойте уши!

4 чтец:

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Библиотекарь:

А еще есть стихотворения-загадки. Дайте название этому стихотворению.

5 чтец:

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь? (Туман )

Библиотекарь:

А сейчас поиграем. Я зачитываю первую половину строки, а вы заканчиваете словами – снег, снег. А концовку придумайте сами. И мы ее сравним с авторской.

Медведь.

Как на горке – (снег, снег,)

И под горкой – (снег, снег,)

И на елке – (снег, снег,)

И под елкой – (снег, снег.)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… (Не шуметь .)

А теперь попробуем проговорить скороговорку:

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом –кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот –

Стал кашеедом кашалот, а кашеваром – кит.

(дети повторяют скороговорку)

Библиотекарь:

Много в творчестве Ирины Петровны кратких по размеру, но очень эмоционально насыщенных произведений, где великолепно воспроизведен стиль детской речи и мысли.

1 чтец: А у меня есть ящерка!

Живет она в старом ящике,

И я ее утром кормлю.

И я ее очень люблю.

2 чтец:

Ты меня заобижала,

А скажи, зачем?

Леденец в руке зажала.

Я ведь весь не съем.

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил.

Острожно уголочек я бы откусил.

Библиотекарь:

Немалое место в творчестве Токмаковой занимает проза. (Идет демонстрация книг И.Токмаковой ) В 1966 г., опубликованная повесть «Сосны шумят» носит отчетливо автобиографический характер. Героиня повести Олеся, дочь заведующей детским домом, - сама будущая поэтесса. Это очень искреннее произведение, где показан дух военного времени и детский взгляд на вещи.

Увлекательная сказка «Аля, Кляксич и буква «А» в легкой игровой форме и учит и воспитывает. В приключенческое действие вовлечены дети, ожившие буквы, загадочные персонажи.

Аля, Кляксич и буква «А» - повесть-сказка о том, как противный Кляксич решил поссорить все буквы друг с другом, а девочка Аля решила отправиться в Азбуку, разыскать его и стереть, ведь он был Кляксич, от слова –клякса. Аля хотела написать письмо своей маме, а злой Кляксич хвастался, что уже выгнал букву «А», букву «Л» запрет под замок, а букву «Я» так запрячет, что ее никто не найдет и тогда Аля не сможет написать свое письмо. Событий в книге описывается очень много, но конечно, в конце сказки все заканчивается благополучно и Аля пишет свое письмо маме. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его? К сожалению, он сбежал, покинул Азбуку вместе со своими дружками Помаркой и Опиской и теперь они вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка.

Повесть «Ростик и Кеша». Главный герой Ростик - мальчик лет шести вместе с другими ребятами детского сада был вывезен на дачу. И сразу по приезду он оказался в изоляторе с подозрением на коклюш, но хоть анализы и не подтвердили этого, он находился отдельно от ребят и ему было очень грустно. И тут из кустов появляется собака Кеша. Этот пес умел говорить, но не все понимали его язык. Кеша просил отвести его к прежнему хозяину Глебу и Ростик взялся его проводить. В разные ситуации попадают мальчик и собака, теряют друг друга и вновь находят. У каждой собаки должен быть хозяин, и как хорошо, когда Кеша находит своего хозяина.

Ирина Токмакова разносторонне одаренный человек, творящий в разных жанрах и формах, ее книги читаемы и любимы не только нашими русскими ребятишками, но ее творчество пользуется большой международной известностью, ее книги переводятся на разные языки.

Разработка составлена

библиотекарем МБОУ «СОШ№5»

г. Новокузнецка Кемеровской области

Давыдовой Натальей Васильевной

Имя Ирины Петровны Токмаковой широко известно не только у нас в России, но и пользуется большой международной известностью. Ее книги переводятся на разные языки. Токмакова разносторонне одаренный человек, творящий в разных жанрах и формах, но ее художественная манера всегда безошибочно узнаваема цельностью и последовательностью мировоззрения, взглядов при колоссальном разнообразии и богатстве интонаций и форм выражения этих взглядов.

Читательский адрес всех ее произведений определен однажды и навсегда – малыши дошкольного и раннего школьного возраста. Не случайно поэтому любимый жанр Токмаковой – поэтическая и прозаическая литературная сказка, хотя надо отметить широту жанрового диапазона писательницы. Среди используемых ею поэтических форм – колыбельные, считалки, подписи к картинкам; игровые, лирические и публицистические стихи, сказки, поэмы. В прозаической форме – повести, очерки, пьесы.

Впервые произведение Токмаковой, а это был перевод шведских песенок, был опубликован в ж. « Мурзилка» в 1958 году. И с этого момента Ирина Петровна ведет отсчет своей творческой биографии. Затем последовали другие переводы и собственные стихи. Позднее поэзия дополнилась прозой – повестями «Сосны шумят», «Ростик и Кеша», сказкой «Аля, Кляксич и буква А», научно-познавательными книгами, пьесами. В последние годы Токмакова творит в разных жанрах и формах, но ее художественная манера безошибочно узнаваема.

Но главным делом ее жизни были и остаются лиро-публицистические стихотворения на разные темы детской жизни. На рубеже 70-80-х годов Токмаковой был открыт новый лирический герой, в связи с чем критика писала, что поэтесса « взломала закрытую дверь детской», имея в виду ее смелость в отношении введения в поэзию для детей отрицательных эмоций и серьезнейшего подтекста.

Герой Токмаковой – маленький поэт, воспринимающий мир по законам гармонии, справедливости и красоты, готовый бороться за свои взгляды, защищать всех, кто нуждается в помощи и покровительстве. Он остро воспринимает проявления несправедливости, обладает обостренным чувством правды, видит не только позитивные, но и отрицательные стороны действительности. Он драматически переживает разлад взрослого и детского миров в отношении к жизни, не признавая в ней «случайного» и «неважного». Токмакова владеет тайной воспроизведения стилистики детской речи и часто прибегает к прямым разговорным формам монолога, диалога, загадок, вопросов и ответов.

Познакомить с творчеством этой замечательной поэтессы и писательницы и предназначена данная разработка библиотечного часа.

Очень симпатичный сборник выпустило издательство "Стрекоза" : В книге собраны стихотворения разных авторов о детях. В ней есть стихи Валентина Берестова, Эммы Мошковской, Ирины Токмаковой, Саши Чёрного. А также произведения менее известных авторов - Коваль,...

  • сборник стихотворений (от 4 лет)

    у нас одно время стихотворения шли очень хорошо, книжку "покупал баран баранки" наизусть выучили, надоела даже. Потом я стала искать что-то подобное, и вот наткнулась на такую книгу Замечательное издательство - Самовар, я его люблю...

  • Уже обыскалась. Посоветуйте сборники стихотворений!

    Купила несколько сборников стихов, основываясь на отзывах: "Вежливый слон", "Покупал баран баранки", "Ученый жучок". Также есть дома книги со стихотворениями Заходера, Маршака, Чуковского, Успенского, Токмаковой, Берестова. Авторские сборники больше брать не хочу, т.к. считаю, что...

  • Стихотворения Юлии Симбирской

    Первый сборник стихотворений у нас появился весной, после встречи с автором в РГДБ. Мне очень понравилась и сама Юлия да и сборник часто достаём с девчонками. Понравилось мне, как говорит сама Юлия о написании стихов...

  • Стихотворения о природе...

    Кроме книги "Времена года", существуют ли ещё какие-нибудь сборники стихотворений о природе, деревне... или книги конкретного автора с красивыми иллюстрациями на каждом развороте? собственно и весь вопрос.п.с. пока вспомнила, добавлю сюда же вопрос не...

  • Как уложить спать малыша, читая стихи, или волшебное стихотворение
  • ищу сборник стихов)

    Сыну 2,5, очень любит детские задорные стихи, из последнего хит - Саша Черный и его "почему у мамочки..". Нравится Мошковская, Токмакова. Подскажите, пожалуйста, хорошие сборники с такими добрыми детскими стихотворениями

  • Стихотворения Екатерины Серовой

    Замечательный сборник стихотворений, которые многие помнят и знают с детства!В него вошли большие и маленькие стихи, а так же весёлые загадки. Озорные строки открывают необычное в обычном и наполнены неповторим, чуть лукавым юмором, так что...