Кто женился на марине мнишек. Марина мнишек интересные факты

Мнишек Марина (или, по-польски, Марианна) - дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедывать католичество. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 3 мая 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что сначала не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу, и там, по слухам, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она была перехвачена Зборовским и доставлена в тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 г.) и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609 г.) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно, на что последовал гордый отказ. В Калуге она прожила до начала 1611 г., под покровительством Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.), с сыном Иваном, называемым Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило ее бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний ее сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, "умерла с тоски по своей воле"; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем "Маринки безбожницы", "еретицы" и "колдуньи". Сохранились многочисленные письма ее к отцу, королю и папе, и ее дневник.

, Львовская область

Смерть: или
Маринкина башня Коломенского кремля , Коломна Род: Мнишеки Отец: Ежи Мнишек Мать: Тарло, Ядвига Супруг: Царь Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I , Лжедмитрий II) Дети: Царевич Иван Дмитриевич (Иван Ворёнок)

Мари́на или Мариа́нна Ю́рьевна Мни́шек (польск. Maryna Mniszech, Maryna Mniszchówna, Marianna Mniczech , Мнишех ; род. ок.1588 г. в родовом замке в Ляшках Мурованных , ум. в 1614/15 году) - дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло , жена Лжедмитрия I , венчанная с ним в мае , незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II , выдававшего себя за первого. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени .

Биография

Представительница шляхетского рода Мнишеков .

Украшенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась из-за желания стать царицей и под влиянием уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в Русское царство . При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Здесь трёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле »; по другим источникам, она повешена или утоплена. Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых , будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля , где и скончалась.

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому . Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек», составленный, однако, не ею (и не от её лица), а человеком из её свиты.

Источник «Дневника Марины Мнишек»

Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова , которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди ». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице, например: «Дочь воеводы привезли в Краков».

В художественной литературе

Напишите отзыв о статье "Мнишек, Марина Юрьевна"

Примечания

Литература

  • Хмыров М. Д. Марина Мнишек: Исторический очерк. СПб., 1862.
  • Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Вып. 3, СПб., 1874.
  • Мордовцев Д. Л. Русские исторические женщины в допетровское время. СПб., 1874.
  • Козляков В. Н. Марина Мнишек / Вячеслав Козляков. - М .: Молодая гвардия , 2005. - 352 с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 935). - 5 000 экз. - ISBN 5-235-02790-6 . (в пер.)

Ссылки

  • . Восточная литература . Проверено 29 марта 2011. .

Отрывок, характеризующий Мнишек, Марина Юрьевна

Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.
– Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили!
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его.
– Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса.
Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым!
Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.
Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в ознаменование мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной – смотреть, как стреляют. Петя тоже хотел бежать туда, но дьячок, взявший под свое покровительство барчонка, не пустил его. Еще продолжались выстрелы, когда из Успенского собора выбежали офицеры, генералы, камергеры, потом уже не так поспешно вышли еще другие, опять снялись шапки с голов, и те, которые убежали смотреть пушки, бежали назад. Наконец вышли еще четверо мужчин в мундирах и лентах из дверей собора. «Ура! Ура! – опять закричала толпа.

Значение МНИШЕК МАРИНА в Краткой биографической энциклопедии

МНИШЕК МАРИНА

Мнишек Марина (или, по-польски, Марианна) - дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедывать католичество. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 3 мая 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что сначала не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу, и там, по слухам, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она была перехвачена Зборовским и доставлена в тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 г.) и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609 г.) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно, на что последовал гордый отказ. В Калуге она прожила до начала 1611 г., под покровительством Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.), с сыном Иваном, называемым Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило ее бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний ее сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, "умерла с тоски по своей воле"; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем "Маринки безбожницы", "еретицы" и "колдуньи". Сохранились многочисленные письма ее к отцу, королю и папе, и ее дневник.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МНИШЕК МАРИНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МНИШЕК МАРИНА
    (или по-польски Марианна Юрьевна) — дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около …
  • МНИШЕК МАРИНА
    (или по-польски Марианна Юрьевна) ? дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло …
  • МНИШЕК МАРИНА
    (Mniszech) Марина (около1588 - 1614), политическая авантюристка, дочь польск. воеводы Ежи (Юрия) Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в …
  • МАРИНА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — испанский автоматический пистолет калибра 6, 35 мм. Подражание браунингу 1906 …
  • МАРИНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского marinus - морской) картина, изображающая морской вид; тип пейзажа. Как самостоятельный вид ландшафтной живописи обособилась в европейском …
  • МАРИНА
    Марина - былевая личность, героиня былин о Добрыне …
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614) русская царица, дочь польского магната. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Выдана яицкими …
  • МАРИНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. marine от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются …
  • МАРИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus - морской), картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра. Как самостоятельная линия пейзажа …
  • МНИШЕК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мнишек (Марина или по-польски, Марианна Юрьевна) - дочь сендомирскоговоеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическимирассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около …
  • МАРИНА ХУДОЖ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. manine) — морской вид, маринист — живописец морских видов. Приморские виды представляют среднее между М. и собственно пейзажем. О …
  • МАРИНА СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1. подвижница VI в. — см. Мария св. (в мужском образе Марин). 2. М., или Маргарита Антиохийская, — великомученица, была …
  • МАРИНА БЫЛИН. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    былевая личность, коварная любовница Добрыни. "Маринка курвастравница", обозлившись на Добрыню за то, что он убил ее любовника (Змея Горынича), привораживает …
  • МНИШЕК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (около 1588 - около 1614), дочь польского магната. Русская царица (1606), жена Лжедмитрия I, после смерти которого признала …
  • МАРИНА в Энциклопедическом словарике:
    [итальянское] картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., иск. Картина, изображающая морской …
  • МНИШЕК
    МН́ИШЕК (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614), царица (с мая 1606), супруга Лжедмитрия I. Дочь польск. магната. В 1608 …
  • МАРИНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИНА (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера М. наз. …
  • МАРИНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мари"на, мари"ны, мари"ны, мари"н, мари"не, мари"нам, мари"ну, мари"ны, мари"ной, мари"ною, мари"нами, мари"не, …
  • МАРИНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Морской …
  • МАРИНА в Новом словаре иностранных слов:
    ит. marina лат. martnus морской) картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Словаре иностранных выражений:
    [ит. marina картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в словаре Синонимов русского языка:
    имя, картина, …
  • МАРИНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МАРИНА в Словаре русского языка Лопатина:
    мар`ина, -ы …
  • МАРИНА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    марина, -ы …
  • МАРИНА в Орфографическом словаре:
    мар`ина, -ы …
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614), русская царица, дочь польского магната. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Выдана яицкими …
  • МАРИНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются …
  • МАРИНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    марины, ж. (от латин. marinus - морской) (устар.). Картина, изображающая морской пейзаж, морской вид. Марина …
  • МАРИНА в Толковом словаре Ефремовой:
    марина ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА
    ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Женское …
  • МАРИНА СИРИЙСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Сирийская (+ ок. 450), преподобная. Память 28 февраля. Преподобные Марина и Кира …
  • МАРИНА АНТИОХИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Антиохийская (IV в.), великомученица. Память 17 июля. Родилась в Антиохии Писидийской. …
  • МНИШЕК, РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Мнишки, Мнишехи) — графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим …
  • МАРИНА МНИШЕК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • МНИШЕК, РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Мнишки, Мнишехи) ? графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим …
  • МАРИНА МНИШЕК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • КАЛУЖСКИЙ ЛАВРЕНТЬЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Калужский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и блаженного Лаврентия Калужского (недейств.). Адрес: г. Калуга, …
  • ИГНАТИЙ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Игнатий (+ ок. 1640), бывш. патриарх Московский и всея Руси . Родом грек. …
  • ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ермоген (ок. 1530 - 1612), Патриарх Московский и всея Руси (1606 - 1612), священномученик …
  • АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий Брестский (ок. 1597 - 1648), игумен, преподобномученик. Известный белорусский общественный, политический и …
  • МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления …

Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в родовом замке в Ляшках Мурованных (ныне на Украине) в семье сандомирского воеводы Ежи Мнишка (около 1548-1613).

В 1604 году в замке Самбор (ныне на Украине) произошло знакомство Марины Мнишек с , которого активно поддерживал ее отец. Согласилась стать женой самозванца из желания сделаться русской царицей. При помолвке ей были обещаны, кроме денег и бриллиантов, города и в личное владение, предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи . Брак Марины Мнишек с самозванцем давал польско-литовским магнатам и католическому духовенству возможность контролировать своего ставленника в .

В ноябре 1605 года в Кракове (Польша) состоялась церемония заочного обручения Марины Мнишек с , на которой место жениха занимал прибывший из посольский дьяк А. И. Власьев. 3 (13) мая 1606 года она с большой пышностью, въехала в , сопровождаемая отцом и многочисленной свитой.

«Царствование» Марины Мнишек длилось ровно неделю, до убийства 17 (27) мая 1606 года. «Царице» удалось выжить во время переворота лишь потому, что она не была узнана. В дальнейшем Марина Мнишек оказалась под защитой бояр и в августе 1606 года вместе с отцом и родственниками была отправлена в , где прожила до июля 1608 года.

По перемирию с Польшей, подписанному 13 (23) июля 1608 года, царь обязался освободить всех задержанных поляков. В июле 1608 года Марина Мнишек была отпущена на родину, но в пути была перехвачена тушинским отрядом и доставлена к . Здесь она публично признала в новом самозванце своего «спасшегося» мужа и тайно обвенчалась с ним. Оставалась в Тушино, изображая «царицу», до бегства в в декабре 1609 года.

В феврале 1610 года Марина Мнишек под охраной казаков бежала из Тушина в под защиту военачальника Я. П. Сапеги, а оттуда, после взятия города войсками князя , к в . Летом 1610 года участвовала во втором походе самозванца к .

В январе 1611 года, вскоре после убийства , Марина Мнишек родила сына, названного «царевичем Иваном Дмитриевичем». Пользовалась покровительством казачьего атамана И. М. Заруцкого, который пытался поддержать кандидатуру ее сына на русский престол.

Летом 1613 года, потеряв своих сторонников, Марина Мнишек и И. М. Заруцкий бежали сначала в Рязанскую землю, потом в и, наконец, в мае 1614 года направились вверх по реке Яику (Уралу). У Медвежьего острова они были настигнуты московскими стрельцами, скованы и отправлены в .

В июле 1614 года «царевич Иван Дмитриевич», именовавшийся в официальных документах «воренком», и И. М. Заруцкий были казнены. Марина Мнишек, по официальной версии, умерла в заточении в «с тоски по своей воле».

Марина Юрьевна Мнишек родилась в семье сандомирского воеводы Ежи Мнишека и его жены Ядвиги Тарло. Марина Мнишек была замужем за Лжедимитрием, на брак её подтолкнули желание стать царицей и уговоры католической церкви. Для увеличения своего влияния на территорию Московии, дворянке пришлось смириться с тем, что её избранник выходец из холопского рода. Католическая церковь видела в ней первопроходца, который несёт католичество на русскую землю.

В 1604 году Марина и Лжедмитрий были помолвлены, невесте были обещаны Псков и Новгород, право на продвижение католической веры и обещание расторжения брака, в случае если Лжедмитрий не станет царём. Осенью 1605 года состоялось венчание невесты с дьяком Васильевым, который представлял интересы жениха. В начале мая 1606 года новоиспечённая царица с особой роскошностью въезжает в Москву. Для проживания в Москву Мнишек перевозит своего отца и многочисленную свиту.

Спустя пять дней после переезда на новое место, состоялась коронование Мнишек в качестве русской царицы. Спустя неделю после коронования царицы умирает Лжедмитрий. Царя убивают во время заговора по свержению самозванца во власти, вместе с Лжедмитрием в тот день убивают около пятисот поляков. Эти дни для Мнишек были очень тяжёлые, от смерти её спасли бояры, укрывшие её от разоблачителей ненастоящего царя. Бояры тайком отправляют чудом уцелевшую Марину домой к отцу. После отправления из Москвы домой, она заводит роман с политическим авантюристом Михаилом Молчановым.

Новоиспечённый царь Шуйский, в 1607 году разместил всех Мнишеков жить в Ярославле. Прижила семья Мнишеков там до июня 1608 года. По соглашению о перемирии России с Польшей, одним из условий было выслать Марину на родину. Отправка Марины в Польшу лишала её статуса русской царицы.

Во время переезда в Польшу Марину крадёт Забровский, который доставляет её в Тушинский лагерь. Позже в тушине она тайно обвенчается со Лжедмитрием. 5 сентября 1608 года прошло венчание с новым мужем в отряде Сапеги, после чего Марина прожила с Лжедмитрием около года. Письма на родину, были переполнены жалобами о страданиях, пережитых с новым мужем. Бегство из Тушина Марины и Лжедмитрия происходит 27 декабря 1609 года, после чего жизнь Мнишек превращается в ад.

В середине 1610 года после победы поляков над российскими войсками, Мнишек со вторым мужем появляются в Подмосковье. Откуда ведёт переговоры с Сигизмундом о захвате власти в Москве. После отказа русским царём становится Владислав IV, Марине вместо Москвы предлагают взять Гродно и Самборо. Марина с мужем отказываются от подачки польского короля, чем попадают в немилость к Сигизмунду.

В начале 1611 года Марина рожает сына Ивана, это происходит сразу после смерти её второго мужа. После убийства Лжедмитрия, новым защитником Марины с сыном становится атаман донских казаков Заруцкий. Вместе с новым покровителем она живёт в Коломне до лета 1612 года. Марина давила на Заруцкого и Трубецкого для того, чтобы они признали её сына наследником русского трона. Попытка сделать её сына единственным настоящим царём была остановлена земским ополчением. Из наступления ополчения Марина с сыном вынуждена была бежать вплоть до июля 1614 года, когда была поймана и доставлена в Москву.

После поимки и возврата в Москву Марину и её сына Ивана казнили. Иван был повешен в возрасте трёх лет, а насчёт способа умерщвления Марины существуют несколько версий. Разные источники говорят, что она была повешена или утоплена, перед смертью прокляла род Романовых. Мать, у которой на глазах повесили сына, прокляла род Романовых тем, что пожелала ни одному из рода не умереть своей смертью. Марина Мнишек оставил после себя большое количество писем, на основании которых был составлен «Дневник Марины Мнишек».