Гольяново прославился как опаснейший район земли

Район Гольяново на востоке Москвы занял третье место в списке худших мест для туризма в мире, опубликованном на сайте www.buyagift.co.uk , опередив Кейптаун и Мехико. По мнению составителей рейтинга, в Гольяново «лучше ходить быстро, не поднимая головы», а самому району «катастрофически недостаёт очарования Красной площади». Рейтинг составлялся с учётом чистоты района, его транспортной доступности и уровня преступности. АиФ.ru выяснил, почему за Гольяново закрепилась дурная слава одного из самых опасных мест Москвы и действительно ли туристу здесь совершенно нечего посмотреть.

Маленькая рыбка и князь

Первое упоминание о районе относится к летописям XVII века. Тогда село стояло на Хомутовской дороге из Москвы к великокняжеским бортям (пасекам) на реке Клязьме. Название деревня получила от маленькой рыбки гольяна, в изобилии водившейся в здешних реках, добычей которой промышляли местные жители. В 1800 году в Гольянове было 24 двора. Крестьяне занимались земледелием и ткали шелка. Новый виток развития деревни связан с постройкой усадьбы надворного советника князя Ивана Трубецкого в 1811 году. Село стало быстро расти, а чуть позднее в нём был построен сохранившийся до наших дней храм Зосимы и Савватия, освящённый в 1842 году. В 80-е годы XIX века в Гольяново располагались мелкие ткацкие мастерские, кирпичный и свечной завод. В 1960 году район вошел в состав Москвы и началась его массовая застройка, а в 1963 открылась станция метро «Щёлковская». Тогда же в Гольяново появились промышленные предприятия, которые существуют здесь до сих пор: АООТ «Метромаш», АООТ «Абразивный завод», АООТ «Сокол», АООТ «Мосэлектроприбор», НИИ парашютостроения, НИИ «Циклон» и другие.

Жилые дома на ул. Камчатской в районе Гольяново. Фото: Commons.wikimedia.org / Andrewsson

Родина Саши Белого

Район Гольяново — типичный спальный район, который большинству москвичей известен в первую очередь благодаря «лихим девяностым». Тогда даже самые отъявленные бандиты знали, что на восток столицы лучше не соваться: здесь царила Измайловско-Гольяновская преступная группировка, она сформировалась из молодёжных банд в 80-х годах. Тогда её составляли в основном спортсмены, а авторитетами становились их «старшие товарищи», уже имевшие судимость. В 1990-е годы одним из её лидеров был Антон Измайловский , который, по одной из версий, стал прототипом Саши Белого в сериале «Бригада».

К 1995 году группировка насчитывала более 200 «бойцов», а её влияние распространялось далеко за пределы Гольяново. Бандиты «крышевали» торговые точки на Тверской, различные заведения в Сокольниках и в Перово. На счету группировки были многочисленные убийства, грабежи, разбои и другие преступления. Благодаря связям в правоохранительных органах, преступникам неоднократно удавалось уходить от ответственности: многие дела закрывались, и бандиты выходили на свободу. Эта группировка была единственной, о борьбе с которой подробно отчитывался перед депутатами, а потом и перед журналистами лично министр внутренних дел.

Пожарная часть в Гольяново. Фото: Commons.wikimedia.org / Andrewsson

В 1997 году был организован оперативный штаб для ликвидации группировки. Срочность его создания была связана с тем, что, по оперативным данным, участники преступной группы были связаны с покушением на вице-мэра Москвы Валерия Шанцева . В 1998 году было задержано большинство участников банды, и она прекратила свое существование.

Антон Измайловский ещё в середине 90-х годов понял, что времена меняются, и покинул Россию, поселившись в Израиле. Он вошел в руководство крупного холдинга и занимался производством и продажей алюминия. В последние годы жизни бывший лидер «измайловцев» увлёкся парашютным спортом. За его плечами было более 300 прыжков, последний из которых закончился трагедией: выполняя в 2001 году сложный элемент воздушной акробатики на границе с Кенией, Измайловский попал в воздушную яму, упал на землю с высоты более 200 метров и через несколько минут умер.

Храм Зосимы и Савватия в Гольяново. Фото: Commons.wikimedia.org / Lodo27

Гольяново сегодня

Сегодня Гольяново является одним из лидеров среди московских районов по числу краж, разбоев и убийств, но связано это не с организованной преступностью. Здесь одна из самых низких арендных ставок на жильё, большое количество мигрантов, промзон и парков, по которым ходить вечерами действительно нужно с опаской. Притягивает маргинальных личностей и крупнейший в России автовокзал: преступления в Гольяново часто совершают «гастролёры» (преступники из других городов).

Помимо преступности, у Гольяново есть серьёзные проблемы с экологией: здесь находятся крупнейшие в Москве промзоны, в том числе Калошино, входящая в тройку лидеров по выбросу ядовитых веществ в атмосферу столицы. Помимо этого, атмосферу загрязняет ТЭЦ-23 «Мосэнерго» и другие предприятия. В часы пик район парализуют пробки: добраться на общественном транспорте до метро «Щёлковская» бывает очень непросто, а сама станция испытывает перегрузки из-за автовокзала.

Однако сказать, что Гольяново — наихудший район Москвы, всё же нельзя: он стоит в одном ряду с такими «спальниками», как Чертаново, Выхино, Измайлово, Зюзино и др. Проблемы у всех этих районов одинаковые: власти строили дома, не учитывая потребности населения в культурном отдыхе. В Гольяново нет крупных культурных центров: театров, картинных галерей, музеев. В то же время живёт здесь 156 тысяч человек, что вполне сопоставимо с населением среднего европейского города.

Пруд, храм и эстетика 1990-х

И всё же отважному туристу есть что посмотреть в Гольяново.Главной достопримечательностью района является Гольяновский пруд, созданный в 1980-е годы на месте болота. Парк вокруг водоема облагородили в 2011 году, выложили дорожки тротуарной плиткой. На открытой сцене в парке группа «Звери» сняла клип на песню «Дожди-пистолеты». Бабаевский пруд — излюбленное место любителей плавания в проруби. Также турист может осмотреть храм Зосимы и Савватия, Гольяновское кладбище, фонтан на пересечении Уссурийской и Хабаровской улиц, зайти в подъезд дома № 2 на Алтайской улице, «памятника лихим девяностым». Дети, выросшие в этом общежитии в 1980-х годах, создали маленькую банду и промышляли мелкими кражами и грабежами. Именно с неё, как уверяют старожилы, и началась Измайловско-Гольяновская ОПГ. Также о переходных годах напоминает несколько ресторанов, в которых на собственной шкуре можно прочувствовать бандитскую эстетику.

Гольяновский пруд. Фото: Commons.wikimedia.org / Lodo27

47 магазинов и 20 школ

В плане социальной и транспортной инфраструктуры Гольяново мало чем отличается от других спальных районов Москвы. Здесь работают 6 поликлиник, кожно-венерологический диспансер, 20 школ, 28 детсадов. Также есть 47 магазинов, 8 аптек, 16 заведений общепита. На территории района ездят маршрутки, есть 4 троллейбусных и 10 автобусных маршрутов.

Цены

Квартиры в Гольяново — одни из самых дешёвых в пределах МКАД: квадратный метр здесь стоит 141 тысячу рублей, что ниже средней стоимости по Москве. Купить 30-метровую «однушку» на вторичном рынке можно за 4,2 млн, 50-метровую «двушку» — за 7 млн рублей. Самая дешёвая квартира в новостройке «Дом на Щёлковской» будет стоить 7,7 млн руб.

Первые сведения о Гольянове, давшем название на восходят к 60-м годам XVII в. Оно названо присёлком дворцового села Покровского-Рубцова. Селение лежало на холмах в верхнем течении реки Сосенки. Кругом шли равнинные места. Восточнее на планах второй половины XVIII в. обозначен впадавший в Сосенку Вешний исток, а северо-восточнее — Безымянный ручей. По их берегам тянулись сенокосы, а севернее присёлка начинался берёзовый и осиновый лес, где водились волки, лисицы и зайцы.

Гольяново располагалось на древней Хомутовской дороге, известной с XIV в. Она пролегала из Москвы к землям по Клязьме. По конечному пункту, селу Хомутову, тракт получил свое название. Позднее он потерял прежнее значение. Главной здесь стала Стромынская дорога, проходившая южнее Гольянова, и Хомутовский тракт стали считать ответвлением Стромынского пути.

Название села производят от слова «гольян», означавшего небольшую рыбку-вьюна. Согласно «Экономическим примечаниям» 1800 г., в верхнем течении Сосенки водились пескари и гольцы. Но вероятнее всего, село получило свое имя по прозвищу первопоселенца. Русское средневековье знает много подобных прозвищ — Карп, Волк, Заяц и т.п.

О ранней истории Гольянова известно очень мало. Переписная книга 1646 г. содержит подробное описание Покровской вотчины. Часть ее находилась севернее Стромынской дороги, на истоке и верхнем течении Сосенки. Но Гольянова в перечне «тянувших» к Покровскому деревень не встречается. Оно упоминается лишь в 1662 г. в документах Патриаршего приказа. Администрацию последнего интересовала построенная в присёлке деревянная церковь и её владения. На содержание храма шла «хлебная руга» из села Покровского, а причту была выделена десятина пашни и десятина покосов. Из документов XVIII-XIX вв. известно, что гольяновской церкви принадлежала земля в пустоши Троицкой на левом берегу Безымянного ручья.

Местный храм был посвящён соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Это посвящение довольно необычно для храмов к востоку от старой Москвы, ибо нигде более в указанном регионе не встречается. Его приход в 60-е годы XVII в. состоял из 58 дворов. Сюда входили не только жители Гольянова, но и крестьяне окрестных деревень — Черницыной, Абрамцевой, Кобылиной и Орефцевой. Все эти деревни упомянуты в переписной книге 1646 г. и легко локализуются по картам второй половины следующего столетия. Исключение составляет деревня Сыркова, «тянувшая» к Покровскому, но в XVIII в. обратившаяся в пустошь. О деревянной церкви Зосимы и Савватия сохранилось известие 1685 г. Оно находится в расходной книге Приказа Большого Дворца и сообщает о ремонте храма. Плотник Васька Васильев взялся перекрыть верх тесом за 10 рублей. Церковь стояла на самом высоком месте присёлка, к югу от речки Сосенки. В 1776 г. туда передали утварь упраздненной и разобранной Спасской церкви Красносельского дворца.

Гольяновом первоначально владел Приказ Большого Дворца, а затем, в XVIII в., Главная дворцовая канцелярия. Пашня и сенные покосы считались здесь «средственными», а основным богатством являлся близлежащий лес в 1209 десятин, составлявший часть обширного Лосиного острова. По данным конца XVIII в., здесь было 24 двора и 251 душа обоего пола. Крестьяне находились на оброке. Они занимались преимущественно земледелием, и лишь некоторые ткали шёлковые и бумажные материи, «но не на свои капиталы, а берут у купцов». Рассказывали, что, помимо прочего, они занимались браконьерством в окрестных рощах, вырубая лес, видимо, не только для себя, но и на продажу.

Гольяново не считалось доходным владением, и в начале XIX в. оно оказывается в руках частных лиц. В 1805 г. присёлок достался некоему Сергееву, а в 1811 г. оно значится за надворным советником князем Иваном Николаевичем Трубецким. Последний владел и окрестными селениями — деревнями Абрамцевой, Лукиной, Суковой и бывшим присёлком Измайлова Никольским.

Иван Николаевич Трубецкой (1898—1871), дослужившийся до звания генерал-майора, ставший сенатором и бывший одно время орловским губернатором (1842—1849), сохранял черты московского барина — важность, грузность и добродушие. Главным его имением близ Москвы было село Говорово, где находилась усадьба. Но в 1812 г. французы сожгли любимую усадьбу, так что князь был вынужден просить материальной помощи у предводителя дворянства на восстановление имения.

Гольяново же не испытало подобных разрушений. Поэтому туда перенесли усадьбу — построили деревянный барский дом. Присёлок стал селом и одновременно центром всех владений И.Н. Трубецкого в Московском уезде.

Очевидно, помещики являлись и основными вкладчиками на строительство каменного храма, освященного в 1842 г. на южной оконечности села (старый храм находился севернее, на берегу Сосенки). Доныне сохранившаяся церковь (находится на , 35) выстроена в стиле позднего классицизма. На основной объём кубической формы поставлен крупный цилиндрический барабан, увенчанный сферическим куполом с небольшой главкой. Северный и южный входы украшены портиками с колоннами дорического ордера, упрощенных и монументальных очертаний. Храм имеет два придела: святых Адриана н Натальи (северный) и Богоматери «Живоносный источник» (южный). Местное предание выводит название южного придела от находившегося поблизости целебного ручья.

После постройки в Гольянове усадьбы село сделалось центром небольшой округи и одно время стало быстро расти. Если в 1811 г. за присёлком числилось 22 крестьянских двора, то спустя пять лет (в 1816 г.) в Гольянове имелось 17 дворов дворовых людей, занимавшихся обслуживанием усадьбы, и 30 крестьянских со 180 душами обоего пола.

К середине XIX в. село с деревнями перешло от Ивана Николаевича Трубецкого к его жене Наталье Сергеевне. Вскоре владение было поделено на две части. За княгиней Н.С. Трубецкой остались Никольское и Лукино, в то время как Гольяново с соседними деревнями отошло ее сыну Петру Ивановичу.

Князь Пётр Иванович Трубецкой был довольно заметной фигурой второй половины XIX в. Он дослужился до звания сенатора и чина генерал-лейтенанта. Его женой была Эмилия Петровна Витгенштейн, дочь известного генерал-фельдмаршала князя П.Х. Витгенштейна, участника войны 1812 г. В 1862 г. Эмилия Петровна покупает Гольяново у мужа «с господскими строениями и заведениями», землёю и всеми временнообязанными крестьянами.

На середину XIX в. в Гольянове числилось 16 дворов дворовых людей и 35 крестьянских. Если в XVIII в. село располагалось по обоим берегам Сосенки, то теперь оно лежит только по ее левому берегу, по сторонам дороги, ведущей на юг. На карте 60-х годов XIX в. в северной части села, там, где в XVIII в. стояла деревянная церковь, показаны часовня и кладбище.

Перепись 1869 г. упоминает в Гольянове школу, построенную, очевидно, незадолго до этого. Тем не менее процент грамотности здешних крестьян оставался ниже среднего показателя по Московскому уезду, хотя к концу столетия количество грамотных и учащихся заметно выросло. Каждый третий житель умел читать, считать и писать.

Во второй половине XIX в. Гольяново росло незначительно, в отличие от расположенного рядом Черкизова. К 1869 г. тут насчитывалось 37 дворов и 277 человек обоего пола. К концу столетия численность населения оставалась практически на том же уровне. Все дома и дворы были деревянными. Крестьяне выращивали картофель, овес, в меньшей степени рожь. В конце XIX в. пахотная земля была разделена на 120 долей. Рядом с селом находились и предприятия — ткацко-краснльный и кирпичный заводы.

Согласно переписи 1926 г., в селе имелось 79 крестьянских и 47 прочих хозяйств, а население составляло 492 человека. В Гольянове располагались сельсовет, школа первой ступени, детский дом, меховая и ткацкая мастерские. В период коллективизации создается совхоз «Имени 10-летия Октября», специализировавшийся на свиноводстве. В 1930-е годы церковь была закрыта, а её помещение переоборудовали под макаронную фабрику. Богослужения в храме возобновились лишь в апреле 1990 г.

В состав Москвы Гольяново вошло в 1960 г., когда проложенная восточнее села Московская кольцевая автомобильная дорога определила новую границу города. Местность была распланирована, и на месте прежнего села появился район массовой жилой застройки с населением более 100 тыс. человек.

Черницыио

Рядом с Гольяновом находилась деревня Черницыио, чья история уходит в глубь веков. В XVI в. Алексеевскому девичьему монастырю принадлежала деревня Елнзарова-Черницына. Она располагалась в среднем течении речки Сосенки, по ее левому берегу севернее Стромынской дороги и западнее Хомутовского тракта. Судя по писцовой книге 1573 г., угодья, окружавшие деревню, состояли из почти 100 четей пашни и перелога. Землю здесь считали «худой», т.е. низкого качества. По берегам Сосенки ставили до 30 копен сена. Поблизости отмечен бор в 4 десятины. К сожалению, установить от кого монастырю досталось это владение, не представляется возможным.

В первой половине XVII в. цари приобрели к востоку от Москвы, в Васильцове стану ряд земель. К 1646 г. в числе последних оказалось и Черницыно с 7 крестьянскими дворами, приписанное к государеву селу Покровскому. С возникновением к востоку от деревни дворцового приселка Гольянова жители Черницыной вошли в приход гольяновской церкви Зосимы и Савватия.

В XVIII в. Черннцыной ведала Главная дворцовая канцелярия, а в XIX в. — Ведомство государственных имуществ. В конце XVIII в. эта деревня, обратившаяся в пустошь, числилась за селом Алексеевким на Яузе.

Император Павел I отдал пустошь Черницыну в командорственное держание митрополиту Платону, владевшему соседними Черкизовом и Колошином. При Александре I земли пустоши Черницыной были возвращены государству. Затем здесь образовалась деревня, которой владела жена статского советника Наталья Григорьевна Зайцева (урождённая Гейкинг), дочь погибшего в русско-турецкую войну подполковника Гейкинга и бывшая фрейлина великой княгини Александры Павловны. Отсюда известно и другое название поселения — «Натальин высёлок», но оно употреблялось реже. В 1807 г. владелица Черницьша отпускает здешних крестьян в «вольные хлебопашцы» — по данным 1811 г., таковых числилось 5 дворов с 14 душами мужского пола.

Местная легенда об образовании Черннцына была записана одним из земских статистиков в начале 1880-х годов: «Селение образовалось с 1808 г.; были выселены из села Гольянова. Родоначальник этой деревни Филипп Иванов был бурмистром (управляющим имением. — Авт.). Барин в благодарность за его службу предложил ему выкупиться со всей родней. Родни оказалось 11 душ; выкупились за 9 тыс. рублей ассигнациями. Таким образом, эта деревня состоит из родственников».

По-видимому, эта легенда близка к истине. Перевод в «вольные хлебопашцы» был замаскированным выкупом, осуществленным за очень большую сумму. Очевидно, что Филипп Иванов был предприимчивым человеком, который сумел скопить сбережения. Это неудивительно, если учесть тот факт, что среди жителей этой деревни в XIX в. было немало старообрядцев, которые славились своим трудолюбием и рачительностью. Здесь же в 1840-х годах действовала известная старообрядческая община, возглавляемая купцом и предпринимателем (владельцем воскобелильного предприятия) Дмитрием Андреевым. Отколовшийся от Преображенских староверов Феодосеевского беспоповского толка, он выступил за пересмотр одного из принципиальных положений бывших единоверцев — вопроса о браке.

В 1812 г. Черннцыно разграбили французы. «Разграблено неприятелем: хлеба ржи 150, овса 375, гречи 65 четвертей, сена 6500 пудов, соломы ржаной и яровой 130 овинов», — значилось в описи ущерба деревни.

Черннцыно росло медленно. По данным X ревизии (1857), в деревне числилось 7 дворов с 53 душами обоего пола. В 1869 г. здесь находилось 15 дворов, а к концу века — 17 дворов с 58 жителями. Процент грамотных был очень высоким — 46%, причем считать, читать и писать умело почти все мужское население деревни. Крестьяне занимались выращиванием картофеля и овса. К концу XIX в. они полностью выкупили у государства свои земли, которые поделили на 9 долей.

Экономический рост страны в эпоху капитализма и близость к огромному городу заметно отразились на истории деревни. Помимо кустарного производства здесь в 60-е годы XIX в. работала бумаготкацкая фабрика, а в 1880-е годы находились два небольших предприятия по выпуску тканевых одеял, принадлежавших богатым крестьянам Василию и Николаю Тюняевым.

В 1920-е годы Черннцыно входило в Разннскую волость Подмосковья, ближайшую к столице с востока. Здесь числилось 18 крестьянских хозяйств, а население состояло из 128 человек. При деревне отмечен кожзавод «Мосгико».

В состав Москвы деревня вошла в 1960 г. Её территория была вскоре застроена жилыми домами, а историческое имя поселения сохранилось лишь в названии небольшого .


По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Район Гольяново входит в состав Восточного административного округа города Москвы.

Площадь района 1178 га. Численность населения - около 159 тыс. чел.

На территории района Гольяново города Москвы находятся 1 станция метро (Щёлковская ).

Гольяново - район в Восточном административном округе города Москвы, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование. 6-й по населению и 15-й по площади район города, расположен между Щёлковским шоссе и парком Лосиный Остров (парк частично расположен на территории района), примыкает к МКАД.

Первые сведение о Гольянове, или Гальянове, восходят к 60-м гг. XVII в. Оно называется приселком дворцового села Покровского. Поселение лежало на холмах в верхнем течении речки Сосенки. Кругом шли равнинные места. Восточнее на планах второй половины XVIII в. обозначен впадавший в Сосенку Вешний исток, а северо-восточнее - Безымянный ручей. По берегам небольших речек лежали иловатые почвы, занятые, под сенокосы. Севернее приселка начинался березовый и осиновый лес, где водились волки, лисы и зайцы.

Гольяново лежало на древней Хомутовской дороге, которая вела из Москвы к великокняжеским бортям на реке Клязьме. По конечному пункту, селу Хомутову, тракт и получил название. Триста лет назад он потерял прежнее значение. Главной здесь стала Стромынская дорога, проходившая южнее Гольянова, а Хомутовку стали считать веткой Стромынского пути.

Название "Гольяново" происходит от слова "гальян", что, согласно В.Далю, обозначает небольшую рыбку-вьюна. "Гальянить" в старое время значило ловить мелкую рыбу. Имеет ли отношение "Гальяново" к ловле "гальяна"? Согласно "Экономическим примечаниям" 1800г., в верхнем течении Сосенки водились, в основном, пескари и гольцы. Но в XVII в. гальяна не считали ценной породой, скорее, сорной рыбой - к государеву столу подавали осетра, стерлядей, лососей, щуку, лещей и судаков.

Очевидно, "гальян" - это прозвище одного из первопоселенцев. Русское Средневековье знает много подобных "имен" - Волк, Заяц и др. В пользу давней заселенности окрестных мест говорит находка клада серебряных монет, зарытых около 17г. и найденных лишь в наше время близ станции метро "Щелковская".

Район Гольяново – один из крупнейших районов не только в составе Восточного административного округа, но и в Москве, как по занимаемой территории, так и по численности населения.

В районе издаётся газета «Гольяново». В районе действует несколько компьютерных сетей и студия кабельного телевидения

Граница района

Граница района Гольяново проходит: по оси Щёлковского шоссе , далее по оси полосы отвода Малого кольца Московской железной дороги (МЖД), оси полосы отвода подъездной железнодорожной ветки на ТЭЦ-23, южной границе ТЭЦ-23, далее по 59-й просеке, пересекая территорию Государственного природного национального парка «Лосиный остров», городской черте г. Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог) до

Первые сведения о Гольянове, давшем название нынешнему району на востоке современной Москвы восходят к 60-м годам XVII в. Оно названо присёлком дворцового села Покровского-Рубцова. Селение лежало на холмах в верхнем течении реки Сосенки. Кругом шли равнинные места. Восточнее на планах второй половины XVIII в. обозначен впадавший в Сосенку Вешний исток, а северо-восточнее — Безымянный ручей. По их берегам тянулись сенокосы, а севернее присёлка начинался берёзовый и осиновый лес, где водились волки, лисицы и зайцы.

Гольяново располагалось на древней Хомутовской дороге, известной с XIV в. Она пролегала из Москвы к землям по Клязьме. По конечному пункту, селу Хомутову, тракт получил свое название. Позднее он потерял прежнее значение. Главной здесь стала Стромынская дорога, проходившая южнее Гольянова, и Хомутовский тракт стали считать ответвлением Стромынского пути.

Название села производят от слова «гольян », означавшего небольшую рыбку-вьюна. Согласно «Экономическим примечаниям» 1800 г., в верхнем течении Сосенки водились пескари и гольцы. Но вероятнее всего, село получило свое имя по прозвищу первопоселенца. Русское средневековье знает много подобных прозвищ — Карп, Волк, Заяц и т.п.

О ранней истории Гольянова известно очень мало. Переписная книга 1646 г. содержит подробное описание Покровской вотчины. Часть ее находилась севернее Стромынской дороги, на истоке и верхнем течении Сосенки. Но Гольянова в перечне «тянувших » к Покровскому деревень не встречается. Оно упоминается лишь в 1662 г. в документах Патриаршего приказа. Администрацию последнего интересовала построенная в присёлке деревянная церковь и её владения. На содержание храма шла «хлебная руга» из села Покровского, а причту была выделена десятина пашни и десятина покосов. Из документов XVIII-XIX вв. известно, что гольяновской церкви принадлежала земля в пустоши Троицкой на левом берегу Безымянного ручья.

Местный храм был посвящён соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Это посвящение довольно необычно для храмов к востоку от старой Москвы, ибо нигде более в указанном регионе не встречается. Его приход в 60-е годы XVII в. состоял из 58 дворов. Сюда входили не только жители Гольянова, но и крестьяне окрестных деревень — Черницыной, Абрамцевой, Кобылиной и Орефцевой. Все эти деревни упомянуты в переписной книге 1646 г. и легко локализуются по картам второй половины следующего столетия. Исключение составляет деревня Сыркова, «тянувшая » к Покровскому, но в XVIII в. обратившаяся в пустошь. О деревянной церкви Зосимы и Савватия сохранилось известие 1685 г. Оно находится в расходной книге Приказа Большого Дворца и сообщает о ремонте храма. Плотник Васька Васильев взялся перекрыть верх тесом за 10 рублей. Церковь стояла на самом высоком месте присёлка, к югу от речки Сосенки. В 1776 г. туда передали утварь упраздненной и разобранной Спасской церкви Красносельского дворца.

Гольяновом первоначально владел Приказ Большого Дворца, а затем, в XVIII в., Главная дворцовая канцелярия. Пашня и сенные покосы считались здесь «средственными », а основным богатством являлся близлежащий лес в 1209 десятин, составлявший часть обширного Лосиного острова. По данным конца XVIII в., здесь было 24 двора и 251 душа обоего пола. Крестьяне находились на оброке. Они занимались преимущественно земледелием, и лишь некоторые ткали шёлковые и бумажные материи, «но не на свои капиталы, а берут у купцов». Рассказывали, что, помимо прочего, они занимались браконьерством в окрестных рощах, вырубая лес, видимо, не только для себя, но и на продажу.

Гольяново не считалось доходным владением, и в начале XIX в. оно оказывается в руках частных лиц. В 1805 г. присёлок достался некоему Сергееву, а в 1811 г. оно значится за надворным советником князем Иваном Николаевичем Трубецким. Последний владел и окрестными селениями — деревнями Абрамцевой, Лукиной, Суковой и бывшим присёлком Измайлова Никольским.

Иван Николаевич Трубецкой (1898 —1871), дослужившийся до звания генерал-майора, ставший сенатором и бывший одно время орловским губернатором (1842 —1849), сохранял черты московского барина — важность, грузность и добродушие. Главным его имением близ Москвы было село Говорово, где находилась усадьба. Но в 1812 г. французы сожгли любимую усадьбу, так что князь был вынужден просить материальной помощи у предводителя дворянства на восстановление имения.

Гольяново же не испытало подобных разрушений. Поэтому туда перенесли усадьбу — построили деревянный барский дом. Присёлок стал селом и одновременно центром всех владений И.Н. Трубецкого в Московском уезде.

Очевидно, помещики являлись и основными вкладчиками на строительство каменного храма, освященного в 1842 г. на южной оконечности села (старый храм находился севернее, на берегу Сосенки). Доныне сохранившаяся церковь (находится на Байкальской ул., 35) выстроена в стиле позднего классицизма. На основной объём кубической формы поставлен крупный цилиндрический барабан, увенчанный сферическим куполом с небольшой главкой. Северный и южный входы украшены портиками с колоннами дорического ордера, упрощенных и монументальных очертаний. Храм имеет два придела: святых Адриана н Натальи (северный ) и Богоматери «Живоносный источник» (южный ). Местное предание выводит название южного придела от находившегося поблизости целебного ручья.

После постройки в Гольянове усадьбы село сделалось центром небольшой округи и одно время стало быстро расти. Если в 1811 г. за присёлком числилось 22 крестьянских двора, то спустя пять лет (в 1816 г.) в Гольянове имелось 17 дворов дворовых людей, занимавшихся обслуживанием усадьбы, и 30 крестьянских со 180 душами обоего пола.

К середине XIX в. село с деревнями перешло от Ивана Николаевича Трубецкого к его жене Наталье Сергеевне. Вскоре владение было поделено на две части. За княгиней Н.С. Трубецкой остались Никольское и Лукино, в то время как Гольяново с соседними деревнями отошло ее сыну Петру Ивановичу.

Князь Пётр Иванович Трубецкой был довольно заметной фигурой второй половины XIX в. Он дослужился до звания сенатора и чина генерал-лейтенанта. Его женой была Эмилия Петровна Витгенштейн, дочь известного генерал-фельдмаршала князя П.Х. Витгенштейна, участника войны 1812 г. В 1862 г. Эмилия Петровна покупает Гольяново у мужа «с господскими строениями и заведениями», землёю и всеми временнообязанными крестьянами.

На середину XIX в. в Гольянове числилось 16 дворов дворовых людей и 35 крестьянских. Если в XVIII в. село располагалось по обоим берегам Сосенки, то теперь оно лежит только по ее левому берегу, по сторонам дороги, ведущей на юг. На карте 60-х годов XIX в. в северной части села, там, где в XVIII в. стояла деревянная церковь, показаны часовня и кладбище.

Перепись 1869 г. упоминает в Гольянове школу, построенную, очевидно, незадолго до этого. Тем не менее процент грамотности здешних крестьян оставался ниже среднего показателя по Московскому уезду, хотя к концу столетия количество грамотных и учащихся заметно выросло. Каждый третий житель умел читать, считать и писать.

Во второй половине XIX в. Гольяново росло незначительно, в отличие от расположенного рядом Черкизова. К 1869 г. тут насчитывалось 37 дворов и 277 человек обоего пола. К концу столетия численность населения оставалась практически на том же уровне. Все дома и дворы были деревянными. Крестьяне выращивали картофель, овес, в меньшей степени рожь. В конце XIX в. пахотная земля была разделена на 120 долей. Рядом с селом находились и предприятия — ткацко-краснльный и кирпичный заводы.

Согласно переписи 1926 г., в селе имелось 79 крестьянских и 47 прочих хозяйств, а население составляло 492 человека. В Гольянове располагались сельсовет, школа первой ступени, детский дом, меховая и ткацкая мастерские. В период коллективизации создается совхоз «Имени 10-летия Октября», специализировавшийся на свиноводстве. В 1930-е годы церковь была закрыта, а её помещение переоборудовали под макаронную фабрику. Богослужения в храме возобновились лишь в апреле 1990 г.

В состав Москвы Гольяново вошло в 1960 г., когда проложенная восточнее села Московская кольцевая автомобильная дорога определила новую границу города. Местность была распланирована, и на месте прежнего села появился район массовой жилой застройки с населением более 100 тыс. человек.

Черницыно

Рядом с Гольяновом находилась деревня Черницыно, чья история уходит в глубь веков. В XVI в. Алексеевскому девичьему монастырю принадлежала деревня Елнзарова-Черницына. Она располагалась в среднем течении речки Сосенки, по ее левому берегу севернее Стромынской дороги и западнее Хомутовского тракта. Судя по писцовой книге 1573 г., угодья, окружавшие деревню, состояли из почти 100 четей пашни и перелога. Землю здесь считали «худой », т.е. низкого качества. По берегам Сосенки ставили до 30 копен сена. Поблизости отмечен бор в 4 десятины. К сожалению, установить от кого монастырю досталось это владение, не представляется возможным.

В первой половине XVII в. цари приобрели к востоку от Москвы, в Васильцове стану ряд земель. К 1646 г. в числе последних оказалось и Черницыно с 7 крестьянскими дворами, приписанное к государеву селу Покровскому. С возникновением к востоку от деревни дворцового приселка Гольянова жители Черницыной вошли в приход гольяновской церкви Зосимы и Савватия.

В XVIII в. Черннцыной ведала Главная дворцовая канцелярия, а в XIX в. — Ведомство государственных имуществ. В конце XVIII в. эта деревня, обратившаяся в пустошь, числилась за селом Алексеевким на Яузе.

Император Павел I отдал пустошь Черницыну в командорственное держание митрополиту Платону, владевшему соседними Черкизовом и Колошином. При Александре I земли пустоши Черницыной были возвращены государству. Затем здесь образовалась деревня, которой владела жена статского советника Наталья Григорьевна Зайцева (урождённая Гейкинг), дочь погибшего в русско-турецкую войну подполковника Гейкинга и бывшая фрейлина великой княгини Александры Павловны. Отсюда известно и другое название поселения — «Натальин высёлок», но оно употреблялось реже. В 1807 г. владелица Черницьша отпускает здешних крестьян в «вольные хлебопашцы» — по данным 1811 г., таковых числилось 5 дворов с 14 душами мужского пола.

Местная легенда об образовании Черннцына была записана одним из земских статистиков в начале 1880-х годов: «Селение образовалось с 1808 г.; были выселены из села Гольянова. Родоначальник этой деревни Филипп Иванов был бурмистром (управляющим имением. — Авт.). Барин в благодарность за его службу предложил ему выкупиться со всей родней. Родни оказалось 11 душ; выкупились за 9 тыс. рублей ассигнациями. Таким образом, эта деревня состоит из родственников».

По-видимому, эта легенда близка к истине. Перевод в «вольные хлебопашцы» был замаскированным выкупом, осуществленным за очень большую сумму. Очевидно, что Филипп Иванов был предприимчивым человеком, который сумел скопить сбережения. Это неудивительно, если учесть тот факт, что среди жителей этой деревни в XIX в. было немало старообрядцев, которые славились своим трудолюбием и рачительностью. Здесь же в 1840-х годах действовала известная старообрядческая община, возглавляемая купцом и предпринимателем (владельцем воскобелильного предприятия) Дмитрием Андреевым. Отколовшийся от Преображенских староверов Феодосеевского беспоповского толка, он выступил за пересмотр одного из принципиальных положений бывших единоверцев — вопроса о браке.

В 1812 г. Черннцыно разграбили французы. «Разграблено неприятелем: хлеба ржи 150, овса 375, гречи 65 четвертей, сена 6500 пудов, соломы ржаной и яровой 130 овинов», — значилось в описи ущерба деревни.

Черннцыно росло медленно. По данным X ревизии (1857 ), в деревне числилось 7 дворов с 53 душами обоего пола. В 1869 г. здесь находилось 15 дворов, а к концу века — 17 дворов с 58 жителями. Процент грамотных был очень высоким — 46%, причем считать, читать и писать умело почти все мужское население деревни. Крестьяне занимались выращиванием картофеля и овса. К концу XIX в. они полностью выкупили у государства свои земли, которые поделили на 9 долей.

Экономический рост страны в эпоху капитализма и близость к огромному городу заметно отразились на истории деревни. Помимо кустарного производства здесь в 60-е годы XIX в. работала бумаготкацкая фабрика, а в 1880-е годы находились два небольших предприятия по выпуску тканевых одеял, принадлежавших богатым крестьянам Василию и Николаю Тюняевым.

В 1920-е годы Черннцыно входило в Разннскую волость Подмосковья, ближайшую к столице с востока. Здесь числилось 18 крестьянских хозяйств, а население состояло из 128 человек. При деревне отмечен кожзавод «Мосгико ».

В состав Москвы деревня вошла в 1960 г. Её территория была вскоре застроена жилыми домами, а историческое имя поселения сохранилось лишь в названии небольшого Черницынского проезда.

У Москвы богатая и славная история. Но даже солидная летопись не будет полной без убористых страничек, повествующих о прошлом и настоящем различных уголков большого и шумного города, который щедро вобрал в себя окрестные поселки и деревушки, сделав своей неотъемлемой частью.
Итак, первые рукописные сведения о селе с названием Гольяново появились в 60-е годы XVII века. Оно считалось приселком дворцового села Покровского, вотчиной «тишайшего» царя Алексея Михайловича. Лежало поселение на холмах в верхнем течении реки Сосенки на старинной Хомутовской дороге, которая вела из Москвы к великокняжеским бортям на реке Клязьме, упираясь в деревушку Хомутовку, давшую свое имя тракту. А вокруг, сколько глаз хватало, простиралась величественная среднерусская равнина. Три века назад Хомутовский тракт потерял прежнее значение. Главной стала Стромынская дорога, проходившая южнее Гольянова. Хомутовка же сегодня - это Щелковское шоссе.
Давнюю историю этих мест подтвердил найденный вблизи станции метро «Щелковская» клад серебряных монет, зарытых около 1607 года.
Название Гольяново происходит от слова «гальян», что, согласно Толковому словарю В.И. Даля, обозначает небольшую рыбку – вьюна, в изобилии водившуюся в местных водоемах. А их, кроме Сосенки и ее притоков, было еще два. Один пробегал по местности, где нынче стоят дома 19 (корп. 1) и 20 по улице Хабаровской.

В старину даже словечко такое в обиходе было – «гальянить», то есть ловить мелкую рыбешку. По всей видимости, в здешних местах популярен был этот промысел. Во всяком случае, у историков даже термин сложился: лингвистическая «археология», то есть на основании исследования топинимов, исторических суффиксов и иных морфем снимать один культурный пласт за другим и приоткрывать покров с веков...
Но этот исторический источник дает простор разнообразным гипотезам. А вот и солидный труд – «Экономические примечания» за 1800 год. Читаем и узнаем, что в верхнем течении Сосенки водились преимущественно пескари и гольцы. Позвольте, а гальян-то где? Дело в том, что в XVII веке эту живность с плавниками просто не принимали всерьез, считали пустяковой, сорной рыбой. Вестимо, ведь к государеву столу подавали осетров, стерлядей, лососей, щуку, лещей да судаков. Да что там царь – даже народ попроще знавал вкус если и не осетров да стерлядей, то уж щук и судаков - определенно. Этому и свидетельства есть: Емеля с волшебной щукой, исполнявшей его сумасбродные желания, да добрый молодец, который «вдоль по Питерской – по Тверской-Ямской» «судака тащит кума-душечке».
Можно еще предположить, что «Гальяном» звали одного из первопоселенцев здешних мест. Русское средневековье знает много подобных прозвищ, ставших потом именами собственными – фамилиями, названиями местностей: Волк, Заяц, Топтыгин...
Территорию района условно можно поделить на три исторические зоны, в границах которых в XVII веке по течению реки Сосенки возникли деревни Калошино, Черницыно, Гольяново. Восточнее на планах второй половины XVIII века обозначен впадавший в Сосенку Вешний исток, а северо-восточнее – Безымянный ручей.

На берегах небольших речек и прудов были илистые почвы. На заливных лугах колосились сочные дружные травы. Вокруг приселка рос березовый и осиновый лес. Там водились волки, лисы и зайцы. В наши дни речка Сосенка течет под землей, по трубам.
Сведений о ранней истории Гольянова немного. В переписной книге 1646 года подробно описываются владения государева села Покровского, которое располагалось в пределах современной Бакунинской улицы. Простирались они на север, за Стромынскую дорогу, облюбовав исток и верхнее течение Сосенки. Но имени Гольянова мы не найдем в перечне селений.
Оно упоминается приселком (то есть окраинной частью) Покровского лишь с 1662 года в документах патриарших приказов. Административное внимание привлекла построенная здесь деревянная церковь и ее владения. Священники не только получали «хлебную ругу», то есть содержание, из села Покровского, но, кроме того, за храмом числились две десятины пахотной земли да покосов. На эти доходы и существовал приход. Известно, что в XVIII и XIX веках церковь владела земельными угодьями и пустошью Троицкой на левом берегу Безымянного ручья.

Церковь в Гольянове была освящена во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Это единственный храм в Москве, избравший своими небесными покровителями соловецких монахов-мучеников.
В 60-е годы XVII века приход состоял из 58 дворов. Сюда входили не только жители Гольянова, но и крестьяне окрестных деревень – Черницына, Абрамцева, Кобылина и Орефцева. Эти названия упомянуты в писцовой книге 1646 года. Их несложно отыскать на картах более позднего времени, столетие спустя. Исключение составляет деревня Сырково, опустевшая к XVIII столетию.
До нас дошли сведения 1685 года, повествующие о деревянной церкви Зосимы и Савватия. Расходная книга приказа Большого дворца сообщает, что плотник Васька Васильев взялся перекрыть верх церкви тесом за десять рублей. Храм стоял на самом высоком месте приселка, к югу от речки Сосенки. В 1777 году туда передали утварь упраздненной и разобранной Спасской церкви Красносельского дворца.
По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 года сельцо Гольяново считалось приселком села Покровского, уезда Васильцова стана, Радонежской десятины. Гольяновым первоначально ведал приказ Большого дворца, а затем императорская вотчинная контора. В 1800 году здесь насчитывалось 24 двора, в которых проживали семьи - всего 251 человек. Крестьяне несли оброк, занимались хлебопашеством – здесь были плодородные, хорошо орошаемые почвы. Правда, некоторые совершенствовались в ремесле - ткали шелковые и бумажные материи, «но не на свои капиталы», которых не хватало, чтобы развернуть производство. Одалживались у купцов, как сообщали сохранившиеся документы. Дошла до нас и информация о нелегальном промысле: мужики браконьерствовали в окрестных рощах, вырубали лес. Скорее всего, не только для себя, но и на продажу. Тем не менее, владения не считались доходными, поэтому с начала XIX века и были проданы в частные руки.
Пашня и сенные покосы считались здесь «средственными». Главное же богатство – это близкий лес в 1209 десятин, часть роскошного Лосиного острова.

В 1805 году приселок достался князю Сергееву. Спустя шесть лет владелец сменился. Им стал надворный советник князь Иван Николаевич Трубецкой, простиравший свою власть также и на окрестные селения – деревни Абрамцево, Лукино, Суково и на бывший дворцовый приселок Никольское. Главным владением И.Н. Трубецкого в Московской округе было село Говорово, где находилась главная усадьба. Ее сожгли французы в 1812 году. Князь, оскудев средствами, попросил материальную помощь у предводителя дворянства на восстановление имения.
Гольяново избежало столь печальной участи. Поэтому туда и перенесли княжескую усадьбу, построив деревянный барский дом. Приселок стал селом и одновременно центром всех владений И.Н. Трубецкого в Московском уезде.
В 1813 году князь описал ущерб, понесенный им в ходе Отечественной войны. Благодаря этому до нас дошли не только интересные сведения о Гольянове, но и о его владельце. Князь Иван Николаевич Трубецкой, надворный советник и кавалер, владел в Москве двумя каменными особняками. Это была солидная недвижимость, оцененная в двести тысяч рублей. Поэтому когда пожар 1812 года испепелил пол-Москвы, благосостоянию князя был нанесен ощутимый урон. Впрочем, он владел именьями в нескольких губерниях России. В одном лишь Московском уезде ему принадлежали пять деревень. Гольяново пострадало, пожалуй, меньше других. Здесь остановилось на постой Владимирское ополчение, а затем приютились крестьяне-погорельцы из соседнего Щитникова.
Жили в тесноте и антисанитарии. Инфекция распространялась стремительно. Мор косил население. Крестьянские семьи были разорены опустошительной войной и перестали заниматься ткачеством. Хотя мужики «не всего своего достояния... лишены, а только части оного», «осталось у самого малого числа, у целых семейств по одной лошади и по одной рогатой скотине, а у большей части и сего малейшего количества нет». В этих скупых и угловатых фразах – трагедия простого сословия, вынесшего на своих плечах тяготы войны и не имеющего права не только на помощь, но даже на жалобы...
Помещик же сетовал, что не получил с крестьян и трети оброка, так что на яровой хлеб не осталось семян. «Средств других не имею, кроме продажи некоторой части моего имения, а по всем вышеобъясненным обстоятельствам, нужно ли мне каковое-либо пособие, предоставляю благорассмотрению начальства».
И начальство вошло в положение. В Гольянове появилась новая усадьба. Село стало центром небольшой округи и пустилось в рост. В 1811 году за приселком числилось 22 крестьянских двора, а спустя пять лет здесь уже 17 домов дворовых людей, занятых обслуживанием усадьбы, и 30 крестьянских домов, в которых проживало 180 мужчин и женщин.
Помещик выстроил на юге села в стиле позднего классицизма новый каменный храм во имя соловецких святых Зосимы и Савватия. Его освятили в 1842 году. Деревянная церковь ранней постройки находилась севернее, на берегу речки Сосенки. Архитектурное решение нового храма довольно лаконично: на основной объем кубической формы поставлен крупный цилиндрический барабан, увенчанный сферическим куполом с небольшой главкой. Северный и южный входы украшены портиками с колоннами дорического ордера, упрощенных и монументальных очертаний. Храм имеет два придела: северный – Адриана и Натальи и южный – Богоматери «Живоносный источник».
Местное предание объясняет название южного придела близостью целебного ручья (церковь находится по адресу: ул. Байкальская, 35). В прошлом веке церковь смотрелась более ажурной благодаря парапетам и ампирным украшениям над окнами и дверьми, ныне утраченным. В 1890 году колокольню надстроили третьим ярусом по проекту почетного гражданина Василия Баранова. Она украсилась красивым луковичным куполом и киотами. В убранстве использовались не только классические приемы, архитектор обращался и к национальным русским мотивам.
К середине XIX века хозяйкой этих земель становится жена князя Трубецкого – Наталья Сергеевна. Ей наследует сын Петр. Из переписи 1869 года мы знаем, что в Гольяново работала земская школа, ее попечителем был зажиточный крестьянин Н.Г. Тюняев, державший небольшую фабрику по производству тканевых одеял. Однако процент грамотных крестьян здесь был невысок, ниже среднего показателя по Московскому уезду. Только к концу столетия грамотных стало больше: каждый третий умел читать, считать и писать.
В 80-е годы XIX века близ Гольянова располагались мелкие ткацкие заведения Лобачева, Кузьмичева, Бутылочкина, Колкунова. Выглядели они достаточно скромно: в просторной избе устанавливалось несколько ткацких станов. Этого было достаточно, чтобы запустить мелкокустарное производство.
По наблюдению современника, «в Абрамцеве ткацкие избы крыты исключительно соломой, в Гольянове – железом, а в Черницыне – железом либо тесом». Как правило, на небольшой фабричке в Гольянове работало до 15 человек. Это были семейные предприятия зажиточных крестьян, где каждый выполнял посильную работу. Если была потребность в дополнительной силе – брали поденщиков, в первую очередь - из местных жителей, потом уже приглашались пришлые. Кустари изготавливали, как правило, одеяла – товар ходовой.
Неподалеку располагался кирпичный завод купца Венедикта Веденеева и свечной завод Московского Епархиального ведомства, основанный в 1884 году. Это одно из наиболее прибыльных предприятий в пределах всего Московского промышленного района. Здесь работали всего 62 человека. Господствовал ручной труд. Тем не менее, производительность завода была достаточно высока. За год выпускали свечей на 793 тыс. руб. По выходу конечного продукта гольяновский свечной заводик превосходил такие машиностроительные гиганты Москвы, как завод Донгауэра и Кайзера (объем валового производства - 650 тыс. руб. в год) или завод Бромлея (750 тыс. руб. в год). Безусловно, продажа церковных свечей была прибыльным делом. Казна Московской епархии обогащалась. Вспоминается яркий персонаж И.Ильфа и Е. Петрова из «Двенадцати стульев» - отец Федор, который стремился добраться до бриллиантов тещи Кисы Воробьянинова, дабы построить заветный свечной заводик.
Петр Иванович Трубецкой был известной фигурой в России второй половины XIX века. Он дослужился до звания сенатора и получил чин генерал-лейтенанта русской армии. Был женат на Эмилии Петровне Витгенштейн, дочери известного генерал-фельдмаршала князя П.Х. Витгенштейна, участника войны с Наполеоном. В 1862 году Эмилия Петровна покупает Гольяново у мужа «с господскими строениями и заведениями», землею и всеми крестьянами.
В середине 19 столетия в Гольянове уже 16 домов дворовых людей и 35 – крестьянских. Если прежде село располагалось по двум берегам Сосенки, то к этому времени потеснилось на левый ее берег, поближе к южной дороге, ведущей в сторону Юрьевского (Стромынского) тракта. На карте 60-х годов XIX века можно рассмотреть, что в северной части села, там, где в XVIII веке стояла деревянная церковь, появилось кладбище с часовней.
Во второй половине XIX века темпы роста Гольянова снизились, особенно по сравнению с соседним Черкизовым. По статистике, к 1869 году здесь насчитывалось 37 дворов с 277 жителями. Все постройки были деревянными. Крестьяне выращивали преимущественно картофель, овес, в меньшей степени - рожь.
После отмены крепостного права пахотная земля была разделена на 120 долей. Помещичья усадьба значилась за Товариществом Балашинской мануфактуры. Крупные наделы земли оказались в руках купцов. В 1872 году душеприказчик князя П.И. Трубецкого продает огромный надел в 2353 десятины при селах Гольяново, Никольское и окружавших их деревнях купцу А.Н. Прибылову.
Перешагиваем рубеж XX столетия. В 1926 году в Гольянове было 79 крестьянских и 47 прочих хозяйств, а население составляло 492 человека. Работали сельсовет, школа I ступени, детский дом, меховая и ткацкая мастерские. В период коллективизации возник свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября.
Началась эпоха тотального атеизма. В начале тридцатых годов прекратились службы в сельской церкви. Ее превратили в макаронную фабрику. Только спустя долгие годы безверия, в апреле 1990 года, под сводами оскверненного храма вновь вознеслась ввысь молитва.

В состав Москвы Гольяново вошло в 1960 году. Тогда проложенная восточнее села кольцевая автомагистраль – МКАД определила новую границу столицы.
Через вчерашнее село протянулись новые улицы - Байкальская, Алтайская, Уральская, Хабаровская... Словно грибы после дождя, здесь появлялись все новые и новые жилые дома. Сейчас Гольяново - один из крупнейших столичных микро­районов. Здесь проживает более 156 тысяч человек. По российским масштабам, это население приличного районного города. (К слову сказать, в Великом Новгороде – 210 тысяч жителей). Ну а по масштабам европейским, это довольно-таки солидный город! Ведь все население той же Норвегии – всего три миллиона!
Сегодня наш район продолжает активно жить, развиваться. Он устремлен в будущее.