Я русский умираю но не сдаюсь. «Я умираю, но не сдаюсь». Когда погиб последний защитник Брестской крепости

Нередко находясь в смертельной критической ситуации, человек оставляет какое-нибудь сообщение или письмо о том, что же с ним произошло и в каковы обстоятельства его нынешнего положения. Таким образом он дает о себе знать и очень часто та информация, которую он предоставил, позволяет понять всю суть и логику произошедших с ним событий. Это нормальная психологическая ситуация - находясь практически в безвыходном для себя положении, человек все же хочет, чтобы его услышали или увидели люди, которые смогли бы понять его. На войне оставленные солдатами либо офицерами записи позволяли понять, что же все-таки случилось с их подразделением и какова его дальнейшая судьба. Один из самых ярких недавних примеров, когда оставленная запись пролила свет на происходящее с людьми, оказавшимся в смертельной опасности - это записка капитан-лейтенанта Д.Колесникова, члена экипажа затонувшей в 2000 году подлодки АПРК "Курск". Как выяснилось из этой записки, экипаж атомной подводной лодки погиб не полностью и сконцентрировался в последнем, еще пока незатопленном 9-ом отсеке подлодки. Но помимо записок, которые оставляют люди в критической ситуации для себя, также весьма распространены так называемые записи на камнях. Камни тоже могут говорить, проливая свет на происходящее с людьми. "Говорящие камни" - это памятники тем людям, которые решили напоследок заявить о себе и донести эту информацию другим. Наиболее яркий пример "говорящих камней" - это надписи на стенах Бресткой крепости.


Совсем недавно энтузиасты и активные участники форума http://fortification.ru/forum/index.php?topic=3453.255 обнаружили надписи на стенах кольцевой казармы в юго-западной части Центрального острова (левее от Тереспольских ворот). Этот участок кольцевой казармы - наиболее сохранившийся и не подвергавшийся реставрации. Помимо традиционных надписей "Здесь был Коля" или "Светка + Леха = любовь" можно встретить и автографы с фамилиями военнослужащих Брестской крепости.


Надписи были датированы 1931, 1940 и иными годами и содержали, в основном, фамилии тех, кто эти надписи оставил.


Попадались даже надписи на грузинском языке.
Любопытный на самом деле факт, неплохо было бы отправиться в рейд и заняться изучением крепостных стен. Вместе с тем, сразу вспомнились наиболее известные и легендарные "говорящие камни" - надписи, оставленные советскими солдатами и офицерами в июне-июле 1941 года.


Надпись гласит следующее: «Нас было трое москвичей — Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву: умрем, но не уйдем отсюда. Июль 1941 ». К сожалению, надпись частично была подвергнута идеологической цензуре, слово "церковь" была слегка заретуширована, ведь по тогдашним канонам религия считалась "опиумом для народа". Ниже представлено фото этой церкви.





По факту это здание не являлось церковью. К религии оно имело отношении во временя польского правления (1921-1939). А уже после того, когда Брест заняли части РКККА это здание стало именоваться красноармейским клубом 84-го СП.
Что касается надписи на стене церкви, то у нее, по свидетельству С.С. Смирнова имелось продолжение. Сама стена с надписями не сохранилась. Слова, оставленные на стене, были следующие:
"Я остался один, Степанчиков и Жунтяев погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас! ”
Следующая известная надпись, оставленная на наружной стене близ Тереспольских ворот.


Его содержание гласит: «Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941 г. — 3.15 ч. Умрем, но не уйдем» . Вполне возможно эта надпись была оставлена пограничниками, перебравшимся с территории Западного острова по мосту к Тереспольским воротам. Вообще, в случае боевой тревоги расквартированные в крепости части 6-й и 42-й стрелковых дивизий должны были начинать организованный отход из крепости и отправляться в пункты сосредоточения. По сути, надпись на стене - это фактическое нарушение приказа. Впрочем, учитывая, что пограничники не подчинялись Наркомату обороны, вполне допускаю, что эта надпись была оставлена ими. Кроме того, наличие надписей подтверждает Валентина Сачковская (Зенкина), которая была дочерью старшины музыкантского взвода и проходила мимо Тереспольских ворот уже после боев в крепости. Обращает на себя внимание зафиксированное на стене точное время начала наступления 45-й пехотной дивизии вермахта - 3.15 ч. утра.


Следующая надпись, оставленная в западной части кольцевой казармы: “Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем, как герои. 1941г. 26 июня”
В 1958 году в руинах Белого Дворца сотрудники архива Брестской крепости нашли надпись на стене "Умираем не срамя ".


Оригинал надписи хранится в музее обороны Бресткой крепости.


А вот, собственно, и само здание Белого Дворца в июне 1941 года.


Само здание не сохранилось до наших дней, так как большая его часть была взорвана немецкими саперами вместе с защитниками крепости. Само здание Белого Дворца - это последний очаг организованной обороны на центральном острове цитадели.
Ну и переходим к последней записи, которую удалось зафиксировать и сохранить до наших дней. Вне всякого сомнения, это наиболее известный и берущий за душу автограф ХХ века.


Надпись, сделанная на стене казармы 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР, гласит следующее:
. Чуть ниже надписи было зафиксировано слово "Умира..." . Судя по всему, последние силы оставили неизвестного и он умер. Наиболее ценной информацией была дата - 20 июля 1941 года. То есть бои в крепости продолжались и 29-й день войны, когда передовые части группы армий "Центр" были уже в районе Смоленска. В своем донесении командованию 4-й армии командир 45-й пехотной дивизии вермахта генерал-лейтенант Ф. Шлипер отмечал: «Потери очень тяжёлые. За всё время боёв — с 22 по 29 июня — мы потеряли 1121 человека убитыми и ранеными. Крепость и город Брест захвачены, бастион находится под полным нашим контролем, несмотря на жестокую смелость русских. По солдатам до сих пор стреляют из подвалов — фанатики-одиночки, но мы скоро с ними справимся ». Кто были эти одиночки? И до какого времени продолжались последние бои в крепости? Благодаря "говорящим камням" уже доподлинно известно, что бои шли и во второй половине июля.
Последним официальным защитником Бресткой крепости считается командир 44-го СП майор П.М. Гаврилов. Его, обессиленного и израненного, немцы взяли в плен 23 июля 1941 года в северной части крепости.
Кто был последним защитником или в числе последних защитников крепости, установить историкам не удалось. Известны факты того, что стрельба продолжалась и в августе. Из дневников унтер-офицера Макса Клегеля, дата - 1-е августа 1941 года: «В крепости погибли двое наших — полумёртвый русский зарезал их ножом. Здесь до сих пор опасно. Я слышу стрельбу каждую ночь ». Предположительная дата конца сопротивления в крепости - 20 августа. Как раз в это время в немецкой военной прессе начали появляться фотографии, где были показаны солдаты огнеметного взвода, "выполнявшие боевую задачу" на территории Брестской крепости. Последних оставшихся в живых заживо выжигали огнем.

Также известно, что военному коменданту Бреста В. фон Унру была поставлена задача "привести крепость в порядок" к 20 августа, так как вскоре намечался приезд высокопоставленных лиц. 26 августа территорию Брестской крепости посетили А. Гитлер и Б. Муссолини.

И хотя авторство большинства надписей на территории Брестской крепости установить не удалось, неоспоримым является факт ожесточенных боев в крепости и спустя месяц после начала войны. Оригинал надписи «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41г.» хранится в Москве в Центральном музее Вооруженных сил.

Когда Муссолини перевели эту надпись, он вскрикнул: "Этот народ победить нельзя." Сейчас легко рассуждать о бессмысленности сопротивления защитников Брестской крепости, что фронт был уже далеко. Но именно вот такие ожесточенные очаги сопротивления и не дали фашистам выполнить свой план и взять Москву до зимы. Это именно те капли крови, которые подточили могущество немецкой машины.
Или как эти оплавленные часы, со стрелками остановившимися в 4 утра. Это все символы той ушедшей эпохи. Давайте просто прогуляемся по развалинам Брестской крепости...


Немецкое командование рассчитывало захватить крепость в течение нескольких часов, но 45-я дивизия вермахта застряла в Бресте на неделю и со значительными потерями еще целый месяц подавляла отдельные очаги сопротивления героев-защитников Бреста.

Главный вход в мемориальный комплекс "Брестская крепость"

В центре виден обелиск Крепость-герой.

Это обоженный кирпич, немцы выжигали огнеметами помещения казематов, в которых прятались защитники Крепости

Брестская крепость построена в середине 19 века на месте древнего город, на островах, образованных реками Западный Буг и Мухавец, их рукавами и системой каналов. Состояла из 4 укреплений: Центрального (Цитадели), Тереспольского (Западного), Волынского (Южного), Кобринского (Северного).

Цитадель - остров, опоясанный замкнутой двухэтажной казармой длиной 1,8 км со стенами почти двухметровой толщины. В её 500 казематах могли разместиться 12 тыс. солдат с необходимым для боевых действий снаряжением и запасом продовольствия. Ниши стен казармы с бойницами и амбразурами были приспособлены для стрельбы из ружей и пушек.

Прикрывали Цитадель Кобринское, Тереспольское, Волынское предмостные укрепления. Кобринское укрепление возводилось на месте Кобринского предместья. Оно состояло из 4 бастионных фортов и 3 равелинов. С Цитаделью соединялось Брестскими и Белостокскими (Бригитскими) воротами и мостами через реку Мухавец.

Скульптурная композиция "Жажда", символизирующая самую трагическую часть обороны крепости-героя Брест - мучительную жажду, которую испытывали ее героические защитники из-за блокировки немцами доступа к реке.
Теперь в каске всегда есть вода и букеты цветов от благодарных посетителей.

"Штык" Брестской крепости, установленный в центре цитадели. Памятник посвящен защитникам крепости, стела в виде штыка русской винтовки - верной подруги в бою и обороне. Внизу под обелиском расположена братская могила защитникам крепости. Символ героическим событиям - обелиск «Штык» сверкает на солнце титановыми гранями - эта уникальная по масштабам и работе композиция была установлена в 1971 г и является одной из самых высоких статуй в мире.

Свято-Николаевский собор. Собор был построен в 1856—1879 годах. Впоследствии храм неоднократно посещался российскими императорами, от Александра II до Николая II. После присоединения Бреста к Польше в XX веке собор был переделан в костёл по проекту архитектора Юлиана Лисецкого, претерпев значительные изменения в области фасада. А перед войной здесь показывали кино...

Почетный караул

Мир и война


Здание крепости. Холмские ворота были одними из четырёх ворот Кольцевой казармы, ведущих в цитадель Брестской крепости, названые по прежнему имени города Хелма, так как когда-то дорога от ворот вела в южном направлении в сторону этого города. Построены в классическом стиле в начале XIX века. Выводят на мост через южный рукав реки Мухавец.

Именно здесь шли ожесточенные бои в первые дни войны.

Столкнулся с патрулем, ощущение, что на "машине времени" перенесся в 41 год

Тереспольские ворота приняли первыми основной удар от немцев с юго-западной стороны. В здание ворот, которое напоминало по архитектуре Холмские ворота, была башня, в которых жили семьи пограничников - жены, дети, здесь же проходил водопровод с берега р. Буг и снабжал близлежащие казармы и всю крепость водой. Слева от ворот располагались казармы, конюшни, склады с боеприпасами. В первые дни сражений все сооружения были сильно разрушены и много командиров, членов их семей и солдат погибло, а крепость осталась без воды.

Без слов...

Памятник героям-пограничникам у Тереспольских ворот. Вылитая из бронзы и сделанная из гранита скульптурная композиция передает трагическую атмосферу тех дней. Идущие в открытую атаку пограничники, за стилизованной стеной фортификационных сооружений мать с ребенком и женщина, дающая раненному бойцу немного воды, символично, что из каски. Все они замерли в едином порыве не пропустить врага, не дать ему возможность перейти рубежи, отмеченные пограничным столбом с гербом СССР.

На территории Брестской крепости 2 музея. Музей войны-территория мира, открытый при помощи Газпром трансгаз Беларусь

Он более современный и рассказыввает об ужасах войны и цене человеческой жизни.

Это медальон солдат, в котором хранилась информация о солдате, именно по ним и восстанавливали имена.

Тысячи и миллионы советских людей оказались в немецких лагерях

А вот по этой фотографии нашли останки солдат, оборонявших крепость

Импровизированная растрельная стена.

Зачем воевали?

Старые фотографии передают атмосферу того времени

А это уже традиционный музей Обороны Брестской крепости.
Сооружение крепости на месте центра старого города и Брестского замка началось в 1833 году по проекту военного топографа и инженера Карла Ивановича Оппермана. Первоначально были воздвигнуты временные земляные укрепления, первый камень в основание крепости был заложен 1 июня 1836 года. Основные строительные работы были завершены к 26 апреля 1842 года. Крепость состояла из цитадели и трёх защищавших её укреплений общей площадью 4 км² и протяжённостью главной крепостной линии 6,4 км.

3 марта 1918 года в Цитадели, в так называемом Белом дворце был подписан Брестский мир. Крепость находилась в руках немцев до конца 1918 года, а затем под контролем поляков.

В 1920 году во время советско-польской войны была взята Красной армией, но вскоре вновь потеряна, и в 1921 году по Рижскому миру отошла ко II Речи Посполитой. В межвоенный период крепость использовалась как казарма, военный склад и политическая тюрьма


1941...

Вот такие письма-пропуска скидывали с самолетов немцы

А это сохранившаяся надпись на стнах крпости


А здесь видно какой крепость была в 1944-м

Дорога памяти, вдоль зажженых свечей.

Митинг-реквием «Свеча Памяти».



Это просто очень сильно, до слез, когда ты видишь портреты защитников, там где они были найдены при раскопках

В 1992 году фразу "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!“ повторил в своём предсмертном письме участник обороны Брестской крепости Тимерян Хабулович Зинатов. ( и )


Тимерян служил курсантом в полку, которым командовал его земляк майор Гаврилов . В первые дни обороны был ранен, 30 июня попал в плен. Дважды бежал из немецкого концлагеря - второй раз удачно. Закончил войну в действующей армии как и начинал - рядовым солдатом. За оборону Брестской крепости был награжден орденом Отечественной войны II-й степени. После войны исколесил всю страну, работал на стройках дальнего Севера, строил БАМ, а когда вышел на пенсию, обосновался с семьей в Усть-Куте.

Именно Зинатов писал Смирнову о боевом знамени 44-го полка.
«...Когда наш штаб горел,мы - Амосов, Гущин и я - из огня вытащили полковое знамя и спрятали под кухней столовой 44-го полка в подвале.
Сохранилось или нет это знамя, я не знаю, так как прошло уже много времени...»

(Из главы «Новые имена,новые факты» стр.357 «Детская литература» 1965 г. Неизвестно почему, но в интернет-версиях Книги этот фрагмент упущен).

Он каждый год приезжал из Усть-Кута в крепость, дарил сотрудникам музея торты и проводил там почти весь свой отпуск. Тимеряна Хабуловича там все хорошо знали. Он был очень скромным, неназойливым, умел то, что не всякому дано, - слушать других. Его родные рассказывали, что он всегда отказывался пользоваться льготами участника войны. Зинатов никогда не просил помочь ему с покупкой автомобиля, телевизора, холодильника. Когда его семья, зная крутой характер деда, втайне всё-таки записала его на дефицитную мебель, то он устроил дома скандал: «Я Родину защищал, а не привилегии!» . Но если надо было что-то для других просить, то был первым.
Беседа-интервью с Тимеряном Зинатовым среди прочих была опубликована в книге «Лица века» , написанной одним из ведущих журналистов «Правды» рязанцем Виктором Кожемяко .


В последний его приезд, в сентябре 1992-го года, все было, как обычно. В очередной раз приехав в Брест из родного Усть-Кута, Тимерян долго бродил по священным для него улицам города, по пустующей легендарной цитадели. В пятницу он попрощался с работниками музея, сказал, что в выходные домой уезжает. И никто не мог подумать, что Тимерян Хабулович приезжал в крепость в последний раз для того, чтобы проститься с этим памятным ему местом уже навсегда.

Когда в понедельник сотрудники мемориала пришли на работу, раздался звонок из транспортной прокуратуры, приведший всех в состояние шока.
Случилась страшная трагедия, страшная настолько, что поначалу никто просто не мог поверить в произошедшее. Защитник Брестской крепости, выживший здесь в кровавом котле 41-го года, Тимерян Хабулович Зинатов покончил с собой, бросившись под колёса поезда на Брестском железнодорожном вокзале. Кто-то потом припомнит долго стоявшего на перроне аккуратного старика с чемоданом. Пожилые люди всегда приезжают на вокзал с запасом. Он все рассчитал перед тем, как броситься под поезд.

При нем нашли семь тысяч рублей, собранных им на собственные похороны, и несколько предсмертных писем с проклятиями, как он написал, "ельцинско-гайдаровскому правительству" - за всю эту устроенную ими жизнь, за унижение ветеранов, за измену Великой Победе. Он просил похоронить его в Бресте в той одежде, в какой был. Больше так жить он уже не мог.

Союз распался, сбережения сгорели, молодежь стала корить стариков за исторические ошибки.

Почему Тимерян так часто бывал в крепости? Он, как и многие сражавшиеся здесь солдаты, только в крепости чувствовал себя защищенным. Тут никто и никогда не сомневался, что они были героями настоящими, а не придуманными.
Люди, которые воевали, не могли и представить себе, что им когда-то могут бросить в лицо: "Зачем побеждали, теперь бы мы баварское пиво пили"...

Из последнего письма Тимеряна Хабуловича:

«...Если бы тогда, в войну, умер от ран, я бы знал: погиб за Родину. А вот теперь - от собачьей жизни. Пусть так и напишут на могиле... Не считайте меня сумасшедшим...»
«... я хочу умереть стоя, чем на коленях просить нищенскую пособию для продолжения своей старости и дотянуть до гроба с протянутой рукой! Так что, уважаемые, не судите крепко меня и войдите в мое положение. Средства оставляю, если не обворуют, надеюсь, на закопание хватит, для закопания гроба не надо. Я в чем есть, той одежды хватит, только не забудьте в карман удостоверение горисполкома положить для потомков наших. Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»

Жена его потом рассказывала:

«...выкопал картошку, оделся получше и сказал, что поедет в Брестскую крепость. Его семья никогда особо не интересовала, все крепость да крепость. Никто тогда и представить не мог, что он собрался в свою крепость умирать...»

История трагической гибели Тимеряна Зинатова потрясла всю страну.
Расходы на похороны брестские городские власти взяли на себя. Похоронили героя за счет статьи «текущее содержание объектов благоустройства» .

Могилу Тимеряна Хабуловича на городском кладбище знают все: на ней стоят два памятника: один - от Брестского горисполкома, второй - от правительства и ветеранов Татарстана.
«Я ради Родины умирал, я ради Родины выживал» , - говорил в последние годы немногословный Зинатов, когда его пытались переубедить, что нет сегодня такой идеи, которая стоила бы человеческой жизни. Он думал иначе. Что же будет с Родиной и с нами, когда последний часовой долга оставит свой земной караул. Одна из газет рассказала, как после войны в казематах Брестской крепости была найдена надпись, нацарапанная на стене штыком: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай,Родина! 22/VII-41 г.» .

Предсмертные письма Тимеряна Хабуловича Зинатова среди прочих бесценных реликвий легендарной обороны хранятся сегодня в музее-мемориале «Брестская крепость-герой» .

20 июля 1941 года в осажденной фашистами Брестской Крепости неизвестным солдатом на стене сделана надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Предположительно штыком.

Справедливо считается, что эта надпись является символом стойкости и мужества, проявленных советскими солдатами в Великой Отечественной Войне. И казалось бы, какая разница, кто именно сделал эту надпись? Проблема, однако, для некоторых деятелей, назовем их «историками», в том, что надпись была обнаружена в казарме 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД. Нельзя же в самом деле рассказывать, что "символ стойкости и мужества" создан вертухаем! И поэтому, в той же Википедии мы можем прочитать, что: "По другим данным, надпись была обнаружена в казематах у Белостокских ворот крепости и к месту расположения конвойного батальона отношения не имеет. Автором этой надписи называл себя курсант пулеметной школы 44-го стрелкового полка Тимерен Зинатов".

Пройдя по ней, мы попадаем на статью некоего Александра Полануера, члена Союза писателей России из г. Волгограда (так подписана статья). Который утверждает, что надпись был сделана в другом месте, и к расположению батальона НКВД отношения не имеет. "На это в свое время указал исследователь истории обороны крепости, подполковник запаса Ю. В. Фомин (г. Брянск)". Утверждение тоже подкреплено ссылкой. Проходим по ней.

И попадаем на страницу форума Поисковых Движений, где действительно обсуждается вопрос о защитниках Брестской Крепости, но нет ни слова о надписи на стене. После долгих исканий по форуму такое утверждение за авторством некоего Фомина действительно обнаруживается. Утверждение это, конечно же, ничем не подкреплено. На этом "энциклопедичность" Википедии заканчивается. Ссылок больше нет.

Но есть еще Тимерен Зинатов, который, напомню, по информации Википедии, утверждал, что именно он сделал эту надпись. Вот вся известная о нем информация. Служил курсантом в 44-м стрелковом полку. Во время обороны крепости был ранен, попал в плен. Дважды бежал из немецкого концлагеря - второй раз удачно. Странно, что после первой неудачной попытки он остался жив, но никакой информации об этом найти не удалось. Закончил войну в действующей армии, как и начинал, - рядовым солдатом. За оборону Брестской крепости был награжден орденом Отечественной войны II-й степени. После войны работал на стройках дальнего Севера, строил БАМ, а когда вышел на пенсию, поселился с семьей в городе Усть-Кут Иркутской области.

Будто бы не раз заявлял, что именно он сделал ту знаменитую надпись, а «устав доказывать свое авторство», в сентябре 1992-го года приехал в Брест и свел счеты с жизнью, бросившись под поезд на Брестском железнодорожном вокзале. При нем нашли семь тысяч рублей, которые он привез из дома на собственные похороны, и предсмертную записку с проклятиями правительству Ельцина. Похоронить просил в крепости.

Из предсмертной записки Зинатова (публиковалась в газетах): "…если бы тогда, в войну, умер от ран, я бы знал: погиб за Родину. А вот теперь – от собачьей жизни. Пусть так и напишут на могиле… Не считайте меня сумасшедшим… Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!”.

Во всей этой истории странно то, что найти хоть какие-нибудь свидетельства того, что ветеран войны Тимерен Зинатов действительно приписывал себе авторство брестской надписи, не получается. Он ее повторил в своей предсмертной записке – это да, но кому, когда и при каких обстоятельствах рассказывал о том, что является создателем оригинала, неизвестно.

О нем, кстати, писал статьи и очерки Виктор Кожемяко – известный советский и российский журналист обозреватель газеты «Правда». Но почему-то не упоминал, что Зинатов считает себя автором той надписи. Мало того, согласно записанным Кожемяко воспоминаниям Тимерена Зинатова, в плен он попал 30 июня. Каким образом он мог сделать надпись 20-го июля непонятно.

Сегодня установить истину, конечно, невозможно. Констатировать можно только то, что появление после смерти Зинатова версии о его авторстве, было очень своевременно в рамках масштабной кампании по, скажем так, пересмотру истории СССР вообще и ВОВ в частности.

«Гвардия погибает, но не сдается», – так пытался спасти честь своих солдат наполеоновский генерал Пьер Камбронн после поражения под Ватерлоо. В отличие от французов, русские всегда воевали по этому принципу и побеждали.

Русские

Эта история случилась в Черном море во времена войны с Турцией в 1829 году: в проливе Босфор три корабля императорского флота наткнулись на турецкий флот. Два сумели уйти от неприятеля, а бриг «Меркурий» отстал. Капитан брига Александр Казарский и офицеры постановили: принять неравный бой, а потом взорвать бриг. Матросы поддержали командиров.

«Меркурий» вступил в бой, имея 20 пушек против 170 пушек противника. Русские дрались так ожесточенно, что турки были обездвижены и не могли сражаться. Мистика заключалась в том, что на турецком бриге находился капитан II ранга Семен Стройников, который за два дня до событий на фрегате «Рафаил» сдался туркам в плен.

Император Николай I, узнав об этом, произнес слова «Русские не сдаются» и приказал отбить у турок «Рафаил» и сжечь. Воля Николая была исполнена. Фрегат был уничтожен в бою.

В 1903 году, за два года до подвига крейсера «Варяг», в «Боевом своде» морского министерства появился новый сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Тувинцы

«Черная смерть» – так немцы называли тувинских солдат. Маленькая Тыва сама объявила войну Германии. 8 000 добровольцев пошли на фронт. Даже при явном превосходстве немцев, тувинцы стояли насмерть. У деревни Сурмиче десять пулеметчиков-тувинцев во главе со своим командиром Донгур-Кызылом погибли, но не сдались. Два тувинца стали Героями, 5 500 ветеранов получили ордена и медали.

Осетины

Жители Осетии всегда чтили завет дедов: «Если есть оружие, сдаться – позор для рода!»;«Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше», - писал Великий князь Николай на Кавказ в 1877 году.

Владикавказский полк, который был укомплектован одними лишь осетинами, в Русско-японскую покрыл себя неувядаемой славой. «Плен пугает осетин сильнее смерти», – вспоминали очевидцы и во время I Мировой. В 1916 году дивизион осетин был окружен австрийцами. Им предлагали сдаться, но осетины запели дедовскую боевую песню, которую исполняют в час смерти, кинулись на врага, повергая его в ужас, и вернулись к своим.

Горцы

Фон Бларамберг в XIX веке так писал о горцах: «Когда они видят, что окружены, то дорого отдают свою жизнь, не сдаваясь в плен». Отряды мюридов клялись на Коране умирать, но не сдаваться.

Отчаянными бойцами были кабардинцы и балкарцы, которые служили в горских сотнях Терско-Кубанского конного полка. Во время русско-японской войны многие горцы были награждены за подвиги медалями и орденами.

«В плен не сдаются и пленных не берут», – так говорили о кавалеристах «Дикой дивизии», которая состояла из шести полков: Кабардинского, Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского.

Туркмены

Доблесть и умение сражаться до конца - вот за что в царской армии уважали туркменов. Они проявляли воинское мастерство и доблесть. «Один против наших пятерых бьется и не сдастся никогда».

Туркмены оставались верны клятве, и не было у них худшего преступления, чем изменить своим. Генерал-губернатор Туркестана Николай Гродеков писал: «Будь у них дисциплина, из них вышла бы самая грозная кавалерия».

Адыги

В советское время слова «Русские не сдаются» стали известны после того, как в начале войны кавказский поэт-адыг погиб на Украине, защищая отход товарищей. Попав в окружение, на предложение «Сдавайся, рус!», он воскликнул: «Русские не сдаются!» и взорвал себя, уничтожив 30 гитлеровцев.

Когда информация о подвиге мужественного адыга попала в газету, фраза «Русские не сдаются!» стала вдохновлять на подвиги солдат многих национальностей.

Другие народы России

В Великую Отечественную страну защищали люди всех народов, населявших ее. Брестскую крепость удерживали бойцы 21 национальности: русские, татары, украинцы, белорусы, адыгейцы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, евреи, ингуши, казахи, калмыки, карачаевцы, кумыки, латыши, мордвины, немцы, узбеки, чеченцы и чуваши.

«Я умираю, но не сдаюсь!», – писали защитники на стенах.

Не сдался Ленинград, окруженный врагом в течение 872 дней. В Ленинграде жили русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, армяне, поляки, немцы, финны, шведы, литовцы, французы, англичане, карелы, итальянцы, чехи, норвежцы, греки, цыгане, мордва, датчане, сербо-хорваты и словенцы.

Северные народы

У чукчей обычай не сдаваться врагу был обусловлен верой. Они верили:чтобы попасть в рай, надо погибнуть в бою или быть убитым, и предпочитали не сдаваться, а погибнуть.

А старые недруги чукчей - коряки, не сдавались в плен из страха пред ожидающей их участью. Во времена войн женщины коряков всегда держали наготове нож, чтобы убить детей и себя, но не стать рабами.

Необыкновенной смелостью отличаются якуты. Так, например, после контр-террористической операции на Кавказе, за якутским ОМОНом ходит слава, что они отличные бойцы: в плен не сдаются, своих не бросают.