Воронько лучше нет родного края читать. Есть милая страна, есть угол на земле. Там небеса и воды ясны

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?..

Дождик, дождик, где ты был?
- Я по небу с тучкой плыл!
- А потом ты что – разбился?
- Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал -
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть -
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй -
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю...
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь...
Скоро-скоро к вам вернусь!

ПОЕЗЖАЙ ЗА МОРЯ-ОКЕАНЫ

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

НЕОБЪЯТНАЯ СТРАНА

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

РОССИЯ

Россия - как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом – РУСЬ.

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

О, РОДИНА!..

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.

ДВУГЛАВЫЙ ГЕРБ РОССИИ

Я вчера читала книжку

О сокровищах России.

И, увидев герб двуглавый,

Маму тихо я спросила:

«Почему орёл двуглавый?

Что за всадник на коне?

Всё хочу узнать подробно!

Расскажи, мамуля, мне».

«Велика наша держава,

Чтобы мир царил вовек,

Вдаль глядит орёл двуглавый,

Защищает нас от бед.

На коне – Победоносец –

Наш святой борец со злом.

Змея лютого, большого

Он убил своим копьём.

А раскрашен герб российский

В красный цвет и золотой.

Красный – кровь героев павших,

Чтобы жили мы с тобой.

Золото – богатство наше:

Хлеб, руда, поля, леса.

Только чтобы жить богаче

Нужны труд и доброта».

Я послушала рассказы

О России с давних дней

И решила – нет на свете

НАШ ГЕРБ

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,-

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье, потеряв свое,

Сжимают в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье.

Где львов от века не бывало,

С гербов свирепо смотрят лъвы

Или орлы, которым мало

Одной орлиной головы!

Но не орел, не лев, не львица

Собой украсили наш герб,

А золотой венок пшеницы,

Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,

Но бережем просторный дом,

Где место есть под небосводом

Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот

Союз народов никогда.

Неразделимы серп и молот,

Земля, и колос, и звезда!

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям...
Проселочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

ГОЙ, ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ...

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за коcогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

ЗАПЕЛИ ТЕСАНЫЕ ДРОГИ...

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

СПИТ КОВЫЛЬ...

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет лупы, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, ночью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

О, МАТЬ МОЯ, РОССИЯ

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!

ГЛАВНЫЕ СЛОВА

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.


РОССИЯ

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

РОДИНА

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Кокой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный берег с низким ивняков.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится.
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…

Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

ПРИВЕТ

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

О РОДИНЕ, ТОЛЬКО О РОДИНЕ

О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои -
О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои -
О Родине, только о Родине.


МНЕ О РОССИИ НАДО ГОВОРИТЬ

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия!

Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильнее
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг!

НА ШИРОКОМ ПРОСТОРЕ

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

ЗА МИР, ЗА ДЕТЕЙ

В любом краю любой страны

Ребята не хотят войны.

Им в жизнь вступать придётся скоро,

Им нужен мир, а не война,

Зелёный шум родного бора,

Им школа каждому нужна,

И сад у мирного порога,

Отец и мать и отчий дом.

На белом свете места много

Для тех, кто жить привык трудом.

За всех детей, за мир, за труд!

Пусть зреет в поле каждый колос,

Цветут сады, леса растут!

Кто сеет хлеб на мирном поле,

Заводы строит, города,

Тот для ребят сиротской доли

О, РОССИЯ!

О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...

Скворцова Полина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение «Лучше нет родного края»

Скворцова Полина,

13 лет, МБОУ «Килемарская СОШ»

Учитель Петухова М.Н.

Лучше нет родного края!

Родной край – понятие очень широкое, необъятное. Когда начинаешь думать о своих родных местах, то сразу вспоминаешь тот уголок, где ты родился, где любил проводить свободное время с друзьями, вспоминаешь что-то из самого раннего детства.

Для меня родные места – это самое дорогое, что может быть у человека. Это люди, которые живут в нашем крае, земля, история возникновения села, в котором я живу. Весной я люблю любоваться лесом, который просыпается после долгого зимнего сна красиво и грациозно, люблю наблюдать за деревьями, на которых начинают набухать почки и потом звонко трескаются, превращаясь в клейкие маленькие листочки.

Родной край – это еще и родная история, это моя жизнь, неразрывно связанная с ним. Родилась я в Килемарском районе, в селе Кумья – такое необычное название, напоминающее старинные отношения уважающих друг друга кумовьев. Село это довольно старое, история его возникновения восходит аж ко второй половине 18 века. В Кумье есть школа, которая для меня явилась первой моей школой и поэтому для меня она – самая родная. Школа была основана по решению местного земства в 1870 году и с этого момента ведет отсчет своей неутомимой жизни по сегодняшний день. Открыта она была на средства местного земства. Вначале она располагалась в двухэтажном доме, недалеко от Покровской церкви, и содержалась за счет местного земства. Немного позднее было построено отдельное здание школы, где стали обучаться дети села и близлежащих деревень. Позднее к школе сделали пристрой, благодаря ему стало возможным и проживание в ней детей, которые жили в окрестных деревнях за несколько километров от села Кумья. Это так называемый интернат для учащихся, который в настоящее время уже не работает, а многие дети уезжают учиться в районный центр – в Килемарскую школу. Я тоже учусь в Килемарской школе, такое решение приняли мои родители, но очень скучаю по родным стареньким деревянным стенам Кумьинской школы, где каждое бревнышко, оббитое ветрами и дождями, помнит столько детских тайн, в том числе и моих, что в этом с ней не сможет сравниться никакая другая школа.

А еще мое родное село знаменито старой деревянной церковью, которая никогда не остается без внимания любого приезжающего в Кумью. Это церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в 1866 году. Как говорят старожилы села, строилась она, в основном, на средства прихожан. Это красивое деревянной здание с одной колокольней, внутри храма и по сей день можно разглядеть уже ставшие чуть заметными фрески под куполом. В храме был трехъярусный иконостас, украшенный резьбой. Закрыта церковь была по указу Президиума Верховного Совета в 1941 году. По сей день кресты на куполах нашего храма еще держатся, только обиженно покосились стены храма, ставшего никому не нужным. Многие кумьинцы, кто уже давно уехал из родных мест, вспоминают об этой церкви, у кого-то даже были идеи восстановить ее, однако, видимо, слишком большие средства необходимы для ее восстановления, поэтому сегодня жалко смотреть на то, как она потихоньку перестает быть украшением нашего села.

Не менее интересным для нас в юном возрасте, да и для гостей села всегда считался старинный дом купца Яшина. Это большой деревянный дом, со всех сторон украшенный изящной резьбой по дереву. Он и сегодня еще крепок, поскольку приобрел хозяина, который не только хорошенько подправил его со всех сторон, но и покрасил замысловатые наличники, даже современный забор поставил вокруг него. В советские времена в этом доме была участковая больница, благо позволяло количество комнат в нем использовать их под больничные палаты, даже родильное отделение когда-то было, как свидетельствуют рассказы бабушек. Сейчас этот дом стоит в одиночестве, окна его заколочены от случайных хулиганов, а хозяин наезжает редко и только в теплое время года, поэтому можно подумать, что дом тоже стал заброшенным.

Человек, который живет в деревне, запоминает буквально все, что его окружает: реки, озера, леса, закаты, рассветы. В каком бы месте нашей огромной земли ни был человек, свой родной край он не сможет забыть никогда. И у каждого в родном краю есть места, где он любит бывать наедине с собой или с друзьями. У меня тоже есть такое местечко, где я люблю бывать летом одна или с друзьями. Это красивое местечко в лесу, недалеко от дома, где протекает небольшая, но красивая река Рутка. Тропинка, ведущая от дороги к месту, где мы любим отдыхать, не простая, в начале своего пути она зарастает летом высокой травой, а далее, по сторонам от тропинки, в некоторых местах растут небольшие пушистые елочки. И когда проходишь мимо них, колючие еловые лапки слегка царапают тебя, как бы напоминая о том, что я уже давно здесь не была. А когда доходишь до любимого места, взору открывается светлая большая поляна, слева от нее растут деревья и кустарники, между деревьями прячется дорога, по которой тоже можно добраться до этого укромного места, но только на мотоцикле или автомобиле. Далее передо мной открывается крутой берег реки, так называемый бугор, за которым мы купаемся. Справа течет сама Рутка, славная быстрая река, щедро одаривающая рыбаков уловами разной рыбы – окуней, щук, ершей, карасей. А посреди поляны гордо раскинул свою крону большой дуб, разбрасывающий каждое лето множество желудей вокруг себя. Неподалеку от этого места в реке есть холодный источник, поэтому вода в Рутке почти всегда холодная.

Не так далеко от моего любимого местечка есть еще одно – невероятно красивое – мужской монастырь Богородице-Сергиева пустынь. Это невероятно красивое место, где все здания выстроены из дерева, причем, не совсем обычно, а подобраны бревнышко к бревнышку. А какая изумительная красота в нем бывает летом, когда в каждой канавке распускаются причудливые, порой даже не известные местным жителям цветы! Необыкновенная зелень лугов вокруг него, высоченные сосны и необычайная тишина – все это как бы напоминает нам о том, что мы оказались в каком-то необыкновенном месте. Это настоящая Божья благодать спустилась на это благословенное местечко далеко в лесу!

А вокруг моего села растут дремучие леса, вероятно, поэтому воздух у нас очень свежий. По утрам, когда я просыпаюсь специально на рассвете только для того, чтобы полюбоваться им, я по-настоящему наслаждаюсь солнцем и вижу, как лес быстро и верно просыпается после восхода солнца. Я слышу какие-то странные звуки различных птиц. А летним днем, когда появляется время полежать на зеленой траве и полюбоваться воздушными белыми облаками, медленно плывущими по небу, я пытаюсь найти среди них причудливые фигурки животных. На солнце смотрю, прищурив глаза, и пытаюсь посмотреть на него полностью открытыми глазами, но не получается, потому что солнце очень яркое, слепящее, кажется, больше нигде нет такого солнышка! И на закате я тоже наблюдаю за ним, как медленно оно уходит за горизонт, за леса, реки. Когда солнце заходит, небосклон становится багряным, постепенно наполняясь и другими оттенками красного цвета. Ложась спать, я думаю о том, каким был сегодняшний день для меня, каким станет завтрашний день…

Когда я на родине, в родном селе, я засыпаю с мыслью – я люблю свой родной край! Да, люблю за чистый воздух, за красивые места, где можно наслаждаться чистотой этого воздуха. И все чаще задумываюсь над тем, что в душе, в самой глубине ее, в закоулках еще сохранилось то доброе и светлое чувство, которое дает и продолжение рода человеческого. Это любовь к родине, к родному краю, и никто не может выразить ее словами или жестами, да это и не требуется, это понятно без слов. И это чувство навсегда останется в моей душе, в моем сердце, и никакие невзгоды не смогут погасить его во мне…


(Платон Воронько)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

МАЛЬЧИК ПОМОГАЙ
(Платон Воронько)

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.

Зачерпнул ведро воды,
Взял и полил две гряды

На дубу колхозных пчёл
Помогай в лесу нашёл.

Он накрыл их и в колхоз
Целый рой в мешке принёс.

Землекопы роют пруд,
Он и с ними делит труд:

Возит вырытый песок —
Аж кряхтит его возок.

Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:

Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.

Что за славный это край,
Где растёт наш Помогай!

ПАХАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Вешний день.
Пахать пора.
Вышли в поле трактора,
По холмам идут горбатым,
Их ведут отец мой с братом.
Я вдогонку им спешу,
Покатать меня прошу.
А отец мне отвечает:
— Трактор пашет, не катает.
Погоди-ка: подрастёшь —
Сам такой же поведёшь!

ЗЕЛЁНЫЙ ГОРОД
(Платон Воронько)


Мы посадим липы и клёны.
Будет город нарядный, зелёный.

Тополя мы посадим рядами.
Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу,
Пусть звенит над ней гомон весёлый.

Любят зелень советские дети,
Любят видеть деревья в расцвете.

С молодыми садами, лесами
Мы расти и цвести будем сами.

Пусть цветёт с каждым часом всё краше
Молодое Отечество наше!

ЛИПКА
(Платон Воронько)

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!

Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня!

В полдень подо мною
Спрячешься от зноя
Вырасти меня!

Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,
Наберёмся силы!
Ты люби меня!

А дождёшься срока,
Выйдешь в мир широкий —
Не забудь меня!

БЕРЁЗКА
(Платон Воронько)

Тонкая берёзка,
Ростом невеличка.
Словно у подростка,
У неё косичка.

Деревце на славу
За год подросло.
До чего кудряво,
До чего бело!

Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.

Не ходите, козы,
В молодой наш лес.

Вырастут берёзы,
Будут до небес!

У НАС СДЕЛАЛИ ДОЖДЬ
(Платон Воронько)

Солнце греет, ветер веет,
Ясен синий небосвод.
А поляна зеленеет,
Потому что дождь идёт.

Вот так чудо! Прямо чудо!
Что за дождик и откуда?
Чист и ясен небосвод,
Тучки нет, а дождь идёт!

Это верно. Не из тучи
Дождь идёт у нас в краю.

На поля мотор могучий
Гонит шумную струю.


Я НОСИЛА ВОДУ
(Платон Воронько)

Я носила воду, воду
От колодца к огороду.

А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.

И на грядках — погляди-ка! —
Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову!

ПОЧЕМУ ЦАПЛЯ СТОИТ НА ОДНОЙ НОГЕ
(Платон Воронько)

Сшила цапля башмаки
Не малы, не велики.

Не искала цапля броду.
Чапу-лапу — прямо в воду.
«Полюбуйтесь, кулики,
На подмётки, каблуки!»

А пока она хвалилась,
Обувь с ног её свалилась.
Утонул один башмак,
А другой в воде размяк.

Цапля ногу поднимает
Ничего не понимает
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.


СПАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!

Любовь Францева
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности по теме: Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование:

картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Жигулевском, картинка с журавлем, карта России.

Цель:

уточнение и закрепление у детей представлений о Родине, о родном крае.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю;

Воспитывать бережное отношение к птицам и к проявлению заботы о них.

Развивающие:

Уточнять и активизировать словарь по теме: «Наша Родина – Россия», «Наш край родной»;

Развивать внимание, активную мыслительную деятельность, активизировать словарь.

Обучающие:

Знать герб, флаг, президента России, столицу нашей Родины;

Знать о том, что такое Родина, малая родина;

Знать перелетных птиц;

Понимать смысл пословиц.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, о России, о перелетных птицах, о любви к родному краю;

Развивать находчивость и сообразительность.

Коммуникация.

Обогащать словарь по теме: «Наша родина – Россия», «Наш край родной»;

Упражнять в подборе прилагательных;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Чтение художественной литературы.

Совершенствовать умение определять жанр литературного произведения;

Формировать выразительность речи;

Закрепить умение понимать смысл пословиц.

Ход занятия.

1. - Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился и живешь

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место,

Ты знаешь? /Родина/

Как вы думаете, что такое Родина?

Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.

Как называется наша страна? /Россия/

Рассматривание карты России, российского флага, герба, герба г. Жигулевск.

Главный город России? /Москва/

Как называется наш город? /Жигулевск/

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Улицы Жигулевска – широкие, многолюдные, красивые.

Дома – многоэтажные, высокие, удобные.

Детские сады – светлые, просторные, интересные.

Москва – прекрасная, гостеприимная, большая, красивая, интересная.

Москва – столица нашей родины России.

Город большой и очень красивый. Москву называют матушкой России.

3. Чтение стихотворения воспитателем:

Жура – жура - журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/

Как он его называет? /жура – жура – журавель/

Показ детям картинки журавля.

О чем спросили журавля?

Что он ответил?

Как долго он летал? /облетел он сто земель/

Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/

Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/

4. Физминутка.

«Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь /ходьба на месте/

Скоро до Москвы доедем.

Там мы сможем отдохнуть / приседание/

Тук – тук – тук

Кто там проверь!

Открывай пошире дверь

«Здравствуй, друг дорогой

Приходи ко мне домой».

5. Чтение стихотворения еще раз воспитателем.

Чтение стихотворения детьми.

Словесная дидактическая игра «Кто скажет иначе?» /с мячом в кругу/

Соленое – сладкое;

День – ночь;

Длинная – короткая;

Высокое – низкое;

Широкая дорога – узкая.

6. Пословицы.

На родной стороне – и камушек знаком.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В гостях хорошо – а дома лучше.

На чужой стороне и весна не красна.

7. Итог.

Как сказал журавель последние слова стихотворения?

Словарные слова: герб, гимн, президент, флаг.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия познавательного цикла в старшей группе «Лучше нет родного края» Програмное содержание: - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну – Россию; - расширять и систематизировать знания.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Лучше нет родного края!» Цель: формировать нравственно-патриотические качества дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного города. Задачи:.

Тема: Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька». Цель: Знакомство с устным народным творчеством. Формирование интереса и потребности в чтении.

Конспект организации НОД «Заучивание стихотворения «Пирог» П. Воронько в группе с детьми с 4 до 5 лет Конспект занятия по организации НОД в группе 4 до 5 лет «Заучивание стихотворения Воронько «Пирог». Задачи. Учить детей внимательно слушать.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Февраль» Программные задачи: Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения Развивать наблюдательность, внимание, память Воспитать.

Конспект занятия по худ. литературе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»» во второй младшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельностиОбразовательная область: Социум Раздел: Художественная литература Тема: Заучивание.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Задачи:

  1. Образовательные:

Помочь детям запомнить стихотворение

2. Развивающие:

Развивать слуховое внимание

Развивать память

3. Воспитательные:

Формировать положительное отношение к родному краю

Словарная работа: активизировать: Жура – жура - журавель, облетел, обходил и т.д.

ввести: натрудил

Методы и приемы: вводная часть:

Приход сказочного персонажа

Вопросы

основная часть:

Выразительное чтение стихотворения

Пауза

Беседа

Индивидуальные указания

Повторное чтение

Чтение стихотворения детьми

заключительная часть:

Анализ выразительности чтения стихотворения детьми

– рисование на тему «Мой родной край»

Материал и оборудование: игрушка –журавль, портерет поэта Воронько Платона, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: - знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

Рассказ воспитателя о родном крае – Чувашской республике

Беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь у Саши П. в процессе ответов на вопросы.

Ход занятия:

стук в дверь.

Воспитатель (В): ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

(В): узнаете? Кто это?

Дети (Д): журавль

(В): верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

(Д): здравствуйте!

Журавль (Ж): здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные! Я, журавль, лечу из очень далекой – далекой страны к себе на Родину, а к вам зашел передохнуть. Осенью, когда начались холода, пришлось мне перебираться из моего любимого края в чужую страну, где были совсем другие деревья, люди и животные. Сейчас, когда наступила весна, кругом все потеплело, я наконец-то могу возвратиться к себе домой, в свое родное гнездо. Скажите, а у вас есть свой родной край?

(Д): да.

(Ж): где же находится ваш родной край?

(Д): в Чувашской республике

(Ж): а что относится к вашему родному краю?

(Д): - села

Города

Леса

Поля

Луга

(В): верно, ребята говорят: к нашему родному краю относятся все деревни, села, города, леса, поля, луга, овраги и т.д., которые находятся в Чувашской республике. Журавль, а где находится твой родной край?

(Ж): мой родной край, ребята, тоже находится в Чувашской республике. Я очень рад тому, что родился здесь! Однажды вечером на закате дня, когда солнышко закатывалось за гору спать и я вновь увидел нашу природу во всей красе, один уже немолодой человек, украинский поэт, которого звали Воронько Платон, спросил меня: «Где же лучшая земля?» (воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта). Недолго думая, я ответил, что нет ничего лучше родного края. Вы не представляете, как он был рад моему ответу, что тут же сочинил стихотворение и прочитал его мне. Называется оно – «Лучше нет родного края». Хотите я прочту его?

(Д): да

(Ж): Лучше нет родного края.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 – 15 сек).

(В): ребята, вам понравилось стихотворение?

(Д): да.

(В): мне тоже понравилось стихотворение, которое прочитал журавль. А почему Платон Воронько написал это стихотворение, любовь к чему побудила его написать такие строчки?

(Д): любовь к родному краю

Саша П.: хорошо, с любовью

(В): верно, с любовью, лаской. Ребята, вы согласны? А по каким словам в стихотворение можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю?

(Д): Жура-жура-журавель

(В): ответьте хором на мой вопрос: жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

(Д): Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Катя, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Катя Д.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Дима, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Дима Ю.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(Ж): что я сделал?

(Д): облетел, обходил

(В): правильно. Журавль сто земель облетел, обходил, крылья, ноги натрудил. Знаете ли вы, что означает слово «натрудил»?

Дети молчат

(Ж): крылья, ноги натрудил – значит утомился от продолжительной, долгой ходьбы, работы крыльями

(В): Облетел, обходил. Крылья, ноги что сделал?

(Д): натрудил

(В): о чем же мы спросили журавля?

(Д): где же лучшая земля?

(В): а теперь скажите целым предложением.

(Д): Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): молодцы! Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?». Что же отвечал он, пролетая?

(Д): отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(Д): нет

(Д): - когда журавлю задают вопросы

Когда журавль отвечает на вопросы автора стихотворения

Лена Д.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

Юра И.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): правильно. Юра прочел вопрос очень выразительно. А как же нужно читать ответ журавля?

(Д): - с гордостью

С достоинством

Радостно

(Ж): Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому что я горжусь тем, что у меня такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, мне эти строчки выразительно.

(В): Юля, прочитай выразительно: «Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Юля Э.: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(В): Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расскажете мне его сами.

Педагог заново читает выразительно стихотворение.

(Ж): Маша, расскажи мне стихотворение, которое только что прочитала стихотворение.

Маша Д. читает стихотворение.

(Ж): умничка, Маша. Все правильно вспомнила, ни одно слово не перепутала и не пропустила. Только нужно было рассказывать стихотворение чуть медленнее и уменьшить силу голоса. Но я знаю, в следующий раз у тебя получится еще лучше.

Педагог совместно с другими детьми прослушивает еще 2 – 3 детей.

(В): Хорошо запомнили стихотворение. А теперь ответьте еще раз: вы любите свой родной край?

(Д): да!

(В): тогда давайте нарисуем все рисунки на тему «Мой родной край» и подарим их на память нашему Жура-жура-журавлю, чтобы он всегда нас помнил. Нарисуем?

(Д): да!

(В): тогда берем все листочки бумаги, карандаши и рисуем все, что вы любите в своем родном крае, лес, луг с цветочками и травкой, город, дома, реки – все – все, что вы хотите.

Дети берут бумагу, карандаши, начинают рисовать. В процессе рисования журавль ходит между ними, одобряет их рисунки. Когда все закончат, дети по очереди начинают дарить свои рисунки журавлю. Тот в свою очередь благодарит их, обещает прилететь к ним еще раз в гости.