Учим определения: синонимы, антонимы, омонимы. Синонимы и антонимы

План-конспект открытого урока русскому языку

на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.

Предмет: Русский язык

Тема урока: синонимы и антонимы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II .Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

(На доске буквы: г у р щ д ц )

Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Какая орфограмма в этом слове?

Парная согласная в корне слова.

Проверка друг - нет друга.

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

- В толковом словаре.

Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.

Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

(на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ).

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III .Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг)

Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

Как такие слова называются …(синонимы.)

Слова близкие по значению.

синонимы .

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг ,

А деревьям друг .

- Что общего у этих слов?

- Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …(антонимы.)

Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы .

IV .Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тема урока?

- Слова синонимы и антонимы.

-Какая цель нашего урока?

Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V .Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания .

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI .Физминутка.

Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII .Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

- Какой ещё мы можем сделать вывод?

Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

- Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы?

Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

у кого все «+», поднимите красный листочек.

у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX .Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

  1. закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
  2. обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
  3. расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
  4. развивать память;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

II .Чистописание.

С Т / / с т

Ст Тс

Старый друг лучше новых двух.

Слова какой части речи употребляются здесь дважды?

Что вы знаете об имени прилагательном?

III . Словарная работа.

Запишем слова под диктовку.

А пте"ка, но я"брь,те тра"дь, о гуре"ц, на ро"д, и"не й, ма ли"на.

[С комментированием ] (слайд 3)

IV . Сообщение темы урока.

Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)

Найдите антонимы в пословице(старый-новый)

А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

V . Работа по теме урока. Антонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)

Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)

Что мы можем сказать об антонимах?

2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)

Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

По какому признаку противопоставлены слова?

3. Самостоятельная работа.

Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

(проверка по слайду)(слайд 10)

4. Работа в парах.

Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок : маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

5. Подбор антонимов к многозначным словам.

Ребята, что такое многозначные слова?

Подберите антонимы к многозначным словам (устно) :

Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:

Открытое окно -

Открытый человек -

Открытая вражда -

Мягкий свет -

Мягкий воск -

Мягкая зима -

Резкий звук -

Резкое слово -

Острая пила -

Острое зрение -

VI . Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)

1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!

2. Игра в мяч.

Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.

VII . Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)

Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

  1. Большой, огромный, громадный, гигантский.
  2. Маленький, малюсенький, крошечный.
  3. Крутой, обрывистый, отвесный.

Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы: смелый, храбрый.

3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

4. Работа по таблице. (слайд 16)

Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Глупый, неумный, недалёкий.
  3. Добрый, жадный, щедрый.
  4. Вечный, бессмертный, временный.
  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

5. Работа в парах.

Составьте из слов синонимические ряды:

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

[На слайде «собираются» цветы ]

Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные ). (слайд 17)

VIII . Работа со словарём. (слайд 18)

Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь ]

Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд)

В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]

Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]

IX . Закрепление.

1. Выполнение теста.

Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)

  1. Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
  2. Синонимы - это слова с противоположным значением.
  3. Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
  4. К слову можно подобрать только один синоним.
  5. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
  6. Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
  7. Синоним можно подобрать к любому слову.

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

X . Итог урока.

Что такое синонимы и антонимы?

Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание.

Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)

Домашнее задание:

  1. Упр. 483
  2. Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.

Литература

  1. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
  2. Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.

Синонимы и антонимы, омонимы и паронимы - сколько сложных терминов в русском языке. Однако на самом деле они не очень-то сложны, особенно если разобраться на примерах.

Давайте же выясним, что такое эти загадочные термины.

Синонимы

Синонимы - это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному. Как правило, синонимы принадлежат к одной и той же части речи. Используются синонимы для придания речи выразительности, во избежание тавтологии. Например, синонимами слова "красный" будут слова алый, багряный, багровый, кровавый и т.п.

Антонимы

Антонимы - это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. То есть, по сути, антонимы - это синонимы наоборот, однако также как и синонимы, они обычно принадлежат к одной и той же части речи. Примеры антонимов - "правда" - "ложь", "жадный" - "щедрый", "смеяться" - "плакать", "правый" - "левый".

Омонимы

Омонимы - это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию. Омонимы бывают абсолютные (когда совпадают все формы слов) и частные (некоторые формы слов расходятся). Так, например, слова "наряд (одежка)" - "наряд (распоряжение)", "ключ (источник)" - "ключ (то, чем мы открываем дверь)" - это полные омонимы. А вот слова "ласка" (животное) - "ласка" (проявление нежности) частичные омонимы, поскольку формы родительного падежа множественного числа этих слов различаются ("ласок - ласк").

Есть также омонимы грамматические - слова, которые совпадают по написанию и звучанию только в отдельных формах. Примером таковых является глагол "тереть" и числительное "три", они совпадают только в двух формах: "к трем часам" - "трем морковь", "три апельсина" - "три тщательнее".

Паронимы

Паронимы - это слова, которые сходны по звучанию, однако различны по смыслу. Паронимы довольно часто путают. Особенную "вредность" несут в себе паронимы для изучающих иностранные языки, так например, английские слова live (жить) и leave (покидать) имеют совсем разный смысл, а по звучанию отличаются лишь по долготе гласной, и это явление весьма непривычное для русского человека.

Различают корневые, аффиксальные и этимологические паронимы.

  • Корневые паронимы имеют разные корни, а их сходство чисто случайно, примерами таковых являются слова - "экскаватор" - "эскалатор", "костный" -"косный".
  • Аффиксальные паронимы имеют общий корень, однако за счет суффиксов - различное значение, например: "экономичный - экономический", "кровавый-кровный", "адресат" - "адресант".
  • Этимологические паронимы - это слова, которые заимствованы различными путями несколько раз из других языков. К примеру, слово "проект" из латинского и "прожект" из французского.

Что делает нашу речь богатой и красочной? Использование различных художественных и грамматических приемов. В этой статье мы рассмотрим следующие определения: омонимы. Что они обозначают и для чего используются в речи?

Лексика и лексикология

Лексика — это весь словарный состав отдельно взятого языка. Если мы обычно разговариваем и пишем на русском языке, то мы пользуемся лексикой русского языка.

Наукой, изучающей словарный состав языка, является лексикология. Основной единицей изучения этой отрасли знания является слово и его значения. Следовательно, эта наука не оставляет без внимания определения: синоним, антоним и омоним.

Определение понятия синоним

Злой, жестокий, недобрый, негуманный — синонимы. А что это такое? Определение "синоним" очень простое. Это слова, имеющие одинаковое или почти одинаковое значение.

То, что синонимы имеют в значении небольшие различия, помогает дать чему-либо наиболее точные определения. С помощью синонимов можно красочно, избегая повторений описать любое событие. Синонимы можно подобрать практически к любому слову, имеющему смысл, независимо от части речи.

Существительные:

  • дом - жилище - изба - квартира - коттедж - здание - пристанище - убежище - крыша над головой - жилье;
  • взятка - мзда - подкуп - магарыч;
  • глаза - очи - зенки - гляделки - бельма - шары;
  • друг - товарищ - приятель - кент.

Прилагательное:

  • старый - древний - пожилой - немолодой;
  • глупый - неумный - тупой - несообразительный;
  • грустный - печальный - подавленный - унылый - невеселый;
  • удивленный - пораженный - ошарашенный.
  • бежать - нестись;
  • слушать - внимать;
  • спрашивать - интересоваться - вопрошать - задавать вопрос;
  • пропадать - исчезать - скрываться - теряться.
  • хорошо - отлично - здорово - прекрасно;
  • быстро - споро - скоро - стремглав;
  • плохо - худо - неважно;
  • громко - шумно.

Антоним

Кроме в лексике русского языка встречаются антонимы — слова с противоположными значениями. Кстати, антонимы принадлежат к одной части речи.

Как вы думаете, являются ли антонимами слова вкусный и одинокий? Нет, не являются, потому что "антоним" предполагает противопоставление слов только по одному признаку.

Существительные:

  • здоровье - болезнь;
  • женщина - мужчина;
  • любовь - ненависть;
  • жара - холод;
  • тепло - прохлада;
  • ум - дурь;
  • потеря - находка.

Прилагательные:

  • взволнованный - спокойный;
  • нервный - уравновешенный;
  • виртуальный - реальный;
  • широкий - узкий;
  • редкий - частый;
  • сильный - слабый;
  • хитрый - наивный.

Глаголы:

  • продолжать - прекращать;
  • начинать - заканчивать;
  • руководить - подчиняться;
  • продавать - покупать;
  • спрашивать - отвечать;
  • выкапывать - закапывать;
  • зарабатывать - тратить.

Наречия:

  • хорошо - плохо;
  • нарочно - нечаянно;
  • правильно - неправильно;
  • прекрасно - ужасно;
  • очно - заочно;
  • сладко - горько;
  • быстро - медленно.

Омоним

Омонимы — это слова близнецы.

Однако не стоит путать значение этого понятия с определением синонима. Они только пишутся и произносятся одинаково, но означают совсем разные вещи.

Современный человек, слышащий или читающий существительное "ключ", скорее всего представит себе ключ от дверного замка; а, например, старец, живущий отшельником где-нибудь в лесной хижине, подумает, что имеется в виду родник, бьющий из-под земли.

Сравните предложения:

  1. Они заметили клуб дыма, поднимающийся над лесом. Девчонки, сходим в клуб после лекций?
  2. На день рождения Коле подарили таксу. Интересно какая сейчас такса у таксистов?
  3. Извини, я не смогу прийти, вечером лечу в Турцию. Работаю ветеринаром, лечу животных.
  4. Иллюзионист показывал простой фокус. Фотографу не удавалось навести фокус.

Итак, мы разобрали несколько основных лексикологических понятий: синоним, антоним, омоним. Все они играют значительную роль в языке: их использование в устной и письменной речи делает ее красивее, богаче и ярче, а нас красноречивее.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова- синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими .

Антонимы

1) Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - _______ , вверх - _________, холодный - ___________, помогать__________.

2) Продолжите начатые предложения антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________ .

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз - ___________, мелкий почерк -__________, мелкое озеро -___________

4) Найди в словаре антонимы к словам.

Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.

Омонимы

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

Запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

Где вы были?

У лисички!

Что вы ели там?

Лисички! ____________ , ____________

2) Шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________

Какую соль не кладут в суп? _________________

Какой кистью не красят стену? ______________________

добрая- сердитая

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Антонимы

Для чего нужны антонимы? Что вы хотите узнать об антонимах? Какие слова называются антонимами?

Чему будете учиться на уроке? Поставим перед собой задачи. Находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи.

Анти – «против»

Антонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но имеют противоположное значение.

лëгкий чемодан- лëгкая задача- лëгкий мороз-

лëгкий чемодан- тяж ë лый лëгкая задача- трудная лëгкий мороз- сильный

свежий огурец – сол ë ный свежий хлеб – ч ë рствый свежая газета – старая мелкий почерк – крупный мелкое озеро – глубокое

сладкое яблоко – кислое c ладкое лекарство – горькое сладкий сон – плохой старый человек – молодой старый учебник – новый

Знай больше, а говори меньше. Думай медленно, работай быстро. Мир строит, а война разрушает. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Не дорого начало, похвален конец.

Антонимы подчёркивают различие, усиливают его. Антонимы меняют смысл предложений, текстов.

Узнал (а) … Сегодня на уроке я...

Я сегодня научился … Я рад … Мне было …

20 Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Оцени себя! Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. АНТОНИМЫ