Пол пот и красные кхмеры. «Красные кхмеры» и «геноцид в Камбодже

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище...
Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".
Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.
Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время Второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года Второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.
Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.
Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.
18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.


О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонггхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.
По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.
С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.
Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов и деревень.
Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.
Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.
Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVII! веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.
Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.
Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.

"Буржуазные" преступники

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.
Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.


В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен Второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.
Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей.
Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.
На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржуазные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".
Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки ненависти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
Полпотовцы разорвали дипломатические отношения со всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "национального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значение.
Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы
вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационно-пропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед
всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.
"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".

Курганы из черепов

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившей страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.
В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" истерично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию".
В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с "красными кхмерами” из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.


В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За нисколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерседесе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.
Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.
Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать".

Ангел смерти

"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела -своей "великой аграрной революции".
В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Иенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Симон Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.
Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.
Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в сипах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?"
Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Геноцид в Камбодже возник из-за насильственной попытки лидера красных кхмеров Пол Пота национализировать и централизовать камбоджийские крестьянские хозяйства в соответствии с сельскохозяйственной моделью коммунистического Китая. Это привело к истреблению более 25% населения страны в течение трёх лет.

Режим Пол Пота: геноцид в Камбодже

Камбоджа – небольшая страна (в два раза меньше штата Калифорния) в Юго-Восточной Азии, её столица Пномпень. Страна граничит на западе и северо-западе с Таиландом, на северо-востоке с Лаосом и на юго-востоке с Вьетнамом. Южные границы Камбоджи проходят по пляжам Сиамского залива.

В 1953 году, после 100 летнего колониального правления Франции, Камбоджа получила независимость.

Избранный премьер-министр Камбоджи принц Н. Сианук принял политику нейтралитета, отказался от американской помощи и разорвал дипломатические отношения с США. В годы, предшествующие геноциду, население Камбоджи составляло более 7 млн., в основном это были кхмеры, исповедующие буддизм.

Что предшествовало геноциду?

Принц Сианук и его верные последователи объединились с коммунистической организацией партизанского движения, известной, как «красные кхмеры». Вскоре после этого в Камбодже началась гражданская война.

В это же время юго-восточный сосед Вьетнам воевал за независимость против французов. В 1954 году он разделился на коммунистический Северный Вьетнам и прозападный Южный Вьетнам, которые продолжали воевать между собой.

В 1964 году США ввязались в гражданскую войну во Вьетнаме, что в итоге привело к смерти более трёх миллионов американских и вьетнамских жителей.

Принц Сианук во время войны во Вьетнаме сохранял нейтралитет, предоставлял поддержку обеим сторонам. В 1970 году новый премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке США совершил государственный военный переворот и стал президентом новой кхмерской республики.

В 1975 году северовьетнамские войска захватили столицу Южного Вьетнама Сайгон, а в Камбодже лидер красных кхмеров Пол Пот со своей армией вошёл в Пномпень. После свержения правительства Лон Нола в 1975 году красными кхмерами и захвата власти Пол Потом начался геноцид, который продолжался до 1978 года, пока красные кхмеры не были свергнуты вьетнамцами.

Правление красных кхмеров

Красные кхмеры, пришедшие к власти, намеревались мгновенно совершить революцию камбоджийского общества. Это была жестокая революционная группа с радикальными взглядами.

17 апреля 1975 года армия красных кхмеров вошла в Пномпень, современную столицу Камбоджи. Необразованная молодёжь из крестьянских провинций ворвалась в город, они стали заставлять всех городских жителей покинуть город, бросить все свои вещи и направиться в деревни. Плачущих детей гнали прочь от их родителей.

После тяжёлых бомбардировок США и сотрудничества правительства Лон Нола с США, многие камбоджийцы надеялись, что коммунизм Пол Пота принесёт новую спокойную жизнь.

К 1975 году армия Пол Пота выросла до 700 000 солдат.

Коллективизация в Камбодже

После захвата власти Пол Пот сразу же начал свою политику коллективизации. Было конфисковано, национализировано и взято под контроль всё имущество, включая школы, больницы, общественные институты. Пол Пот учился во Франции, был последователем и страстным поклонником Мао Цзэдуна и собирался внедрять маоизм (китайский коммунизм) и сталинизм.

Он собирался создать новую Камбоджу на основе маоистской модели. Целью красных кхмеров было превратить Камбоджу в примитивную страну, в которой все граждане будут работать в аграрном секторе, а любые западные инновации будут удалены.

Воинствующий коммунизм

Чтобы достичь «идеальной» коммунистической модели, все камбоджийцы должны были стать колхозниками, кто против этого, должны быть устранены. Под угрозой смерти люди должны были покинуть свои родные города и сёла.

Инвалидов, молодых и старых, которые не могли отправиться в коллективные хозяйства, убивали на месте. Тех, кто отказался покинуть дома, убивали, как оппозиционеров новому режиму. Городских жителей насильно эвакуировали в сёла, никто не имел никаких гражданских и политических прав. Детей отрывали от родителей, их направляли в разные трудовые лагеря.

Камбоджийцы были вынуждены жить в общественных коммунах, подобных военным казармам, с постоянной нехваткой продовольствия. В условиях рабского труда, голода и болезней многие становились неспособны выполнять тяжёлую работу, после чего их убивали.

В список «потенциальных оппозиционеров» вносили журналистов, юристов, врачей, представителей интеллигенции, студентов и профессоров. Фабрики, школы, университеты, больницы были закрыты.

Руководство и их сотрудники были убиты вместе с семьями. Владение иностранным языком было поводом к расстрелу. Читать, писать, и даже носить очки было чертой Запада, за это могли расстрелять.

Воинствующий коммунизм внушал веру, что журналисты и интеллектуалы несут угрозу государству. Красные кхмеры преследовали также и за различные религиозные взгляды: буддистов, мусульман, христиан, этнических китайцев, вьетнамцев, тайцев и камбоджийцев.

Ведущие буддистские монахи и христианские миссионеры были убиты, а храмы и церкви сожжены. Национальные меньшинства насильственно переселялись, использование языков меньшинств было также запрещено.

Красные кхмеры приветствовали доносы по подозрению в предательстве и саботаже. Выживание людей зависело от их трудоспособности. Пожилые люди, инвалиды, больные и дети в Камбодже несли огромные потери, так как были неспособны на ежедневный тяжёлый физический труд.

Пока кхмеры набирали силу, США не проявляло интереса к событиям в Юго-Восточной Азии. Американское посольство не сильно беспокоил режим Пол Пота, для них главнее было влияние Камбоджи на войну во Вьетнаме.

Жертвы режима Пол Пота

Только по приблизительным подсчётам Исследовательского комитета по геноциду режима Пол Пота всего от рук красных кхмеров погибло от полутора до трёх миллионов камбоджийцев. В выпущенном комитетом отчёте были данные о смертности порядка 3 314 768 человек. Это 25 % от общей численности населения Камбоджи до начала режима. Такое количество людей погибли из-за политики принудительного переселения из городов в деревни, пыток, казней, недоедания и принудительного труда.

Народ Камбоджи продолжал страдать и после падения режима Пол Пота. Тысячи людей были вынуждены бежать в Таиланд, многие из них голодали, ели листья и корни. Кто-то умер от голода в пути, кто-то подорвался на минном поле, так как кхмеры заминировали местность вдоль западной границы. Из лагерей беженцы в Таиланд принесли малярию, тиф, холеру и множество других болезней. По оценкам специалистов, после падения режима в течение года умерло ещё более 650 000 человек.

Поля смерти

Большинство красных кхмеров пострадали от посттравматического стрессового расстройства. В 1990-х годах никто такого не определял и не предлагал никакого лечения. Болезнь продолжалась долгие годы, иногда прогрессировала. Те, кто страдали таким стрессовым расстройством, периодически впадали в панику, которая могла спровоцировать сердечный приступ. В начале 1990-х годов по всей территории Камбоджи проводились массовые захоронения. В каждом из них складывали десятки и сотни останков. Даже спустя десятилетия жители часто находят черепа на поверхности.

Международная реакция

Довольно трудной задачей стало привлечение виновных к ответственности. Через три десятилетия после изгнания Пол Пота и красных кхмеров из Пномпеня, правительство Камбоджи обратилось за помощью к Организации Объединённых Наций в преследовании за преступления в период между 1975 и 1979 годами.

Изначально ООН собирался создать суд, напоминающий Международный трибунал по Югославии, но правительство Камбоджи отказалось от предложения ООН, опасаясь западного влияния в преследовании виновных в режиме красных кхмеров. После долгих переговоров через Генеральную Ассамблею ООН, были созданы чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (ЧПСК). Пока так долго создавались эти судебные органы, многие виновные уже умерли.

Судьба членов верхушки режима Пол Пота

Среди умерших были: Пол Пот, Сон Шен (министр обороны ответственный за политическую полицию). Многие министры и подозреваемые были убиты в столкновениях со Вьетнамом.

Французский Индокитай приказал долго жить в 1954 году: соблюдая международные договоренности, Франция ушла с индокитайского полуострова. Так на карте мира возникли новые самостоятельные государства: Лаос, Камбоджа и два Вьетнама. После этого на полуострове начались интересные времена, в эпоху которых, как известно, не пожелаешь жить никому.

Вьетнам и Лаос тоже отличились всемерно, но все-таки пальму первенства заслуженно получает Камбоджа, она же Кампучия, - за красных кхмеров и за месье Пол Пота лично. Ни один другой режим за всю человеческую историю, видимо, не уничтожил в столь сжатые сроки столько своего населения: за четыре года правления Пол Пот истребил каждого седьмого камбоджийца. И ни один другой режим мира не был столь алогичен и столь явно ненормален.

Брат номер один


На самом деле его звали не Пол Потом (камбоджийцы вообще редко называют своих детей Полами, им гораздо больше нравятся имена типа Кхтьау или Тьомраын). Будущего сотрясателя страны звали Салот Сар, и, как у многих диктаторов, его происхождение темно и запутанно. По одной из версий, он вообще племянник царедворца и чуть ли не королевских кровей. Сам он любил описывать тяготы своего нищего крестьянского детства под гнетом проклятых империалистов. Но правы, вероятнее всего, основные биографы Пол Пота - австралийский исследователь Бен Кирнан и американский историк Дэвид Чендлер, которые, перетряся доказанные факты родословной нашего героя, сочли, что на самом деле он принадлежал к зажиточной полусельской, получиновнической семье, причем его сестры - родная и двоюродная - были придворными танцовщицами и королевскими наложницами (коих, впрочем, во дворце находилось множество).

Надо отдать биографам должное: они занимались поистине детективной работой, ибо Пол Пот настолько избегал всякой публичности, что первый год его правления фактически никто в Кампучии, не говоря уже о внешнем мире, не знал, кто скрывается под именем Брат номер один, - он ухитрился захватить страну инкогнито. Прозвище Пол Пот, взятое им за десять лет до того, по свидетельству некоторых уцелевших бывших соратников, было сокращением французского «politique potentielle» («могучий политик») и являлось одной из форм термина «вождь». Лишь на втором году правления Пол Пота нечеткий фотоснимок, попавший в западную печать, позволил установить, что палачом Камбоджи является добродетельный и скромный школьный учитель Салот Сар, которого опознали его бывшие соратники по Коммунистической партии Индокитая.

Исходя из предпосылки, что любое зверство человека есть результат пережитых потрясений в детстве, историки ужасно хотели найти свидетельства того, что Пол Пот - невинная жертва обстоятельств, игрушка в руках судьбы, превратившая доброго мальчика в страшное чучело. Но все выжившие знакомые и родные Пол Пота хором уверяли, что это был милый и тихий ребенок, которого любили родные, который получил весьма приличное образование на государственную стипендию и который меньше всего на свете походил на несчастное оборванное дитя третьего мира. Да, во французском колледже его заставляли говорить по-французски и играть на скрипке, но следов других империалистических истязаний в жизни Пол Пота обнаружить не удалось.

В 1947 году он уехал учиться в Париж, стал там убежденным антизападником, вступил в Коммунистическую партию Франции и даже напечатал пару статей об угнетенности рабочих, но по-прежнему оставался ровным, доброжелательным и приятным в общении юношей без особых амбиций и без особых же талантов. А вернувшись домой, он стал активно сотрудничать с местными коммунистами, работая в то же время учителем в лицее, - до тех пор, пока в стране не развернулась полномасштабная война.

Гражданская война в Камбодже


Сейчас будет очень интересно. Тот, кто сумеет уследить за логикой происходящего до конца, получит бонус. В 1954 году, после освобождения от французского протектората, Камбоджа получила статус нейтральной страны с более или менее конституционной монархией. К власти пришел законный наследник, принц Сианук, выбранный государственным советом из числа возможных претендентов, коих при таком изобилии наложниц, сам понимаешь, во дворцах всегда хватало. Принц не был коммунистом, но имел, надо признаться, весьма схожие с коммунистами убеждения. Он хотел всячески дружить с Китаем, помогать Северному, просоветскому, Вьетнаму сражаться с Южным, империалистическим. Заодно Камбоджа разорвала дипотношения с главными империалистами мира - США, после того как американцы немножко пошастали за их границу, выясняя отношения с вьетконговцами*.

*

Примечание Phacochoerus"a Фунтика : «Вьетконговцами называли боевые отряды южновьетнамских коммунистов, которые, сотрудничая с войсками Северного Вьетнама, все же соблюдали определенную автономность. Если в статье иногда встречаются одни «вьетконговцы» или одни «северные вьетнамцы», то считай, что автор просто ленится всегда упоминать их вместе ».

14 лет - средний возраст бойцов армии красных кхмеров

3 000 000 из 8 000 000 жителей Камбоджи сразу были лишены гражданских прав

1 500 000 кампучийцев погибли за четыре года правления красных кхмеров

2 500 000 человек должны были покинуть все города в 24 часа

20 000 фотографий узников тюрьмы Туол-Сленг стали основой Музея геноцида

16.04.1998 биология и история сообща покончили с Пол Потом

Американцы извинились и категорически запретили своим солдатам даже приближаться к камбоджийским границам. Взамен принц Сианук широким жестом разрешил вьетконговцам и войскам Северного Вьетнама проходить по камбоджийским территориям и устраивать там базы. О чем принц Сианук думал в тот момент, одним буддам известно, так как даже не очень интеллектуальный пятиклассник мог бы предсказать дальнейшее развитие событий. Какое-то время коммунисты Вьетнама играли в игру «я в домике».

Они атаковали южновьетнамские войска, после чего тикали в Камбоджу, на границе которой их преследователи были вынуждены останавливаться и жалобно глядеть на веселые дымки над очагами вьетконговских баз. Надо сказать, что местное население не было в восторге от бегающих по их стране вьетнамских солдат. Кроме того, им очень не нравилось, что Сианук считал возможным посылать своих солдат отбирать у крестьян зерно (точнее, насильно выкупать его за копейки). Неудивительно, что собственное коммунистическое подполье Камбоджи стало пользоваться огромной поддержкой начинавших голодать крестьян. Самая крупная из таких организаций называлась «Красные кхмеры», и руководил ею милый школьный учитель по кличке Пол Пот. Да, он так и не стал ярким лидером и гением, за которым пошли бы серьезные зрелые революционеры, зато он умел хорошо работать с детьми. Под свое крыло он, как и положено учителю, принимал юношество: в красные кхмеры набирали крестьянских подростков 11-12 лет, а сам Пол Пот неоднократно говорил, что для блага Кампучии надо было бы убить всех, кто старше четырнадцати, так как только новое поколение способно создать новую идеальную страну.

Народные восстания и террористические вылазки красных кхмеров заставили принца Сианука немного очнуться и оценить положение дел во вверенных ему землях. А в стране шла - будем называть вещи своими именами - гражданская война. Красные кхмеры брали под контроль поселения и совершали налеты на правительственные организации. Вьетконговцы чувствовали тут себя как дома и брали что хотели, в том числе угоняли крестьян воевать в своих рядах. Крестьяне бежали от всей этой красотищи в города, начинался качественный голод... И тогда принц Сианук кинулся за помощью к США. Отношения были восстановлены, Штаты провели бомбардировку районов, в которых находились вьетконговские и северовьетнамские базы. Но официально просить американцев о помощи в гражданской войне Сианук все же не решился: мешали политические убеждения. Тогда принца быстро свергли его министры во главе с премьер-министром Лон Нолом, который потребовал от северных вьетнамцев в 72 часа вывести войска с территории Камбоджи.

Северные вьетнамцы высказались примерно в том духе, что а не пошел бы ты, любезный, топиться в Меконге. Тогда Лон Нол воззвал к американцам. В 1970 году рано поседевший президент Ричард Никсон, которого дома и так уже рвали на куски пацифисты, совершил еще один крайне непопулярный шаг и приказал провести наземную операцию в Камбодже. Два месяца американцы и южные вьетнамцы вышибали из Камбоджи северных вьетнамцев и вьетконговцев - надо сказать, весьма и весьма успешно. Но Штаты, которые сами уже были на пороге бунтов в связи с колоссальным антивоенным движением в стране, вынуждены были вывести свои войска. Милые девушки в вязаных шарфиках с пацификами своего добились: Штаты помогали властям Камбоджи деньгами и техникой, но военных действий избегали. Голубь мира снес на головы камбоджийцам претухлое яйцо: после ухода американских войск тут закипела уже совсем полноценная гражданская война с участием правительственных войск, армии красных кхмеров (уже подчинивших себе некоторые области), других антиправительственных группировок, южных вьетнамцев и северных вьетнамцев. Камбоджа до сих пор возглавляет печальный список «Самые заминированные страны мира»: джунгли и рисовые поля тут все еще напичканы страшными ловушками, которые стороны подсыпали друг другу.

Правда, совсем уж масштабных сражений не наблюдалось - скорее, имела место быть партизанская война всех со всеми. И в 1975 году в этой войне выиграли красные кхмеры. Перебив несколько десятков тысяч солдат и чиновников, 17 апреля они захватили столицу Пномпень, объявили о создании нового государства, Демократической Кампучии, и принялись жить-поживать.

Вьетнамцев они ненавидели так страстно, что в конце концов вступили в войну с объединившимся к тому времени Вьетнамом, проиграли ее и были изгнаны обратно в джунгли. Таким образом, красные кхмеры продержались у власти четыре года, успев, однако, сделать серьезную заявку в борьбе за звание самого кровавого режима всех времен. Подробнее на этих четырех годах мы остановимся в следующей главе.

И вот что интересно. Красные кхмеры не нравились никому, потому что они были совершенно спятившей кучей ублюдков. Беженцы, которым посчастливилось уползти из Демократической Кампучии, хором рассказывали чудовищные вещи о воцарившихся в стране порядках: о массовых казнях, о младенческих трупах вдоль дорог, о страшном голоде и фанатизме властей… Но еще меньше ООН и странам НАТО нравился тот факт, что просоветский Вьетнам после падения кхмеров фактически прирос еще одной провинцией, в результате положение СССР в южноазиатском регионе опасно укрепилось, перекосив чашу на весах геополитической гармонии. Поэтому ООН очень аккуратничало с признанием деяний коммунистов-полпотовцев геноцидом - в отличие от Советского Союза, где любой октябренок в школе слушал про гадского дядьку Палпота, а во дворе - популярную частушку «За…бу-замучаю, как Пол Пот Кампу`чию!»

А вот и обещанный бонус. Сегодня коммунисты и националисты, ностальгирующие по СССР, любят оправдывать красных кхмеров, ругая при этом американцев, которые в свое время тоже немало потрудились, чтобы этих красных кхмеров хоть немного оправдать. Почему так происходит - это к психоаналитикам от геополитики.

Праздник послушания


17 апреля, заняв Пномпень и другие крупные города, запустив на их улицы тысячи малолетних дикарей с автоматами, красные кхмеры сообщили горожанам, что все они, поголовно, отныне становятся «буржуями» и «испытуемыми», поражаются в правах и должны покинуть города в 24 часа вместе с детьми и стариками. С этого дня их называют «людьми апреля», потому что, пока все хорошие ребята делали революцию, эти предатели и империалистические наймиты отсиживались в городах и пили кровь трудового народа. На самом деле в городах к тому времени большая часть жителей была крестьянами, бежавшими туда от войны, но в глазах красных кхмеров они вовсе не были классово близкими - напротив, были жалкими трусами и предателями.

Падение Пномпеня (1975)

«Людям апреля» под страхом немедленной казни было велено построиться в колонны, и в сопровождении тяжеловооруженных подростков два с половиной миллиона человек - треть всех жителей страны - поползли по своему крестному пути. Надо отдать должное невозмутимости Пол Пота: вместе с прочими «людьми апреля» в путь тронулись и члены его семьи, в том числе семья старшего брата, в доме которого он фактически и вырос. Этот брат умер в дороге, его жену забили до смерти, но в живых осталась сестра диктатора, которая в дальнейшем и смогла поведать миру этот интересный факт. Впрочем, никто из семейства тогда и вообразить себе не мог, что безликий вождь, отправивший их на гибель, - это их милый братишка Салот Сар.

Чтобы понять энергичность, с которой строилась новая Кампучия, нужно знать, что вообще-то это небольшая и не слишком многолюдная страна. В 1975 году ее население составляло от 8 до 8,5 миллиона человек. За четыре года Пол Пот с сотоварищи изничтожили, как минимум, седьмую часть камбоджийцев (это по самым осторожным расчетам, обычно называется цифра в два раза большая).

Программа по развитию Демократической Кампучии, созданная правительством красных кхмеров, сохранилась, ибо была напечатана в единственной оставшейся в стране газете «Революция», которая издавалась раз в десять дней и была предназначена для высших партийцев, имевших несчастье быть грамотными, - для остального населения ее зачитывали по радио. Документ этот - в высшей степени увлекательный, содержащий массу удивительных сведений.

Вот, например, отрывок из главы о культурном развитии:

«Отринув буржуазную, чуждую ему культуру, победивший народ проводит досуг в прослушивании революционных стихов и песен, а также в легком изучении политики и культуры».

А таковы были планы роста благосостояния кампучийского народа:

«В 1977 году будут выдаваться каждому два сладких кушанья в неделю.

В 1978-м - одно сладкое кушанье каждый второй день.

В 1979-м сладкие блюда будут выдавать каждому ежедневно.

Глава об импорте начинается словами:

«Мы будем импортировать болты, гайки и более сложную технику…»

ТУОЛ-СЛЕНГ

Никакой документации по казненным, умершим от голода и болезней людям красные кхмеры не вели по вполне уважительной причине: большинство из них не умели ни читать, ни писать.

Тела погибших просто запихивали в ямы или вываливали в лесу, так что помимо мин земля Камбоджи усеяна еще и скелетами. Единственное место, где узников хоть как-то пытались регистрировать, - это пномпеньская тюрьма S-21, расположенная на холме Туол-Сленг, чье название красноречиво переводится как Ядовитый Холм.

Так как города стояли пустыми и находились там только революционеры и члены их семей, то неудивительно, что в Туол-Сленге истребляли в основном «предателей» из собственных рядов. В тюремном архиве обнаружили множество фотографий заключенных и их «признательные письма».

Большинство из содержавшихся здесь - это подростки-кхмеры. Известно, что минимум половина примерно из 20 тысяч узников, попавших сюда за четыре года, были убиты после жестоких пыток. Сейчас здесь находится Музей геноцида.

Впрочем, и язык, которым была написана программа, и упоминание в ней сладких блюд далеко не случайны. Как уже говорилось, практически все красные кхмеры были детьми. Средний возраст бойцов составлял 14 лет, и эти крестьянские дети, выросшие во время войны, не имели вообще никакого понятия об устройстве жизни на Земле. С таким материалом работать было удобно: они не боялись смерти, не задавались сложными вопросами, не страдали излишней цивилизованностью и свято верили всему, что говорили их вожди. Они прекрасно умели обращаться с автоматами, гораздо хуже - с мотыгами, а читать, писать и думать не умели вовсе, но это как раз было плюсом. Потому что именно такие бравые солдаты и нужны были Пол Поту, или, как его стали называть, Брату номер один (остальные члены правительства были братьями под другими номерами, вплоть до брата номер восемь).

Города стояли пустынными и страшными памятниками самим себе. «Людей апреля» направляли в сельские и лесные районы, где они под надзором кхмеров обустраивали лагеря, расчищали лес, разминировали своими телами поля и принимались воплощать главный план партии, имевший название «Мы дадим три тонны риса с каждого гектара!». Рис был страшно нужен Пол Поту. Его власть быстро признал легитимной Китай, который пообещал обеспечить Кампучию необходимой техникой, прежде всего военной, при наличии, конечно, у товарищей кхмеров валюты. А валюту проще всего выменивать на рис, который сам фактически является валютой. Пол Пот никогда в жизни не занимался сельским хозяйством. Его ближайшие соратники тоже не были большими спецами в рисоводстве.

С какого потолка они взяли эту цифру - три тонны с гектара, - ответить сложно. Сейчас с современной техникой и удобрениями гибридные сорта могут принести и больше десяти тонн, но в 70-х годах, когда зеленая революция только начиналась, полторы тонны с гектара были отличным результатом. Как указывалось в «Революции», «три тонны риса с гектара станут блестящим свидетельством коллективной революционной воли народа». Они и стали. Так как спор с высшими начальниками считался бунтом и карался немедленной казнью, надзиратели за трудовыми поселениями не писали правдивых рапортов - они слали в центр бодрые отчеты, точно зная, что никаких трех тонн с гектара собрать не сумеют. Спасаясь от закономерного расстрела, они быстро продавали собранный рис китайцам и сбегали из страны, оставляя «апрельских людей» дохнуть с голоду. Меньше всего, впрочем, Пол Пот беспокоился о «людях апреля»: они все равно подлежали уничтожению.

Мотыгой по очкам

Свадьба красных кхмеров

Едва придя к власти, Пол Пот отменил деньги, религию, частную собственность, длинные женские волосы (как слишком негигиеничные и буржуазные), образование, книги, любовь, семейные обеды, разнообразие в одежде и медицину. Все это было сочтено чуждыми истинно кампучийскому духу явлениями. И «апрельские люди», и прогрессивные крестьяне и рабочие, и кхмерские солдаты, и члены правительства должны были носить одинаковые черные хлопковые костюмы - брюки и рубашку.

Между мужской и женской одеждой разницы не было. Кормились все сообща за длинными столами, так как Пол Пот лично настаивал, что традиции семейных обедов - это буржуазная церемония, рассадник затхлых мещанских идей. В брак вступали по приказанию начальства, которое и составляло подходящие пары по своему вкусу. Медиками назначали подростков из числа военных. Так как медикаментов все равно не было, а производить их в Камбодже не умели, то дан был приказ ориентироваться на «давние традиции народной медицины». Конечно, первое время в стране имелись врачи, учителя и даже недобитые инженеры, но интеллигенцию Пол Пот ненавидел с совершенно звериной страстью, ее даже не причисляли к «людям апреля».

Это были официальные враги, которым запрещено было жениться и рожать детей, их использовали на самых тяжелых работах, а тех, кто был слишком слаб или болен, забивали особенно рьяно. Тем из врачей, кто все же сумел выжить, категорически запрещено было заниматься лечением. Книги во многих поселениях были под полным запретом. Страшно преследовалось и ношение очков - надеть стеклышки на глаза было равносильно признанию, что ты тайный книгочей, практикующий крамольные мысли. Убить человека, подозреваемого в том, что он скрывает свою образованность, можно было даже без согласования с начальством. Единственное, что строго запрещалось, так это тратить на такую дрянь ценные патроны, поэтому юные кхмеры должны были учиться проламывать головы мотыгами и дубинками. Детей в возрасте 5-6 лет забирали у родителей и отправляли в отдельные детские поселения, где они учились сельскому труду, боевым действиям в условиях джунглей и революционным речевкам. В 11 лет их призывали в армию.

Красные кхмеры еще с нами?


Как ни странно, но нашлось немало камбоджийцев, которых вполне устраивало такое положение дел. Приятно знать, что у соседа штаны ничуть не лучше твоих; легко жить, когда не надо ни о чем задумываться; тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты знай расчищай тростник да пой про священную ненависть трудящихся… Так что, когда вьетнамцы изгнали Пол Пота с красными кхмерами с большей части Камбоджи, заперев их в глухих горных районах, не меньше ста тысяч крестьян ушли следом. Почти двадцать лет кхмеры не сдавались. Кампучия, опять ставшая Камбоджей, давно живет в любви и дружбе с большинством своих врагов, США интегрируют ее в мировую экономику, на троне сидит увлекающийся балетом потомок Сианука, политические партии сменяют друг друга у руля - а красные кхмеры все маршируют у костров с речевками и совершают боевые вылазки на территорию рабов империализма...

Противостояние длилось до 1998 года, когда больной и старый Пол Пот окончательно выпустил из рук бразды правления. Красные кхмеры сами арестовали своего бывшего лидера и судили - правда, присудили всего лишь к домашнему аресту. Но значения это уже не имело, так как 16 апреля 1998 года Пол Пот умер. За несколько месяцев до смерти он успел дать интервью для гонконгского журнала «Фар истерн экономик ревью», где сказал, что «все, что он делал, он делал из любви и жалости к людям», и категорически отказался признать вину в геноциде своего народа, напирая на то, что все это выдумки врагов. После его смерти организация кхмеров рассыпалась окончательно. Бывших красных кхмеров, кроме совсем уж одиозных персонажей, особо не преследуют, некоторые из них сегодня даже занимают вполне высокие государственные посты.

По негласному общественному договору, пожалуй, всех жителей Кампучии решено не устраивать шумных процессов над таким еще недавним и болезненным прошлым.

Красные кхмеры. История тоталитарного марксистского режима February 11th, 2012

“Красные кхмеры” — неофициальное название крайне левого течения в коммунистическом движении аграрного толка в Камбодже.

Создано в 1968 году и являлось одной из сторон гражданской войны в Камбодже, в которую активно вмешивались Северный Вьетнам, Южный Вьетнам и США. Численность — около 30 тысяч человек. В основном движение пополняли подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев».

17 апреля 1975 года партизаны захватили столицу страны — город Пномпень. Режим Лон Нола был свергнут, а сам он бежал. В течение года формально главой государства считался принц Нородом Сианук, а премьер-министром — Пенн Нут, однако оба находились под домашним арестом и политической роли не играли.

«Красные кхмеры» установили диктатуру. Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества».

Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и полный запрет религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней.

По всей стране создавались высшие формы кооперативов, в которых согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом.

В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма коммунизма, основанная на идеях Пол Пота.

Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. По всей стране были созданы деревенские коммуны из бедного и среднего крестьянства; горожан в целях «эвакуации в связи с угрозой американского наступления» вывозили из городов и размещали в коммунах. За уголовные преступления грозила казнь (в число «преступлений» входили даже такие, как сорванный с дерева коммуны банан, собранный с поля в обход коммуны урожай риса и т. п.), практиковались ограничения и репрессии по национальным и социальным параметрам (из страны эмигрировали этнические китайцы, вьетнамцы, отдельные чамские народы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование; большая часть студентов, педагогов, буддийских монахов). Были расстреляны педагоги, врачи, священники. Было запрещено писать и читать. Расстреливали за ношение очков. Из отправленных в одну из тюрем — Туол Сленг (ныне «музей геноцида») — лишь о двенадцати известно, что они выжили. Была введена специфическая лексика, напоминающая новояз, литературные слова, вплоть до слов вроде «мать» или «отец», заменялись диалектными, были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости.

В результате гражданской войны страна пришла в упадок. Вскоре разразилась война с Вьетнамом, развязанная «красными кхмерами»: уже в мае 1975 года, сразу после окончания боевых действий во Вьетнаме, они провели первое нападение на вьетнамскую территорию (остров Фукуок), а в дальнейшем периодически проводили такие нападения, при этом убивая вьетнамское мирное население.

Вьетнамские войска перешли в наступление, причём на их сторону переходили большие группировки «красных кхмеров». В декабре 1978 года вьетнамские войска полностью заняли Камбоджу. Один из бывших высокопоставленных полководцев, Хенг Самрин, возглавил провьетнамское правительство. Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР. После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

После своего свержения вьетнамскими войсками «красные кхмеры» вели боевые действия против правительства Хенг Самрина — Хун Сена. В 1982 г. в эмиграции было сформировано «коалиционное правительство» Камбоджи, которое представляло Камбоджу в ООН и других международных организациях. Формально правительство возглавил монархист Сон Санн, однако на деле он был декоративной фигурой, приемлемой для Запада.

В 1998 году после смерти руководителя Пол Пота движение продолжило существовать. Формальный лидер движения, Кхиеу Сампхан, фактически лишён власти и живёт в уединении. Один из лидеров «красных кхмеров», Иенг Сари, подписал перемирие с правительством Камбоджи, которое признало его контроль над западными территориями страны. Бывший командующий войсками «красных кхмеров» Сон Сен был убит при попытке перебежать к противнику. Последний радикальный полевой командир «красных кхмеров» Та Мок был арестован в марте 2000 года. На 2005 год отряды «красных кхмеров» активно действуют в районе провинций Ратанакири и Стынгтраенг.

21 июля 2006 года умер последний командир «красных кхмеров» Та Мок. О новом руководстве движения ничего не известно.

19 сентября 2007 года был арестован 80-летний Нуон Чеа по прозвищу «Брат номер два», ему предъявили обвинения в преступлениях против человечности. В 50-е и 60-е годы Нуон Чеа помогал диктатору Пол Поту прийти к власти и затем стал главным идеологом движения. Спустя несколько недель последовали аресты и других ключевых фигур «красных кхмеров», ранее сдавшихся правительству Камбоджи (в том числе Иенг Сари и Кхиеу Сампхана). В настоящее время все они ожидают суда.

Сейчас остатки отрядов «красных кхмеров» продолжают скрываться в джунглях, промышляя разбоем и контрабандой.

В условиях Камбоджи создавалась уродливая форма «казарменного коммунизма», основанная на идее Пол Пота о том, что для строительства «светлого будущего» необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек — точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения — один из самых жестоких режимов в истории человечества.

«Поля смерти» — Мемориал жертв режима «красных кхмеров» в районе населённого пункта Тьэнгъаек вблизи Пномпеня. Здесь проводились массовые казни

Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию.

Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали-дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато-рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже-ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли-чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

В конституции Демократической Кампучии было записано: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии, кампучийскому народу». В соответствии с этой статьей конституции происходило преследование и массовое истребление по религиозному признаку. Одним из первых был убит 18 апреля 1975 г. в пагоде Пранг (округ Удонг, провинция Кампонгспы) верховный глава буддийской организации маханникай Хуот Тат. Лишь немногим из 82 тыс. буддийских бонз удалось спастись. Уничтожались статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800, имевшихся в прежней Камбодже.

С 1975 по январь 1979 гг. были убиты все 60 тысяч христиан Камбоджи, как священники, так и миряне. Все церкви были разграблены, и большинство взорвано. Были зверски убиты после пыток глава мусульман Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 114 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны динамитом или снесены бульдозерами.

Она - гражданка Камбоджи. У нее высокооплачиваемая работа, приличный счет в банке и дорогая машина. Она живет в полуразвалившемся доме, в тесной до неприличия комнате, в окружении других - таких же, как она - людей. Она может, но не хочет улучшить свои жилищные условия, и даже не раздумывает об этом. Странный случай? - Нет, обычная позиция в Камбодже. На вопрос "Почему?", она, как и другие кхмеры, ответит: "А зачем мне дом? Вдруг завтра придется бросить всё и бежать?". И если вас удивит такой ответ, значит, вы ничего не слышали о Пол Поте, уничтожившем практически половину своего народа.

Добро пожаловать в Камбоджу!

Мы въезжаем из Таиланда в Камбоджу, и в глаза бросается разительный контраст. За спиной — развитая страна с высоким уровнем жизни, отличным сервисом и улыбающимися людьми. Впереди – неприкрытая бедность. Не успеваешь пересечь контрольный пункт – как тебя встречает толпа голодающих детей. Они прекрасно владеют русским словом «Дай!» и совершенно не владеют тактичностью. Их ловкие маленькие ручки хватаются за подолы одежды и сумки, заставляя на каждом шагу невольно проверять карманы и прижимать вещи поближе. Проходишь дальше и видишь, как женщины прямо на улице стирают белье и варят что-то в котлах. Напомню, мы все еще на границе. В отделе «Фото на визу» сидит сотрудник в одних только шортах, и по его лицу ясно видно, что ничего необычного в такой «униформе» нет.

Контраст между Таиландом и Камбоджей настолько резкий и неожиданный, что требуется время на его осознание. Пару минут назад ты находился в настоящем раю, и вот перед тобой образчик Третьего мира — причем в самом негативном смысле. Ощущение, что читаешь фэнтезийный роман о двух противоположных мирах, разделенных тонкой границей. Но в нашем случае это не вымысел, а реальность. Но Камбоджа не всегда была такой.

Великая Кхмерская империя

В IX-XIII веках Камбоджа, как часть Кхмерской империи, внушала большие надежды. Местные жители были относительно счастливы, занимались земледелием, почитали Богов и верили в светлое будущее. На территории страны находилось множество великолепных храмов, некоторые из которых датируются еще VI веком. Но своего совершенства храмовая архитектура достигла в первой половине XIII-го, когда правитель Сурьяварман II велел построить храмовый комплекс Ангкор Ват. Сегодня полюбоваться этим величественным памятником камбоджийской архитектуры съезжаются миллионы туристов со всего мира.

Кто знает, какой была бы Камбоджа теперь, если бы ход истории ознаменовался другими событиями и если бы удивительную страну не истязали внешние и внутренние воины.

К XIV веку великая Кхмерская империя перестает существовать, и беды Камбоджи только начинаются. Многовековые распри с Сиамом и Вьетнамом, протекторат Франции, оккупация Японией, гражданская война с вмешательством Северного, Южного Вьетнама и США, бомбежка, после которой и без того изможденная страна стала похожа на груду пепла… Но все эти ужасы оказались детским лепетом, когда после гражданской войны к власти пришли красные кхмеры и принялись за строительство «Демократической Кампучии». Это «строительство» вернет страну на уровень Средневековья и войдет в мировую историю как самый зверский и безжалостный геноцид.

В 1975 году Камбоджа отделилась от всего мира железным занавесом - но не за тем, чтобы восстанавливать и укреплять национальную культуру, а чтобы устроить мясорубку, где свои же истребляли своих. Новый режим, развернувшийся здесь меньше 30 лет назад, стер с лица земли треть населения. И возглавил весь этот ад на земле Пол Пот.

Пол Пот и Демократическая Кампучия

За спиной многих злодеев стоит трагическое прошлое: страшные события детства и юности коверкают психику и превращают детей в тиранов. Хотелось бы сказать то же самое о Пол Поте, чтобы найти хоть какие-то оправдания его жестокости, но нет, это не тот случай.

Пол Пот - которого по-настоящему звали Салот Сар - рос в трудолюбивой крестьянской семье, прислуживал в буддистском храме, учился в католической и технической школе, а высшее образование получал во Франции. Он был добрым ребенком и порядочным юношей. Проявившаяся в нем позднее жестокость по-настоящему потрясает. Как бы то ни было, но жизнерадостному и образованному молодому человеку предстояло практически уничтожить свой народ.

В Париже Салот Сар проникся коммунистическими идеями и так рьяно увлекся политикой, что был отчислен из университета за неуспеваемость. Вернувшись домой, он стал участвовать в партийной работе и уверенными шагами пробил себе путь до генерального секретаря коммунистической партии. В 1963 году Салот Сар уже обладал реальной властью. Точнее, теперь Салот Сар стал Пол Потом - такой псевдоним он выбрал себе сам, под ним же приобрел печальную известность. Строя коммунистическую страну, в своей политике Пол Пот поначалу ориентировался на Мао Цзедуна. СССР же проигнорировал.

После крестьянского восстания в 1967 году, которое было жестоко подавлено, местные коммунисты во главе с Пол Потом стали формировать отряды против действующего правительства. И тогда началось самое интересное. Взгляды Пол Пота отошли не только от марксизма-ленинизма, но и от маоизма. В нем проснулась безграничная ненависть к западным ценностям, образованию и интеллигенции, и, придя к власти, он решил начисто «перекроить» свой народ. Главными орудиями в этом стали … дети и мотыги. И это не шутка.

Пол Пот знал, что лучшие солдаты - это дети. Они доверчивы, неопытны, уязвимы, а значит, из них легко можно слепить всё, что душе угодно. Слишком упертые дети истреблялись. Как и все взрослое население, оказывающее сопротивление новому режиму.

В апреле 1975 красные кхмеры отвоевали столицу Камбоджи — Пномпень. Тут же они взорвали Национальный банк и разрушили все храмы. Пол Пота не интересовали вопросы религии: он попросту решил, что ее вообще не будет. Та же судьба ждала образование и науку. Образовательные учреждения, больницы и жилые дома - всё подлежало уничтожению. Города и их жители отныне воспринимались олицетворением порока. Поэтому города нужно было разрушить, а людей — заставить корчевать джунгли, «осваивать» малярийные болота и круглосуточно работать на полях. Ведь, по мнению Пол Пота, только такой труд был способен сделать из существа Человека.

Взяв столицу, Пол Пот в течение трех дней вывел все население в трудовые лагеря. А населяло Пномпень около 2,5 млн человек. К слову, до лагерей добрались не все. Кто-то оказал сопротивление, кто-то (больные, инвалиды, дети и старики) не смогли передвигаться физически, кто-то не выдержал сложной дороги - все они были убиты на месте. Через три дня в городе остались только военные, представители карательных органов и … трупы. А еще бродячие собаки, для которых теперь здесь нашлось много пищи. Та же участь постигла другие города.

У Пол Пота и его армии было немного оружия, каждая пуля ценилась на вес золота. Поэтому если ты не мог убить одной пулей трех человек, тебе приходилось орудовать мотыгой. Впрочем, за хорошие результаты (от 5 убитых) взамен мотыги полагалось ружье. Еще в ход шли палки, лопаты и обычные полиэтиленовые мешки. Чем больше «врагов народа» убивал «солдат» — тем больше его уважали. Если же в «солдате» просыпались ужас и жалость или он отказывался убивать своих друзей - его признавали «врагом народа» и жестоко казнили.

Закончив с теми, кто оказал рьяное сопротивление в самом начале или не мог двигаться по физическим причинам, Пол Пот принялся за чистку населения. В первую очередь он стал истреблять вьетнамцев, затем уничтожению подлежала вся интеллигенция: ученые, преподаватели, врачи… Но как же без врачей, спросите вы? А вот так. Пол Пот запретил современную медицину, призвав пользоваться народными средствами. Большинство врачей было убито, а тем, кто выжил каким-то чудом, практиковать запрещалось. Конечно, это еще более способствовало смертности. В джунглях (особенно на малярийных болотах) от непосильного труда и болезней люди умирали как мухи.

В новом мире человека убивали за то, что у него белая кожа или плохое зрение. Если белая кожа, значит, не работал на полях — значит, интеллигент. Если плохое зрение, значит, много читал - значит, интеллигент. А если интеллигент - то смерть. Никакие детали о человеке не выяснялись. Его национальность, возраст, как и положение, которое человек занимал раньше, не имели никакого значения. Положение теперь вообще не имели значения. Пол Пот стер понятие классовости, начисто уничтожив всех, кто по его мнению не был крестьянином.

Все «недокоммунисты» также подвергались уничтожению. К ним относились не только те, кто позволял себе засомневаться в партии, но и те, кто … не был счастлив. Людям не позволялось грустить и жаловаться на что-то, они должны быть улыбаться и быть довольными своей жизнью. Если ты выглядишь несчастным - смерть.

Помимо работы на полях, каждый должен был посещать занятия по политической «грамотности». За прогулы - смерть. И, конечно же, теперь нельзя было влюбляться. Мужей и жен по своему усмотрению назначали партийные старосты. Жить вместе им, впрочем, все равно не разрешалось, ведь женщин и мужчин селили в отдельных бараках. Но «парам» позволялись свидания - под чутким контролем старосты, на несколько минут в день после работы и идеологических уроков. Если в лагерях рождались дети, их практически сразу забирали от матерей и отдавали на воспитание образцовым «коммунистам». Но дети, конечно, рождались нечасто. Если мужчины и женщины создавали пары вопреки указам партии, им позволялось быть вместе … на дне ямы, в которую их обоих заживо закапывали.

Пытки, похороны заживо, пробивание черепов мотыгами, удушение пакетами, забивание палками, зверские убийства младенцев, смертные приговоры за белую кожу, номера вместо имен, брачные союзы по спискам, трудовые лагеря и «бараки смерти»… Думаете, роман Оруэла? Нет, реальная Камбоджа 20 века.

За период правления Пол Пота по примерным подсчетам погибло 40% населения. По самой «скромной» версии подсчетов из 7 млн человек погиб каждый седьмой.

Чем дольше Пол Пот оставался у власти, тем сильнее становился его аппетит. Вскоре распри над своими перестали удовлетворять его в полной мере, и «вождь народа» стал совершать вылазки во Вьетнам, уничтожая деревни и местное население. Именно Вьетнам положил конец всему этому ужасу. В декабре 1978-го страна решила, что с нее довольно. Вьетнамские войска вторглись на территорию Кампучии и оттеснили красных кхмеров к кампучийско-тайской границе. Многие из них погибли, кому-то удалось сбежать в джунгли и они выжили благодаря поддержке Китая, Таиланда и США.

Сам Пол Пот скончался в апреле 1998 года … у себя дома, находясь под домашним арестом. Не очень справедливо, согласны? За несколько месяцев до смерти Пол Пот дал свое последнее интервью, где отметил, что всеми его действиями руководила … любовь к своему народу и своей стране.

Камбоджа сегодня

Сегодня Камбоджа - это невероятно красивая, но очень бедная страна. Сейчас она только начинает развиваться - заново. Так, будто никогда не была Великой Кхмерской Империей. Города, храмы, больницы, школы, банки - все это пришлось заново отстраивать, а людей - заново учить. Образованных практически не осталось, а страна за время правления красных кхмер успела вернуться на уровень Средневековья.

Огромная заслуга в восстании Камбоджи «из пепла» принадлежит знаменитой актрисе и борцу за мир Анджелине Джоли. Она привлекла к этой стране всеобщее внимание и обеспечила огромный туристический поток. Именно здесь проходили съемки эпохальной «Лары Крофт - расхитительницы гробниц» (2001 год). Именно здесь знаменитая актриса усыновила ребенка, став всеобщим примером для подражания. Кстати, дети в Камбодже, по мнению многих, самые красивые в мире. И правда, сложно не дрогнуть под выразительным взглядом смуглых малышей-Маугли.

Успех «Лары Крофт» не был бы столь фееричным, если бы съемки не проходили на фоне фантастических храмов Камбоджи. Увидев на экране древние каменные своды в окружении загадочных джунглей, любой захочет убедиться, что эта красота - реальность. И туристы со всего мира съезжаются в эту страну. Они восхищаются памятниками древности и ужасаются недавнему прошлому. Многие из них до приезда в Камбоджу даже не догадывались о ее прошлом. Так было и с Джоли.

Анджелина Джоли приехала в Камбоджу на съемки в 2001 году и впервые подробно ознакомилась с ее историей. Она была настолько шокирована недавним геноцидом, что развернула огромную работу по восстановлению страны и сняла фильм «Сначала они убили моего отца». В основу этого фильма легли воспоминания камбоджийской писательницы Лун Ун. Девочке было всего пять лет, когда красные кхмеры ворвались в ее дом и уничтожили все, что было у ее семьи. Анджелина поставила перед своей картиной конкретные задачи: поддержать жителей Камбоджи, помочь им пережить потрясения, о которых они боятся говорить, и рассказать миру о том, что здесь происходило.

В одном из интервью Джоли выразила надежду, что фильм поможет кхмерам выговориться, принять свою историю и избавиться от травм прошлого. Остается надеяться, что ее надежда сбудется.

Но сейчас в памяти кхмеров события тех страшных лет живы, словно все происходило вчера. Они помнят, как совсем недавно их родственников, друзей и знакомых истребляли самым ужасным образом прямо у них на глазах. Люди учатся, работают, влюбляются и женятся, но не строят домов, не покупают дорогой техники. Почему? А вдруг завтра придется все бросить и бежать? И это не паника, не минутный страх, навеянный воспоминаниями, а вполне устоявшаяся жизненная позиция. Кажется, кхмеры не удивятся, если завтра их снова погонят на плаху.