Какие ценности должны быть у будущего психолога. Общественная ценность труда. Дискуссия «Ценности разных эпох»

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной.

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерствоесть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношениядоминирования и подчинения,влиянияи следования в системемежличностных отношенийвгруппе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

  • РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Представлены результаты изучения профессиональных ценностей профессии психолог. Определено понятие «профессиональные ценности психолога» и рассмотрены их составляющие. Показано, что получение вузовского образования влияет на формирование и изменение профессиональных ценностей студентов.

  • Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий
  • Социально-психологическая специфика юношеского (студенческого) возраста
  • Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте
  • Семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Профессиональное становление личности тренера-преподавателя

В наши дни существует огромное количество всевозможных профессий, из которых необходимо выбирать молодому человеку в начале своего жизненного и профессионального пути. Если раньше подобной проблемы не было, ввиду того, что выбор будущей профессии осуществлялся по пути повторения этого выбора родителем, то сегодня как никогда молодые люди отягощены этой проблемой.

Изучением вопроса о профессиональном становлении личности очень активно занимались и занимаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников и другие. Особенно следует уделить внимание Э.Ф. Зееру, с его точки зрения, профессиональное становление имеет свой потенциал развития. К нему можно отнести социально значимые качества, профессиональные умения, образование, общие и специальные способности и многое другое. Реализация этого потенциала зависит от большого числа факторов, таких как врожденная предрасположенность человека, специфика деятельности профессионала, социальная ситуация. Однако все эти факторы вторичны, первичным же фактором выступает система тех объективных требований к личности, которые детерминированы профессиональной деятельностью. Это объясняется тем, что в ходе выполнения данной деятельности возникают новые качества и уникальные свойства, не присущие учащемуся, но имеющиеся в арсенале дипломированного специалиста. Как таковое, профессиональное становление автор определяет, как совокупность социальных приемов влияния на человека, включение его в разнообразные значимые виды профессиональной деятельности с целью формирования у нее комплекса профессионально важных форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и др. Другими словами, это «формообразование» личности, подходящей, адекватной тем требованиям, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность. То есть в узком смысле можно сказать, что процесс профессионального становления – это процесс, прежде всего заложения в личность ценностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Конечно, в каждом роде профессиональной деятельности эти ценности могут существенно различаться.

Наравне со многими другими профессиональными ценностями, существуют профессиональные ценности такой профессии, как психолог. Вопрос о том, какие именно ценности можно отнести к этой группе, рассматривается многими авторами (И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, М.В. Молоканым, Э.Э. Вернером и др.). Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют, как необходимые умение полно и правильно понимать человека, умение понимать внутренние свойства и особенности человека, умение к сопереживанию, умение анализировать свое поведение и умение управлять самим собой и процессом общения. Н.Н. Обозов, рассматривая специфику психологического консультирования, выделяет следующие профессионально важные качества психолога-консультанта: общительность – как контактность; динамичность – гибкость поведения; избегание разного рода субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; толерантность к возможным срывам (невротическим), умение выслушать, понять; умение совместно с клиентом рассмотреть ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта. Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева выделяют некоторые из общих как личностных, так и профессиональных качеств психолога, формирование которых, по их мнению, обеспечит эффективную психологическаю деятельность. В качестве этих свойств психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, эмпатию и креативность, психологическое мышление, самообладание и умение слушать. И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова для своего исследования использовали профессиональные ценности, адекватные, по мнению экспертов, для профессии психолога. Это способность к эмпатии (сопереживанию); умение устанавливать контакт; общая интеллектуальность; наблюдательность; способность к рефлексии; творческий склад ума; умение четко формулировать вопросы и выражать свои мысли; здоровье (физическое и психологическое); хорошие взаимоотношения в коллективе; свобода принимать решения; благоприятные условия труда; карьерный рост; достойная заработная плата; признание профессионализма другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди определений авторами профессиональных ценностей психолога существуют небольшие различия, но в целом исследователи сходятся в их понимании. Чаще всего авторы солидарны в понимании под профессиональными ценностями психолога ценности и качества личности, необходимые для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности; и в признании под профессиональными ценностями психологов рефлексии, эмпатии, наблюдательности и спонтанности.

Таким образом, объектом работы является профессиональные ценности, предметом – Профессиональные ценности студентов-психологов.

Цель работы – выявить особенности профессиональных ценностей у студентов-психологов в процессе их обучения.

Гипотеза исследования – вероятно, что в процессе обучения профессиональные ценности студентов-психологов претерпевают изменения.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение ценности и доступности профессиональных психологических ценностей».

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 студентов-психологов 1 курса и 15 студентов-психологов 4 курса. Исследование проводилось на базе АлтГУ.

По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что для студентов 1 курса более приоритетными оказались такие ценности как способность к эмпатии (р<0,001), умение устанавливать контакт (р<0,001), общая интеллектуальность (р=0,002), наблюдательность (р<0,001) и творческий склад ума (р<0,001). Вероятно, это обусловлено идеализацией студентами на данном этапе профессии психолога, актуализацией ценностей, свойственных именно для данной профессии. Для студентов 4 курса более приоритетными ценностями оказались здоровье (р<0,001), хорошие взаимоотношения в коллективе (р<0,001), свобода принимать решения (р=0,001), благоприятные условия труда (р<0,001), достойная заработная плата (р<0,001) и на уровне тенденции карьерный рост (р=0,051). Вероятно, это детерминировано становлением в конце обучения более реалистичного взгляда на профессиональную деятельность. Повышается значимость ценностей, обуславливающих общий психологический, физический и материальный комфорт в работе, на которую студенты намерены устраиваться. Критерий U-Манна-Уитни показал отсутствие значимых различий в ценностях способности к рефлексии, умении четко формулировать вопросы и выражать свои мысли, признании профессионализма другими людьми. Вероятно, данные ценности актуальны как для студентов, обучающихся на 1 курсе, так и для студентов, заканчивающих обучение и нацеленных на трудоустройство. В целом, можно сделать вывод о том, что студенты 4 курса имеют более «универсальные» ценности, являющиеся позитивными во многих других профессиях. Скорее всего, это связано с их скорым входом непосредственно в профессиональную сферу.

Таким образом, можно заключить, что получение вузовского образования действительно влияет на студентов, на трансформацию их жизненных перспектив и актуализацию поиска альтернативных вариантов профессионального развития в случае неудачи реализации себя в профессии психолога.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 15-18с.
  2. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: сборник научных трудов. - Вып. 5. - Л., 1985г. с.62-67
  3. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – Спб.,1993г. – с.32
  4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008г. – с.84
  5. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А.. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2009г. - № 32. – с.18-22

Введение

1. Социальная психология как наука

2. Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию

3. Психологические концепции, содержащие скрытые ценности

Заключение

Список литературы


Введение


Почти 150 лет назад О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что человек не только нечто большее, чем биологическое существо, он также больше, чем просто «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких-то новых, неизвестных качеств, и поэтому нужна специальная наука для его изучения и понимания. Такой наукой, по утверждению Конта, должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека. С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать разные науки и прежде всего общая психология, социология и социальная психология. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, остановимся на следующих заключениях, по которым чаше всего возникает согласие между спорящими сторонами:

общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности,

для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» (В.А.Ядов, 1969), как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли,

социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп.

Одним из вопросов социальной психологии являются социальные ценности.

Первый, кто дал определение понятию человеческих ценностей был польский психолог Флориан Знанецкий. Произошло это в 1918 г, когда им в соавторстве с У. Томасом была издана работа «Польский крестьянин в Европе и Америке». Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины - социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.

Объект работы - социальная психология.

Предмет работы - человеческие ценности в социальной психологии.

Цель работы - исследование роли и места человеческих ценностей в социальной психологии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Рассмотреть социальную психологию как науку.

Изучить явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию.

Исследовать психологические концепции, содержащие скрытые ценности.

Теоретическую основу работы составили труды Дэвид Дж Майерс, Мельниковой Н., Журавлевой А.Л.


1. Социальная психология как наука


Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология - «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

)наличие конкретного объекта исследования;

)выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

)четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

)объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.


Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию


Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего случайного в том, что в 1940-х гг., когда в Европе свирепствовал фашизм, психологи начали активно изучать предрассудки; что 1950-е - период, отмеченный нетерпимостью к инакомыслию и модой на единообразие, - дали нам немало работ по конформности; что 1960-е с их проявлениями гражданского неповиновения и ростом преступности ознаменовались ростом интереса к агрессии, а феминистское движение 1970-х стимулировало скачкообразный рост количества публикаций о гендере и сексизме; что 1980-е спровоцировали рост интереса к психологическим аспектам гонки вооружений, а 1990-е были отмечены всплеском интереса к восприятию людьми культурных и расовых отличий и нетрадиционной сексуальной ориентации. Социальная психология отражает социальную историю.

Ценностные ориентации влияют и на то, к какой предметной области склоняется исследователь. Дэвид Дж Майерс пишет: «А в вашей школе разве не так? Разве не заметна разница между теми, кто интересуется гуманитарными, естественными и социальными науками? Вам не кажется, что социальная психология и социология привлекают людей, склонных в известной мере выражать сомнения в незыблемости традиций, людей, которые больше озабочены «лепкой» будущего, чем консервацией прошлого?

(- Лучше всех биология, потому что она имеет дело с живыми существами.

Нет, химия лучше. Благодаря ей мы знаем, из чего все состоит.

Я бы поставил на первое место физику, так как она объясняет законы природы.

Благодарим наших экспертов, которые поделились своим мнением о современной науке.)».

Различные науки предлагают различные точки зрения.

И последнее. Ценности, безусловно, выступают и как объект социально-психологического анализа. Социальные психологи изучают их формирование, причины их изменения и механизм их влияния на установки и поступки. Однако ни одно из этих направлений не говорит нам о том, какие ценности «правильнее».


3. Психологические концепции, содержащие скрытые ценности


Ценности влияют также и на концепции. Рассмотрим попытки дать определение понятию «хорошая жизнь». Психологи, обращаются к разным людям: к зрелым и незрелым, очень общительным и не очень, психически здоровым и психически больным. Они говорят так, словно констатируют факты, хотя на самом деле высказываем ценностные суждения. Так, личностный психолог Абрахам Маслоу известен как автор очень точных описаний «самоактуализирующихся» личностей - людей, которые, удовлетворив свои потребности в выживании, безопасности, принадлежности к определенной группе и самоуважении, продолжают реализовывать свой человеческий потенциал. Лишь немногие читатели обратили внимание на то, что сам Маслоу отобрал примеры таких личностей, руководствуясь собственными ценностями. Итоговое описание самоактуализировавшихся людей как непредсказуемых, автономных, мистических и т. д. - отражало личные ценности самого ученого. Начни он не с собственных героев, а с кого-нибудь другого, например с Наполеона, Александра Македонского и Джона Д. Рокфеллера, окончательное описание самоактуализации, возможно, было бы иным (Smith, 1978).

Совет, который дает психолог, тоже отражает его личные ценности. Когда психотерапевты советуют нам, как жить, когда специалисты по воспитанию говорят, как надо воспитывать детей, а некоторые психологи убеждают, что мы живем не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, они руководствуются своими личными ценностями. (В западных культурах это, как правило, индивидуалистические ценности, подталкивающие к тому, что лучше для «меня». Незападные культуры чаще настраивают на то, что лучше для «нас».) Многие люди, не подозревающие об этом, доверяются «профессионалу». Если человек определил собственные цели, наука может помочь нам и подсказать наилучший способ их достижения. Но она не отвечает и не может отвечать на вопросы, связанные с моральными обязательствами, с нашим предназначением и смыслом нашей жизни.

Завуалированные ценности проникают даже в психологические концепции, базирующиеся на экспериментальных исследованиях. Представьте себе, что вы прошли личностный тест, и психолог, подсчитав ваши баллы, говорит: «У вас очень развито чувство собственного достоинства, низкая тревожность и исключительно сильное эго». «Ага, - думаете вы, - я ничуть не сомневался в этом, но приятно знать это наверняка». А теперь представьте себе, что аналогичное тестирование проводит другой психолог. По какой-то неведомой вам причине среди вопросов, которые он задает, есть и такие, на которые вы уже отвечали, когда вас тестировал его коллега. Подсчитав баллы, психолог сообщает вам, что вы занимаете жесткую оборонительную позицию, потому что у вас высокий балл по «подавлению». «Что это значит? - удивляетесь вы. - Ваш коллега так лестно отозвался обо мне». А дело в том, что обе эти характеристики описывают один и тот же набор ответов (тенденцию говорить приятные вещи о самом себе и не признавать существования проблем). Назовем ли мы это развитым самоуважением или защитой? «Ярлык» отражает ценностное суждение.

Скрытые (и не очень) ценности проникают в рекомендации, которые дают психологи. Они просачиваются в популярные книги по психологии, советующие читателям, как нужно жить и любить.

В том, что в языке социальных психологов нередко прячутся ценностные суждения, социальная психология совсем не виновата. В повседневной речи можно описать одно и то же явление по-разному, используя слова разной эмоциональной окраски - от «рычащих» до «мурлыкающих». Называем ли мы участников партизанской войны «террористами» или «борцами за свободу», зависит от нашего взгляда на её причину. Называем ли мы помощь, оказываемую государством, «социальным обеспечением» или «помощью нуждающимся», зависит от наших политических взглядов. Когда «они» восхваляют свою страну и свой народ - это национализм, но когда «мы» делаем то же самое - это патриотизм. От личных нравственных ценностей человека зависит, будет ли он считать связь на стороне «адюльтером» или «гражданским браком». «Промывание мозгов» есть социальное влияние, которые мы не одобряем. Извращения - это сексуальные действия, которых мы не совершаем. Замечания об «амбициозных» мужчинах и «агрессивных» женщинах или о «предусмотрительных» мальчиках и «робких» девочках передают скрытое в них сообщение.


Заключение


По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Социальная психология - это наука о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология произошла от психологи и социологии. По сравнению с социологией социальная психология более индивидуалистична по содержанию и более экспериментальна по методологии. От психологии личности социальная психология отличается тем, что она интересуется не столько индивидуальными различиями между людьми, сколько тем, как люди вообще воспринимают друг друга и влияют друг на друга.

Социальная психология - одна из наук об окружающей среде: она изучает зависимость поведения от социальной среды. Помимо подхода, присущего социальной психологии, есть ещё немало других подходов к изучению природы человека, каждый из которых ставит собственные вопросы и получает на них свои ответы. Эти разные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Влияние ценностных ориентаций социальных психологов проявляется в их работах как явно, так и неявно. Пример явного влияния - выбор предмета исследований, неявного - скрытые допущения при создании концепций, выборе обозначений и характере рекомендаций. Растет осознание субъективности научной интерпретации; ценностных предпочтений, скрывающихся в концепциях и терминологии социальных психологов; и пропасти между научным описанием того, что есть, и этическим предписанием того, что должно быть. Подобное проникновение ценностей в науку присуще не только социальной психологии. Именно потому, что человеческое мышление редко бывает беспристрастным, нам нужны системные наблюдения и эксперименты, если мы действительно хотим проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи.

Список литературы

ценность социальная психология

Дэвид Дж Майерс. Социальная психология. М.: Приор, 2010. 389с.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ценностные ориентации социальных психологов явно или неявно влияют на их работу. Как это происходит?

Социальная психология - это не столько совокупность результатов, сколько совокупность стратегий, позволяющих получать ответы на вопросы. В науке, как и в зале суда, личные мнения неприемлемы. Когда на суд выносятся идеи, приговор зависит от доказательств. Но так ли уж объективны социальные психологи? Поскольку все они - простые смертные, не проникают ли в их работу их собственные ценности - личные представления о том, что желательно и как люди должны вести себя? А если проникают, то можно ли считать социальную психологию действительно научной дисциплиной?

Явные пути влияния ценностных ориентаций на психологию

Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего случайного в том, что в 1940-х гг., когда в Европе свирепствовал фашизм, психологи начали активно изучать предрассудки; что 1950-е - период, отмеченный нетерпимостью к инакомыслию и модой на единообразие, - дали нам немало работ по конформности; что 1960-е с их проявлениями гражданского неповиновения и ростом преступности ознаменовались ростом интереса к агрессии, а феминистское движение 1970-х стимулировало скачкообразный рост количества публикаций о гендере и сексизме; что 1980-е спровоцировали рост интереса к психологическим аспектам гонки вооружений, а 1990-е были отмечены всплеском интереса к восприятию людьми культурных и расовых отличий и нетрадиционной сексуальной ориентации. Социальная психология отражает социальную историю.

Ценностные ориентации влияют и на то, к какой предметной области склоняется исследователь. (Campbell, 1975; Moynihan, 1979). А в вашей школе разве не так? Разве не заметна разница между теми, кто интересуется гуманитарными, естественными и социальными науками? Вам не кажется, что социальная психология и социология привлекают людей, склонных в известной мере выражать сомнения в незыблемости традиций, людей, которые больше озабочены «лепкой» будущего, чем консервацией прошлого?



(- Лучше всех биология, потому что она имеет дело с живыми существами.
- Нет, химия лучше. Благодаря ей мы знаем, из чего все состоит.
- Я бы поставил на первое место физику, так как она объясняет законы природы.
- Благодарим наших экспертов, которые поделились своим мнением о современной науке.)

Различные науки предлагают различные точки зрения

И последнее. Ценности, безусловно, выступают и как объект социально-психологического анализа. Социальные психологи изучают их формирование, причины их изменения и механизм их влияния на установки и поступки. Однако ни одно из этих направлений не говорит нам о том, какие ценности «правильнее».

Неявные пути проникновения ценностей в психологию

Менее очевидны способы, позволяющие приверженность тем или иным ценностям выдавать за объективную истину. Рассмотрим три таких способа проникновения ценностей в психологию.

Субъективные аспекты науки

В наши дни и ученые, и философы согласны с тем, что наука не вполне объективна. Ученые не просто читают книгу природы. Скорее можно говорить о том, что они интерпретируют природу, следуя той концепции, которой они придерживаются. Мы в своей повседневной жизни тоже смотрим на мир сквозь призму своих предубеждений. Прервите ненадолго чтение. Что вы видите на рис. 1.2?


Рис. 1.2. Что вы видите?

Вы видите в центре рисунка далматинского дога, который нюхает землю? Не имея заранее представления о том, что будет изображено, большинство людей не видят его. Но сто ит «концепции далматинского дога» появиться, как она начинает контролировать вашу интерпретацию рисунка и делает это столь активно, что становится трудно не увидеть собаку.

Так работает наше мышление. Читая эти слова, вы даже не подозревали, что одновременно смотрите на свой нос. Ваш разум блокирует восприятие того, что находится в поле вашего зрения, если вы не были готовы это воспринять. Тенденция к предвзятому суждению о реальности, основанному на наших ожиданиях, является принципиальной особенностью человеческого мышления.

Классический пример зависимости интерпретации от мнения - футбольный матч между командами Принстонского и Дартмутского университетов, состоявшийся в 1951 г. (Hastorf & Cantril, 1954; Loy & Andrews, 1981). Поведение игроков по праву было названо неспортивным; матч оказался одним из самых грубых и самых грязных матчей в истории обеих команд. Игрок команды Принстона, атакованный несколькими футболистами команды Дартмута, был вынужден покинуть поле с разбитым носом. Началась драка, в результате которой многие игроки обеих команд получили травмы. В общем, игра проходила так, что ее вряд ли можно назвать воплощением учтивости, присущей Лиге плюща. [Лига плюща (IvyLeague )- группа самых престижных частных колледжей и университетов на северо-востоке США, известных высоким уровнем обучения и научных исследований. Название связано с тем, что по английской традиции стены университетов - членов Лиги - увиты плющом. - Примеч. ред. ]

Вскоре после этого два психолога, по одному от каждой команды, в рамках эксперимента по социальной психологии показали в обоих кампусах видеозапись игры. Студенты выступали в качестве исследователей-наблюдателей, отмечавших каждое нарушение правил и его «автора». Однако им не удалось сохранить беспристрастность. Студенты Принстона более, нежели студенты Дартмута, были склонны считать своих товарищей жертвами агрессии соперников и отметили в два раза больше нарушений, допущенных ими, чем студенты Дартмута. Мораль: объективная реальность существует, но мы всегда смотрим на нее через призму собственных убеждений и ценностей.

Поскольку ученые, независимо от того, в какой области науки они работают, нередко разделяют одну и ту же точку зрения или принадлежат к одной и той же культуре, их утверждения могут не вызывать сомнений. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, - общие убеждения, называемые европейскими социальными психологами нашими социальными репрезентациями (Augoustinos & Innes, 1990; Moscovici, 1988), - представляют собой наши самые важные, но зачастую и самые неизученные убеждения. Однако случается, что какой-либо «человек со стороны» привлечет к ним наше внимание.

<Наука не просто объясняет и описывает природу; она часть взаимодействия между нами и природой; она описывает природу так, как та раскрывается нашему методу исследования. Вернер Гейзенберг , физик и философ, 1958>

В 1980-е гг. феминисты и марксисты привлекли внимание к некоторым допущениям, не изученным социальными психологами. Так, критики-феминисты обратили внимание на скрытую предвзятость, проявленную консервативно настроенными учеными и выразившуюся в интерпретации гендерных различий в социальном поведении преимущественно с точки зрения биологии (Unger, 1985). Марксистская критика акцентировала необъективность по отношению к соревновательности и индивидуализму, которая проявляется, например, в негативном отношении к конформизму и в позитивном отношении к индивидуальным вознаграждениям. Разумеется, и феминисты, и марксисты делают собственные допущения, что обожают отмечать критики академической «политкорректности». В главе 3 мы более подробно расскажем о том, как наши предубеждения направляют наши интерпретации. Наше поведение в большей степени зависит не от самой ситуации как таковой, а от того, как мы ее истолковываем.

Психологические концепции, содержащие скрытые ценности

Ценности влияют также и на концепции. Рассмотрим попытки дать определение понятию «хорошая жизнь». Мы, психологи, обращаемся к разным людям: к зрелым и незрелым, очень общительным и не очень, психически здоровым и психически больным. Мы говорим так, словно констатируем факты, хотя на самом деле высказываем ценностные суждения. Так, личностный психолог Абрахам Маслоу известен как автор очень точных описаний «самоактуализирующихся» личностей - людей, которые, удовлетворив свои потребности в выживании, безопасности, принадлежности к определенной группе и самоуважении, продолжают реализовывать свой человеческий потенциал. Лишь немногие читатели обратили внимание на то, что сам Маслоу отобрал примеры таких личностей, руководствуясь собственными ценностями. Итоговое описание самоактуализировавшихся людей как непредсказуемых, автономных, мистических и т. д. - отражало личные ценности самого ученого. Начни он не с собственных героев, а с кого-нибудь другого, например с Наполеона, Александра Македонского и Джона Д. Рокфеллера, окончательное описание самоактуализации, возможно, было бы иным (Smith, 1978).

Совет, который дает психолог, тоже отражает его личные ценности. Когда психотерапевты советуют нам, как жить, когда специалисты по воспитанию говорят, как надо воспитывать детей, а некоторые психологи убеждают, что мы живем не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, они руководствуются своими личными ценностями. (В западных культурах это, как правило, индивидуалистические ценности, подталкивающие к тому, что лучше для «меня». Незападные культуры чаще настраивают на то, что лучше для «нас».) Многие люди, не подозревающие об этом, доверяются «профессионалу». Если мы определили собственные цели, наука может помочь нам и подсказать наилучший способ их достижения. Но она не отвечает и не может отвечать на вопросы, связанные с моральными обязательствами, с нашим предназначением и смыслом нашей жизни.

Завуалированные ценности проникают даже в психологические концепции, базирующиеся на экспериментальных исследованиях. Представьте себе, что вы прошли личностный тест, и психолог, подсчитав ваши баллы, говорит: «У вас очень развито чувство собственного достоинства, низкая тревожность и исключительно сильное эго». «Ага, - думаете вы, - я ничуть не сомневался в этом, но приятно знать это наверняка». А теперь представьте себе, что аналогичное тестирование проводит другой психолог. По какой-то неведомой вам причине среди вопросов, которые он задает, есть и такие, на которые вы уже отвечали, когда вас тестировал его коллега. Подсчитав баллы, психолог сообщает вам, что вы занимаете жесткую оборонительную позицию, потому что у вас высокий балл по «подавлению». «Что это значит? - удивляетесь вы. - Ваш коллега так лестно отозвался обо мне». А дело в том, что обе эти характеристики описывают один и тот же набор ответов (тенденцию говорить приятные вещи о самом себе и не признавать существования проблем). Назовем ли мы это развитым самоуважением или защитой? «Ярлык» отражает ценностное суждение.

{Скрытые (и не очень) ценности проникают в рекомендации, которые дают психологи. Они просачиваются в популярные книги по психологии, советующие читателям, как нужно жить и любить}

В том, что в языке социальных психологов нередко прячутся ценностные суждения, социальная психология совсем не виновата. В повседневной речи можно описать одно и то же явление по-разному, используя слова разной эмоциональной окраски - от «рычащих» до «мурлыкающих». Называем ли мы участников партизанской войны «террористами» или «борцами за свободу», зависит от нашего взгляда на ее причину. Называем ли мы помощь, оказываемую государством, «социальным обеспечением» или «помощью нуждающимся», зависит от наших политических взглядов. Когда «они» восхваляют свою страну и свой народ - это национализм, но когда «мы» делаем то же самое - это патриотизм. От личных нравственных ценностей человека зависит, будет ли он считать связь на стороне «адюльтером» или «гражданским браком». «Промывание мозгов» есть социальное влияние, которые мы не одобряем. Извращения - это сексуальные действия, которых мы не совершаем. Замечания об «амбициозных» мужчинах и «агрессивных» женщинах или о «предусмотрительных» мальчиках и «робких» девочках передают скрытое в них сообщение.

Нельзя перекинуть мост между «есть» и «должно быть»

Специалистам в области социальных наук трудно побороть соблазн и не совершить ошибку, соскользнув с описания того, что «есть», на предписание того, что «должно быть». Философы называют это натуралистическим заблуждением .Сегодня пропасть между «есть» и «должно быть», между научным описанием и этическим предписанием остается такой же широкой, какой она была 200 лет тому назад, когда философ Дэвид Юм обратил внимание на этот феномен. Ни из одного исследования человеческого поведения, например сексуального, не следует логический вывод о том, какое поведение «правильное». Если большинство людей не делает чего-то, из этого вовсе не следует, что их поведение «неправильное». И наоборот, если большинство что-то делает, это совсем не значит, что подобное поведение правильно. Всякий раз, переходя от утверждений об объективных фактах к предписывающим утверждениям относительно того, что должно быть, мы добавляем свои ценности.

Именно так - и явно, и неявно - личные ценности социальных психологов влияют на их работу. Мы поступим правильно, если будем помнить об этом, а также и о том, что если что-то справедливо по отношению к ним, справедливо и по отношению к каждому из нас. Наши взгляды на мир несут на себе отпечаток наших ценностей и предположений. Чтобы понять, в какой мере принимаемое нами как должное зависит от разделяемых нами ценностей и социальных репрезентаций, необходимо познакомиться с миром иной культуры, что время от времени мы будем делать на протяжении всей этой книги. Если у вас нет сомнений в том, что люди должны быть прежде всего верны самим себе, что женщины лучше (или хуже), чем мужчины, справляются с некоторыми ролями или что браку должна непременно предшествовать романтическая любовь, - живите в согласии с этими ценностями.

Так к какому же выводу мы пришли? Коль скоро наука не лишена субъективности, от «ее услуг» следует отказаться? Отнюдь нет. Именно понимание того, что человеческое мышление всегда включает интерпретацию, и является причиной проведения научного анализа; нам нужны исследования, выполненные с разными предубеждениями. Постоянно проверяя свои убеждения фактами, лучше узнавая последние, мы контролируем и ограничиваем свои предубеждения. Системные наблюдения и эксперименты помогают нам освободиться от розовых очков, через которые мы смотрим на реальность.

Резюме

Влияние ценностных ориентаций социальных психологов проявляется в их работах как явно, так и неявно. Пример явного влияния - выбор предмета исследований, неявного - скрытые допущения при создании концепций, выборе обозначений и характере рекомендаций. Растет осознание субъективности научной интерпретации; ценностных предпочтений, скрывающихся в концепциях и терминологии социальных психологов; и пропасти между научным описанием того, что есть, и этическим предписанием того, что должно быть. Подобное проникновение ценностей в науку присуще не только социальной психологии. Именно потому, что человеческое мышление редко бывает беспристрастным, нам нужны системные наблюдения и эксперименты, если мы действительно хотим проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи.

Феномен «Так я и знал!»: можно ли поставить знак равенства между социальной психологией и здравым смыслом?

Верно ли, что теории, созданные социальными психологами, дают новое понимание обстоятельств, в которых действуют люди, или они лишь описывают очевидное?

Должно быть, вам уже приходили в голову многие из тех выводов, которые представлены в этой книге, ибо мы со всех сторон окружены социальной психологией. Мы постоянно наблюдаем за людьми, думающими о других, влияющими на них и демонстрирующими свое отношение к ним. Стоит подумать, о чем говорит это выражение лица, как заставить кого-то сделать то, что вам нужно, и как относиться к другому человеку - как к другу или как к врагу. В течение многих веков философы, писатели и поэты наблюдали социальное поведение и нередко делали это весьма искусно. В социальной психологии разбираются абсолютно все.

Значит ли это, что социальная психология - всего лишь синоним понятия «здравый смысл»? Социальную психологию критикуют с двух противоречащих друг другу позиций: одни - за тривиальность, подтверждающую очевидное, другие - за то, что она опасна, ибо ее достижения могут быть использованы для манипулирования людьми. Справедливо ли первое утверждение, т. е. правда ли, что социальная психология лишь придает определенную форму тому, что благодаря интуиции известно любому обывателю?

Писатель Каллен Мерфи говорит: «День за днем социальные психологи выходят в мир. День за днем они убеждаются в том, что поведение людей во многом именно такое, какого и следовало ожидать» (Murphy, 1990). Около полувека назад историк Артур Шлезингер-младший с той же усмешкой реагировал на исследования американских солдат, которые проводили социальные психологи во время Второй мировой войны (Schlesinger, Jr., 1949).

Каковы же результаты этих исследований? Их перечислил и прокомментировал другой рецензент, социолог Пол Лазарсфельд; я приведу некоторые из них в собственном изложении (Lazarsfeld, 1949).

1. Чем образованнее солдаты, тем труднее они адаптируются. (Интеллектуалы менее подготовлены к стрессам, связанным с военным временем, чем люди, воспитанные улицей.)

2. Уроженцы Юга лучше переносили жаркий климат островов, расположенных в южной части Тихого океана, нежели выходцы из северных штатов. (Для южан жаркая погода - более привычное дело.)

3. Белые рядовые с большим нетерпением ждали повышения по службе, чем афроамериканцы. (Годы угнетения не прошли бесследно для мотивации достижений.)

4. Афроамериканцы из южных штатов отдавали предпочтение белым офицерам-южанам. (У офицеров-южан более богатый опыт общения с чернокожими солдатами, чем у офицеров-северян.)

Одна из проблем, связанных со здравым смыслом, заключается в том, что мы обращаемся к нему уже после того, как становятся известны факты. События кажутся значительно более «очевидными» и предсказуемыми после того, как они уже произошли, чем «до того». Практика показывает: когда результаты экспериментов становятся известны, людям вдруг начинает казаться, что в них нет ничего удивительного, во всяком случае, они удивляются меньше, чем те, кому просто было рассказано о проводимых экспериментах и об их возможных результатах (Slovic & Fischhoff, 1977).Обладая новым знанием, наша действенная система памяти освобождается от устаревших представлений (Hoffrage et al., 2000).

<Самая лучшая теория прогнозирует, посредственная - не позволяет, а плохая - объясняет событие после того, как оно произошло. А. И. Китайгородский >

Возможно, у вас было именно такое чувство, когда вы читали выводы, сделанные Лазарсфельдом. Однако они приведены не полностью. Далее Лазарсфельд пишет: «Все эти выводы диаметрально противоположны тому, что в действительности установили авторы исследования». На самом деле они нашли, что менее образованные солдаты адаптируются хуже, южане хуже северян адаптируются к климату тропиков, афроамериканцы с большим нетерпением ожидали повышения, нежели белые солдаты, и т. д. «Если бы мы сначала перечислили истинные результаты исследования [а Шлезингер узнал именно их], читатель и их назвал бы “очевидными”».

В повседневной жизни некоторые события тоже становятся для нас полной неожиданностью. Однако потом, задним числом, мы вдруг отчетливо понимаем, почему они произошли, и перестаем удивляться. После того как результаты выборов становятся известны, а изменения на фондовом рынке уже произошли, большинство комментаторов не находят в этих событиях ничего удивительного: «Корректировка фондового рынка была неизбежной». Как сказал датский философ и теолог Серен Кьеркегор, «жизнь идет вперед, но понимаем мы ее с опозданием».

Если эта ошибка хиндсайта ,которую называют также феноменом «Так я и знал!», - распространенное явление, вам, возможно, кажется, что вы и раньше знали про нее. Действительно, едва ли не любой из возможных результатов психологического эксперимента можно объяснить, полагаясь на здравый смысл, после того, как этот результат станет вам известен.


(Институт перспективного хиндсайта. Изучение того, что должно было случиться)

Задним числом все события кажутся очевидными и предсказуемыми

Вы сами можете убедиться в существовании этого феномена. Познакомьте одну половину группы с каким-либо результатом психологического исследования, а вторую половину - с диаметрально противоположным выводом. Например, скажите одной половине следующее: «Социальные психологи нашли, что нашими друзьями и возлюбленными чаще становятся люди, непохожие на нас, т. е. оправдывается старинная пословица “противоположности сходятся”». А другой половине скажите: «Социальные психологи нашли, что нашими друзьями и возлюбленными чаще становятся люди, с которыми у нас много общего, т. е. оправдывается старинная пословица “Рыбак рыбака видит издалека”».


(- Заблуждение не становится истиной от того, что многие его разделяют.

С собой этого не возьмешь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Желаю приятно провести время!)

Древнегреческий философ Медиократ известен своими банальными рассуждениями и пристрастием к языковым клише

Сначала попросите участников эксперимента объяснить результат. Затем спросите, «удивляет» ли он их или нет. Независимо от того, какой результат будет сообщен, он, скорее всего, никого не удивит.

Воистину, нам известно такое количество пословиц, что едва ли не любой результат можно представить как нечто само собой разумеющееся. Если социальный психолог говорит, что разлука усиливает романтическую привязанность, обязательно найдется какой-нибудь Джо, который спросит: «И за это вам платят? Всем давно известно, что “в разлуке пожар любви разгорается сильнее”». А если вы скажете, что «разлука уносит любовь», некто по имени Джуди тоже нисколько не удивится: «Незачем было трудиться. Моя бабушка всегда говорит: “С глаз долой - из сердца вон”». Что бы ни произошло, всегда найдется кто-нибудь, кто знал, что это непременно должно было случиться.

Должно быть, Карл Тейген от души веселился, когда просил студентов Лейчестерского университета (Англия) оценить известные пословицы и противоположные им по смыслу утверждения (Teigen, 1986). Когда студентам была предложена «пословица» «Страх сильнее любви», большинство оценило ее как соответствующую истине. Однако та же самая участь «постигла» и ее антипод - «Любовь сильнее страха». Ситуация повторилась с пословицей «Упавший не может помочь лежащему» и ее «антиверсией» «Лежащему может помочь упавший». Однако лично мне больше всего понравилась высоко оцененная пара: «Сочиняют пословицы мудрецы, а повторяют - дураки» и «Сочиняют пословицы дураки, а повторяют - мудрецы».

Ошибка хиндсайта - источник проблемы, с которой сталкиваются многие студенты, изучающие психологию. Иногда результаты таковы, что просто не могут не вызвать удивления: например, тот факт, что бронзовые призеры Олимпийских игр больше радуются своим успехам, чем серебряные медалисты. Однако чаще, когда вы читаете в учебниках о результатах экспериментов, они кажутся вам не просто понятными, но даже очевидными. Когда же позднее, во время тестирования, вы оказываетесь перед необходимостью ответить на конкретный вопрос, выбрав один из предложенных вариантов, эта задача неожиданно может показаться вам трудной. «Понятия не имею, что случилось, - жалуется потом обескураженный студент, - мне казалось, что я знаю материал».

Феномен «Так я и знал!» может не только стать причиной того, что достижения социальных наук будут восприниматься как банальности, но и иметь пагубные последствия. Он может породить самонадеянность - завышенную оценку наших собственных интеллектуальных способностей. Более того, поскольку результаты выглядят так, словно их можно было предвидеть, мы больше склонны винить за плохой выбор тех, кто принимал решения, которые задним числом кажутся «очевидными», чем хвалить за хороший, который также представляется «очевидным». После воздушных атак на Югославию, предпринятых НАТО в 1999 г., казалось очевидным, что превосходство авиации НАТО заставит Слободана Милошевича допустить миротворческие войска в Косово, хотя вряд ли это было столь же очевидным для многих политиков и экспертов до бомбардировок.

Проблема крупным планом. Конкурирующие пословицы

Каллен Мерфи, исполнительный редактор TheAthlantic ,обвиняет «социологию, психологию и другие социальные науки в том, что они слишком часто констатируют очевидное или подтверждают общеизвестное» (Murphy, 1990). Его собственный бессистемный обзор достижений социальных наук «не выявил ни одной идеи или вывода, которых нельзя было бы найти в словаре Бартлета [Джон Бартлет (1820-1905) - редактор и издатель. С 16 лет, работая продавцом в книжном магазине в Гарвардском университете, прославился знанием цитат. В 1855 г. выпустил первое издание словаря цитат «Знакомые цитаты». Впоследствии словарь неоднократно переиздавался и не потерял своего значения до сих пор. - Примеч. ред. ] или в какой-нибудь другой энциклопедии цитат». Это правда, ибо суть многих потенциальных открытий может быть выражена известными цитатами (Evens & Berent, 1993). Как заметил однажды философ Альфред Норт Уайтхед (1861-1947), «все важное уже давно сказано». Но чтобы тщательно проанализировать справедливость конкурирующих пословиц, необходимо провести исследование. Итак, какие пословицы «ближе к истине» - те, которые в левом столбце, или те, что в правом?

Мы иногда виним себя за «глупые ошибки», например, за то, что не лучшим образом обошлись с каким-нибудь человеком или разрешили ту или иную ситуацию. Оглядываясь назад, мы понимаем, как нужно было поступить. «Мне следовало знать, что в конце семестра я буду очень занят, и начать писать эту статью раньше». Однако иногда мы слишком строго судим себя. Мы забываем: то, что кажется нам очевидным сегодня, отнюдь не казалось таким ни вчера, ни позавчера. Врачи, знающие и симптомы болезни, которой страдал покойный, и результаты вскрытия, нередко удивляются тому, как можно было поставить неверный диагноз. Однако их коллеги, которым известны только симптомы, не считают диагноз столь очевидным (Dawson et al., 1988). (Стали бы жюри присяжных осторожнее выносить вердикты о врачебных ошибках, если бы исходили не из результатов вскрытия, а из прижизненных симптомов болезни?)

Итак, к какому же выводу мы пришли? Что здравый смысл всегда заблуждается? Иногда - да. Здравый смысл и собственный опыт убедили докторов в том, что кровопускание - эффективный метод лечения тифа, и это мнение держалось до тех пор, пока кому-то в середине XIX в. не пришло в голову поэкспериментировать: разделить больных на две группы и сделать одним кровопускание, а другим прописать постельный режим.

В иных случаях здравый смысл либо прав, либо распространяется на обе возможные альтернативы. В чем счастье - в том, чтобы знать правду или сохранять иллюзии? В том, чтобы жить в окружении людей или в не нарушаемом никем одиночестве? Сколько людей, столько и мнений, и какие бы открытия мы ни сделали, всегда найдется человек, который скажет, что он это предвидел. (Марк Твен говорил, что Адам был единственным человеком, который, говоря что-либо дельное, точно знал, что до него этого не сказал никто.) Однако какая из многочисленных конкурирующих идей лучше всего отражает реальность?

Дело не в том, что здравый смысл apriori неверен. Скорее, речь о том, что обычно он оказывается прав после того, как событие свершилось. А это значит, мы легко обманываем сами себя, полагая, что знаем и знали больше, чем на самом деле знаем и знали. Именно поэтому-то нам и нужна наука - чтобы помочь отделить реальность от иллюзий и подлинные прогнозы от «крепости задним умом».

Резюме

Как и многое другое в жизни, данные исследований социальных психологов иногда кажутся очевидными. Однако эксперименты свидетельствуют о том, что результаты становятся более «очевидными» после того, как про них узнают. Эта ошибка хиндсайта нередко приводит к тому, что люди завышают оценки справедливости их собственных суждений и прогнозов.